что такое стратегия рекламной кампании
Энциклопедия маркетинга
Каталог консалтинговых компаний
Библиотека маркетолога
Стратегия рекламной кампании
Владимир Рафаилович ВеснинДоктор экономических наук, профессор, Всероссийская государственная налоговая Академия.
Агентство бизнес-консультирования «Мегаполис», Барнаул
- Посетитель бара подзывает официанта.
— Официант! — возмущается он, — почему сегодня у вас кружки наполовину с пеной? Вчера вы наливали полные!
— А где вы вчера сидели? — Вон там — у окна.
— Все правильно. Посетителям у окна мы наливаем полные кружки. Это реклама!
«СТРАТЕГИЯ — греч. наука войны; ученье о лучшем расположении
и употреблении всех военных сил и средств.»
Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля
Еще совсем недавно, столкнувшись с необходимостью давать рекламу о своем продукте, многие руководители компаний давали задание разместить несколько рекламных объявлений в газетах, на радио и телевидении. Зачастую, не задумываясь ни о качестве контактов, ни об их содержании. Необходимое количество контактов прикидывалось «на глаз» или определялось исходя из объема рекламного бюджета, который тоже рассчитывался по принципу «сколько не жалко» или «больше чем конкуренты». Понятным результатом такой рекламной деятельности стало то, что многие руководители, наконец, задумались о том, правильно ли они расходуют свои рекламные средства и получают ли они от них отдачу в соответствии с затратами.
В последнее время все большее значение компании придают рациональному планированию рекламных коммуникаций. Это связано с несколькими факторами. Во-первых, при правильно спланированной рекламной кампании удается не просто охватить целевую аудиторию рекламными сообщениями о вашем продукте, а построить постоянные, развивающиеся коммуникации с потребителем — и как следствие — установить прочные отношения потребителей с вашей маркой. Во-вторых, такой подход позволяет осознанно и целесообразно расходовать рекламный бюджет компании, увеличивая отдачу от рекламы при использовании тех же рекламных бюджетов.
Цели и задачи
Вся страна уже знает о майонезе Кальве.
Нет, не умеют женщины хранить свои секреты.
«Цель — идеальное, мысленное предвосхищение
результата деятельности и путей его достижения с
помощью определенных средств. Цель выступает
способом интеграции единую систему различных
действий одного человека или действий различных людей.»
Общественные науки от Глоссарий.ру
Стратегический план должен описывать основные средства, которые вы используете в своем наступлении на рынок: медиа-носители, наружная реклама, средства BTL (промо-мероприятия). Как не в каждой битве уместно использовать все силы армии, так и не каждая компания нуждается в использовании всех подряд возможных средств рекламы. Чтобы правильно подобрать орудия для предстоящего сражения необходимо учесть следующие параметры:
Целевая аудитория. Чем четче указана мишень, тем легче будет попасть. Необходимо выявить такие тактико-технические характеристики целевой аудитории как пол, возраст, уровень дохода, стиль жизни, ценности, критерии выбора товара.
Характеристики продукта. У разных продуктов разные циклы жизни, сезонные пики спроса и механизмы принятия решения о покупке. К примеру, покупать диван вы будете совершенно иначе, нежели пакет молока. Для вас будут иметь значение совершенно разные характеристики продукта, и стимулировать к выбору той или иной марки совершенно разные факторы. Соответственно в каждом отдельном случае совершенно разные рекламные ходы будут работать. К примеру, если вам предложат купить банку кофе для того, чтобы принять участие в розыгрыше призов, вы скорее всего согласитесь, потому что банка кофе вам, во-первых — все равно пригодится (если вы, конечно, являетесь потребителем кофе), а во-вторых: это незначительная трата для вашего бюджета. И даже если вам в итоге этот кофе не понравится, все равно вы рискуете не очень большой суммой. Совсем другое дело, если вы выбираете, к примеру, стиральную машинку. Это покупка, которая делается надолго и выбирается тщательно. И здесь возможность в итоге выиграть какой-нибудь приз намного — меньше будет влиять на ваше решение. Приз-то вы можете выиграть, а можете и нет, а с выбранной машинкой вам жить несколько лет. Чем дороже продукт или услуга — тем тщательнее человек подходит к выбору, тем меньше вероятность воздействия спонтанных факторов, тем сложнее склонить его к покупке по принципу — «купите сейчас, получите бонус», и соответственно тем значительнее должен быть бонус, чтобы повлиять на его решение о покупке.
Цели и задачи. Разные способы и средства вы будете использовать в зависимости от того, хотите вы отвоевать один город или пол-царства. Понятно, что завоевать пол-царства интереснее и престижнее, но стоит реально оценивать свои силы и возможности, иначе можно проиграть войну. И всегда стоит отчетливо понимать, какую задачу вы в настоящее время решаете — хотите ли вы поднять продажи в период сезонного спада или сформировать имидж компании в глазах потребителя, который будет работать на вас вне зависимости от случайных или сезонных колебаний рынка. Это разные задачи, решаемые разными средствами. Выбирая средство рекламы, задумайтесь, как, каким образом именно это средство будет решать поставленную вами задачу. Какие процессы будут происходить в голове потребителя, когда он столкнется с вашей рекламой? И как эти процессы будут работать на поставленную вами задачу.
Способы и средства
Реплика из новой pекламы: «Купив пpавый ботинок,
левый ботинок Вы получаете — бесплатно!»
«Соотношение уровней достаточности боевых
средств различного назначения — совокупность
требований, определяющих целесообразную
достаточность разнородных средств борьбы в
общем составе ВС.»
Словарь «Война и мир в терминах и определениях»
под ред. Д.Рогозина
Только когда вы отчетливо сформулировали, кого и в какой степени вы хотите завоевать, определились, на каком поле вам придется сражаться, можно приступать к выбору средств ведения сражения. При планировании рекламной компании вашими средствами могут быть:
Средства масс-медиа: газеты, радио, телевидение. Средства масс-медиа традиционно позволяют охватить достаточно широкую аудиторию и донести ваше сообщение тысячам слушателей, зрителей и читателей. Помимо того, что выбранное средство должно охватывать именно вашу ЦА, стоит обязательно учитывать специфику восприятия информации через разные СМИ. К примеру, радио слушают в основном «на ходу» в тех ситуациях, когда у человека нет возможности и желания записать, например контактную информацию. Поэтому, если адрес и телефон вашей организации являются в сообщении ключевым моментом, — вам стоит выбрать печатные СМИ. Совсем другое дело, если вы хотите рассказать людям об акции, которая проходит до такого-то числа. Здесь человеку достаточно запомнить название вашего продукта и условия акции (они должны быть достаточно простые), чтобы иметь возможность воспользоваться вашим предложением. Формат радио хорошо подходит для рекламы бренда как такового и рекламы каких-то событий, там где человеку достаточно «услышать краем уха», чтобы получить представление об услышанном.
Интернет-аудитория это уже далеко не только студенты и продвинутая молодежь, как было принято считать еще недавно. Сегодня Интернетом пользуются активно менеджеры высшего и среднего звена, специалисты. В бизнес-коммуникациях Интернет становится фактически незаменимым инструментом. Сегодня уже трудно представить более-менее серьезную организацию, не имеющую корпоративного доступа в Интернет и электронного ящика.
Вообще тема использования Интернета как средства рекламы представляет собой достаточно обширную тему, достойную рассмотрения в рамках отдельной статьи.
Средства BTL: в первую очередь это различные промо-акции — дегустации, сэмплинги, подарочные акции и т. п. Несомненное преимущество этих средств заключается в том, что обычно они дают немедленный и ощутимый результат в плане увеличения продаж. При том, конечно, условии, что они правильно разработаны с учетом специфики продукта и поведения целевой аудитории. К сожалению, до сих пор встречаются подобные рекламные обращения: «Сделайте покупку в нашей аптеке на 1000 рублей, и вы получите 5% скидку до конца года на все остальные покупки». Очевидно, обращение адресовано глубоко больным людям, нуждающимся для жизни в очень большом и постоянном количестве лекарств. Для любого обычного человека это предложение не целесообразно по затраченным средствам и полученной отдаче. Очевидно, что большинство покупателей аптеки им не воспользуются. Скорее всего, разработчики этой акции задумывались в первую очередь о своей выгоде и совсем забыли о мотивации потребителя.
При разработке BTL-акции в розничных точках необходимо учесть механизмы принятия решения о покупке вашего продукта и разработать формат акции с их учетом. К примеру, разрабатывая акцию для компании «Малавит», мы учли то, что многие потребители не знакомы с уникальными оздоровительными свойствами этого продукта, и разработали акцию, которая совмещала в себе консультации посетителей аптек и акцию «подарок за покупку».
Акция проходила в четырех городах: Новосибирск, Омск, Красноярск и Иркутск. Целью акции было ознакомление потребителей с продукцией фирмы «Малавит», стимулирование сбыта розничной точки и, как следствие, увеличение продаж продукции «Малавит». Девушки-промоутеры в белых халатах с фирменной символикой «Малавита» рассказывали посетителям аптек о продукте, раздавали буклеты с информацией. Каждый покупатель продукции «Малавит» получал подарок — блокнот, календарь или зубную пасту «Малавит-дент».
Средства BTL помогают «стать ближе» к потребителю, начать с ним своеобразный диалог. Именно эти средства позволяют получить от потребителя обратную связь. И не только в плане увеличения продаж вашего продукта, но и просто реакцию на ваше предложение. Очень часто этот момент упускают, а ведь эта обратная связь может предоставить вам ценную информацию о том, что потребитель думает о вашем продукте, как относится к нему.
Специальные мероприятия: различные мероприятия, приуроченные к любым событиям как общегородского, так и корпоративного масштаба. Возможно, даже создавать события на совершенно пустом месте, но это требует обычно больших затрат. Хорошо организованное и правильно спозиционированное мероприятие способно укрепить лояльность потребителей и создать положительное впечатление о марке, придать ей эмоциональное значение в глазах потребителей. Кроме того, сам формат мероприятия уже позиционирует, так или иначе, вашу марку. Проводите ли вы молодежную вечеринку в клубе или праздник для детей в парке, вы так или иначе должны отчетливо понимать, какое впечатление и у кого вы хотите создать о вашей марке. Для того, чтобы этот способ эффективно работал на продвижение вашего продукта вы хорошо должны понимать, каких целей с помощью него вы собираетесь достигнуть, какую мысль внушить потребителю, какое сообщение до него донести.
Мероприятия могут быть открытые и закрытые — например, вечеринка или презентация для корпоративных клиентов поможет лучше донести ваше новое предложение и укрепить отношение с клиентами и партнерами.
Выставочные мероприятия — помогают представить ваш продукт заинтересованным лицам и наиболее эффективны для воздействия на аудиторию специалистов. Однако, в последние годы многие игроки рынка начали отмечать снижение эффективности выставочных мероприятий. Возможно эта тенденция связана с тем, что в последнее время с развитием рынка стало появляться довольно много аналогичных предложений, и при выборе партнера или поставщика все большую роль играет доверие к партнеру и устоявшиеся прочные связи.
Особое значение в связи с этим начинают приобретать те специальные мероприятия, направленные на корпоративных потребителей, которые предоставляют возможность не просто рассказать о своем предложении, но и установить доверительные и эмоциональные отношения с корпоративными клиентами. Это могут специализированные семинары для корпоративных клиентов, позволяющие лучше понять суть технологических новинок, которые вы предоставляете, и пообщаться в более приватной обстановке чем выставка. Если ваше предложение не позволяет продвигать его в формате семинаров (например, ваш продукт всем известен и ничего нового вы о нем все равно не сообщите), можно проводить любые развлекательные и даже спортивные мероприятия, позволяющие выстроить менее формальные отношения с вашими существующими и потенциальными партнерами и создать эмоциональные связи.
Маркетинговое агентство Life-Marketing
Новости компании
Рекламные кампании: стратегия, планирование, реализация, анализ
I. Что такое рекламная кампания? (определение, понятие)
Рекламная кампания – это комплекс взаимосвязанных, скоординированных действий, разрабатываемых для достижения стратегических целей и решения проблем предприятия, и являющихся результатом общего рекламного плана для различных, но связанных друг с другом рекламных обращений, размещенных в различных СМИ в течение определенного периода времени (Уэллс У., Бернет Дж., Мориарти С. Реклама: принципы и практика).
Из определения мы можем выделить основополагающие моменты для любой рекламной кампании:
– рекламная кампания – это процесс, который включает в себя несколько последовательных этапов, начиная с постановки целей и заканчивая анализом эффективности;
– рекламная кампания предполагает комплексное использование рекламных средств.
II. Этапы рекламной кампании:
Рекламная кампания подразумевает 6 основных этапов:
Здесь в первую очередь нас интересует описание целевой аудитории (подробный портрет потребителя товара или услуги), изучение рынка с т.з. поведения покупателей, анализ положения, занимаемого фирмой на рынке, уровень информированности покупателей о товарных марках на рынке в данном сегменте, изучение маркетинговой активности конкурентов и пр. Следует учитывать, что данная информация является основополагающей для разработки рекламной кампании, от ее достоверности и точности во многом зависит результат кампании, на основе полученных данных происходит выбор медиаканалов и определение тактики действий. Поэтому, если речь идет о выводе новой торговой марки или нового продукта на рынок, о развитии нового направления, осваивании новой потребительской ниши, мы рекомендуем начинать подготовку рекламной кампании с проведения предварительного исследования. Если Вы уже владеете такими данными, просим максимально подробно изложить эту информацию в брифе.
Разработка стратегии рекламной компании
Разработка стратегии рекламной кампании – разработка общего комплекса рекламных мероприятий, направленного на достижение целей рекламной кампании. Стратегия отражает общее представление о ходе и характере кампании. В стратегии прописываются основные каналы воздействия на целевую аудиторию, обоснование выбора СМИ, определяются основные этапы рекламной кампании, происходит распределение бюджета по видам СМИ и по этапам рекламной кампании, определяются порядок и продолжительность размещения в СМИ, производится поэтапное прогнозирование эффекта, определяется оптимальный бюджет рекламной кампании.
Грамотная разработка стратегии позволяет значительно усилить эффективность рекламного сообщения и дает возможность сэкономить общие затраты на рекламу.
Параллельно происходит процесс разработки креативной концепции кампании, т.е. разрабатываются эффективные средства воздействия именно на вашу целевую аудиторию. На основании креативной концепции впоследствии происходит создание рекламных материалов и разработка мероприятий.
Медиапланирование и оптимизация
На основе разработанной стратегии составляется общий план размещений и мероприятий. В таком плане фигурируют уже конкретные СМИ, дни и время выходов, форма, объем, место размещения, стоимость каждого рекламного выхода и общая стоимость размещения. На этой стадии происходит расчет основных медиапоказателей рекламной кампании (GRP (общий охват), f (частота контактов), V (расчетный бюджет) и пр. Медиапланирование также предполагает оптимизацию размещения, с позиции минимизации затрат, достижения максимального охвата целевой аудитории, определения эффективной частоты.
Дополнительно составляются календарные планы по каждому конкретному СМИ.
Разработка рекламных материалов
Разработка, согласование и изготовление рекламных материалов: макетов для размещения в прессе и в наружной рекламе, написание статей, изготовление интернет-баннеров, аудио- и видеороликов, раздаточных материалов, промоформы и пр.
Реализация разработанной программы
Размещение рекламных материалов в СМИ, согласно утвержденному медиаплану. Осуществление контроля за качеством и своевременностью выхода материалов. Организация мероприятий и промоакций. При необходимости производится коррекция планов. Предоставление отчетов.
Анализ эффективности рекламной кампании
Основные параметры, по которым оценивается эффективность: уровень достижения целевой аудитории, изучаются познавательная, эмоциональная и поведенческая составляющие эффективности рекламного воздействия, изменение предпочтений целевой аудитории. Подробнее смотрите на закладке «Исследования».
III. Виды рекламных кампаний (классификация)
По географическому принципу:
– локальные (один город, район);
– региональные;
– федеральные (по России).
По выбору целевой аудитории:
– массовые – ориентированные на все категории потребителей;
– нишевые – ориентированные на более узкую аудиторию с заданными параметрами.
По целевому принципу:
– РК, нацеленные на «запуск» продукта или бренда;
– имиджевые кампании, направленные на формирование имиджа торговой марки;
– информационные кампании (например, информирующие о появлении новой услуги или линии продукции);
– РК, направленные на стимулирование сбыта (анонсирующие скидки и бонусы);
– поддерживающие РК, цель – напоминание потребителю о товаре/услуге/бренде, присутствие в информационном поле.
IV. Соотношение целей и инструментов РК
Выбор медиаканалов в первую очередь зависит от цели рекламной кампании. Ниже приведены рекомендации по выбору инструментов для некоторых распространенных целей РК.
Цель: вывод бренда/товара на рынок – «запуск».
Инструменты: оптимальным будет использование медиамикса – комплекса СМИ разных типов.
Медиамиксы обеспечивают комплексное воздействие на разные каналы восприятия:
– ТВ-реклама – комплексный видеообраз (зрение+слух);
– Радиореклама – аудиообраз (слух);
– Наружная реклама и пресса (зрение) – визуальный образ;
– BTL (дегустации, раздача образцов) – осязание (вкус, запах, тактильные ощущения) и т.д.
Позволяют достигнуть максимального охвата аудитории – аудитория ТВ + аудитория радио + аудитория прессы.
Цель: формирование имиджа бренда.
Инструменты:
– наружная реклама (форматы 3х6, 3х12, 5х15);
– ТВ – прокат имиджевых видеороликов;
– глянцевые журналы (рекламные модули не менее 1/1 страницы, имиджевые статьи);
– организация тематических мероприятий.
Цель: стимулирование сбыта.
Инструменты – средства «быстрого реагирования»:
– растяжки (перетяжки) – рекламные баннеры, размещаемые на оживленных магистралях и местах с высокой проходимостью;
– радио – характеризуется широким охватом, высокими «проникающими» способностями и высокой частотой контакта;
– интернет-баннеры на рейтинговых потралах.
Цель: информирование потенциальных потребителей о появлении нового продукта/услуги, его преимуществах и полезных качествах.
Инструменты:
– размещение информационных материалов в газетах и журналах;
–интернет-реклама – с переходом на сайт рекламодателя или отдельную страницу с подробным описанием;
– BTL для продуктовых брендов;
– размещение листовок в транспорте;
– радио-реклама.
Несколько советов как избежать распространенных ошибок:
– Довольно часто встречается, что клиент, который ранее активно не рекламировался, хочет все же определиться для себя с вопросом «стоит ли вкладывать деньги в рекламу». Опасаясь неоправданных рисков, он решает выделить для эксперимента небольшой бюджет, который ему не очень жалко потерять. В результате выделенного бюджета не хватает ни на изготовление качественных материалов, ни на эффективный объем размещения. Конечно, рекламная кампания с такими параметрами не может дать явного положительного эффекта, а в ряде случаев может дать даже отрицательный. Результат: клиент решает для себя, что реклама неэффективна… Получается некий замкнутый круг.
Резюме: чтобы понять насколько эффективна может быть реклама для Вашего бизнеса, необходимо выделить бюджет соизмеримый с поставленной задачей.
– Клиент размещает имиджевую рекламу в глянцевых журналах и ждет мгновенного эффекта по увеличению продаж. При выборе медианосителей, разработке рекламного сообщения и материалов следует учитывать, что разные СМИ, рекламные форматы и акции рассчитаны на достижение определенных целей. Имиджевая реклама и стимулирование сбыта – это две совершенно разные области, которые подразумевают использование различных механизмов и средств. Средства по стимулированию сбыта направлены на достаточно быстрый, но кратковременный эффект, имиджевая реклама, при условии постоянного присутствия в информационном поле, предполагает длительный эффект, но для формирования образа торговой марки на рынке требуется существенный период времени.
– Клиент в целях экономии рекламного бюджета распределяет по «чуть-чуть» на каждый месяц, в результате рекламисту приходится «вписываться» в то, что дали. Выбирать более дешевые, менее рейтинговые СМИ (с небольшой аудиторией) и небольшие форматы (которые рискуют потеряться среди более выигрышной рекламы конкурентов). Такие размещения не могут дать хорошего эффекта, т.к. воздействие получается размазанным, а бывает, что и вовсе не достигает целевой аудитории. В таком случае лучше перераспределить бюджет по-другому: чередовать периоды рекламной активности пассивными паузами.
– Случается, что клиент при выборе рекламной стратегии ориентируется на опыт других компаний, на данные рейтингов для всех категорий населения или же просто решает сделать по принципу «как все». На это хочется ответить, что универсальных рецептов успешной рекламы нет. Реклама, эффективная для одной компании, может не дать никакого эффекта другой. На общие рейтинги могут ориентироваться только компании, выпускающие продукты массового потребления, рассчитанные на невысокий и средний доход. Для остальных товарных групп, рассчитывая рейтинги, нужно проводить выборку для заданной целевой аудитории.
– Ещё одна распространенная ошибка, это выбор СМИ по собственным предпочтениям. Вроде, «эта радиостанция лучше, т.к. кажется мне более интересной, и музыка там лучше». Всегда помните, что ваше мнение субъективно, ваши вкусы могут не сходиться со вкусами вашей целевой аудитории. Чтобы не ошибиться, следует ориентироваться на данные исследований.
– Ну и последний совет: успех рекламной кампании зависит как от грамотно разработанной стратегии, так и от качества рекламных материалов. Можно разработать идеальную стратегию, но эффект может получиться даже отрицательным при невнятных рекламных материалах. И наоборот, блестящие рекламные материалы, размещенные на несоответствующих носителях, могут не достигнуть целевой аудитории. При разработке креатива оптимально также опираться на данные исследований целевой аудитории и предварительно тестировать разработанные образы на представителях целевой аудитории. Говоря о качестве рекламных материалов, мы подразумеваем не только креативное воплощение идеи, но и грамотно составленное рекламное предложение, отражающее преимущества продукта, содержащее т.н. «продающие идеи».
Формула успеха рекламной кампании
Успешная РК= (эффективный охват ЦА + качественное рекламное предложение) * эффективную частоту.
Основные типы рекламных стратегий
Рассказываем, какие рекламные стратегии используют компании, исходя из особенностей бизнес-модели и целей продвижения
27 августа 2021 | Автор статьи: Polina Kedis
newage.site » Блог » Основные типы рекламных стратегий
Рекламная стратегия — один из основополагающих инструментов маркетолога. В этой статье блог newage. расскажет, какие виды рекламных стратегий используют крупные рекламодатели.
Переходите к интересующей теме:
Что такое рекламная стратегия
Рекламная стратегия — это глобальный план продвижения компании или ее продуктов. Она описывает текущее состояние бренда на рынке и действия, которые нужно совершить, чтобы достичь намеченных целей.
Рекламная стратегия описывает лишь действия по продвижению, в отличие от общей маркетинговой стратегии, которая может включать в себя изменение цены, обновление продукта, открытие новых точек продаж и прочие глобальные мероприятия.
Рекламная стратегия состоит из четырех составляющих.
Типы рекламных стратегий
Рекламные стратегии можно разделить на несколько групп, в зависимости от их основных характеристик.
Рекламные стратегии по географии
География рекламной кампании и, соответственно, рекламной стратегии зависит от бизнес-модели и особенностей дистрибуции продукта. Компании планируют продвижение, исходя из целевых рынков, и здесь можно выделить четыре типа стратегий.
Рекламные стратегии по плейсменту
Рекламные стратегии по размеру целевой аудитории
Рекламные стратегии по цели
Есть несколько основных целей, которые преследую рекламные кампании:
Как правило, рекламная стратегия — глобальный план, который не ограничивается одной из этих целей. Работа с постоянными клиентами и теми, кто еще не знает о продукте, ведется одновременно, поэтому делить рекламные стратегии по целям было бы некорректно. Гораздо важнее и показательнее следующая классификация, по периодичности размещения.