что такое стилизованный рисунок
Статья Стилизация в изобразительном искусстве. Автор: Щербакова Мария Ивановна
Автор: Щербакова Мария Ивановна
Стилизация в искусстве
Как научиться стилизации: методы стилизации
Стилизация– это намеренная имитация художественного стиля, характерного для какого-либо автора, жанра, течения, определенной социальной среды, народности, эпохи, а так же для искусства и культуры в целом. Нередко связана с переосмыслением художественного содержания, составляющего основу имитируемого стиля.
В изобразительных искусствах стилизация достигается путем обобщения изображаемых фигур и предметов с помощью условных приемов.
Стилизация передаёт характер изображаемого объекта, это своего рода карикатура на него.
Стилизуя, мы рисуем предмет «чересчур»: слишком колючий или слишком мягкий, слишком смешной или слишком грустный. «Бросаемся в крайности»: очень высокий, большой, маленький, очень худой или толстый. При этом необходимо учитывать основные законы композиции, такие как, большое, маленькое и среднее, передача движения, жесткости и гибкости формы.
Стилизовать можно слегка, а можно до неузнаваемости. В первом случае это может быть рисунок гипсовой головы характерными линиями. А более абстрактным примером является стилизация, используемая для создания логотипа.
Обратите внимание на присутствие намека на стиль. Именно так рождается авторский почерк художника, или фирменный стиль компании. Сочетания излучающее новизну и современность.
Яркий пример использования данного метода-это орнамент, где стилизация превращает объект изображения в мотив узора.
Из выше сказанного следует, что это явление прочно вошло своими корнями и ветвями в современное общество.
Стилизация используется не только в изобразительном творчестве, это так же характерный прием для современной литературы, кинематографа, музыки. Например, именно благодаря этому явлению появились такие современные направления как фолк-рок, афро-бит. Представьте, как под влиянием этнических или джазовых мотивов, с учетом современных возможностей и потребностей музыки, происходит создание нового направления, новых творческих продуктов.
Стилизация может быть, как намеренной, если мы изучаем объект, например, с помощью предварительных набросков и фор-эскизов, а на базе собранной информации создаем стилизованный образ с выявлением характерных особенностей изображаемого.
Существует так же интуитивная стилизация. Если мы случайно «выдаем» силуэт, обладающий узнаваемыми, или даже преувеличенными чертами натуры, то мы имеем дело с интуитивной стилизацией. Часто подобным видом стилизации обладают рисунки детей: дерево, солнышко, и т.д.
Как же научиться этому фантастическому искусству стилизации?
Это легко, в то же время не просто. Нужно просто расслабиться, откинуть сомненья, забыть все правила, но в то же время четко знать их! Дело в том, что мы должны точно знать какие правила мы нарушаем, только это знание дает нам свободу, и никому не позволяет нас уличить в безграмотности.
От сюда вытекает первый пункт в обучении стилизации: серьезное и последовательное обучение академической живописи и рисунку. Изучение гармонии и законов изображения среды, и в которой мы живем. Так же окружающая нас обстановка является бездонным источником вдохновения как для метода стилизации, так и для декоративного искусства, базой которого он является.
Необходимо обучение разным жанрам, от натюрморта, до портрета, не стоит ограничиваться чем-то одним. Современный художник должен отличаться разнообразием увлечений, что бы в дальнейшем найти себе применение.
Рисунок – как основа стилизации.
Какими видами рисунка необходимо заниматься для развития способности стилизовать объекты?
1)Наброски мягкими материалами: сепия, соус, сангина, пастель, уголь. Лучше все это иметь в мелках, так как основной метод использования в данном случае будет рисование плоскостью.
Это позволяет немного отвлечься от академического рисунка, «похулиганить», ощутить силуэт, подумать, что с ним делать? А так же, усвоить главное правило, чем быстрее, тем больше движения и больше стилизации. Именно поэтому наброски в транспорте, на улице, самые живые и характерно-яркие.
2) Линеарный рисунок: передача объема с помощью линии.
Способ «А»: натура передается с помощью прерывающихся линий, линия прерывается, когда мы показываем так называемую, «уходящую» от нас плоскость.
Способ «Б»: линия показывает объем с помощью большой толщены в области тени.
Для обучения второму способу можно применять следующие упражнения: наброски плакатным пером, плоской кистью или маркером с плоской поверхностью в течении пяти минут (человек стоя, сидя, животное, бытовые предметы). Это помогает передать светотень с помощью толстой и тонкой линии, а также получить неожиданные композиционные и графические решения, которые можно смело именовать стилизацией.
3) Рисунок «пятном»: заливка силуэта тушью или темной гуашью. Очень эффективный метод: получаем общую форму, стилизуем силуэт.
Фантазийная основа стилизации:
Развивает творческую фантазию, т.е. центры, находящиеся в правом полушарии мозга, рисование левой рукой. В данном случае так же можно использовать быстрые наброски, только по памяти. Если использовать гелиевую ручку, то мы можем внести еще одно правило: рисовать непрерывной линией.
Ограничения способствуют поиску творческих решений, таким образом, в живописи можно ограничить цветовую гамму (например, черный и белый +1цвет), получим всем известный прием декоративной живописи
Стилизация начинается с линии, какой может быть линия? Рваной, пунктирной, струящейся, дрожащей, и каждый раз она должна быть разной. Попробуем нарисовать 10 разных линий. Теперь каждый раз, когда вы хотите изобразить что-нибудь, вы можете использовать их.
Чаще рисуйте предварительные фантазийные эскизы сразу кистью. Это позволит вам творчески выразиться, не боясь собственной самооценки.
Важный аспект в обучении рисованию, в том числе передаче характера, как основной особенности стилизации является активность, движение, занятие спортом, разминка во время занятия, психологический настрой. И как итог всего этого: правильное положение тела и хорошая осанка во время рисования. Рука свободно двигается и передает воспринятое глазом изображение только в расслабленном и гибком и скоординированном теле. Движение тела, передает движение композиции.
4. Граф.дизайн. Стилизация предметов.
Цель сегодняшнего занятия: Изучить методы стилизации и применить знания на практике, выполнив два упражнения.
Стилизация
Психологическая работа над созданием обобщенного декоративного образа представляет собой процесс отвлечения от ряда частных подробностей. Как известно, обилие деталей в предмете мешает целостному его восприятию. Точно так же обилие частностей в одних образах затрудняет создание новых, более оригинальных образов. Значит, нужно стремиться к выделению самых общих признаков из частных образов и объединению их в новом образе. По такому пути должно идти декоративное рисование.
Далее переход от зарисовки к условной форме.Это второй этап — перевоплощения, трансформации, стилизации мотива. Из одной зарисовки можно извлечь различные орнаментальные решения.
Художник может изменять предмет в любой степени, отход от натуры бывает очень значительным. Цветок, лист, ветку можно трактовать почти как геометрические формы или сохранить природные плавные очертания. Например, преобразовать живописными средствами реальный образ цветка в декоративный и даже абстрактный можно так
Обобщение формы живописными средствами: а)реалистическое изображение, б)декоративное изображение,в)абстрактное изображение
Степень обобщенности формы и выбор средств художественной выразительности определяются поставленной задачей, задуманным образом.
Одним из примеров стилизации может быть процесс создания знаковых изображений в графическом дизайне. Отличительные особенности знака — обобщенность и условность в изображении предметных форм, обозначающих какую-либо фигуру или явление окружающего мира.
Знак коренным образом отличается от конкретно-предметного изображения, он только указывает или обозначает внешние признаки какого-нибудь объекта. Знак можно назвать абстрактным символом.
В декоративном искусстве стилизация – метод ритмической организации целого, благодаря которому изображение приобретает признаки повышенной декоративности и воспринимается своеобразным мотивом узора (тогда мы говорим о декоративной стилизации в композиции).
а) внешняя поверхностная, не имеющая индивидуального характера, а предполагающая наличие готового образца
для подражания или элементов уже созданного стиля (например, декоративное панно, выполненное с использованием приемов хохломской росписи);
б) декоративная, в которой все элементы произведения подчинены условиям уже имеющегося художественного ансамбля (например, декоративное панно, подчиненное среде интерьера, сложившегося ранее).
Под декоративностью принято понимать художественное качество произведения, которое возникает в результате осмысления автором связи его произведения с предметно-пространственной средой, для которой оно предназначено. В этом случае отдельное произведение задумывается и осуществляется как элемент более широкого композиционного целого.
Можно сказать, что стиль – это художественное переживание времени, а декоративная стилизация – художественное переживание пространства.
Для декоративной стилизации характерно абстрагирование – мысленное отвлечение от несущественных, случайных с точки зрения художника признаков с целью заострения внимания на более значимых, отражающих суть объекта деталях.
При декоративной стилизации изображаемого объекта необходимо стремиться, чтобы композиция (панно) отвечала принципу архитектоничности, т.е. нужно выстраивать систему связей отдельных частей и элементов в единую целостность произведения.
Роль стилизации как художественного метода в последнее время возросла, так как увеличилась потребность людей в создании стилистически цельной, эстетически значимой окружающей среды.
С развитием дизайна в области интерьера возникла необходимость создания произведений декоративно-прикладного искусства, которые без стилизации не будут отвечать современным эстетическим требованиям.
Упражнение №1.
Стилизация простого растения (лист, дерево) на формате А4 4-5 разными способами, используя черную ручку.
Этапы выполнения задания:
Стилизация объекта
Использование стилизованных природных образов имеет широкое распространение не только в декоративно-прикладном искусстве, но и в других областях, например, в разработке фирменного стиля. При создании логотипа используются запоминающиеся стилизованные образы природных форм.
Художники выполняют стилизацию рисунка традиционно – «от руки».
Дизайнеры используют различные компьютерные редакторы, преобразующие изображения с помощью инструментов трансформации, которые позволяют делать любой масштаб, вращать, зеркально отражать и искажать рисунок.
В дизайне и декоративноприкладном искусстве под стилизацией принято понимать процесс декоративного обобщения изображения на основе изменения формы, графической проработки, модификации цвета и объема.
В зависимости от степени изменения первоначальной формы стилизация подразделяется на три вида:
– внешняя поверхностная стилизация предполагает незначительные изменения и упрощения готового образца;
– декоративная стилизация подразумевает упрощение или трансформацию формы с сознательным отказом от несущественных элементов объекта изображения и его подробной деталировки;
Для проработки объекта стилизации необходимо его изучить и выявить характерные особенности. Процесс стилизации должен осуществляться не только на основе внешне воспринимаемого признака, но и по внутреннему свойству, который может даже не наблюдаться визуально. Основной целью стилизации считается достижение выразительности с частичным или полным отказом от достоверности изображения.
Первый прием стилизации – упрощение цветовых отношений. Все наблюдаемые в реальной форме оттенки, как правило, сводятся к нескольким цветам. Возможен и полный отказ от реального цвета, упрощение тональных и цветовых отношений и др.
Следующий прием стилизации – это ритмическая организация целого, которая подразумевает приведение формы или конструкции изображаемого предмета к определенной геометрической, орнаментальной или пластической конфигурации. В символических изображениях линии и пятна могут переходить в более сложные комбинации [1].
Использование одного и того же образа позволяет художнику прибегать к различным приемам и средствам стилизации, прорабатывая множество различных образов, тем самым позволяя воплощать свой творческий потенциал.
Понятие «стилизация». Примеры стилизованных объектов
в данном обучающем модуле рассматривается тема «Стилизация как графический прием».
После изучения материала по данной теме Вы:
1. узнаете, какими качествами и свойствами должно обладать хорошо стилизованное изображение;
2. будете иметь представление о том, для чего необходима стилизация, где можно использовать стилизованные объекты;
3. будете уметь самостоятельно создавать стилизованный объект с исходного изображения.
Раздел 1. Понятие «стилизация». Примеры стилизованных объектов.
ÆПрочитайте следующий текст, в котором говорится о значении стилизации:
Вы наверно видели фирменный знак компании, производимой спортивную одежду и аксессуары Puma:
Это один из ярких примеров стилизации, в данном случае стилизации изображения животного.
Если Вы решили стать дизайнером, и хотите зарабатывать на этом деньги – Вам не обойтись без знаний о стилизации и умений создавать «яркие», запоминающиеся стилизованные объекты.
Что же такое стилизация?
Чтобы получить стилизованное изображение необходимо руководствоваться следующими правилами:
выделить совокупность явно узнаваемых характерных признаков стилизуемого объекта; упростить форму, объёмные и цветовые соотношения этого объекта.
Зная два главных правила получения стилизованного изображения, можно сказать что стилизация – это действия направленные на получение стилизованного изображения, которое можно узнать и классифицировать по характерным признакам. Действиями для получения стилизованного изображения являются, например, объединение или удаление мелких деталей изображения таким образом, чтобы оставшиеся общие формы объекта были узнаваемыми и давали информацию о том, что это за объект (т. е. оставалась совокупность явно узнаваемых характерных признаков исходного объекта):
Объединяя или удаляя мелкие детали исходного объекта, может получиться так, что стилизованное изображение станет неузнаваемым или неоднозначно узнаваемым:
Следовательно, нужно помнить что, после стилизации должен остаться выразительный силуэт, узнаваемый образ – это одно из свойств качественно стилизованного изображения.
Еще одним свойством стилизованного изображения является то, что стилизованный объект помимо изображения иногда несет в себе смысловую нагрузку. Таким примером могу служить некоторые пиктограммы или дорожные знаки. Пиктограмма дискеты, например, в программе Microsoft Word, является стилизованным изображением объекта (дискеты) и функциональным элементом в программе (при нажатии на кнопку с изображенной на ней дискетой можно сохранить изменения в документе). Для интерактивных элементов со стилизованным изображением, таких как кнопки, должна быть очевидна связь изображения с действием кнопки:
или
На дорожных знаках тоже изображены стилизованные объекты: стилизованные человечки, грузовики, легковые автомобили и т. д. Дорожные знаки в отличие от пиктограмм не являются интерактивными, но тоже вызывают определенные ассоциации и действия. Например, дорожный знак пешеходного перехода вызывает ассоциации с тем, что в данном месте пешеходам можно переходить дорогу. Как на пиктограммах, так и на дорожных знаках стилизованные изображения должны быть связаны с вызываемыми ассоциациями и действиями.
Рассмотрев смысловую нагрузку стилизованных изображений на примере пиктограмм и дорожных знаков, сделаем вывод. Стилизованное изображение объекта и его смысловая нагрузка должны быть всегда взаимосвязаны. Взаимосвязь, должна быть очевидной не только для разработчика такого стилизованного изображения, но и для людей взаимодействующих с этой разработкой.
Заметьте, что размер стилизованного изображения пиктограмм в сотни раз меньше размеров изображения дорожных знаков. И, не смотря на это, изображение пиктограмм все равно остается понятным. Однако если уменьшить размер изображения дорожного знака до размеров пиктограмм, то оно тоже останется понятным:
или
Поэтому запомните что, хорошо стилизованный объект при сильном его уменьшении (например, до размеров пиктограмм: 48х48 или 32х32) остается понятным и хорошо «читаемым».
Рассмотрим фирменный знак «ZOOPARK»:
Стилизация очень часто используется в разработке фирменного знака или логотипа для компаний. Стилизованное изображение логотипа или фирменного знака, часто «отражает» род деятельности фирмы или ее название как в данном примере. Но изображение может быть и условным – не связанным с деятельностью фирмы.
В этом примере используется черно-белое ахроматическое стилизованное изображение. Может показаться, что это исполнение является характерным. Однако стилизованные изображения могут быть и цветными (полихромными), как в примере с пиктограммами.
Теперь подведем итог выше сказанному. Если стилизованное изображение обладает следующими свойствами и качествами:
1. После стилизации изображения должен остаться выразительный силуэт, узнаваемый образ;
2. Стилизованное изображение объекта и его смысловая нагрузка должны быть взаимосвязаны. Взаимосвязь выбранного изображения и задаваемой ему смысловой нагрузки, должна быть очевидной;
3. Хорошо стилизованный объект при сильном его уменьшении (например, до размеров пиктограмм: 48х48 или 32х32) остается понятным и хорошо «читаемым»;
4. Стилизованное изображение может быть как ахроматическим (черно-белым), так и полихромным (цветным),
то изображение можно назвать хорошо стилизованным.
Перечислим области применения стилизации.
Стилизация может применяться:
1. в разработке логотипа;
2. в разработке фирменного знака;
3. в разработке пиктограмм для нового программного пакета;
5. как декоративный элемент, например, в открытке или визитке.
Примеры стилизованных объектов.
Пример ахроматического, стилизованного изображения панды, которое может быть использовано как логотип, фирменный знак или изображение для открытки:
Пример афиши, в основу которой взят логотип зоопарка, разработанный на основе ахроматической стилизации изображения носорогов:
Пример полихромной стилизации изображения яка:
Вопросы раздела 1
1. Дайте своими словами определение понятию «стилизация». Два правила получения стилизованного изображения.
2. Какими качествами обладает хорошо стилизованное изображение?
3. Выберите из предложенных вариантов хорошо стилизованное изображение, объясните Ваш выбор?
4. Где могут быть применены стилизованные изображения?
ÆЕсли Вы работали в программе AdobePhotoshop и знаете, как пользоваться ее основными инструментами, то перейдите к разделу 2, в котором Вы будете создавать стилизованное изображение. Если же Вы не работали в программе, то откройте файл Пользование инструментами Photoshop. doc прочитайте и ознакомьтесь с инструментами программы и их использованием.
Раздел 2. Графические приемы в программе Adobe Photoshop, применяемые при стилизации.
В разделе 1 Вы узнали о свойствах и качествах хорошо стилизованного изображения.
Такое стилизованное изображение бабочки может быть использовано, например как декоративный элемент в открытке:
2.1 Цветовая модель Grayscale
ÆОткройте программу Adobe Photoshop.
ÆОткройте файл podgotovka. doc. Здесь описан первый этап к созданию ахроматического стилизованного объекта.
Вопросы раздела 2.1
1.1 Вы хотите получить черно-белое стилизованное изображение. Что необходимо сделать с исходным изображением, если оно цветное и при помощи какой команды?
1.2 Чем Grayscale отличается от RGB или CMYK?
1.3 Как перевести цветное изображение в Grayscale?
1.4 Как отменить ненужное действие (2 способа)?
2.2 Фильтр Cutout
ÆОткройте файл Cutout. doc. Здесь описано применение фильтра Сutout. Прочитайте текст, выполните инструкции по ходу изложения.
Вопросы раздела 2.2
2.1 Что такое Сutout?
2.2 Что позволяет сделать Сutout и зачем это необходимо при стилизации?
2.3 Какие свойства есть у Сutout, что они значат?
2.4 Как применить Сutout к изображению?
2.3 Работа с Layers
ÆОткройте файл Layers. doc. Здесь описаны некоторые свойства и параметры Layers, необходимые при стилизации. Прочитайте текст, выполните инструкции.
Вопросы раздела 2.3
3.1 Что такое Layer?
3.2 Что такое Background?
3.3 Как перейти от Background к Layer?
3.4 Где находятся свойства Layer?
3.5 Какие свойства Layer Вы знаете, что они означают?
3.6 Как изменить прозрачность Layer?
3.7 Как изменить порядок Layers?
2.4 Удаление ненужных областей
Æ Откройте файл Instrument. doc. Здесь описано применение инструмента Pen, Eraser и PaintBucket к созданию стилизованного объекта. Прочитайте текст, выполните инструкции по ходу изложения.
Вопросы раздела 2.4
4.2 Что такое Eraser?
4.3 Что такое PaintBucket?
4.4 Как выделить контур, полученный инструментом Pen?
4.5 Напишите коротко, как работает инструмент Pen?
4.6 Напишите коротко, как работает инструмент Eraser?
2.5 Доработка графического изображения
Æ Откройте файл Dorabotka. doc. Здесь описано применение инструмента MagicWand, Brush и Eyedropper к созданию стилизованного объекта. Прочитайте текст, выполните инструкции по ходу изложения.
Вопросы раздела 2.5
5.1 Что такое Eyedropper?
5.2 Что такое MagicWand?
5.3 Что такое Brush?
2.6 Сохранение файла
Æ Откройте файл Finish. doc. Здесь описана команда объединения Layers в один слой и сохранение готового изображения. Прочитайте текст, выполните инструкции по ходу изложения.
Вопросы раздела 2.6
6.1 Что выполняет команда Flatten Image?
6.2 Для чего необходимо объединять Layers?
6.3 В каком формате необходимо сохранить конечный результат?
6.4 Какие ограничения предъявляются к файлу, если он сохранен в формате FPEG?
6.5 Как сохранить файл с расширением jpg (2 способа)?
6.6 Опишите коротко параметр Quality: его значение и взаимосвязь с «величиной»
Раздел 3. Контрольные задания по курсу «стилизация как графический прием».
В виде закрепления пройденного материала по данной теме, Вам предлагается выполнить два контрольных задания:
Æ Откройте файл kontrol. jpg из папки kontrol и сохраните его на своем компьютере как:
Например, учащийся с номером 156, высылающий контрольное задание №1, сохраняет и высылает его под названием:
В данном контрольном задании необходимо стилизовать предложенное Вам изображение и оформить его в виде
Æоткройте файл exampl. jpg.
В окне размером 800х600 пикселей должно быть размещено:
первое изображение – исходное (данное Вам изображение без Ваших изменений);
далее – не менее 10 промежуточных стилизованных изображений;
последнее – изображение наиболее хорошо получившегося на Ваш взгляд стилизованного объекта, вписанного в какую либо максимально приближенную к его контурам геометрическую форму (круг, квадрат, треугольник, ромб, овал и т. д.) и уменьшенный до размеров пиктограммы: 48х48 пикселей.
Представьте, что вы работаете дизайнером, и Вам поступил заказ от клиента, разработать и представить логотип или фирменный знак для фирмы, которая занимается продажей постельного белья, подушек, одеял и всех, связанных с этим принадлежностей. Заказчик желает видеть логотип тематически связанный с деятельностью фирмы (т. е. логотип или фирменный знак должен нести смысловую нагрузку). Заказчику все равно будет логотип черно-белый или цветной.
Ваше второе контрольное задание заключается в том, что бы Вы разработали логотип на основе стилизации изобразительного объекта, кажущегося Вам наиболее соответствующим данному заданию (т. е. объект для стилизации вы выбираете сами) в соответствии с требованиями клиента. Конечный файл должен содержать два изображения размером не более чем 200Х200 пикселей, первое – исходное (изображение, которое Вы выбрали, без Ваших изменений), второе – Ваша стилизация. К данной работе Вы должны приложить файл, в котором Вы напишите обоснование, почему Вы выбрали именно этот объект для стилизации. Написать необходимо так, что бы клиент не сомневался в верности Вашего выбора.
Готовый файл сохраните как:
Например, учащийся с номером 156, высылающий контрольное задание №2, сохраняет и высылает его под названием: