что такое стеллажная карта
Стеллажная карта – учет лекарственных средств в аптеке по срокам годности
В далекие советские времена, когда не было компьютерного учета лекарственных средств в аптечных организациях, одним из основных инструментов контроля срока годности были стеллажные карты. Эти карточки представляют собой бумажки, на которых указана информация о лекарственных препаратах одной серии, поступивших в аптеку по одному или нескольким приходным документам. Так называемые «стеллажки» используются и в наше время, несмотря на то, что они уже давно морально устарели.
Благодаря наличию компьютеров практически в каждой аптеке можно следить за сроками годности без рутины, с которой неизбежно связано заполнение стеллажных карт. Ведь на каждой упаковке есть штрих-код, позволяющий мгновенно получить нужную информацию, а весь учет ведется с помощью компьютерных программ. К тому же существуют еще и журналы учета сроков годности, поэтому оформление стеллажных карт практически не имеет никакого смысла.
Законодательное регулирование
Необходимость использования стеллажных карт четко обозначена в следующих документах:
Нужно заметить, что вид учета сроков годности лекарств устанавливается руководителем. Если у аптеки есть возможность вести учет в электронном виде, то заполнять стеллажные карточки необязательно. Однако, во избежание проблем с надзорными органами при проведении проверок, необходимо организовать привязку лекарственных средств к местам их хранения. Наиболее часто используется следующая схема: каждому наименованию лекарственного средства в компьютерной программе присваивается определенный код, этот же код указан и в месте хранения.
Стеллажные карты и по сей день используются в некоторых аптеках, расположенных в глубинке – там, где еще нет возможности использовать интернет. Также необходимость в создании современной сети учета лекарственных препаратов отсутствует при низком спросе, когда в аптеку за день заходит лишь несколько покупателей. В данном случае стеллажные карты обязательны.
Стеллажные карты в аптеке: нормативные акты (приказы 706н и 646н) и реальная ситуация
Стеллажная карта – вымирающий вид в аптечном деле. Это карточка в бумажном виде, которая оформляется в одном экземпляре на каждую партию поступившего товара. Под партией в данном случае понимаем одноименные лекарственные препараты (ЛП), одной серии, поступившие одновременно по одному или нескольким документам. Стеллажная карта несет следующую информацию о хранящемся лекарственном средстве (ЛС): наименование, форма выпуска и дозировка препарата, серия, срок годности, производитель, количество поступивших упаковок. Ее предназначение – контроль за реализацией ЛС по срокам их годности. Стеллажная карта прикрепляется на всех стеллажах, шкафах, полках, где хранятся ЛП.
Актуальна ли стеллажные карты в настоящее время?
История стеллажной карты на лекарственные средства и медикаменты уходит во времена СССР, когда весь учет в аптеке велся на бумаге. В настоящее время работа аптек изменилась. Рабочие места компьютеризованы, на каждой упаковке имеется штрих-код, который позволяет идентифицировать препарат, а учет движения товара ведется в электронном виде. Ведение стеллажных карт становится ненужной, и, более того, излишней процедурой. Сроки годности можно отследить в программе, кроме того, журнал сроков годности никто не отменял. Расширился лекарственный ассортимент, в аптеке может насчитываться по нескольку тысяч различных позиций. Препараты приходят, как правило, ежедневно в небольших количествах, по 1-2-3 упаковки каждого наименования и быстро продаются. В данных условиях оформление стеллажных карт не только теряет смысл, но и просто неудобно.
Что по этому поводу нам говорят приказы?
Приказ 706н Минздравсоцразвития « Об утверждении правил хранения лекарственных средств » от 23.08.2010г. говорит нам о том, что хранящиеся ЛС должны быть идентифицированы с помощью стеллажной карты. Выдержки из приказа:
В 646н приказе « Об утверждении правил надлежащей аптечной практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения », вышедшем сравнительно недавно (31.08.2016г.), также фигурирует понятие стеллажной карты для идентификации ЛП.
Как следует трактовать букву закона?
Из текста документов напрашивается вывод, что если аптека использует электронную систему учета, то она может отказаться от стеллажных карт. При этом возникают вопросы, каким конкретно образом идентифицировать ЛП без стеллажных карт так, чтобы при проверке надзорные органы не усмотрели нарушений. Для идентификации ЛП вместо стеллажных карт приказы разрешают применять коды и электронные устройства. Электронная идентификация достигается с помощью штрих-кодов, которые сейчас есть на каждой упаковке лекарства. Всю информацию о лекарственном препарате мы увидим в компьютере просто отсканировав код, а именно наименование, форму выпуска, дозировку, серию, срок годности, производителя. Аптечная программа должна позволять делать привязку препаратов к местам их хранения, а также предупреждать о необходимости реализовать в первую очередь препараты с ограниченным сроком годности.
Как пример: в аптеке препараты располагаются по местам хранения по фармакологическим группам, по формам выпуска, способу применения. Шкафы и стеллажи промаркированы. В программе каждому наименованию присвоен код места хранения. Этим же кодом отмечено место его хранения. Препараты с истекающим сроком годности подсвечены красным цветом и встают в первой строчке при продаже по сравнению с одноименными препаратами с хорошим сроком.
Контроль за своевременной реализацией препаратов приказы позволяют осуществлять также без стеллажных карт. Можно вести журнал учета сроков годности в бумажном виде или при помощи компьютерной программы. Современные программы позволяют формировать отчет по срокам годности в электронном виде и распечатывать их.
Каким образом будет вестись учёт сроков годности в аптеке: бумажном или электронном виде – устанавливает руководитель и закрепляет в приказе. Также руководитель определяет форму и вид носителя (бумажный/электронный) журнала учёта ЛС с ограниченным сроком годности. Это может быть обычный журнал в бумажном варианте или распечатки по срокам годности из программы. Порядок работы со сроками годности препаратов руководитель описывает в соответствующем СОПе.
Нужны ли стеллажные карточки для БАД и на другие товары аптечного ассортимента?
В нормативной документации по товарам аптечного ассортимента стеллажные карты не упоминаются в принципе, т.е. не требуются.
Нужны ли стеллажные карточки в торговом зале и на витрине?
Витрины торгового зала не считаются местами хранения, не являются ни стеллажами, ни шкафами, следовательно, там стеллажные карты можно не размещать. Однако, следует отметить, что приказ 706н обязывает вести учет сроков годности по всем лекарственным препаратам независимо от их размещения.
Что происходит в реальности?
Стеллажная карточка в ее изначальном виде становится уходящим в прошлое элементом. В современных условиях большинство аптек отказалось от ведения стеллажных карт для ЛП, однако пока сохраняется требование о ведении стеллажных карт для БАД. Норма о стеллажных карточках в нормативно-правовой документации остается для тех аптек, которые до сих пор не применяют электронную систему учета движения товара, а такие аптеки еще есть.
Какой приказ регламентирует наличие стеллажных карт в подразделениях ЛПУ?
Здравствуйте! Должны ли на медицинских постах и в процедурных кабинетах находится стеллажные карты на лекарственные средства?
Где должны находится стеллажные карты на лек средства и изделия мед назначения в больнице? Если на медицинских постах и процедурных кабинетах суточный запас, нужны ли там стеллажные карты? Спасибо Людмила
Здравствуйте, Людмила! В соответствии с п. 10 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 23.08.2010 N 706н «Об утверждении Правил хранения лекарственных средств»
10. Стеллажи (шкафы) для хранения лекарственных средств в помещениях для хранения лекарственных средств должны быть установлены таким образом, чтобы обеспечить доступ к лекарственным средствам, свободный проход персонала и, при необходимости, погрузочных устройств, а также доступность стеллажей, стен, пола для уборки.
Стеллажи, шкафы, полки, предназначенные для хранения лекарственных средств, должны быть идентифицированы.
Хранящиеся лекарственные средства должны быть также идентифицированы с помощью стеллажной карты, содержащей информацию о хранящемся лекарственном средстве (наименование, форма выпуска и дозировка, номер серии, срок годности, производитель лекарственного средства). При использовании компьютерных технологий допускается идентификация при помощи кодов и электронных устройств.
Хотя в законе конкретно не указано, где именно требуется хранить стеллажные карты, можно предположить, что они должны храниться в непосредственной, беспрепятственной близости. Очевидно, что смысл создания стеллажных карт и состоит в скором определении основных свойств того или иного препарата.
Кроме того согласно Информационному письму Минздравсоцразвития РФ от 08.02.2011 N 25-1/10/2-1208
Пункт 10 Правил определяет необходимость идентификации хранящихся лекарственных средств (независимо от места их хранения) либо с помощью стеллажной карты, либо, при использовании компьютерных технологий, — при помощи кодов и электронных устройств. Особенности кодировки определяются компьютерной программой, используемой организацией (индивидуальным предпринимателем).
К вопросу должны ли находится стеллажные карты сообщаю, что вышеупомянутые Правила распространяются на производителей лекарственных средств; организации оптовой торговли лекарственными средствами; аптечные организации (аптеки, аптечные пункты, аптечные киоски); медицинские и иные организации, осуществляющие деятельность при обращении лекарственных средств; индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность или лицензию на медицинскую деятельность.
Если правила распространяются на медицинскую организацию в целом, то это не исключает их применение в процедурных кабинетах и на медицинских постах. Скорее всего, более подробно данный вопрос может регулироваться локальным нормативный актом, т.е приказом руководителя (главного врача) ЛПУ.
Образец стеллажной карты для хранения лекарственных средств
Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: «Образец стеллажной карты для хранения лекарственных средств» с полным раскрытием тематики и дополнительными источниками информации.
Стеллажная карта в аптеке (нормативное регулирование)
В соответствии с пунктом 29 утвержденных Приказом Минздрава РФ от 31.08.2016 № 646н «Правил надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения» стеллажи (шкафы) для хранения лекарственных препаратов должны быть маркированы, иметь стеллажные карты, находящиеся в видимой зоне, обеспечивать идентификацию лекарственных препаратов в соответствии с применяемой субъектом обращения лекарственных препаратов системой учета.
Согласно абзацу 3 пункта 10 утвержденных Приказом Минздравсоцразвития РФ № 706н «Правил хранения лекарственных средств» (в ред. от 28.12.2010), хранящиеся лекарственные средства должны быть идентифицированы с помощью стеллажной карты, содержащей информацию о хранящемся лекарственном средстве (наименование, форма выпуска и дозировка, номер серии, срок годности, производитель лекарственного средства). При использовании компьютерных технологий допускается идентификация при помощи кодов и электронных устройств. Аналогичное указание содержится в Общей фармакопейной статье «Хранение лекарственных средств» ОФС.1.1.0010.15, необходимо идентифицировать хранящиеся лекарственные средства с помощью стеллажной карты, при использовании компьютерных технологий — с помощью кодов и электронных устройств.
Допускается применение электронной системы обработки данных вместо стеллажных карт. При использовании электронной системы обработки данных допускается идентификация при помощи кодов.
При этом согласно пункту 24 «а» утвержденных Приказом Минздрава РФ от 31.08.2016 № 647н «Правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения» зона торговли товарами аптечного ассортимента, то есть торговый зал, должна обеспечивать наличие мест хранения, не допускающим свободного доступа покупателей к товарам, отпускаемым, в том числе по рецепту.
Из изложенного выше явным образом следует, что, во-первых, требование об идентификации лекарственных препаратов распространяется на все хранящиеся препараты независимо от их количества. При этом идентифицировать лекарства в помещениях хранения можно как при помощи стеллажных карт, так и используя современные компьютерные технологии. Таким образом, аптечная организация вправе выбрать любой из этих двух способов идентификации лекарственных средств: либо с помощью стеллажных карт, либо посредством компьютерных технологий.
В то же время витрины торгового зала не являются местами хранения лекарственных средств, не могут считаться ни стеллажами, ни шкафами и значить в них иметь стеллажные карты не обязательно.
Согласно пункту 11 утвержденных Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.08.2010 № 706н «Правил хранения лекарственных средств» в организациях и у индивидуальных предпринимателей необходимо вести учет лекарственных средств с ограниченным сроком годности на бумажном носителе или в электронном виде с архивацией.
Контроль за своевременной реализацией лекарственных средств с ограниченным сроком годности должен осуществляться с использованием компьютерных технологий, стеллажных карт с указанием наименования лекарственного средства, серии, срока годности либо журналов учета сроков годности. Порядок ведения учета указанных лекарственных средств устанавливается руководителем организации или индивидуальным предпринимателем.
Следовательно, аптечная организация обязана вести контроль за реализацией лекарственных средств с ограниченным сроком годности, находящихся, в том числе, и в витринах торгового зала, либо в электронном виде, либо на бумажном носителе.
Отсутствие стеллажной карты на хотя бы один хранящийся в аптеке лекарственный препарат, если аптека не применяет компьютерный способ идентификации лекарственных препаратов, будет считаться нарушением указанных выше «Правил хранения лекарственных средств», а также «Правил надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения», что, в свою очередь, является грубым нарушением лицензионных требований со всеми вытекающими из этого негативными последствиями.
Скачать стеллажную карту можно с сайта:
Стеллажная карта (11,6 KiB, 5 144 hits)
Порядок оформления стеллажных карт в материальных комнатах аптечных организаций
Внимание! При пользовании статьями, консультациями и комментариями просим Вас обращать внимание на дату написания материала
Вопрос:
Нужно ли вести стеллажную карту в материальной комнате на предметы ухода за больными (бинты, вату, салфетки, шприцы, памперсы) и на парафармацевтическую продукцию?
Этот ответ читали 7403 посетителей сайта.
Данный вопрос относится к следующим темам:
Вопрос: Является ли специализированное детское питание, содержащее в своем составе мясные или рыбные продукты, подконтрольным в системе Меркурий?
Вопрос: Как действовать с термолабильными препаратами в случае отключения электроэнергии в аптеке или во время генеральной уборки?
Вопрос относится к теме:
Вопрос: Минздравом России были опубликованы: 1. Решение об отмене государственной регистрации лекарственного препарата Палин и исключении его из государственного реестра лекарственных средств №20-3/1248 от 16.07.2019г на основании подачи уполномоченным юридическим лицом ЗАО «Сандоз» заявления об отмене государственной регистрации лекарственного препарата. 2. Письмо № 02И-2034/19 от 22.08.19 г. об отзыве из обращения лекарственного препарата в связи с отменой государственной регистрации лекарственного препарата Палин и исключении его из государственного реестра лекарственных средств. Можно ли аптеке сейчас принять возврат Палина от покупателя?
Загрузка документа
«Стеллажная карточка на каждую поступившую серию медицинских товаров для контроля реализации лекарственных средств по срокам годности. Форма N А-1.9»
Имя файла документа: 21327
Размер текстовой версии файла: 2,9 кб
Как скачать документ?
У нас на сайте каждый может бесплатно скачать образец интересующего договора или образца документа, база договоров пополняется регулярно. В нашей базе более 5000 договоров и документов различного характера. Если вами замечена неточность в любом договоре, либо невозможность функции “скачать” какого-либо договора, обратитесь по контактным данным. Приятного времяпровождения!
Сегодня и навсегда — загрузите документ в удобном формате! Уникальная возможность скачать любой документ в DOC и PDF абсолютно бесплатно. Многие документы в таких форматах есть только у нас. После скачивания файла нажмите «Спасибо», это помогает нам формировать рейтинг всех документов в базе.
Образец стеллажной карты для хранения лекарственных средств
Устройство, состав, размеры площадей (относится к организациям оптовой торговли лекарственными препаратами), эксплуатация и оборудование помещений для хранения лекарственных средств должны обеспечивать их сохранность и регламентируется приказом№706н.
Приказ Минздравсоцразвития РФ №706н “Об утверждении Правил хранения лекарственных средств” (94,0 KiB, 30 401 hits)
В помещениях для хранения лекарственных средств должны поддерживаться определенные температура и влажность воздуха.
Помещения для хранения лекарственных средств должны быть оснащены приборами для регистрации параметров воздуха (термометрами, гигрометрами (электронными гигрометрами) или психрометрами).
Измерительные части этих приборов должны размещаться на расстоянии не менее 3 м от дверей, окон и отопительных приборов.
Приборы и (или) части приборов, с которых производится визуальное считывание показаний, должны располагаться в доступном для персонала месте на высоте 1,5-1,7 м от пола.
Показания этих приборов должны ежедневно регистрироваться в специальном журнале (карте) регистрации на бумажном носителе или в электронном виде с архивацией (для электронных гигрометров), который ведется ответственным лицом.
Журнал (карта) регистрации хранится в течение одного года, не считая текущего. Контролирующие приборы должны быть сертифицированы, калиброваны и подвергаться поверке в установленном порядке (Все журналы учета применяемые в аптеке можно посмотреть по ссылке www.pervostolnik.ru.com/kakie-uchetnye-zhurnaly-neobxodimo-vesti-v-apteke).
Помещения для хранения лекарственных средств должны быть оборудованы кондиционерами и другим оборудованием, позволяющим обеспечить хранение лекарственных средств в соответствии с указанными на первичной и вторичной (потребительской) упаковке требованиями производителей лекарственных средств, либо помещения рекомендуется оборудовать форточками, фрамугами, вторыми решетчатыми дверьми.
Помещения для хранения лекарственных средств должны быть обеспечены стеллажами, шкафами, поддонами, подтоварниками. Отделка помещений для хранения лекарственных средств (внутренние поверхности стен, потолков) должна быть гладкой и допускать возможность проведения влажной уборки.
В помещениях для хранения лекарственные средства размещают в соответствии с требованиями нормативной документации, указанной на упаковке лекарственного препарата, с учетом:
При размещении лекарственных средств в помещениях хранения допускается использование компьютерных технологий (по алфавитному принципу, по кодам).
Отдельно, в технически укрепленных помещениях хранятся следующие лекарственные препараты:
Стеллажи (шкафы) для хранения лекарственных средств в помещениях для хранения лекарственных средств должны быть установлены таким образом, чтобы обеспечить доступ к лекарственным средствам, свободный проход персонала и, при необходимости, погрузочных устройств, а также доступность стеллажей, стен, пола для уборки. Стеллажи, шкафы, полки, предназначенные для хранения лекарственныхпрепаратов, должны быть пронумерованы.
Хранящиеся лекарственные средства должны быть также идентифицированы с помощью стеллажной карты, содержащей информацию о хранящемся лекарственном средстве (наименование, форма выпуска и дозировка, номер серии, срок годности, производитель лекарственного средства). При использовании компьютерных технологий допускается идентификация при помощи кодов и электронных устройств.
В организациях и у индивидуальных предпринимателей необходимо вести учет лекарственных средств с ограниченным сроком годности на бумажном носителе или в электронном виде с архивацией. Контроль за своевременной реализацией лекарственных средств с ограниченным сроком годности должен осуществляться с использованием компьютерных технологий, стеллажных карт с указанием наименования лекарственного средства, серии, срока годности либо журналов учета сроков годности.
Порядок ведения учета указанных лекарственных средств устанавливается руководителем организации или индивидуальным предпринимателем. При выявлении лекарственных средств с истекшим сроком годности они должны храниться отдельно от других групп лекарственных средств в специально выделенной и обозначенной (карантинной) зоне.
Помещения для хранения огнеопасных и взрывоопасных лекарственных средств.
С целью обеспечения хранения огнеопасных и взрывоопасных лекарственных средств по принципу однородности в соответствии с их физико-химическими, пожароопасными свойствами и характером упаковки, помещения для хранения организаций оптовой торговли лекарственными средствами и производителей лекарственных средств разбиваются на отдельные помещения (отсеки) с пределом огнестойкости строительных конструкций не менее 1 часа.
Необходимое для фасовки и изготовления лекарственных препаратов для медицинского применения на одну рабочую смену количество огнеопасных лекарственных средств допускается содержать в производственных и иных помещениях. Оставшееся количество огнеопасных лекарственных средств по окончании работы в конце смены передается следующей смене или возвращается на место основного хранения.
Полы складских помещений и разгрузочных площадок должны иметь твердое, ровное покрытие. Запрещается применять доски и железные листы для выравнивания полов. Полы должны обеспечивать удобное и безопасное передвижение людей, грузов и транспортных средств, обладать достаточной прочностью и выдерживать нагрузки от хранимых материалов, обеспечивать простоту и легкость уборки складского помещения.
Складские помещения для хранения огнеопасных и взрывоопасных лекарственных средств должны быть оборудованы несгораемыми и устойчивыми стеллажами и поддонами, рассчитанными на соответствующую нагрузку. Стеллажи устанавливаются на расстоянии 0,25 м от пола и стен, ширина стеллажей не должна превышать 1 м и иметь, в случае хранения фармацевтических субстанций, отбортовки не менее 0,25 м. Продольные проходы между стеллажами должны быть не менее 1,35 м.
Для хранения огнеопасных и взрывоопасных лекарственных средств в аптечных организациях и у индивидуальных предпринимателей выделяются изолированные помещения, абордируемые средствами автоматической пожарной защиты и сигнализацией.
В аптечных организациях и у индивидуальных предпринимателей допускается хранение фармацевтических субстанций, обладающих легковоспламеняющимися и горючими свойствами, в объеме до 10 кг вне помещений для хранения огнеопасных и взрывоопасных лекарственных средств во встроенных несгораемых шкафах. Шкафы должны быть удалены от тепловыводящих поверхностей и проходов, с дверьми шириной не менее 0,7 м и высотой не менее 1,2 м.
К ним должен быть организован свободный доступ. Допускается хранение взрывоопасных лекарственных препаратов для медицинского применения (во вторичной (потребительской) упаковке) для использования на одну рабочую смену в металлических шкафах вне помещений для хранения огнеопасных и взрывоопасных лекарственных средств.
Количество огнеопасных лекарственных средств, допустимое для хранения в помещениях для хранения огнеопасных и взрывоопасных лекарственных средств, расположенных в зданиях другого назначения, не должно превышать 100 кг в нерасфасованном виде.
Помещения для хранения огнеопасных и взрывоопасных лекарственных средств, используемые для хранения легковоспламеняющихся фармацевтических субстанций в количестве свыше 100 кг, должны находиться в отдельно стоящем здании, а само хранение должно осуществляться в стеклянной или металлической таре изолированно от помещений для хранения огнеопасных лекарственных средств других групп.
Приказ о стеллажных карточках
Оформление стеллажных карт в аптеке
Внимание! При пользовании статьями, консультациями и комментариями просим Вас обращать внимание на дату написания материала
Вопрос:
На какое количество поступившего товара заводится стеллажная карта? Если аптека получает препараты в количестве 1-2-5 упаковок и этот товар сразу размещается в торговом зале по условиям хранения, нужно ли заводить стеллажную карту на такие маленькие количества для торгового зала? Обычно этот товар продается в течение 1-3 дней. В материальных комнатах стеллажные карты к партиям товара прикрепляются.
Наличие стеллажных карт в торговом зале аптечной организации
Внимание! При пользовании статьями, консультациями и комментариями просим Вас обращать внимание на дату написания материала
Вопрос:
Нужны ли постеллажные карточки в аптеках, где нет отдельной материальной, а запас лекарственных средств находится в торговом зале в закрытых шкафах? Аптеки с открытой и закрытой выкладкой.
Аптечные консультации
Организация работы аптеки
Стеллажная карточка
В соответствии с Приказом Минздрава СССР №14 «Об утверждении специализированных форм первичного бухгалтерского учета для хозрасчетных аптечных учреждений», стеллажная карточка составляется в отделах хранения склада, базы в одном экземпляре на каждую поступившую партию медицинских товаров и служит контрольным документом за реализацией лекарственных средств по срокам годности.
Скачать стеллажную карточку можно скачать с сайта Аптека life:
Стеллажная карточка (11,4 KiB, 7 829 hits)
Приказ о стеллажных карточках
«Нормативные акты и комментарии для фармации», 2006, N 7-8
Вопрос: Должны ли быть стеллажные карты на местах реализации БАД (в отделе готовых лекарственных форм), если такие карты существуют на местах хранения БАД (т.е. в отделах запасов)?
Ответ: В соответствии с пунктом 3.20. Отраслевого стандарта «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения. ОСТ 91500.05.0007-2003», утвержденного Приказом Минздрава РФ от 04.03.2003 г. N 80 (в ред. от 13.09.2005 г.) стеллажи и шкафы для хранения лекарственных препаратов и других товаров, разрешенных к отпуску из аптечных организаций, в материальных комнатах должны быть установлены согласно требованиям стандарта, при этом на всех стеллажах, шкафах и полках прикрепляется стеллажная карта с указанием наименования лекарственного препарата, серии, срока годности, количества единиц хранения.
Как можно видеть, требование об оформлении стеллажных карт установлено Стандартом только в отношении лекарственных средств.
Также в отношении только лекарственных средств устанавливается требование по оформлению стеллажной карты и пунктом 4.9.1. «Инструкции по организации хранения в аптечных учреждениях различных групп лекарственных средств и изделий медицинского назначения», утвержденной Приказом Минздрава РФ от 13.11.96 г. N 377.
Таким образом, в явном виде требование по оформлению стеллажных карточек в аптечном учреждении для сопутствующих товаров законодательством не установлено не только для торгового зала аптеки, но и для отдела запасов.
В то же время, пунктом 7.2.2. СанПиН 2.3.2.1290-03 «Гигиенические требования к организации производства и оборота биологически активных добавок к пище (БАД)», утвержденных Постановлением Главного государственного врача РФ от 17.04.2003 г. N 50, установлены требования к хранению БАД в «организациях, занимающихся хранением БАД». В частности в этом пункте указано, что на стеллажах, шкафах, полках прикрепляется стеллажная карта с указанием наименования БАД, партии (серии), срока годности, количества единиц хранения. При этом СанПиН не устанавливает отдельных требований к помещениям хранения и реализации БАД.
Действующее законодательство не поясняет, является ли аптечное учреждение «организацией, занимающейся хранением БАД». Из требования того же пункта 7.2.2. СанПиН 2.3.2.1290-03 о том, что «каждое наименование и каждая партия (серия) БАД хранятся на отдельных поддонах», можно сделать вывод, что к аптечным организациям такое требование вряд ли может относиться. Однако трудно предсказать, какой вывод сделают из указанных положений Санитарных правил проверяющие.
Подписано в печать
Ассоциация содействует в оказании услуги в продаже лесоматериалов: оцилиндрованное бревно саранск по выгодным ценам на постоянной основе. Лесопродукция отличного качества.
Стеллажная карта
Статьи по теме
Чтобы не хранить просроченные лекарства, регулярно заполняйте стеллажные карты по мере поступления медикаментов.
Что внести в карту, кто и как должен ее заполнять, читайте в нашей рекомендации.
Из статьи Вы узнаете:
Стеллажная карта в медицинской организации
За заполнение карт отвечает назначенное должностное лицо: это может быть старшая медсестра, постовая медсестра, процедурная медсестра.
Стеллажные карты можно вести в электронном виде (приказ Минздравсоцразвития РФ от 23 августа 2010 г. № 706н, приказ Минздрава России от 31 августа 2016 г. № 646н). Идентифицировать лекарства легче всего с помощью присвоенных им кодов.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Таким образом, старшая (главная) медсестра, а также медсестры отделений будут идентифицировать находящиеся в местах хранения лекпрепараты с помощью стеллажной карточки в ЛПУ.
►Подробнее о стеллажной карте читайте здесь:
Форма стеллажной карточки
Форма стеллажной карточки в аптеке и ЛПУ официально не утверждена.
Однако утверждена информация, которая должна быть указана стеллажной карточке: п. 10 Приказа Минздравсоцразвития России от 23 августа 2010 г. № 706н «Об утверждении правил хранения лекарственных средств».
Также старшая (главная) медицинская сестра должна вести журнал или карточку учета лекарственных средств с ограниченным сроком годности для контроля над их своевременным использованием.
При выявлении лекарственных средств с истекшим сроком годности они должны храниться отдельно от других групп лекарственных средств в специально выделенной и обозначенной (карантинной) зоне до передачи их на уничтожение.
Образец заполнения стеллажной карты
(составлен с учетом требований приказа 706н)
Впишите данные о наименовании, форме выпуска и дозировке препарата. В карте должны быть указаны также серия, срок годности и название фирмы – производителя лекарства.
Выбрасывайте карточки, которые не используете (приказ Минздрава России от 31 августа 2016 г. № 646н «Об утверждении Правил надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения»).
Как правильно вести стеллажные карты
В рекомендации Системы Главная медсестра эксперт подробно рассказала, как правильно вести стеллажные карты: что вписать, где хранить и кто ответит за нарушения.
Ольга Рыжова, кандидат фармацевтических наук, доцент кафедры фармации ФГБОУ дополнительного профессионального образования «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования»:
Чтобы не хранить просроченные лекарства, регулярно заполняйте стеллажные карты по мере поступления медикаментов. Что внести в карту, кто и как должен ее заполнять, читайте в нашей рекомендации.
В материале подписчики или пользователи демодоступа могут скачать шаблон стеллажной карты.
СОП и стеллажки
Самвел Григорян продолжает освещать тему изменений в надлежащие практики
Мы уже писали на тему готовящихся и желательных изменений в Надлежащую аптечную практику (приказ Минздрава РФ от 31.08.2016 от № 647н), но многое осталось за рамками того обсуждения. Например, проблема стандартных операционных процедур (СОП). Или отраслевая дискуссия о целесообразности ведения стеллажных карт в современных условиях, что предписывает действующая редакция НПХиП, то есть Надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов (приказ Минздрава РФ от 31.08.2016 от № 646н).
СОПпоненты
Судя по откликам с мест, СОП – одна из самых значимых проблем, порожденных вступлением в силу надлежащих практик. Точки зрения по этой проблеме образовали три лагеря. Представители первого считают, что СОПы не нужны вообще – это напрасная затея, нагружающая аптекарей излишней писаниной. С их точки зрения, алгоритмы рабочих действий могут успешно вырабатываться у профессионалов без всяких СОП-схем.
Представители второй точки зрения рассуждают следующим образом. СОПы, может быть, и нужны, но писать их должны не аптекари. Ведь стандартная операционная процедура – это стандарт, то есть единая для всех типовая форма. Значит, было бы логично, чтобы регулятор или аптечные ассоциации сами написали бы эти типовые СОПы и предложили их аптекам, а те, в свою очередь, адаптировали бы эти стандарты к реалиям своей организации, добавив в них что-то от своего рабочего порядка (в рамках законодательства, разумеется). Получился бы, кстати, прекрасный пример гармоничного взаимодополнения регуляторного и локального нормотворчества.
Не ждите шаблонов сверху
Третий взгляд на проблему излагает Елена Неволина, исполнительный директор Некоммерческого партнерства «Аптечная гильдия» и Союза «Национальная Фармацевтическая Палата», которая является одним из разработчиков надлежащих практик. Соглашаясь с тем, что в аббревиатуре СОП «стандарт» является ключевым словом, она подчеркивает: «В данном случае имеется в виду не типовой образец для всех, а стандарт деятельности конкретной организации».
Представим себе, продолжает Елена Неволина, что стандартная процедура спущена аптекам сверху… а руководитель аптечной организации при этом распределил у себя действия и обязанности работников другим образом. В таком случае ему – чтобы перейти на спущенные сверху стандарты – надо полностью менять установившийся порядок работы, адаптировать свою деятельность под спущенный сверху шаблон.
«Мы же говорим: менять ничего не надо, – продолжает Елена Неволина. – Просто сначала опишите так, как есть, как у вас в организации делается. Или, еще лучше, изложите это в виде схемы. Желательно кратко, не более полутора страниц по каждой процедуре, потому что больший объем труден для восприятия».
По мнению Елены Неволиной, смысл СОП, да и всей системы качества, состоит в том, чтобы описать конкретную процедуру, посмотреть, как она работает, а затем искать пути ее совершенствования. А ожидание шаблонов сверху Елена Неволина расценивает в данном случае как проявление инертного патерналистского мышления, от которого мы никак не можем освободиться.
Что вызывает обеспокоенность
Что ж, логика в этих аргументах есть. Тем не менее, приняв эти аргументы, хочется изложить, так сказать, основные «но», которые имеются у аптекарей.
Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Стеллажная карточка на каждую поступившую серию медицинских товаров для контроля реализации лекарственных средств по срокам годности. Форма N А-1.9
Тип документа: Разное
Для того, чтобы сохранить образец этого документа себе на компьютер перейдите по ссылке для скачивания.
Размер файла документа: 2,9 кб
Бланк документа
Скачать образец документа
Внесены исправления в
У нас на сайте каждый может бесплатно скачать образец интересующего договора или образца документа, база договоров пополняется регулярно. В нашей базе более 5000 договоров и документов различного характера. Если вами замечена неточность в любом договоре, либо невозможность функции “скачать” какого-либо договора, обратитесь по контактным данным. Приятного времяпровождения!
Сегодня и навсегда — загрузите документ в удобном формате! Уникальная возможность скачать любой документ в DOC и PDF абсолютно бесплатно. Многие документы в таких форматах есть только у нас. После скачивания файла нажмите «Спасибо», это помогает нам формировать рейтинг всех документов в базе.
Аптечные консультации
Организация работы аптеки
Стеллажная карточка
В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России №706н «Правил хранения лекарственных средств», хранящиеся лекарственные средства должны быть также идентифицированы с помощью стеллажной карты, содержащей информацию о хранящемся лекарственном средстве (наименование, форма выпуска и дозировка, номер серии, срок годности, производитель лекарственного средства).
В соответствии с Приказом Минздрава СССР №14 «Об утверждении специализированных форм первичного бухгалтерского учета для хозрасчетных аптечных учреждений», стеллажная карточка составляется в отделах хранения склада, базы в одном экземпляре на каждую поступившую партию медицинских товаров и служит контрольным документом за реализацией лекарственных средств по срокам годности.
Скачать стеллажную карточку можно скачать с сайта Аптека life:
Стеллажная карточка (11,4 KiB, 8 764 hits)
Стеллажная карта на медикаменты образец
стеллажной карты, содержащей информацию о хранящемся лекарственном средстве (наименование, форма выпуска и дозировка, номер серии, срок годности, производитель лекарственного средства). При использовании компьютерных технологий допускается идентификация при помощи кодов и электронных устройств.Аналогичное указание содержится в Общей фармакопейной статье «Хранение лекарственных средств» ОФС.1.1.0010.15, необходимо идентифицировать хранящиеся лекарственные средства с помощью стеллажной карты, при использовании компьютерных технологий — с помощью кодов и электронных устройств.
Допускается применение электронной системы обработки данных вместо стеллажных карт.
Приказа Минздравсоцразвития России от 23 августа 2010 г. № 706н «Об утверждении правил хранения лекарственных средств».
Также старшая (главная) медицинская сестра должна вести журнал или карточку учета лекарственных средств с ограниченным сроком годности для контроля над их своевременным использованием.
При выявлении лекарственных средств с истекшим сроком годности они должны храниться отдельно от других групп лекарственных средств в специально выделенной и обозначенной (карантинной) зоне до передачи их на уничтожение.
Образец заполнения стеллажной карты
(составлен с учетом требований приказа 706н)
Впишите данные о наименовании, форме выпуска и дозировке препарата.
В то же время витрины торгового зала не являются местами хранения лекарственных средств, не могут считаться ни стеллажами, ни шкафами и значить в них иметь стеллажные карты не обязательно.
Согласно пункту 11 утвержденных Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.08.2010 № 706н «Правил хранения лекарственных средств» в организациях и у индивидуальных предпринимателей необходимо вести учет лекарственных средств с ограниченным сроком годности на бумажном носителе или в электронном виде с архивацией.
Контроль за своевременной реализацией лекарственных средств с ограниченным сроком годности должен осуществляться с использованием компьютерных технологий, стеллажных карт с указанием наименования лекарственного средства, серии, срока годности либо журналов учета сроков годности.
Стеллажная карта на медикаменты образец
В соответствии с пунктом 29 утвержденных Приказом Минздрава РФ от 31.08.2016 № 646н «Правил надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения» стеллажи (шкафы) для хранения лекарственных препаратов должны быть маркированы, иметь стеллажные карты, находящиеся в видимой зоне, обеспечивать идентификацию лекарственных препаратов в соответствии с применяемой субъектом обращения лекарственных препаратов системой учета.
Согласно абзацу 3 пункта 10 утвержденных Приказом Минздравсоцразвития РФ № 706н «Правил хранения лекарственных средств» (в ред.
Стеллажная карта на медикаменты образец для лпу
Все поставки товара должны сопровождаться документами, позволяющими установить дату отгрузки, наименование лекарственного препарата, включая лекарственную форму и дозировку, номер серии и партии, количество поставленного товара, цену лекарственного препарата, название и адрес поставщика и получателя, а также документами, подтверждающими качество лекарственных препаратов.
22. Учет лекарственных препаратов с ограниченным сроком годности должен вестись на бумажном носителе или в электронном виде для устранения списания препаратов с истекшим сроком годности.
23. При осуществлении деятельности, связанной с движением этилового спирта, любые операции, в результате которых изменяются его количество и состояние, подлежат регистрации в журнале материально ответственными лицами, уполномоченными на это приказом.
Журнал открывается на год.
Стеллажная карта на медикаменты образец скачать
Помещения здравпункта должны быть оснащены специальным оборудованием с учетом физико-химических, фармакологических и токсикологических свойств лекарственных средств, а также требований стандартов качества лекарственных средств.
Помещения должны быть:
— оборудованы медицинской мебелью и мебелью общего значения, инвентарем, разрешенными к применению в соответствии с действующими нормативными документами, учитывающими объем и характер деятельности здравпункта (Приложения N 1, 2), шкафами для хранения верхней и санитарной одежды, обуви в гардеробной;
— оснащены шкафами, стеллажами, поддонами для хранения лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения;
— оснащены моющими и дезинфицирующими средствами, хозяйственным инвентарем, применяемыми при уборке помещений и обработке оборудования.
Организация работы здравпункта Общие положения
1. Настоящие Методические рекомендации по организации мероприятий определяют порядок первичного учета, хранения и расходования лекарственных средств и изделий медицинского назначения. Методические рекомендации разработаны для использования в практической деятельности медицинскими подразделениями (здравпунктами) ФТС России.
Цель данных Методических рекомендаций — организация мероприятий, направленных на оказание квалифицированной первичной медицинской помощи, при условии наличия необходимых лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения.
Это позволяет выполнять одно из важнейших требований к медицинской деятельности — обеспечение высокого качества обслуживания должностных лиц таможенных органов медицинской помощью, соблюдение организации правильности расходования денежных средств, выделяемых на приобретение медикаментов и медицинского имущества.
Методические рекомендации по организации учета, хранения и расходования лекарственных средств и других изделий медицинского назначения в медицинских подразделениях Таможенных органов Российской Федерации
ПО ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕТА, ХРАНЕНИЯ
И РАСХОДОВАНИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ И ДРУГИХ ИЗДЕЛИЙ
МЕДИЦИНСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ В МЕДИЦИНСКИХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ
ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Все лекарственные средства в зависимости от физико-химических и физических свойств, воздействия на них факторов внешней среды делятся на:
— требующие защиты от света;
— требующие защиты от воздействия влаги;
— требующие защиты от улетучивания и высыхания;
— требующие защиты от воздействия повышенной температуры;
— требующие защиты от воздействия газов, содержащихся в окружающей среде;
— пахучие, красящие и отдельная группа лекарственных средств — дезинфицирующие средства.
11. Хранение медикаментов в кабинетах должно быть организовано в запирающихся шкафах.
Обязательно деление на группы «Наружное», «Внутреннее», «Инъекционные», «Глазные капли».
При использовании электронной системы обработки данных допускается идентификация при помощи кодов.
При этом согласно пункту 24 «а» утвержденных Приказом Минздрава РФ от 31.08.2016 № 647н «Правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения» зона торговли товарами аптечного ассортимента, то есть торговый зал, должна обеспечивать наличие мест хранения, не допускающим свободного доступа покупателей к товарам, отпускаемым, в том числе по рецепту.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Из изложенного выше явным образом следует, что, во-первых, требование об идентификации лекарственных препаратов распространяется на все хранящиеся препараты независимо от их количества. При этом идентифицировать лекарства в помещениях хранения можно как при помощи стеллажных карт, так и используя современные компьютерные технологии.