что такое степень локализации
Что такое баллы локализации. Объясняем простыми словами
Например, в 2021 году закупать для государственных нужд можно только автомобили со степенью локализации больше 3200 баллов. А для заключения специнвестконтрактов (СПИКов) автопроизводителям необходимо, чтобы технологические операции на почти весь (90%) автопарк набирали не менее 7000 баллов локализации.
Пример употребления
«Минпромторг России подсчитал уровень локализации всех моделей легковых автомобилей, произведённых на территории страны в 2020 г. Согласно этим данным, “самыми отечественными” оказались Lada Largus и Lada Granta — они набрали по 3280 баллов по методике Минпромторга. Lada 4×4 набрала 3260, Lada Vesta — 3200 баллов ровно».
(Из материала «Ведомостей» о том, почему «АвтоВАЗ» остаётся единственным участником госзакупок в легковом сегменте.)
Нюансы
Балльная система оценки уровня локализации автопроизводства начала работать в России в 2019 году. Баллы начисляют за локализацию сборочных операций, использование российских комплектующих и сырья. Дороже всего оценивается локализация производства кузовов и электродвигателей.
Количество баллов, необходимых для участия в госконтрактах, с каждым годом растёт. В 2021 году оно составляет 3200, а в 2020 году равнялось 2000 баллов. По задумке Минпромторга, балльная система оценки должна стимулировать политику локализации промышленных производств.
В 2021 году правительство утвердило балльную систему оценки уровня локализации в судостроении, аналогичную уже действующей в автопроме. Высокий уровень локализации даст судостроителям доступ к инструментам господдержки, в том числе к целевым субсидиям. Каждой категории комплектующих будут присваивать свой балл, при этом его величина определяется пропорционально стоимости и сложности оборудования.
Требования к локализации в судостроении также будут ужесточаться. Например, до 30 июня 2023 года для получения господдержки при строительстве судна на воздушной подушке необходимо набрать не менее 1950 баллов, с 1 июля 2023 года — 2200 баллов, а с 1 июля 2025 года — уже 2550 баллов.
Что такое степень локализации
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 11 августа 2014 г. № 1556 “Об утверждении Порядка определения степени локализации в отношении генерирующего объекта, функционирующего на основе использования возобновляемых источников энергии”
В соответствии с пунктом 5.2.18.32 Положения о Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 438 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 24, ст. 2868; № 42, ст. 4825; № 46, ст. 5337; 2009, № 3, ст. 378; № 6, ст. 738; № 11, ст. 1316; № 25, ст. 3065; № 26, ст. 3197; № 33, ст. 4088; 2010, № 6, ст. 649; № 9, ст. 960; № 24, ст. 3039; № 26, ст. 3350; № 31, ст. 4251; № 35, ст. 4574; № 35, ст. 4575; № 45, ст. 5854; 2011, № 14, ст. 1935; № 43, ст. 6079; № 46, ст. 6523; № 47, ст. 6653; № 47, ст. 6662; 2012, № 1, ст. 192; № 37, ст. 5001; № 43, ст. 5874; № 43, ст. 5886; 2013, № 5, ст. 392; № 16, ст. 1966; № 23, ст. 2909; № 33, ст. 4386; № 38, ст. 4817; № 45, ст. 5822; 2014, № 9, ст. 923; № 16, ст. 1897), и Правилами квалификации генерирующего объекта, функционирующего на основе использования возобновляемых источников энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2008 г. № 426 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 23, ст. 2716; 2010 № 6, ст. 664, 2013, № 23, ст. 2909, 2014, № 9, ст. 907),приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок определения степени локализации в отношении генерирующего объекта, функционирующего на основе использования возобновляемых источников энергии.
3. Утвердить прилагаемое Положение о Комиссии.
4. Предоставить право подписи заключений о степени локализации в отношении генерирующего объекта, функционирующего на основе использования возобновляемых источников энергии, заместителю Министра С.А. Цыбу.
5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра С.А. Цыба.
Врио Министра | Г.С. Никитин |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 6 октября 2014 г.
Регистрационный № 34248
Порядок
определения степени локализации в отношении генерирующего объекта, функционирующего на основе использования возобновляемых источников энергии
(утв. приказом Министерства промышленности и торговли РФ от 11 августа 2014 г. № 1556)
2. Для определения степени локализации генерирующего объекта организация, имеющая намерение подтвердить степень локализации, представляет в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации не позднее 5 рабочих дней с начала текущего месяца заявление в произвольной форме с приложением следующих документов:
а) копии документов, подтверждающих ввод генерирующего объекта в эксплуатацию, заверенные руководителем организации и скрепленные печатью организации;
б) копию схемы планировочной организации земельного участка, на котором расположен генерирующий объект, заверенную руководителем организации и скрепленную печатью организации;
в) выписку из Единого государственного реестра юридических лиц;
г) копии учредительных документов организации, заверенные руководителем организации и скрепленные печатью организации;
д) поэлементный расчет величины степени локализации в отношении генерирующего объекта, заверенный руководителем организации и скрепленный печатью организации (рекомендуемая форма представлена в приложении к настоящему Порядку);
копии свидетельства о допуске к выполнению работ по подготовке проектной документации, с приложением копии заключения государственной экспертизы проектной документации по генерирующему объекту, и/или свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, заверенные руководителем организации и скрепленные печатью организации;
в случае выполнения работ подрядными организациями:
копии договоров на проведение работ (оказания услуг), выполненных на территории Российской Федерации при проектировании и строительстве генерирующего объекта, заверенные уполномоченным лицом организации и скрепленные печатью организации;
копии свидетельств о государственной регистрации юридического лица организации-исполнителя работ, выполненных на территории Российской Федерации при проектировании и строительстве генерирующего объекта, а также копии свидетельства о допуске к выполнению работ по подготовке проектной документации, и свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, заверенные уполномоченным лицом организации-исполнителя работ;
копии актов выполненных работ или копии актов приемки законченного строительства объекта, заверенные руководителем организации и скрепленные печатью организации.
4. Департамент металлургии, станкостроения и тяжелого машиностроения Министерства промышленности и торговли Российской Федерации в течение 30 рабочих дней:
а) проверяет полноту содержащихся в документах сведений и их соответствие пункту 2 настоящего Порядка;
б) по результатам проверки:
в случае несоответствия документов пункту 2 настоящего Порядка и/или неполноты содержащихся в документах сведений, возвращает документы организации с указанием причин возврата в 10-дневный срок с даты их поступления в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, письмом за подписью директора (заместителя директора) Департамента металлургии, станкостроения и тяжелого машиностроения Министерства промышленности и торговли Российской Федерации;
г) направляет заключение организации и в соответствии с пунктом 22 Правил копию заключения в совет рынка.
Приложение
к Порядку определения степени
локализации в отношении
генерирующего объекта,
функционирующего на основе
использования возобновляемых
источников энергии
Поэлементный расчет величины степени локализации в отношении генерирующего объекта функционирующего на основе использования возобновляемых источников энергии
№ п/п | Наименование условия, элемента (-ов) оборудования (оборудования в сборе) и работ | Вклад в степень локализации (процентов) | Фактический вклад в степень локализации (процентов) | Перечень документов, представленных в отношении элемента оборудования и работ |
---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | ||||
. | ||||
Итого | 100 |
Положение
о Комиссии по вопросам определения степени локализации в отношении генерирующего объекта, функционирующего на основе использования возобновляемых источников энергии
(утв. приказом Министерства промышленности и торговли РФ от 11 августа 2014 г. № 1556)
2. Комиссия руководствуется в своей деятельности федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, а также настоящим Положением.
3. Основными задачами Комиссии являются:
рассмотрение заявлений и документов организации и подготовка в соответствии с Правилами квалификации генерирующего объекта, функционирующего на основе использования возобновляемых источников энергии, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2008 г. № 426 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 23, ст. 2716; 2010 № 6, ст. 664, 2013, № 23, ст. 2909, 2014, № 9, ст. 907) предложений о степени локализации в отношении генерирующего объекта;
подготовка предложений по разработке проектов актов, направленных на совершенствование механизма определения степени локализации в отношении генерирующему объекту.
4. Комиссию возглавляет Председатель Комиссии. Председателем Комиссии является заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации. Заместителем Председателя Комиссии является директор Департамента металлургии, станкостроения и тяжелого машиностроения.
Ответственным секретарем Комиссии является представитель Департамента металлургии, станкостроения и тяжелого машиностроения Министерства промышленности и торговли Российской Федерации.
Состав Комиссии утверждается приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации. В состав Комиссии включаются представитель Некоммерческого Партнерства «Совет рынка по организации эффективной системы оптовой и розничной торговли электрической энергией и мощностью» и представители иных заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.
6. Кворум для проведения заседания Комиссии должен быть не менее половины от числа членов Комиссии.
7. Решения на заседаниях Комиссии принимаются большинством голосов членов Комиссии и оформляются протоколом заседания Комиссии. В случае равенства количества голосов решающим является голос председательствующего на заседании Комиссии.
8. Председатель Комиссии:
организует работу Комиссии;
проводит заседания Комиссии;
подписывает протоколы заседания Комиссии.
9. Ответственный секретарь Комиссии:
организует подготовку рабочих материалов;
информирует членов Комиссии о времени и месте проведения очередного заседания Комиссии;
ведет протокол заседания Комиссии.
10. Организационно-техническое и информационно-аналитическое обеспечение деятельности Комиссии осуществляется Департаментом металлургии, станкостроения и тяжелого машиностроения Министерства промышленности и торговли Российской Федерации.
Обзор документа
Установлена процедура определения степени локализации в отношении генерирующего объекта, функционирующего на основе использования возобновляемых источников энергии.
Закреплен список документов, необходимых для определения вклада в степень локализации по объекту в отношении работ, выполненных в России при его проектировании и строительстве.
Документы сначала рассматриваются Департаментом металлургии, станкостроения и тяжелого машиностроения, а затем специальной комиссией. Готовится проект заключения о степени локализации, который представляется на подпись уполномоченному заместителю Министра. Вся процедура занимает не более 30 рабочих дней. Копия заключения направляется в совет рынка.
Что такое степень локализации
приказом Минпромторга России
от 24 сентября 2018 года N 3788
Порядок определения степени локализации в отношении генерирующего объекта, функционирующего на основе использования возобновляемых источников энергии
а) копии документов, подтверждающих ввод генерирующего объекта в эксплуатацию, заверенные руководителем организации или уполномоченным им лицом и скрепленные печатью организации (при наличии);
б) копию схемы планировочной организации земельного участка, на котором расположен генерирующий объект, заверенную руководителем организации или уполномоченным им лицом и скрепленную печатью организации (при наличии);
в) поэлементный расчет величины степени локализации в отношении генерирующего объекта, заверенный руководителем организации или уполномоченным им лицом и скрепленный печатью организации (при наличии) (рекомендуемый образец приведен в приложении к настоящему Порядку).
копии документов, подтверждающих поставку или передачу на иных законных основаниях оборудования, указанного в пунктах 1-13, 17-19 приложения N 1 к Правилам, пунктах 1-12, 16-18 приложения N 1_1 к Правилам, пунктах 1-7 приложения N 2 к Правилам, пунктах 1-4 приложения N 3 к Правилам, пунктах 1-15 приложения N 4 к Правилам и пунктах 1-7 приложения N 4_1 к Правилам, заверенные руководителем организации или уполномоченным им лицом и скрепленные печатью организации (при наличии);
копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица в отношении поставщика и производителя оборудования, указанного в пунктах 1-13, 17-19 приложения N 1 к Правилам, пунктах 1-12, 16-18 приложения N 1_1 к Правилам, пунктах 1-6 приложения N 2 к Правилам, пунктах 1-3 приложения N 3 к Правилам, пунктах 1-15 приложения N 4 к Правилам и пунктах 1-7 приложения N 4_1 к Правилам, а также копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица в отношении поставщика оборудования, указанного в пункте 7 приложения N 2 к Правилам и пункте 4 приложения N 3 к Правилам;
копии документов об оценке (подтверждении) соответствия обязательным требованиям безопасности продукции, установленным техническими регламентами, в отношении оборудования, указанного в пунктах 1-13, 17-19 приложения N 1 к Правилам, пунктах 1-12, 16-18 приложения N 1_1 к Правилам, пунктах 1-7 приложения N 2 к Правилам, пунктах 1-4 приложения N 3 к Правилам, пунктах 1-15 приложения N 4 к Правилам и пунктах 1-7 приложения N 4_1 к Правилам, а также в отношении сырья, если происхождение сырья должно подтверждаться с учетом приложений N 1-4_1 к Правилам;
выписки из технической документации производителя оборудования (в том числе выписка из технологической карты производителя с указанием технологического процесса), подтверждающие выполнение заданных условий, указанных в пунктах 1-13, 17-19 приложения N 1 к Правилам, пунктах 1-12, 16-18 приложения N 1_1 к Правилам, пунктах 3-6 приложения N 2 к Правилам, пунктах 1-3 приложения N 3 к Правилам, пунктах 1-7 приложения N 4_1 к Правилам, заверенные уполномоченным лицом производителя;
копия декларации о происхождении товара либо копии сертификатов о происхождении товара, оформленные в соответствии с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза (Федеральный закон от 14 ноября 2017 г. N 317-ФЗ «О ратификации Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 47, ст.6843), либо копия специального инвестиционного контракта, заключенного в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2015 г. N 708 «О специальных инвестиционных контрактах для отдельных отраслей промышленности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 30, ст.4587; 2017, N 1, ст.220; N 52, ст.8142), в отношении оборудования, указанного в пунктах 1-13, 17-19 приложения N 1 к Правилам, пунктах 1-12, 16-18 приложения N 1_1 к Правилам, пунктах 1-6 приложения N 2 к Правилам, пунктах 1-3 приложения N 3 к Правилам, пунктах 1-15 приложения N 4 к Правилам и пунктах 1-7 приложения N 4_1 к Правилам, заверенные руководителем организации или уполномоченным им лицом и скрепленные печатью организации (при наличии);
5. Для определения вклада в степень локализации по генерирующему объекту в отношении работ, выполненных на территории Российской Федерации при проектировании и строительстве генерирующего объекта, указанных в приложениях N 1-4_1 к Правилам, организация представляет в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации следующие документы:
в случае выполнения работ подрядными (субподрядными) организациями:
копии договоров на выполнение работ (оказание услуг) на территории Российской Федерации при проектировании и строительстве генерирующего объекта, заверенные руководителем организации или уполномоченным им лицом и скрепленные печатью организации (при наличии);
копии актов выполненных работ или копии актов приемки законченного строительства объекта, заверенные руководителем организации или уполномоченным им лицом и скрепленные печатью организации (при наличии).
7. Департамент в течение 30 рабочих дней со дня поступления комплекта документов:
а) проверяет полноту содержащихся в документах сведений и их соответствие пунктам 3-5 настоящего Порядка;
б) по результатам проверки:
в случае несоответствия документов пунктам 3-5 настоящего Порядка и (или) неполноты содержащихся в документах сведений, возвращает документы организации с указанием причин возврата в течение 10 рабочих дней со дня их поступления в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации письмом за подписью директора (заместителя директора) Департамента;
в случае наличия расхождений в документах, представленных в соответствии с пунктами 3-5 настоящего Порядка:
в течение 20 рабочих дней со дня поступления в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации полного комплекта документов от организации проводит обследования генерирующего объекта в месте его расположения;
уведомляет организацию о предполагаемой дате обследования генерирующего объекта в месте его расположения не менее чем за 3 рабочих дня до обследования генерирующего объекта;
В целях проведения проверки собственник или иной законный владелец генерирующего объекта обеспечивает доступ представителю Департамента к генерирующему объекту в месте его расположения для проведения обследования.
По результатам обследования генерирующего объекта в месте его расположения Департамент подготавливает экспертное заключение, содержащее выводы о соответствии (несоответствии) состава оборудования генерирующего объекта документам, представленным организацией в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации с целью подтверждения степени локализации генерирующего объекта, и направляет документы в Комиссию;
г) направляет заключение организации и в совет рынка не позднее 10 рабочих дней со дня определения степени локализации по генерирующему объекту.
журнал стратегия
# журнал стратегия
Локализация производства
Кому и зачем нужна локализация производства, насколько она полезна и трудна, как эффективно применять ее механизмы на практике? О ключевом элементе международной промышленной кооперации рассуждает заместитель председателя Комитета РСПП по промышленной политике Владимир Рудашевский.
Для понимания задач локализации производства (ЛП) следует отличать цели, которые преследует компания-партнер, размещающая производство (экстенсивер), от целей принимающей стороны — реципиента (как правило, официальных властей).
Экстенсивер стремится к расширению рыночных позиций за счет гарантированного сбыта продукции, где не последнюю роль играет географическая приближенность к потребителю и источникам сырья, что снижает транспортные расходы до 25% себестоимости некоторых видов продукции. Реципиент рассчитывает на рост инвестиций и трудовой занятости, дополнительные налоговые поступления, прямой доступ к передовым технологиям, знаниям, опыту корпоративного управления и становления гудвила.
Часто дешевизна рабочей силы реципиента краткосрочна и не может считаться решающим фактором при выборе «производственной площадки». Большего внимания заслуживает кооперация с национальными или региональными экономическими операторами. К примеру, производство автомобильных легкосплавных дисков рядом с литейными заводами «Русала» принесло бы чувствительную выгоду: только одному Volkswagen требуется не менее 10 млн таких дисков. Между тем до 90% дисков сейчас импортируется из Китая.
Локализовывают производство чаще компании, стремящиеся расширять рынок для своей продукции с оценкой перспектив его развития. Они, как правило, учитывают принципы промышленной политики страны локализации, которые позволяют рассчитывать на меры государственной поддержки национальной экономики или вводить ограничения и даже запреты на импорт тех или иных товаров. Ярким примером такого подхода может служить автопром России, на протяжении длительного времени получающий значительную поддержку государства.
Закон о промышленной политике в РФ предусматривает специальные инвестиционные контракты (СПИК) как один из инструментов поддержки развития промышленности.
Предполагается, что после прекращения действия соглашений о промсборке, благодаря которым автопроизводители получали временные льготы, западные компании смогут рассчитывать на постоянные преференции, заключив специальный инвестконтракт.
Например, в Mercedes-Benz уже объявили, что до конца года такой СПИК будет подписан. Компания берет на себя обязательства по локализации, развитию технологий и созданию нового производства. Взамен она получит налоговые льготы, упрощение административных процедур и, что особенно важно, статус российского производителя, следовательно, доступ к госконтрактам.
Другой пример — заключенный на десять лет СПИК с немецко-японским концерном DMG Mori, согласно которому будет налажено производство новейших токарных и фрезерных станков и модернизирован Ульяновский завод. Швейцарская Sika собирается открыть в Подмосковье сразу два предприятия, в дополнение к заводам в Волгограде и Лобне, которые задействованы в строительстве стадиона «Зенит-Арена» и Керченского моста.
Примерно по такому же пути идет и российский фармсектор. Прямой запрет поставок иностранных препаратов, введенный Минздравом РФ в конце 2015 года, подтолкнул все крупные фармацевтические фирмы активизировать свои усилия по ЛП. Правительство разрабатывает меры поддержки локализации фармпроизводств в том числе за счет введения ограничений на госзакупки лекарств. Всего за последние четыре года европейский бизнес создал в России более 200 новых производств.
Еще один тонкий аспект — отличие локализации от экспансии. Расширение экономической деятельности за пределы собственной территории — едва ли не самый распространенный метод обеспечения национальной конкурентоспособности. Локализация производства способствует сохранению экономического суверенитета страны, поскольку развивает собственные производительные силы: технологическую практику, кадровый потенциал, ресурсно-энергетический и экологический факторы.
Кто выбирает локализацию?
Иногда считается, что ЛП необходима лишь для преодоления экспортно-импортных ограничений. Это не совсем верно, хоть и возможно: например, благодаря введению Россией продуктовых контрсанкций в Москве открылся торговый центр одного из известных продовольственных брендов, в котором совмещается собственное производство и продажа гастрономических продуктов.
Кроме того, многочисленные межправительственные комиссии формулируют предложения и проекты по развитию экономического сотрудничества, в том числе локализации производства. Особый интерес представляют европейские страны, участвующие в инициативе «Партнерство для модернизации». К примеру, Российско-Французский совет по экономическим, финансовым, промышленным и торговым вопросам (СЭФИК) разработал программу, которая включает 14 проектов в пяти отраслях. Примечательно, что, пожалуй, впервые в документе такого типа предусмотрено прямое использование механизма ЛП, известные российские и французские компании могут расширить номенклатуру уже производимых в России автокомпонентов.