что такое структура целей

Структура целей компании

что такое структура целей. Смотреть фото что такое структура целей. Смотреть картинку что такое структура целей. Картинка про что такое структура целей. Фото что такое структура целей

Такое представление структуры целей компании показывает, в какой степени цели, стоящие на более высоком уровне оказывают влияние на цели более низкого уровня.

Функции целей организации:

1. Когнитивные функции целей. Эти функции обобщают распоряжения координирующих органов и концентрируют внимание на анализе альтернатив действий и принятии решений.

2. Распределительные функции. Для реализации целей организации необходимо направлять ресурсы в подразделения оптимальным образом.

3. Функции идентификации, т.е. сопоставления собственных стремлений членов организации с целями подразделения или организации как целого.

4. Функции мотивации. Цели способны мотивировать членов организации в том случае, если последние признают их реально достижимыми, ориентированными на будущее и соотнесенными с собственными потребностями.

5. Функции преобразования. Стремление к реализации целей организации неизбежно приводит к пониманию необходимости преобразований различных аспектов организационной деятельности.

6. Катектические, или эмоциональные, функции. Цели могут формировать у членов организации различные эмоциональные состояния.

7. Символические функции. Определяя цели организации, руководители должны учитывать их влияние на публику (или рядовых потребителей), клиентов фирмы, партнеров, заказчиков, представителей банков. В этом случае цели рассматриваются как визитная карточка фирмы, концентрированное выражение ее стратегических замыслов.

8. Идеологические функции. Цели формируют идеологию организации, т.е. объясняют не только, как будут достигнуты те или иные результаты, но и почему возникла необходимость в их достижении. К сожалению, в отечественных организациях вопросам идеологии организации уделяют мало внимания, в то время как американские и в еще большей степени японские организации считают создание собственной идеологии первоочередной задачей.

Типы целей в организации. Цели организации разнообразны по виду и содержанию.

3. Цели системы обусловлены стремлением сохранить организацию как самостоятельное целое, т.е. сохранить равновесие, стабильность и целостность. Другими словами, цели системы выражают стремление организации к выживанию в условиях существующего внешнего окружения, к ее интеграции в ряду других. Цели системы должны органично вписываться в цели-задания и цели-ориентации.

Приведенное разделение целей является основным. Оно позволяет понять значение целей организации и показывает их разнообразие. Однако в организации существует большое количество различных стратегических, тактических, промежуточных и вторичных целей.

Классификация целей организации.

Классификация по направленности. В данном случае цели подразделяются по характеру тех действий, которые намерены предпринимать для их достижения.

1. Цели функционирования направлены на поддержание рабочего состояния организации и ее подразделений. Целевые программы по обеспечению функционирования содержат задачи по созданию постоянного притока ресурсов, техническому обслуживанию, постоянному контролю за деятельностью членов организации.

2. Цели усовершенствования. Любая цель, включающая в себя активное действие, может рассматриваться как цель усовершенствования. К таким целям можно отнести повышение производительности труда, увеличение доли товаров организации на рынке и др.

3. Цели развития аналогичны целям усовершенствования, но относятся к своеобразным формам роста, расширения, обучения и прогресса. К этим целям могут относиться увеличение количества наименований внедряемых в производство новых товаров, внедрение новых идей в области менеджмента, кардинальные изменения в организационной структуре и т.д.

Преимущества классификации целей по их направленности состоят, прежде всего, в том, что они легко воспринимаются и осознаются членами организации на различных управленческих уровнях. Более того, эти цели чаще всего декларируются управленческим персоналом для рядовых исполнителей.

Классификация по критериям предусматривает разделение целей по их отношению к основным показателям успешной деятельности организации.

Продуктивность. Оценка продуктивности выражается количеством единиц продукции, приходящихся на каждого сотрудника организации и изготовленных в единицу времени. Количество единиц продукции или произведенная прибыль в расчете на одного сотрудника, затраты на их производство в единицу времени являются теми критериями, которые обычно используются при определении продуктивности.

1. Рыночные критерии. Рыночные цели можно определить по-разному. Например, можно ввести на рынок новый продукт и попытаться закрепить его в рыночной среде или можно пытаться увеличить долю данного продукта на рынке на 10%, можно стремиться просто сохранить данный объем продаж. Рыночные критерии представляют собой наиболее неустойчивые и неопределенные цели, поэтому руководство не распространяет сведения о них всем членам организации.

2. Ресурсы. Иногда организации ставят цели, связанные с изменением ресурсной базы. В качестве примера можно назвать сокращение кредита на определенную сумму, прогнозирование финансовых вливаний, направленных на реорганизацию, повышение производительности, сокращение текучести кадров.

3. Прибыльность. Цели, ориентированные на прибыльность, обычно выражаются достаточно четко. Например, можно повысить чистый доход с одного вложенного рубля (доллара) или уровень рентабельности, увеличить размеры дивидендов.

4. Обновление. Работа организаций в изменяющейся внешней среде обычно требует, чтобы постоянно приспосабливались к новым рыночным, политическим или другим условиям. От того, насколько быстро организация реагирует на изменения во внешнем окружении (особенно в рыночной среде), зависит баланс между входом и выходом системы, ее способность к выживанию.

5. Социальная ответственность. Современная организация не может эффективно функционировать, не разработав систему мероприятий, направленных на улучшение условий труда, отдыха, обеспечение приемлемых отношений внутри коллектива и мотивации членов организации.

В целом можно утверждать, что классификация целей по критериям наиболее значима для руководства организации, так как именно на их основе проводится построение дерева целей, которое служит ориентиром для руководителей в деле управления организацией.

Классификация целей во времени

1. Текущие цели обычно относятся к тем задачам, которые следует решить в течение одного года. Эти цели хорошо воспринимаются членами организации в том случае, если они реально достижимы, подкреплены соответствующей мотивацией. Обычно текущие цели являются руководством к действию для организаций, производящих продукты.

2. Среднесрочные цели охватывают период протяженностью от одного до трех лет. Цели, реализация которых рассчитана на такие сроки, требуют проведения тщательного анализа условий деятельности (в первую очередь рыночной среды), существующих ресурсов организации и возможностей их привлечения.

3. Долгосрочные цели обычно относятся к периоду планирования деятельности организации свыше трех лет. Работа на перспективу актуальна далеко не для всех организаций. Так, организации, осуществляющие торговые операции, не могут быть полностью ориентированы на долгосрочные цели из-за высокой изменчивости рыночного окружения. Тем не менее, многие из них ставят долгосрочные цели, но, как правило, детально их не разрабатывают, а рассматривают лишь как ориентиры, как отдаленную веху, вопрос далекого будущего.

Структура целей предприятия

Различие между миссией предприятия и ее целями может быть определено следующими критериями:

1. Временной аспект. Миссия не имеет временных критериев. Цели же всегда временны сами по себе и предполагают сроки, когда они должны быть достигнуты.

2. Фокусировка. Миссия имеет направленность на внешнюю для предприятия среду, как, например, достичь признания или стать лидером в отрасли и т.д. Цели, напротив, чаще всего относятся к внутренним аспектам предприятия и выражаются в использовании имеющихся ресурсов для достижения конкретных внутренних показателей.

3. Специфика. Миссия имеет общий характер, относящийся к образу предприятия, ее фирменному стилю и т.д. Цели, как правило, выражаются в определенных результатах. Цели в принципе, предполагают их достижимость.

4. Измеряемость. И миссия, и цели в некотором смысле, могут быть измерены. Но измеряемость миссии имеет относительно качественный характер, тогда как положения, утверждаемые в целях, имеют абсолютный, количественный характер.

Цели предприятия, как правило, весьма конкретны. Можно перечислить основные положения, которые необходимо принимать во внимание при разработке целей предприятия.

— ясными, четкими и без возможности двойного толкования;

— сформулированы в терминах будущих состояний предприятия;

— соответствовать стратегии, политике, плану и процедурам предприятия;

— соответствовать компетентности персонала или полагать также и рост компетентности работников предприятия;

— содержательными и с элементом вызова, приглашающими к серьезной работе.

При выборе целей необходимо учитывать следующие факторы:

— компромисс между долгосрочными и краткосрочными целями;

— компромисс между теми задачами, которые на первый взгляд представляются несовместимыми (противоречивыми);

Источник

Время жить эффективно

Тайм менеджмент, личная эффективность

что такое структура целей. Смотреть фото что такое структура целей. Смотреть картинку что такое структура целей. Картинка про что такое структура целей. Фото что такое структура целей

что такое структура целей. Смотреть фото что такое структура целей. Смотреть картинку что такое структура целей. Картинка про что такое структура целей. Фото что такое структура целей

Структура цели

Структура цели представляет собой очень простой способ разбиения сложных задач на простые выполнимые шаги, это один из способов достижения целей (а не только их постановки). Основная идея структуры цели в том, чтобы каждый день совершать один простой шаг в направлении цели, проходить большие рубежи в итоге приводящие к достижению цели. В метод также встроена идея неизбежности означающая, что ты неизбежно достигнешь цели к окончанию срока цели.

Структура цели пришла к нам из бизнес-приложений в управлении проектами. В мире бизнеса, руководители проектов – матричные организаторы, которые стягивают идеи и ресурсы из разных отделов компании, чтобы продвинуть проект, приносящий результаты всем. Мы позаимствуем их лучшие приемы и методики, чтобы применить в нашей личной жизни для достижения наших собственных целей.

Как показывает практика структура цели хорошо работает для целей, требующих 1-3 месяца времени. При этом она не является жестко фиксированной. Как и в бизнес проекте, итерации и корректировка необходимы для продвижения.

Структура

Ниже приведена схема всех компонент структуры цели. Это моя собственная разработка, я не встречал ничего подобного, где-либо еще.

Обзор

Это введение или простое напоминание о нашей цели. Просто опиши цель и то, как она повлияет на твою жизнь в долгосрочной перспективе. Не обязательно описывать все подробно, пара предложений будет достаточно – я приведу примеры ниже.

Ракурсы

Ракурсы – это разные способы подхода к задаче. Записываем их, чтобы понимать, что можно сделать. По сути – это список различных вариантов достижения поставленной цели.

Стандартные ракурсы для большинства задач:

Причина почему

Если ты правильно поставил свою цель, тогда у тебя уже есть пара причин для достижения этой цели. В структуре цели тебе нужно постараться еще – напиши длинный список причин, почему ты хочешь этого. Это поможет тебе с мотивацией по мере продвижения к цели.

Наличие границ

В управлении проектами границы – это верхний предел проекта. Он определяет, что входит в проект, а что нет. В рамке цели наличие границ позволяет не выходить за пределы первоначальных намерений и ставить реальные цели.

Ты должен поставить границы того, что входит в цель и если необходимо, что не входит. Одна из причин, по которой многие не достигают желаемого в том, что они преследуют движущуюся цель – они ставят цель и растягивают ее в процессе работы.

Календарь

Это четкий план выполнения на каждый день. Лучше объяснят примеры ниже.

Ясность и принципы

Здесь тебе надо прописать принципы, которые помогут тебе принимать решения и отвечать на вопросы, которые ты встретишь на пути к цели. Они могут касаться границ, встречаемых проблем и барьеров или экстренных ситуаций.

Отметки

Это твои метрики и измерения цели.

Обычно стоит измерять:

Примеры

Рамка цели может быть применена к чему угодно:

Я приведу пару упрощенных примеров ниже – они помогут тебе увидеть, как ты можешь организовать свои собственные рамки целей.

Пример: Бизнес-книга

Очень простой пример – чтение книги по бизнесу.

Обзор

Прочитать, разобрать и применить выбранную книгу в течение двух недель. Через две недели книга прочитана, по ней составлена карта памяти и разработан план действий на основе книги.

Ракурсы

Причины почему

Границы

Цель ограничивается данной книгой. Карта памяти и план действий могут использовать мои текущие знания и проблемы моего бизнеса и ничего больше. Если необходимо, используй сноски в книги для разъяснения отдельных подробностей и онлайн-поиск для лучшего понимания концепций из книги.

Календарь

Разъяснение и принципы

Отметки

Пример: повышение личной организованности

Теперь разберем более сложный пример структуры цели, которую ты можешь использовать сам или поставить цель другому. Обрати внимание, что это не готовый пример, но хороший фундамент для старта.

Обзор

Стать более организованным и систематизированным в способах организации моих документов и задач. В результате стать более продуктивным – выполнять больше задач за меньшее время. Никогда не забывать то, что нужно сделать и всегда управлять своими делами. Достичь всего этого за 1 месяц.

Ракурсы

Причины почему

Границы

Календарь

Здесь составляем подробный план на каждый день.

Прояснение и принципы

Отметки

Разъяснение структуры

Структура цели – это простой и конкретный способ превратить кажущиеся невыполнимыми задачи в простой ежедневный план, ведущий к большой цели. Не обязательно структурировать каждую из ваших целей, с некоторыми методика работает лучше, с другими – не всегда.

Остались вопросы? Нужна помощь с постановкой конкретной цели? Спрашивай!

Источник

Что такое структура целей

Структура и иерархия целей организации

На следующем этапе процесса стратегического управления определяются стратегические цели организации, т.е. цели, намеченные руководством организации для усиления ее позиций и конкурентоспособности.

Определение целей — очень важный этап планирования, так как достижению этих целей будет подчинена вся последующая деятельность организации. Таким образом, цель — это конкретное состояние отдельных характеристик организации, достижение которых является для нее желательным и на достижение которых направлена ее деятельность. Цели организации определяются после получения формулировки миссии, т.е. миссия, с одной стороны, дает возможность установить, какие цели необходимо поставить, чтобы деятельность предприятия соответствовала его миссии, а с другой — «отсекает» часть возможных целей. Установление целей переводит стратегическое видение и направление развития компании в конкретные задачи, связанные с производством и результатами деятельности фирмы. Цели являются обязательством управленческого аппарата добиться определенных результатов в установленное время.

Требования, которым должны удовлетворять правильно сформулированные цели.

1. Достижимость. В целях должен быть заключен определенный вызов для сотрудников. Они не должны быть слишком легкими для достижения. Но они также не должны быть нереальными, выходящими за предельные возможности исполнителей.

2. Гибкость. Цели следует устанавливать таким образом, чтобы они оставляли возможность для их корректировки в соответствии с изменениями, которые могут произойти в окружении, с появлением у организации новых возможностей.

3. Измеримость. Цели должны быть сформулированы таким образом, чтобы их можно было количественно измерить либо оценить каким-то объективным способом. Если цели неизмеримы, то они порождают разночтения, затрудняют процесс оценки результатов деятельности и вызывают конфликты.

4. Конкретность. Цели должны обладать необходимыми характеристиками, позволяющими однозначно определить, в каком направлении должно осуществляться движение организации. Цель должна четко фиксировать, что и в какие сроки необходимо получить в результате деятельности.

5. Совместимость. Цели должны быть определенными во времени:

 долгосрочные — на 5 и более лет;

 среднесрочные — от 1 до 5 лет;

 краткосрочные — на период до 1 года.

Долгосрочные цели формулируются в первую очередь, а среднесрочные и краткосрочные служат для их обеспечения. Долгосрочные цели должны соответствовать миссии, а краткосрочные — долгосрочным (иерархическая совместимость). Цели также должны быть совместимы по направлениям их установления (в сфере доходов, работы с клиентами и сотрудниками, социальной ответственности). Совместимости требуют цели роста и цели поддержания стабильности.

6. Приемлемость для основных субъектов влияния, определяющих деятельность организации.

В зависимости от специфики отрасли, особенностей состояния среды, характера и содержания миссии в каждой организации устанавливаются свои собственные цели, особенные как по набору параметров организации, желательное состояние которых выступает в виде целей организации, так и по количественной оценке этих параметров. Однако несмотря на ситуационность в фиксации набора целей, существуют 4 направления деятельности, в которых организации устанавливают свои цели: доходы организации; работа с клиентами; потребности и благосостояние сотрудников; социальная ответственность.

По факторам производства цели устанавливаются в разрезе использования ресурсов предприятия: финансовых, трудовых, материальных и др.

Существуют несколько отличий миссии от целей организации:

 временной аспект: миссия не имеет временного критерия; цели имеют сроки;

 фокусировка: миссия — внешняя среда; цели — внутренняя среда;

 специфика: миссия определяется в общих терминах; цели — в конкретных;

 измеримость: миссия имеет относительный характер; цели — абсолютный, количественный.

Ниже приведены примеры долгосрочных целей известных компаний.

Компания «Alcan Aluminum»: «Производить алюминий с минимальными издержками, удерживать индекс Standardand Poor выше среднего показателя». (Standardand Poor — фондовый индекс 500 наиболее активно покупаемых акций на Нью-Йоркской фондовой бирже, публикуемый агентством «Standardand Poor».)

Компания «General Electric»: «Стать самым мощным конкурентом в мире, номером 1 или 2 по доле рынка в каждой сфере бизнеса компании».

Наиболее важны для стратегического менеджмента цели роста организации. Они отражают соотношение между темпами изменения объемов продаж и прибыли организации и отрасли в целом.

В зависимости от того, каково это соотношение, темп роста организации может быть быстрым, стабильным или же может наблюдаться сокращение. Соответственно могут устанавливаться 3 типа целей роста: быстрого роста; стабильного роста; сокращения.

Цель быстрого роста привлекательна, но очень сложна для достижения. В этом случае организация должна развиваться быстрее отрасли. Чтобы справиться с быстрым ростом, необходимо:

 глубоко знать рынок;

 уметь выбрать наиболее подходящую часть рынка и сконцентрировать на ней свои усилия;

 иметь достаточные ресурсы и уметь хорошо использовать их;

 уметь контролировать протекающие в организации процессы;

 иметь опытных менеджеров, умеющих рисковать.

Цель стабильного роста предполагает, что при ее достижении организация развивается примерно таким же темпом, как и отрасль в целом. При этом организация стремится сохранить неизменной свою долю рынка.

Разновидностью целей роста является цель диверсифицированного роста, которая предполагает дальнейшее развитие компании на основе освоения новых видов деятельности, зачастую не связанных с существующими, что позволит ей не только увеличивать масштабы своей деятельности и степень присутствия на рынке, но и повышать финансовую устойчивость (если основные виды деятельности перестанут приносить прибыль, то капитал можно перераспределить между другими направлениями деятельности).

Цель сокращения ставится организацией тогда, когда по ряду причин она вынуждена развиваться более медленными темпами, чем отрасль в целом, сокращать свое присутствие на рынке. Такая цель не означает, что в организации протекают кризисные явления. Например, после периода быстрого роста может возникнуть необходимость сокращения.

Процесс установления целей предполагает реализацию 4 этапов.

Выявление и анализ процессов, которые наблюдаются в окружении.

Цели должны быть гибкими, но это не означает, что они должны быть привязаны к состоянию среды только путем постоянной корректировки и приспособления к изменениям. Руководство должно стремиться предвидеть, в каком состоянии окажется среда, и устанавливать цели в соответствии с этим предвидением.

Установление целей для организации в целом. Здесь важно определить, какие из широкого круга возможных характеристик деятельности организации следует взять в качестве ее целей. Далее выбирается инструментарий количественного расчета величины целей. При этом учитывается, какие цели организация имела на предыдущем этапе и насколько достижение этих целей способствовало выполнению миссии организации. Решение по целям должно быть согласовано с теми ресурсами, которыми обладает организация.

Построение иерархии целей. Предполагается определение целей для всех уровней организации, достижение которых отдельными подразделениями будет приводить к достижению общеорганизационных целей. При этом иерархия должна строиться как по долгосрочным целям, так и по краткосрочным.

Установление индивидуальных целей. Для того чтобы иерархия целей внутри организации обрела свою логическую завершенность и стала реально действующим инструментом в выполнении целей организации, она должна быть доведена до уровня отдельного работника. При этом сотрудники организации получают представление не только о том, чего им предстоит добиться, но и о том, как результаты их труда скажутся на конечных результатах функционирования организации, как и в какой мере их труд будет способствовать достижению целей организации.

В любой крупной организации, имеющей несколько различных структурных подразделений и несколько уровней управления, складывается иерархия целей, представляющая собой декомпозицию целей более высокого уровня в цели более низкого уровня.

Процесс декомпозиции целей верхнего уровня в цели нижних уровней либо же процесс сведения целей нижних уровней в цели более высоких уровней предполагает построение дерева целей. Здесь в зависимости от установленной субординации целей фиксируется четкая зависимость «цель — средство». Эта зависимость определяет, какие цели на практике выступают средствами для достижения других целей.

Специфика иерархического построения целей в организации обусловлена следующим:

 цели более высокого уровня всегда носят более широкий характер и имеют более долгосрочный временной интервал достижения. Они формируются на основе миссии организации и детализируют ее в систему конкретных качественных и количественных показателей, к достижению которых необходимо стремиться;

 цели более низкого уровня выступают своего рода средствами для достижения целей более высокого уровня. При этом важно обеспечить точное соответствие целей смежных уровней.

Важное место в иерархической структуре целей организации занимают задачи. Разграничение между целями и задачами проходит по уровню, на котором они действуют в организации. Задачи имеют отношение и к отдельным подразделениям организации или ее филиалам. Задачи носят более краткосрочный характер, чем цели, так как они связаны с планированием текущей деятельности. Это часто приводит к тому, что задачи по своей сущности являются множественными, поскольку носят оперативный характер и могут различаться в зависимости от направления деятельности компании.

Связь между миссией, целями и задачами организации показана на рис. 6.

что такое структура целей. Смотреть фото что такое структура целей. Смотреть картинку что такое структура целей. Картинка про что такое структура целей. Фото что такое структура целей

Рис. 6. Соотношение между миссией, целями и задачами организации

Выходные данные учебника:

Лысоченко А.А., Свиридов О.Ю. Теоретические основы стратегического управления: Учебник / А.А. Лысоченко, О.Ю. Свиридов. — Ростов н/Д.: Содействие–XXI век, 2016. — 420 с.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *