что такое студенческий клуб
Российский Союз Молодежи
Углубление взаимодействия образовательных организаций с объединениями молодежи зависит от заинтересованности первой стороны в развитии инициатив и интересов студентов и от осведомленности о коммуникации с руководством вуза с другой стороны. Важным условием эффективного социокультурного развития обучающейся молодежи является организация её вне учебной деятельности, объединяющими центрами которой могут стать студенческие клубы.
Клубная форма развития общественной деятельности студентов позволит на договорных основах строить взаимоотношения с различными учреждениями, организациями и объединениями. Студенческие клубы – это разновозрастные группы молодежи объединяющиеся по интересам. Такие объединения помогут студентам получить социальный и культурный опыт, тем самым послужит фактором социокультурного развития современной молодежи в едином образовательном пространстве.
Расширение сферы взаимодействия студентов и образовательной организации происходит за счет увеличения его субъектов, в усложнение и обогащение связей, для этого требуется помощь специально подготовленных профессионалов – социальных педагогов, организаторов деятельности молодежных объединений и клубов.
19 – 20 февраля в здании ЦК РСМ состоялось семинар совещание по развитию студенческих клубов РСМНа совещании присутствовал Председатель РСМ Павел Красноруцкий, Председатель ЦКК РСМ Игорь Фатов, Заместитель Председателя РСМ Владимир Селин, Руководитель программы студенческое самоуправление Артур Мелитонян и представители региональных организаций РСМ, отличившиеся в региональном рейтинге, из которых созданы проектные группы: Москва, Санкт-Петербург, Нижегородская, Ростовская, Томская, Астраханская, Ульяновская область и Удмуртская республика.
В ходе совещания его участниками был разработан авторский механизм, по развитию деятельности студенческого клуба, составлен перечень занятий, проводимых со студентами для профессиональной мобильности, карьерного роста. Разработан проект положения и намечен график работы студенческих клубов РСМ, старт работы которых намечен на 25 февраля.
Важно отметить, что данные студенческие Клубы РСМ не будут идти в разрез деятельности уже существующих студенческих объединений – профсоюзов и студенческих советов. Работа таких ячеек будет дополнительным элементом для раскрытия возможностей и роли студенческой деятельности в России. потребность о самообучении, самовоспитании и саморазвитии студенческой молодежи.
По исходу практики экспериментальных проектных групп в восьми регионах будет представлен отчет на совещании региональных организаций в июне, который пройдет в Ставрополе. Исходя из показателей их работы, география создания клубов может расшириться.
«Это вопрос о важности вне аудиторской деятельности, как ключевой части образовательного процесса в вузах и ссузах. Такие организации могут получить общественное признание, благодаря тому, что сблизят студентов мыслящих в одном направлении». – Павел Красноруцкий
СТУДЕНЧЕСКИЙ КЛУБ КАК ОДНА ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ ФОРМ СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Не побоюсь сказать, что студенты — это передовые люди нашего общества, это будущее в различных с ерах человеческой деятельности. У них есть главное — талант и вера в сочетании с юмором, бесшабашностью. незаникленностыо на семейных или личных проблемах. Студенческая жизнь состоит не только их одних лекций, семинаров, библиотек, сессий. В памяти всегда остаётся самое лучшее, что было за эти за годы студенческой жизни. Но после окончания вузов у многих остаётся вопрос — «полностью ли я реализовал себя, всего ли добился, чего мог бы?». Но зачастую, чтобы достичь чего — либо в жизни одного таланта оказывается мало, нужна ещё и поддержка единомышленников, среда, где могли бы проявиться способности.
Слово «клуб» в переводе с английского буквально означает «собираться вместе». Под этим словом подразумевается то, что люди собираются вместе с какой-либо целыо, узнать то, что их интересует, либо просто «оттянуться», хорошо и весело провести время. Студенческий клуб — одна из форм организации студенческого самоуправле- иия в вопросах отдыха и досуга студен тов. Основная задача студклу- бов — воспитание студентов через развитие творческого потенциала.
