что такое сцепляющие слова
Средства связи предложений и частей текста.
Описание презентации по отдельным слайдам:
Основные способы и средства связи предложений в тексте
Что такое текст? Диалог Разговор двух или нескольких лиц называется диалогом. Диалог состоит из реплик. Репликой называются слова, обращённые к собеседнику.
Сцепляющие слова Повторяющиеся слова Однокоренные слова Местоимения Слова, близкие по смыслу
Примеры В поле стоит берёзка. Она, точно живая, вся трепещет на ветру. С малых лет учись быть верным слову. Верность слову – твоя личная честь. Человек, впервые встретивший павлина, был поражён его красотой. Грудка птицы горела на солнце, а хвост был расцвечен огромными «глазами». Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить.
Сцепляющие слова Повторяющиеся слова ТРУДОМ-БЕЗ ТРУДА Однокоренные слова ВЕРНЫМ СЛОВУ- ВЕРНОСТЬ СЛОВУ Местоимения БЕРЁЗКА-ОНА Слова, близкие по смыслу ПАВЛИН-ПТИЦА
Радостна, шумна и пахуча весна в лесу. Звонко поют птицы. Звенят под деревьями весенние ручейки. Смолой пахнут набухшие почки. Весна в лесу
Параллельная связь предложений Предложения в тексте могут связываться без сцепляющих слов. При этом все предложения, начиная со второго, и по смыслу, и грамматически связаны с первым. Они как бы развёртывают, конкретизируют его смысл. Порядок главных членов в них обычно такой же, как и в первом предложении. Такая связь предложений в тексте называется параллельной.
3.Ястреб кинулся на зайца. Русак быстро перевернулся на спину и ударил хищника задними лапами. 4.Быстро Владик и Толька перебегали дорожки…Вскоре они очутились высоко над берегом моря. 5.Сначала это был пушистый комок с двумя весёлыми глазками. Дремал этот комок на подоконнике, на солнце.
Чем сцепляются слова в предложениях? 6.На лесной полянке играют два мальчика. Около них бегают два козлика. а)повторяющимися словами; б) местоимением; в)однокоренными словами; г)близкими по смыслу словами.
Чем сцепляются слова в предложениях? 7.Там небеса и воды ясны! Там песни птичек сладкогласны! а)повторяющимися словами; б) местоимением; в)однокоренными словами; г)близкими по смыслу словами.
Чем сцепляются слова в предложениях? 9.Ястреб кинулся на зайца. Русак быстро перевернулся на спину и ударил хищника задними лапами а)повторяющимися словами; б) местоимением; в)однокоренными словами; г)близкими по смыслу словами.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1113348
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
ОНФ проверит качество охраны в российских школах
Время чтения: 2 минуты
В России планируют создавать пространства для подростков
Время чтения: 2 минуты
До конца 2024 года в РФ построят около 1 300 школ
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Петербургский Политех создал отдельное меню для вегетарианцев в своих столовых
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Языковые связки и слова-сигналы
Дополнительная информация. Языковые связки и слова-сигналы
Дополнительная информация выполняет целый ряд существенных функций, являясь серьезным «подспорьем» для адекватного понимания учебно-научного текста, так как она конкретизирует, уточняет основную информацию, раскрывает ее содержание на конкретных примерах.
Основная информация находится в главной абзацной фразе, обычно располагающейся в начале смысловой части. В ней содержатся утверждающие что-либо тезисы.
Дополняющая расширяет, углубляет основную информацию путем ее разъяснения, толкования рассматриваемых в ней явлений.
Иллюстрирующая подтверждает основную мысль текста (может содержать цитату). Слова, свидетельствующие о начале текста с иллюстрирующей инф.: так, например, такие как, в особенности, иллюстрируя сказанное…
Связка является той частью речи, изъятие которой не меняет смысл и структуру фраз. Однако умелое применение в устной и письменной речи делает поток взаимосвязанных слов плавным, помогает сцеплять одну мысль или идею с другой. Связки могут употребляться в начале и конце предложений, направляя читателей и раскрывая логику развития мысли. Однако избыточное применение лексем может запутать и отвлечь от главного. Пример использования (в скобках показаны связующие слова, благодаря которым текст не выглядит сухим): «Вечер — (это) время для отдыха, спокойных игр и хобби, (хотя) некоторые люди после 18:00 еще работают, (а) многие общаются с друзьями, домочадцами, готовятся ко сну».
Условный пример, для лучшего усвоения:
Дефекты речи (неправильное произношение звуков) — это повод для обращения к логопеду. (основная информация)
Человек может не выговаривать определенные звуки или выговаривать их неправильно. (дополняющая инф.)
Чаще всего проблемы возникают с «р», «л», «ш», «щ» и «ч». (конкретизирующая инф.)
Например, вы не выговариваете звук «р» или шепелявите, но не знаете причин своей картавости или шепелявости, поэтому помочь вам исправить этот дефект речи может только логопед. (иллюстрирующая инф.)
Понятие связки
Связка — часть речи, которая выражает дополнительные синтаксические отношения между главными членами предложений. В русской грамматике эту функцию выполняют разные части речи. Их выделяют в список:
Примеры: «Лучший отдых для меня — это чтение книг», «Если он обратился ко мне, значит, есть надежда на примирение».
Словесной связкой в русском языке и литературе может выступать служебный глагол «быть», употребляемый в прошлом и будущем времени. В настоящем времени слово не используется, из-за чего возникает нулевая конструкция:
В приведенных примерах связка опущена (подразумевается, но не пишется и не произносится). Однако не стоит путать временную форму глагола, образуемую от спрягаемой формы «быть» и связку, выражаемую им же. Для понимания отличий можно обратиться к строкам:
Виды и примеры
Многие связки в предложениях лишены четкой временной привязки. Слова «речь» и «суть» имеют свою стилистическую окраску и употребляются в произведениях книжного, публицистического и делового уровня: «Путь есть скорость, умноженная на время». При этом связку «суть» чаще можно найти в устаревших литературных источниках: «Муж и жена суть одно». Некоторые связки способны передавать значение времени: «Моя собака являлась чистокровным представителем породы хаски», «Было время, когда любить означало боготворить и преклоняться». В русском языке также существуют связки, которые передают следующие значения:
Значение и использование
Служебное формообразование (связку) можно встретить в узком кругу двусоставных предложений. Она является той частью речи, изъятие которой не меняет смысл и структуру фраз. Однако умелое применение в устной и письменной речи делает поток взаимосвязанных слов плавным, помогает сцеплять одну мысль или идею с другой.
Связки могут употребляться в начале и конце предложений, направляя читателей и раскрывая логику развития мысли. Однако избыточное применение лексем может запутать и отвлечь от главного. Пример использования (в скобках показаны связующие слова, благодаря которым текст не выглядит сухим): «Вечер — (это) время для отдыха, спокойных игр и хобби, (хотя) некоторые люди после 18:00 еще работают, (а) многие общаются с друзьями, домочадцами, готовятся ко сну».
Лингвисты любят сопоставлять подобные слова с локтевыми суставами в теле человека. Их работа в здоровом организме незаметна, при этом руки перемещаются плавно и делают необходимые движения. Также и в текстах умело подобранные слова помогут читателю двигаться вперед, логично и точно передадут главную информацию. При этом их никто не заметит, но все оценят.
Формирование предложений
При самостоятельном построении фраз, абзацев и текстов следует руководствоваться логикой и обычной манерой разговора. При малых переходах может потребоваться лишь одно слово (например, однако). Если нужно не только связывать и подводить итоги, но и направлять читателя дальше, тогда следует составить дополнительный абзац со связками.
Используя поворотные слова (наречия, предлоги, союзы в виде букв и местоимения), автор завершает предыдущую тему и переводит рассказ на новую. Лексем, которые выступают в связующей роли, в русском языке более 400. Наиболее распространенные из них:
Оформление деловых текстов
Понимание того, как связываются слова в предложении, позволяет правильно оформлять квалификационные работы, вести деловую переписку. Композиция официальных писем состоит из вводной, основной и заключительной частей. Все речевые действия автора можно разделить на просьбы, сообщения, подтверждения. Аспектирование каждой просьбы или информационного абзаца позволяет адресату отреагировать так, как ждет от него автор.
В первой части делового письма приводится информация о фактах, которые уже произошли. Во второй части описываются предполагаемые или желаемые события. Весь текст представляет собой последовательность событий, оформленных в виде абзацев.
С учетом контекста и речевой ситуации в теле письма можно использовать выражения со связками «в целях», «во избежание». Связать аспекты в нем помогают конструкции:
При работе с текстом квалификационной работы, реферата, курсового проекта также используются глаголы-клише: дать понятие, выработать навыки, раскрыть сущность, разработать, перечислить виды, объяснить назначение.
В качестве связующих речевых конструкций в начале абзацев уместны фразы:
Употребление подобных слов и словосочетаний в лаконичном стиле позволит создать связный текст и раскрыть главную мысль автора. Реферативное изложение требует выводов, для оформления которых используются конструкции «в целом», «на мой взгляд», «приходится признать, что».
Самостоятельная разминка
Зная, для чего используются слова-связки и как их правильно использовать в предложениях, можно научиться писать грамотные и логически последовательные тексты. Помогут в этом упражнения для самостоятельной работы.
Задача 1. Определить значение, которое передают связки:
Ответы: 1— местоименное, 2 — идентификации, 3 — союзное, 4 — указательное, 5 — сопоставительное, 6 — толковательное.
Задача 2. Используя соединение помощью связок, составить текст на любимую тему.
Например: «Великая стена Слоуна — это сверхскопление галактик, образующих галактическую нить. Она простирается более чем на один миллиард световых лет и является третьей по размерам гигантской структурой во Вселенной. Изучить объект далекого космоса, открытый в 2003 году, землянам мешает расстояние. Однако уже известно, что в составе сверхскопления есть объекты разного возраста. Наблюдение за ним сулит немало открытий. Надежды возлагаются на телескоп „Джеймс Уэбб“, который будет запущен на околоземную орбиту в 2021 году».
Задача 3. Вспомнить и записать известные слова связки указательного, толковательного, местоименного значения. Дополнить список лексемами для аспектирования, уточнения, обозначения времени, контраста.
Связки между подлежащим и сказуемым, а также частями сложных предложений облегчают понимание текста. Их правильное применение позволит обогатить повседневную речь и успешно вести деловую переписку.
Связь предложений в тексте
Цели урока: познакомить учащихся с видами связей предложений в тексте; формировать у школьников умение определять характер связи между предложениями в тексте и анализировать текст с позиций речеведения; развивать словарный запас учащихся.
Организационный момент (слайд 1)
Проверка домашнего задания. «Разминка» (слайд 2)
Задание: определите, что за слова «зашифрованы» в наборе букв.
Дайте определение этих понятий.
Актуализация знаний (слайд 3)
Вспомним развернутое определение текста.
Прием: незаконченное предложение.
Изучение новой темы (слайд 4)
Учитель: Сегодня мы будем говорить о том, как предложения в тексте связываются грамматически.
Объяснение на примере текста:
Вокруг города по низким холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговины и глухие озера с огромными старыми соснами по берегам. Сосны все время тихонько шумели. (Ю. Казаков).
Следует также отметить, что в качестве сцепляющих слов могут выступать местоимения, наречия, синонимы.
Первичное закрепление (слайд 5).
Задание: прочитайте тексты и спишите их. Подчеркните сцепляющие слова.
За окошком зимний сад.
Там листочки в почках спят.
И листочки те во сне
Размечтались о весне.
И Токмакова
Висит за окошком
Кулек ледяной.
Он полон капели
И пахнет весной.
Т. Белозеров
Тренировочное упражнение (слайд 6).
Задание: расставьте предложения в таком порядке, чтобы получился текст. Укажите сцепляющие слова.
Б. Вдруг на одном бревне появился рыжий зверек.
В. Как она очутилась в городе?
Г. В городе Орле рабочие пилили толстые бревна на доски.
2) Параллельная связь (слайд 7).
Объяснение на примере текста «Весна в лесу»:
Радостна, шумна и пахуча весна в лесу. Звонко поют птицы. Звенят под деревьями весенние ручейки. Смолой пахнут набухшие почки.
Первичное закрепление (слайд 8).
Задание: найдите предложение, которое должно быть первым в данном тексте. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Найдите ключевые слова, которые образуют параллельную связь предложений в тексте.
Ле. кий в. терок шев. лил ярко-зеленые лист. я дерев. ев.
Белые обл. чка бр. дили в голубом небе.
Утро было свежее, чистое.
А ласковое со. нце д. рило т. nлоту и вселяло надежду на будущее.
Анализ текста (слайд 9).
Задание: прочитайте. Докажите, что это текст.
Хорош осиновый лес в осенние ясные дни! В пурпурно-красный и желтый цвет окрашена листва. Цветным чистым ковром расстилаются под деревьями опавшие листья. Там и тут видны под ними красноватые шляпки поздних грибов-подосиновиков. Еще цветут кое-где запоздалые лесные цветы.
Задание: выпишите однокоренные слова из данного текста.
Подведение итогов урока.
Задание: по опорным схемам определить, какой тип связи предложений в тексте представлен.
Что такое сцепляющие слова?
Что такое сцепляющие слова?
Что такое лексическое значение слова?
Что такое лексическое значение слова?
Что такое лексическое значение слова?
Что такое лексическое значение слова?
Что такое лексический разбор слова?
Что такое лексический разбор слова?
Что такое лексическое значение слова?
Что такое лексическое значение слова.
Что такое лексическое значение слова?
Что такое лексическое значение слова?
Что такое лексическое значение слова?
Что такое лексическое значение слова?
Что такое лексическое значение слова?
Что такое лексическое значение слова.
Что такое лексическое значение слова?
Что такое лексическое значение слова.
Что такое лексическое значение слов?
Что такое лексическое значение слов.
Что такое лексическое значение слова?
Что такое лексическое значение слова?
У этого слова нет проверки именно у этого.
Клеить, приклеить, приклеенный.
Говори понятно, учись отлично, думай хорошо, сиди смирно, прыгай высоко, читай громче, слушай вниметельно, пиши красиво, бегай быстро, смотри в оба.
1. говори умно, учись хорошо, думай много, прыгай высоко. Читай много, слушай внимательно, пиши красиво, бегай быстро, смотри внимательно.
Обед обеды Глаза глаза Волк волки Снег в снегу, снега Солдат солдаты Глобус глобусы Стриж стрижИ Штраф штрафы Жираф жирафы.
1) Катя любит отдыхать на природе2)Каждый человек обязан знать свой язык3)Я умею играть на скрипке 4. Я не мог не признаться себе. 5. Я непременно хотел с ним помириться. Удачи.
На улице дует сильный ветер и кружит листья Осенью сухие и сморщиные листья падают с деревьев В конце осени птицы улетают на юг и в тёплые края После холодной зимы шуршит ёжик и порхают бабочки.