что такое страсть простыми словами

Значение слова «страсть»

что такое страсть простыми словами. Смотреть фото что такое страсть простыми словами. Смотреть картинку что такое страсть простыми словами. Картинка про что такое страсть простыми словами. Фото что такое страсть простыми словами

1. Сильное чувство, с трудом управляемое рассудком. Обуздывать страсти. Разжигать страсти.Чем отличается страсть от простого чувства? Силою. Чернышевский, Что делать? — Хочется поскорей на биржу попасть, поглядеть, какие там страсти кипят. Саянов, Лена.

2. Сильная увлеченность чем-л., отдача всех своих душевных сил какому-л. делу, занятию; страстность, пыл. — [Вронский] не только не скучает, но он со страстью занимается. Л. Толстой, Анна Каренина. Большого напряжения и великой страсти требует наука от человека. И. П. Павлов, Письмо к молодежи. || Сильное влечение к чему-л., пристрастие к какому-л. делу, занятию. Я лгал; но мне хотелось его побесить. У меня врожденная страсть противоречить. Лермонтов, Княжна Мери. С ранних лет я охвачен страстью к книге, и эта страсть будет гореть во мне до конца моих дней. Гладков, Клятва. || О том, что является предметом сильного увлечения, постоянной склонности. — А вы занимаетесь химией? Это моя страсть. Я даже сама выдумала одну мастику. Тургенев, Отцы и дети. [Абуладзе:] У вас всюду так уютно. И много цветов. [Евдокия Федоровна:] Цветы — моя страсть. Ромашов, Великая сила.

3. Сильная любовь с преобладанием чувственного влечения. Она возбудила во мне не мгновенную страсть, но глубокое, искреннее чувство, в котором дружба слилась с любовью. Тургенев, Бретер. Нет, это не любовь, это страсть безумная, это пожар, в котором я весь горю. Гаршин, Надежда Николаевна.

2. в знач. сказ. О большом количестве, множестве чего-л. Большой здесь город, народу на базаре, барок на реке — страсть! Салтыков-Щедрин, Пошехонская старина. Метель, снегу намело — страсть. Чехов, По делам службы. || О сильной степени проявления чего-л. [Андреев] говорил: — И вот не далее как сегодня сижу на зорьке, а спать хочется — страсть. Только прикорнул, вдруг будто под руку толкнуло. Нагибин, Подсадная утка.

3. в знач. нареч. Очень, крайне, чрезвычайно. [Проезжий:] Да, брат, плоха крестьянская жизнь, страсть плоха, и говорить нечего. Л. Толстой, Проезжий и крестьянин. — А я, дядя Карп, страсть по тебе соскучился! Гладков, Вольница. — Нет нигде такой малины, как у нас на свежих вырубках. Жирная растет ягода. Ее и медведи страсть любят. С. Антонов, Лена. | В сочетании со словами „как“, „какой“ (страсть как, страсть какой). — По субботам страсть как тяжело работать! Скиталец, Огарки. — Вишь, испужался, — робко оправдывалась Матрена. — А то он — страсть какой ласковый. Новиков-Прибой, Порченый. — Оно, слышь, ветрено поначалу в тайге было. Зверь такую погоду страсть как не любит. Марков, Сибирь. || (в сочетании со словами „как“, „какой“, „сколько“: страсть как, страсть какой, страсть сколько). Очень много, сильно или очень большой, сильный. — У нашего Абдул-хана страсть сколько золота. Гл. Успенский, Про счастливых людей. Дело это требовало страсть какого умения. В. Смирнов, Открытие мира.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Страсть — одно из чувств человека.

Страсть — в соответствии с православным вероучением греховное расположение и навык человека, влекущий его к нарушению заповедей Божьих.

Страсть — сочинение для женского джазового вокала, солирующей скрипки и ансамбля нидерландского композитора Луи Андриссена, написанное в 2002 году.

Пушкин. Ты ему отдаешься со страстию. Блок. 3. преимущ. мн. Страдание, мучение (книжн. старин.). Страсти Христовы (церк.). 4. Страх, ужас, нечто страшное (простореч.). — Развоевался так, что на́ поди. Страсти, да и только! Посуду колотит. А. Островский. Про эти места рассказывали страсти: проезжих разбивал атаман Есмень Сокол. А. Н. Толстой. ◊

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

страсть (существительное)

1. сильная, безудержная любовь с крайним преобладанием чувственного, физического влечения ◆ Сердце Волынского не знало постоянной страсти, а после мгновенной ветрености он возвращался всегда пламенным любовником к ногам супруги. Лажечников, «Ледяной дом», 1835 г. ◆ Люблю тебя нездешней страстью, // Как полюбить не можешь ты Лермонтов, «Демон», 1841 г. ◆ Он воспылал страстью к моей соседке, 20-летней девчушке, и приставал к ней невероятно ― просил свидания, обещал осыпать золотом и т. д. Нина Катерли, «Сквозь сумрак бытия», 2002 г. (цитата из НКРЯ)

2. сильное чувство, увлечение, создаваемое побуждениями инстинкта ◆ Всю жизнь в толпе людей затерян, // Порой доступен их страстям Тютчев, «Живым сочувствием привета…», 1840 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Давно ли народ твой игрушкой служил // Позорным страстям господина? Некрасов, «Кому на Руси жить хорошо», 1865–1877 г. ◆ Скажи мне, кумушка, что у тебя за страсть // Кур красть? Крылов, «Крестьянин и лисица», 1811 г.

3. сильное влечение к чему-нибудь; постоянная склонность к какой-либо деятельности, занятию ◆ У меня в детстве была страсть к живописи, но как отец мой был настоящий суворовский солдат, то он о живописи и вообще о изящных искусствах имел самое грубое понятие или, лучше сказать, никакого. Тарас Шевченко, «Капитанша», 1855 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Моя страсть к чтению усилилась после театра. Паустовский, «Книга о жизни. Далекие годы», 1946 г. (цитата из НКРЯ)

4. предмет (предметы) чьего-либо сильного увлечения ◆ Она занимается переводами австралийской поэзии, Австралия ― её страсть. Гранин, «Месяц вверх ногами», 1966 г. (цитата из НКРЯ)

5. книжн. церк. мн. ч. страдание, мучение ◆ Страсти Христовы. ◆ Страсти по Матфею.

6. прост. часто мн. ч. страх, ужас, нечто страшное, пугающее (см. также страсти-мордасти). ◆ Что за страсти ты рассказываешь! ◆ Вот на прошлой неделе, ночью, пьяный приехал: развоевался так, что на́ поди. Страсти да и только: посуду колотит. А. Н. Островский, «Свои люди — сочтёмся», 1850 г.

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

страсть (наречие)

1. прост. очень, крайне, весьма ◆ Он страсть как хочет поговорить с вами. ◆ Только и твердит, чтоб пенок как можно больше, потому барышня страсть их любят. А. Островский.

Делаем Карту слов лучше вместе

что такое страсть простыми словами. Смотреть фото что такое страсть простыми словами. Смотреть картинку что такое страсть простыми словами. Картинка про что такое страсть простыми словами. Фото что такое страсть простыми словамиПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: раздавливать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

Что такое страсть между мужчиной и женщиной

В богатой гамме человеческих ощущений и эмоций вряд ли найдется чувство ярче, чем страсть. Сила страсти способна как принести разрушения, так и позволить человеку раскрыть непознанные грани своей личности. Что такое страсть между мужчиной и женщиной, может ли она перейти в любовь?

Страсть — чувство, которое нужно принять

Страсть — чувство, основанное в первую очередь на физическом влечении. Это чувство может быть таким сильным, таким всепоглощающим, что человека, будь то мужчина или женщина, не остановят никакие преграды. Из-за этого многие воспринимают страсть только как разрушающую силу. Однако психологи утверждают, что это не так. Они считают, что страсти не нужно бояться, ее не стоит сдерживать – особенно это касается женщин.

Дело в том, что многие женщины из-за стереотипов, навязанных им обществом, долгое время подавляли собственную чувственность. Тем сильнее они были ошеломлены теми новыми сторонами своей личности, которые им открывались, благодаря страстному влечению к мужчине. Это открытие делает жизнь полнее и ярче.

Поэтому психологи советуют не подавлять свою сексуальность как что-то постыдное и противоестественное

Нужно иметь смелость, чтобы принять это чувство, бесстрашно раскрыться другому человеку. Когда это происходит, то между двумя людьми возникает ощущение единства, наслаждения, полета.

что такое страсть простыми словами. Смотреть фото что такое страсть простыми словами. Смотреть картинку что такое страсть простыми словами. Картинка про что такое страсть простыми словами. Фото что такое страсть простыми словамиСтрасть и чувственность не нужно подавлять

Чем отличается страсть от любви

Двое могут искренне любить друг друга, но при этом не ощущать страсти. Бывает и наоборот: влечение, гармония тел не перерастает в любовь, а остается только на физическом уровне. Психологи утверждают, что из страстных отношений не всегда рождается любовь, поскольку страсть основана на телесно-физиологическом влечении, тогда как любовь — на эмоциональном.

Страсть — чувство другого уровня, нежели любовь, которое можно сравнить с голодом. Голод может влиять на поведение человека, управлять им, отвлекать от других занятий. Но вся жизнь человека не подчиняется только этому чувству.

что такое страсть простыми словами. Смотреть фото что такое страсть простыми словами. Смотреть картинку что такое страсть простыми словами. Картинка про что такое страсть простыми словами. Фото что такое страсть простыми словамиСтрасть не всегда переходит в любовь

Еще одна причина того, что страсть не перетекает в любовь, связана с тем, что это бурное неуправляемое чувство зачастую пугает обоих партнеров: они боятся зайти слишком далеко.

Но, тем не менее, бывают длительные отношения, которые рождаются из физической страсти. Поэтому психологи советуют не сдерживать себя, если влечение обоюдно.

Дальнейшее развитие событий зависит того, готовы ли партнеры развить свои отношения и вывести их на новый уровень

Идеальный сексуальный партнер не всегда становится идеальным спутником жизни, но не стоит упускать возможности, которые дает физическая страсть. Она позволяет человеку лучше понять себя, исследовать свои стороны, которые раньше были закрыты. Приняв свою чувственность, человек может открыть в себе огромный потенциал, который поможет ему в разных сферах жизни.

что такое страсть простыми словами. Смотреть фото что такое страсть простыми словами. Смотреть картинку что такое страсть простыми словами. Картинка про что такое страсть простыми словами. Фото что такое страсть простыми словамиСтрасть помогает человеку понять себя

Как не дать страсти стать разрушающей силой

Страсть — непроизвольный, неконтролируемый порыв, порой разрушительный, но яркий и сильный. Любовь является чувством осознанным и созидательным. Хотя эти два чувства противоположны, из одного может родиться другое. Поэтому страсть стоит того, чтобы дать ей шанс.

Источник

Психология страсти

что такое страсть простыми словами. Смотреть фото что такое страсть простыми словами. Смотреть картинку что такое страсть простыми словами. Картинка про что такое страсть простыми словами. Фото что такое страсть простыми словами Священник Андрей Лоргус

Слово “страсть” звучит в нашей речи так часто потому, что имеет слишком много значений. Рассмотрим некоторые особенности его употребления.

Широта использования этого понятия в разговорной речи, в быту затрудняет его применение в научной лексике, где оно наполнено несколько иным содержанием. В бытовом, или обыденном понимании “страсть” – это сильное переживание, сопровождаемое обычно яркими эмоциональными проявлениями и бурными действиями. Кроме того, в обыденном сознании страсть как состояние человека имеет положительную окраску: часто страстью называют любовь, говорят о страсти к победе, о спортивных страстях.

Но “страсть” в христианской антропологии и аскетике имеет совершенно противоположный нравственный смысл, которым мы и будем руководствоваться. В христианском понимании слово “страсть” имеет несколько значений.

Страстью называется всякое страдание, как человеческое, так и богочеловеческое – страдание Иисуса Христа. Когда говорят о непорочных страстях Христовых, добровольно взятых на себя, подразумевают вполне конкретные вещи. Это, прежде всего, страсти естественные, которые следовали из человеческой природы Христа: голод, жажда, усталость, боль, смертные муки, и Его душевные страсти-страдания от избиения, заушения, предательства, распятия.

Второе значение слова – это страдание человека от глубокой неудовлетворенности, сильно переживаемой ненасытимой потребности, страха, паники, отчаяния, ревности – одним словом, “страстности”. Понимание страсти как страдания тоже, как видим, разнообразно.

Третье понимание страсти, которое используется древнехристианской антропологией – это страсти естественные, те, которые в современной психологии называют человеческими потребностями, естественными желаниями, как душевными, так и телесными. Такое понимание страстей естественных мы встречаем и у древних авторов, как например преп. Исаака Сирина: “Всякая страсть, служащая к пользе, дарована от Бога. И страсти телесные вложены в тело на пользу и возрастание ему; таковы же и страсти душевные”[1]. Также пишет и преп. Симеон Новый Богослов: “Страстей два рода: страсти естественные (телесные) и душевные. Естественные страсти непреложны, и человек порабощен ими по естественной необходимости, не самоохотою”[2]. Об этом же пишут Феофан-затворник, епископ Игнатий Брянчанинов, епископа Варнава в его “Искусстве святости”. И это понимание страсти как естественной потребности и желания человеческой души и человеческого тела сохраняется и на сегодняшний день.

Однако ни первое, ни второе, ни третье значение сегодня нас интересовать не будут. Мы переходим к четвертому значению понятия “страсти” как порока, как греховного навыка, как греховного влечения. Здесь следует отличать страсть и грех. Единичный греховный поступок как факт человеческого поведения нас тоже сейчас не интересует, потому что у него есть масса иных психологических причин.

Сегодня мы говорим о страсти как нравственном пороке, как устойчивом внутреннем человеческом влечении ко греху – страсти к предмету, страсти к человеку, страсти к какому-то особому состоянию. Разнообразие страстей так велико, что мы можем список из восьми главных страстей расширить до десятков и до сотен[3].

Одна из главных проблем в христианской антропологии страсти – происхождение страсти в человеке: присуща ли она человеку по природе или привнесёна кем-то или чем-то извне, заражая человека?

С первых веков христианской науки возобладало мнение о том, что человек создан бесстрастным – это учение общепринято. Тот же преп. Исаак Сирин пишет: “Ибо по природе душа бесстрастна”[5].

Точно таким же общепризнанным фактом является представление о том, что страстность присутствует в человеческой душе с самых первых моментов его бытия. Преп. Макарий Египетский писал: “Ибо есть какая-то сокровенная скверна и какая-то преизбыточествующая тьма страстей, чрез преступление Адамово привзошедшая во все человечество вопреки чистой природе человека, и сие-то потемняет и оскверняет вместе – и тело и душу”[6].

Все святые отцы утверждают: “Страстность в человеке происходит от первородного греха и от личных грехов каждого человека, и продолжается поколениями”. Стало быть связь между появлением страсти может быть установлена христианской антропологией только с греховным началом в человеке, а вовсе не с его природой как таковой. Человеческая природа по своему устройству первозданному была бесстрастна. Способность “заражаться” страстями вызвана в человеке его поврежденной природой. Мы все рождаемся со способностью принимать страсти и болеть ими. Неудивительно, что страсти оказываются в человеке еще до того, когда он становится способным осознавать свои грехи и каяться в них.

В таком понимании страсти нет места её одушевлению или одухотворению. Страсть не является существом, которое обладает собственной волей, активностью, силой, чтобы поработить человека. Для большинства православных мистиков и православных богословов ответ отрицательный. Страсти – это не духи, страсти – это духовно-психические явления, которые в душе человека появляются, существуют и исцеляются. Это производные человеческой души, но это не самостоятельные духовные твари, подобно бесам или демонам. Никто из отцов или учителей Церкви не называл страсти духами.

Теперь, когда мы выяснили, что страсть не есть часть человеческой природы, а страстность является “приобретением” человеческого бытия не от создания, а только после грехопадения человека, возникает естественный вопрос: откуда берутся страсти?

Вся христианская антропология признает, что причиной страстей является грех, и в то же время мы говорим о том, что в природе человеческой нет порочной страстности – нет ли здесь противоречия.

Мы говорили, что есть ещё одно понимание страсти – как природных естественных потребностей и желаний: страсть возникает на основе естественных человеческих потребностей или, по терминологии древних отцов, на естественных страстях. Стало быть, противоестественные страсти возникают на основе естественных страстей. Любое человеческое желание – естественное телесное или душевное, социальное или культурное – сам человек может превратить в страсть. Это очень хорошо известно человеку, вставшему на духовный путь своего совершенствования и своего развития. Владыка Антоний Сурожский говорит, что и само благочестие и саму веру можно довести до страсти. Примером тому является фанатизм, патологическое греховное состояние, основанное на благом, добром, даже на благодатном деле.

Как же происходит, что естественные движения в человеке превращаются в греховный навык? Как получается, что человеческое естество склонно превращаться в свою противоположность, в некое разрушительное и, безусловно, греховное, начало?

Есть несколько представлений о том, как это происходит. Соединяя богословский и психологический подходы, можно сказать, что представление о страсти есть представление об устоявшемся навыке или привычке, которые формируются в течение какого-то времени в результате внутренней работы. Страсть не является перед человеком, как некий демон, чтобы вселиться в него – она начинается с вещей вполне допустимых и естественных, как желание есть, пить. Осторожность и бдительность сначала превращаются в мнительность и страх, а затем в агрессию, сребролюбие и т. д. Таким образом, страсть начинается незаметно в естественных психологических механизмах нашей души. Безусловно, наша жизнь не может быть идеальной и свободной от греха. С детства человек окружен великим разнообразием греховных примеров. В значительной степени заражает нас грехом культура. Мы впитываем греховные навыки в семье – часто родители воспитывают в ребёнке самые извращённые формы осторожности и бдительности, и только приходится удивляться, что у ребёнка не воспиталось этого страха, хотя все было сделано для этого. Некоторые привычки, например, привычку много есть, много пить родители стараются развить до страстного состояния, до какого-то гипертрофированного функционирования, воспитывая детей на избытке питания и формируя в них привычку к изобильному, вкусному. Странно еще, что некоторые дети эту привычку в себе так и не воспитывают.

Таким образом, человек к моменту своей личностной зрелости оказывается наполненным великой массой разных греховных склонностей – еще не страстей, а только склонностей. Эти склонности превращаются в страсть исподволь, постепенно. У одного человека формируются одни страсти, у другого – другие. Один человек оказывается невосприимчивым к развитию этой страсти, а у другого она проявляется даже в отсутствии необходимой для ее возникновения питательной среды.

Здесь сказывается индивидуальность человеческой природы, личностная направленность человека, его свобода выбора. Конечно, мы сейчас не можем подробно рассмотреть этот механизм. Но очевидно, что естественное превращается в противоестественное, потребность превращается в страсть на греховном пути, через цепочку ложных установок, ложных взглядов, ложных правил, в том числе социальных, культурных и даже иногда моральных и нравственных. Я убежден, что наша общественная мораль формирует страстные привычки. Даже поиск правды и справедливости в человеке может быть доведён в человеке до страстного состояния, в том числе и клинического.

Итак, формирование страсти – это сложный механизм, который запускается исподволь, во-первых, на основе греха, во-вторых, на основе естества.

Источник

СТРАСТЬ

Полезное

Смотреть что такое «СТРАСТЬ» в других словарях:

страсть — страсть, и, мн. ч. и, ей … Русский орфографический словарь

страсть — Страсть … Словарь синонимов русского языка

Страсть — Страсть многозначный термин: Страсть одно из чувств человека. Страсть в соответствии с православным вероучением греховное расположение и навык человека, влекущий его к нарушению заповедей Божьих. Страсти музыкальное… … Википедия

Страсть — Мистерия чувств * Воспоминание * Желание * Мечта * Наслаждение * Одиночество * Ожидание * Падение * Память * Победа * Поражение * Слава * Совесть * Страсть * Суеверие * Уважение * … Сводная энциклопедия афоризмов

СТРАСТЬ — жен. страсти мн. (страдать) страданье, муки, маета, мученье, телесная боль, душевная скорбь, тоска; особ. ·в·знач. подвига, сознательное принятые на себя тяготы, мученичества. Страсти Христовы. Страсти ·св. мучеников. Страсти ради нищих и… … Толковый словарь Даля

страсть — [любовь] сущ., ж., употр. часто Морфология: (нет) чего? страсти, чему? страсти, (вижу) что? страсть, чем? страстью, о чём? о страсти; мн. что? страсти, (нет) чего? страстей, чему? страстям, (вижу) что? страсти, чем? страстями, о чём? о страстях 1 … Толковый словарь Дмитриева

Страсть — Страсть ♦ Passion Личное переживание, которому мы не способны помешать и которое не можем полностью преодолеть. Страсть и противоположна, и симметрична действию. Душа подчиняется телу, как говорили классики, т. е. той части себя, которая не… … Философский словарь Спонвиля

СТРАСТЬ — 1. СТРАСТЬ1, страсти, мн. страсти, страстей, жен. 1. Сильное чувство, увлечение, создаваемое побуждениями инстинкта. У спорящих разгорелись страсти. «Ведь страсть значит, когда чувство, влечение, привязанность или что нибудь такое достигло до той … Толковый словарь Ушакова

страсть — СТРАСТЬ, и, мн. и, ей, жен. 1. Сильная любовь, сильное чувственное влечение. Воспылать страстью к кому н. 2. Сильно выраженное чувство, воодушевлённость. Страсти у спорщиков разгорелись. Со страстью делать что н. 3. Крайнее увлечение, пристрастие … Толковый словарь Ожегова

страсть — См. горячность, любовь, очень пылать страстью. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. страсть влечение, тяга, тяготение, стремление, склонность, устремление, наклонность,… … Словарь синонимов

Источник

Страсть

Страсть – гре­хов­ная зави­си­мость, про­яв­ля­ю­ща­яся в силь­ном вле­че­нии чело­века к опре­де­лен­ному виду греха.

что такое страсть простыми словами. Смотреть фото что такое страсть простыми словами. Смотреть картинку что такое страсть простыми словами. Картинка про что такое страсть простыми словами. Фото что такое страсть простыми словами

С цер­ков­но­сла­вян­ского слово стра­сти пере­во­дится как «стра­да­ния». В этом смысле мы гово­рим о «крест­ных стра­стях Иисуса Христа». Однако в совре­мен­ном сло­во­упо­треб­ле­нии оно чаще исполь­зу­ется для обо­зна­че­ния гре­хов­ных состо­я­ний чело­века, гре­хов­ных рас­по­ло­же­ний и навы­ков, вле­ку­щих его к нару­ше­нию запо­ве­дей Божиих, нередко даже против его воли.

Глав­ных стра­стей восемь

Вза­и­мо­связь стра­стей

Эти восемь стра­стей, хотя имеют разное про­ис­хож­де­ние и разные дей­ствия, однако шесть первых (чре­во­уго­дие, блуд, среб­ро­лю­бие, гнев, печаль, уныние) соеди­нены между собой таким обра­зом, что изли­ше­ство преды­ду­щей дает начало после­ду­ю­щей.

Тще­сла­вие и гор­дость таким же спо­со­бом соеди­ня­ются между собой; уси­ле­ние первой из них дает начало другой, но рож­да­ются они не от шести преды­ду­щих, а по истреб­ле­нии их. В эти две стра­сти мы впа­даем осо­бенно после победы над про­чими стра­стями.

Страсть, как болезнь души

«Страсть достойна пори­ца­ния, как не есте­ствен­ное дви­же­ние души», – учит св. Максим Испо­вед­ник. По словам свя­того Кли­мента Алек­сан­дрий­ского, страсть есть воз­му­ще­ние против при­роды. Св. Исаак Сирин назы­вает страсть неду­гом души, а св. Исайя Нит­рий­ский болез­нен­ным состо­я­нием душев­ных сил. Св. Иоанн Дамас­кин назы­вает страсть дви­же­нием энер­гии против при­роды.

Про­ти­во­есте­ствен­ность стра­сти заклю­ча­ется в том, что в ней чело­век отка­зы­ва­ется от есте­ствен­ного для своей при­роды соеди­не­ния с Твор­цом, дающим чело­веку высшее духов­ное бла­жен­ство. Вместо насла­жде­ния обще­нием с вечным Богом чело­век ищет насла­жде­ния в своем вре­мен­ном земном бытии, среди пре­хо­дя­щего и непо­сто­ян­ного мира. Такими насла­жде­ни­ями могут являться еда (страсть чре­во­уго­дия), неза­кон­ные поло­вые увле­че­ния (блуд), деньги (страсть среб­ро­лю­бия), уни­же­ние других людей, утвер­жде­ние своего пре­вос­ход­ства над ними (гнев, гор­дость, тще­сла­вие), чрез­мер­ные огор­че­ния по поводу недо­статка или лише­ния мате­ри­аль­ных благ, неосу­ществ­ле­ния страст­ных поже­ла­ний. (уныние, печаль).

Выде­ляя восемь основ­ных стра­стей, хри­сти­ан­ские подвиж­ники наста­и­вают, что стра­стями явля­ются именно душев­ные состо­я­ния, а не потреб­но­сти тела. Даже раз­де­ляя телес­ные (чре­во­уго­дие, блуд) и душев­ные стра­сти, они видят при­чину каждой стра­сти не в жизни тела, а только в уда­ле­нии чело­ве­че­ской души от Бога.

Источ­ник стра­стей

Осно­ва­нием стра­стей явля­ется само­лю­бие, все­цело про­ти­во­по­лож­ное любви к Богу и ближ­нему. В сущ­но­сти все стра­сти зарож­да­ются от извра­щен­ной и чрез­мер­ной любви к себе. Глав­ными и наи­бо­лее опас­ными стра­стями явля­ются гор­дость и тще­сла­вие. Эти стра­сти пре­вра­тили часть анге­лов в падших духов, поэтому зара­же­ние ими делает чело­века врагом Богу, откры­вает в его ум и сердце путь всем прочим стра­стям. Через стра­сти падшие духи воз­дей­ствуют на пове­де­ние чело­века, стре­мясь сде­лать его рабом гре­хов­ных навы­ков. Под­чи­ня­ясь гре­хов­ным стра­стям, чело­век сам упо­доб­ля­ется падшим духам, дела­ется врагом Богу.

Воз­ник­но­ве­нию стра­сти пред­ше­ствует иску­ше­ние чело­века помыс­лом, содер­жа­щим гре­хов­ный образ. Если во время иску­ше­ния чело­век начи­нает услаж­даться гре­хов­ным обра­зом, то это первый при­знак воз­ник­но­ве­ния стра­сти. Посе­ля­ясь в душе, при­стра­стие к гре­хов­ному образу пре­вра­ща­ется во внут­рен­ний гре­хов­ный навык, кото­рый ведет к внеш­ним гре­хов­ным дей­ствиям.

Иско­ре­не­ние стра­сти

Для иско­ре­не­ния стра­сти чело­век должен искать помощи у Бога, Кото­рый дает чело­веку силы пре­одо­леть страсть. Боже­ствен­ной помо­щью явля­ется бла­го­дать Свя­того Духа, при­но­ся­щая чело­веку духов­ное насла­жде­ние, в срав­не­нии c кото­рым мерк­нут дей­ствия стра­сти. Для при­об­ре­те­ния бла­го­дати чело­веку необ­хо­дим молит­вен­ный подвиг борьбы и про­ти­во­сто­я­ния гре­хов­ным помыс­лам. В ответ на молит­вен­ный подвиг чело­века посе­щает бла­го­дать, пода­ю­щая подвиж­нику опыт­ное позна­ние Боже­ствен­ной любви.

Наи­бо­лее совер­шенно стра­сти побеж­да­ются очи­ще­нием сердца путем уси­лен­ных молитв и подви­гов. Надо раз­ви­вать про­ти­во­по­лож­ные стра­стям доб­ро­де­тели. Напри­мер, если раз­вить сми­ре­ние, угас­нет гор­дость, если будет гос­под­ство­вать радость, то не будет места печали.

Исце­ле­ние от стра­стей тре­бует зача­стую мно­го­лет­ней борьбы. Один из вели­ких подвиж­ни­ков гово­рит: «Мне потре­бо­ва­лось пят­на­дцать лет, чтобы побе­дить гнев».

Что такое непо­роч­ные (неуко­риз­нен­ные) стра­сти?

Это не гре­хов­ные зави­си­мо­сти, а есте­ствен­ные стра­да­ния чело­века после гре­хо­па­де­ния.

Поня­тие «страст­ность» часто при­ла­гают оди­на­ково как к пороч­ным (уко­риз­нен­ным), так и к непо­роч­ным (неуко­риз­нен­ным) стра­стям. Однако между этими двумя поня­ти­ями есть раз­ница, и нема­лая. Уко­риз­нен­ные стра­сти фор­ми­ру­ются в чело­веке в резуль­тате его лич­ного укло­не­ния ко злу. По мере посте­пен­ного пле­не­ния чело­века теми или иными видами греха в нём фор­ми­ру­ются гре­хов­ные навыки, затем гре­хов­ные при­вычки, кото­рые со вре­ме­нем пере­рас­тают в стой­кую зави­си­мость от этих видов грехов.

«Есте­ствен­ные же и бес­по­роч­ные стра­сти, — по сви­де­тель­ству прп. Иоанна Дамас­кина, — суть не нахо­дя­щи­еся в нашей власти, кото­рые вошли в чело­ве­че­скую жизнь вслед­ствие осуж­де­ния, про­ис­шед­шего из-за пре­ступ­ле­ния, как напри­мер, голод, жажда, утом­ле­ние, труд, слеза, тление, укло­не­ние от смерти, боязнь, пред­смерт­ная мука, от кото­рой про­ис­хо­дят пот, капли крови… и подоб­ное, что по при­роде при­суще всем людям».

Таким обра­зом, нали­чие неуко­риз­нен­ных стра­стей не зави­сит от воли чело­века. Хочет чело­век или нет, он не может не алкать, не жаж­дать, не может стать в прин­ципе недо­ступ­ным для болез­ней, не может не пре­даться тлению. В какой-то мере он в состо­я­нии влиять на интен­сив­ность внут­рен­него про­яв­ле­ния этих стра­стей (напри­мер, при­учив себя к пост­ни­че­скому образу жизни, зака­лив свой орга­низм и т. п.), но только в какой-то мере. Есте­ствен­ная страст­ность не была харак­терна лишь для пер­во­здан­ных людей, пока они пре­бы­вали в союзе с Богом.

Кто видит в себе какую-нибудь гос­под­ству­ю­щую страсть, тому должно прежде всего про­тиву ней воору­жаться … ибо если мы не побе­дим сей стра­сти, то от победы над про­чими не будет нам ника­кой пользы..
прп. Иоанн Лествич­ник

Страсть – это порок от дол­гого вре­мени вгнез­див­шийся в душе и через навык (посто­ян­ное повто­ре­ние) сде­лав­шийся как бы при­род­ным ее свой­ством, так что душа уже про­из­вольно и сама собою к нему стре­мится.
епи­скоп Вар­нава (Беляев)

Иное суть стра­сти, и иное – грехи. Стра­сти суть: гнев, тще­сла­вие, сла­сто­лю­бие, нена­висть, злая похоть и тому подоб­ное. Грехи же суть самые дей­ствия стра­стей, когда кто-то при­во­дит их в испол­не­ние на деле, т.е. совер­шает телом те дела, к кото­рым побуж­дают его стра­сти; ибо можно иметь стра­сти, но не дей­ство­вать по ним.
преп. авва Доро­фей

Надо знать, какая страсть бес­по­коит более всего, с ней и нужно бороться осо­бенно. Для этого надо еже­дневно про­ве­рять свою совесть…
Надо все дурное, также и стра­сти, борю­щие нас, счи­тать не своими, а от врага – диа­вола. Это очень важно. Тогда только и можно побе­дить страсть, когда не будешь счи­тать ее своей.
преп. Никон Оптин­ский

Суще­ствует очень боль­шая раз­ница между любо­вью и при­вя­зан­но­стью, между голо­дом и жад­но­стью, между живым инте­ре­сом и любо­пыт­ством – и т.д. У каждой из наших есте­ствен­ных наклон­но­стей есть зара­жен­ный злом двой­ник; он-то и есть один из путей к нашему пора­бо­ще­нию. Если не ска­зали «нет» вовремя – не мино­вать борьбы. Но тогда будьте бес­по­щадны, потому что ясность ума и неза­ви­си­мость более дра­го­ценны, чем то удо­вле­тво­ре­ние, кото­рое вы полу­ча­ете через пора­бо­ще­ние. Кто такой греш­ник? Это чело­век раз­де­лен­ный в самом себе, раз­де­лен­ный от ближ­него, уда­лен­ный от Бога. Греш­ник поте­рял связь с Богом, со своей сове­стью, со своей соб­ствен­ной жизнью, с жизнью ближ­него.
мит­ро­по­лит Сурож­ский Анто­ний

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *