что такое структура рынка

Что такое структура рынка

что такое структура рынка. Смотреть фото что такое структура рынка. Смотреть картинку что такое структура рынка. Картинка про что такое структура рынка. Фото что такое структура рынка

Структура рынка: понятие, разновидности и их сравнительный анализ

Структура рынка вбирает в себя ряд структурных переменных, таких как количество фирм, барьеры для входа и выхода, дифференциация продукции и так далее, которые определяют уровень конкуренции на рынке.

Основными рыночными структурами являются: (1) монополия, (2) олигополия, (3) монополистическая конкуренция и (4) совершенная конкуренция.

Существует целый ряд факторов, которые влияют на кривые спроса и кривые издержек рынка и в конечном счете определяют, получают ли фирмы на этом рынке какую-либо положительную экономическую прибыль в краткосрочной и/или долгосрочной перспективе и обладают ли они рыночной мощью.

К таким ключевым переменным относятся:

Характеристики

Ниже приведены важнейшие детерминанты любой рыночной структуры.

#1. Количество фирм

Число фирм, конкурирующих на рынке, возможно, является единственным и наиболее важным фактором, определяющим прибыльность каждой фирмы на рынке.

что такое структура рынка. Смотреть фото что такое структура рынка. Смотреть картинку что такое структура рынка. Картинка про что такое структура рынка. Фото что такое структура рынка

Если есть только одна фирма, она обретает возможность устанавливать свою цену, стабильно наращивая положительный экономический доход.

Если фирм много, конкуренция превращает каждую фирму в этакого ценоискателя, принуждая ее продавать по преобладающей рыночной цене или же ничего не продавать, что приводит рынок к нулевой экономической прибыли.

Монополия имеет только одну фирму, дуополия — только две, олигополия характеризуется несколькими фирмами, монополистическая конкуренция имеет значительное число фирм, а совершенная конкуренция имеет наибольшее число фирм, каждая из которых настолько мала, что никак не может повлиять на рынок.

#2. Степень концентрации

Степень концентрации отражает размер рыночной доли, занимаемой ведущими фирмами.

что такое структура рынка. Смотреть фото что такое структура рынка. Смотреть картинку что такое структура рынка. Картинка про что такое структура рынка. Фото что такое структура рынка

Существует целый ряд показателей, таких как индекс Херфиндаля-Хиршмана, индекс Ротшильда и коэффициент концентрации четырех фирм, используемых для оценки степени концентрации рынка.

Монополия имеет самую высокую степень концентрации, за которой следует олигополия.

Монополистическая конкуренция и совершенная конкуренция имеют низкую степень концентрации, но в условиях совершенной конкуренции доля рынка одной фирмы ничтожно мала.

#3. Природа продукта и его заменителей

Вопрос природы продаваемого продукта очень важен для определения способности фирмы устанавливать цену выше рыночной.

что такое структура рынка. Смотреть фото что такое структура рынка. Смотреть картинку что такое структура рынка. Картинка про что такое структура рынка. Фото что такое структура рынка

Если продукт стандартизирован, он имеет несколько заменителей, что исключает возможность фирмы взимать за него премию.

Если же продукт дифференцирован, то есть к нему «прилагается» некоторая дополнительная ценность наподобие бренда, исключительных индивидуальных особенностей, характера рекламы и так далее, из-за чего потребители и придают продукту некоторую дополнительную ценность, то фирма может взимать за него немного больше.

Фирмы в условиях совершенной конкуренции имеют полностью стандартизированный продукт с множеством заменителей. Фирма, обладающая монополией, имеет продукт с небольшим количеством заменителей.

Фирмы в условиях олигополии и монополистической конкуренции характеризуются дифференцированными продуктами.

#4. Барьеры для входа и выхода

Степень, в которой существующие фирмы на рынке могут ограничить выход новых фирм на рынок, является показателем так называемой рыночной власти. Барьеры для входа могут возникать либо из-за патентов, авторских прав, эффекта масштаба и так далее.

что такое структура рынка. Смотреть фото что такое структура рынка. Смотреть картинку что такое структура рынка. Картинка про что такое структура рынка. Фото что такое структура рынка

Наиболее высокие барьеры входа наблюдаются в случае монополии и в некоторой степени в случае олигополии. Монополистическая конкуренция и совершенная конкуренция, с другой стороны, имеют очень низкие барьеры для входа.

#5. Кривая спроса

Одним из важнейших факторов, влияющих на рыночную мощь фирмы, является эластичность спроса на ее продукцию и характер кривой спроса.

что такое структура рынка. Смотреть фото что такое структура рынка. Смотреть картинку что такое структура рынка. Картинка про что такое структура рынка. Фото что такое структура рынка

Фирма, обладающая монополией на продукт, сталкивается с нисходящей кривой спроса, и этот продукт, как правило, имеет очень низкую эластичность спроса.

В случае олигополии, даже если кривая отраслевого спроса наклоняется вниз и рыночная эластичность спроса низка, каждая отдельная фирма имеет кривую спроса и эластичность спроса, которые менее круты, чем общий рынок.

С другой стороны, фирмы в условиях совершенной конкуренции сталкиваются с горизонтальной кривой спроса и, следовательно, с теоретически бесконечной ценовой эластичностью спроса.

#6. Кривые затрат

Существование эффекта масштаба и растущей отдачи от масштаба притягивают рынок к монополии и/или олигополии.

что такое структура рынка. Смотреть фото что такое структура рынка. Смотреть картинку что такое структура рынка. Картинка про что такое структура рынка. Фото что такое структура рынка

Это происходит потому, что при низких средних издержках производства более крупные фирмы могут производить продукт по более низкой цене, что дает им значительное преимущество в ценообразовании более мелких фирм вне рынка.

Когда минимальный эффективный масштаб (минимальный уровень выпуска продукции, при котором средние общие затраты минимальны) высок, барьеры для входа также высоки, потому что каждый участник должен принести большие инвестиции для установки возможной мощности.

Сравнение

В следующей таблице приведены основные характеристики популярных типов рыночной структуры:

Источник

Какова структура рынка и значение:

Структура рынка дает вам диалог при чтении рынка. Когда вы следите за структурой рынка, вы можете легко определять поток рынка и размещать сделки в зависимости от направления тренда. Структура рынка формируется и дает вам представление о том, когда рынок останавливается и начинает направленный тренд.

Чтение структуры рынка дает вам представление о том, в каком направлении будет течь цена, и вы можете «торговать по тренду».

На примере рынка USDCHF, так как это один из наиболее знакомых мне рынков, который дает четкое представление о структуре рынка.

Рыночные диапазоны до начала тренда направления.

Рынок будет варьироваться, и тренд направления основан на условиях потока заказа (будет освещен в более позднем уроке) Когда рынок выходит из фазы накопления, за ним всегда следует восходящий тренд, когда рынок выходит из фазы распределения, за ним всегда следует нисходящий тренд.

В приведенном ниже примере рынок находится в четко определенном диапазоне с колебательным максимумом и колебательным минимумом с каждой стороны в большие сроки (еженедельно).

Рынок переходит от трендового к масштабному окружению и от диапазонного к трендовому окружению. Когда рынок колеблется либо накапливаясь до начала тренда вверх, либо распределяясь до начала тренда вниз.

1. Для того, чтобы цена продолжала тенденцию к росту, она должна сделать более высокий высокий смысл, он должен будет сломаться и закрыться за пределами максимума слева.

Цена не достигает более высокого максимума, а вместо этого снижается.

2. Цена входит в нижний предел диапазона и не смогла сделать более высокий минимум, но скорее закрылась за пределами нижнего слева. На этом этапе структура рынка была нарушена, и в настоящее время происходит возможный сдвиг структуры рынка.

3. Цена возвращается на средний уровень диапазона и пытается торговаться выше и вместо этого делает более низкий максимум. Больше признаков того, что произойдет сдвиг в структуре рынка.

C) Сдвиг структуры рынка

2. Хороший пример идеального входа вращался вокруг направленной рыночной структуры. Цены набегают на предыдущий скачок до продолжения тенденции к снижению.

D) Сценарий использования

На примере, приведенном выше, более подробно:

1. Качающиеся высокие формы (Нижний высокий).

Используя наш нижний максимум как наш свинг-максимум, мы выделяем уровень и принимаем к сведению, что цена пришла в него.

2. Качели высоко-стреловидные

Увеличивая временные рамки, которые дают нам больше информации, мы можем видеть, что цена захлестнула/отклонилась от нижнего максимума в попытке сломать рыночную структуру вверх. После инженерной ликвидности с помощью предыдущего скачка максимума (более низкого максимума) мы можем предположить, исходя из тренда направления, что рынок продолжит снижаться после того, как не сможет сдвинуть структуру рынка в сторону роста.

3. После того, как цена ранее прокатилась вверх, мы получаем третий диск, в котором вознаграждение за риск поддерживает шорты, так как тенденция вниз, и цена взлетела на предыдущий максимум.

Источник

Структура рынка

Рынок представляет собой механизм взаимодействия покупателей и продавцов товаров и услуг по поводу установления цены, обеспечивающий обмен продуктами труда. Под структурой рынка понимают внутреннее расположение, порядок отдельных его элементов, их удельный вес в общем объеме рынка.

Определение и виды рыночных структур

Структура рынка — внутренняя конфигурация рынка, его основные черты, порядок расположения отдельных элементов.

По объектам рынка выделяют следующие структуры рынка:

Рынок товаров и услуг — вид рынка, на котором осуществляется сделки купли-продажи предметов потребления и средств производства. В связи с этим рынок товаров и услуг можно разделить на потребительский рынок, рынок средств производства, рынок правительственных заказов.

На первом субъектами выступают как физические, так и юридические лица, обменивающиеся товарами личного производства как покупатели и продавцы; на втором — отдельные фирмы и лица, создающие продукцию производственного назначения.

На рынке правительственных заказов правительство является основным покупателем товаров для общественных нужд, в результате чего деятельность правительства выступает в виде общественных благ.

Рынок капиталов представляет собой часть финансового рынка, на котором обращаются денежные средства сроком обращения более одного года. На рынке капиталов представлены такие инструменты, как государственные облигации, облигации и акции акционерных обществ, паи и акции инвестиционных фондов, производственные ценные бумаги и т.д.

Участниками данного типа рынка являются брокеры, дилеры, депозитарии, клиринговые компании, т.е. профессиональные участники рынка ценных бумаг. Рынок капитала делится на первичный, на котором происходит первичное размещение ценных бумаг, и вторичный — где обращаются уже выпущенные активы.

Рынок труда — это сфера формирования спроса и предложения рабочей силы. Именно на рынке труда большинство работающего населения получает работу и доходы. Особенностью рынка труда является то, что на нем покупается не сам индивид, а трудовые услуги.

При этом немаловажное значение придается знаниям, умениям и навыкам, квалификации человека. Компенсация за труд представлена не только в виде заработной платы, но и иными формами поощрения (премии и иные денежные вознаграждения, социальное обеспечение и др.).

Финансовый рынок представляет собой структуру, благодаря которой в условия рыночной экономики создается возможность проведения кредитной политики, совершения сделок купли-продажи ценных бумаг, инвестиционных продуктов, ценных металлов. Также в оборот на финансовом рынке могут быть включены иные активы, обладающие высокой ликвидностью.

Рынок информации — это совокупность экономических отношений по поводу оказания информационных услуг, сбора, обработки, систематизации информации и ее купля-продажа конечному потребителю.

Рынок информации максимально индивидуализирован, как правило, на нем задействовано минимальное количество участников, что предполагает ограниченную конкуренцию или ее отсутствие. Главным регулятором спроса и предложения на рынке информации является цена, которая оправдывает риск, с которым сталкивается потенциальный покупатель.

По географическому положению выделяют следующие структуры рынка.

По механизму функционирования выделяют следующие структуры рынка:

Рынок свободной конкуренции предполагает рынок, который функционирует в условиях совершенной чистой конкуренции. Для такого рынка, как правило, характерны высокая ликвидность факторов производства и свободный доступ к экономической информации.

Вход на рынок новых игроков свободен, равно как и выход с него старых. На рынке свободной конкуренции, как правило, товары и услуги имеют однородный характер (например, нефть, пшеница), а цена на него определяется самим рынком под воздействием спроса и предложения.

Монополизированный рынок — рынок, на котором имеется один производитель и множество потребителей. Для рынка такого типа характерно то, что у монополиста нет прямых конкурентов, поэтому он может свободно манипулировать ценой.

Особенностью такого рынка является наличие барьеров входа на рынок и выхода из него, которые могут выражаться в наличии исключительного права на занятие тем или иным видом деятельности, контроль одной фирмы над специфическим ресурсом и т.д. Примером монополистического рынка может служить рынок услуг скоростных подземных перевозок пассажиров в г. Москва.

Рынок монополистической конкуренции представляет собой рынок, на котором представлен один крупный участник и множество мелких, неспособных составить высокую конкуренцию доминирующему участнику (например. рынок проводной телефонной связи).

Олигополистический рынок — рынок, на котором доминирует небольшое количество компаний, которые вместе контролируют подавляющую долю рынка (например, в России это рынок сотовой связи).

Регулируемый рынок представляет собой такое состояние рынка, при котором протекающие в его рамках процессы полностью или частично подвергаются внешнему управлению и регулированию в лице государства или уполномоченных на это органов.

Основной метод регулирования — метод государственного регулирования, выраженный в нормативно-правовом, административном, экономическом воздействии. Как правило, регулируются уровень занятости, денежно-кредитная сфера, ценообразование, обращение и накопление капитала, конкуренция и т.д.

По степени насыщенности выделяют:

По отношению к законодательству:

По объёму товаров и услуг:

Нужна помощь в написании работы?

Вывод

Итак, структуру рынка можно определить как внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка. Рынок охватывает элементы, непосредственно зависящие от обеспечения производства, а также элементы материального и денежного обращения. Он связан как с непроизводственной сферой, так и со сферой духовной. В соответствии с этим рынок имеет многообразную структуру.

Источник

Основные рыночные структуры

Структура рынка

Структура рынка указывает на число продавцов и покупателей, на их долю в количестве реализуемого и покупаемого товара, степень стандартизации продукции и легкости входа на рынок и выхода из него.

что такое структура рынка. Смотреть фото что такое структура рынка. Смотреть картинку что такое структура рынка. Картинка про что такое структура рынка. Фото что такое структура рынка

Признаки, по которым можно разделить рынки, и их классификация

Понятие «рынок» подразумевает зачастую совокупность множества видов и типов рынка, которые друг от друга отличаются различными признаками. Общепринятая их классификация отсутствует, но, несмотря на это, рынки можно разделить по определенным признакам на группы: по пространственному, функциональному, организационному. Выделяются следующие группы по признаку организационному, то есть по степени, в какой ограничивается конкуренция:

Рыночные структуры и конкуренция

что такое структура рынка. Смотреть фото что такое структура рынка. Смотреть картинку что такое структура рынка. Картинка про что такое структура рынка. Фото что такое структура рынка

Краткую характеристику моделей можно изобразить следующим образом. Очень большое число мелких фирм существует в условиях совершенной (чистой) конкуренции. Они производят одинаковый (стандартизированный) продукт, барьеры проникновения в ту или иную отрасль отсутствуют. Другими словами, продукт может быть выпущен любой желающей фирмой.

Условия рыночной структуры чистой монополии, напротив, предполагают наличие в качестве продавца одной фирмы, недифференцированного продукта, а также различных барьеров, существующих на пути проникновения производителей в отрасль.

Что же характерно для монополистической конкуренции? Довольно большое количество крупных фирм, которые производят дифференцированный продукт (например, обувь, одежду), а также довольно свободное вхождение в ту или иную отрасль.

