что такое сторителлинг в образовании
Сторителлинг — интерактивный метод работы с детьми дошкольного возраста Видео
Анастасия Белоусова
Сторителлинг — интерактивный метод работы с детьми дошкольного возраста Видео
Выступление на семинаре «Интеллектуально-творческое развитие детей дошкольного возраста в проблемно-игровом обучении».
Блок 1
Все мы, педагоги, работающие с дошкольниками, так или иначе сторителлинг используем. Встречали ли вы раньше этот термин?
Итак, попробуем разобраться, что же такое «сторителлинг» и посмотрим на его возможности под разным углом.
Сторителлинг в переводе звучит как «рассказывание историй». Термин сторителлинг пришёл к нам из английского языка. Ввел его Дэвид Армстронг – руководитель и, как написано на их сайте, «генеральный рассказчик» фирмы Armstrong International, мировой гигант в сфере энергетики, что, как вы понимаете, ну очень уж далеко от педагогики. Он считал, что повествование создает среду, в которой люди более восприимчивы к изменениям и новым способам мышления. А рассказы он использовал, чтобы вдохновлять других, иначе они пропустили бы скучную блок-схему или корпоративную записку.
В некоторых источниках предлагают термин «сторителлинг» переводить как «сказительство». Возможно, этот термин подойдёт, если употреблять его в широком смысле как устную передачу информации и создание увлекательного рассказа. Но в своём историческом значении сказительство – это исполнение былин, сказок, а это не то же самое, что и рассказ. Сейчас это не принципиально для нас, тем более что, работая с дошкольниками, мы, так или иначе, обращаемся к сказке, чтобы увлечь ребёнка, погрузив в волшебную и уже знакомую ему среду. Но как раз в этом заключается сложность понимания термина «сторителлинг», потому что в педагогической специфике он сливается с игрой в сказку. На протяжении моего выступления я ещё буду обращаться к понятиям «рассказ» и «сказка», то разводя, то снова сводя их.
Целью сторителлинга является управление вниманием и чувствами слушателя, расставление правильных и нужных акцентов. Это необходимо для того, чтобы история осталась в памяти на долгое время. Происходит это через формирование психологических взаимосвязей, или ассоциаций.
Для чего детям нужны истории, сказки, мультфильмы? В первую очередь, они передают практический опыт. В них в понятной для ребёнка форме моделируется та или иная ситуация, герой в этой ситуации себя каким-то образом проявляет, что вызывает те или иные последствия. Так ребёнок научился через соотнесение себя с персонажем вести себя в определённой ситуации. Кроме этого, названные формы способствуют эмоциональному развитию, так как всё это происходит через эмпатию персонажу, и расширяют образы воображения. Всё это нужно для развития человека. И по сути всё это является формами сторителлинга.
В педагогике сторителлинг является техникой, которая через применение историй с определённой структурой и интересным героем направлена на разрешение педагогических вопросов воспитания, развития и обучения.
Выделяют несколько видов педагогического сторителлинга: классический, активный, цифровой.
В классическом сторителлинге история рассказывается самим педагогом. Дети только слушают и воспринимают информацию. При его использовании педагог передает детям конкретную информацию, которая представлена в насыщенной форме запоминающейся истории.
В активном сторителлинге педагогом задается основа события, формируются ее проблемы, цели и задачи. Дети стремительно вовлекаются в процесс формирования и пересказа историй.
Мы уже говорили, что в истории должен быть интересный герой. Это может быть, кто или что хотите, хоть обычный карандаш, если вам нужно научить детей им пользоваться. Важно, чтобы у этого героя были чувства, чтобы ребёнок мог ему сопереживать, а также, чтобы герой не был оторван от ситуации, то есть он не существует сам по себе, а «живёт» в каком-то мире.
Как бы это могло выглядеть? Педагог делает введение, допустим, к нам на занятие сегодня пришёл пусть тот же карандаш. Откуда он к нам пришёл? Как он выглядит? Что он чувствует? Мне кажется, он грустит, как вы думаете, почему? А каким он был раньше? А раньше что он чувствовал? Что мы с вами можем сделать, чтобы он перестал грустить? То есть педагог создал основу, а далее своими вопросами побуждает детей к созданию истории.
Это было про активный сторителлинг. Ещё один вид – цифровой – это такой формат, в котором рассказывание истории дополняется/сопровождается визуальными компонентами (картинки, презентации, видео, скрайбинг, инфографика). Пример визуального компонента:
Как вы поняли, сторителлинг начался тогда, когда к обычному пересказу фактов добавили «нотку трагизма», то есть эмоции.
Итак, какие же виды сторителлинга можно использовать с дошкольниками:
1. Сторителлинг на основе реальных ситуаций. В качестве примера применяются жизненные ситуации, которые следует решить. Так достаточно просто учить правила поведения. Может быть классическим и активным.
2. Сторителлинг на основе повествования. Информацию, которую нужно донести до детей, представляет герой. Например, «к нам сегодня на занятие пришёл Незнайка, и у него…» что-то произошло. Таким образом повышается интерес ребёнка. Классический сторителлинг.
3. Сторителлинг на основе сценария. Ребёнок становится частью истории и достигает различных результатов в зависимости от того, какие решения принимает. Это подходит для закрепления материала, так как позволяет применить ранее приобретённые знания и опыт. Такие занятия могут строиться по типу квествов. Активный сторителлинг.
4. Сторителлинг на основе проблемных ситуаций. Поиск способа решения проблемы с наилучшим результатом. Активный сторителлинг.
Итак, мы подошли к тому, как же истории составлять. Иногда мне встречались шаблоны, которые по своей сути напоминали сказку, то есть та же последовательность событий, некая типичность, «сказочные» обороты, типа «жили-были», «в некотором царстве», «красна девица», «долго ли коротко» и прочее. Но, как было сказано в начале, история – это не сказка. Тем не менее, истории тоже пишут по сценарию. Важно, чтобы в них было вступление, где дети входят в ситуацию и знакомятся с героем. Обязательно наличие героя, которому нужно сопереживать. Дальше идёт развитие событий, где герой погружается в ситуацию, кульминация (накал эмоций) и развязка. Истории должны быть просты и понятны, не нужно оставлять открытого финала, концовка должна быть однозначной. Если в сказке есть общая идея, но нет авторской оценки, то в истории авторская позиция может быть выражена с помощью отступлений или оценочной характеристики героя.
Блок 2
Мы с вами разобрали, как учить детей с помощью историй, то есть в роли рассказчика выступал педагог. Сейчас обратимся к тому, как научить детей рассказывать истории.
Один из часто применяемых методов – это использование карт Проппа. Владимир Яковлевич Пропп был русским учёным филологом-фольклористом, и основные его труды были посвящены структуре и происхождению волшебной сказки. То есть сейчас мы будем говорить про историю и сказку одновременно, скорее, про сочинительство.
Так, в структуре он выделил набор постоянных элементов, или функций. Используя карты Проппа, можно научить детей видеть структуру сказки, что в дальнейшем облегчит усвоение материала и будет способствовать запоминанию. В последующем же на основании карт, ребёнок от воспроизведения переходит к творчеству, то есть к сочинению.
Работа с картами Проппа проходит в несколько этапов.
I. Познакомить детей со сказкой как жанром и объяснить общую структуру, то есть завязка (приглашение в сказку, повествование, развязка.
II. Чтение и сопровождение чтения выкладыванием карт Проппа.
III. Пересказ с опорой на карты.
IV. Сочинение на основе карт. Для этого отбираются 5-8 карт, придумывается главный герой, его союзники, противники и т. д.
[Работа с картами Проппа]
Возьмите себе, пожалуйста, по 1 карте. Предлагаю для удобства сейчас сделать 2 подгруппы. Так, у вас получилось определённое количество карт в подгруппе. Ознакомьтесь с ними. На картах указаны номера – это подсказка вам в очередности их использования. Также написано название карты и пример. Сейчас на основании этих карт предлагаю вам попробовать сочинить сказку в своей подгруппе. Общими для всех будут карты «Жили-были», «Счастливый конец», «Мораль».
[Cочинение сказок, представление результата, обратная связь: 8 минут]
Желательно направить ребенка на то, чтобы он принимал полное участие в придумывании (составлении) сказки, лишь иногда помогая и подсказывая ему каким образом можно «так и так…» построить развитие сказки.
Другим способом научить сочинительству, но уже историй, а не сказок служит методика составления рассказов по сюжетным картинкам. Сюжеты и количество изображений подбираются исходя из возраста и уровня развития детей. Этот способ сочинительства проще, чем по картам Проппа, так как персонажа и ситуацию не нужно придумывать, это уже сделал автор изображений. Но сочиняя таким образом, всё равно есть некая вариативность историй, ведь каждый ребёнок наделяет персонажа качествами, чувствами, переживаниями и по-своему интерпретирует изображения.
Кроме подобных сюжетных изображений, существует отдельное направление детских книг, именуемое виммельбухами. Появились они в Германии. По содержанию они представляют собой книгу большого формата с небольшим количеством разворотов. В них нет текста либо он минимален, а на страницах – множество мелких изображений. Такие книги хорошо тренируют память и внимание и в зависимости от того, для какого возраста они рассчитаны, можно некоторые из них использовать для развития сочинительства. Дело в том, что, например, для годовалых детей они будут представлять собой рисунки по принципу «найди и покажи», а для детей постарше изображения намного сложнее.
Иногда сочинение историй даётся очень тяжело. Может быть тяжело из-за особенностей развития речи, воображения, эмоциональной сферы. Тем не менее, если перейти этот барьер, можно добиться высоких результатов в разных сферах. Но как этот барьер перейти?
Рисунок. Рисунок может стать посредником между внутренним миром и устной историей. Одно изображение иногда может рассказать больше, чем сотни слов. В качестве примера хочу привести одно видео. Это видео о новом дизайне логотипа Центра лечебной педагогики «Особое детство». Они работают с детьми с расстройствами аутистического спектра, ДЦП, генетическими синдромами, трудностями обучения. Так вот, их логотип – это история, причём история, достойная внимания. И я хочу вам её показать.
История – это не только то, что мы привыкли видеть, и это вовсе не обязательно какой-то рассказ, облаченный в текст. Да, здесь подготовлено видео, которое доносит нам эту историю. Но вы не прониклись бы ею, например, сели бы получили визитку центра, на которой изображён рисунок воспитанника? Я бы прониклась. Эта визуальная история способна подать сама себя.
И в этом тоже суть историй. Возвращаясь в начало, истории должны быть эмоциональными.
[Подведение итогов, обратная связь]
Исследовательский метод в организации совместной деятельности с детьми дошкольного возраста Цель: распространение опыта по использованию исследовательского метода в организации совместной деятельности с детьми дошкольного возраста.
Диагностирование детей дошкольного возраста «Методика словарной работы с детьми дошкольного возраста» Цель: изучить некоторые особенности словаря дошкольного возраста. Задачи: изучить знание бытового словаря по одной из тем программы детского.
Интерактивный кукольный спектакль для детей с нарушением и нормой слуха младшего дошкольного возраста «Подарок маме» Музыкальное сопровождение. Ведущий. Герои: мама (взрослый, игрушка би-ба-бо Ваня, котик, птичка, щенок. Оформление сцены: дом, забор, деревья,.
Консультация «Новые образовательные технологии: интерактивный метод обучения» В одной китайской притче говорится: «Скажи мне – и я забуду; покажи мне – и я запомню; дай сделать – и я пойму». В этих словах находит свое.
Новый интерактивный метод работы с детьми c ОВЗ — сторителлинг Самообразование Воспитатель 1 категории Фаст О. В. ГКУ СО «РЦДиПОВ Восточного округа» обособленное структурное подразделение г. Отрадный.
Ритмопластика как метод работы с детьми в рамках здоровьесберегающих музыкально-образовательных технологий Мастер- класс проводила: музыкальный руководитель МБДОУ детский сад № 33 г. Майкоп Гладких Наталья Борисовна Место проведения: Курсы повышения.
Фотоотчет «Сторителлинг — новый интерактивный метод работы с детьми» Профессия воспитателя требует постоянного совершенствования, поиска новых форм, методов взаимодействия с родителями, с коллегами, с дошкольниками.
Как написать захватывающую историю: метод сторителлинга в обучении
Чему учат мумий-тролли и плащ-невидимка?
Художница и писательница, Туве Янсон, создала чудесный мир милых созданий мумий-троллей, любивших приключения и свою семью. «Каждый нуждается в том, чтобы время от времени рассказывали хорошую историю», – говорят ее персонажи.
Почему нам так нужен вымысел и может ли он чему-то научить? Истории увлекают своим сюжетом, оставляя в памяти незабываемое впечатление. Рисуя в воображении образы, мы «живем» вместе с героями. Именно поэтому истории – один из лучших способов передачи знаний и жизненного опыта.
«Сторителлинг» (от англ. «storytelling») – рассказывание историй. Метод, который широко применяется в обучении.
Представьте, вы сидите на уроке физики в школе. Учитель говорит о законах оптики, преломлении света. Вам скучно и не очень понятно. Но вдруг он начинает рассказывать о невидимости из «Гарри Поттера». Интересно? Еще бы, кто не мечтал о возможности становиться невидимкой? И вот на уроке вам объясняют, насколько это реально и какие научные разработки ведутся уже сегодня.
К сожалению, этот пример не из моей школьной жизни, а из книги Митио Каку «Физика невозможного». Уверена, с таким подходом, сегодня я бы помнила из курса физики нечто большее, чем формулировку зазубренного первого закона Ньютона.
А что если и во время уроков предлагать такие сравнения, приводить примеры и рассказывать истории? Вы только заговорили про плащ-невидимку, а аудитория уже представляет себя на месте героя и внимательно слушает сложные законы физики.
«Это было во второй день моей работы, когда…»
Необыкновенная история: корпоративное обучение при помощи сторителлинга тоже превращается в интересный и эффективный процесс. Весь секрет в том, чтобы «научить, не уча», рассказывая поучительные истории и передать корпоративный опыт и знания новичкам.
Вообразите, вы — новый работник крупной фирмы. Офис с длинными коридорами, множество фигур проносятся мимо с бумагами. Стараетесь казаться «своим», но понимаете, что даже не помните имен будущих сослуживцев. А вам еще предстоит в одиночку осилить скучный 50-страничный доклад о фирме и подготовить документы.
Гораздо лучше, если вас понимающе хлопают по плечу. Оборачиваясь, вы видите почтенного бухгалтера в очках с линзами толщиной с бух отчет. «Это было во второй день моей работы, когда…», и он рассказывает и о фирме, и, как сумел разобраться в весьма непростом вопросе, сохранив очень ценного клиента во время своего испытательного срока. История вдохновляет, вызывает интерес к фирме, формирует знания о работе, помогает лучше понять элементы корпоративной культуры.
В корпоративном обучении сторителлинг упрощает отношения в коллективе, заметно сокращает количество конфликтов, повышая самооценку сотрудников.
Сторителлинг, как метод обучения
Красиво, действенно, увлекательно, но надо понимать, не каждая рассказанная или прочитанная история – сторителлинг!
«Сторителлинг», как метод корпоративного обучения, заключается в том, чтобы делиться с коллегами рассказами о руководстве, сотрудниках, об успехах и неудачах. История успеха мотивирует, достижения героев побуждают к действию.
Дистанционный сторителлинг
Есть также ряд причин, почему рассказ так эффективен в электронном обучении. Он не только помогает мотивировать учащихся, но также позволяет им чувствовать себя эмоционально связанными с предметом.
Красиво поданная история в курсе дистанционного обучения эффективно повышает навыки и расширяет базу знаний обучающихся. Рассказ может «перенести» в другое пространство и оставляет в памяти запоминающийся след. И ученики школы или ВУЗа, и работники самых разных организаций от нефтегазовой сферы, до кулинарии, и соискатели вакансий, повышающие уровень квалификации дистанционно, могут усвоить новые знания проще, интереснее.
Непобедимые преимущества: визуальное оформление, возможность поделится с обширной целевой аудиторией и «место для шага вперед» – внесения новых историй в обучающий курс.
При таком подходе срабатывает комплексное воздействие на восприятие: красочный рассказ дополняют визуальные образы, музыка, интерактивности: шкала времени, 3D- книги, тесты, вопросы и творческие задания. Как следствие – позитивный опыт и успешное усвоение материала.
Как рассказать историю дистанционно?
Не всегда возможно на ходу определить действенность историй, ведь дистанционный рассказчик не наблюдает за реакцией аудитории, поэтому содержание должно быть глубоким, а материал не скучным. Истории в e-learning – просты, что позволяет избежать смысловой перегрузки, и не слишком коротки, что сохраняет реальную пользу и значение сказанного.
iSpring использует сторителлинг в своей практике. В компании, программы которой популярны в 155 странах мира, уверены, красочные истории-курсы помогают оптимизировать процесс обучения.
Программы iSpring позволяют создать и внедрить систему обучающих материалов с «живыми» героями, аудио и видео, а также поделиться с аудиторией, не ограничиваясь рамками одной учебной группы, города и даже страны. Согласитесь, делиться интересной и мудрой историей со слушателями в виде красочной презентации за пару кликов – и удобно, и приятно!
Полезное преимущество сторителлинга – с первого дня увлечь нового сотрудника и помочь усвоить корпоративные ценности, историю фирмы, принятые правила, вовлечь в процесс работы легко и непринужденно. В любой сфере обучить сотрудников с разным опытом работы становится просто. Используйте это, расскажите историю!
«Давным–давно, в городе со странным названием на букву «Й» появилась на свет новая компания iSpring. Тогда еще никто не знал,что…» – так началась история iSpring, а как начинается ваша?
А если у вас есть идеи для полезных статей на тему электронного обучения — напишите нам в комментариях, и мы будем рады поработать над новым материалом.
Быстрый конструктор курсов и тестов
Поможет создать интерактивные курсы и тесты в рекордно короткие сроки. Без дизайнера и программиста.
Использование педагогической технологии «Сторителлинг» как средства коррекции речевых нарушений у детей
Светлана Руденко
Использование педагогической технологии «Сторителлинг» как средства коррекции речевых нарушений у детей
«Использование педагогической технологии «Сторителлинг» как средства коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста»
Учитель – логопед ДОУ № 38 г. Липецка
«Использование педагогической технологии «Сторителлинг» как средства коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста»
Различные нарушения речи у детей дошкольного возраста в последнее время встречаются все чаще. Развитие связной речи у детей с ОНР в настоящее время представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью связной речи для того, чтобы обеспечить каждому ребёнку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе.
Процесс коррекции речи требует длительного времени и отнимает у ребенка и педагога много сил. Постепенно у ребёнка утрачивается интерес к занятиям с логопедом, теряется мотивация говорить «правильно и красиво». Проблема мотивации – одна из центральных в логопедической работе. Поэтому, организация обучения таких детей требует особого подхода, который предусматривает постоянную эмоциональную поддержку дошкольника на занятиях.
— Уважаемые, коллеги! Вы замечали, как внимательно дети слушают педагога, когда он рассказывает им сказку, и как быстро они начинают отвлекаться, если он читает ее в книге?
— Что привлекает их в первом случае? (Ответы участников)
— Дети больше любят и лучше запоминают импровизированные истории, чем заученные тексты.
У меня возникла необходимость поиска новых приёмов, методов и технологий. Меня заинтересовала педагогическая технология «Сторителлинг», которая помогла мне разнообразить образовательную деятельность с детьми, обеспечивать положительный настрой дошкольников и поддерживать интерес детей к выполняемым коррекционным упражнениям.
Сторителлинг – педагогическая техника, выстроенная в применении историй с конкретной структурой и интересным героем, которая направлена на разрешение педагогических вопросов воспитания, развития и обучения в ДОУ.
Из истории:
Термин «сторителлинг» возник от английского слова storytelling и в переводе означает «рассказывание историй, способ передачи информации и нахождение смыслов через рассказывание историй».
Сторителлинг – это повествование мифов, сказок, притч, былин. Сами рассказы могут быть как о выдуманных (книжных, сказочных, мультипликационных, так и о реальных (детях группы, самом педагоге) героях. Они похожи на сказки, поскольку мораль в них скрыта.
Методику сторителлинга разработал глава крупной корпорации Дэвид Армстронг. Он считал, что истории, рассказанные от своего имени, легче воспринимаются слушателями, они увлекательнее и интереснее, чем читаемая книга.
Педагогический сторителлинг как техникаподачи познавательной информации выполняет следующие функции:
— учет возрастных и индивидуальных особенностей.
— учет структуры дефекта.
— поэтапность коррекции речи.
Цель педагогической деятельности: использование интерактивного метода «сторителлинг» для повышения эффективности коррекции речи детей старшего дошкольного возраста.
Для реализации намеченной цели я определила следующие задачи:
— создание благоприятной среды для речевой активности ребенка с целью повышения эффективности игровой мотивации детской речи;
— развитие всех сторон речевой функциональной системы в занимательной для дошкольника форме;
— осуществление сотрудничества учителя-логопеда с детьми на основе личностно – ориентированной модели взаимодействия участников образовательного процесса
— создание атмосферы взаимопонимания и взаимопомощи.
Рабочее пространство я организовала таким образом, чтобы воспитанники могли общаться, перемещаться во время занятия, В ходе взаимодействия с детьми создаю ситуации для обозначения цели и задач деятельности, намечаю задачу для совместного выполнения и способы её решения.
Слайд фото развивающей – пространственной среды в кабинете учителя – логопеда.
Я несколько сузила область применения этой технологии и адаптировала её с целью повышения эффективности коррекции речи детей на индивидуальных и подгрупповых занятиях с детьми по закреплению лексического и грамматического материала.
На первом этапе я ставила себя вопрос:
— Как выбрать хорошую историю, чтобы привлечь внимание детей?
Американские специалисты Чип и Дэн Хиз вывели несколько принципов хороших историй и я их учитываю: Простота. Неожиданность. Конкретность. Реалистичность. Эмоциональность.
Чтобы дети запоминали истории, они должны быть похожи на сказки или притчи, поэтому следует выбросить все лишнее, оставить только необходимое.
Ребенок заинтересуется сюжетом тогда, когда он что-то не знает, но хочет знать. Следует указать на пробел в его знаниях, а затем удовлетворить возникший интерес. Интерес мало возбудить – его надо удержать.
Персонажи истории должны быть знакомы и понятны дошкольникам. Рассказывая историю, важно помнить о том, что дети могут не знать какие-то понятия и термины.
Самая лучшая история не понравится и не запомнится, если дети в нее не поверят. В правдоподобность истории педагог должен верить сам, иначе он не сможет убедить воспитанников. Историю надо рассказывать так, как будто вы лично её пережили.
Очень важна харизматичность педагога, интонирование рассказчика, отклик детей на то или иное событие создают особую атмосферу повествования.
История будет хорошей если : ее можно рассказывать детям одной группы несколько раз, по-разному ее интерпретируя, оканчивая и дополняя новыми персонажами;
• дети могут самостоятельно ее пересказать;
• ситуация и проблема, которые поднимаются в истории, понятны детям;
• воспитанники задают вопросы по сюжету истории и хотят ее обсудить с педагогом и другими детьми, предпринимают определенные действия для участия в игре, спектакле по ходу самой истории.
Структура истории
В каждой истории я выделяю 3 части:
Каждая историядолжна начинаться с призыва к действию: что-то случается с героем, что-то толкает его на подвиги. Для этого использую фразу: «однажды….», «как то раз….» или «в некотором царстве» (тогда получится уже сказочная история). Затем необходимо обсудить финальные слова. Когда Вы придумываете историю, постарайтесь удивить всех вокруг неожиданным началом.
Именно здесь происходит накал всех страстей. В этой части герой выходит чемпионом. Это тот момент, где находятся ответы на все вопросы
Практический опыт работы показал, что для закрепления лексических тем требуется многократное повторение, а для того чтобы дети не уставали и не теряли интерес к занятию, ограничиваться только составлением историй недостаточно. Для эффективного результата по решению коррекционных задач я использую на занятиях разнообразные дополнительные средства:
(фото дополнительных средств)
— дидактические и развивающие игры.
— ИКТ- технологии (в качестве видеоролика или презентации).
— конверт – доска как средство для визуализации историй. плоскостное изображение с помощью пластилина на определенную тему и другое.
Как использовать сторителлинг в структуре коррекционного занятия образовательной деятельности?
— Структуру коррекционного логопедического занятия с использованием метода сторителлинга вы видите на экране. Слайд
Этапы Содержание НОД Структура сторителлинга
1 этап: Мотивационный
1. Организационный момент. Создание положительного эмоционального настроя.
2. Артикуляционная гимнастика. Используются упражнения, которые способствуют правильной артикуляции звука.
3. Дыхательные упражнения. 1. Вступление к истории.
— Ставится вопрос, обозначая конфликт или проблему, которую нужно решить.
— Вступление очерчивает сложную ситуацию.
2 этап: Основной 4. Анализ артикуляции. Проанализировать, проговорить положение органов артикуляции перед зеркалом.
— в слогах. От занятия к занятию типы слогов усложняются.
Слова должны быть с проработанными слогами, соответствовать возрасту.
6. Дифференциация звука.
7. Развитие фонематического восприятия. 2. Развитие события.
(раскрытие сюжетной линии и характеры действующих лиц).
— проникновение в проблему или конфликт, о котором узнали из вступления.
— возникает решение проблемы
3 этап: Заключительный 8. Итог. Ребёнок уточняет звук, который учится говорить.
9. Оценка работы ребёнка. Всегда должна быть положительной («Ты молодец!», «Ты старался!» и т. п.). 4. Заключение.
(Итог рассказа одним предложением)
Рассмотрим более подробно как использовать сторителлинг в структуре коррекционного занятия.
Организационный момент – начало занятия. Вступление к истории. Вступление очерчивает сложную ситуацию
Ставится вопрос, обозначая конфликт или проблему, которую нужно решить. Он может быть представлен несколькими вариантами. Я предлагаю исходную проблемную ситуацию, чтобы заинтересовать детей принять участие в образовательной деятельности.
Например: рассказывание рассказа, включение музыки, чтение стихотворения. Можно предложить детям игры и упражнения для организации их внимания. Перед началом занятия с детьми проводится дыхательная, артикуляционная гимнастика, перестроение по парам, что позволяет переключить дошкольников с одного вида деятельности на другой.
Видеофрагмент вступления в историю.
В основной части я включаюсь в деятельность как партнер, используя разнообразные средства, которые стимулируют интерес детей.
Здесь происходит развитие события, проникновение в проблему или конфликт, о котором узнали из вступления
(раскрытие сюжетной линии и характера действующих лиц).
здесь же и возникает решение проблемы
Я предлагаю просмотр видео фрагментов коррекционных занятий на закрепление лексической темы с использованием разнообразных средств, поддерживающих интерес к выполнению коррекционных заданий:
видеофрагмент с использованием дидактического пособия «Бабушкин дворик»
видео фрагмент с использованием конверт – доски.
видео фрагмент с использованием «Кубиков историй»
В заключительной части занятия необходимо обсудить финальные слова, в которых отразится основной смысл истории.
После того как воспитанники прослушают интересную историю, поучаствуют в ее «экранизации», они начинают больше доверять воспитателю, лучше общаться с другими детьми, их проще мотивировать на положительные дела и поступки. А главное – информацию, которую хотел донести педагог, дети запоминают без усилий.
Работа с родителями
Моя практика не ограничивается только работой с детьми. Я включаю в коррекционно – развивающий процесс и родителей. Выступаю в роли партнера, наставника, консультанта. Оптимизм, терпение и целеустремленность помогают мне установить эмоциональный контакт, объединить родителей в коллектив, снять коммуникативное напряжение. Для этого я использую, мастер – классы, консультации, анкетирование.
Для родителей групп комбинированной направленности подготовлены консультации, рекомендации, проведен мастер-класс на тему «Развитие связной речи дошкольников с использованием техники сторителлинг»
Используя «сторителлинг» для коррекции речи дошкольников позволяет мне
— обеспечивать положительный настрой обучающих и поддерживать интерес детей к выполняемым коррекционным упражнениям;
— приводит к повышению мотивации детей на занятиях, к адекватной оценке ребенком своих действий, к формированию сотрудничества между ребенком и логопедом;
— помогает изменить не только негативное отношение ребёнка к своему речевому дефекту, но и сделать его более инициативным, эмоциональным, коммуникабельным;
— у ребёнка появляется своеобразная раскрепощённость и комфортность при общении.
Таким образом, интерактивный метод сторителлинг является универсальным, комплексным методом воздействия в коррекционной работе логопеда. Говорить о плюсах этой техники можно бесконечно. Но ведь всегда лучше один раз попробовать. А попробовав один раз, поверьте уже не сможете остановиться.
Уважаемые коллеги! Сочинять истории не только полезно, но и очень увлекательно! И сейчас такую возможность я хочу вам предложить.
В комплект входит 9 кубиков, 54 картинки, которые погрузят вас в мир фантазий, иллюзий и приключений. Каждый рисунок – это захватывающий и неожиданный поворот повествования. Но для детей они сложные т. к. на кубиках изображены лишь символы и знаки. Для наших детей нужны яркие, понятные картинки.
Взяв за идею оригинальную версию игры, я решила сделать свои «Кубики историй». Затрат больших не потребовалось, а игра получилась интересная и эффективная.
1. Приглашаю 6 участников.
— Как и у каждой игры у этой есть свои правила.Они просты и легко запоминаются: сначала выбираем историю, учитывая детский интерес, программную тематику, договариваемся, о ком будет история, т. е. выбираем главного героя, а также выбираем жанр рассказа (фантастика, детектив или смешная история).
Итак, игра начинается! Я достаю из волшебной шкатулки увлекательную историю, слушаем внимательно…
«Жили-были в лесу зайчики. Заяц-папа, зайчиха-мама и зайчонок-сынок.Вот однажды говорит заяц-папа зайчихе-маме: «Ты знаешь, наступили тяжелые времена. Я долго думал, как нам выжить. И придумал. Давай-ка мы.»
— Как вы думаете, что сказал заяц-папа?»
— Для продолжения истории будем использовать «Кубики историй».
— Перед вами кубики, рассмотрев их, выберите ту картинку на грани кубика, которая поможет вам продолжить историю, довести ее до конца, не теряя нить рассказа. У каждого из вас получится своя интересная история.
2. А сейчас я предлагаю составить историю одну на всех.
Здесь важно, выбрав героя все последующие выпавшие грани связывать с ним для получения фантастической истории.