что такое ступени в музыке

Ступень (музыка)

что такое ступени в музыке. Смотреть фото что такое ступени в музыке. Смотреть картинку что такое ступени в музыке. Картинка про что такое ступени в музыке. Фото что такое ступени в музыке

В теории музыки ступе́нь (или ступе́нь звукоряда) — это звук, входящий в музыкальную систему (и, соответственно, в её звукоряд). Кроме того, звуки, принадлежащие той или иной ладовой системе, тоже называются ступенями — ступенями лада.

Содержание

Ступень звукоряда (абсолютная ступень)

Под ступенью звукоряда обычно понимается звук, входящий в общую музыкальную систему (и, соответственно, попадающий в её звукоряд). Выделяют основные и производные ступени звукоряда. Основные ступени — это ступени, имеющие собственные названия, названия же производных получают, изменяя названия основных.

Слоговая система наименования

Буквенная система наименования

Также сложилась в средние века, основана на буквах латинского алфавита. Основные ступени обозначаются по порядку следующим образом: c, d, e, f, g, a, h. Несоответствие алфавитному порядку объясняется тем, что первоначально первой основной ступенью считался звук ля (a), а за ним шел звук си-бемоль, обозначавшийся буквой b. Впоследствии вместо звука си-бемоль основное значение приобрел звук си, обозначенный следующей по порядку неиспользованной буквой h.

Производные ступени обозначаются с помощью прибавления к обозначению основной ступени одного из окончаний: is для повышения на полутон, isis для повышения на целый тон, es для понижения на полутон и eses для понижения на тон, например Fis, Cis1, Des, Es (E-es), As (A-es) и т.д.

Наименования

Латинская номенклатураАлфавитная номенклатура
испанскийитальянскийфранцузскийрумынскийрусскийнемецкий *английскийголландский **японский
dododo (Ut)doдо (do)CCCハ (ha).
do sostenidodo diesisdo dièsedo diezдо-диезCisC sharpCis嬰ハ (ei-ha).
do bemoldo bemolledo bémoldo bemolдо-бемольCesC flatCes変ハ (hen-ha).
rerereреDDDニ (ni).
re sostenidore diesis dièsere diezре-диезDisD sharpDis嬰ニ (ei-ni).
re bemolre bemolle bémolre bemolре-бемольDesD flatDes変ニ (hen-ni).
mimimimiмиEEEホ (ho).
mi sostenidomi diesismi dièsemi diezми-диезEisE sharpEis嬰ホ (ei-ho).
mi bemolmi bemollemi bémolmi bemolми-бемольEsE flatEs変ホ (hen-ho).
fafafafaфаFFFヘ (he).
fa sostenidofa diesisfa dièsefa diezфа-диезFisF sharpFis嬰ヘ (ei-he).
fa bemolfa bemollefa bémolfa bemolфа-бемольFesF flatFes変ヘ (hen-he).
solsolsolsolсольGGGト (to).
sol sostenidosol diesissol dièsesol diezсоль-диезGisG sharpGis嬰ト (ei-to).
sol bemolsol bemollesol bémolsol bemolсоль-бемольGesG flatGes変ト (hen-to).
lalalalaляAAAイ (i).
la sostenidola diesisla dièsela diezля-диезAisA sharpAis嬰イ (ei-i).
la bemolla bemollela bémolla bemolля-бемольAsA flatAs変イ (hen-i).
sisisisiсиHBBロ (ro).
si sostenidosi diesissi dièsesi diezси-диезHisB sharpBis嬰ロ (ei-ro).
si bemolsi bemollesi bémolsi bemolси-бемольBB flatBes変ロ (hen-ro).

1) Немецкая система также используется в Центральной Европе (Польша, Чехия и др.), а также в бывшем СССР в литературе по музыкальной теории.

2) В нидерландоязычной части Бельгии (Фландрия) применяется французская система, диез обозначается kruis, бемоль — mol. В то же время, голландская система с 1990-х гг. в Скандинавии начинает вытеснять немецкую.

3) Традиционные для Европы названия нот (до, ре, ми, фа, соль, ля, си) с некоторыми изменениями используются и в англоязычном мире, но для обозначения относительной ступени (ступени лада, см. ниже), а не абсолютной высоты звука.

4) В России используются наименования: 1-я, 2-я, 3-я ступень и т.д.

