что такое стретта в музыке
Что такое стретта в музыке
Стретта, стретто
итал. stretta, stretto, от stringere — сжимать, уменьшать, сокращать; нем. eng, gedrдngt — сжато, тесно, Engfuhrung — сжатое проведение
И. С. Бах. Прелюдия и фуга f-moll для органа, BWV 534.
П. И. Чайковский. Сюита No 1 для оркестра. Фуга.
П. Хиндемит. Ludus tonalis. Fuga secunda in G.
И. С. Бax. «Хорошо темперированный клавир», 2-й том. Фуга D-dur.
И. Ф. Стравинский. Концерт для двух фортепиано, 4-я часть.
И. С. Бах. «Хорошо темперированный клавир», 1-й том. Фуга F-dur.
А. Бeрг. «Воццек», 3-е действие, 1-я картина (фуга).
Как частное проявление общей тенденции развития новой полифонии наблюдается дальнейшее усложнение стреттной техники (в т. ч. совмещение неполного обратимого и вдвойне-подвижного контрапункта). Впечатляющими примерами служат С. в тройной фуге No 3 из кантаты «По прочтении псалма» Танеева, в фуге из сюиты «Гробница Куперена» Равеля, в двойной фуге in A (такты 58-68) из цикла Ludus tonalis Хиндемита, в двойной фуге e-moll op. 87 No 4 Шостаковича (система репризных С. с двойным каноном в такте 111), в фуге из концерта для 2 фп. Стравинского. В произв. Шостаковича С., как правило, сосредоточены в репризах, что выделяет их драматургич. роль. Высокого уровня технич. изощрённости достигают С. в произв., основанных на серийной технике. Напр., репризная С. фуги из финала 3-й симфонии К. Караева содержит тему в ракоходном движении; кульминационная С. в «Прологе» из «Траурной музыки» Лютославского представляет собой имитационное десяти- и одиннадцатиголосие с увеличением и обращением; идея многоголосной стретты доводится до логического конца во многих современных сочинениях, когда вступающие голоса «спрессовываются» в целостную массу (например, четырёхголосный бесконечный канон 2-го разряда в начале 3-й части струнного квартета К. Хачатуряна).
Общепринятой классификации С. не существует. С., в к-рых используется лишь начало темы или тема со значит. мелодич. изменениями, иногда называют неполными или частичными. Поскольку принципиальной основой С. являются канонич. формы, для характеристики С. оправдано применение осн. определений этих форм. С. на две темы может быть названа двойной; к разряду «исключительных» форм (по терминологии С. И. Танеева) относятся С., техника к-рых выходит за круг явлений подвижного контрапункта, т. е. С., где используются увеличение, уменьшение, ракоходное движение; по аналогии с канонами различаются С. в прямом движении, в обращении, комбинированные, 1-го и 2-го разрядов и т. д.
В гомофонных формах встречаются полифонизированные построения, к-рые не являются С. в полном смысле (благодаря аккордовому контексту, происхождению от гомофонного периода, положению в форме и др.), но по звучанию напоминают её; примерами подобных стреттных вступлений или стреттообразных построений могут служить осн. тема 2-й части 1-й симфонии, начало трио 3-й части 5-й симфонии Бетховена, фрагмент менуэта из симфонии C-dur («Юпитер») Моцарта (такт 44 и далее), фугато в разработке 1-й части (см. цифру 19) 5-й симфонии Шостаковича. В гомофонных и смешанных гомофонно- полифонич. формах нек-рую аналогию С. представляют собой контрапунктически усложнённые заключит. построения (канон в репризе каватины Гориславы из оперы «Руслан и Людмила» Глинки) и сложные комбинации тем, ранее звучавших порознь (начало репризы увертюры из оперы «Нюрнбергские мейстерзингеры» Вагнера, заключит. часть коды в сцене торга из 4-й картины оперы-былины «Садко» Римского-Корсакова, кода финала симфонии c-moll Танеева).
\3) Имитация в уменьшении (итал. Imitazione alla stretta); термин в данном значении малоупотребителен.
Стретта
Смотреть что такое «Стретта» в других словарях:
стретта — имитация, завершение Словарь русских синонимов. стретта сущ., кол во синонимов: 2 • завершение (30) • … Словарь синонимов
СТРЕТТА — (итальянское stretta, буквально сжатие) (музыкальное), 1) род имитации (1), в которой имитирующий голос вступает до окончания темы в предыдущем голосе. Типична для фуги. 2) Постепенное ускорение темпа к концу финала, преимущественно в опере буффа … Современная энциклопедия
СТРЕТТА — (итал. stretta букв. сжатие), в музыке,1) род имитации, в которой имитирующий голос вступает до момента окончания темы в начинающем голосе. Встречается главным образом в фуге.2) Завершающий раздел произведения, проходящий в особо ускоренном темпе … Большой Энциклопедический словарь
Стретта — (итальянское stretta, буквально сжатие) (музыкальное), 1) род имитации (1), в которой имитирующий голос вступает до окончания темы в предыдущем голосе. Типична для фуги. 2) Постепенное ускорение темпа к концу финала, преимущественно в опере буффа … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Стретта — (итал. stretta от итал. stringere «сжимать, сокращать») каноническое проведение тем в фуге, при котором каждый имитирующий тему голос вступает до того, как она закончилась в предыдущем голосе, и отдельные части темы звучат… … Википедия
стретта — (итал. stretta, буквально сжатие) (муз.), 1) род имитации, в которой имитирующий голос вступает до момента окончания темы в начинающем голосе. Встречается главным образом в фуге. 2) Завершающий раздел произведения, проходящий в особо ускоренном… … Энциклопедический словарь
Стретта — стретто (итал. stretta, stretto, от stringere сжимать, уменьшать, сокращать; нем. eng, gedrдngt сжато, тесно, Engfьhrung сжатое проведение). 1) Имитационное проведение (1) полифонич. темы, характеризующееся вступлением… … Музыкальная энциклопедия
Стретта — ж.; = стретто Заключительный эпизод музыкального произведения или части его, идущий в ускоренном, стремительном темпе. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
стретта — стр етта, ы … Русский орфографический словарь
стретта — іменник жіночого роду фрагмент музичного твору … Орфографічний словник української мови
Что такое стретта в музыке
Фуга и её элементы
Фуга пишется на 3 или 4 голоса, иногда на 5 голосов, редко на 2. Хоровые фуги могут иметь сопровождение. В фуге 3 раздела: экспозиционный, развивающий и заключительный. Их соотношение определяет разновидности формы. Элементы фуги: тема, ответ, противосложение, интермедия, стретта.
Тема фуги fis-moll из I тома ХТК содержит отклонения в S и D
С точки зрения мелодико-ритмического содержания темы могут быть однородными и контрастными. В о днородных темах нет глубоких цезур, ритмических противопоставлений. Они основаны на преобразованиях одного мотива или на разных, но не контрастных мотивах
Контрастные темы содержат мотивные и ритмические противопоставления
Наиболее распространены темы, состоящие из ядра (яркие интонационные и ритмические обороты) и развертывания (ровные длительности, поступенное движение)
Противосложением называется контрапункт к теме. Противосложение оттеняет ответ, будучи одновременно мелодическим продолжением темы. Мелодия противосложения чаще основана на элементах темы, как, например в фуге D-dur из II тома ХТК
Реже встречаются противосложения, основанные на общих формах движения, а также контрастные. Противосложение следует за гармонией ответа, дополняет и уточняет его. Удержанное противосложение сопровождает все или некоторые проведения темы. Удержанное противосложение, как правило, тематически значительно. Сочетается с темой в сложном контрапункте. Неудержанные противосложения, обновляемые при всех последующих проведениях, обычно менее значительно.
Стретта
Смотреть что такое «Стретта» в других словарях:
стретта — имитация, завершение Словарь русских синонимов. стретта сущ., кол во синонимов: 2 • завершение (30) • … Словарь синонимов
СТРЕТТА — (итальянское stretta, буквально сжатие) (музыкальное), 1) род имитации (1), в которой имитирующий голос вступает до окончания темы в предыдущем голосе. Типична для фуги. 2) Постепенное ускорение темпа к концу финала, преимущественно в опере буффа … Современная энциклопедия
СТРЕТТА — (итал. stretta букв. сжатие), в музыке,1) род имитации, в которой имитирующий голос вступает до момента окончания темы в начинающем голосе. Встречается главным образом в фуге.2) Завершающий раздел произведения, проходящий в особо ускоренном темпе … Большой Энциклопедический словарь
Стретта — (итальянское stretta, буквально сжатие) (музыкальное), 1) род имитации (1), в которой имитирующий голос вступает до окончания темы в предыдущем голосе. Типична для фуги. 2) Постепенное ускорение темпа к концу финала, преимущественно в опере буффа … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Стретта — (итал. stretta от итал. stringere «сжимать, сокращать») каноническое проведение тем в фуге, при котором каждый имитирующий тему голос вступает до того, как она закончилась в предыдущем голосе, и отдельные части темы звучат… … Википедия
стретта — (итал. stretta, буквально сжатие) (муз.), 1) род имитации, в которой имитирующий голос вступает до момента окончания темы в начинающем голосе. Встречается главным образом в фуге. 2) Завершающий раздел произведения, проходящий в особо ускоренном… … Энциклопедический словарь
Стретта — (итал. stretta, буквально сжатие) стретто (музыкальное), 1) род имитации (См. Имитация), в которой голос вступает с темой до того, как она завершилась в др. голосе; применяется в заключительном разделе фуги (См. Фуга). 2) Заключительный… … Большая советская энциклопедия
Стретта — стретто (итал. stretta, stretto, от stringere сжимать, уменьшать, сокращать; нем. eng, gedrдngt сжато, тесно, Engfьhrung сжатое проведение). 1) Имитационное проведение (1) полифонич. темы, характеризующееся вступлением… … Музыкальная энциклопедия
стретта — стр етта, ы … Русский орфографический словарь
стретта — іменник жіночого роду фрагмент музичного твору … Орфографічний словник української мови
СТРЕТТА
Смотреть что такое «СТРЕТТА» в других словарях:
стретта — имитация, завершение Словарь русских синонимов. стретта сущ., кол во синонимов: 2 • завершение (30) • … Словарь синонимов
СТРЕТТА — (итал. stretta букв. сжатие), в музыке,1) род имитации, в которой имитирующий голос вступает до момента окончания темы в начинающем голосе. Встречается главным образом в фуге.2) Завершающий раздел произведения, проходящий в особо ускоренном темпе … Большой Энциклопедический словарь
Стретта — (итальянское stretta, буквально сжатие) (музыкальное), 1) род имитации (1), в которой имитирующий голос вступает до окончания темы в предыдущем голосе. Типична для фуги. 2) Постепенное ускорение темпа к концу финала, преимущественно в опере буффа … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Стретта — (итал. stretta от итал. stringere «сжимать, сокращать») каноническое проведение тем в фуге, при котором каждый имитирующий тему голос вступает до того, как она закончилась в предыдущем голосе, и отдельные части темы звучат… … Википедия
стретта — (итал. stretta, буквально сжатие) (муз.), 1) род имитации, в которой имитирующий голос вступает до момента окончания темы в начинающем голосе. Встречается главным образом в фуге. 2) Завершающий раздел произведения, проходящий в особо ускоренном… … Энциклопедический словарь
Стретта — (итал. stretta, буквально сжатие) стретто (музыкальное), 1) род имитации (См. Имитация), в которой голос вступает с темой до того, как она завершилась в др. голосе; применяется в заключительном разделе фуги (См. Фуга). 2) Заключительный… … Большая советская энциклопедия
Стретта — стретто (итал. stretta, stretto, от stringere сжимать, уменьшать, сокращать; нем. eng, gedrдngt сжато, тесно, Engfьhrung сжатое проведение). 1) Имитационное проведение (1) полифонич. темы, характеризующееся вступлением… … Музыкальная энциклопедия
Стретта — ж.; = стретто Заключительный эпизод музыкального произведения или части его, идущий в ускоренном, стремительном темпе. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
стретта — стр етта, ы … Русский орфографический словарь
стретта — іменник жіночого роду фрагмент музичного твору … Орфографічний словник української мови