В вузах России существуют различные виды студенческих клубов. Например, студклуб будущих менеджеров (Ульяновск — У1ТУ), дискуссионный клуб «Положение 21 века» (Волгоград), Бридж клуб (клуб спортивного бриджа) (Новосибирск — ИГУ). Интеллектуальный студклуб (Тюмень), студклуб международного общения (Сахалин), Политологический студклуб (Москва) и многие другие.Студклуб — это способ общения студентов, которые сами себя организуют, а не ждут посторонней помощи. Многие студенты посещают клубы временно, а некоторые являются постоянными его членами.
В Иркутском Государственном университете как такового сгудк- луба нет, но есть спортивный клуб, который успешно занимается проведением ежегодной Спартакиады и привлекает студентов к занятиям спортом и ведению здорового образа жизни. Но на этом его функции офаничиваются. Существует студенческая Лига КВН в ИГУ. которая успешно функционирует более пяти лет. Практически на каждом факультете существует команда КВН. ребята с удовольствием общаются между собой и с а зартом соревнуются. Этим движением занимается профком студентов. Так может быть, назрела необходимость создать единую организацию в ИГУ, в функции которой бы входило привлечение студентов и к спортивной жизни, и к движению КВН, и к занятиям бальными танцами, вокалом, и другим по опыту других вузов?
В связи с вышесказанным в целях повышения заинтересованности администраций высших учебных заведений в развитии форм студенческого самоуправления и оптимизации деятельности уже существующих молодёжных петров автор предлагает организаторам конференции следующее:
1. Объявить конкурс на соискание фантов юродской администрации среди студклубов. Целью данного конкурса является увеличение числа студентов, занятых в общественно-значимых проектах, создание новых студклубов, а также увеличение заинтересованности администраций учебных заведений в организации и материальной иомоши студенческим организациям. Подобный конкурс проходит в настоящее время в г. Братске. Комитет по делам молодёжи г. Владивостока также проводит коп- курс на получение грагггов среди молодёжных студклубов в преддверии традиционного фестиваля «Студенческая весна».
СТУДЕНЧЕСКИЙ КЛУБ КАК ФОРМА СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Студенческое самоуправление — это элемент общей системы учебно-воспитательного процесса, позволяющий студентам участвовать в управлении университетом и организации своей жизнедеятельности в нем через коллегиальные органы самоуправления различных уровней и направлений. [1]
Студенческое самоуправление проявляет себя в различных формах, одной из которых является студенческий клуб по интересам как студенческая организация на базе ВУЗа.
Студенческие клубы участвуют в самоуправлении непосредственно (через проведение соответствующих мероприятий) и опосредовано (через вхождение в состав коллегиального органа студенческого самоуправления — Совета Обучающихся).
Автор статьи состоит в одном из студенческих клубов своего университета, а именно, Студенческом Клубе Отличников (далее — СКО или Клуб). В данной статье раскрывается деятельность этого Клуба как структурной единицы студенческого самоуправления.
СКО действует на основе документа об учреждении Клуба и «Положения о Студенческом Клубе Отличников», в котором раскрываются цели и задачи Клуба, описаны органы управления Клубом и условия членства в нем.
Организационная структура СКО представляет собой линейно-функциональную структуру (рис.1.).
Рис 1. Организационная структура Клуба (разработка автора)
Схема показывает наличие Лидера Клуба (должность, аналогичная должности президента компании), представляющего Клуб в Совете Обучающихся. Одной из важнейших обязанностей Лидера является назначение членов Правления Клуба (помощники Лидера, секретарь, руководитель исполнительной службы, руководитель пресс-службы, руководитель образовательных программ). Обязанности помощников Лидер определяет и закрепляет самостоятельно, секретарю Клуба вверена вся документация, а руководители подразделений отвечают за деятельность в них и регулярно отчитываются перед Лидером и Правлением.
Деятельность СКО включает два направления:
— организация интеллектуально-развлекательных мероприятий (например, турниры по известным книгам и фильмам);
— проведение образовательных мероприятий (бесплатных регулярных занятий для студентов, а также олимпиад и интеллектуальных викторин).
В студенческом самоуправлении Клуб занимает вполне определённую нишу, обозначенную направлениями его деятельности, которые ориентированы на определённую категорию студентов и обоснованы миссией Клуба.
Миссия Клуба определяет цель существования и деятельности Клуба, отражает категорию студентов, для которых он создан. Миссия Студенческого Клуба Отличников, по мнению автора, заключается в следующем: «Любой клуб является организацией, объединяющей студентов, имеющих общие интересы и цели. Клуб отличников является организацией, объединяющий студентов, показавших себя как дисциплинированных, организованных, умных, целеустремлённых, амбициозных, критически мыслящих людей, имеющих своей целью достижение успехов в учёбе, а также развитие навыков и качеств, характеризующих отличника. Клуб отличников — место встречи для таких студентов в университете. Это та организация, которая будет способствовать развитию, раскрытию, реализации перечисленных выше качеств. Клуб создаёт условия для личностного развития, самореализации и культурного досуга студентов. Клуб организует интеллектуально-развлекательные мероприятия для улучшения качества досуга студентов (с одной стороны) и для повышения навыков организации и координации мероприятий у студентов, которые их организуют (с другой стороны). Клуб проводит дополнительные занятия для студентов, улучшая качество их знаний (с одной стороны), и развивая навыки преподавания и работы с аудиторией (с другой стороны). СКО — уникальная организация, созданная и руководимая уникально мыслящими студентами, имеющая своими целями непрерывное развитие (со всех сторон).»
Рассмотрим подробнее направления деятельности Клуба.
Данное направление предполагает организацию и проведение интеллектуально-развлекательных мероприятий для студентов. Мероприятие определяет его тематика, например в 1 семестре 2014-2015 учебного года Клубом были проведены следующие мероприятия:
Серия тренингов по этикету
Квест по творчеству Стэна Ли (Вселенная «Marvel»)
Турнир по настольной игре Alias
Литературный вечер по книге «Портрет Дориана Грея»
Турнир по мотивам цикла романов «Песнь Льда и Огня» писателя Джорджа Мартина.
Студенческий Новогодний бал и др.
Также были проведены закрытые мероприятия, предназначенные только для членов Клуба (закрытые кинопоказы, встречи в формате дискуссий и т. д.).
Это направление деятельности нацелено на создание разнообразия форм отдыха студентов, а также на развитие их организационных навыков.
Образовательные мероприятия. Это направление деятельности предполагает проведение мероприятий, которые направлены именно на образование студентов. К таким мероприятиям относятся олимпиады, интеллектуальные викторины и т. п. Но особенно хочется отметить бесплатную образовательную программу «Ликвидация Пробелов».
Актуальность такой образовательной программы подтверждает тот факт, что она востребована студентами: в осеннем семестре 2014/2015 учебного года по программе занимались около трёхсот студентов-первокурсников.
Как уже отмечалось, преподавателями тоже являются студенты, причём большая часть — это первокурсники, которые преподают у студентов-первокурсников. Такая практика превосходно зарекомендовала себя: студенты лучше преподавателей осведомлены о проблемах, которые появляются в процессе усвоения учебного материала, иной раз способны более простым языком объяснить сложные моменты. Безусловно, такая система организации учебного процесса требует к себе ответственного отношения и усиленного контроля качества, ведь программа отвечает за результат преподнесённых знаний.
Программа условно состоит из двух частей: регулярных занятий в течение всего семестра за исключением его последних двух недель и так называемого «предсессионнного интенсива», проводящегося в течение последних двух недель семестра.
В настоящее время в рамках программы преподаются такие предметы как «математика», «математический анализ», «линейная алгебра», «английский язык», «информатика», «английский язык в юриспруденции», «история», причём по первым четырем предметами занимается несколько групп в неделю.
Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод, что программа «Ликвидация Пробелов» по праву считается одной из основных студенческих программ развития университета, ведь она обеспечивает развитие и студентов-слушателей и студентов-преподавателей за счёт следующих факторов:
В заключение следует отметить, что студенческий клуб по интересам представляет собой одну из самых эффективных форм студенческого самоуправления в ВУЗе, так как такая форма предполагает организацию студентами мероприятий, проектов и программ для студентов. Это, в свою очередь, способствует формированию общекультурных и профессиональных компетенций, необходимых выпускникам вузов для их трудоустройства и успешной работы.
Студенческий клуб как важная часть университетской жизни
Когда говорят о важности посещения детского сада или школы, в первую очередь подразумевают приобщение к социальным нормам и правилам, взаимодействие с миром, который для ребенка увеличивается сразу в несколько раз в сравнении с привычной домашней обстановкой.
Пожалуй, в этом плане еще более важным оказывается университет, где идея социализации и развития навыков коммуникации, межличностного общения и командной работы преобладает над всем остальным.
Одна из форм такого взаимодействия, всячески склоняющая к развитию личному и коллективному, — студенческие клубы. Сегодня говорим об этих клубах как уникальном формате студенческого объединения. Стоит ли вступать в клуб, какими они бывают и для чего создаются — ответы на эти вопросы вы найдете в новом материале ЛаЛаЛани.
Студенческий клуб — что такое, кто такой
Студенческий клуб — понятие как предельно ясное для нас («Да что тут непонятного-то?»), так и весьма расплывчатое. Действительно, можно ли назвать студенческим клубом спортивную команду или ассоциацию? А кружок по интересам? Эти вопросы вызывают некую терминологическую туманность, которую мы вместе с вами постараемся развеять.
Начнем с того, что под клубом каждое учебное заведение действительно может подразумевать какую-то отдельную, особую форму объединения студентов по интересам.
Однако в большинстве случаев студенческий клуб представляет собой общее наименование для всех студенческих объединений: от спортивных команд до студий вокала.
Именно в этом значении мы и будем рассматривать далее студенческие клубы — как совокупность различных тематических объединений студентов. В иерархии таких инициатив студенческий клуб стоит выше и охватывает больший спектр студенческих активностей.
К акие объединения могут входит в студенческий клуб
Если коротко — то самые разные.
Разнообразие предложений студенческого клуба зависит от энтузиазма студентов и возможностей университета. Обычно чем крупнее и авторитетнее учебное заведение, тем более разнообразна его внеучебная жизнь. Однако вовсе не обязательно поступать в какой-либо вуз лишь ради того, чтобы продолжить заниматься любимыми гавайскими танцами: всегда можно стать провозвестником нового в своем университете, основав какое-то молодежное объединение.
Зачем вступать в студенческий клуб
Простой вопрос, на который все-таки обязательно нужно ответить самому себе, прежде чем присоединиться к тому или иному объединению.
Причин несколько. Одна из них, которую мы упомянули в самом начале этой статьи, — стремление к общению, потребность в социализации, расширении круга знакомых.
Другая причина, не менее логичная, связана с разнообразием возможностей для самореализации и изучения чего-то нового. Студенчество — прекрасная пора, чтобы продолжить любимое дело или найти новое занятие себе по душе.
Кроме того, клуб, включающий в себя различные студии, кружки и ассоциации, позволяет решать вопросы информационной и материальной поддержки его отдельных организаций. Являясь неким посредником между руководством вуза и участниками различных студенческих объединений, клуб централизованно помогает развиваться отдельным секциям.
Участвовать в мероприятиях клуба или нет — личное дело каждого, однако хочется отметить, что разностороннее развитие положительно сказывается и на основной деятельности студента в университете — на учебе.
Так, например, занятия спортом усиливают приток крови к мозгу, тем самым косвенно улучшая память и мозговую активность (что особенно важно в период приближающейся сессии).
Не вызывает сомнения важность креативного подхода в самых разных ситуациях; развить его как раз помогут кружки и секции.
И, конечно, важны люди, знакомство с которыми так важно в студенческие годы. Эти связи не только обогащают человека внутренне, но и способны стать фундаментом долговременных и дорогих дружеских или партнерских отношений.
Научно-
образовательный
портал IQ
Шансы на успех
Любой солидный работодатель ценит аналитические способности кандидата: умение правильно воспринимать информацию — запоминать, интерпретировать, аргументировать, объективно оценивать и применять на практике. Критическое мышление считается важнейшим результатом учебы в вузе: оно помогает принимать верные решения. Ирина Щеглова, Юлия Корешникова и Ольга Паршина изучили, как это навык связан со студенческой вовлеченностью. Она включает активность на трех направлениях: в учебе, научных проектах и в общественной (внеучебной) жизни университета. Авторы опросили свыше 3300 бакалавров в рамках проекта «Студенческий опыт в исследовательском университете». Основные результаты опубликованы в свежем номере журнала НИУ ВШЭ «Вопросы образования».
Дивиденды активности
Исследователи предположили, что в современном мире «уже недостаточно академической вовлеченности студента, и внимание вузов должно также концентрироваться на других сферах университетской жизни». Гипотеза подтвердилась. Выяснилось, что для развития аналитических способностей, наряду с учебой и исследованиями, значима активная студенческая жизнь. Нужно участвовать в организациях и клубах, университетских соревнованиях, олимпиадах, квестах и других акциях и поддерживать связь с профессиональными сообществами.
То есть, чем больше студент включен во внеучебные проекты вуза, тем выше у него уровень критического мышления. А это, в конечном итоге, влияет и на академические, и на любые другие достижения.
Прирост навыков критического мышления измерялся на основе самооценки. Учащихся спрашивали, каков был их уровень владения этим навыком на входе в университет и каков он теперь (в шкале было шесть вариантов — от «совсем низкий» до «превосходный»). Респ ондентам также задавали вопросы об их учебе, научно-исследовательской работе и участии в студенческих организациях (индекс «0» означал отсутствие общественной жизни, «1» — вовлеченность в нее).
Выгоды студенчества
Исследования показывают, что участие в неакадемической жизни вуза приносит учащимся серьезные бонусы:
повышается их самооценка;
растет чувство причастности к университету, удовлетворенности студенческой жизнью;
оба эти фактора могут позитивно влиять на мотивацию, а значит, и на образовательные результаты;
развиваются навыки командной работы и ответственности;
нарабатываются коммуникативные стратегии и навыки лидерства;
накапливается социальный капитал в виде связей и контактов — не только с однокурсниками, но и с представителями академических, профессиональных сообществ и коммерческого сектора.
И, наконец, участие во внеучебных мероприятиях вносит вклад в формирование стартовой оплаты труда.
По данным Щегловой и соавторов, среди студентов, вовлеченных в научную и внеаудиторную вузовскую жизнь, оказалось больше тех, кто отметил прирост уровня критического мышления, чем среди не вовлеченных. Респонденты-участники научных и студенческих проектов чаще говорили о развитии своих аналитических способностей (по 69% в каждой номинации), чем об отсутствии изменений.
Вклад в успех
Для установления связи учебы, науки и внеучебной активности с развитием аналитических способностей исследователи использовали бинарную логистическую регрессию (таб. 1). При этом:
зависимой переменной служила самооценка уровня развития критического мышления;
индексы вовлеченности в академическую, научную и студенческую деятельность были независимыми переменными (предикторами);
расчеты строились при контроле пола, курса, успеваемости и пр.
Значение Exp(B) больше единицы (таб.1) говорит о положительной связи между тем или иным предиктором и формированием критического мышления.
Усиление большинства типов вовлеченности повышает «шансы на успех», развивает изучаемый навык, показали авторы. Хотя из всех типов активности самой значимой ожидаемо оказалась учеба в классе, силу научных и общественных инициатив тоже не стоит недооценивать.
Таблица 1. Бинарный логистический регрессионный анализ связи между разными видами вовлеченности студентов и самооценкой навыка критического мышления.*
Самооценка навыка критического мышления: не изменился (0), повысился (1)
Студенческая вовлеченность в разные сферы деятельности университета