Классификация рынков с точки зрения покупателей

что такое структура рынка. Смотреть фото что такое структура рынка. Смотреть картинку что такое структура рынка. Картинка про что такое структура рынка. Фото что такое структура рынка

Совершенная конкуренция

Главными особенностями, которые определяют данный рынок, можно считать следующие:

что такое структура рынка. Смотреть фото что такое структура рынка. Смотреть картинку что такое структура рынка. Картинка про что такое структура рынка. Фото что такое структура рынка

Совершенная конкуренция имеет место в сферах деятельности, в которых действует довольно много мелких покупателей и продавцов одинакового (идентичного) товара, поэтому на его цену не может повлиять ни один из них. Цена определяется здесь свободной игрой предложения и спроса в соответствии с законами функционирования рынка. Существование большого числа продавцов и покупателей означает, что каждый из них владеет одинаковой информацией о рынке и застает сложившийся уровень цен, который он не может изменить, поскольку рынок диктует сам цену товара. Данная ситуация позволяет на равных условиях с уже существующими продавцами приступить новым производителям к своей деятельности. Производители, с другой стороны, могут покинуть рынок, беспрепятственно выйти из него. Свобода перемещения означает постоянное изменение числа производителей. Оставшиеся продавцы, в то же время, не могут контролировать рынок, так как их крайне много и они являются мелкими его участниками.

Несовершенная конкуренция

Рынки, где либо продавцы, либо покупатели могут воздействовать на цену, называются несовершенно конкурентными. Например, это рынки автомобилей, фирменных ресторанных блюд и др.

Индивидуальные продавцы на несовершенно конкурентных рынках могут влиять на цену продукции, которую они производят. Конечно, стремясь максимизировать прибыли, производители учитывают эту возможность. На практике самое важное значение имеют черты трех типов рынков с несовершенной конкуренцией: монополии, олигополии и монополистической конкуренции. На каждом из них имеется, как и на рынках совершенно конкурентных, множество продавцов, и при этом ни один не может влиять собственными действиями на рыночную экономику.

Различные формы принимает несовершенная конкуренция. Классификация рыночных структур, относящихся к ней, включает четыре основные формы:

Ситуации на реальных рынках

К тому же в условиях международной открытой торговли можно приобрести вместо национального продукта аналогичный заграничный, который будет близким к нему. Сложно представить себе, с другой стороны, и рыночную структуру, которая соответствует чистой конкуренции. Рынок сельхозпродукции, как считается, удовлетворяет ее требованиям. Это во многом справедливо. Однако нелегко при ограниченных участках земли соответствовать требованиям свободного вхождения в него. К тому же производители на этом рынке не выходят обычно непосредственно на него. Они работают по биржевым заказам либо по договорам.

Естественная монополия

Можно выделить в связи с вышесказанным естественную монополию. Это чистая монополия, но при этом обусловленная не существующими для вступления в ту или иную отрасль искусственными препятствиями, а связанными с эффективностью причинами, когда очевидно эффективнее является деятельность одной фирмы, чем наличие конкурирующих организаций. Можно привести множество примеров монополии естественной: местное обеспечение газом, электроэнергией, услуги телефонной связи и др.

Чистая монополия

что такое структура рынка. Смотреть фото что такое структура рынка. Смотреть картинку что такое структура рынка. Картинка про что такое структура рынка. Фото что такое структура рынка

Описывая основные рыночные структуры, скажем пару слов и о чистой монополии. Это ситуация, при которой существует лишь один продавец товара, не имеющего близких заменителей. Также под данным термином подразумевается сам единственный продавец данного товара. В резком контрасте с конкурентным рынком находится рынок, на котором доминирует монополия. Есть лишь один источник предложения у покупателей, которые хотят приобрести товар монополиста. У этой фирмы нет продавцов-соперников, которые конкурируют с ней на рынке.

Чистая монополия как понятие является абстрактной. Существует очень небольшое число продуктов (если они вообще есть), которым нельзя найти заменителей. Например, почтовая служба является лишь на первый взгляд единственным поставщиком, предоставляющим услуги по доставке писем. Однако их можно заменить телекоммуникациями, в том числе электронной передачей сообщений, а также службой экспресс-доставок.

Олигополия

Продолжим описывать типы рыночных структур. Олигополия предполагает наличие небольшого числа производителей товара на рынке, действующих совместно. Характерной чертой является то, что они немногочисленны и могут индивидуально воздействовать на рынок. Дуополия является простейшим случаем олигополии.

что такое структура рынка. Смотреть фото что такое структура рынка. Смотреть картинку что такое структура рынка. Картинка про что такое структура рынка. Фото что такое структура рынка

Монополистическая конкуренция

Выделяя типы рыночных структур, следует отметить также монополистическую конкуренцию. Она осуществляется, когда между собой соревнуется множество продавцов для того, чтобы продать на рынке дифференцированный продукт, при этом возможно появление новых производителей.

что такое структура рынка. Смотреть фото что такое структура рынка. Смотреть картинку что такое структура рынка. Картинка про что такое структура рынка. Фото что такое структура рынка

Можно выделить следующие характерные черты монополистической конкуренции.

Источник

Развитие, функции, факторы и структура рынка. Экономическая структура рынка

Для многих из нас слово «рынок» ассоциируется с местом, где можно что-то купить или продать, где можно торговаться с продавцом, сбивая цену, где всегда много народа, отчего стоят шум, гам, толчея, а кроме того, где есть достаточный выбор товаров как по стоимости, так и по качеству. Таковой была простейшая структура рынка на заре экономического развития общества. Сейчас это понятие значительно расширилось, включив в себя несколько десятков видов и категорий. Среди них есть такие, где не шумят и не толкаются, да и определенного места они не имеют, так как охватывают некий пространственный финансово-экономический аспект всемирного хозяйства. Но главные столпы рынка, на коих он начинал свое существование, остались прежними. Это спрос и предложение. Какой бы ни была структура рынка, как бы она не изменялась, именно от степени баланса этих двух незыблемых столпов зависит дальнейшее развитие экономики в мире, определяются взаимоотношения между продавцом и покупателем, корректируются цены, зарплаты и издержки, намечаются доходы, влияющие на развитие предприятий, отраслей и жизнь общества в целом.

Определение структуры рынка

Слово «структура» на латыни означает «строение», то есть, внутреннее устройство чего-либо, а также взаимодействие отдельных частей единого целого. «Рынок» — это совокупность таких экономических связей и отношений, которые основаны на операциях обмена между производителями и потребителями. На основе этих двух определений можно сделать вывод, что структура рынка — это конфигурация (устройство, виды деятельности, специфика и так далее) отраслей народного хозяйства, выпускающих определенные товары и выполняющих ряд совокупных финансово-экономических взаимодействий. Простым человеческим языком говоря, структура любого типа рынка — это его составные части в лице производителей и владельцев определенного товара (а ими могут быть не только еда или предметы народного потребления, но и финансы, рабочая сила, услуги, что угодно, даже идеи), их взаимодействия между собой и с покупателями.

что такое структура рынка. Смотреть фото что такое структура рынка. Смотреть картинку что такое структура рынка. Картинка про что такое структура рынка. Фото что такое структура рынка

Факторы рыночной структуры

Причины, движущие силы, то есть факторы структуры рынка, определяющие ее экономическое положение, можно выделить следующие:

Вертикальная интеграция и диверсификация

Интеграция подразумевает слияние в одной компании разных, но относящихся к одной сфере хозяйствования и следующих друг за другом производств. Например, нефтяные магнаты владеют заправками или тот, кто является собственником металлургического завода, приобретает и машиностроительный. Экономическая структура рынка под влиянием вертикальной интеграции приобретает черты монополизации, так как этот процесс способствует усилению отдельных компаний одновременно на нескольких рынках и ослаблению конкуренции.

Диверсификацию можно назвать родственницей интеграции, только в данном случае компания, не выходя за рамки своего сегмента (например, машиностроительного завода), начинает выпуск разных товаров общего направления. В нашем примере владелец машиностроительного завода не приобретает еще и сталелитейный, но начинает выпускать не только легковые автомобили, а еще и автобусы, грузовики, другую подобную технику и таким образом завоевывает себе место под солнцем на других рынках. Этот фактор также значительно укрепляет позиции компании, помогает ей выживать (например, в случае банкротства на рынке автобусов она будет процветать за счет рынков грузовых и легковых машин).

что такое структура рынка. Смотреть фото что такое структура рынка. Смотреть картинку что такое структура рынка. Картинка про что такое структура рынка. Фото что такое структура рынка

Дифференциация товаров

С этим явлением каждый из нас сталкивается чуть ли не ежедневно, когда стоит перед выбором: какой марки приобрести тот или иной товар. Например, на полках магазинов есть много видов белого пшеничного хлеба, которые, в принципе, идентичны или очень близки друг другу, но по-разному называются, по-разному упакованы и так далее. Структура рынка товаров в значительной мере зависит от дифференциации, которая состоит в специализации компании на выпуске подобной продукции под разными марками. Они могут различаться в цене, дизайне, качестве, условиях покупки (например, по акции) и обслуживания после приобретения (касается, например, бытовой техники), местах сбыта.

Дифференциация всегда усиливает позиции фирмы в отрасли на рынке, потому что развивается приверженность какой-то части потребителей к полюбившейся марке товара. Так, в примере с хлебом чаще всего люди выбирают ту марку, которую уже хорошо знают, хотя, возможно, рядом с приоритетным батоном будет лежать другой, ничуть не хуже. Эта особенность способствует увеличению конкуренции между компаниями, производящими подобные товары, побуждает искать новые стимулы для покупателя приобретать именно их продукцию.что такое структура рынка. Смотреть фото что такое структура рынка. Смотреть картинку что такое структура рынка. Картинка про что такое структура рынка. Фото что такое структура рынка

Выпуск продукции минимально эффективного объема

Как меняется структура рынка в зависимости от этого фактора? Главное, на что он влияет, — это количество компаний, которые отрасль может допустить на свой рынок. Выпуск минимального экономически эффективного объема продукции соответствует минимальной средней величине издержек производств в каждой отрасли. Количество эффективных компаний рассчитывается отношением спроса на товары в отрасли к этому самому минимальному эффективному выпуску продукции. Если на него приходится половина рынка, эффективны будут только 2 компании, а если минимальный объем товаров удовлетворяет всего 2 % спроса, эффективными будут 50 компаний. То есть, чем выше минимальный выпуск каких-либо товаров, тем меньшему числу компаний, занимающихся их производством, отрасль позволит выйти на рынок. Величина издержек может складываться из затрат на рекламу, на административный аппарат, на производство множества марок в рамках идентичных товаров.

Конкуренция импорта

Не секрет, что присутствие на рынке любых товаров иностранных производителей подрывает позиции отечественных фирм-изготовителей. Особенно это заметно, когда свои производители поставляют на внутренний рынок товаров мало, что может сказаться на структуре рынка довольно значительно. Если отечественный производитель большую часть своей продукции пускает на экспорт, он не может диктовать свои условия на внутреннем рынке (теряет позиции).

Эластичность спроса

Это понятие означает отношение в процентах изменения цены на товар к изменению спроса на него. Эластичность спроса не допускает беспрерывного роста цен, так как такие меры не приводят к увеличению объемов продаж, в целом не компенсируют издержек и не увеличивают доход. От эластичности спроса в большой мере зависит развитие структуры рынка, так как рост спроса дает возможность большему числу компаний выйти на рынок и занять там свою нишу. При этом ослабевает власть какой-либо одной компании, растет конкуренция, вынуждающая прибегать к использованию других механизмов структуры рынка, таких как дифференциация товара или диверсификация производства и, конечно же, максимально использовать рекламу. С одной стороны, расходы на нее увеличивают издержки компании, а с другой — упрочивают ее положение на рынке. В конечном итоге реклама усиливает рыночную власть компании и снижает ценовую конкуренцию.что такое структура рынка. Смотреть фото что такое структура рынка. Смотреть картинку что такое структура рынка. Картинка про что такое структура рынка. Фото что такое структура рынка

Структура и виды рынка

Как уже отмечалось выше, сейчас существуют десятки видов различных рынков, каждый из которых имеет свою специфическую структуру. Удобно группировать их по следующим принципам:

2. По субъектам рыночных отношений:

3. По категориям (отраслям) объектов обмена разделяют рынки:

5. По отношению к законам:

7. По экономическим свободам:

Некоторые экономисты разделяют и структуры рынков на основе данной классификации. Сложности такого разделения в том, что каждый конкретный рынок, как правило, объединяет в себе сразу несколько критериев. Так, например, рынок товаров может быть региональным, смешанным, официальным (легальным), равновесным, свободным, оптово-розничным.что такое структура рынка. Смотреть фото что такое структура рынка. Смотреть картинку что такое структура рынка. Картинка про что такое структура рынка. Фото что такое структура рынка

Функции рынка

Как один из видов товарного хозяйства, в основе которого лежат операции обмена между производителем и потребителем, рынок выполняет следующие функции:

Типы рыночных структур

Исходя из типов конкуренции, выделяют такие основные структуры рынков:

Принципы анализа рыночной структуры

Анализировать состояние рынка в любой отрасли для развития экономики неоценимо важно как выходящим на него новым предприятиям-производителям, так и уже там упрочившимся. Это помогает выявить сильные и слабые стороны конкурентов, определить эффективные объемы продукции, цены, критерии развития, возможные издержки и так далее.

Анализ структуры рынка обязательно должен учитывать критерии, на основе которых строится каждый конкретный рынок, потому что каждый критерий вносит свои приоритеты в формирование структуры и использование факторов развития. На основе анализа рыночной структуры предприятия разрабатывают проекты системы управления рыночными отношениями, использования рекламы, маркетинга, другие стратегические действия с целью эффективной реализации своей продукции и достижения максимальной прибыли.

Рынок финансов

Это один из видов рынка, имеющий мало общего с понятием «базар» и означающий систему отношений продавца и покупателя, товаром для которых являются деньги. Структура рынка финансов — это конфигурация, взаимоотношения и финансово-экономическая деятельность его отдельных частей, из которых он состоит. Этими частями являются следующие рынки:

Суть и смысл финансового рынка заключаются в определении наиболее эффективных направлений капиталовложений для достижения максимально выгодного экономического развития, в перераспределении денежных средств, а также в определении положения с экономикой в целом.что такое структура рынка. Смотреть фото что такое структура рынка. Смотреть картинку что такое структура рынка. Картинка про что такое структура рынка. Фото что такое структура рынка

Мировой рынок

Этот термин означает огромный сегмент всемирного хозяйства, в основе которого лежат все те же спрос и предложение, основанные на товарно-денежных отношениях, только в масштабах государств. Начинался мировой рынок с товарного, но в настоящий момент многократно и всесторонне расширился. Сейчас структура мирового рынка включает такие составные части или, можно сказать, состоит из таких отдельных международных рынков:

Такая структура обеспечивает мобильность оборота услуг и товаров, позволяет складываться мировым ценам, развивать международное разделение труда, оказывать политическое влияние на состояние товарообменных процессов. Кроме того, современная структура мирового рынка способствует глобализации и интеграции.

Российский рынок

Россия — огромная страна, обладающая практически всеми ресурсами, имеющимися в мировой экономике (сырьевыми, энергетическими, трудовыми и так далее), занимающая ведущее место в мире по разработкам новых технологий, имеющая неиссякаемый интеллектуальный потенциал. Поэтому структура рынка России состоит из всех типов рынков, отмеченных выше (кроме международного).

Отличительной особенностью нашей экономики является то, что рыночные отношения в стране начали развиваться совсем недавно, с 90-х годов прошлого века, и еще не набрали нужного опыта и мощи. Плюс, российский менталитет, выросший на законах социалистической (общественной) собственности, не дает развиваться рыночной экономике должными темпами, что вызывает особое отношение зарубежных инвесторов. Так, фондовый российский рынок ими оценивается как обещающий высокие доходы и высокие риски. Упрочение российского рынка возможно путем укрепления позиций частной собственности, развития малого и среднего бизнеса, развития национальной экономики, модернизации всех производственных структур.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *