что такое сценическое искусство
В своей основной форме сценическое мастерство может выполняться одним человеком (часто руководителем небольшой постановки), который расставляет все декорации, костюмы, освещение и звук, а также организует актерский состав. Региональные театры и более крупные общественные театры, как правило, имеют технического директора и группу дизайнеров, каждый из которых имеет непосредственное отношение к их соответствующим проектам. В рамках значительно более крупных постановок, например современного бродвейского шоу, эффективное доведение шоу до премьеры требует работы квалифицированных плотников, художников, электриков, рабочих сцены, сшивателей, изготовителей париков и т. Д. Современное сценическое искусство очень технически и специализировано: оно включает в себя множество дисциплин и обширную сокровищницу истории и традиций.
СОДЕРЖАНИЕ
История
Пьесы средневековья проходили в разных местах, например, на улицах городов, в исполнении путешествующих светских трупп. Некоторые из них также содержались в монастырях, исполнялись контролируемыми церковью группами, часто изображая религиозные сцены. Игровое место может представлять множество разных вещей, например, в помещении или на открытом воздухе (как в амфитеатрах Плен-ан-Гвари Корнуолла ). В них играли в определенных местах, чтобы реквизит можно было использовать в спектакле. В пьесах часто использовались песни и спектакли, чтобы привлечь больше участников.
После свечей пришло газовое освещение с использованием трубок с маленькими отверстиями, которые зажигались перед каждым выступлением и которые можно было уменьшить, регулируя поток газа, при условии, что пламя никогда не гаснет. На рубеже 20-го века многие театральные компании, переходящие с газа на электричество, устанавливали новую систему рядом со старой, что приводило к многочисленным взрывам и пожарам из-за электричества, воспламеняющего газовые линии.
Субдисциплины
Сценическое искусство включает в себя множество дисциплин, обычно разделенных на несколько основных дисциплин:
Театральное искусство
Театр – это главный вид зрелищных искусств. Истоки его находятся в глубокой древности: первыми театральными представлениями можно считать первобытные языческие обряды. А вот своему названию театр обязан древней Греции: в античные времена именно этим словом назывались зрительские места.
Театральное искусство включает в себя несколько направлений: драматический театр, театр кукол, оперу, оперетту, балет, пантомиму… Каждое из этих направлений имеет свою историю развития, свои отличительные признаки, традиции, своих выдающихся артистов. И тем не менее все они не зря объединены словом «театр». Все они обладают особенностями, отличающими их от других родов и видов искусства. Специфические «театральные» черты едины для всех его направлений.
Что же делает театральное искусство уникальным? Что делает театр театром?
Театральное искусство имеет синтетическую природу.
В театре практически все виды искусства сливаются воедино. Один драматический спектакль может включать в себя одновременно литературу (текст пьесы, сценарий), изобразительное искусство (декорации, реквизит, костюмы), инструментальную и вокальную музыку (исполняемую на сцене, за сценой или звучащую в записи), хореографию (постановочные и/или импровизационные актерские танцы) и т.д. Кроме того, современный театр широко использует технические возможности (конструкция сцены, ее машинерия, использование световой и звуковой аппаратуры, разнообразные сценические эффекты, например, дым, проекция изображений и пр.). Даже научные достижения театр научился использовать в своих целях! Мало кто задумывается об этом, но в основе творчества актера и режиссера лежат научные разработки нескольких поколений психологов. Медицина и физиология напрямую связаны с обязательными для актера занятиями по сценическому движению, акробатике, сценической речи и вокалу. Огромный клад в развитие театра внесли исследования историков и литературоведов.
Театральное искусство – это коллективный творческий процесс.
В создание спектакля вовлечено огромное количество людей. Актеры (часто – несколько составов), режиссер, помощники режиссера, композитор, художники по декорациям, костюмам, реквизиту, портные, бутафоры, музыканты, гримеры, костюмеры… Кроме них над спектаклем трудятся рабочие сцены (осветители, звуковики, специалисты по прочим сценическим эффектам). Администрация театра, бухгалтеры, продюсеры, специалисты по рекламе – все эти люди тоже вносят большой вклад в создание художественного произведения.
От слаженности работы всего театрального коллектива зависит вся судьба спектакля: начиная с принятия решения о постановке и заканчивая юбилейным трехсотым представлением. Стоит ли говорить о том, как сложно такому количеству людей скоординировать свои действия, прийти к творческому консенсусу и создать что-то новое и прекрасное в мире искусства?
Однако, работой театральной команды «коллективность» театра не исчерпывается. Режиссеры очень любят повторять фразу: «театр без зрителя не существует». Это действительно так. Даже самый гениальный отрепетированный спектакль не является художественным произведением до тех пор, пока его не увидит зритель. Зритель является полноправным соавтором спектакля. Человек приходит в театр с работы или учебы, сдает пальто в гардероб, занимает свое место в зале, отключает мобильный телефон – и начинает свой сокровенный творческий процесс. Он воспринимает спектакль во всей его полноте: от актерской игры и чистой работы спецэффектов до тонкого режиссерского замысла, впитывает в себя слова, пластику, микродвижения, мимику актеров, звук, свет, цвет… Проникается сюжетом пьесы и его режиссерским толкованием, чувствует тонкие психологические оттенки. А кроме того, корректирует спектакль в своем воображении, трансформирует его по-своему, придавая особое значение тем или иным компонентам, расставляя свои акценты, делая свои выводы. Случается даже, что зрительское восприятие переворачивает режиссерский замысел с точностью до наборот – и человек уходит из зала с совершенно противоположной эмоцией, чем та, которую хотел вызвать создатель спектакля.
Конечно, внимательный и восприимчивый зритель, способный отключиться от собственных мыслей и погрузиться в искусство – это подарок для актера. Таких, к сожалению, меньшинство. Большая часть воспринимает искусство на наивно-реалистическом уровне и даже не стремится проникнуть в своих мыслях дальше сюжета. И тем не менее, все остальные компоненты тоже воздействуют на зрителя, пусть даже это происходит незаметно для него самого.
Из совместности создания спектакля театральным коллективом и зрителем возникает еще одна особенность театрального искусства.
Театральное искусство сиюминутно.
Художник может написать гениальную картину – и она будет оставаться совершенной долгие годы. Писатель может создать великолепный роман или поэму – и, обнаруженное через много лет, достойное произведение обязательно найдет своего читателя и принесет своему автору славу (пусть даже посмертную). Театральный спектакль существует только во время воспроизведения. Его нельзя сохранить, законсервировать, передать следующим поколениям зрителей. Каждый спектакль живет по принципу «здесь и сейчас», каждый спектакль уникален. Актеры (и некоторые из зрителей) точно знают: сыграть один и тот же спектакль одинаково невозможно. Спектакль – живое существо, он неуловимо меняется, приобретает новое качество, обрастает деталями и нюансами. Процесс его создания не заканчивается генеральной репетицией – готовое произведение обязательно проверяется на зрителе, и часто зрительская реакция или ее отсутствие ведут за собой изменения в спектакле.
СЦЕНИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО
Полезное
Смотреть что такое «СЦЕНИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО» в других словарях:
сценическое искусство — ▲ пластическое искусство ↑ показ представление (цирковое #). действо. шоу. обозрение, ревю эстрадное представление, где номера различных жанров объединены общим сюжетом. премьера (давать премьеру). утренник (детский #). фестиваль. мистерия. прима … Идеографический словарь русского языка
искусство сценическое — один из способов познания человека. Воспроизводя действия сценического персонажа в обстоятельствах, предлагаемых автором пьесы, актер переживает два типа эмоций: 1) связанные с успешностью своей профессиональной деятельности; 2) сходные с… … Большая психологическая энциклопедия
искусство — Творческая художественная деятельность. Безграничное, безыдейное, бесплодное, беспредметное, бессодержательное, блистательное, боевое, вечное, воинствующее, волнующее, волшебное, вольное (устар.), высокое, гуманистическое, гуманитарное (устар.),… … Словарь эпитетов
искусство — а; ср. 1. Творческое воспроизведение действительности в художественных образах; творческая художественная деятельность. Произведение искусства. Деятели искусства. Русское и. серебряного века. И. для (ради) искусства (теория, отвергающая… … Энциклопедический словарь
Искусство — а; ср. 1. Творческое воспроизведение действительности в художественных образах; творческая художественная деятельность. Произведение искусства. Деятели искусства. Русское и. серебряного века. И. для (ради) искусства (теория, отвергающая… … Энциклопедический словарь
искусство — а; ср. 1) Творческое воспроизведение действительности в художественных образах; творческая художественная деятельность. Произведение искусства. Деятели искусства. Русское иску/сство серебряного века. Иску/сство для (ради) искусства (теория,… … Словарь многих выражений
актерское искусство — ▲ сценическое искусство ↑ выражать, ся, эмоция актерское искусство искусство выражения эмоций. актерская игра. | создать роль кого. | в лицах (# рассказывать). рисунок роли. | войти в образ. вжиться в образ … Идеографический словарь русского языка
АКТЕРСКОЕ ИСКУССТВО — в драме и кино, создание сценического образа, исполнительское творчество. Актерское (сценическое) искусство стоит в ряду древнейших, одним из его источников явились религиозные обряды. Развитые формы сценического искусства, с диалогами и… … Энциклопедия Кольера
СССР. Литература и искусство — Литература Многонациональная советская литература представляет собой качественно новый этап развития литературы. Как определённое художественное целое, объединённое единой социально идеологической направленностью, общностью… … Большая советская энциклопедия
Виды театрального искусства
История театра (если вести ее от наиболее цивилизованной древнегреческой театральной традиции) исчисляется в тысячах лет. За это время театр претерпел множество изменений и метаморфоз, ощутил влияние многих культур и разветвился на массу самобытных способов организации и подачи сценического действа. Многообразие театральных выразительных средств способствует сохранению неизменной популярности театрального искусства на протяжении всей его истории. Сегодня у каждого есть свой театр, своя драматургия и свои любимые виды театрального искусства, будь то балет, мюзикл или психологическая драма.
В театральной студии для подростков можно детально изучить основные особенности каждого вида сценического искусства. У студентов есть уникальная возможность попробовать себя в роли актера любого жанра.
Жанры театрального искусства могут сильно отличаться друг от друга, но их объединяет одна главная черта: театр – это всегда действие, всегда фрагмент жизни человеческого духа в нестандартных обстоятельствах, всегда острый конфликт интересов. Разница же заключается в наборах выразительных средств, которыми характеризуется тот или иной жанр. Например, балет выражает актерское мастерство в танце, в драме главенствуют психофизические реакции и диалоги, в трагедии – возвышенные монологи, пафос и т. д.
Основные виды сценического искусства:
Драма
В переводе с греческого это слово означает «действие» или «деяние». Отличается реалистичностью, а по сравнению с высокопарной трагедией – даже приземленностью сюжета. В центре повествования человек, его внутренний мир и его борьба с обстоятельствами. Зачастую драматический конфликт затрагивает социальные проблемы и глубинные личностные противоречия героев. Драма также является литературным и кинематографическим жанром.
Трагедия
Жанр-предшественник драмы. В центре трагедии всегда борьба человека с неотвратимостью судьбы, в результате которой человек погибает. Трагедии свойственна высокопарность, герои разговаривают монологами. Часто незримым, но подразумевающимся участником трагического действа является божество или злой рок. Трагедией иногда называют современную драму с трагической развязкой.
Комедия
Комедия – жанр театра, противоположный трагедии. Цель комедийного действа – заставить зрителя смеяться. Достигается за счет нелепого стечения обстоятельств, по вине которого герои попадают в глупые ситуации (комедия положений), за счет высмеивания характеров или социальных явлений (сатира) или за счет грубой, гротескной и карикатурной пародии на действительность (фарс). Комедией могут называть драму с неожиданной юмористической развязкой сюжета.
Мюзикл
Музыкально-хореографическая постановка, в основе которой лежит драматический или комедийный сюжет. Мюзикл отличается размахом и зрелищностью (сложные декорации, спецэффекты, массовые сцены и т. д.), а также использованием современных, по сравнению с традиционными музыкальными жанрами, выразительных средств и технических решений. Один из наиболее сложных и дорогих театральных жанров, но при этом является самым резонансным в последние годы.
Оперетта
Музыкальная комедия, дословно «маленькая опера». В современном понимании это музыкальный жанр театрального искусства, близкий к комической опере, сочетающий разговорные диалоги с музыкально-танцевальными номерами. В отличие от мюзикла, оперетта – спектакль в классическом понимании этого слова.
Опера
Музыкальная постановка чаще всего драматического или трагического характера, представляет собой уникальное сочетание драмы и вокала. Все в опере происходит под музыку. Все диалоги и монологи представлены вокальными партиями, при этом хореографические номера вторичны и носят служебный характер.
Балет
В противоположность опере, балет обходится без вокала и без речи вообще. Выразительными средствами балета являются музыка, танец, пантомима и гротеск. Классический балет всегда имеет сюжет и драматургию, в его основе лежит классический танец. Современный театр предполагает, что балет более свободен в средствах, в нем могут использоваться:
Все по этому списку может присутствовать как в разных представлениях, так и сочетаться в одном спектакле.
Кукольный театр
Постановки, в которых все роли играют куклы, озвученные и приведенные в движение актерами. Сами актеры в момент спектакля находятся за сценой и зрителю не видны. Кукольный театр – это преимущественно театральное искусство для детей.
Краткий словарь по эстетике
ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО (греч theatron — место для зрелищ) – вид искусства, в основе которого лежит художественное отражение жизни, осуществляемое посредством драматического действия, исполняемого актерами перед зрителями. Искусство театра вторично. Основа искусства сцены — драма, приобретающая в театральном воплощении новое качество — сценичность, театральный образ. Развитие театра тесно связано с развитием драмы и драматического, выразительными средствами драмы монолога, диалога. Основное произведение театрального искусства — спектакль, художественно организованное, зрелищно-игровое действие. Спектакль — результат усилий творческого коллектива. Вместе с тем спектакль отличает образное единство. Образный строй спектакля создается единением всех элементов игрового действия, подчиненных единой художественной задаче— «сверхзадаче», и единой сценической цели, организующей сценическое действие во времени и пространстве, «сквозному действию».
Игровая сущность театра исторически меняется. Возникнув из ритуала система зрелищного воздействия в целом сохраняется на всех этапах развития театра преображение актера, использующего свои психофизические данные для создания об раза другого человека — персонажа слово и пластика—основные условия вовлечения зрителя в действие. Современный театр знает различные формы организации игрового действия. В реалистическом, психологическом театре переживания принцип отражения жизни в формах самой жизни предполагает принцип «четвертой стены», как бы отделяющей зрителя от сцены и создающей иллюзию реальности. В театре представления — «эпическом театре» игровой принцип может не совпадать с правдой жизненных обстоятельств и предполагает поэтически-обобщенное, метафорическое, образное решение.
Театр — искусство коллективное (см. Творчество коллективное). В процессе исторической эволюции утвердился принцип ансамбля. В современном театре роль организатора сценического действия и творческих усилий коллектива принадлежит режиссеру, ответственному за сценическую интерпретацию драматургической основы. С помощью таких изобразительно-выразительных средств, как мизансцена, темпоритм, композиция, режиссер создает художественный образ спектакля.
По своей природе искусство театра синтетично (см. Синтез искусств). Природа синтеза в истории театрального искусства менялась выделился балет, стал самостоятельным музыкальный театр. Современный театр испытывает тяготение к объединению самых различных видов искусства. Организация зрелищного синтеза зависит в значительной мере от участия композитора, художника по костюмам, художника по свету и прежде всего сценографа. Вещественная среда, создаваемая средствами сценографа, может иметь различные функции, но всегда, соответствуя контексту целого, носителю психологической правды исполнителю, организует внимание зрителя.
Искусство театра рассчитано на коллективное восприятие. Зритель, его реакция — компонент действия. Театр не существует без немедленной реакции зрительного зала. Спектакль, отрепетированный, но не показанный зрителю, не является художественным произведением. Именно зрителю предоставляется право провести различие между значением избранного исполнителем выразительного приема и его употреблением. Зритель современного театра испытывает на себе воздействие многих зрелищных форм, расширяющих его ассоциации, меняющих его пристрастия. Театр не может в своем развитии не учитывать этих изменений, увеличивая роль и значение театральных форм, усиливая связь сценического действия со зрителем.
Искусство театра форма общественного сознания, средство художественного познания и воспитания. Специфика театра — в отражении существенных конфликтов и характеров, затрагивающих интересы и потребности современного зрителя. Самобытность театра как вида искусства — в этой современности, делающей его важным фактором воспитания.