что такое структурные подразделения школы
«Об образованиии в Российской Федерации»
Рнформационный портал РїРѕ внедрению эффективных организационно-управленческих Рё финансово-экономических механизмов, структурных Рё нормативных изменений, новаций
Вы здесь
Законодательство не содержит универсального определения структурного подразделения организации. Исходя из сложившейся практики, под структурными подразделениями организаций принято считать их части, обособленные по территориальному или функциональному признаку. Так, в соответствии со статьей 55 Гражданского кодекса РФ филиалом или представительством юридического лица является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, при этом филиал осуществляет все функции головной организации или их часть, а представительство может только представлять интересы организации и осуществлять их защиту. При этом под другой местностью, по мнению судебных органов, следует понимать местность за пределами административно-территориальных границ соответствующего населенного пункта (например, часть третья п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»).
В статье 27 Федерального закона № 273-ФЗ приведен широкий перечень различных структурных подразделений образовательных организаций, свойственных различным их типам, видам и направленности образовательных программ, а также иным особенностям функционирования. В их числе Федеральный закон называет филиалы, представительства, отделения, факультеты, институты, центры, кафедры, подготовительные отделения и курсы, научно-исследовательские, методические и учебно-методические подразделения, лаборатории, конструкторские бюро, учебные и учебно-производственные мастерские, клиники, учебно-опытные хозяйства, учебные полигоны, учебные базы практики, учебно-демонстрационные центры, учебные театры, выставочные залы, учебные цирковые манежи, учебные танцевальные и оперные студии, учебные концертные залы, художественно-творческие мастерские, библиотеки, музеи, спортивные клубы, студенческие спортивные клубы, школьные спортивные клубы, общежития, интернаты, психологические и социально-педагогические службы, обеспечивающие социальную адаптацию и реабилитацию нуждающихся в ней обучающихся. За исключением филиалов и представительств иные структурные подразделения можно считать обособленными именно по признаку исполняемых функций. Данный перечень является открытым, причем действующее законодательство не устанавливает каких-либо запретов считать структурными подразделениями и иные «части» образовательной организации.
Например, присоединенный к общеобразовательному учреждению детский сад можно будет считать структурным подразделением данного учреждения, деятельность которого отличается уровнем реализуемой общеобразовательной программы. При этом не имеет принципиального значения (если это не филиал) территориальное место расположения групп детей бывшего детского сада. И наоборот, если присоединенная к общеобразовательному учреждению начальная школа попросту расширила уже имеющийся контингент классов-комплектов начальной школы, то считать её структурным подразделением необоснованно.
Таким образом, само по себе расположение образовательной организации и её частей в различных зданиях с разными юридическими адресами еще не является достаточным основанием считать эти части структурными подразделениями, так как отсутствует функциональная обособленность этих частей.
Важный юридический аспект структурирования образовательных организаций присутствует при оформлении трудовых отношений с работниками: если в трудовом договоре при приеме на работу указывалось структурное подразделение, то постоянное или даже временное изменение структурного подразделения считается переводом на другую работу, требующим согласия работника (ст. 72.1 Трудового кодекса РФ).
Создание и функционирование структурных подразделений образовательной организации регулируется локальными нормативными актами (части 2, 4 ст. 27 Федерального закона № 273-ФЗ).
Что такое структурные подразделения школы
Статья 27. Структура образовательной организации
1. Образовательные организации самостоятельны в формировании своей структуры, если иное не установлено федеральными законами.
2. Образовательная организация может иметь в своей структуре различные структурные подразделения, обеспечивающие осуществление образовательной деятельности с учетом уровня, вида и направленности реализуемых образовательных программ, формы обучения и режима пребывания обучающихся (филиалы, представительства, отделения, факультеты, институты, центры, кафедры, подготовительные отделения и курсы, научно-исследовательские, методические и учебно-методические подразделения, лаборатории, конструкторские бюро, учебные и учебно-производственные мастерские, клиники, учебно-опытные хозяйства, учебные полигоны, учебные базы практики, учебно-демонстрационные центры, учебные театры, выставочные залы, учебные цирковые манежи, учебные танцевальные и оперные студии, учебные концертные залы, художественно-творческие мастерские, библиотеки, музеи, спортивные клубы, студенческие спортивные клубы, школьные спортивные клубы, общежития, интернаты, психологические и социально-педагогические службы, обеспечивающие социальную адаптацию и реабилитацию нуждающихся в ней обучающихся, и иные предусмотренные локальными нормативными актами образовательной организации структурные подразделения).
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Структурные подразделения образовательной организации, в том числе филиалы и представительства, не являются юридическими лицами и действуют на основании устава образовательной организации и положения о соответствующем структурном подразделении, утвержденного в порядке, установленном уставом образовательной организации. Осуществление образовательной деятельности в представительстве образовательной организации запрещается.
5. Филиал образовательной организации создается и ликвидируется в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
6. Принятие федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления решения о ликвидации филиала государственной и (или) муниципальной дошкольной образовательной организации либо общеобразовательной организации осуществляется в порядке, установленном частями 11 и 12 статьи 22 настоящего Федерального закона.
7. Филиалы федеральных государственных образовательных организаций высшего образования создаются и ликвидируются учредителем по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования.
(в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 232-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
8. Создание филиалов государственных образовательных организаций, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, или муниципальных образовательных организаций на территории другого субъекта Российской Федерации или территории муниципального образования осуществляется по согласованию соответственно с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, и органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, по месту нахождения создаваемого филиала.
9. Представительство образовательной организации открывается и закрывается образовательной организацией.
10. Создание или ликвидация филиала либо представительства образовательной организации на территории иностранного государства осуществляется в соответствии с законодательством иностранного государства по месту нахождения филиала или представительства, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации.
11. Финансово-хозяйственная деятельность образовательной организации по месту нахождения ее филиала или представительства, расположенных на территории иностранного государства, осуществляется в соответствии с законодательством этого иностранного государства.
12. В государственных и муниципальных образовательных организациях создание и деятельность политических партий, религиозных организаций (объединений) не допускаются.
Справка об организации структурных подразделений
об организации структурных подразделений
Согласно плану внутришкольного контроля и руководства, во исполнении приказа № 210 от 06.11.16г. с 14.11.16г. по 26.11.16 была проведена проверка работы структурных подразделений школы ( учебно-методической работы, учебно-воспитательной работы, дополнительного образование, психолого-педагогической службы, социальной защиты, физкультурно-оздоровительной работы, обеспечения безопасности обучающихся, информатизации, административно-хозяйственной части, финансово-экономической службы).
В соответствии со ст. 2 Закона РФ «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 13.01.96 № 12-ФЗ с изменениями и дополнениями на июль 2009 г.) образовательному учреждению предоставлено право «самостоятельно определять нормативную правовую основу своей деятельности». Пункт 1.7.6 ст. 13 Закона определяет, что в Уставе образовательного учреждения в обязательном порядке указываются: «структура, порядок формирования органов управления образовательного учреждения, их компетенция и порядок организации деятельности». Это относится и к структурным подразделениям школы ( учебно-методическая работа, учебно-воспитательная работа, дополнительное образование, психолого-педагогическая служба, социальная защита, физкультурно-оздоровительная работа, обеспечение безопасности обучающихся, информатизация, канцелярия, административно-хозяйственная часть, финансово-экономическая служба).
При создании структурного подразделения школа руководствуется следующими организационными требованиями:
— структурное подразделение ОУ должно иметь необходимую учебно-материальную базу для организации учебно-воспитательной деятельности;
— структурное подразделение организует свою деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, нормативными актами в области образования, уставом образовательного учреждения и настоящим Положением.
Основными задачами структурного подразделения школы являются:
формирование у обучающихся современного уровня знаний;
развитие личности, ее самореализации и самоопределения и профессиональной направленности;
формирование физически и психологически здоровых воспитанников;
патриотическое и духовно-нравственное воспитание учащихся;
воспитание гражданина Российской Федерации.
Положение о структурном подразделении утверждается руководством школы и согласовывается с учредителем.
Оборудование и оснащение структурного подразделения, организация рабочих мест в нем производится в строгом соответствии с требованиями действующих стандартов, правил, норм и инструкций по безопасным приемам работы, охране труда и производственной санитарии.
Образовательная деятельность структурного подразделения
Организация образовательного процесса в структурном подразделении регламентируется учебным планом и расписаниями занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми школой.
Руководство и контроль за выполнением учебных планов и программ осуществляет администрация школы.
Организация образовательного процесса, режим функционирования структурного подразделения, аттестация обучающихся, продолжительность и форма обучения определяются Типовым положением и Уставом образовательного учреждения.
Финансово-хозяйственная деятельность структурного подразделения
Штатная структура подразделения школы утверждается руководителем учреждения.
Структурное подразделение школы не имеет собственную смету доходов и расходов, текущие расходы планируются в смете образовательного учреждения и оплачиваются из соответствующего бюджета.
Структурное подразделение школы финансируется за счет бюджетных средств, в рамках финансирования школы.
Управление структурным подразделением осуществляется заместителем директора по учебной работе, назначаемый руководителем образовательного учреждения приказом по школе. Он несет ответственность за выполнение задач, возложенных на структурное подразделение, плановую и трудовую дисциплину в структурном подразделении в соответствии с правами и обязанностями обучающихся и работников, определяемыми Трудовым кодексом Российской Федерации.
Прекращение деятельности структурного подразделения ОУ путем ликвидации или реорганизации производится на основании приказа директора образовательного учреждения по согласованию с учредителем или по решению суда в случаях, предусмотренных действующим законодательством.
Статья 27. Структура образовательной организации
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 27 настоящего Федерального закона
1. Образовательные организации самостоятельны в формировании своей структуры, если иное не установлено федеральными законами.
2. Образовательная организация может иметь в своей структуре различные структурные подразделения, обеспечивающие осуществление образовательной деятельности с учетом уровня, вида и направленности реализуемых образовательных программ, формы обучения и режима пребывания обучающихся (филиалы, представительства, отделения, факультеты, институты, центры, кафедры, подготовительные отделения и курсы, научно-исследовательские, методические и учебно-методические подразделения, лаборатории, конструкторские бюро, учебные и учебно-производственные мастерские, клиники, учебно-опытные хозяйства, учебные полигоны, учебные базы практики, учебно-демонстрационные центры, учебные театры, выставочные залы, учебные цирковые манежи, учебные танцевальные и оперные студии, учебные концертные залы, художественно-творческие мастерские, библиотеки, музеи, спортивные клубы, студенческие спортивные клубы, школьные спортивные клубы, общежития, интернаты, психологические и социально-педагогические службы, обеспечивающие социальную адаптацию и реабилитацию нуждающихся в ней обучающихся, и иные предусмотренные локальными нормативными актами образовательной организации структурные подразделения).
Информация об изменениях:
4. Структурные подразделения образовательной организации, в том числе филиалы и представительства, не являются юридическими лицами и действуют на основании устава образовательной организации и положения о соответствующем структурном подразделении, утвержденного в порядке, установленном уставом образовательной организации. Осуществление образовательной деятельности в представительстве образовательной организации запрещается.
5. Филиал образовательной организации создается и ликвидируется в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
6. Принятие федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления решения о ликвидации филиала государственной и (или) муниципальной дошкольной образовательной организации либо общеобразовательной организации осуществляется в порядке, установленном частями 11 и 12 статьи 22 настоящего Федерального закона.
Информация об изменениях:
7. Филиалы федеральных государственных образовательных организаций высшего образования создаются и ликвидируются учредителем по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования.
8. Создание филиалов государственных образовательных организаций, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, или муниципальных образовательных организаций на территории другого субъекта Российской Федерации или территории муниципального образования осуществляется по согласованию соответственно с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, и органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, по месту нахождения создаваемого филиала.
9. Представительство образовательной организации открывается и закрывается образовательной организацией.
10. Создание или ликвидация филиала либо представительства образовательной организации на территории иностранного государства осуществляется в соответствии с законодательством иностранного государства по месту нахождения филиала или представительства, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации.
11. Финансово-хозяйственная деятельность образовательной организации по месту нахождения ее филиала или представительства, расположенных на территории иностранного государства, осуществляется в соответствии с законодательством этого иностранного государства.
12. В государственных и муниципальных образовательных организациях создание и деятельность политических партий, религиозных организаций (объединений) не допускаются.
«Думайте сами, решайте сами, иметь или не иметь», … и какие иметь структурные подразделения в ОО
Главная > Консультации > Управление и менеджмент > «Думайте сами, решайте сами, иметь или не иметь», … и какие иметь структурные подразделения в ОО
Итак, мы с вами продолжаем восхождение по пути организационного проектирования, где уже взяты высоты образовательной структуры, в основном представлена основная структура и в целом понятны подходы к проектированию организационных элементов вспомогательной структуры.
Однако порадоваться столь быстрому приближению к желаемому осуществлению проектирования структуры управления на данном этапе мы пока не сможем. И этому есть два объяснения.
Первое из них связано с тем, что структура управления ОО не может быть правильно спроектирована, если руководство ОО не имеет представления обо всем массиве и специфике общей структуры, в понимании и определении которой нам и предстоит разбираться.
А пока наглядно представив остроконечные вершины постигнутых нами главных «хребтов» проектирования, определим общую структуру как целостный горный массив, понять внутреннее устройство которого без таких его составляющих как образовательная, основная и вспомогательная структура будет крайне затруднительно.
Второе объяснение отсроченного проектирования структуры управления связано с тем, что, несмотря на наше постоянное обращение к управленческим проблемам и вопросам администрирования и менеджмента, мы пока не можем быть уверенными в четком понимании эффективной структуры управления в ОО, т. е. представлении устройства такого управления, которое бы компетентно решало разноплановые задачи функционирования и развития ОО. И для этого нам еще предстоит разбираться в многосложных вопросах методологии и технологий управления.
Для удрученных отсроченным проектированием структуры управления мы все же «подсластим пилюлю» тем, что проектирование основного контура административного управления мы сможем представить уже на этапе завершения проектирования общей структуры. И для многих руководителей это станет подспорьем в понимании построения структуры управления по функциям образовательной организации. Однако вновь вернуться к проектированию этой структуры нам все же придется, когда будем глубже проникать в системные основы управления.
Ну что ж, закончив предваряющую «мотивационную пятиминутку», мы приступаем к главным вопросам изучения понятия общей структуры.
Но прежде чем мы приступим к определению понятия «общая структура», обратимся к значению слова «общий».
Общий — 1. Коллективный, совместный с другими, принадлежащий всем.
2. Свойственный всем. 3. Всеобщий, касающийся всех. 4. Распространяющийся на всё, охватывающий всё. 5. Совокупный, весь, целый. 6. Касающийся основ и принципов чего-н., представляющий собой какое-н. обобщение. Четкая постановка общих вопросов необходима для правильного подхода ко всем частным. 7. Содержащий только самое главное, основное, без частностей, нерасчлененный, схематичный [1].
При всем многообразии значений мы сделаем акцент на том, что говоря об общей структуре образовательной организации, нам предстоит не только обобщить все ранее проектируемые структуры нашей конкретной ОО, выделив в ней главные ее составляющие, но и выработать принципы и подходы, которые позволят представить эту организационную совокупность.
Эти общие принципы и подходы должны будут действовать не только в «типовой» ОО, как наиболее распространенной в практике общего образования организации, но и позволят учитывать типы образовательных организаций и конкретные условия функционирования каждой из них, будь то значительный по объемам столичный образовательный комплекс, или, например, малокомплектная сельская школа.
Поставив перед собой такую сложную задачу проектирования общей в принципах и подходах для всех ОО обобщающей структуры организации, мы вновь обратимся к законодательным основам, которые определяют самостоятельность образовательных организаций в вопросах формирования своей структуры.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
Статья 27. Структура образовательной организации.
1. Образовательные организации самостоятельны в формировании своей структуры, если иное не установлено федеральными законами.
2. Образовательная организация может иметь в своей структуре различные структурные подразделения, обеспечивающие осуществление образовательной деятельности с учетом уровня, вида и направленности реализуемых образовательных программ, формы обучения и режима пребывания обучающихся (филиалы, представительства, отделения, факультеты, институты, центры, кафедры, подготовительные отделения и курсы, научно-исследовательские, методические и учебно-методические подразделения, лаборатории, конструкторские бюро, учебные и учебно-производственные мастерские, клиники, учебно-опытные хозяйства, учебные полигоны, учебные базы практики, учебно-демонстрационные центры, учебные театры, выставочные залы, учебные цирковые манежи, учебные танцевальные и оперные студии, учебные концертные залы, художественно-творческие мастерские, библиотеки, музеи, спортивные клубы, студенческие спортивные клубы, школьные спортивные клубы, общежития, интернаты, психологические и социально-педагогические службы, обеспечивающие социальную адаптацию и реабилитацию нуждающихся в ней обучающихся, и иные предусмотренные локальными нормативными актами образовательной организации структурные подразделения).
Очевидно, что с такими вопросами сталкиваются многие руководители, и как правило, не находят ответов и в части нормативно-правовых требований к этим важным организационным позициям, и в части методического разъяснения и рекомендаций к применению в практике деятельности ОО.
Ну что ж, давайте «шагать от печки», которая в нашем случае представляет собой основы теории организации и практики ее применения. И вновь обратимся к определениям, на которые мы ссылались ранее [2]. И начнем мы с определения понятия общей структуры.
Общая структура — упорядоченная совокупность «всех организационных единиц с точки зрения их расположения, выполняемых в процессе осуществления своей деятельности функций» [3].
Пожалуй, все же не стоит уж так сразу отказываться от теории, а наоборот, необходимо задаться вопросом о том, для чего же, собственно, нам в нашей практике нужно представление этой самой «упорядоченной совокупности всех организационных единиц»? А для этого давайте для начала обобщим весь тот значительный по объему материал проектирования, который образовался у нас в процессе разработки образовательной, основной (педагогической) и вспомогательной структур.
Итак, завершив проектирование образовательной структуры, мы выделили в ней такие организационные единицы, обеспечивающие осуществление образовательной деятельности в ОО с учетом уровня, вида и направленности реализуемых образовательных программ, форм обучения и режима пребывания обучающихся [4]:
Разбираясь в вопросах проектирования основной структуры и создавая организационные педагогические объединения, мы выстроили такую основу [5]:
Структурируя вспомогательную деятельность в ОО, и выделяя основные направления ее обеспечения образовательного, педагогического и управленческих процессов в ОО [6], мы можем представить подходы к выделению организационных единиц, соответствующих этим функциям и задачам:
Имея этот огромный разделенный по функциям, задачам и соответствующим структурам организационный массив, теперь мы должны создать такую обобщенную (общую) организационную структуру, которая представляла бы четкие и взаимосвязанные между собой объекты управления и обеспечивала бы возможность эффективной координации всех организационных единиц, которые, в свою очередь, создавались в образовательной, основной и вспомогательной структурах под реальные задачи деятельности ОО.
И начать проектирование общей структуры мы можем, опираясь на один из универсальных принципов моделирования — принцип генерализации.
Генерализация (лат. generalis — общий, главный) — логический прием, предусматривающий обобщение, переход от частного к общему, подчинение частных явлений общему принципу [8].
Это название знакомо каждому из нас со школьной скамьи, когда на уроках географии работали с картами разных масштабов (ну как здесь не вспомнить былую педагогическую молодость преподавания любимого предмета).
Этим приемом мы пользуемся теперь очень часто, когда включаем навигаторы в своих гаджетах и изменяем масштаб, чтобы увидеть весь предстоящий путь или разобраться в деталях пути следования.
Картографическая генерализация — это отбор и обобщение изображаемых на карте объектов, выделение их основных типичных черт и характерных особенностей. Генерализованность — важнейшее свойство всякой карты. Даже на самой крупномасштабной карте изображение генерализовано, поскольку невозможно показывать объекты со всеми подробностями [9].
А сейчас нам предстоит генерализировать, обобщить нашу карту организационного устройства ОО, которая на данном этапе проектирования представлена достаточно большим набором различных организационных единиц в разных видах деятельности ОО.
Сложность заключается в том, что нет у нас под рукой такого удобного инструмента — ползунка, изменяющего масштаб, да и разработанных «организационных карт» наших образовательных организаций в соответствии с масштабами разного видения у нас тоже нет.
Есть и еще одна сложность, с которой сталкиваются руководители не только образовательных организаций, но и многих других. Разберемся с этим более подробно.
Речь идет об одном из важнейших понятий организационной структуры — подразделении.
Основным элементом общей структуры организации являются подразделения, которые представляют собой официальные группы работников, ответственных за выполнение определенного набора производственных, финансовых, управленческих и иных функций, направленных на достижение целей организации, обособившиеся в процессе разделения труда … [10]
Итак, проектируя общую структуру организации, мы должны представить устройство нашей ОО как упорядоченной совокупности взаимосвязанных элементов, имеющих одно общее название — подразделения. Что же собой представляют эти элементы организационной структуры? Ответить однозначно на этот вопрос нам будет затруднительно, потому что…
К сожалению, разные отрасли права (гражданское, налоговое, трудовое право) по-разному используют правовую терминологию применительно к структурному подразделению (обособленному подразделению) организации и включают в определение данных понятий неодинаковую смысловую нагрузку, проявляя тем самым существенные различия по отношению к понятию «обособленное структурное подразделение организации».
Так, в гражданском и налоговом законодательстве применяется термин «обособленное подразделение». Между тем трудовое законодательство употребляет термины «структурное подразделение», «обособленное структурное подразделение организации».
Налоговый кодекс (НК) РФ, в отличие от гражданского законодательства, признает подразделение организации обособленным независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, а также от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. Основным его признаком является территориальная обособленность, т. е. его местонахождение не должно совпадать с местом расположения организации (юридического лица) [11].
В решении этого сложного вопроса: что же понимается под структурным подразделением организации, обратимся за разъяснениями к решению высшего судебного органа в нашей стране.
Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.04№ 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» (с изменениями от 28 декабря 2006 г.) [12].
16. Переводом на другую работу следует считать постоянное или временное изменение трудовой функции работника и (или) структурного подразделения, в котором работает работник (если структурное подразделение было указано в трудовом договоре), при продолжении работы у того же работодателя, а также перевод на работу в другую местность вместе с работодателем (часть первая статьи 72.1 ТК РФ).
Под структурными подразделениями следует понимать как филиалы, представительства, так и отделы, цеха, участки и т. д., а под другой местностью — местность за пределами административно-территориальных границ соответствующего населенного пункта.
Итак, мы получили важнейшее доказательство того, что под структурными подразделениями организации мы можем понимать различные формы организационных элементов ОО. О каких же формах может идти речь? Достаточно подробный их перечень мы видим п.2 Ст.27 ФЗ-273. Да и теория нам говорит о том, что структурные подразделения могут иметь различную направленность, отличаться своим статусом в организации, количеством работников и т. д.
Подразделения могут быть производственными и функциональными. Они различаются статусом, числом работающих, величиной располагаемых материальных и финансовых ресурсов [13].
Очевидно, этот предупреждающий знак становится одним из самых распространенных в наших разговорах, поскольку речь идет об управленческой практике, результаты которой отзываются в (на) головах руководителей болью и проблемами. И вот опять мы сталкиваемся с ситуациями, когда, с одной стороны, работая в жестких условиях регламентирования деятельности ОО, мы мечтаем о свободе действий и самостоятельности решений. А получая долгожданную свободу и предоставление прав самостоятельных решений, опять мечтаем, но только теперь уже о том, как бы вернуть прежнее «спокойствие» наших действий по указке, или скажем мягче, рекомендациям сверху.
Вот и сейчас, когда законодательно определено право образовательных организаций самостоятельно формировать свою структуру, мы либо не пользуемся им в полной мере, либо, избегая возможных ошибок из-за своей некомпетентности в этих вопросах, хотим получить четкие и понятные внешние указания к действию.
Но ведь в процессе уже достаточно длительного разговора мы уяснили для себя, что структура организации целиком и полностью зависит от задач (целей и условий их реализации), стоящих перед конкретной ОО. Поэтому если мы хотим, чтобы организационная структура была эффективным инструментом реализации поставленных задач, то нам необходимо наращивать свой уровень компетентности в вопросах ее проектирования.
Поэтому, закончив очередную «мотивационную пятиминутку», возвращаемся к изучению понятия «структурное подразделение».
Структурное подразделение представляет собой официально выделенный орган управления определенным участком деятельности организации (производства, обслуживания, пр.) с самостоятельными задачами, функциями и ответственностью за их выполнение. Подразделение может быть как обособленным (филиал, представительство), так и не обладающим полными признаками организации (внутренним)…
Виды структурных подразделений
Присваивая структурному подразделению наименование, в первую очередь, необходимо определиться с тем, какой вид подразделения создается. Наиболее распространенным является структурирование организации на следующие подразделения:
1) управления…; 2) отделения…; 3) департаменты…; 4) отделы…; 5) службы…; 6) бюро. Самостоятельные подразделения, в свою очередь, могут быть разделены на более мелкие структурные подразделения. К таковым относятся: а) секторы…; б) участки. ; в) группы… Конкретное наименование подразделения обозначает основное направление деятельности выделенной структурной единицы. Существует несколько подходов к установлению наименований подразделений.
Прежде всего — это наименования, которые в своем составе содержат указание на вид подразделения и на основную его функциональную специализацию… Наименование может и не содержать указания на вид подразделения. Например, «канцелярия, «бухгалтерия», «архив», …
В законодательстве нет правил установления наименований структурных подразделений — как правило, организации присваивают их самостоятельно [14].
Давайте воспользуемся названием книги «Через формы — к смыслам» [15], и пройдем этот путь для того, чтобы за завесой привычных форм, видов и названий организационных элементов и единиц распознать главное — смысл и их назначение в структуре ОО. А для этого припомним все привычные в практике многих школ, детских садов, домов творчества и т. д. такие слова: АХЧ (административно-хозяйственная часть), медсанчасть, учебная часть, дошкольное отделение, заочное отделение, хоровое отделение, психологическая служба, служба охраны, отдел кадров и т. д.
Знакомые каждому руководителю слова, выражающие позицию того или иного подразделения в структуре ОО, несмотря на то, в образовательной организации нет административно-хозяйственной части и заместителя директора по АХР, а есть только завхоз; нет отдела кадров, а есть секретарь — делопроизводитель на 0,5 ставки; нет психологической службы, а есть только один педагог-психолог; да и учебной частью привычно называют кабинет, где работает единственный на всю школу заместитель директора по учебно-воспитательной работе.
Верно подмечено, что в названиях элементов организационной структуры учреждений и предприятий много армейских заимствований, добавим к ним существующие в теории организации понятия «дивизиональная департаментализация », «дивизиональная организационная структура».
Подобного типа структуры появилась впервые в 20-е гг. XX в. … Департаментализация по дивизиональному признаку — это процесс деления организации на отдельные элементы, каждый из которых представляет одно из направлений бизнеса. Структуры такого типа предполагают достаточно широкую автономию для некоторых подразделений (дивизионов). … Дивизиональная структура создает условия для использования в рамках единого предприятия (организации, компании) частичной децентрализации процесса принятия решений, что обеспечивает высокую гибкость, быструю реакцию на изменения [17].
Речь, конечно же, не идет о воссоздании в образовательных организациях армейских структур, но принцип структурирования, действующий в Вооруженных Силах, нам может помочь в понимании нашей задачи проектирования общей структуры ОО.
И поскольку значительным большинством образовательных организаций руководят женщины, далекие от знания непреложной организационной иерархии Вооруженных Сил, представим в общих чертах их устройство.
И добавим для несведущих, что каждый компонент армейской структуры включает определенное количество военнослужащих, и в состав этих компонентов входит определенное количество подчиненных единиц.
Так устроена армия. Таков установленный в ней организационный порядок.
И именно эта позиция для нашего понимания организационного устройства будет очень важна: сначала выделяется организационный элемент в структуре учреждения (чем управлять?), а затем определяется то должностное лицо, которое будет им управлять (кто управляет?). А не наоборот.
Конечно, многие руководители мечтают о наведении четкого порядка в своих организациях, но не надо забывать о том, что основой порядка, а точнее упорядоченности, является именно структура, и об этом мы говорили ранее [18]. А структура, в свою чередь, должна четко отвечать целям и задачам организации. А вот цели и задачи у образовательной организации совсем не армейские, а значит и порядок ее устройства и деятельности должен быть другим.
Но из примера армейской структуры, мы должны почерпнуть для себя важную особенность и представить соответствующую аналогию в практике организационного устройства образовательных учреждений. В армии существует и действует определенная типология организационных единиц, образованных по задачам, которые они решают, и по функциям, которые они выполняют.
А это означает, что и нам в ОО для создания организационной упорядоченности и обобщения всех организационных элементов образовательной, основной и вспомогательной структур в общей структуре нашей организации необходимо самим спроектировать свою типологию структурных подразделений.
Типология (от греч. týpos — отпечаток, форма, образец и … логия) — метод научного познания, в основе которого расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщённой, идеализированной модели или типа. Типология используется в целях сравнительного изучения существенных признаков, связей, функций, отношении, уровней организации объектов как сосуществующих, так и разделённых во времени [19].
В разработке своей типологии (именно для нашего, внутреннего использования), которая будет положена в основу проектирования общей структуры ОО, мы не будем претендовать на ее универсальность и способность отвечать на все организационные задачи всех образовательных организаций.
Мы это будем делать для того, чтобы, в первую очередь, прояснить для самих себя такие важные организационные вопросы как статус конкретных подразделений в структуре ОО, место каждого в нашей организационной системе, в каких областях деятельности оно работает, какие функции выполняет, на каких правах оно действует, в состав каких более крупных подразделений оно входит, и т. д., и т. п.
И представив такую внутреннюю типологию, серьезно облегчим себе нагрузку в процессе разработки «Положения о структурном подразделении» — важнейшем локальном нормативном акте образовательной организации.
Положение о структурном подразделении является локальным нормативным актом организации, который определяет порядок создания подразделения, правовое и административное положение подразделения в структуре организации, задачи и функции подразделения, его права и взаимоотношения с другими подразделениями организации, ответственность подразделения в целом и его руководителя.
Поскольку требования к положениям о структурных подразделениях и правила их разработки законодательством не установлены, каждое предприятие самостоятельно решает, какие вопросы организации деятельности конкретного подразделения должны быть урегулированы в этих локальных нормативных актах.
Раздел 1. «Общие положения»
В данном разделе Положения отражаются следующие вопросы:
1.1. Место подразделения в структуре организации
Если в организации существует такой документ, как «Структура организации», то место подразделения определяется на его основании. Если такого документа нет, то в Положении указывается место подразделения в системе управления организацией, а также описывается, что собой представляет это структурное подразделение — самостоятельную единицу или единицу, входящую в состав более крупного структурного подразделения. В том случае, если наименование подразделения не позволяет определить вид подразделения (например, архив, бухгалтерия), то в Положении желательно указать, на каких правах оно создано (на правах отдела, департамента, пр.) [20].
При всей необходимости типологии структурных подразделений в ОО, мы все же не сможем обойтись без понимания принципов, на основе которых мы будем ее разрабатывать. И это тем более важно, что именно эти принципы и должны стать общими для всех образовательных организаций, а вот виды, статусы, названия структурных подразделений могут быть индивидуальными для каждой ОО.
Начнем мы установление этих принципов с тех, которые нам уже хорошо знакомы. И первым из них станет принцип, которым мы руководствовались в процессе проектирования основной и вспомогательной структур. Речь идет о принципе разделения труда в организации на основе выполняемых функций и решаемых задач ОО.
На основании данного принципа и вооружившись разработанными ранее образовательной, основной и вспомогательной структурами ОО, мы без труда сможем выделять согласно этой области типологии существующие в каждом конкретном образовательном учреждении соответствующие организационные единицы.
Правильный вопрос. И возникает он потому, что нам недостаточно руководствоваться одним лишь принципом разделения труда. Поэтому необходимо выделить еще одно важное основание, построив его на принципе иерархии организационных структур.
Однако сложность решения этого вопроса заключается в том, что при всем разнообразии видов подразделений в различных организациях (напомним, что речь идет о департаментах, отделениях, частях, отделах, службах, секторах, участках, группах и т. д.), именно для образовательных организаций подойдут далеко не все названия и в силу разного организационного масштаба ОО, и в силу устоявшихся привычек в возможном наименовании организационных элементов.
«Думайте сами, решайте сами, иметь или не иметь…»
— и какие структурные подразделения иметь в образовательной организации,
— и как эти структурные подразделения называть…
Свои раздумья о том, что в конкретной образовательной организации понимается под структурным подразделением, отделением, отделом, сектором, частью, участком и т. д., и каковы организационные статусы этих подразделений, мы продолжим в следующий раз.
Но это перерыв не должен пройти для нас зря. Наоборот, вооружившись карандашами, попытаемся выбрать для своей конкретной образовательной организации наиболее оптимальную под задачи деятельности иерархию структурных подразделений в ОО.
И тогда в следующий раз, вооруженные практическими знаниями и пониманием возможных вариантов устройства наших ОО продолжим разбираться с этим сложным вопросом проектирования организационной структуры.
Литература
[1]. Общий/Толковый словарь Ушакова [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/896978
[2]. Асмолова (Плахова) Л. М. Организационная структура: от теории организации — к практике образовательных учреждений [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://edumsko.ru/consultation/management/organizacionnaya_struktura_ot_teorii_organizacii_k_praktike_obrazovatelnyh_uchrezhdenij
[4]. Асмолова (Плахова) Л. М. Образовательная структура: завершающий взгляд «сквозь время и пространство» (продолжение) [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://edumsko.ru/consultation/management/obrazovatelnaya_struktura_zavershayuwij_vzglyad_skvoz_vremya_i_prostranstvo_prodolzhenie
[5]. Асмолова (Плахова) Л.М. «Разделяй и …» думай о педагогической составляющей основной структуры образовательной организации! [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://edumsko.ru/consultation/management/razdelyaj_i_dumaj_o_pedagogicheskoj_sostavlyayuwej_osnovnoj_struktury_obrazovatelnoj_organizacii
[6]. Асмолова (Плахова) Л. М. Погружаемся в глубины смыслов вспомогательной деятельности и начинаем проектировать вспомогательную структуру ОО [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://edumsko.ru/consultation/management/pogruzhaemsya_v_glubiny_smyslov_vspomogatelnoj_deyatelnosti_i_nachinaem_proektirovat_vspomogatelnuyu_strukturu_oo
[8]. Генерализация/Новейший философский словарь. — Минск: Книжный Дом. А. А. Грицанов. 1999. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_new_philosophy/311/ГЕНЕРАЛИЗАЦИЯ
[9]. Картографическая генерализация/География России [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://geographyofrussia.com/kartograficheskaya-generalizaciya/
[12]. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.04№ 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» (с изменениями от 28 декабря 2006 г.) [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.kadrovik.ru/docs/08/pos.vsrf17.03.04n2.htm
[14]. Щур Д. Л. Методика разработки положений о структурных подразделениях /Кадры предприятия, 2004, № 6. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://dis.ru/library/590/25560/