что такое стратегия развития региона
Стратегия социально-экономического развития региона
Вы будете перенаправлены на Автор24
Стратегия социально-экономического развития региона – это комплекс практически обоснованных и нормативно закрепленных мероприятий, мер и инструментов, которые направлены на решение задач эффективного социально-экономического развития региональных территорий и территории государства в целом в долгосрочной перспективе на основе анализа факторов внешней и внутренней среды, оказывающих влияние на развитие региональной территории, и планируемых показателей социально-экономического развития в соответствии с установленной ресурсной базой.
Основные тенденции современного социально-экономического развития регионов
Социально-экономическое состояние современных регионов страны характеризуется противоречивыми тенденциями:
Названные процессы тесно взаимосвязаны: политическое, социальное и экономическое устройство страны в целом и положение страны на международной арене ведет к невозможности эффективной организации перерабатывающих производств и развитию нематериальной сферы и по-прежнему ориентируют всю экономику страны от государственного до муниципального уровня на развитие и поддержку добывающего производства как единственного ресурса, востребованного от России на международной арене. При этом такой путь в долгосрочной перспективе роста благосостояния населения региона и государства в целом обеспечить не способен.
Фактически рассмотренная модель организации отечественной экономики и хозяйства позволяет говорить о ее доиндустриальном характере и тенденциях регресса.
Значение стратегии социально-экономического развития региона
Последние десятилетия преобразований политического, социального и экономического развития страны обусловили повышение самостоятельности региональных территорий в решении задач собственного социально-экономического развития. Указанным обусловлено и возложение на органы публичного управления региональными территориями большей ответственности в отношении обеспечения показателей социально-экономического роста благосостояния регионов.
Готовые работы на аналогичную тему
На процессы социально-экономического развития региональной территории оказывают влияние факторы, как ограничительного, так и позитивного характера:
Объективные факторы – это:
Необходимо подчеркнуть, что эффективность стратегии социально-экономического развития региона должна учитывать концепцию этапов социально-экономического роста всякой территории. Такое развитие стандартно проходит стадии – доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную. Важно понимать, что когда речь идет о первой стадии, развитие территории обеспечивается посредством эксплуатации добывающих отраслей, сельского хозяйства, промышленности горнодобывающего, лесного и рыбного комплекса, на второй стадии развитие обеспечивается посредством использования перерабатывающих отраслей – химической, легкой промышленности, машиностроения и пр., на последней стадии развитие обеспечивается посредством достижений нематериального производства – инновационных разработок, информационных технологий, посреднических услуг в сфере торговли, финансов и пр.
Правильное понимание перспективных в долгосрочном периоде рычагов развития региональной территории обеспечивает эффективную управленческую деятельность и благосостояние населения региона.
Содержание стратегии социально-экономического развития региона
Стратегия социально-экономического развития региона должна содержать не просто перечень мероприятий, которые точечно воздействуют на отдельные экономические сферы региональный территории, такая стратегия должна внедрять новые управленческие методы и приемы, эффективность которых была подтверждена частной сферой.
Так, к числу наиболее перспективных инструментов, методов и приемов с точки зрения обеспечения социально-экономического развития региональной территории опыт публично правового управления и опыт сферы частного бизнеса позволяет отнести:
Внедрение новых технологий в управление региональной территорией требует и привлечения профессионалов «нового формата» в органы публичного управления региональной территории. Это требует аккумуляции и направления ресурсов в человеческий капитал региональной территории.
Стратегическое планирование в регионе копия 1
Лекция 5
Теория П. Друкера. Теория постиндустриального общества Д.Белла, Теория информационного общества М. Кастельса. «Креативный город» Ч. Лэндри.
Школы стратегирования: институциональная, интеграционная, информационная, региональная.
Методологические подходы к планированию.
Стратегия развития региона. Цикл стратегического планирования развития региона. Основные элементы и отличительные признаки стратегического плана. Типовая структура стратегического плана.
Определение перспективной специализации региона (оценка профильности). Оценка параметров хозяйственного климата.
В мозаике школ стратегирования можно условно выделить следующие школы: институциональная школа, интеграционная школа, информационная школа и региональная школа.
Первая из них (институциональная школа) рассматривает влияние различных формальных и неформальных социально-экономических и правовых институтов на процессы разработки и реализации различных стратегий. Именно недоучет реальных институциональных условий резко снижает результативность различных стратегических разработок.
Интеграционная школа акцентирует внимание не столько на категории конкуренции объектов и субъектов стратегирования, сколько на их возможном взаимодействии и сотрудничестве. На рубеже веков интеграционные процессы стали достаточно интенсивно развиваться не только на межстрановом, межрегиональном и межмуниципальном уровнях, но и в реальной экономической жизни различных фирм и компаний. Это, в частности, нашло отражение в реализации кластерных инициатив в различных странах мира. Поэтому разработка и реализация различных региональных и корпоративных стратегий должна учитывать эти интеграционные вызовы нового тысячелетия.
Информационная школа вносит свой вклад в разработку новой концепции формирования и реализации различных стратегий в условиях бурных процессов информатизации и фактического становления информационного общества и различных сетевых информационных структур. Эти процессы, во-первых, качественно меняют саму технологию принятия управленческих решений; во-вторых, способствуют все большей открытости и общественному контролю за ходом разработки и реализации стратегических документов, вовлекая в этот процесс все большее число членов гражданского общества; в-третьих, повышают системность, качество и оперативность разработки различных стратегий, их оценку и контроль.
Региональная школа обращает внимание на характерные особенностях регионов и городов как объектов стратегического планирования и управления. Как будет показано далее, эти особенности определяют сущностные свойства и принципы регионального стратегического планирования, привнося в них особую социально-пространственную специфику.
Стратегическое планирование в регионе копия 1
Лекция 5
Теория П. Друкера. Теория постиндустриального общества Д.Белла, Теория информационного общества М. Кастельса. «Креативный город» Ч. Лэндри.
Школы стратегирования: институциональная, интеграционная, информационная, региональная.
Методологические подходы к планированию.
Стратегия развития региона. Цикл стратегического планирования развития региона. Основные элементы и отличительные признаки стратегического плана. Типовая структура стратегического плана.
Определение перспективной специализации региона (оценка профильности). Оценка параметров хозяйственного климата.
В мозаике школ стратегирования можно условно выделить следующие школы: институциональная школа, интеграционная школа, информационная школа и региональная школа.
Первая из них (институциональная школа) рассматривает влияние различных формальных и неформальных социально-экономических и правовых институтов на процессы разработки и реализации различных стратегий. Именно недоучет реальных институциональных условий резко снижает результативность различных стратегических разработок.
Интеграционная школа акцентирует внимание не столько на категории конкуренции объектов и субъектов стратегирования, сколько на их возможном взаимодействии и сотрудничестве. На рубеже веков интеграционные процессы стали достаточно интенсивно развиваться не только на межстрановом, межрегиональном и межмуниципальном уровнях, но и в реальной экономической жизни различных фирм и компаний. Это, в частности, нашло отражение в реализации кластерных инициатив в различных странах мира. Поэтому разработка и реализация различных региональных и корпоративных стратегий должна учитывать эти интеграционные вызовы нового тысячелетия.
Информационная школа вносит свой вклад в разработку новой концепции формирования и реализации различных стратегий в условиях бурных процессов информатизации и фактического становления информационного общества и различных сетевых информационных структур. Эти процессы, во-первых, качественно меняют саму технологию принятия управленческих решений; во-вторых, способствуют все большей открытости и общественному контролю за ходом разработки и реализации стратегических документов, вовлекая в этот процесс все большее число членов гражданского общества; в-третьих, повышают системность, качество и оперативность разработки различных стратегий, их оценку и контроль.
Региональная школа обращает внимание на характерные особенностях регионов и городов как объектов стратегического планирования и управления. Как будет показано далее, эти особенности определяют сущностные свойства и принципы регионального стратегического планирования, привнося в них особую социально-пространственную специфику.
Стратегическое планирование в социально-экономической сфере
Лекция 5.
Теория П. Друкера. Теория постиндустриального общества Д.Белла, Теория информационного общества М. Кастельса. «Креативный город» Ч. Лэндри.
Школы стратегирования: институциональная, интеграционная, информационная, региональная.
Методологические подходы к планированию.
Стратегия развития региона. Цикл стратегического планирования развития региона. Основные элементы и отличительные признаки стратегического плана. Типовая структура стратегического плана.
Определение перспективной специализации региона (оценка профильности). Оценка параметров хозяйственного климата.
1. Теоретические положения планирования П. Друкера
Несмотря на то, что П. Друкер является исследователем и теоретиком управления в бизнес-организациях, необходимо рассмотреть его точку зрения на управление в целом, распространив ее и на управление в регионе.
Исходным для П. Друкера является тезис о неразрывности научного управления и планирования. Менеджер не должен лишь адаптироваться к внешней среде или пассивно на нее реагировать, необходимо преобразовывать эту среду в соответствии со своими интересами. Иными словами, следует ориентироваться не на возможное состояние, а на желаемое.
Важность и необходимость планирования подчеркивается П. Друкером в положении, которое ученый считает ключевым в своих трудах[1]. Важность планирования также следует из методологического требования учитывать фактор времени: «Нельзя отделять решения, связанные с текущим моментом и с будущим»[2]. Отсюда все измерения менеджмента – экономическое (бизнес), социальное (организация) и человеческое – рассматриваются П. Друкером с позиции настоящего и будущего. На этапе целеполагания следует не искать единственно правильную цель, но обеспечивать равновесие целей. Необходимо устанавливать цели в соответствии с основными сферами деятельности.
Сферы деятельности предприятия и региональных властей, муниципалитета различны, однако, пользуясь методом аналогии, можно принять на вооружение ряд рекомендаций:
1) упрочить положение (в нашем случае не рыночное, а положение среди других регионов): получение экономического результата является следствием лидерства и уникального вклада в ту или иную значимую область хозяйства региона;
2) результаты должны достигаться за счет использования благоприятных возможностей, а не за счет решения проблем, в этом и заключается стратегический подход к планированию; здесь необходимо еще отметить, что достижение результатов обеспечивается соответствующими ресурсами, которые существуют за пределами системы управления, т.е. во внешней среде;
3) ориентироваться как на сами инновации, так и на технологии обеспечения их реализации;
4) создавать добавленную стоимость, понимаемую в метафорическом значении, а именно, тот материальный, социальный и культурных капитал, который удастся приумножить усилиями текущей команды специалистов;
5) предусматривать вложения капитального характера, обеспечивающие выгоду на перспективу; необходимо ориентироваться на эффективное распределение ресурсов, когда основной результат дают малая часть вложений (закон нормального распределения Гаусса), отсюда необходимость концентрации на нескольких основных благоприятных возможностях для развития региона или муниципального образования;
6) грамотно распоряжаться плодами успешной деятельности (в нашем случае это не только доходы бюджета, но и, например, удовлетворенность населения жизнью); это не самоцель, а способ создания благоприятных условий на будущее;
7) уделять внимание качеству самих управляющих, т.е. их профессиональной компетентности, а не только качеству их работы.
П. Друкер также говорит о необходимости устанавливать взаимосвязь между работой отдельного менеджера и организации в целом: «результативность менеджера должна определяться его вкладом в общий успех предприятия». Аналогичная идея – оценка вклада структурных подразделений органов управления в повышение индекса развития человеческого потенциала.
Чтобы оценить вклад каждого в достижение целей управления, необходимо формулировать цели деятельности снизу вверх (при условии их дальнейшего утверждения высшим руководством). Именно в этом случае каждый менеджер будет отвечать за свою долю результатов всей деятельности.
Итак, труды П. Друкера освещают множество вопросов менеджмента, актуальных и для регионального или для муниципального стратегического управления. Помимо отмеченных ранее, это рассуждения об эффективной структуре организации, применимые для администрации города, системы управления регионом, а также о мотивации сотрудников (в частности, о неоднозначности понятия удовлетворенности).
[1] Друкер П. Практика менеджмента / П. Друкер. – М.: Вильямс, 2003. – 388 с.
[2] Друкер П. Эффективное управление предприятием / П. Друкер. – М.: «Издательский дом «Вильямс», 2008. – 224 с.
Стратегия развития региона.
Теоретические предпосылки проекта
Многочисленные исследования показывают, что благосостояние стран или регионов зависит от уровня производительности, расположенных на их территории корпораций. Причинно-следственные связи процесса регионального развития представлены на рис 1.
Уровень производительности, зависит от способности предприятий обеспечивать себе долгосрочные и устойчивые конкурентные преимущества на рынке. Причем информационный век, характеризуемый более высокой степенью неопределенности, стремительными изменениями на рынке и влиянием глобализации, предъявляет новые требования. Сегодня не столь важны ресурсы, которыми обладает регион, сколь важны способности региональных властей и бизнеса, в ответ на вызовы рынка, быстро адаптировать существующие ресурсы, а также развивать и создавать новые.
1. Условия факторов производства (Factors condition), их качества и степени специализации:
a. Природные ресурсы
b. Человеческие ресурсы
c. Финансовые ресурсы
d. Физическая инфраструктура
e. Административная инфраструктура
f. Информационная инфраструктура
g. Научно-исследовательский потенциал
2. Условия для конкуренции и стратегического развития
a. Инвестиционный климат и политика региональных властей
b. Наличие конкурентов и свобода конкуренции
3. Условия спроса
a. Наличие требовательных местных потребителей
b. Наличие уникальных потребностей клиентов
c. Специализированный спрос на продукцию или услуги регионального предприятия, которая может быть востребована на глобальном рынке
4. Связанные или поддерживающие отрасли
a. Наличие квалифицированных поставщиков
b. Наличие конкурентоспособных, связанных отраслей.
Рейтинг конкурентоспособности стран Всемирного экономического форума (World Economic Forum) базируется на методологии, предложенной профессором M. Porter. В 2000 году страной высшую позицию в рейтинге конкурентоспособности заняла Финляндия.
Почему многочисленные программы развития регионов не работают?
Правительство России, впервые за годы реформ, объявило о стратегии развития на длительную перспективу. При этом важнейшей целью преобразований объявлено повышение конкурентоспособности. Учитывая масштабы России, значимую роль в ее развитии играют регионы, включая региональные администрации и местный бизнес. Обеспечить конкурентоспособность можно только определенными и целенаправленными действиями, способствующими повышению конкурентоспособности регионального бизнеса, посредством создания привлекательных условий для его развития. Таким образом, регионы имеют потребность в разработке стратегии развития, направленной на повышение конкурентоспособности. Практически все российские регионы сегодня имеют программы социально-экономического развития, разработанные как самостоятельно, так и при поддержке внешних консультантов, в основном российских институтов. Однако, обычно, это декларативный документ, содержащий: некоторый анализ бюджета и ресурсов региона, возможные перспективы развития и перечень инвестиционных проектов. Как правило, такие программы создаются для того, чтобы обосновать возможность получения средств на, так называемые федеральные программы, финансирование которых осуществляется из федерального бюджета.
С другой стороны, многочисленные региональные программы социально-экономического развития так и остаются на бумаге. Проблема не только в качестве разработанных документов, а в том, что авторы программ социально-экономического развития региона не принимают во внимание фундаментальные отличия России от других стран.
1. В отличие от развитых стран, не более 5% крупнейших (бюджетообразующих) российских предприятий имеют продуманные и четко сформулированные стратегии собственного развития (источник: «Про-Инвест Консалтинг», опрос руководителей предприятий). При этом трудно рассчитывать на эффективную государственную политику, если она не учитывает стратегическое видение регионального бизнеса, как основного фактора конкурентоспособности региона.
2. Практика деятельности региональных администраций в России очень далека от того, что принято называть высокоэффективной организацией (HPO). Успешная реализация региональной стратегии вряд возможна без повышения эффективности административного управления. Сегодня, реформа государственного управления является одним из высших приоритетов Президента и Правительства России.
Помощь региональной администрации и бизнес-сообществу в разработке сбалансированной и эффективной стратегии регионального развития, обеспечивающей повышение конкурентоспособности региона и повышения уровня жизни населения.
Проект разработки стратегии региона состоит из трех основных задач:
1. Формулирование стратегий развития ведущих предприятий региона (стратегических экономических субъектов)
2. Анализ существующего состояния и разработка рекомендаций по совершенствованию бизнес-климата
3. Анализ состояния и разработка рекомендаций по повышению эффективности деятельности администрации региона
Данный подход имеет следующие преимущества:
Создание предпосылок для экономического роста через инициирование реальных и целенаправленных изменений в стратегических экономических субъектах (СЭС) региона;
Разработка не декларативного документа, а стратегии, наполненной реальным содержанием
Сбалансированность и реалистичность региональной стратегии, посредством учета результатов стратегического планирования региональных СЭС;
Повышение шансов на успешную реализацию стратегии посредством вовлечения широкой общественности и бизнес-сообщества в процесс стратегического планирования региона, через общее видение будущего;
Использование более совершенных методов анализа бизнес-климата и разработки рекомендаций по его совершенствованию, базирующихся на экономической теории кластеров;
Создание ключевых индикаторов (Key Performance Indicators), которые позволят осуществлять мониторинг процесса реализации стратегии;
Проведение изменений, направленных на повышение эффективности административного управления, а, следовательно, повышение вероятности успеха реализации стратегии.
В процессе разработки стратегии анализируется состояние области в данный момент времени (текущая региональная стратегическая платформа) и формулируется видение будущего состояния (определяется будущая платформа). Анализируются стратегические разрывы (рис. 3) в трех областях: Стратегические экономические субъекты (ключевые предприятия региона), состояние бизнес-климата, эффективность администрации. Определяются целевые показатели (KPI), которые могут быть достигнуты в случае ликвидации «стратегических» разрывов (рис. 4).
Формулирование стратегий развития ведущих предприятий региона
Каждый российский регион имеет не более 20-30 крупнейших предприятий, которые могут быть отнесены к стратегическим экономическим субъектам (СЭС). Отбор СЭС производится на основе следующих критериев:
Для создания стратегии СЭС используется разработанная «Про-Инвест Консалтинг» методология «3f Corporate Strategy (First to New Ideas, Fastest to Implement Change, Finest Customer Service) Данный подход позволяет:
Анализ регионального бизнес-климата и разработка рекомендаций по его совершенствованию
По результатам анализа бизнес-климата определяется видение будущего бизнес-климата, а также разрабатываются рекомендации по его совершенствованию.
Повышение эффективности региональной администрации
Данный раздел включает следующие задачи:
Важнейшей задачей является создание системы сквозных и сбалансированных показателей эффективности деятельности конкретных чиновников администрации (персональных критериев успеха), которая будет скоординирована со стратегией развития региона.
В процессе реализации стратегии, по мере повышения конкурентоспособности, происходит изменение стратегической позиции региона (рис. 5). Разработанные показатели эффективности используются для мониторинга и оценки эффективности происходящих изменений.