что такое статус города
Города федерального значения Российской Федерации: примеры, особенности статуса
Казалось бы, такое распространенное, простое и знакомое еще со школьной скамьи словосочетание «города федерального значения». На самом же деле не все так однозначно, и далеко не все понимают до конца суть и значение этого правового явления, а также его особенности, которые отличают носителя особого статуса от положения других субъектов Российской Федерации.
Субъекты федерального значения
Главным критерием их выделения является особый способ организации в них местных органов управления. Не следует их путать с муниципальными образованиями, так как сами они являются объектами территориального деления Российской Федерации и могут включать в себя сразу несколько их видов. Также стоит подчеркнуть, что находятся они на одном правовом уровне с другими субъектами.
Каким образом приобретается статус?
Специфика городов федерального значения
Главным отличием их от остальных субъектов является особая территориальная и политическая организация власти на местах. Города федерального значения делятся на внутригородские территории, являющиеся по своему положению муниципальными образованиями. Их количество в Санкт-Петербурге составляет сто одиннадцать, а в Москве их насчитывается целых сто сорок шесть единиц. Однако в Севастополе на данный момент зарегистрировано всего лишь десять таких образований. На этом особенности городов федерального значения не заканчиваются.
Также стоит отметить политические нюансы в структуре управления субъектов: в целях некоторой централизации власти часть полномочий на местах перешла к компетенции субъекта. Другой особенностью городов, обладающих таким статусом, является применение в их отношении специальных норм российского права. Например, статья восьмая бюджетного кодекса наделяет город федерального значения полномочием определять источники бюджетных средств внутригородских территорий, а также порядок и объем безвозмездных денежных отчислений в форме дотаций и субсидий местным бюджетом. Градостроительный кодекс устанавливает перечень документов планирования внутренних территорий, а также указывает, что в случае, если местными актами не определены вопросы в сфере градостроительства, их решение берут на себя власти субъекта. Кроме того, на территорию этих городов распространяется действие специальных норм налогового, гражданского и уголовного законодательства.
Города РФ, имеющие особый статус
На данный момент к их числу официально отнесены три субъекта Российской Федерации: Москва, Санкт-Петербург и Севастополь. На вопрос, какие города имеют статус федерального значения, в ответ многие назовут именно эти три субъекта нашей страны. Однако не все знают, что международным соглашением между Россией и Казахстаном от 23 декабря 1995 г. город Байконур также наделен таким статусом.Данное решение обусловлено функционированием на его территории космодрома «Байконур», что требовало установления для него особого режима. Однако договор действует исключительно на период аренды комплекса Российской Федерацией до 2050 года. При этом город ни в коем случае не является субъектом РФ, а продолжает также находиться под юрисдикцией Казахстана.
В соответствии с Законом «Об организации местного самоуправления», в столице предусмотрено деление местной власти, в зависимости от вида муниципального образования, будь то городской округ (Троицк, Щербинка), муниципальный округ (Арбат, Измайлово, Люблино и т.д.) или поселение (Внуковское, Рязановское, Роговское и т.д.).
Например, в муниципальном округе Арбат действует Совет депутатов, где проводятся заседания и публичные слушания, а также Администрация, которая осуществляет исполнительную деятельность в своих территориальных границах. В других районах, поселениях или округах работают аналогичные органы, и различаются они в основном своими названиями (к примеру, в одном городском образовании может быть учрежден Совет депутатов, а в другом те же функции будет выполнять муниципальное Собрание) и некоторыми другими деталями, обусловленными уже местными требованиями и условиями жизни граждан. Однако сути это не меняет. Стоит заметить, что наименования и границы внутригородских территорий в Москве были установлены еще в 2003 году соответствующим законодательным актом субъекта. Поскольку города федерального значения, ввиду их особого статуса, требуют более тщательного правового регулирования, их внутренняя территория также подпадает под юрисдикцию государственных властей. В связи с этим следует обратить внимание на территориальное устройство субъекта. Особенность административного деления Москвы заключается в установлении определенных законом территориальных округов (Центральный, Северо-Западный, Зеленоградский и т.д.), всего их двенадцать. Каждый округ возглавляет префектура, которая, в свою очередь, подведомственна Правительству РФ. Главной задачей органа является координация деятельности районных управ.
Также Префектура осуществляет контроль за московскими госучреждениями и казенными предприятиями. Кроме того, в ее компетенцию входит сотрудничество с органами госвласти Российской Федерации и города Москвы, взаимодействие с местными органами, юридическими и частными лицами. При этом права вмешиваться в дела местного значения она не имеет.
Согласно современному законодательству статус федерального значения Севастополя, учитывая переходный период адаптации к новым условиям, принципиально не отличается от правового положения других таких же субъектов. После того, как в России был принят закон о принятии новых территорий в ее состав, встал вопрос об определении их государственно-правового статуса. В итоге Севастополь был признан субъектом РФ с присвоенным ему федеральным значением. Как уже говорилось выше, такое решение было обусловлено важнейшим военно-стратегическим положением города, обладающего статусом военной базы Черноморского флота. Интересно, что еще до перехода Севастополя в состав РФ, в 1997 году между Россией и Украиной был заключен договор аренды морской базы до 2017 года, а в 2010 Д.А Медведевым и В.Ф. Януковичем договор был продлен еще на двадцать пять лет, однако с учетом недавних событий данное соглашение утратило свое правовое значение.
Заключение
Всего в Российской Федерации насчитывается четыре субъекта федерального значения, к числу которых условно можно отнести казахстанский город Байконур. Их статус устанавливается Конституцией и другими законами РФ. Особенностью таких городов является специфическое территориальное устройство, наличие стратегически важных объектов, а также особое политическое, культурное, экономическое положение. В связи с этим к ним применяются специальные правила и нормы российского законодательства.
Города федерального значения не являются муниципальными образованиями, они сами включают в себя внутригородские территории. Органы власти субъекта не могут вмешиваться в компетенцию местного самоуправления, но при этом могут взаимодействовать с его органами по тем или иным направлениям.
Статус города
Статус города (городские права) — система законодательных установлений, благодаря которым населённый пункт приобретает определённые права, выделяющие его из ряда сельских населённых пунктов.
Содержание
История
Города как важные территориальные центры разного типа формировались со времён палеолита (протогорода типа Костенок), а свой особый статус по отношению к сельским поселениям доказывали всем своим существованием, особенностями городской жизни. Статус городов Египта и Шумера, Китая и Индии, Гелона в Скифии и других нередко вёлся от различных божеств и правителей. Имели особенности статусного оформления города Древней Греции и Рима, города Северного Причерноморья и Приазовья.
В Средние века городские права позволяли городу организовывать свою более независимую систему самоуправления. Статус города населённому пункту мог присвоить монарх за какие-нибудь заслуги, или горожане выкупали право называться городом. Кроме благ, которые нёс статус города, появлялись и дополнительные обязанности. Например в Кёнигсберге при строительстве домов застройщики должны были учитывать ширину улицы. При приёмке дома, или домов, всадник скакал по середине улицы, держа перпендикулярно направлению улицы копьё. Если копьё одним из концов цепляло какой нибудь дом, то этот дом сносился. Это было связано с большой ценой на землю в черте города. На определённой территории, окружённой, как правило, крепостной стеной, необходимо было разместить бо́льшее количество населения, нежели на такой же территории в сельских районах.
Присвоение статуса
В большинстве стран (в том числе в России и ранее в СССР) присвоение поселению городского статуса закрепляется законодательно, но в отдельных странах это понятие является не юридическим, а только историческим, обиходным, статистическим и прочее.
Один из принципов придания населённому пункту статуса города — численность населения. Согласно рекомендациям ООН, для возможности сопоставления урбанизации стран и других целей, предлагается считать городами все поселения, имеющие 2 тыс. жителей.
Города России
В России населённый пункт может приобрести статус города, если в нём проживает не менее 12 тыс. жителей и не менее 85 % населения занято вне сельского хозяйства. Тем не менее, в России есть достаточно много (208 из 1092) городов, население которых меньше 12 тыс. человек. Их статус города связан с историческими факторами, а также с изменением численности населения населённых пунктов, уже имевших статус города. С другой стороны, некоторые населённые пункты, удовлетворяющие данным требованиям не стремятся получить статус города, чтобы не потерять определённые льготы.
Города Украины
На Украине населённый пункт может получить статус города только отдельным законом высшего законодательного органа государства — Верховной радой Украины, если в населённом пункте проживает не менее 10 тысяч жителей, при этом «преимущественное большинство» населения должно быть занято в отраслях вне сельского хозяйства. По состоянию на 5 декабря 2001 года (Перепись на Украине) насчитывалось 84 города (18,3 % от общего количества) с численностью населения менее 10 тысяч, а в таких городах как Берестечко и Угнев — менее 2 тысяч жителей (города Припять и Чернобыль не имеют постоянного населения).
Города бывших республик СССР
Минимальный порог населения для отнесения населённого пункта к категории городов в республиках бывшего СССР:
В законодательстве Литвы нижний предел численности населения городов не был установлен.
Категории городов
Города с численностью населения более 100 тысяч жителей именуются «большими», более 250 тысяч — «крупными», более 500 тысяч — «крупнейшими», более 1 миллиона — «миллионерами» или (реже) «миллионниками». Многомиллионные города (иногда и «города—миллионеры») называют «мегаполисами».
Статус других городских поселений
В республиках бывшего СССР к городским поселениям кроме городов относятся также посёлки городского типа (пгт), статус которых также приобретается при условии минимальной численности населения в 2 тыс. жителей (в России и Армении — 3 тыс. жителей, в Литве — не ограничивается).
Варианты названий пгт в республиках СССР:
Кроме того в большинстве республик бывшего СССР (кроме Украины, Молдавии и Киргизии) имеются также курортные посёлки, размер которых ограничивается в 2 тыс. жителей.
См. также
Полезное
Смотреть что такое «Статус города» в других словарях:
Населённые пункты России, утратившие статус города — Список населённых пунктов России, имеющих статус города, постоянно меняется некоторые населённые пункты становятся городами, другие же перестают ими быть по различным причинам становятся сельскими населёнными пунктами, входят в состав … Википедия
Населенные пункты России, утратившие статус города — Список населённых пунктов России, имеющих статус города, постоянно меняется некоторые населённые пункты становятся городами, другие же перестают ими быть по различным причинам становятся сельскими населёнными пунктами, входят в состав других… … Википедия
Населённые пункты Казахстана, утратившие статус города — На территории современного Казахстана существовало множество древних городов, однако большинство из них, за исключением Туркестана и Сайрама, не сохранили городской традиции до настоящего времени. На месте большинства их них теперь лишь городища … Википедия
Населенные пункты Казахстана, утратившие статус города — На территории современного Казахстана существовало множество древних городов, однако большинство из них, за исключением Туркестана и Сайрама, не сохранили городской традиции до настоящего времени. На месте большинства их них теперь лишь городища … Википедия
Населённые пункты Украины, утратившие статус города — Содержание 1 Б 2 В З 3 К 4 Л М 5 Н … Википедия
Список крупных населённых пунктов России, не имеющих статус города — В Российской Федерации населённые пункты, не имеющие статус города, разделяются на посёлки городского типа (рабочие или курортные) и сельские населённые пункты (посёлки, сёла, деревни, станицы, хутора, аулы). По данным Всероссийской переписи… … Википедия
Города Казахстана — Статус города в Казахстане имеют 86 населённых пунктов. В городах проживает 56 % населения республики. 3 города на первом, 38 городов на втором, 46 городов на третьем уровне административного деления. Больше всего городов в Карагандинской… … Википедия
Статус города
Содержание
История
Присвоение статуса
В большинстве стран (в том числе в России и ранее в СССР) присвоение поселению городского статуса закрепляется законодательно, но в отдельных странах это понятие является не юридическим, а только историческим, обиходным, статистическим и прочее.
Один из принципов придания населённому пункту статуса города — численность населения. Согласно рекомендациям ООН, для возможности сопоставления урбанизации стран и других целей, предлагается считать городами все поселения, имеющие 20 тыс. жителей и более.
Города России
В России населённый пункт может приобрести статус города, если в нём проживает не менее 12 тыс. жителей и не менее 85 % населения, занятого вне сельского хозяйства. Тем не менее, в России есть достаточно много городов, население которых меньше 12 тыс. человек, что связано с историческими факторами, а также с изменением численности населённых пунктов, уже получивших этот статус.
Города Украины
Города бывших республик СССР
Минимальный порог населения для отнесения населённого пункта к категории городов в республиках СССР:
В законодательстве Литвы нижний предел численности населения городов не был установлен.
Категории городов
Города с численностью населения более 100 тысяч жителей именуются «большими», более 250 тысяч — «крупными», более 500 тысяч — «крупнейшими», более 1 миллиона — «миллионерами» или (реже) «миллионниками». Многомиллионные города (иногда и «города—миллионеры») называют «мегаполисами» (не путать с термином « мегалополис »).
Статус других городских поселений
В республиках бывшего СССР к городским поселениям кроме городов относятся также посёлки городского типа (пгт), статус которых также приобретается при условии минимальной численности населения в 2 тыс. жителей (в России и Армении — 3 тыс. жителей, в Литве — не ограничивается).
Варианты названий пгт в республиках СССР:
Кроме того в большинстве республик бывшего СССР (кроме Украина, Белоруссии, Молдовы и Киргизстана) имеются также курортные посёлки, размер которых ограничивается в 2 тыс. жителей.
da:Stadsret de:Stadtrecht en:Town privileges eo:Urborajto li:Stadsrechte nl:Stadsrechten pl:Prawa miejskie
Разница в статусе города и городского поселения?
Статус города (городские права) — система законодательных установлений, благодаря которым населённый пункт приобретает определённые права, выделяющие его из ряда сельских населённых пунктов.
В большинстве стран (в том числе в России и ранее в СССР) присвоение поселению городского статуса закрепляется законодательно, но в отдельных странах это понятие является не юридическим, а только историческим, обиходным, статистическим и прочее.
Один из принципов придания населённому пункту статуса города — численность населения. Согласно рекомендациям ООН, для возможности сопоставления урбанизации стран и других целей, предлагается считать городами все поселения, имеющие 20 тыс. жителей и более. http://ru.wikipedia.org/wiki/Статус_города
http://ru.wikipedia.org/wiki/Городское_поселение
В России населённый пункт может приобрести статус города, если в нём проживает не менее 12 тыс. жителей и не менее 85 % населения, занятого вне сельского хозяйства. Тем не менее, в России есть достаточно много (208 из 1092) городов, население которых меньше 12 тыс. человек. Их статус города связан с историческими факторами, а также с изменением численности населения населённых пунктов, уже имевших статус города. С другой стороны, некоторые населённые пункты, удовлетворяющие данным требованиям не стремятся получить статус города, чтобы не потерять определённые льготы.
вот вам и различие. понятие городское поселение придумано в 2003 г, а понятие города х. з. в каком веке до н. э.
Что дает возврат статуса города городскому поселению?
Что даст или может дать обычным жителям и административным органам возврат нашему городскому поселению прежнего статуса города? И на каком основании?
Ответы на вопрос:
Да собственно ничего такого. Все останется как есть. Городское поселение и есть город. Согласно Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 30.10.2018) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. В силу с 11.11.2018)
Статья 2. Основные термины и понятия
Вообще, в соответствии со ст.2 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 N 131-ФЗ,-понятие «городское поселение»-включает в себя в том числе и понятие «город»,то есть любой город является городским поселением
один или несколько объединенных общей территорией населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации
Жителям это абсолютно ничего не даст.
Для административных органов-только увеличение количество чиновников всех уровней
Особенностью городского расселения (города) России является высокая степень локализации населения, присущая большинству регионов страны. Динамика численности населения выступает одним из важных индикаторов конкурентоспособности городов. Рост городов свидетельствует, как правило, о благоприятном инвестиционном климате, наличии свободных рабочих мест и более высокой оплате труда. Они обусловлены территориальной неоднородностью социально-экономического развития, резко возросшей в условиях открытого рынка и глобализации. Раскрыты причины и особенности разных темпов роста городов в зависимости от административного статуса, местоположения и специализации хозяйства.
Городское поселение (город) наделяется статусом городского округа при соблюдении следующих условий (ч.2 ст.11 ФЗ № 131):
— если в городском поселении имеется сложившаяся социальная, транспортная и иная инфраструктура, необходимая для решения вопросов местного значения, закрепленных за городским округом, и для осуществления передаваемых законами отдельных государственных полномочий;
— с учетом перспектив развития городского поселения, подтвержденных генеральным планом данного городского поселения;
— если в прилегающем муниципальном районе также имеется достаточная инфраструктура для решения вопросов местного значения муниципального района и выполнения отдельных государственных полномочий, передаваемых законами.
Придание гор поселению статуса гор округа – многие условия которые законодатель формулирует применительно к созданию гор округов – они имеют оценочный характер и зависят во многом от толкования положений закона. Это наличие социальной транспортной или иной инфраструктуры для решения вопросов местного значения городского округа. Это не только вопросы поселения но и вопросы которые обычно решаются на уровне районов. Инфраструктура должна существовать для решения этих вопросов, а также для решения те вопросов которые передаются как государственные для гор округа. Важно учитывать и перспективы развития поселения подтвержденные генеральным планом. Муниципальный район также должен обладать достаточным инфраструктуру для решения вопрос районного значения.
Статус города (городские права) — система законодательных установлений, благодаря которым населённый пункт приобретает определённые права, выделяющие его из ряда сельских населённых пунктов.
Жителям это абсолютно ничего не даст.
Для административных органов-только увеличение количество чиновников всех уровней.