Ступень лада (относительная ступень)

В наиболее распространённых ладах (например, в мажорно-минорных или натуральных ладах) выделяют семь ступеней. Ступени лада нумеруются от первой до седьмой вверх и обозначаются римскими цифрами. Помимо этого, каждая из ступеней может иметь определённое название в зависимости от её положения в ладу и взаимоотношения с другими ступенями.

В англосаксонской нотации названия ступеней лада совпадают, с некоторыми отличиями, с принятыми в России и ряде других стран ступенями звукоряда: мажорные: Do, Re, Mi, Fa, Sol, La, Ti, минорные — Do, Re, Me, Fa, Sol, Le, Te) [4]

Также существует специальная система кратких обозначений каждой ноты звукоряда [источник не указан 245 дней] :

Ля бемольЛя бекарЛя диез / Си бемольСи бекар / До бемольСи диез / До бекарДо диез / Ре бемольРе бекарРе диез / Ми бемольМи бекар / Фа бемольМи диез / Фа бекарФа диез / Соль бемольСоль бекарСоль диез
ДиезыLiTiDuRiMuFiSu
БекарыLaSiDoReMiFaSo
БемолиLeSeDeRaMeFeSa

Названия дубль диезов и дубль бемолей образуются добавлением «z»(ц) к уже «повышенным» или «пониженным» нотам, например: «Riz» = «Ре дубль диез»; «Saz» = «Соль дубль бемоль»

Иногда условно используется понятие VIII ступени (тоники следующей октавы), называемой верхней тоникой.

Тот или иной звук в зависимости от своего положения в тональности может быть любой из ступеней. Так, нота C (до) в тональности C-dur (до мажор) является первой ступенью, а, например, в тональности В-dur (си-бемоль мажор) — второй и т. п.

I, III и V ступени (тоника, медианта и доминанта соответственно) называются устойчивыми ступенями лада; II, IV, VI и VII — побочными.

Наименования

Музыкальные лады

испанскийитальянскийфранцузскийрумынскийрусскийнемецкийанглийскийголландскийяпонский
mayormaggioremajeurmajorмажорDurmajorgroot長調 (chōchō).
menorminoremineurminorминорMollminorklein短調 (tanchō).

Взаимоотношения ступеней в ладу

Взаимоотношения ступеней в мажорно-минорных ладах характеризуются их тяготением. Так, тоника является наиболее устойчивой ступенью и не тяготеет никуда. Доминанта имеет наиболее яркое тяготение к тонике в своём гармоническом (аккордовом) проявлении. Недаром, появление «чужого» доминантного трезвучия и, особенно, доминантсептаккорда влечёт, как правило, переход в другую тональность или хотя бы кратковременного появления «чужой» тоники. Субдоминанта как гармоническая функция тяготеет больше к доминанте, чем к тонике. Вводные тона (II и VII ступени) ярко тяготеют к тонике в виде ступеней, в гармоническом виде эта тяга проявляется слабее. И, наконец, самое незначительное тяготение имеют обе медианты (III и VI ступени) как в виде просто ступеней, так и в виде гармонических функций (трезвучий).

В других ладах народной музыки (лидийский, миксо-лидийский, фригийский и др.), в искусственных ладах (двенадцатитонная гамма, гамма Черномора [источник не указан 677 дней] ), а также в различных видах пентатоники (лады с пятью ступенями) внутриладовые отношения совершенно иные. В некоторых из них даже тоника перестаёт быть самой устойчивой ступенью.

Источник

Главные ступени лада: тоника, субдоминанта и доминанта

В мажорном или минорном ладу есть три особые ступени – первая, четвёртая и пятая. Эти ступени считаются главными, и даже по-особому называются: первая называется тоникой, четвёртая – субдоминантой, а пятая – доминантой.

В мажоре эти ступени сокращённо обозначаются большими, то есть заглавными буквами T, S и D. В миноре они записываются теми же буквами, только строчными, маленькими: t, s и d.

Например, в тональности До мажор такими главными ступенями будут являться звуки ДО (тоника), ФА (субдоминанта) и СОЛЬ (доминанта). В тональности ре минор тоникой будет звук РЕ, субдоминантой – звук СОЛЬ, а доминантой – звук ЛЯ.

что такое ступени в музыке. Смотреть фото что такое ступени в музыке. Смотреть картинку что такое ступени в музыке. Картинка про что такое ступени в музыке. Фото что такое ступени в музыке

УПРАЖНЕНИЕ: определите главные ступени в тональностях Ля мажор, Си-бемоль мажор, ми минор, фа минор. Не забывайте что в каждой тональности свои ключевые знаки – диезы и бемоли, и их нужно обязательно учитывать, когда вы называете звук, соответствующий нужной ступени.

что такое ступени в музыке. Смотреть фото что такое ступени в музыке. Смотреть картинку что такое ступени в музыке. Картинка про что такое ступени в музыке. Фото что такое ступени в музыке

Почему эти ступени называются главными?

Звуки в ладу делятся как бы на три команды или, если сказать по-другому, они делятся на три группы. Каждая команда звуков выполняет свою строго определённую функцию, то есть роль в процессе развития музыкального произведения.

Тоника, субдоминанта и доминанта – «главари» или «капитаны» этих трёх команд. Всех участников каждой группы мы можем легко определить, если построим трезвучие на каждой из главных ступеней – первой, четвёртой или пятой.

Если мы для примера построим нужные нам трезвучия в До мажоре, то получим следующее: трезвучие от тоники – ДО, МИ, СОЛЬ; трезвучие от субдоминанты – ФА, ЛЯ, ДО; трезвучие от доминанты – СОЛЬ, СИ, РЕ. Теперь посмотрим, какие конкретно ступени вошли в каждую из команд.

что такое ступени в музыке. Смотреть фото что такое ступени в музыке. Смотреть картинку что такое ступени в музыке. Картинка про что такое ступени в музыке. Фото что такое ступени в музыке

Так, в тоническую «команду» или, правильнее, в тоническую группу входят первая, третья и пятая ступень. Возможно, вы помните, что эти ступени также называются устойчивыми ступенями и вместе составляют тоническое трезвучие.

В субдоминантовой группе или в команде субдоминанты оказались такие ступени: четвёртая, шестая и первая. Это трезвучие будет называться субдоминантовым. Кстати, возможно вы заметили, что первая ступень входит сразу в две команды – в тоническую (она там главарь) и в субдоминантовую. Этому не стоит удивляться, просто данная ступень является бифункциональной (двойственной), то есть может по очереди играть то одну роль, то другую, в зависимости от того, в каком окружении она находится.

В доминантовую группу мы включим пятую, седьмую и вторую ступени. Трезвучие этой команды также называется доминантовым. И в нём тоже есть бифункциональная ступень – пятая, то есть сама доминанта, которая может как работать в своей группе, так и помогать тонике, в зависимости от того, что ей предпишет композитор.

Трезвучия на главных ступенях, которые мы с вами построили, называются главными трезвучиями лада. В них есть все звуки тональности. А ещё одна интересная их особенность заключается в том, что в мажорных тональностях главные трезвучия – большие, то есть мажорные; в минорных тональностях они малые, то есть минорные. Таким образом, главные трезвучия не только концентрируют в себе основные силы тональности, но ещё и прекрасно характеризуют её лад – мажорный или минорный.

Какие же функции выполняют эти группы и ступени?

Тоника выполняет функцию устойчивости, спокойствия. Звуки тонического трезвучия подходят для того, чтобы заканчивать ими песню или пьесу для какого-нибудь инструмента. Это очень важная функция, потому что без неё мы бы никогда не поняли, что произведение закончилось, и наступил конец, мы бы сидели в концертном зале дальше, ожидая продолжения. Кроме того, тоника всегда снимает напряжение, которое исходит от других функций.

Субдоминанту можно назвать двигателем музыкального развития. Её применение всегда связано с движением, с уходом от тоники. Очень часто через субдоминанту совершаются переходы в другие тональности, то есть модуляции. Движением по звукам субдоминанты накапливает напряжение.

Доминанта – сила, которая противоположна субдоминанте. Она тоже очень подвижна, но её напряжение гораздо больше субдоминанты, оно настолько обостряет ситуацию, что непременно требуется срочный «поиск выхода», срочное разрешение. Таким образом, если субдоминанта нас всё время уводит от тоники, то доминанта, наоборот, к ней приводит.

Как называются все остальные ступени?

Все остальные ступени, которые не относятся к главным, называются побочными. Это второй, третий, шестой и седьмой звуки в гамме. И да, они тоже имеют свои особые названия.

Начнём со ступеней, которые ближе всего находятся к тонике. Это седьмая и вторая. Их именуют вводными ступенями. Дело в том, что они неустойчивы, и очень тянутся к тонике, как правило, в неё разрешаются и потому как бы вводят нас в самый главный звук тональности, служат своеобразными проводниками. Седьмая ступень называется нижним вводным звуком, а вторая – верхним вводным.

что такое ступени в музыке. Смотреть фото что такое ступени в музыке. Смотреть картинку что такое ступени в музыке. Картинка про что такое ступени в музыке. Фото что такое ступени в музыке

Третья и шестая ступени называются медиантами. С латинского языка слово «media» переводится как «средний». Эти ступени являются промежуточным звеном, средней точкой по пути от тоники к доминанте или к субдоминанте. Третья ступень называется верхней медиантой (обозначается как M), а шестая – нижней медиантой или субмедиантой (ее сокращённое обозначение – Sm).

что такое ступени в музыке. Смотреть фото что такое ступени в музыке. Смотреть картинку что такое ступени в музыке. Картинка про что такое ступени в музыке. Фото что такое ступени в музыке

Знание главных ступеней и их функций, а также понятие о том, как звучат побочные ступени, очень помогает ориентироваться в тональности – слышать в ней построенные аккорды, интервалы, быстро подбирать аккомпанемент, правильно выстраивать фразировку и динамику во время исполнения.

Напоследок хочется ещё раз обратить ваше внимание на то, что главные ступени и устойчивые ступени – это разные вещи. Главные ступени – это первая, четвёртая, пятая, а устойчивые – первая, третья и пятая. Постарайтесь их не путать!

Видео: как звучат главные ступени в тональностях До мажор и ля минор

Источник

Ступени звукоряда

Ступени звукоряда будем располагать в диапазоне фортепиано. Все-таки клавишные инструменты одни из самых распространенных, чего стоит только электронный синтезатор, который сейчас по цене доступен практически каждой семье.

Уроки музыки. Звукоряд. Часть 2.

Ступени звукоряда. Начинаем построение.

С чего начнем? Предлагаю начать с уже имеющегося. Мы имеем звук с частотой 440 Гц.

Он выбран не случайно. Этот звук находится в очень удобном месте звукового диапазона. Во-первых, его могут пропеть люди с разными голосами. От самого низкого мужского баса, до самого высокого женского колоратурного сопрано. Во-вторых, музыкальные инструменты делаются так, чтобы они могли аккомпанировать пению и их диапазон близок к певческим голосам. Поэтому звук на 440 Гц могут воспроизвести очень многие музыкальные инструменты.

Будем умножать/делить частоту 440 Гц на 2, чтобы получать сливающиеся звуки до тех пор, пока не выйдем за диапазон фортепиано. В результате получим ряд значений звуковых частот:

27,5Гц55Гц110Гц220Гц440Гц880Гц1760Гц3520

что такое ступени в музыке. Смотреть фото что такое ступени в музыке. Смотреть картинку что такое ступени в музыке. Картинка про что такое ступени в музыке. Фото что такое ступени в музыке

Первая нота на звукоряде

Разместим эти частоты в диапазоне фортепиано:

Так как это первый звук, который мы поместили на звукоряд, назовем его латинской буквой А.
То, что получилось много звуков с одинаковым названием вполне нормально — все эти звуки сливаются на слух. По сути, это одна и та же нота, только звучит на разных частотах.

С высоты «космического века» мы сильно упрощенно смотрим на деятельность музыкантов в прошлом. Например, мы с легкостью употребляем такие понятия как частота, колебания в треть или четверть длины струны и тому подобное. Музыканты в давние времена никаких «герцев» не знали и до всего рассказанного выше им пришлось доходить в процессе поиска и экспериментов. Пробовались разные конструкции музыкальных инструментов, которые издавали требуемые звуки. Работа вначале шла с инструментами с диапазоном в 1 — 2 октавы, а до фортепиано человечество дошло через тысячи лет развития музыки.
Сделаем вывод:

на звукоряде располагаются периодически повторяющиеся ноты.

Продолжим наполнять звукоряд другими звуками.

Возьмем струну равную 1/3 длины эталонной струны. Частота колебаний такой струны равна:

Найдем для частоты 1320 Гц сливающиеся звуки. Для этого умножим и поделим её на 2.

Получим новый ряд звуков:

41,25Гц82,5Гц165Гц330Гц660Гц1320Гц2640

Расположим эти звуки на звукоряде. Для удобства на рисунке покажем не весь диапазон фортепиано, а его более узкий участок:

что такое ступени в музыке. Смотреть фото что такое ступени в музыке. Смотреть картинку что такое ступени в музыке. Картинка про что такое ступени в музыке. Фото что такое ступени в музыке

Вы уже поняли, как можно найти частоты музыкальных звуков для заполнения музыкального звукоряда? Берем какой-то обертон эталонной струны и для этого обертона находим сливающиеся звуки.Конечно, не каждый обертон ляжет в звукоряд, но принцип заполнения звукоряда должен стать понятным.

Для закрепления проделаем расчет частот еще одного звука в музыкальном звукоряде.

Возьмем струну равную 1/17 части длины эталонной струны. Частота колебаний такой струны равна:

Для фортепиано это слишком высокий звук, поэтому сразу уменьшим его на 2 и получим частоту 3740Гц.

Найдем для частоты 3740 Гц сливающиеся звуки. Для этого умножим и поделим её на 2.

Получим новый ряд звуков:

Расположим эти звуки на звукоряде.

что такое ступени в музыке. Смотреть фото что такое ступени в музыке. Смотреть картинку что такое ступени в музыке. Картинка про что такое ступени в музыке. Фото что такое ступени в музыке

Дабы не утомлять вас числовыми расчетами, разместим на звукоряде основные звуки (ступени звукоряда), которые можно получить работая с частями (обертонами) эталонной струны:

что такое ступени в музыке. Смотреть фото что такое ступени в музыке. Смотреть картинку что такое ступени в музыке. Картинка про что такое ступени в музыке. Фото что такое ступени в музыке

Всего получилось семь основных звуков.

На рисунке они обозначены разными цветами и пронумерованы. Частоты не указаны. Почему? Станет понятно позже, а сейчас скажем, что до сих пор мы имели дело с частотами, которые издают реально существующие в природе предметы (мы говорили о струнах). Эти частоты можно получить, если делить «первоначальную» струну на 2, 3, 4, 5, 6 и более частей. Звукоряд в музыке составленный из таких реально существующих частот называют натуральный звукоряд.

При продвижении по звукоряду можно заметить, что с каждого восьмого звука происходит повторение семи основных звуков. Восемь на латыни — октава. Именно так назвали восемь основных музыкальных звуков подряд. Восьмой звук октавы является первым звуком следующей октавы.

что такое ступени в музыке. Смотреть фото что такое ступени в музыке. Смотреть картинку что такое ступени в музыке. Картинка про что такое ступени в музыке. Фото что такое ступени в музыке

На рисунке звуки подписаны названиями нот (до, ре, ми, …) откуда они произошли читайте на следующем занятии.

Перейти на Уроки музыки. Звукоряд. Часть 3. Ноты звукоряда

Если в статье нашли для себя что-то полезное, поделитесь с друзьями. Нам это действительно нужно и мы будем еще лучше работать для вас:

Кто желает научиться играть на каком-либо духовом инструменте, например, поперечная флейта, рекомендуем взять в помощь программу Свирелька:

Ступени звукоряда

Обучающая программа Свирелька:

Научиться играть на вашем
духовом музыкальном инсрументе
поможет простая обучающая программа:

что такое ступени в музыке. Смотреть фото что такое ступени в музыке. Смотреть картинку что такое ступени в музыке. Картинка про что такое ступени в музыке. Фото что такое ступени в музыкеОзнакомительная версия бесплатно.
Разучите три мелодии и, если программа понравится, сможете её зарегистрировать.

Поделитесь этой страницей с друзьями

Источник

Что такое тоника в музыке? И что кроме тоники ещё в ладе есть?

что такое ступени в музыке. Смотреть фото что такое ступени в музыке. Смотреть картинку что такое ступени в музыке. Картинка про что такое ступени в музыке. Фото что такое ступени в музыке

Что такое тоника в музыке? Ответ достаточно простой: тоника – это первая ступень мажорного или минорного лада, самый устойчивый его звук, который, как магнит, притягивает к себе все остальные ступени. Надо сказать, что «все остальные ступени» тоже ведут себя довольно-таки интересно.

Как известно, в мажорной и минорной гамме всего по 7 ступеней, которые во имя общей гармонии должны как-то между собой «ладить». Этому помогает разделение на: во-первых, устойчивые и неустойчивые ступени; во-вторых, главные и побочные ступени.

Устойчивые и неустойчивые ступени

Устойчивые ступени лада – это первая, третья и пятая (I, III, V), а неустойчивые – вторая, четвёртая, шестая и седьмая (II, IV, VI, VII).

что такое ступени в музыке. Смотреть фото что такое ступени в музыке. Смотреть картинку что такое ступени в музыке. Картинка про что такое ступени в музыке. Фото что такое ступени в музыкеНеустойчивые ступени всегда стремятся разрешиться в устойчивые. Например, в первую ступень «хотят» перейти седьмая и вторая ступени, в третью – вторая и четвёртая, а в пятую – четвёртая и шестая. Для примера рассмотрим тяготения неустоев в устои в до мажоре:

что такое ступени в музыке. Смотреть фото что такое ступени в музыке. Смотреть картинку что такое ступени в музыке. Картинка про что такое ступени в музыке. Фото что такое ступени в музыке

Главные ступени и побочные ступени

Каждая ступенька в ладу выполняет какую-то определённую функцию (роль) и по-своему называется. Например, доминанта, субдоминанта, вводный тон и т.д. В связи с этим естественно возникают вопросы: «А что такое доминанта, и что такое субдоминанта. ».

что такое ступени в музыке. Смотреть фото что такое ступени в музыке. Смотреть картинку что такое ступени в музыке. Картинка про что такое ступени в музыке. Фото что такое ступени в музыкеКонечно, есть и другая причина, по которой названные ступени выделяются среди всех остальных. Она связана с некоторыми акустическими закономерностями. Но мы в подробности физики сейчас вдаваться не будем. Достаточно знать, что именно на I, IV и V ступенях строятся трезвучия-идентификаторы лада (то есть трезвучия обнаруживающие, или определяющие лад – мажорный он или минорный).

Функции каждой из главных ступеней очень интересны, они тесно связаны с логикой музыкального развития. Так, тоника в музыке является главным устоем, носителем равновесия, признаком завершённости, появляется в моменты покоя, а также, являясь первой ступенью, определяет собственно тональность, то есть высотное положение лада. Субдоминанта – это всегда уход, уклонение от тоники, момент развития, движение к большей неустойчивости. Доминанта выражает крайнюю степень неустойчивости и стремится разрешиться в тонику.

Да, кстати, чуть не забыл. Тоника, доминанта и субдоминанта во всяких цифровках обозначаются латинскими буквами: T, D и S соответственно. Если тональность мажорная, то эти буковки пишутся большими (T, S, D), ну а если тональность минорная, тогда – маленькими ( t, s, d ).

Давайте теперь соберём все ступеньки вместе и посмотрим, что из этого всего выйдет. А получается красивая симметричная картинка-схема, которая просто замечательно демонстрирует функции всех ступенек в ладе.

что такое ступени в музыке. Смотреть фото что такое ступени в музыке. Смотреть картинку что такое ступени в музыке. Картинка про что такое ступени в музыке. Фото что такое ступени в музыкеМы видим, что в центре у нас – тоника, по краям: справа – доминанта, а слева – субдоминанта. Путь от тоники к доминантам лежит через медианты (середины), ну а ближе всех к тонике, окружающие её, вводные ступени.

Ну вот, информация, собственно говоря, исключительно полезная и актуальная (может быть, конечно, не для тех, кто прямо первый день в музыке, но тем, кто второй день, такие знания иметь уже необходимо). Если что непонятно – спрашивайте, не стесняйтесь. Вопрос можно написать прямо в комментариях.

Напоминаю, что сегодня вы узнали о том, что такое тоника, что такое субдоминанта и доминанта, разобрали устойчивые и неустойчивые ступени. В конце, пожалуй, подчеркну, что главные ступени и устойчивые ступени – это не одно и то же! Главные ступеньки – это I (T), IV (S) и V (D), а устойчивые – это I, III и V ступени. Так что, пожалуйста, не путайте!

Понравился материал? Тогда почему не делишься им с друзьями? Кнопочки внизу тебе в помощь!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *