что такое стратегическая авиация
Сильные и слабые стороны авиационной составляющей стратегических ядерных сил России
Российская стратегическая авиация и конкуренты
В настоящее время Китай работает над созданием аналога российской крылатой ракеты Х-101. При этом в арсенале китайских «стратегов» есть и обычные образцы вооружений, к примеру, достаточно эффективные противокорабельные ракеты, которые могут представлять опасность в первую очередь для авианосных групп США. При этом осенью 2018 года китайские СМИ сообщили о том, что в КНР разрабатывается стратегический бомбардировщик нового поколения, который станет аналогом американского стратегического бомбардировщика B-2. Известно, что новый малозаметный стратегический бомбардировщик Xian H-20 разрабатывается Сианьской авиационно-промышленной корпорацией. Машина должна быть представлена публике в ноябре 2019 года на мероприятии, которое будет посвящено 70-летию Военно-воздушных сил КНР. Судя по имеющимся данным, Xian H-20, как и американский B-2, выполнен по схеме «летающее крыло». Характеристики новинки держатся в секрете. Предполагается, что самолет может оказаться на вооружении ВВС НОАК к 2025 году, постепенно заменив устаревшие Xian H-6. Учитывая успехи Китая в создании истребителя пятого поколения и общий уровень развития экономики и промышленности, нет оснований сомневаться в реальности озвученных планов. Скорее всего, китайская новинка появится раньше, чем российский аналог – ПАК ДА.
При совершении боевых вылетов на максимальную (межконтинентальную) дальность полета (несколько тысяч километров) стратегические бомбардировщики именно из-за дальности становятся уязвимы для атак истребителей противника. Также большая дальность представляет трудности с организацией истребительного прикрытия собственной авиацией. В то же время против современных ЗРК эти огромные самолеты также уязвимы и защитить их от зенитных ракет не сможет и истребительное прикрытие. Выходов из ситуации может быть три. Все три реализованы только в США. К примеру, тихоходный и огромный по размерам стратегический бомбардировщик В-52, самому молодому из которых скоро исполнится 60 лет, является носителем крылатых ракет воздушного базирования, которые могут применяться до входа в зону действия ПВО противника (также могут использоваться и российские «стратеги»). Американский стратегический бомбардировщик В-1 пользуется сочетанием малозаметности и способностью выполнения длительных полетов на малых высотах, а стратегический бомбардировщик В-2, выполненный по технологии Стелс, тяжело обнаружить даже с использованием современных РЛС. Данный бомбардировщик в состоянии дойти до цели на большой высоте. И бомбардировщик В-1, и В-2 должны доставлять ракеты малой дальности и бомбы, как можно ближе к цели.
Развитием концепции, заложенной в В-2, должен стать новый американский стратегический бомбардировщик B-21 «Райдер», в перспективе он должен прийти на смену всем трем предыдущим типам американских «стратегов». В настоящее время на вооружении ВВС США находится 20 стратегических бомбардировщиков Northrop B-2A Spirit, 61 Rockwell B-1B Lancer и 70 Boeing B-52 Stratofortress, суммарно 151 самолет. Заменить их планируется примерно сотней бомбардировщиков B-21.
Россия в настоящее время не имеет «аналога» американского бомбардировщика В-2, им может стать лишь проект ПАК ДА, если он будет реализован на практике. В то же время аналогом В-52 легко можно назвать нашего старожила – Ту-95МС – тихоходный огромный самолет, способный нести от 6 до 16 крылатых ракет воздушного базирования (дальность полета подобных ракет, оснащенных ядерной БЧ, достигает 3500 километров). Другой российский стратегический бомбардировщик Ту-160 внешне напоминает американский B-1, он также в состоянии выполнять полеты на малых высотах и обладает малой заметностью. При этом «американец» обладает небольшой сверхзвуковой скоростью (1,2 Маха), тогда как Ту-160 в состоянии летать со скоростью до 2,1 Маха. Помимо этого В-1 лишен возможности нести крылатые ракеты, а Ту-160 может нести до 12 ракет X-55. При этом оба российских «стратега» в состоянии применять неядерные крылатые ракеты Х-555 и Х-101, которые уже успешно использовались в Сирии, а также обычные авиабомбы (до 40 тонн на Ту-160 и до 21 тонн на Ту-95МС).
В настоящее время в России реализуется программа модернизации бомбардировщика Ту-160 до версии Ту-160М2. Благодаря обновленным двигателям самолет сможет увеличить дальность полета на тысячу километров, что примерно на 10 процентов повысит его эффективность. Помимо этого самолеты Ту-160М2 получат новую авионику, системы РЭБ, средства контроля, новые системы управления вооружением. Как отмечает американское издание The National Interest: «В отличие от американских стратегических бомбардировщиков B-2 «Спирит» и даже перспективных B-21 «Райдер», российские «стратеги» рассчитаны на поражение наземных целей, находясь внутри плотно закрытого воздушного пространства, используя крылатые ракеты большой дальности». Американские эксперты считают, что бомбардировщики Ту-160М2 получат крылатые ракеты-невидимки нового поколения, о чем ранее говорил замминистра обороны России Юрий Борисов. По его словам, эти новые ракеты превзойдут имеющиеся X-55, X-555 и даже X-101.
Боевой состав российской Дальней Авиации
Как отмечает заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Анатольевич Храмчихин в статье «Воздушные стратеги» в Независимом военном обозрении, на сегодняшний день стратегические бомбардировщики российской Дальней авиации входят в состав двух тяжелых бомбардировочных авиационных дивизий. В Саратовской области в городе Энгельс дислоцирована 22-я дивизия. На ее вооружении находятся все имеющиеся в строю 16 бомбардировщиков Ту-160, в том числе 6-7 самолетов, которые были модернизированы до версии Ту-160М, а также 14 турбовинтовых бомбардировщиков Ту-95МС, в том числе 7-8 машин, модернизированных до версии Ту-95МСМ. Вторая тяжелая бомбардировочная дивизия – 326-я – дислоцирована в Амурской области в поселке Украинка. Здесь на вооружении находятся 28-29 бомбардировщиков Ту-95МС, включая 1-2 модернизированных Ту-95МСМ.
Дальние бомбардировщики Ту-22М3 входят в состав двух тяжелых бомбардировочных авиационных полков. 52-й полк дислоцируется в Калужской области на аэродроме Шайковка. На его вооружении находится 17 самолетов Ту-22М3, из которых три машины оборудованы специализированной вычислительной системой СВП-24 «Гефест», которая позволяет применять обычные авиационные бомбы с эффективностью приближенной к высокоточному оружию. 200-й полк дислоцируется в Иркутской области на аэродроме Белая, в его составе находится от 17 до 24 бомбардировщиков Ту-22М3, в том числе 1-2 машины с системой СВП-24 «Гефест». Помимо этого в составе 40-го смешанного авиационного полка в Мурманской области на аэродроме Оленья имеется еще два бомбардировщика Ту-22М3.
Под Рязанью на аэродроме Дягилево дислоцируется 43-й центр боевого применения и переучивания летного состава Дальней авиации ВВС России. На вооружении центра находится до 5-9 бомбардировщиков Ту-22М3 (в том числе 2-3 машины с «Гефестом») и до 7-8 бомбардировщиков Ту-95МС. Еще три дальних бомбардировщика Ту-22М3 имеются в распоряжении других учебных центров ВКС России, не относящихся к Дальней авиации. Два или три стратегических бомбардировщика Ту-160 имеются в распоряжении ЛИИ имени Громова в подмосковном Жуковском, однако данные самолеты не считаются боевыми единицами. До 150 самолетов Ту-22М3 находится на хранении.
Перспективы Дальней авиации
Сегодня можно говорить о том, что военный конфликт в Сирии позволил на практике оценить возможности российской Дальней авиации, как одного из инструментов внешней и военной политики страны. Развитие Дальней авиации, безусловно, будет продолжаться, как и всей ядерной триады. Планируется, что основным стратегическим бомбардировщиком станет ПАК ДА – Перспективный авиационный комплекс Дальней авиации, разработка которого в России ведется с 2009 года. Однако, по информации из открытых источников, самолет, который в концептуальном плане является российским ответом на B-2, даже по самым оптимистичным прогнозам не появится на вооружении до 2028 года.
Последнее обстоятельство, по всей видимости, является объяснением активных работ по проекту Ту-160М2 и появлению планов модернизации имеющегося парка бомбардировщиков Ту-22М3 до версии М3М. По мнению американских экспертов журнала The National Interest, вариант с модернизацией Ту-160 до версии Ту-160М2 технически и экономически более оправдан и более эффективен, чем резкий переход к разрабатываемому стелс-бомбардировщику ПАК-ДА. Эксперты издания отмечают, что Москва все равно не откажется от создания ПАК-ДА, однако в краткосрочной и среднесрочной перспективе возможностей модернизированного Ту-160М2 будет достаточно.
Как считает Александр Храмчихин, подобный подход российских властей временно улучшает ситуацию, но не решает до конца саму проблему. По его словам, опыт других видов ВС России показывает, что модернизация старых советских образцов вооружений идет в стране гораздо успешнее, чем создание принципиально новых российских боевых систем. Через десять лет это может стать очень большой проблемой, которую невозможно будет решить без «реанимации» в России системы науки и образования, которым не уделяется должного внимания.
стратегическая авиация
Смотреть что такое «стратегическая авиация» в других словарях:
СТРАТЕГИЧЕСКАЯ АВИАЦИЯ — составная часть ВВС некоторых государств (Великобритании, США, Франции и др.); компонент стратегических наступательных сил, основу которых составляют бомбардировщики больших грузоподъемности и радиуса действий … Большой Энциклопедический словарь
Авиация дальнего действия СССР — (АДД) вид сил авиации в военно воздушных силах (ВВС), являлась видом сил ВВС центрального подчинения. До этого в Советских ВС были АОН 1, АОН 2, АОН 3. Была создана 5 марта 1942 года с целью выполнения задач стратегического значения:… … Википедия
АВИАЦИЯ СТРАТЕГИЧЕСКАЯ — составная часть ВВС США и некоторых других государств. Один из важнейших компонентов СНС. Состоит из авиационных дивизий и крыльев. Оснащена стратегическими бомбардировщиками большого радиуса действия, способными наносить удары ядерным и обычным… … Война и мир в терминах и определениях
Авиация ВМФ России — Авиация военно морского флота Неофициальная эмблема Авиации ВМФ России Страна … Википедия
Стратегическая география — Значимость предмета статьи поставлена под сомнение. Пожалуйста, покажите в статье значимость её предмета, добавив в неё доказательства значимости по частным критериям значимости или, в случае если частные критерии значимости для… … Википедия
стратегиялық авиация — (Стратегическая авиация) алысқа ұшатын бомбалаушы авиация. Ол жау тылындағы стратегиялық мақсатқа арналған ірі соғыс өнеркәсібіне және басқа объектілерге соққы беруге арналады. Кей жағдайларда ол майдандық бомбалаушы авиацияның міндетін атқарады … Казахский толковый терминологический словарь по военному делу
Бомбардировочная авиация — Первый тяжелый бомбардировщик «Илья Муромец» Стратегический бомбардировщик США B 2 Spirit Бомбардировщик военный самолёт, предназначенный для поражения наземных (подземных) или надводных (подводных) объектов при помощи бомбового или ракетного… … Википедия
Военная авиация — A 10 Thunderbolt II, F 86 Sabre, P 38 Lightning и P 51 Mustang, авиационное шоу на авиабазе Лэнгли, Виргиния … Википедия
Военно-морская авиация — Гидросамолет Нагурского Farman MF.11 в бухте Крестовая губа на Новой Земле … Википедия
Ядерная триада. Стратегические бомбардировщики
Говоря о компонентах ядерной триады двух стран, сегодня мы несколько отойдем от надоевших уже сравнений типа «кто лучше, В-52 или Ту-95» и поговорим о несколько иной вещи. А именно о том, насколько вообще сегодня актуальны стратегические бомбардировщики в качестве средства доставки ядерных боеприпасов до противника.
Давайте рассмотрим на примере гипотетического конфликта боевую задачу по нанесению удара силами стратегической авиации по административным центрам противника. Вашингтону и Москве.
Итак, эти самолеты должны будут нанести удары по целям на территории противника. Не важно, что это будет, тут принцип важнее.
Начнем с американца.
Крылатые ракеты воздушного базирования у американцев есть. Это вполне приличная по ТТХ AGM-86 ALCM, или как ее еще называют, «Воздушный Томагавк».
Да, это родственница того самого «Топора». Но увы, AGM-86 ALCM может нести только В-52, а всерьез рассматривать применение этого самолета в конфликте с Россией – это перебор. Да и проблем у В-52 сегодня более чем достаточно в плане полетов. В общем – несерьезно.
Получается очень интересно: есть крылатые ракеты, но носители этих ракет оставляют желать лучшего и реально вряд ли будут готовы работать в боевом режиме конфликта со страной, обладающей приличным ПВО.
Что касается В-1 и В-2 – увы, они ракет не несут, а подойти и высыпать на Москву термоядерные бомбы – это должно очень крупно повезти.
Можно с большой долей уверенности сказать, что наши ЗРК – это очень серьезный противник.
Возможно, от понимания того, что стратегическая авиация в том виде, в котором она имеет место быть, просто не в состоянии выполнять свои обязанности. Интересный аспект.
Теперь обратимся к Ту-160.
Задача у наших самолетов ничуть не проще. Если американцам очень просто оказаться у наших рубежей, то вот нашим самолетам в этом плане будет весьма непросто.
Америка, увы, отделена от всех океанами. И, чтобы подойти на дистанцию пуска (а у нас нет в мире сателлитов, готовых предоставить свои аэродромы в пользование), придется проделать весьма немалый путь в несколько тысяч километров. Это, конечно, осложняет выполнение задачи.
Понятно, что полеты над Европой будут для нас невозможны, так что единственный маршрут – это через Север, с выходом на дистанцию пуска где-то в районе Гренландии.
Первый плюс – это прекрасная ракета Х-102 с термоядерной боеголовкой в 250 кт или 1 Мт. С огромной дальностью полета в 5500 км и очень хорошим КВО, 7-10 метров.
То есть, осуществить пуск из района Гренландии будет очень просто.
Сложность в том, что нам могут не дать это сделать. То, что Ту-160 преспокойно могут засечь радары и станции наблюдения союзников США на севере, это понятно.
А у США есть такая важная игрушка, как плавучие аэродромы. Вот тут эти полукорабли очень могут пригодиться. 2-3 авианосца могут полностью прикрыть своими авиационными группами все северное направление и не считать потерь.
Плюс в Канаде очень много станций слежения системы NORAD, главной задачей которой является обнаружение и перехват именно ракет противника. Старые РЛС были заменены на РЛС с АФАР, сейчас система переживает некоторое возрождение по сравнению с годами, когда закончилась «та» «Холодная война».
В общем, надо признать, что трудности с подлетом в район пуска ракет у наших летчиков будут не менее обширные, чем у американских коллег.
Кроме того, не стоит забывать, что американцы всюду «свои», а мы в любом случае будем действовать в окружении со всех сторон.
Пожалуй, что шансов у наших больше, чем у американцев. То, что В-52 доползут до точки пуска своих ракет AGM-86 ALCM, а В-1 и В-2 смогут высыпать ядерные бомбы на цели – естественно, нельзя отрицать то, что такое может случиться. В теории возможно все, и подавление нашей системы ПВО, и уничтожение самолетов на аэродромах, такие ситуации сбрасывать со счетов нельзя.
Касаемо наших бомбардировщиков.
Щит, который в состоянии выставить США и Канада (куда она денется?) против наших самолетов в виде ПВО и самолетов морской авиации, выдвинутых в районы возможного действия наших самолетов, тоже весьма серьезен.
17 Ту-160 смогут взять на борт по 12 ракет Х-102. Итого 204 ракеты.
60 Ту-95 смогут взять на подвески по 8 ракет. Итого 480 ракет.
Всего получается 684 ракеты с ядерными боеголовками.
В теории, если у нас есть столько ракет – цифра вполне неплохая. Даже если долетит 10% от общего числа, уже получается вполне прилично.
60 американских В-52 могут взять по 20 ракет AGM-86 ALCM. Итого получается 1200 ракет. Такое количество AGM-86 ALCM в распоряжении американцев есть, и это не очень приятная информация.
Однако В-52 просто невозможно рассматривать, как серьезный способ нанесения удара. Все-таки немаловажный аспект, что самый молодой бомбардировщик был изготовлен в 1962 году. То есть, скоро он отметит свой 60-летный юбилей. Остальные еще более старые. Это факт, который стоит принимать во внимание.
В-1 и В-2, возможно, получат на вооружение крылатую ракету нового поколения, способную нести ядерную боеголовку, но в любом случае, это произойдет не завтра.
В целом же, авиация, которая была первой в части доставки стратегических боеприпасов противнику, сегодня явно утратила свое влияние.
Слишком динамично развиваются технические средства слежения и наблюдения, слишком эффективным становятся средства ПВО и ПРО. Самолет стал слишком уязвим.
Так что можно констатировать факт того, что авиация в составе триады любой страны (у кого она есть) занимает самое последнее место, пропустив вперед себя межконтинентальные баллистические ракеты и баллистические ракеты подводного базирования.
Это закономерно. Самолет сегодня не играет такой роли, как во Вторую мировую войну, да и средств борьбы с самолетами стало больше.
Но выполнить задачу по нанесению ядерного удара нашим стратегам будет ничуть не легче, чем американским коллегам.
Днём рождения дальней авиации (ДА) России считают 23 декабря, поскольку в этот день в 1914 году Николай II подписал указ о создании эскадры самолётов «Илья Муромец» — первого в мире соединения тяжёлых четырёхмоторных бомбардировщиков.
Современный вид ДА начала приобретать в период холодной войны. 1950—1970-е годы стали периодом бурного развития советской дальней авиации.
Первым оригинальным стратегическим реактивным бомбардировщиком СССР стал Ту-16 «Барсук», который совершил первый полёт 27 апреля 1952 года. Спустя полгода в небо поднялся турбовинтовой Ту-95 «Медведь». В 1969 году СССР обрёл сверхзвуковой бомбардировщик Ту-22 (по кодификации НАТО — Blinder).
Вершиной развития советской конструкторской мысли стал Ту-160 «Белый лебедь» (по кодификации НАТО — Blackjack), который находится в эксплуатации с 1987 года. В настоящее время на вооружении ВКС стоят глубоко модернизированные версии советских машин: Ту-95МС, Ту-22М3 и Ту-160 (в том числе Ту-160М1). Кроме того, к ДА относят самолёты-разведчики Ту-22МР и топливозаправщики Ил-78.
Данные о количестве дальних самолётов, которыми обладают ВКС России, сильно расходятся. По информации отечественных СМИ, в авиапарке РФ 30 машин Ту-95, 12 — Ту-22М3 и 16 — Ту-160. То есть в общей сложности 58 машин.
По подсчётам Международного института стратегических исследований (IISS), в составе ДА России: 62 машины Ту-22М3, 50 — Т-95МС, 11 — Ту-160, пять — Ту-160М1 и один Ту-22MR (всего 139 машин). В составе ВКС развёрнуты четыре эскадрильи Tу-22M3, три эскадрильи Ту-95МС и одна эскадрилья Ту-160.
Коммерческий директор журнала «Арсенал Отечества» Алексей Леонков сообщил RT, что аналитики IISS, скорее всего, учитывают самолёты, находящиеся сейчас на хранении. По его словам, наиболее реальную цифру называют российские источники, и она не превышает 60—65 машин.
Вне зоны досягаемости
22 декабря 2017 года министр обороны РФ Сергей Шойгу сообщил, что за минувшие пять лет дальняя авиация выполнила 178 полётов в рамках воздушного патрулирования. С осени 2015 года Ту-95МС, Ту-22М3 и Ту-160 активно применялись для бомбардировок укреплённых объектов террористов в Сирии. Дальняя авиация опробовала как одиночные, так и групповые боевые вылеты.
В операции в арабской республике боевое крещение получили «Белые лебеди». В частности, Ту-160 успешно применили сверхдальние крылатые ракеты X-101 и X-55. Обе ракеты имеют свои варианты в ядерном исполнении — X-102 и X-555 соответственно.
«Ту-22М3 действует на тактической глубине. Радиус его боевого действия несколько ниже Ту-95 и Ту-160. Самолёт продемонстрировал свою эффективность в поражении хорошо укреплённых объектов противника в Афганистане и Сирии. Ту-22М3 также называют «убийцей авианосцев». Эта машина может успешно уничтожать крупные надводные силы», — отметил Леонков.
По словам эксперта, не стоит списывать со счетов самый старый бомбардировщик ДА Ту-95МС, который является единственным турбовинтовым самолётом в мире, способным развивать скорость свыше 900 км/ч. Модернизированная версия Ту-95 может применять стратегическую крылатую ракету Х-101/102 «воздух — земля», дальность которой достигает 6—9 тыс. км.
Ту-160 не имеет аналогов в мире. Бомбардировщик способен преодолевать ПВО противника, развивая на сверхзвуке скорость в 2500 км/ч. «Белый лебедь» при необходимости поднимается на высоту до 22 тыс. м, находясь таким образом вне зоны досягаемости истребителей противника.
«Ту-160 — это действительно невероятная машина. Её практически невозможно перехватить. За нашим самолётом не успеет зенитная ракета и самый современный истребитель. Например, Ту-160 может держать на форсаже сверхзвуковую скорость в течение 45 минут, а потенциальный «охотник» на него F/A-18 — 10 минут», — сообщил Леонков.
Ставка на малозаметность
В 2015 году Минобороны РФ приняло решение о строительстве до 2023 года 50 машин Ту-160М2. Эксперты считают, что с этого момента начался важнейший за всю новейшую историю РФ этап в модернизации дальней авиации. В середине ноября 2017 года был собран первый за девять лет Ту-160, получивший название «Виталий Копылов».
«Экономичные двигатели, обладающие более широкими ресурсными возможностями, позволят увеличить дальность полёта, что в совокупности с заявленной энерговооружённостью сохранит за стратегическим ракетоносцем Ту-160 лидирующие позиции среди стратегических ударных комплексов», — пояснил Кобылаш.
На Ту-160М2 будут установлены улучшенные системы бортовой радиоэлектроники и управления вооружением. На модернизированном «Белом лебеде» должна быть реализована концепция «стеклянной кабины» (замена механических индикаторов на дисплеи) и «открытого борта» (упрощённая схема интеграции компонентов оборудования от разных производителей).
ПАК ДА будет изготовлен по схеме «летающее крыло». Первоначально планировалось, что перспективный самолёт будет сверхзвуковым. Однако в 2016 году СМИ сообщили о том, что Минобороны остановилось на дозвуковом варианте. Основными требованиями ПАК ДА являются оснащённость всеми видами ударных вооружений, включая гиперзвуковые, и малая заметность.
В бомбардировщике будут применяться новейшие технологии снижения радиолокационной заметности. Известно, что в конструкции самолёта будут использоваться радиопоглощающие материалы. При этом всё вооружение должно помещаться внутри корпуса. Первый полёт ПАК ДА ожидается в 2025 году.
«В ПАК ДА решили пожертвовать высокими скоростями в пользу улучшенных характеристик скрытности. При возможности наносить удары по целям с большого расстояния высокая скорость от бомбардировщика не требуется, а вот способность незаметно для противника выйти на дистанцию запуска ракет нужна», — пояснил ситуацию в беседе с RT профессор Академии военных наук Вадим Козюлин.
Стратегическая авиация
По состоянию на июль 2009 г. в составе 37-й воздушной армии находилось 76 стратегических бомбардировщиков двух типов, способных нести до 856 крылатых ракет большой дальности.
Ту-95МС6 (Bear H6) 32
Ту-95МС16 (Bear H16) 31
Ту-160 (Blackjack) 13
Всего 76
Подразделения дальней авиации
В состав 37-й воздушной армии входят две тяжелых бомбардировочных дивизии, на вооружении которых состоят стратегические бомбардировщики Ту-160 и Ту-95МС. Кроме этого, в составе армии находятся четыре тяжелых бомбардировочных дивизии с бомбардировщиками Ту-22М3 (Backfire C).
22-я гвардейская тяжелая бомбардировочная дивизия, базирующаяся в городе Энгельсе (Саратовская область), включает в свой состав два полка тяжелых бомбардировщиков: 121-й гвардейский с бомбардировщиками Ту-160 и 184-й полк с бомбардировщиками Ту-95МС. В составе 22-й дивизии находится 13 бомбардировщиков Ту-160 и 23 бомбардировщика Ту-95МС.
Кроме этого, в состав дивизии, возможно, входит 203-й полк самолетов-заправщиков Ил-78, базирующийся в Рязани. В Рязани также расположен учебный центр, в котором могут базироваться стратегические бомбардировщики.
326-я тяжелая бомбардировочная дивизия базируется в Украинке (Хабаровский край). В состав дивизии входят 79-й и 182-й гвардейский полки бомбардировщиков Ту-95МС. Всего на базе в Украинке находится 40 бомбардировщиков.
Крылатые ракеты Х-55 (AS-15, РКВ-500А), состоящие на вооружении дальней авиации, разработаны в МКБ Радуга (г. Дубна, Московская область). Производство ракет с 1983 г. осуществлял Дубнинский машиностроительный завод. Был разработан также вариант ракеты Х-55СМ, обладающий большей дальностью за счет дополнительных топливных баков. Этот вариант обозначается РКВ-500Б. В 1999 г. были проведены испытания модернизированного варианта ракеты, ставшего известным как Х-555. Сообщалось, что Х-555 представляет собой неядерный вариант Х-55. Этой ракетой планируется оснащать бомбардировщики Ту-160.
В настоящее время в России ведется работа над новой крылатой ракетой, которая по всей видимости призвана будет заменить Х-55 и ее варианты. Новая ракета в обычном оснащении стала известна как Х-101, вариант ракеты в ядерном оснащении известен как Х-102.