что такое субабонент энергоснабжающей организации
Энциклопедия решений. Субабонент в энергоснабжении (теплоснабжении)
Субабонент в энергоснабжении (теплоснабжении)
В силу ст. 539 ГК РФ абонентом по договору энергоснабжения является пользователь энергией, который имеет отвечающее установленным техническим требованиям энергопринимающее устройство, присоединенное к сетям энергоснабжающей организации, и другое необходимое оборудование, а также обеспечивает учет потребления энергии.
Внимание
Лицо, потребляющее электроэнергию в связи с исполнением гражданско-правового договора (например, аренды), не является субабонентом. Как правило, в связи с заключением договора аренды (зданий, сооружений, помещений и т.д.), арендатор не присоединяет к сети сетевой организации собственное энергопринимающее устройство посредством оборудования, принадлежащего арендодателю, а пользуется энергопринимающим устройством, которое принадлежит арендодателю и через которое обеспечивается снабжение энергией арендуемых помещений. Поэтому арендатор не является субабонентом по отношению к арендодателю (постановления ФАС Северо-Западного округа от 11.07.2012 N Ф07-2082/12, Пятнадцатого ААС от 09.09.2013 N 15АП-9787/13). Обычно стороны предусматривают в самом договоре аренды или дополнительно заключаемом соглашении условие о возмещении арендатором арендодателю расходов на оплату потребленной им энергии. Такое соглашение не может быть квалифицировано как договор энергоснабжения, поскольку оно фактически устанавливает порядок определения расходов арендатора на потребляемую энергию в арендуемых им помещениях и является частью договора аренды (п. 22 Обзора практики разрешения споров, связанных с арендой, направленного информационным письмом Президиума ВАС РФ от 11.01.2002 N 66).
Абонент может передавать энергию, принятую им от энергоснабжающей организации через присоединенную сеть, другому лицу (субабоненту) только с согласия энергоснабжающей организации (ст. 545 ГК РФ). Такое согласие может быть как предварительным, так и последующим. Оно может быть достигнуто, например, путем включения субабонентов в приложение к договору энергоснабжения (постановление ФАС Северо-Западного округа от 16.07.2008 N А21-5745/2007). Однако договором энергоснабжения может быть предусмотрена необходимость получения именно предварительного согласия энергоснабжающей организации на присоединение субабонентов (см. например, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2014 N 13АП-26776/13).
В отличие от договора энергоснабжения (теплоснабжения), договора на оказание услуг по передаче электроэнергии (тепловой энергии, теплоносителя), которые являются публичными соответственно для гарантирующего поставщика, единой теплоснабжающей организации, сетевой организации (п. 2 ст. 26, п. 5 ст. 38 Закон об электроэнергетике, ч. 7 ст. 15, ч. 3 ст. 17 Закона о теплоснабжении), абонент не обязан присоединять к своим энергетическим установкам или иному оборудованию энергопринимающее устройство субабонента и поставлять ему энергию (постановление ФАС Московского округа от 13.09.2012 N Ф05-9972/12). Однако, если технологическое присоединение энергопринимающего устройства потребителя к объектам электросетевого хозяйства другого лица уже состоялось, это лицо не вправе препятствовать перетоку электроэнергии к потребителю через свои объекты. Если владелец объектов, через которые потребитель присоединен к сетям сетевой организации, не оказывает услуги по передаче электроэнергии (как отмечено выше, он может оказывать такие услуги на платной основе только после утверждения для него в установленном порядке соответствующего тарифа), такой потребитель заключает договор на оказание услуг по передаче электроэнергии с той сетевой организацией, к сетям которой присоединены объекты, к которым, в свою очередь, непосредственно присоединено его энергопринимающее устройство (п. 5 Правил недискриминационного доступа).
Поскольку субабонент не имеет отдельного договора с энергоснабжающей организацией, всю поступающую энергию, в том числе потребляемую субабонентом, оплачивает абонент на основании заключенного им договора энергоснабжения (см. например, постановление ФАС Уральского округа от 12.07.2013 N Ф09-5699/13). Отношения, возникающие между абонентом и субабонентом в связи с оплатой потребленной субабонентом энергии, законодательством не урегулированы. В частности, законодательство не указывает на необходимость в этой ситуации заключать в письменной форме договор энергоснабжения (купли-продажи, поставки) электроэнергии, содержащий все существенные условия, предусмотренные для данного вида договора (п. 55 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442). На практике такой договор может характеризоваться, например, как договор на пользование электроэнергией (см. например, постановление Девятого ААС от 01.09.2011 N 09АП-20140/11). Во многих других спорных ситуациях суды квалифицируют отношения между абонентом и субабонентом как фактически сложившиеся отношения по договору энергоснабжения (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 04.12.2012 N Ф01-5423/12 (определением ВАС РФ от 15.03.2013 N ВАС-2447/13 в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора отказано)).
Поскольку между абонентом и субабонентом складываются отношения, регулируемые правилами об энергоснабжении, у них возникают соответствующие права и обязанности. Так, абонент не вправе произвольно (по основаниям, не предусмотренным законодательством и договором) прекращать снабжение субабонента энергией. В случае необоснованного отключения субабонента от энергоснабжения, он вправе потребовать от абонента возмещения причиненных ему убытков (ст. 15 ГК РФ, постановление ФАС Северо-Западного округа от 19.11.2013 N Ф07-8043/13).
Что такое субабонент энергоснабжающей организации
В практике жилищного управления мы сталкиваемся с ситуациями, когда на инженерные коммуникации, обслуживаемые управляющей организацией, подключаются дополнительные потребители (субабоненты). Задачей управляющей организации является правильное формирование договорных отношений и недопущение безучетного потребления.
Понятие субабонента и кто им является
В строгом смысле понятие субабонента раскрывается в ст. 545 ГК РФ, где указано, что абонент может передавать энергию, принятую им от энергоснабжающей организации через присоединенную сеть, другому лицу (субабоненту) только с согласия энергоснабжающей организации.
Однако в рамках настоящего материала субабонентами мы будем понимать юридических лиц, которые используют внутридомовые инженерные сети по поставке коммунального ресурса, используемого, как правило, для ведения предпринимательской деятельности.
— организация точек (пунктов) продажи питьевой воды (получаемой в результате фильтрации водопроводной воды из централизованного водоснабжения);
— нежилых помещений, которые изначально не были подключены к централизованным инженерным системам (например, в случае их вывода из состава общего имущества);
— провайдеры, использующие внутридомовую электроэнергию для ведения предпринимательской деятельности;
— отдельные объекты (например, автостоянки, рекламные щиты, фонтаны), запитанные из многоквартирного дома.
Практикой наработано два варианта подключения субабонентов и каждый из них имеет право на существование.
Первый вариант предполагает отсутствие официального подключения и согласования субабонентов с поставщиком коммунального ресурса. Второй вариант предполагает официальное подключение путем согласования технических условий и их выполнения.
Вариант отсутствия согласований с поставщиком ресурса
В соответствии с пп. «Г» п. 17 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 г. № 124 (далее – Правила № 124), существенными условиями договора ресурсоснабжения являются:
а) предмет договора (вид коммунального ресурса);
б) дата начала поставки коммунального ресурса;
в) показатели качества поставляемого коммунального ресурса;
г) порядок определения объемов поставляемого коммунального ресурса.
Кроме того, в силу пп. «В» п. 18 Правил № 124, в договоре ресурсоснабжения также предусматривается условие о разграничении обязательств сторон по обеспечению обслуживания внутридомовых инженерных систем, являющихся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, или общих сетей инженерно-технического обеспечения, которыми объединены жилые дом и которые подключены к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения.
В случае если управляющая организация не превышает установленный в договоре договорной объем потребления коммунальных ресурсов, все потребление субабонентов проходит через общедомовой прибор учета и в полном объеме оплачивается поставщику ресурса. А вот потребление субабонентов, которое должно быть оприборено, вычитается из коммунального ресурса на содержание общего имущества и оплачивается в управляющую организацию.
Плюсы такого варианта:
— отсутствие необходимости получения технических условий и последующего согласования с поставщиком ресурса подключения абонента (при условии непревышения договорных объемов потребления);
— простота и удобство учета для управляющей организации (которая самостоятельно минусует КР на СОИ, а не отдает это на откуп ресурснику);
Минусы состоят в рисках штрафных санкций в адрес управляющей организации в случае превышения договорных объемов потребления или установления факта бездоговорного потребления.
Согласование подключения субабонентов с поставщиком ресурса
В этом случае субабонент обращается для получения технических условий на подключение своего объекта. Данные условия выполняются, а итогом является заключенный договор субабонента с поставщиком ресурса.
Управляющая организация в данном случае выступает в качестве некой транзитной организацией, обеспечивающей транспортировку коммунального ресурса. При этом специальный тариф для такого транзита, как правило, не утверждается.
Более того, действующее законодательство также содержит понятие «опосредованное присоединение». При этом, управляющая организация как владелец энергопринимающих устройств по согласованию с сетевой организацией вправе присоединить энергопринимающие устройства иного лица при условии соблюдения выданных ранее технических условий (однако данная норма применяется, если дом был подключен до 01.01.2015 г. При опосредованном присоединении владелец ранее присоединенных энергопринимающих устройств перераспределяет максимальную мощность принадлежащих ему энергопринимающих устройств в пользу энергопринимающих устройств иного лица (п. 40(4) и 40(5) Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861).
Кроме того, с учетом п. 1 ст. 548 ГК РФ, правила об энергоснабжении применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть.
В случае холодного водоснабжения и отведения сточных вод в законе используется понятие «транзитная организация», т.е. организация, в том числе индивидуальный предприниматель, эксплуатирующая водопроводные и (или) канализационные сети и оказывающая услуги по транспортировке воды, подаваемой иным лицам, и (или) по транспортировке сточных вод, сбрасываемых иными лицами (п. 2 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утверждённые Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644).
Договорная работа с субабонентами – как основа страхования рисков
Прежде всего, все субабоненты должны быть установлены: управляющая организация должно предельно четко понимать, кто и куда подключен с сетей инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества.
В ситуации подключения субабонентов очень важной является конструкция договорных отношений между управляющей организацией и субабонентом. Логичным видится построение договоров с субабонентами, предметом которых будет являться благоустройство и комфорт жителей. Например, если управляющая организация заключает договор аренды с пунктом продажи питьевой воды, то в его в предмете стоит прописать, что данный договор заключается в интересах жителей в целях их обеспечения чистой питьевой водой, а не в целях транзита коммунального ресурса.
Например, в одном из случаев орган местного самоуправления обратился в суд с требованием демонтажа автомата для продажи питьевой воды, размещенного на территории МКД и подключенного изнутри дома. Суд отказал на том основании, что:
— указанный объект является автоматическим оборудованием по розливу питьевой воды, не имеющим рабочего места продавца, также он не является ни павильоном, ни ларьком, поскольку к палаткам (ларькам, киоскам) относятся торговые предприятия, занимающие обособленные помещения, но не имеющие торгового зала для покупателей;
— спорный объект не имеет обособленного помещения, не имеет торгового зала и т п., является нестационарным автоматическим оборудованием, что подтверждено технической документацией на оборудование (Постановление 19 Арбитражного апелляционного суда от 10.10.2019 г. по делу № А14-5589/2019).
Аналогичным образом, в случае заключения договора с автостоянкой, логичным будет увязка: «в целях решения проблем с парковкой жителей». Отсылка на тему благоустройства показывает, что конечная цель договора состоит не в получении прибыли от транзита коммунального ресурса, а в улучшении комфорта проживания. В этом случае оснований считать транзитером управляющую организацию будет меньше.
Автор: Павел Кузнецов, управляющий многоквартирными домами, автор книги «Управление многоквартирным домом: настольная книга управдома», преподаватель Русской школы управления, член экспертного совета Ассоциации «Р1», кандидат наук
Что такое субабонент энергоснабжающей организации
Верховный Суд
Республики Беларусь
Интернет-портал судов общей юрисдикции Республики Беларусь
220020, г. Минск, ул. Орловская, 76
Электронное судопроизводство по экономическим делам
Банк данных судебных постановлений
Образцы документов для обращения в суд
Направить электронное обращение
Актуально
Постановление судебной коллегии по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь от 15.01.2020 по делу № 56-6/2019/1139А/1512К
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Судебная коллегия по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников на решение экономического суда города Минска от 01.08.2019 и постановление апелляционной инстанции экономического суда города Минска от 14.11.2019 по делу № 56-6/2019 по иску индивидуального предпринимателя К. о понуждении товарищества собственников к заключению договора на снабжение электрической энергией (электроснабжения), с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, на стороне истца – республиканского предприятия «М»,
Экономический суд города Минска решением от 01.08.2019 понудил товарищество собственников к заключению договора на снабжение электрической энергией (электроснабжения).
Постановлением апелляционной инстанции экономического суда города Минска от 14.11.2019 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
ТС обратилось с кассационной жалобой на указанные выше судебные постановления, в которой просит их отменить и отказать в удовлетворении требований.
Представители заявителя доводы кассационной жалобы поддержали в полном объеме, представители истца и третьего лица с доводами кассационной жалобы не согласились, просили в ее удовлетворении отказать.
Рассмотрев дело, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав пояснения лиц, явившихся в судебное заседание, проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных постановлений, судебная коллегия по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь приходит к выводу об отсутствии оснований для их отмены.
Согласно статье 297 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь (далее – ХПК) основаниями для изменения или отмены судебных постановлений суда первой и (или) апелляционной инстанций являются необоснованность судебных постановлений, нарушение или неправильное применение норм материального и (или) процессуального права.
Из материалов дела усматривается, что что индивидуальный предприниматель К. является собственником изолированного нежилого помещения № 154 с инвентарным номером 500/D-708126467, площадью 142 м2, назначение – административное помещение.
Управление недвижимым имуществом совместного домовладения осуществляется товариществом собственников.
Электроснабжение жилого дома осуществляется на основании заключенного между РУПЭ «М» (энергоснабжающая организация) и ответчиком (абонент) договора электроснабжения № 1510 от 02.06.2014. Однако истец получил отказ РУПЭ «М» на заключение договора электроснабжения, поскольку электрические сети (электроустановки) истца не присоединены к сетям РУП «М».
В этой связи истцом в адрес ответчика письмом от 10.05.2018 № 1005 был направлен проект договора электроснабжения с предложением о заключении договора, от заключения которого ответчик уклоняется, что явилось для истца основанием для обращения с требованием о понуждении к заключению договора, которое правомерно удовлетворено судебными инстанциями в силу следующего.
Согласно пункту 1 статьи 510 Гражданского кодекса Республики Беларусь по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Пункт 2 статьи 510 Гражданского кодекса Республики Беларусь определяет, что договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
В силу пункта 1 статьи 396 Гражданского кодекса Республики Беларусь публичным признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание, обязательное страхование и т.п.).
Исходя из приведенных выше норм законодательства договор электроснабжения является публичным договором.
Согласно пункту 3 статьи 396 Гражданского кодекса Республики Беларусь отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары (работы, услуги) не допускается. При необоснованном уклонении коммерческой организации от заключения публичного договора применяются положения, предусмотренные пунктом 4 статьи 415 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 4 статьи 415 Гражданского кодекса Республики Беларусь, если сторона, для которой в соответствии с данным Кодексом и иными актами законодательства заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Согласно пункту 3 Правил электроснабжения, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.10.2011 № 1394 (далее – Правила электроснабжения):
На основании пунктов 57, 69 Правил электроснабжения снабжение электрической энергией (мощностью) и ее использование допускается только на основании договора электроснабжения либо договора электроснабжения с владельцем блок-станции, заключенных между энергоснабжающей организацией и абонентом. Субабонент заключает договор электроснабжения с абонентом. При этом абонент в отношениях с субабонентом выступает в качестве энергоснабжающей организации и руководствуется нормами Правил электроснабжения.
Пунктом 1.10 Правил пользования электрической и тепловой энергией, утвержденных Приказом Министерства топлива и энергетики Республики Беларусь от 30.04.1996 № 28, установлена обязанность потребителя присоединять по требованию энергоснабжающей организации при наличии технической возможности к своим сетям электроустановки других потребителей электроэнергии. В этом случае потребитель (абонент), заключая договор с субабонентом, выступает в качестве энергоснабжающей организации и руководствуется требованиями настоящих Правил.
Следовательно, судебные инстанции правомерно указали на то, что приведенные выше нормы устанавливают обязанность абонента, получающего электроэнергию от энергоснабжающей организации, заключить договор электроснабжения с субабонентом, присоединенным к электрической сети абонента, учитывая наличие у истца энергопринимающего устройства, присоединенного к электросетям ответчика, а также приборов учета потребления энергии. Указанные обстоятельства также подтверждены привлеченным к участию в деле РУПЭ «М».
При таких обстоятельствах судебными инстанциями обоснованно отклонены доводы об отсутствии у ответчика оснований для осуществления административной процедуры, одним из этапов которой является заключение договора электроснабжения, и о том, что ответчик не может являться энергоснабжающей организацией, поскольку не осуществляет продажу потребителям электрической энергии.
Судебными инстанциями также дана полная и объективная оценка доводам относительно ненадлежащего подключения электроустановки истца к сети.
В силу статьи 125 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Согласно статье 126 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь к издержкам, связанным с рассмотрением дела, в том числе, относятся расходы по оплате услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела и признанные судом, рассматривающим экономические дела, необходимыми.
В соответствии с пунктом 9 Постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 18.12.2007 № 13 «О применении Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь при распределении издержек, связанных с рассмотрением дела в хозяйственном суде», при рассмотрении вопроса о возмещении расходов по оплате услуг адвокатов либо лиц, оказывающих юридические услуги, следует исходить из того, что о возмещении таких расходов должно быть заявлено хозяйственному суду лицом, участвующим в деле, и представлены соответствующие доказательства в подтверждение фактически произведенных расходов и их необходимости. Такими доказательствами могут быть: договор на оказание юридических услуг, акты приема-передачи выполненных работ, услуг, документы, подтверждающие факт оплаты выполненных работ, услуг, и другое.
В материалы дела истцом представлены следующие документы, подтверждающие факт оказания юридической помощи и фактически произведенные расходы по оплате оказанной юридической помощи: копия договора на оказание юридической помощи от 08.01.2020; копия акта от 15.01.2020, копия платежного поручения № 242 от 09.01.2020 на сумму 500 руб.
Вместе с тем, позиция истца, изложенная в отзыве на кассационную жалобу, по содержанию не отличается от позиции, изложенной в отзыве на апелляционную жалобу. Доводы кассационной жалобы ответчика не претерпели изменений по сравнению с доводами апелляционной жалобы, также как и не изменилась правовая позиция лица, подавшего кассационную жалобу. В этой связи судебная коллегия приходит к выводу, что размер понесенных истцом при кассационном рассмотрении дела расходов не соответствует характеру спора, степени сложности дела, объему подлежащего защите нарушенного права, а расходы истца по оказанию юридической помощи не вызваны объективной необходимостью и не подлежат возмещению.
В связи с отказом в удовлетворении жалобы расходы по оплате госпошлины в соответствии со ст. 133 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь возмещению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 294, 296, 298 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь, судебная коллегия по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь
решение экономического суда города Минска от 01.08.2019 и постановление апелляционной инстанции экономического суда города Минска от 14.11.2019 по делу № 56-6/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу товарищества собственников– без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в порядке надзора в соответствии со статьями 300-304 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь.