что такое стена плача в иерусалиме объяснение
Стена Плача
Стена Плача
Стена Плача (Western Wall) является остатками укрепляющих конструкций, которые были возведены Иродом Великим рядом с Храмовой Горой в Иерусалиме. Здесь располагался Второй Иерусалимский Храм – в 70 году н.э. его разрушили римляне. Стена Плача не была частью Храма, однако она достаточно близка к ней, поэтому превратилась в самую значимую святыню для еврейского народа. Многие столетия здесь собирается большое количество верующих, это место служит центром паломничества и молитв. Наиболее ранний источник, который связывает иудеев со Стеной, относится к IV веку. Длина сооружения составляет 57 м, высота – 19 м.
Сэкономь на путешествии!
Видео: Стена Плача в Иерусалиме
История и происхождение названия
Стена Плача имеет 45 рядов кладки, 28 из них находятся над землей, остальные – снизу. Сооружение возводилось постепенно – во времена правления Ирода, Омейядов и Османской империи. Для обеспечения прочности все ряды каменных блоков устанавливались с некоторым углублением внутрь конструкции, при этом Стена создавалась без применения специального раствора.
При строительстве укрепления Ирод Великий разработал хитрый план, чтобы получить одобрение Рима. Правитель послал в Рим гонца и в то время, пока тот добирался, начал возводить Стену. Ирод знал, что поездка в Рим будет длиться долго – когда гонец вернулся оттуда, строительство уже завершилось. Ответное письмо было лаконичным, в нем Октавиан Август говорил, что сооружение не стоит возводить, но если работы уже завершены, можно оставить его.
Свое название Стена получила из-за того, что здесь оплакиваются Первый и Второй Храмы, которые были разрушены в один день, но в разные годы. Священные писания содержат сведения о том, что эти события не являлись случайностью – евреев наказали за создание идолов и постоянное кровопролитие.
Сооружение также называют Западной стеной – так звучит его название на иврите. Фрагмент защитного укрепления Храмовой Горы находился именно в западной части, поэтому его так стали именовать. Арабы же, увидев, что евреи приходят сюда молиться Богу и сожалеть о разрушении Храма, прозвали остатки укрепления «Стеной Плача». Это название стало популярно в других странах и сейчас данная достопримечательность имеет два наименования.
Молящиеся Разделение Стены Плача на две зоны
Традиции и обычаи
В современном мире Стена Плача является особенным местом для всех иудеев. Сооружение также привлекает путешественников со всех уголков планеты. Сейчас Стена разделена на две части – левая предназначена для мужчин, а к правой подходят женщины. Существует традиция оставлять записки с заветными желаниями между её камней. Так люди имеют возможность обратиться к Всевышнему.
На площади перед Стеной Плача проводятся торжественные мероприятия во время государственных праздников Израиля. Здесь принято отмечать значимые события в жизни верующих, например, достижение возраста религиозного совершеннолетия. Площадь является местом приношения присяги военнослужащими армии обороны страны. В дни поста иудеи сидят на земле около Стены, молясь и напевая печальные мелодии.
Записки в Стене Плача
Традиция помещения кусочков бумаги с написанными на них желаниями в щели Стены Плача зародилась несколько сотен лет назад. На данный момент здесь находится более миллиона записок от верующих и путешественников. Данный обычай обрел популярность среди знаменитостей, приезжающих в Израиль.
Записки в расщелинах стены Солдаты израильской армии пишут записку
Текст пожелания пишется на любом из языков, а длина сообщения варьируется от пары слов до целых посланий. Достаточно часто в записках цитируют отрывки из Библии. Люди просят у Господа здоровья, достатка, спасения и удачи. Можно использовать любую бумагу – её размер и цвет не имеют никакого значения. Важна лишь искренность желания и его понятное изложение, поэтому стоит продумать текст обращения заранее. После помещения записки между камней принято отдавать немного денег на благотворительность. Можно поделиться едой с нищим или помочь немощному. Если человек хочет обрести то, о чем просил, ему стоит продемонстрировать готовность меняться в лучшую сторону.
Согласно иудейским верованиям, молитвенные записки Стены Плача нельзя выбрасывать или сжигать. Несколько раз в год их собирают и хоронят на еврейском кладбище на Масличной горе. Традиция оставлять послания Богу положительно воспринимается представителями различных вероисповеданий, поэтому записку имеет возможность оставить каждый желающий.
Туннель Западной стены
Туннель пролегает под землей вдоль Стены Плача и находится перед её центральной частью и рядом с северным участком. В подземном комплексе можно увидеть дополнительные 485 м стены, которые недоступны, если смотреть на сооружение сверху. В ходе раскопок археологи обнаружили тут многочисленные находки, относящиеся к разным периодам истории Израиля. В северной части Западной стены нашли остатки водного канала, при помощи которого на Храмовую Гору подавалась вода. Самый крупный камень сооружения весит несколько сотен тонн – это один из тяжелейших объектов, поднятых человеком без применения специальной техники. Посетители имеют возможность войти в туннель с южной стороны и выйти из его северной части.
Сведения для туристов
К Стене Плача можно пройти в любое время года, она доступна для посещения круглые сутки. Добираться рекомендуется автобусом, поскольку места для личных транспортных средств на стоянке обычно заняты. На каждом из трех входов на площадь осуществляется контроль; скромная одежда обязательна. Женщины должны прикрыть плечи и ноги ниже колен, а мужчинам, желающим подойти к стене, выдаются бумажные ермолки (молитвенные шапочки). В субботу и еврейские праздники здесь нельзя курить, фотографироваться и говорить по мобильному телефону. Категорически запрещается приходить сюда с домашними питомцами.
Стоимость визита составляет 25 шекелей для взрослых и 15 шекелей – для детей. Во время праздников оплачивать посещение достопримечательности не нужно.
Вход в туннель Стены Плача разрешается только туристам с гидами по предварительной договоренности. Экскурсии на иврите и английском проводятся с группами до 30 человек. Туристы пребывают внизу в течение полутора часов, посещение доступно с 7 утра до 11 вечера, в пятницу – до обеда. Экскурсии не проводятся в субботу и праздничные дни.
Где находится Стена Плача в Иерусалиме и что о ней надо знать?
О Стене Плача в Иерусалиме слышали все, но что это на самом деле, действительно ли сбываются желания рядом с ней, где именно находится этот памятник истории, творящий такие чудеса – знает далеко не каждый.
Что это такое?
Очень давно, в Израиле стояли два великих и без преувеличений, легендарных Храма – Первый Иерусалимский и храм Соломона. Построены они были рядом друг с другом и составили то, что сейчас обозначено исторической литературой, как комплекс Храмовой горы. Из этой же литературы можно узнать, что от называемого так комплекса из двух храмов не осталось ничего, кроме легенд и руин в западной части горы еще задолго до момента рождения Христа.
Восстанавливали место для молебнов при печально известном по библейским строкам царе Ироде, чуть восточнее той площади, где находится сейчас доступная каждому желающему Стена.
Стена Плача на карте сегодняшнего Израиля – это все, что осталось от восстановленного когда-то Иродом храмового комплекса, получившего название Второго Иерусалимского храма. В общем-то, оригинальное название этого места — הַכֹּתֶל הַמַעֲרָבִי, что произносится правильно так – «ха-Ко́тель ха-Маарави» и означает всего лишь – «западная стена».
Географически находится она на горе Мориа, сегодня уже не особо большом возвышении в Старом Иерусалиме, но во времена написания Заветов, то есть – задолго до наступления нашей эры, это действительно была настоящая гора.
Стены опоясывали гору еще при первом храме Израилевом, затем и при храме Соломона, а впоследствии при Втором, выстроенном Иродом. Поэтому где-то в основании Стены Плача в Иерусалиме есть камни, видевшие все и всех, о чем и о ком рассказывают Ветхий и Новый Заветы.
Все, что осталось от обросших легендами храмов – это только часть опоясывавших когда-то гору стен, их небольшой фрагмент на западном склоне, который сейчас и называют – Стеной Плача, также как и сравнительно небольшую мощеную площадку под ней.
Памятник истории и веры возвышается над старым городом на 28 каменных рядов, а в земле скрыто минимум 17 рядов каменной кладки. Общая, занимаемая стеной площадь – 57 метров, согласно оценкам историков ее самая небольшая высота, без учета фундамента, была когда-то равной 32 метрам, сейчас над землей возвышается в среднем, 19 метров.
Каким чудом этот фрагмент уцелел после целенаправленного разрушения римскими войсками в 70 году Второго храма, сейчас сказать, разумеется, невозможно. Но тот факт, что она уцелела и стоит до сих пор, укрепляет старинную еврейскую легенду, рассказывающую о том, что сам Бог пообещал Соломону, что именно западная стена не будет разрушена никогда.
В сегодняшнем Иерусалиме, Стена Плача – не только достопримечательность, рядом с которой идет оживленная торговля «красными нитками», теми, какие нужно привязывать на запястье, не только место, где нужно написать записку, чтобы сбылось заветное желание, Стена – главная иудейская святыня, место массового паломничества верующих, поток которых не прекращается ни на один день в год.
Имеет свое значение Стена не только для иудеев, она священна для мусульман, ведь именно здесь вознесся Мухаммед (в верхней части горы – самая знаменитая на Ближнем Востоке мечеть, внутри стоит камень, с которого вознесся пророк), священна для христиан, именно здесь происходили все события Пятикнижия и Заветов.
Разумеется, оказавшись в Израиле, обойти памятник стороной просто нельзя – стена есть на каждой карте Иерусалима, независимо от ее формата и целевой аудитории.
Почему так называется?
История Стены Плача – это еще и история самого названия, дословно на иврите оно имеет немного другой смысл, более точно можно перевести, как «стена стенаний». Однако «стена плача» звучит более комфортно для восприятия.
То, что памятник так называется, сложилось исторически – после разрушения римлянами святыни, простоявшей свыше 600 лет, под тень уцелевшей стены начали приходить иудеи, «плакать», как рассказывают написанные в Риме хроники.
Именно от иудейских стенаний по разрушенному священному месту и пошло это название западной стены.
Парадоксально, но с тех же времен стали замечать, что все просьбы, обращенные к Богу под Стеной – сбывались. Конечно, древние евреи не писали записок, они просто сетовали, молились, просили и верили, что все сказанное здесь обязательно должно сбыться.
Сбываются ли желания?
Все ли желания сбываются? Что и как нужно сделать? Как написать? Как обратиться? Важно ли, на каком языке писать?
Множество подобных вопросов обрушивается на любого экскурсовода в столице Израиля и задается онлайн на сайтах, посвященных тематике туризма в эту обетованную страну. Достаточно большое количество людей, планирующих первую поездку в Иерусалим, интересуются не только тем, сбудется ли загаданное рядом со святыней или те, как правильно оформить свою просьбу, но и тем, бесплатно ли это.
Записку можно оставить совершенно бесплатно, а самое сложное не в том, как ее написать, а в том, как найти для нее свободную щелочку. Тем, кто сильно волнуется, вероятно, будет полезно накануне отъезда своими глазами увидеть, что именно и как происходит у камней древней святыни.
Сделать это достаточно просто в любое абсолютно время. Дело в том, что на памятнике установлены веб-камеры, работающие 24 часа в сутки и передающие в сеть то, что происходит непосредственно сейчас под Стеной.
Трудностей в поисках трансляции не может возникнуть в принципе. Достаточно просто набрать в любом поисковом ресурсе «онлайн-трансляция от Стены Плача». Сайтов, показывающих передаваемый израильскими камерами сигнал, очень много, почему и становится совершенно нетрудно все заранее увидеть.
Что касается самой записки, то писать ее можно как угодно. Единственное, что советуют местные старики, так это то, что письмо должно идти свободно, от сердца, без лишних мыслей. В записке должно быть сказано самое наболевшее, а уж сколько строк для этого понадобится – дело совершенно личное, никаких ограничений нет. Но, нужно понимать, что всунуть в щель «трактат-многотомник» не получится физически.
С точки зрения православного духовенства, Стена в Израиле является святыней всего мира, невзирая на религию. Поэтому к «идолопоклонничеству» или сектантству наши священники, как и все остальные, ритуал оставления записки не относят, впрочем, так же, как покупку и ношение продающихся чуть ли не прямо под стеной «красных ниток», приобретших в последнее время очень большую популярность.
Есть небольшой нюанс, на который первыми обратили внимание мусульмане, обращение с просьбой о чем-либо у священных древних камней памятника – это мольба к Богу, а не прошение к самой Стене. К сожалению, многие туристы или не понимают этого момента, или же искренне заблуждаются, полагая, что можно просто назвать письменно перечень желаемых материальных благ, а Стена это все тут же предоставит.
Все совсем не так, и если данное место действительно кому-то помогло, то дело здесь вовсе не в камнях, а в вере и намоленности, особой ауре места, куда люди приходили молиться уже на самой заре зарождения человеческого общества, тысячелетия назад.
Где находится?
Стена находится в Старом городе, от аэропорта Атарот до нее можно доехать как на машине, так и на транспорте. Путь в арендованном автомобиле, если хорошо знакома местность, также как и в такси, займет всего лишь 25-30 минут, если ехать по улице Намалха Теуфа и по пути не свернуть по ошибке к ресторану «Абу Шакри». Дело в том, что перед поворотом очень много указателей, смущающих не знакомого с местностью водителя.
Если все же ошибка произошла, назад можно не возвращаться, достаточно свернуть после комплекса «Абу Шакри» влево, на улицу Дерек Бейт Ханина. Она также приведет к Старому Городу.
Первым на пути уже пешеходном, будет храм Гроба Господня, если свернуть от отмеченной указателями улицы вправо, если же следовать прямо по указателям, то можно попасть сразу к Стене, не отвлекаясь на другие достопримечательности.
Также до Старого города от аэропорта отходят автобусы, следуют они примерно три раза за час, идут тремя разными маршрутами. В пути находятся около часа.
Видео: Стена Плача в Иерусалиме.
Что еще нужно знать?
Среди туристов, побывавших у этого памятника, есть не только ушедшие воодушевленными и благодарными, есть и разочарованные, утверждающие, что «стена не работает».
Почему желание может так и остаться желанием, а может исполниться чуть ли не сиюминутно – вопрос для долгих диспутов. Но во избежание разочарований нужно не забывать, что Стена – не волшебный шатер, это святое место, предназначенное для молитвы, причем – действующее, так как под площадью расположена синагога.
К этому нужно отнестись соответственно, с уважением, следует помнить, что, входя на территорию – входишь в храм, а не в музей:
Что касается записок, то их стали писать только в 18 веке, примерно в то же время, когда стали торговать перед входом красными веревочками-оберегами и лепешками с козьим сыром, до конца 18 века торговля шла в другом месте. Поэтому, если нет возможности непосредственно записать что-то – не нужно отчаиваться, писать совсем необязательно.
Если Стена Плача в Иерусалиме – объект достаточно неоднозначный, кто-то видит в ней исключительно свидетельство истории, кто-то – панацею и надежду, а кто-то обычное место для молитвы, то буквально в паре шагов от нее объект совершенно однозначный – туннель Хасмонеев. Это место проведения раскопок, сюда можно заказать экскурсию, здесь можно увидеть постройки времен царя Соломона и еще более ранние, с доказанной научно датировкой.
Экскурсии по Старому городу не дешевы – от 200 до 450 долларов за группу от 1 до 6 человек, цену диктует выбранный маршрут, самые дорогие экскурсии те, которые связаны с христианством в целом и самим Иисусом в частности.
Что сделать чтобы не сгореть на солнце или если уже сгорели.
Горящие туры от Travelata.
Стена плача в Израиле (Иерусалим)
Скорее всего, в мире вряд ли найдется человек, который не слышал бы о городе Иерусалиме. В переводе с иврита Иерушалаим означает «Город Мира». Он является колыбелью всего монотеизма и трех главнейших и самых распространенных религий мира, таких как Иудаизм, Христианство и Мусульманство.
Иерусалим один из самых древнейших городов на Ближнем Востоке.
На сегодняшний день очень хорошо сохранилась старая часть города, на которой располагаются святые места ключевой важности.
История возникновения Стены Плача в Иерусалиме
Сам же храм и его Святыня находились за этой стеной, на западном склоне Храмовой горы.
После падения Иерусалима и разрушения храма Иудея перестала существовать как государство, и евреи потеряли не только независимость, но и символ духовной веры. Иерусалим был полностью разрушен и сравнен с землей. Полководец Тит Флавий решил оставить лишь одну стену этого одного из величайших сооружений того времени. Дабы увековечить победу римской империи над Иудеей.
По сути, сама внешняя стена храма не являлась святым местом для евреев, но она приобрела этот статус после падения Иудеи, как символ об Иерусалимском храме и его значении для евреев после его разрушения.
Видимая часть древней стены это 57 метровый фрагмент, расположенный на склоне Храмовой горы, в центре старого еврейского квартала. На самом же деле «Западная стена» составляет 488 метров в длину, и в большинстве своем скрыта за постройками которые были возведены после разрушения храма.
Сохранился так же 80-метровый фрагмент южной стены, а так же короткий 7-метровый фрагмент стены на западном склоне, который расположен в мусульманской части Старого города около Железных Ворот.
Высота Стены Плача над землей составляет 19 метров, но общая высота стены имеет 32 метра. Она состоит из 45 слоев обтесанного камня, 28 слоев находятся над землей и 17 под ней.
Все подземные слои, а так же семь слоев над землей датируются 1 веком до н.э.
Остальные же каменные слои были достроены позже во времена правления Византийцев, а затем крестоносцев.
Происхождение названия Стены Плача
Стена Плача в Израиле в течение уже многих столетий для многих поколений евреев является символом надежды и веры, местом их молитв и паломничества. С началом зарождения движения сионистов в начале 20 столетия Стена стала одним из оснований для трений между еврейскими религиозными лидерами и мусульманскими сообществами.
Святость Западной стены в Иерусалиме
Ещё со времен составления вавилонского талмуда и по сей день между еврейскими раввинами и кодификаторами священного писания, ведется множество споров относительного того является ли Западная стена святыней. Одни кабалистические авторитеты полагают, что сама стена, как и Храмовая гора, считается священной. Другие мудрецы полагают иначе, мотивируя это тем, что сама Западная стена находится за пределами описанных границ Иерусалимского Храма.
В прошлом паломники, следуя различным текстам из Святого Писания, забивали гвозди в расщелины стены, и писали свои смена на иврите. Но со временем эта практика была полностью прекращена, после того как раввинский суд единогласно постановил что такие действия являются кощунством и компрометируют святость всей восточной стены в глазах нееврейского окружения.
Существовала и другая практика, которая состояла в том, что еврейские паломники из-за рубежа, часто выламывали в качестве талисмана кусочек камня из Стены плача, либо собирали песок, который находился в расщелинах между камнями. Но в 1898 году раввинский суд Иерусалима запретил подобные действия, указывая на то, что таким образом со временем стена может деформироваться, а то и полностью разрушится.
В древности существовала традиция, перед молитвой около стены плача снимать обувь, так же в 17 веке был составлен сборник молитв, которые следует произносить около этой святыни.
Молитва около стены
Сегодня возле стены плача можно найти молящихся в разное время суток. Эта святыня притягивает многих евреев, как в самом Израиле, так и туристов из стран диаспоры.
Религиозные евреи всего мира обязаны, молится на восток – в сторону Храмовой горы.
Существует такое каббалистическое поверье, что «любой человек, который молится в Иерусалиме, на этом святом месте как будто молится перед Престолом Славы Всевышнего, так как здесь находятся врата рая, которые открыты для всех молитв»
На сегодняшний день площадь вблизи Стены плача имеет статус святыни, и по еврейскому закону к этому месту следует относиться с уважением. Как и в синагогах, на этом месте мужчины и женщины молятся отдельно друг от друга, мужчины обязаны быть с покрытой головой, а женщины в скромной одежде.
По традиции требуется чтобы, молящийся уходящий от Стены, отходил от неё лицом не поворачиваясь к ней спиной. По субботам (в Шаббат) у стены плача, запрещено находится с электронными приборами, такими как фотокамеры и мобильные телефоны так как они могут нарушить святость Шаббата.
Молитвенные записки
Люди приходящие чтобы помолится возле Стены Плача часто помещают в ее щели и трещины листки бумаги, на которых пишут молитвы и просьбы к Всевышнему. Так начали делать более 300 лет назад. Самое ранее упоминание об этом в начале 18 века было отмечено в книге Сефер Таамеи га-минхагим У’мекореи га-диним автором, которой является Ребе Мункачер. В рукописи рассказывается о том, что к великому еврейскому мудрецу и знатоку Каббалы Рабби Хаиму бен Атарому (Ор аХаим) пришел некий человек, который был очень обеспокоен, так как очень сильно обнищал и не мог уже покупать еду для себя и своей семьи. Рабби написал для него письмо на пергаменте и повелел поместить его в щель между камнями стены. В другой известной книге «Падэ Авраам» описывается еще одна история, связанная с учеником Рабби Хаима бен Атарома, который хотел из Марокко переехать в Иерусалим. Ор аХаим повелел ему по приезду положить записку в Западную Стену, в которой было написано «Бог Всемогущий, пожалуйста, дай возможность моему ученику по имени Азулай обрести в Израиле успех». Позже став великим мудрецом ученик Ор аХаима связывал свой успех с молитвенной запиской.
Сейчас в расщелины между камнями Стены Плача ежегодно помещается более миллиона писем и записок. Это стало традицией и для туристов, которые приезжают со всего мира, и для знаменитостей мирового масштаба, посещающих Израиль из-за границы. Записки пишутся практически на всех языках и в различных форматах. Для этого используются разнообразные чернила и самая разная бумага. Иногда, например это могут быть тетрадные листки, цветная бумага или даже обёртки от конфет и жевательной резинки.
Длина писем варьирует. Могут быть записки, состоящие буквально из нескольких слов. Также бывают очень длинные обращения. Обычно записки содержат просьбы ко Всевышнему о здоровье, спасение, богатстве и процветании. Также они могут включать в себя цитаты и стихи из Библии.
Ежегодно миллионы туристов и паломников со всего мира отправляются в святой город Иерусалим, для того чтобы увидеть Стену Желаний в Израиле, помолится возле нее и оставить письмо с просьбой к Богу.
Рабби Шмуэль Рабинович является главным раввином синагоги в еврейском квартале Старого города. Он получает сотни писем, которые адресованы «в Иерусалим, Всевышнему». Рабби Шмуэль все эти записки вкладывает в Стену.
Сейчас существуют онлайновые сервисы, которые предлагают просителям сайта отправить свои молитвенные письма, предназначенные для Западной Стены с помощью факса, электронной почты, текстовых сообщений. Отправленное таким образом письмо распечатывается и размещается в Стене. Такая служба была организована Израильской телефонной компанией, а также большим количеством благотворительных веб-сайтов.
Еврейский закон запрещает чтение чужих писем. Этот запрет был введен мудрецом Рабейну Гершомом. Поэтому категорически запрещается читать записки, вложенные в Западную Стену. Также их запрещено выбрасывать.
Существует несколько мнений относительно того, как поступать с записками, оставленными в Стене, стоит ли их хоронить или сжигать. Согласно мнению раввина Шмуэля Рабиновича, который является автором книги «Обычаи и законы Западной стены», сжигание является «чистым» способом обращения с письмами, но всё же хоронить их считается более почётно.
Два раза в год Рав Шмуэль Рабинович со своими помощниками собирают записки, которые были оставлены в Стене, и хоронят их на еврейском кладбище, расположенном на Масличной горе.