что такое стратегия агрохолдинга
Маркетинг и продвижение для сельского хозяйства: как привлечь клиентов и повысить прибыль?
Интернет продвижение для агрохолдинга (АПК): зачем нужно и в чем особенность?
В прошлом году интернет объявил бойкот «Мираторгу» из-за грубого высказывания главы компании. В результате, тысячи пользователей интернета, а также некоторые рестораны, отказались от покупки продукции бренда. Конфликтной ситуации и финансовых потерь можно было избежать, если бы была выстроена грамотная пиар стратегия и предприняты антикризисные меры.
Агрохолдинги зачастую пренебрегают возможностью продвижения в интернете и предпочитают искать клиентов «по старинке». Действительно, чем интернет может помочь АПК?
Он решает следующие задачи:
Комплекс мер по продвижению помогает достигнуть этих целей и, как следствие, повысить прибыль и улучшить позиции агрохолдинга на рынке.
В чем отличие агробизнеса от других сфер?
По запросу «удобрения» заметны явные пики в конце мая и июне
Популярный блог о здоровом образе жизни периодически публикует статьи об эко-продуктах
Какую стратегию продвижения выбрать АПК?
Мы предлагаем комплексный подход к продвижению, который включает в себя SEO, PR в Интернете, работу с социальными сетями, участие в выставках и отраслевых мероприятиях, а также e-mail рассылку и контекстную рекламу.
Давайте рассмотрим конкретную стратегию.
«Ферма М2» — это агропромышленное хозяйство в Московской области, которое занимается продажей молочной и мясной продукции, яиц, овощей и напитков собственного производства. У фермы есть интернет-магазин и торговые точки в центре Москвы. Обращаясь к нам, «Ферма М2» ставила целью повышение продаж в онлайн и оффлайн сегментах.
С учетом особенностей фирмы, была сформирована стратегия продвижения, включающая пиар, контекстную рекламу и e-mail рассылку.
Также мы работали над составлением маркетинговой стратегии для АПК «АгроСояКомплект», который занимается продажей продуктов переработки сои и соевых бобов в сегменте B2B. Цель — повышение прибыли предприятия.
Стратегия продвижения уникальна для каждого бизнеса и во многом зависит от целей, которые ставит перед собой компания. Вам может не подойти стратегия, которая подошла «Ферме М2».
Маркетинговая стратегия для агробизнеса
Маркетинговая стратегия позволяет находить точки роста агрохолдинга, ставить цели и достигать их максимально эффективно. Благодаря стратегии, все работы по продвижению проводятся слажено, а каналы рекламы дополняют и усиливают друг друга.
Почему мы предлагаем именно SEO?
Специалист проведет анализ сайта, на основании которого составит план оптимизации. После чего будет проведена работа по совершенствованию внешнего вида сайта, его наполнения и структура, а также оптимизация в соответствии с алгоритмами поисковых систем.
Небольшой чек-лист базовых требований к сайту:
1. Привлекательное и современное оформление. Сайт – это лицо компании и первое, на что обращает внимание потенциальный клиент. Качественный сайт вызывает доверие и хорошо воспринимается. Сайт «Фермы М2» — отличный пример.
Красивая тематическая картинка в сочетании с удобством и информативностью – залог успеха сайта
2. Информативность. Сайт должен давать ответы на все вопросы, которые только могут возникнуть у клиента. Так клиент сразу поймет, что вы предлагаете и на каких условиях.
Например, на сайте фермы есть раздел «О нас», в котором представлено множество статей на разные темы.
Подробная информация, подкрепленная лицензиями и сертификатами – основа для доверия!
3. Контактная информация. Если у клиента все же остались вопросы, он захочет задать их сотруднику компании.
Дайте своим клиентам выбор, как с вами связаться
4. Удобство использования. Никто не хочет пол часа искать нужный ему раздел сайта. До любой страницы пользователь должен добираться за 3 клика. Структура и функции должны быть интуитивно понятны.
Каталог разбит на категории и подкатегории, что позволяет быстрее найти нужный продукт. А если клиент точно знает, чего хочет – на главной странице есть строка поиска товара.
5. Онлайн-каталог. Если вы хотите осуществлять продажи через сайт, вам необходим удобный каталог. Он должен быть разбит на разделы и подразделы, чтобы клиент быстро добрался до нужного товара. Продукты же должны содержать фотографии, описание и актуальную цену.
Хорошо выполнен каталог на сайте «Фермы М2».
Аппетитные фотографии, удобная навигация, актуальная цена – все как по методичке
SEO-специалисты оценивают куда больше факторов, но дальнейшая оптимизация требует глубокий знаний маркетинга и понимания алгоритмов поисковых систем.
«Ферма М2» занимает самое выгодное первое место в выдаче в Яндексе
PR в сети. Несбывшиеся мечты. Как бизнес теряет клиентов
Как уже было сказано, репутация – основа продвижения агрохолдинга. PR работает именно над имиджем компании.
Пиар насчитывает множество инструментов от медийной рекламы до сарафанного радио, но универсального рецепта пиар-кампании не существует. Выбор стратегии зависит от множества факторов, к которым относятся цели кампании, бюджет, положение компании на рынке, особенности сферы бизнеса и многие другие.
Для «Фермы М2» мы разработали PR-стратегию, которая включала работу с отзывами и нативную рекламу. К сожалению, ферма отказалась от пиар-продвижения. Правильное это решение или нет, рассудят клиенты.
Почему мы рекомендуем работать с комментариями?
Так, конкурент фермы, «Углече поле», постоянно благодарит клиентов за положительные отзывы на «Яндекс.Маркете».
ТОП-комментарии на Яндекс.Маркете
А «Мираторг» работает с негативными отзывами на сайте «Отзовик».
В ответах на отрицательные отзывы старайтесь решить конфликтную ситуацию.
Вторая часть работы с пиаром – нативная реклама. Она заключается в размещении статей на сторонних сайтах. Читатели не воспринимают такие статьи как рекламные, так что они очень эффективны. Лучше всего они справляются с формированием доверия и положительного отношения к АПК. Агрохолдинг «заимствует» репутацию издания.
Например, об агрофирме «Рябинки» вышла хвалебная статья в интернет-журнале «OrganicWomen».
Читая такую статью, человек невольно задумывается «Надо бы попробовать их продукты»
Маркетинговая стратегия для агробизнеса
Стратегия позволяет определять направления развития и прогнозировать эффективность маркетинговых коммуникаций. Без стратегии бизнес двигается в слепую и полагается на удачу и профессионализм рекламистов. Стратегия снижает неопределенность и дает полноценный план развития АПК.
Социальные сети
Для агрохолдингов, особенно работающих в сегменте B2C, крайне важно общаться с клиентами, напоминать им о себе.
Почему мы предлагаем агрофирмам продвижение в соцсетях?
Выбор конкретной социальной сети зависит, в первую очередь, от целевой аудитории и позиционирования бренда. Также, каждая социальная сеть предполагает определенный вид контента. Для «Вконтакте» и «Facebook» это текстовые посты с фотографиями и видео, «Instagram» — фотографии или видео с короткими подписями, а «YouTube» — только видео. Выбор площадки также должен основываться на возможностях компании. Какой контент вы сможете делать регулярно и качественно?
Например, мы рекомендуем многим агрохолдингам именно «Instagram». Почему? Пользователи приходят посмотреть на красивые фотографии животных, продуктов или блюд и незаметно для себя получает информацию об АПК и его преимуществах. Качественные публикации создают имидж крутого и модного бренда. Это приводит к естественному притоку клиентов.
Также, «Instagram» позволяет закрепить в самом верху страницы всю необходимую информацию. Это могут быть адреса магазинов, отзывы, каталог продуктов, условия доставки и т.д. Это позволяет пользователям быстро получить ответ на вопросы, не переходя на сторонние ресурсы.
С «Instagram» успешно работает АПК «Углече Поле».
выдержанный фирменный стиль, яркие фотографии и подробная информация – основа работы с «Instagram»
Стоит также обратить внимание на «Facebook». Хоть он и не так популярен, как «ВКонтакте», его аудитория более зрелая и платежеспособная. Он подойдет для поиска как розничных, так и оптовых клиентов.
Главное достоинство «Facebook» — распространение информации. Когда пользователь ставит отметку «Нравится» или комментирует пост, все его друзья видят это.
Для разных социальных сетей желательно создавать разные посты. Они должны учитывать особенности аудитории и возможности социальной сети.
Используйте все возможности «Facebook»
Выставки, мероприятия
Это очень эффективный инструмент построения репутации. На розничных клиентов информация об участии в выставках всегда оказывает положительный эффект. Такие клиенты, как правило, не эксперты в области АПК, и сам факт участия в отраслевых мероприятиях производит на них впечатление. Вы можете размещать статьи и новости на вашем сайте, где рассказываете о прошедшем событии, что подчеркнет ваш высокий статус.
Клиентов в сегменте B2B впечатлить сложнее, потому что они отлично разбираются в агробизнесе. Для них будут играть роль статус мероприятия, вид участия, получение грамот и сертификатов и т.д. Однако отраслевые выставки – идеальное место для поиска деловых партнеров и крупных клиентов.
Лучшим решением будет пригласить таких клиентов посетить мероприятие. Они смогут сами пообщаться с вашими представителями и убедиться в вашей компетентности.
Немного о контекстной рекламе
Она может выступать в роли вспомогательного инструмента для привлечения новых клиентов. В первую очередь в сегменте B2C.
Так, для «Фермы М2» была разработана стратегия, в рамках которой было запущено 2 блока контекстной рекламы. Первый блок был нацелен на привлечение клиентов в интернет-магазин. Реклама демонстрировалась тем пользователям, которые интересовались здоровым образом жизни и экологически чистыми продуктами. Второй блок рекламы был нацелен на привлечение клиентов в розничные магазины. Он показывался пользователям, которые не только интересовались ЗОЖ и правильным питанием, но и часто бывали рядом с точками продаж.
Такой подход позволяет максимально эффективно распределить усилия и работать только с заинтересованными людьми.
E-mail рассылка
Почтовая рассылка служит для удержания клиента. Она всегда держит клиента в курсе ваших новостей и напоминает об удачных покупках в прошлом, чем повышает шанс повторного сотрудничества.
Рассылка будет эффективна, если уже есть большая наработанная база клиентов. Мы составляли план рассылки для многих агрохолдингов и рекомендуем использовать два типа писем: информационные и развлекательные. Информационные письма должны сообщать о новинках, акция и персональных предложениях, а развлекательные — делиться новостями фирмы, примечательными особенностями производства и интересными событиями. Помимо этого, стоит подготовить поздравительные письма.
Маркетинговая стратегия для агробизнеса
От чего зависит стоимость разработки маркетинговой стратегии? Агентство рассчитает конечную стоимость услуги, исходя:
Стоимость от 150 000 рублей
Оставьте заявку, и наш специалист свяжется с вами в ближайшее время. Он ответит на все ваши вопросы и поможет найти пути решения поставленной задачи.
Поговорим о результатах
В результате рекламной кампании, нам удалось достигнуть целей «АгроСоиКомплекса». Мы увеличили продажи как в интернет-магазине, так и в офисе продаж. Хотя конкретные цифры мы вынуждены оставить в тайне, кое чем мы можем с вами поделиться.
Рост посещаемости сайта по различным источникам
общий рос посещаемости сайта
Как показывают графики, в результате рекламной кампании еженедельное количество пользователей выросло на 600%. Каждую неделю реклама привлекала от 40 до 250 клиентов на сайт.
Что такое стратегия агрохолдинга
В большинстве отраслей и подкомплексов АПК идут процессы горизонтальной и вертикальной интеграции, что увеличивает риски формирования монополий регионального или федерального уровня. Несмотря на постоянное внимание органов власти и государственную поддержку, процессы кооперации производителей аграрной продукции для преодоления злоупотребления рыночной властью, развиваются крайне медленно. Вместе с тем, часть агрохолдингов уже достигли таких размеров производства, когда дальнейшее увеличение его масштабов ведет к росту издержек, в то время как эффект масштаба переработки и логистики еще далеко не исчерпан. Однако большинство агрохолдингов продолжают наращивать объемы производства, попадая в ловушку «эффекта колеи». Рассматриваемая в статье концепция «промежуточных институтов» позволяет пересмотреть классический подход к реализации эффекта масштаба как крупными, так и небольшими по размеру производителями. Предлагаемая модель развития сельхозпроизводства на основе «встраивания» независимых сельхозпроизводителей в производственно-хозяйственные цепочки крупного агробизнеса на рыночных принципах позволяет преодолевать отрицательные последствия «эффекта колеи» с минимальными издержками для всех участников отрасли. Фермер, оставаясь получателем остаточного дохода и сохраняя возможность визуального контроля производственного процесса, обеспечивает себе доступ к экспертным компетенциям агрохолдинга-интегратора и заемному капиталу. Агрохолдинги, не выходя за пределы эффективного масштаба производства сельскохозяйственной продукции, гарантируют себе рынок сырья высокого качества по приемлемым для воспроизводственного процесса ценам, получают возможность более полной реализации эффекта масштаба на других этапах производственно-экономического процесса, снижая тем самым, совокупные издержки производства и реализации конечной продукции.
АПК-2021: новые возможности и глобальные вызовы
В Черноземье подводятся итоги агросезона. В этом сельхозгоду, несмотря на глобальные вызовы и риски, связанные с давлением на экономику ввиду распространения коронавирусной инфекции, конъюнктура для аграриев сложилась весьма благоприятная, что способствовало стабильному развитию АПК. Наибольшие объемы финансирования направлены на стимулирование инвестиционной деятельности, развитие подотраслей АПК и экспорта аграрной продукции.
Как развивается сельскохозяйственная отрасль с точки зрения аграриев, смежных с агросферой отраслей и органов власти; как минимизировать негативное воздействие агросферы на окружающую среду; насколько результативными оказались меры государственного вмешательства; о рынке сельхозтехники и кадрах для АПК — что могут предложить аграриям профильные вузы; ценообразование, «зеленый АПК», цифровизация и переработка, о достижениях аграриев и предприятий, успешные бизнес-кейсы, — об этом рассказываем вместе с ведущими игроками отрасли, региональными и федеральными экспертами в специальном проекте «АПК. Итоги агросезона и новые вызовы».
Кадры решают
Сегодня с дефицитом кадров сталкиваются многие компании агропрома. Ключевыми факторами сложившегося положения руководитель департамента по управлению персоналом ГК «Агропромкомплектация» Вячеслав Пачин называет сокращение трудоспособного населения, увеличение разрыва между федеральными центрами и периферией. «Для отрасли АПК — рост сельского хозяйства (конкуренция за работников), урбанизация, смена поколений и снижение привлекательности рабочего труда, — говорит он. — В 2020-2021 годах свою лепту в «кадровый голод» внесла пандемия COVID-19. Для всего мира и для бизнеса это было вызовом. У бизнеса появился ряд обязанностей по порядку организации работы и контролю состояния здоровья работников».
В свою очередь, руководитель инновационного аналитического центра группы «Черкизово» Рустам Хафизов обращает внимание, что проблема кадрового голода не является уникальной только для России. В других странах также наблюдается схожая ситуация. «Сегодня не менее 90% компаний агропрома испытывают кадровый голод. Если смотреть в разрезе потребности работодателей, то не хватает специалистов практически всех уровней. При этом из огромного количества открытых вакансий порядка 30% — это высококвалифицированные кадры. Ситуация, которая имеет место быть, обусловлена целым комплексом факторов, в том числе — это привлечение абитуриентов в высшие учебные заведения аграрного профиля».
При этом эксперты сходятся во мнении, что сейчас талантливая молодежь не спешит поступать в агарные вузы, а потом работать на селе. «Во многом это связано со стереотипами, сложившимися в обществе еще в XX веке. В представлении большинства молодых людей сельское хозяйство — это отсталая и не современная отрасль, где до сих пор используют ручной труд, — поясняет директор по персоналу и организационному развитию ГК «Русагро» Ольга Федорова. — А между тем, мало кто знает, что сегодня АПК находится на передовой в цифровой трансформации».
Действительно, государство сегодня ведет большую работу по модернизации сферы сельского хозяйства: активно обновляется материальная база, особое внимание уделяется современным технологическим решениям, связанным с компьютерными технологиями, интернетом вещей, автоматизацией и роботизацией, подтверждает ректор Мичуринского государственного аграрного университета Вадим Бабушкин.
В то же время в отрасли накопилась масса вопросов к подготовке кадров, которые требуют серьезных изменений. «Было бы полезно усилить профориентационную работу вузов и сузов в школах для повышения интереса к сфере АПК, а также проводить разъяснительную работу для трудоспособного населения о востребованности специалистов в аграрном секторе», — отмечает директор по персоналу ГК «МегаМикс» Наталия Красовская. Еще одним из решений проблемы с кадрами на селе, по ее мнению, может стать создание социальной инфраструктуры вблизи предприятия или предложение дополнительных условий к стандартному социальному пакету, таких как: трансфер сотрудников с ближайших территорий, предоставление жилья, питание и страховка.
Лизинг и страхование — механизм поддержки отрасли
По словам президента Национального союза агростраховщиков Корнея Биждова, рынок агрострахования с господдержкой является самым быстрорастущим сегментом добровольного имущественного страхования в России, при этом позитивная динамика наблюдается по всем направлениям. Только по результатам восьми месяцев текущего года, он вырос на 45% в страховании животноводства, и на 37% — в растениеводстве. За полугодие общий объем рынка (включая направления без господдержки) достиг 4,6 млрд рублей — для сравнения, за весь прошлый год он составил 8,1 млрд рублей.
«Последние два года мы наблюдаем достаточно устойчивый рост. Чем он вызван? Сказывается влияние нескольких факторов, первый из них — дает результат постоянное внимание со стороны Министерства сельского хозяйства РФ, Центрального Банка, Национального союза агростраховщиков, — объясняет генеральный директор АО СК «РСХБ-Страхование» Сергей Простатин. — Второй — изменения в закон, которые внесли пару лет назад: возможность страхования с разнообразной агроподдержкой, к которой мы относим возможность выбора рисков и франшиз. Третий — мы наблюдаем рост доверия между страховщиком и страхователем в целом, появилось понимание необходимости в страховании. К основным трендам могу отнести рост количества застрахованных площадей, количества договоров, участие средних и мелких предприятий наравне с крупными агрохолдингами».
Также сейчас среди агробизнеса наблюдается позитивный тренд на обновление парка сельхозтехники. Причем лизинг остается самым выгодным способом приобретения новой техники и оборудования для аграриев, отмечает директор по стратегии и внешним коммуникациям АО «Росагролизинг» Татьяна Антипова. «Спрос на технику вырос более чем на 30%. Прогнозируем сохранение высокого спроса на продукцию отечественного машиностроения. Спрос будет активно поддерживаться наличием государственных мер поддержки, в первую очередь льготных лизинговых программ».
К тому же высокий урожай 2020 года и беспрецедентно высокие мировые цены на зерновые и масличные создали условия и возможности для аграриев инвестировать в технику и технологии, считает гендиректор ООО «Кун Восток» Андрей Манзюк.
Цифровые решения в сельском хозяйстве
Цифровая трансформация агропромышленного комплекса — это не перспективы отдаленного будущего, а уже существующая реальность, утверждает первый заместитель главы администрации Липецкой области Николай Тагинцев. «Сельское хозяйство стало сектором экономики с очень интенсивным потоком данных, — считает он. — Информация поступает от различных устройств, расположенных в поле, на ферме, от датчиков, агротехники, метеорологических станций, дронов, спутников, внешних систем, партнерских платформ, поставщиков. Общие данные от различных участников производственной цепочки, собранные в одном месте, позволяют получать информацию нового качества, находить закономерности, создавать добавочную стоимость для всех вовлеченных участников, применять современные научные методы обработки и на их основе принимать правильные решения, минимизирующие риски, улучшающие бизнес сельхозтоваропроизводителей».
Например, сервис агроскаутинга, разработанный поставщиком IT-решений и сервисов для сельского хозяйства Digital Agro, позволяет давать точные рекомендации и повышать урожайность в среднем на 10-15%. А фотосепараторы «Сапсан» производства компании «Смарт Грэйд» показали свою эффективность в работе с семенами, мелкосемянными, зерновыми и зернобобовыми культурами. Так, современное оборудование помогает вывести продукцию на высокий уровень, а также модернизировать производство, при этом в значительной степени снизив потери годного сырья, что является очень важным, так как качество семенного материала напрямую влияет на будущий урожай.
По оценкам экспертов, большинство российских сельхозпроизводителей уже используют беспилотные летательные аппараты, специальное программное обеспечение и технологии искусственного интеллекта.
Так, в этом году в Краснодарском крае прошло тестирование технологии возделывания риса с применением дронов в условиях юга России. Как рассказали в компании «ДСК Саплай» — официальный представитель XAG в России, внедрение таких технологий позволило существенно сократить расходы на средства защиты растений, снизить нормы высева семенного материала, а также затраты на объем удобрений.
Компания «Агроном-Сад» опробовала технологии отслеживания продукции. Она заключается в том, что на планшете при помощи сбора данных регистрируется весь урожай. «Мы видим в приложении весь путь внедрения и соблюдения регламентов: от введенного нами стандарта по строительству сада до подбора качественного посадочного материала, обеспечения правильной программы полива и индивидуальной сегрегации сортов. Качественная реализация уходовых работ позволяет нам уже сейчас, на второй год закладки сада, получить урожайность от 8 до 15 тонн с гектара», — говорит директор направления разработки и внедрения новых технологий «Агроном-Сад» Ирина Шулипина. Сейчас компания также запускает проект по внедрению дронов в садоводстве, которые будут использоваться не только для осмотра масштабной территории, но и для глубокого агроанализа.
«Уже сегодня при создании производств масштаба нашего агрохолдинга без цифровизации и автоматизации абсолютного большинства процессов не обойтись, — рассказывает генеральный директор ГК «Кабош» Дмитрий Матвеев. — Например, мы используем цифровые технологии при учете молока: можем точно сказать, сколько от каждой коровы при каждом доении получаем молока. Более того, можем спрогнозировать это количество и влияние на него самых разных факторов с достаточно высокой точностью».
Также в числе основных направлений российских агротехнологий, которое очень бурно развивается в последнее время, генеральный директор ООО «Агро-Нова» Сергей Карпеев выделяет современные решения, связанные с прогнозированием погоды. «Как мы с вами понимаем, это важный элемент высоких результатов деятельности наших сельхозпроизводителей. В настоящий момент в Америке набирают популярность технологии, которые ранее использовались военными, и проникают в гражданское общество, становясь на службу в бизнес-структурах. В результате чего, сегодняшние технологии могут спрогнозировать с достаточно высокой долей вероятности, это порядка 60-70%, какой будет погода в определенной географической точке и в определенный период времени».
Тенденция: «зеленый стандарт» на российском рынке продовольствия
С 1 марта следующего года в России вступит в силу закон «О сельскохозяйственной продукции, сырье и продовольствии с улучшенными характеристиками». По мнению разработчиков, он будет способствовать повышению доступности для населения продукции сельского хозяйства, обладающей улучшенными характеристиками, а также помогать в получении информации о такой продукции.
Главный редактор портала Agrotrend.ru Николай Лычев эту инициативу правительства поддерживает, но сомневается, насколько производство таких «зеленых продуктов» будет уместно на еще очень незрелом российском рынке органики. «Рынке многострадальном, на котором до сих пор остаются проблемы с сертификацией, с соблюдением норм органического производства и так далее. Ведь никто не против производства сельхозпродукции с улучшенными характеристиками, если это не greenwashing и не чье-то промо, а они на самом деле улучшенные. Не следует забывать, что объем глобального рынка органики составляет примерно 100 млрд евро в год с перспективой роста до 140-150 млрд евро. И у этого рынка есть внятное нормативно-правовое регулирование, прописанное в законодательствах разных стран — у всех примерно одно и то же. А вот по улучшенной «зеленой продукции» единых стандартов в мире нет, и никогда не было. Везде — в США, Китае, ЕС, России — это понимают по-своему. И везде это будет разная продукция. Идея очень неочевидная, хотя и имеет право на существование».
Сегмент: переработчики молока наращивают объемы
По словам гендиректора «Союзмолоко» Артема Белова, в 2020 году переработка молока по инвестиционной активности вышла на первое место среди других отраслей пищевой промышленности. В молочный сектор вложено более 60 млрд рублей. При этом общий объем инвестиций за последние 10 лет составил свыше 300 млрд рублей, 2/3 этих средств пришлись на развитие производства традиционной молочной продукции, каждый шестой рубль направлен в производство сыров. Аналогичная ситуация наблюдается и в производстве товарного молока. За последние 10 лет общий прирост составил порядка 4 млн тонн товарного молока, а среднегодовые темпы роста достигли порядка 3,5%. «Все эти факты говорят о том, что даже несмотря на стагнацию потребления, индустрия продолжает развиваться достаточно динамично, — утверждает Артем Белов. — Можно также отметить, что российские производители молока и молочной продукции стали активнее заниматься импортозамещением. За это время объем импорта снизился примерно на четверть. При этом в последние годы индустрия активно наращивает объемы экспорта российской молочной продукции. Только по итогам 2020 года он вырос более чем на 20%. Данный тренд сохранился и в 2021 году».