что такое стапель в авиастроении
Как собрать ровное крыло при помощи «СТАПЕЛЯ»
Технология создания современного самолета обеспечивает строгое соответствие его конструкции плазам и чертежам. В противном случае даже незначительные отклонения формы летательного аппарата от заданной проектировщиками приводят к резкому ухудшению аэродинамических качеств самолета.
Создание авиамодели требует столь же строгого соответствия ее чертежам. Случается, что даже грамотно спроектированная и тщательно рассчитанная модель самолета после небрежного изготовления оказывается непригодной к эксплуатации. И наоборот, тщательное изготовление и доводка той или иной конструкции (особенно на завершающих этапах сборки крыла) обеспечивают точное соответствие реальных и расчетных аэродинамических характеристик модели.
В большой авиации широкое распространение получил метод сборки по установочно-фиксирующим отверстиям, обеспечивающий точную стыковку и прочную фиксацию деталей и узлов в специальных приспособлениях. Применяют его и авиамоделисты при воплощении своих замыслов в реальные конструкции. Особенно эффективен он при сборке крыла.
Основной задачей при создании стапеля для монтажа крыла должны быть неизменность формы этого приспособления и высокая точность установки в нем сборочного элемента. Если первое достигается за счет массивности и жесткости приспособления, то второе обеспечивается точно зафиксированными неподвижными штырями.
Из чего состоит стапель
Используемый мною стапель для сборки крыла состоит из массивного основания, двух штырей, пары стоек и нескольких подставок.
В качестве основания рекомендую использовать щит, набранный из брусков, с последующей облицовкой его с двух сторон фанерой. Можно также воспользоваться обычной ДСП или толстой фанерой. Важно, чтобы размеры основания были не менее 1000x250x20 и не более 1700x400x30 мм.
Для штырей, располагающихся друг от друга на расстоянии 80—140 мм, следует взять отрезки металлической трубки диаметром 6—8 мм с толщиной стенки 1 мм. В качестве стоек подойдут бруски из древесины твердых пород (бук, дуб, береза) длиной 250—400, шириной 70—100 и толщиной 20—40 мм.
Подставки, служащие для предотвращения прогибов штырей, также изготавливаются из твердой древесины. Их количество колеблется в зависимости от длины штырей и может быть от двух до четырех.
Точные размеры деталей стапеля выбираются в зависимости от габаритов собираемого на нем крыла. Создавать же универсальный стапель, как показывает практика, не имеет смысла.
Нервюры крыла изготавливаются хорошо известным способом, при котором заготовки собираются в пакет между шаблонами корневой и концевой нервюр на болтах, диаметр которых несколько меньше, чем у штырей стапеля. Расчет здесь простой: готовые нервюры будут насаживаться на штыри с некоторым натягом.
Сами же шаблоны вырезаются из листовой стали или дюралюминия толщиной 2 мм. В них предусматриваются пазы для полок лонжеронов и стрингеров.
Дальнейшее проще простого. Опилив пакет нервюр по контуру и прорезав требуемые пазы, шаблоны снимают, а в самих нервюрах делают отверстия для проводки тросов управления и для облегчения будущей модели. Далее нервюры насаживают на штыри стапеля, располагая их в соответствии с чертежом крыла, после чего монтируют лонжероны, а также переднюю и заднюю кромки крыла. После отверждения клея штыри извлекаются из каркаса.
Ю.МАСЯЕВ, г. Новосибирск
Разновидности стапелей
Простые варианты стапелей.
За основу берется ровная поверхность, типа стола или толстого стекла. Под заднюю кромку подкладываются ровного размера прямоугольные бруски, либо одна длинная ровная рейка. Подложенная под конец нервюр.
Я при постройке своих моделей использовал ровную бальзовую рейку. А так же большое зеркало установленное и выравненное на столе. Подробнее можно посмотреть тут: постройка GeeBee_EK, постройка Oriental, постройка Nobler. Для подпорки кромок и реек я использовал Г-образный алюминиевый профиль.
Основные сведения о сборочных приспособлениях
3.1.1 классификация сборочных приспособлений, их конструкция, типовые представители
Основное назначение сборочного приспособления – обеспечение базирования деталей узлов, панелей в сборочном положении и соединение их в сборочную единицу.
Требования к сборочному приспособлению:
— сохранение точности размеров в процессе сборки;
— обеспечение свободных подходов для установки деталей и сборочных единиц (узлов, панелей) и выполнения соединений;
— рациональные размеры приспособлений для лучшего использования производственных площадей;
— использование в конструкции приспособления наибольшего количества стандартизованных элементов для удешевления и сокращения сроков проектирования и изготовления приспособлений;
— обеспечение загрузки деталей, сборочных единиц и выема собранной сборочной единицы;
— обеспечение безопасности работы на приспособлении.
Сборочное приспособление представляет собой сложную пространственную конструкцию, состоящую из следующих элементов:
— каркаса (рам, балак, стоек), на котором монтируются все элементы приспособления;
— базирующих элементов (ложементов, рубильников, фиксаторов БО, КФО, ОСБ, плит разъёма и т.д.);
— установочных элементов, на которые закрепляются базирующие элементы;
Рис. 3.1 Схема конструктивных элементов сборочного приспособления
— средств крепления и фиксации деталей и сборочных единиц в сборочном положении;
— механизмов для отвода и подвода базирующих элементов в рабочее и нерабочее положение;
— механизмов и устройств для установки и снятия деталей и сборочных единиц;
— вспомогательных устройств (трапов, полостей и т.д.)).
Принципиальная схема конструктивных элементов сборочного приспособления представлена на рис. 3.1. Несущие (каркасные), установочные, фиксирующие и зажимные элементы являются основными. Несущие элементы образуют каркас сборочного приспособления, который связывает все элементы в единое целое и от его жесткости зависит точность и постоянство положения всех элементов приспособления.
В зависимости от состава конструкции, входящих в приспособление элементов, сборочные приспособления объединяют в следующие группы:
— специальные – для сборки одной какой-либо сборочной единицы, например, отсека или секции фюзеляжа. Они могут быть неразборными и разборными. У разборных приспособлений его элементы могут использоваться многократно при смене объекта производства;
— специализированные – для сборки однотипных по конструктивно-технологическому признаку сборочных единиц, например, нервюр, шпангоутов. Эти приспособления часто бывают переналаживаемыми и выполняются в виде прямоугольной системы координат.
Переналаживаемое сборочное приспособление проектируется для группы однотипных по конструктивно-технологическому признаку сборочных единиц и выполняется в нескольких конструктивных вариантах, наиболее распространенными из которых являются:
— нерегулируемое приспособление, в котором на каркас стационарно устанавливаются фиксирующие зажимы и элементы, обеспечивающие сборку группы однотипных изделий;
— приспособление с комплектом наладок (рубильники, ложементы, переходники, фитинги), смена которых обеспечивает сборку группы однотипных изделий;
— регулируемое приспособление, в котором в результате поворота или перемещения базирующих элементов собирается группа изделий.
Переналаживаемые приспособления всех видов содержат 90-98% нормализованных и стандартизованных узлов и деталей. Проектирование их сводится к разработки схемы приспособления, карты его наладки и к проектированию базовых элементов (монтажных шаблонов или ложементов). Приспособление со сборки одного типоразмера изделия на другой переналаживают непосредственно рабочие-сборщики.
Переналаживаемые сборочные приспособления широко применяются в условиях мелкосерийного производства самолётов и вертолётов; при высоком коэффициенте загрузки приспособления занимают в 3-5 раз меньшую площадь по сравнению со специальными приспособлениями.
Рис. 3.2 Стапель сборки отъемной части крыла
1 – отъемная часть крыла;2, 3 – вертикальные колонны;4, 5 – продольные балки;6 – установочный элемент – вилка;7 – рубильник;8 – балка наклонная;9 – фиксаторы узлов навески крыла;10 – фиксаторы узлов навески элерона;11 – стакан;12 – съемный фиксатор ОСБ.
Пример для специального приспособления для сборки агрегата представлен на рис. 3.2.
Стапель предназначен для сборки объемной части крыла 1. каркас состоит из колонн 2 и 3 и продольных балок 4,5, на которых расположены установочные элементы 6 для навески рубильников 7, установленные в стаканах 11, приваренных на балках 4,5. В каркас включена дополнительная наклонная балка 8 для размещения на ней фиксаторов 9 стыковых узлов крыла. Фиксаторы 10 узлов навески элерона установлены аналогично на продольной балке 5. При смене объекта производства стапель разбирается и вертикальные колонны 2 и 3, установочные элементы 6, фиксаторы 9, 10 могут быть использованы при изготовлении стапелей для нового изделия, с заменой узла фиксации ОСБ 12, а продольные балки, после снятия с них стаканов 11 и установление их в новое положение по шагу рубильников для нового изделия.
Аналогичное приспособление для сборки отсека фюзеляжа представлено на рис. 3.3.
|
Рис. 3.3 Стапель сборки отсека фюзеляжа
1, 2 – вертикальные колонны;
3,4 – продольные балки;
5 – установочный элемент – вилка;
8 – замок рубильника.
Каркас стапеля представляет объемную конструкцию, состоящую из вертикальных 5олонн 1, 2, продольных балок 3, 4, балок 10, оснований 9. На продольные балки 3 приварены стаканы 6, в которых при монтаже стапеля устанавливаются элементы 5 – вилки. На них навешиваются рубильники 7, номинальное положение которых определяется замком 8.
Пример закрепления рубильника на верхней балке показан на рис. 3.4.
Рис. З.4 Установка вилок крепления рубильников в стаканы каркаса
4 – втулка рубильника;
5 – ось навески рубильника;
6 – компенсирующая заливка НИАТ МЦ.
Необходимость сокращения размеров приспособления требует применения специальных конструкторских решений при проектировании приспособлений. На рис. 3.5 представлен пример приспособления для сборки агрегатов с малой строительной высотой (крыло, оперения). Длина рубильников в таких приспособлениях определяется длиной хорды агрегата и достигает значительных величин. При отводе рубильников в нерабочее положение традиционным способом (в сторону вращением вокруг верхней точки подвески) занимается значительная производственная площадь.
На рис. 3.5 рубильник 1 закреплен на каретке 2, имеющей направляющие рамки 3, 4, которые которая своими ребордами охватывает ребра 5, 6 направляющей 7. На оси ролика 3 установлен призматический ролик 8, размещающийся при рабочем положении рубильника в седле 9, установленном на направляющей 7. Седло 9 имеет прорезь 10 для прохождения оси нижнего ролика 4. для предотвращения выхода из зацепления реборд ролика 4 с ребром 6 при повороте рубильника ребро 6 в нижней части отогнуто в направлении поворота рубильника в сторону рабочего положения. На каретке 2 установлен фиксирующий рычаг 11, взаимодействующий в рабочем положении рубильника 1 с упором 12. привод подъёма рубильника содержит подъёмный гидроцилиндр 13, приводящий в действие полиспаст 14, трос 15, которого через ролик 16, установленный в верхней части направляющей 7, соединен с кареткой 2 через рычаг 17, установленный поворотно на оси 18. Поворот рычага 17 ограничен
Рис. 3.5 Стапель сборки агрегатов с малой строительной высотой
упорами 19 и 20. Рычаг 17 находится под воздействием пружины 21. Плечо рычага 17 выполнено так, чтобы усилие троса 15 создавало момент относительно оси ролика 8, направленный на открытие рубильника 1. Устройство установлено на верхней балке 22 стапеля. Нижний конец рубильника закрывается в рабочем положении замком 23. На направляющей 7 установлены храповая рейка 24, в зацеплении с которой в случае отрыва троса 15 входит рычаг 17.
Для подъема рубильника 1 открывают замок 23 и включают подъёмный гидроцилиндр 13, приводящий в действие полиспаст 14, который через трос 15 воздействует на рычаг 17. Рычаг 17 поворачивается на оси 18 и, растягивая пружину 21, упирается в упор 19. Дальнейшее натяжение троса 15 заставляет поворачиваться рубильник вокруг призматического ролика 8 в призматическом седле 9 до тех пор пока фиксирующий рычаг 11 не выйдет из зацепления с упором 12. При этом ролики 3 и 4 каретки 2 совмещаются по направлению с ребрами 5 и 6, и каретка 2 с закрепленным на ней рубильником 1 усилием троса поднимается вверх. Высоте подъёма рубильника зависит от рабочего хода подъёмного гидроцилиндра 13 и кратности полиспаста 14.
Для опускания рубильника 1 в рабочее положение, цилиндр переключают для работы в обратном направлении, и рубильник под собственной тяжестью опускается вдоль направляющей 7 до тех пор, пока призматический ролик 8 не ляжет в седло 9 и при дальнейшем повороте рубильника фиксирующий рычаг 11 заходит за выступ 12. При закрывании замка 23 рубильник занимает номинальное положение.
При отрыве троса 15 в момент подъема, опускания рубильника, пружина 21 подтягивает рычаг 17 к упору 20 так, чтобы конец рычага взаимодействовал с храповой рейкой 24, установленной на направляющей 7, препятствуя падению рубильника.
Аналогичную задачу сокращения занимаемой площади и возможности работы на двух уровнях в приспособлении для сборки отсека фюзеляжа решает конструкция стапеля, представленная на рис. З.3.
Стапель содержит каркас 1, в состав которого входит горизонтальная балка 2. На ней на осях 3 установлены верхняя 4 и нижняя 5 части рубильника. Другие концы частей рубильника 4, 5 фиксируются замками 6, 7, установленными на верхней балке 8 и нижней балке 9. Части рубильника 4, 5 отводятся в нерабочее положение с помощью гидроцилиндров 10. На средней балке 2 установлены откидные трапы 11, позволяющие работать на втором уровне. Такая конструкция стапеля, кроме того, позволяет открыть верхнюю зону (освободить от рубильников) для загрузки громоздких сборочных единиц (например, боковых панелей) верхним транспортом.
Рис.3.6 Стапель сборки отсека фюзеляжа
Переналаживаемое приспособление для сборки плоских узлов представлено на рис. 3.7.
Рис. 3.7 Переналаживаемое приспособление для сборки плоских узлов
1 – опорная стойка; 2 – стол; 3 – фиксатор с постоянной малкой; 4 – кондуктор; 5 – фиксатор с переменной малкой; 6 – основание кондуктора; 7, 18 – болт; 8 – ось; 9. 14, 15, 17 – штырьевой фиксатор; 10 – кондукторная плита; 11 – втулка; 12 – стенка нервюры; 13 – стойка нервюры; 16 – опора; 19 – профиль нервюры.
Процесс сборки в приспособлении ведут в следующем порядке. Устанавливают стенку 12 на фиксатор 15 по базовым отверстиям (БО), затем устанавливают профили 19, базируя и закрепляя их в сборочном положении двигательными фиксаторами 3 и 5. По НО в профилях 19 сверлят отверстия под заклёпки крепления профилей 19 со стенкой 12 и закрепляют профили 19 со стенкой 12 технологическими болтами. По кондукторам 4 сверлят в стенке СО. По СО в стойке 13 и стенке 12 устанавливают в сборочное положение стойку 13, скрепляя её со стенкой технологическими болтами. Затем снимают нервюру и передают её на клёпку на клёпальный пресс или автомат.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Стапель для сборки аэродинамического органа управления летательного аппарата
Владельцы патента RU 2509038:
Изобретение относится к авиации и касается конструкции стапеля, предназначенного для сборки аэродинамического органа управления летательного аппарата, в частности интерцептора. Стапель содержит монтажную раму прямоугольной формы, систему базирования и фиксации собираемых частей органа управления. Система базирования и фиксации включает узел базирования малого кронштейна навески, узел базирования большого кронштейна навески и средства для базирования и фиксации аэродинамического корпуса, включающие обеспеченные поверхностями базирования: фиксаторы проксимального, по отношению к кронштейнам навески, продольного края корпуса, два фиксатора корпуса по его поперечным боковым краям со стороны проксимального, по отношению к кронштейнам навески, участка корпуса, и два фиксатора корпуса по его поперечным боковым краям со стороны дистального, по отношению к кронштейнам навески, участка корпуса. Узлы базирования малого и большого кронштейнов навески и фиксаторы проксимального продольного края корпуса расположены на одной из сторон рамы (базовой стороне). Каждый из узлов содержит смонтированную в держателях установочную ось, расположенную соосно установочной оси другого узла. Каждый из фиксаторов включает опору базирования и средство для прижатия корпуса к этой опоре. Фиксаторы корпуса по его поперечным боковым краям со стороны проксимального участка корпуса расположены противоположно друг другу на тех участках противолежащих боковых сторон опорной рамы, которые примыкают к базовой стороне рамы. Фиксаторы корпуса по его поперечным боковым краям со стороны дистального участка корпуса расположены противоположно друг другу на тех участках противолежащих боковых сторон монтажной рамы, которые примыкают к установочной стороне рамы, противоположной базовой стороне рамы. Достигается обеспечение высокопроизводительного процесса сборки аэродинамического органа управления. 5 з.п. ф-лы, 8 ил.
Изобретение относится к области авиастроения и касается конструкции стапеля, предназначенного для сборки аэродинамического органа управления летательного аппарата, преимущественно интерцептора.
Известно устройство для сборки отсеков летательного аппарата, содержащее раму, установленную на колесных опорах, выполненных с возможностью регулирования их положения по высоте. На раме размещены средства, поддерживающие и фиксирующие узлы агрегата в процессе сборки. Для приведения узлов агрегата в положение монтажа в устройстве предусмотрен приводной поворотный узел (RU 65473 U1). Устройство позволяет осуществлять сборку отсека летательного аппарата с возможностью перемещения отсека по шести степеням свободы.
Известно также устройство для сборки отсека фюзеляжа летательного аппарата, содержащее каркас, состоящий из опор и продольных балок, макетных шпангоутов в зоне верхних панелей и обводообразующих ложементов, закрепленных на балках в зоне нижних панелей. Ложементы выполнены разрезными по стыкам панелей и закреплены с возможностью вращения относительно одной точки, лежащей на общей оси вращения для ложементов каждой панели, при этом другая точка закреплена на конце винтового механизма, а для отвода верхних боковых панелей на продольных балках установлены винтовые механизмы, содержащие ложементы с прижимами для крепления панелей (RU 28859 U1). В данной конструкции обеспечена возможность герметизации стыков панелей без перемещения панелей за пределы устройства для сборки.
Известно устройство для сборки отъемной части крыла летательного аппарата, содержащее каркас, состоящий из колонн, закрепленных к полу, продольных балок, жестко связанных между собой и колоннами, ложементы для базирования переднего и заднего лонжеронов, закрепленные на продольных балках, макетные нервюры, плиту по разъему агрегата отъемной части крыла (RU 36817 U1). В устройстве применены универсальные подъемные механизмы для закладки деталей и выемки агрегата для обеспечения лучшего доступа в зону сборки.
И, наконец, известен стенд для сборки крыла самолета, содержащий удлиненную несущую раму, на которой установлено множество модулей с базирующими и зажимными узлами для установки и фиксации составных частей крыла в процессе сборки (US 5046688 А). Модули выполнены взаимозаменяемыми в соответствии с различными проектами собираемого крыла.
Все показанные выше устройства, предназначенные для сборки различных агрегатов самолета, не обеспечивают возможность сборки аэродинамического органа управления (в частности, интерцептора), оснащенного кронштейнами навески, с использованием операции скрепления кронштейнов с аэродинамическим корпусом.
Задачей заявляемого изобретения является создание конструкции стапеля, в котором обеспечена возможность сборки аэродинамического органа управления, имеющего кронштейны навески, в частности интерцептора или элерона, собираемого из монолитного корпуса и большого и малого кронштейнов навески.
Технический результат, достигаемый при реализации заявляемого изобретения, решающего поставленную задачу, заключается в обеспечении высокопроизводительного процесса сборки и в простоте его воплощения, в повышении безопасности и удобства при монтаже, в повышении качества готового изделия и, как следствие, в увеличении срока службы интерцептора.
Для достижения указанного технического результата предлагается конструкция стапеля для сборки аэродинамического органа управления. Стапель содержит монтажную (опорную) раму и систему базирования и фиксации собираемых частей органа управления. Система базирования и фиксации включает узел базирования малого кронштейна навески указанного органа управления, узел базирования большого кронштейна навески органа управления и средства для базирования и фиксации аэродинамического корпуса органа управления, включающие обеспеченные поверхностями базирования: фиксаторы проксимального, по отношению к кронштейнам навески, продольного края корпуса, два фиксатора корпуса по его поперечным боковым краям со стороны проксимального, по отношению к кронштейнам навески, участка корпуса и два фиксатора корпуса по его поперечным боковым краям со стороны дистального, по отношению к кронштейнам навески, участка корпуса. Монтажная рама имеет прямоугольную форму. Узлы базирования малого и большого кронштейнов навески и фиксаторы проксимального продольного края корпуса расположены на одной из сторон прямоугольной монтажной рамы, именуемой базовой стороной, и каждый из них содержит смонтированную в держателях установочную ось, расположенную соосно установочной оси другого узла. Каждый из указанных выше фиксаторов включает опору базирования и средство для прижатия корпуса к этой опоре. Фиксаторы корпуса по его поперечным боковым краям со стороны проксимального участка корпуса расположены противоположно друг другу на тех участках противолежащих боковых сторон опорной рамы, которые примыкают к базовой стороне рамы. Фиксаторы корпуса по его поперечным боковым краям со стороны дистального участка корпуса расположены противоположно друг другу на тех участках противолежащих боковых сторон монтажной рамы, которые примыкают к установочной стороне рамы, противоположной базовой стороне рамы.
В каждом фиксаторе проксимального продольного края корпуса опора базирования выполнена ступенчатой с горизонтальной и вертикальной базирующими поверхностями, а средство для прижатия корпуса к опоре базирования включает Г-образный прижим, установленный на вертикальной оси с возможностью поворота в горизонтальной плоскости и подпружиненный в вертикальном направлении.
Для второго фиксатора корпуса по его поперечным боковым краям со стороны дистального, по отношению к кронштейнам навески, участка корпуса опора базирования выполнена ступенчатой с горизонтальной и вертикальной базирующими поверхностями, а средство для прижатия корпуса к опоре базирования включает двуплечий прихват, установленный с возможностью поворота на горизонтальной оси, параллельной боковой стороне опорной рамы стапеля, причем одно плечо прихвата служит для обеспечения прижатия корпуса к горизонтальной базирующей поверхности опоры базирования, а на другом плече установлен прижимной винт.
Для дополнительного поддержания корпуса со стороны его проксимального участка предусмотрены регулируемые по высоте опоры, смонтированные на базовой стороне опорной рамы.
Благодаря размещению в предлагаемом стапеле узлов базирования и фиксации собираемых частей аэродинамического органа управления на сторонах единой прямоугольной рамы в указанном в формуле изобретения порядке и выполнению этих узлов в виде быстродействующих прижимных конструкций с поверхностями базирования, обеспечиваются точное и быстрое позиционирование корпуса аэродинамического органа управления относительно кронштейнов навески с последующим надежным и быстрым прижимом корпуса в стапеле, позволяющим сохранить выставленное положение корпуса относительно кронштейнов в течение всего времени сборки. Это позволяет обеспечить высокопроизводительный и простой процесс сборки, а также добиться высокого качества изделия. При этом расположение всех узлов стапеля (узлы базирования кронштейнов навески интерцептора и средства для базирования и фиксации корпуса аэродинамического органа управления) на единой прямоугольной раме с обеспечением беспрепятственного доступа к этим узлам для монтажников, производящих сборку органа управления, обеспечивает безопасность и удобства в процессе сборки.
Краткое описание чертежей
Изобретение поясняется чертежами, где
В дальнейшем описание стапеля и принцип его использования показаны на примере сборки интерцептора. Стапель содержит монтажную (опорную) прямоугольную раму 1 и установленные на раме узлы и средства базирования и фиксации частей аэродинамического органа управления (интерцептора). Сторонам рамы 1 даны следующие наименования: базовая сторона 2, противоположная ей установочная сторона 3 и противолежащие боковые стороны 4 и 5.
Узел 6 базирования малого кронштейна 7 навески содержит держатель из двух стоек 15 и 16, соединенных внизу перемычкой 17. Держатель смонтирован на базовой стороне 2 рамы 1 посредством платформы 18. В стойках держателя закреплена посредством крепежных элементов ось 19, которая поддерживает малый кронштейн 7 навески в процессе сборки интерцептора и которая может извлекаться из стоек при посадке в узел 6 базирования перед началом монтажа и извлечении из него по окончании монтажа кронштейна 7.
Узел 8 базирования большого кронштейна 9 навески содержит держатель из двух стоек 20 и 21, каждая из которых смонтирована на базовой стороне 2 рамы 1 посредством платформы 22. В стойках 20, 21 закреплена посредством крепежных элементов ось 23, которая поддерживает большой кронштейн 9 навески в процессе сборки интерцептора и которая может извлекаться из стоек при посадке в узел 8 базирования перед началом монтажа и извлечении из него по окончании монтажа кронштейна 9.
Каждый фиксатор 10 содержит ступенчатую опору базирования 24 с горизонтальной базирующей поверхностью 25 и вертикальной базирующей поверхностью 26 и Г-образный прижим 27 (фиг.2). Ступенчатая опора базирования 24 смонтирована на стакане 28, установленном в платформе 29, закрепленной на базовой стороне 2 опорной рамы 1. В донной части стакана 28 смонтирована шпилька 30, которую охватывает гильза 31, расположенная внутри стакана 28 с возможностью свободного перемещения относительно него в осевом и окружном направлениях и подпружиненная пружиной 32. Г-образный прижим 27 смонтирован на выступающем из стакана 28 участке 31а гильзы 31, может перемещаться в вертикальном направлении и поворачиваться в горизонтальной плоскости вокруг оси 30а вместе с гильзой 31.
Каждый опорный узел 13 (фиг.3) содержит основание 33, смонтированное на полке 14, закрепленную на основании 33 гильзу 34 и установленную внутри гильзы 34 с возможностью вертикального осевого перемещения опору 35, подпружиненную пружиной 36. Осевое положение опоры 35 фиксируется болтом 37.
Второй фиксатор корпуса 12 по его поперечным боковым краям со стороны дистального участка корпуса (фиг.7) включает ступенчатую опору базирования 62 с горизонтальной 63 и вертикальной 64 базирующими поверхностями и двуплечий прихват 65 со сквозной продольной прорезью 66. Прихват 65 установлен на горизонтальной оси 67, расположенной в прорези 66 и ориентированной параллельно боковой стороне 4 рамы. Прихват 65 имеет возможность поворота относительно оси 67 и перемещения относительно нее в пределах, ограниченных прорезью 66. Плечо 68 прихвата служит для обеспечения прижатия корпуса 12 к горизонтальной базирующей поверхности 63 ступенчатой опоры базирования 62. На другом плече 69 установлен прижимной винт 70, упирающийся в ступенчатую опору базирования 62 и управляющий поворотом прихвата 65.
На установочной стороне 3 опорной рамы 1 смонтированы бруски 71, выполняющие роль опор, поддерживающих дистальный участок 11a корпуса 12. Сборка интерцептора осуществляется следующим образом. На оси 19 и 23 узлов 6 и 8 навешивают соответственно малый кронштейн 7 навески и большой кронштейн 9 навески. При этом одна из проушин большого кронштейна 9 навески размещается между шайбой гаечного узла 72 (фиг.1) и базовой плоскостью 73 стойки. Отодвигают средства для прижатия всех фиксаторов. Освобождают все базирующие поверхности опор базирования. На малый и большой кронштейны 7 и 9 навески наносят монтажную пасту, при этом паста наносится на те плоские участки кронштейнов, которые при сборке соприкасаются с монтажными плоскостями корпуса 12. Корпус 12 устанавливают нижней поверхностью на все освободившиеся базирующие поверхности фиксаторов и доводят с помощью средств для прижатия до базирующих поверхностей. Затем корпус 12 надвигают на кронштейны 7 и 9 для обеспечения контакта монтажных плоскостей корпуса с плоскими монтажными участками кронштейнов. Обеспечивают выдержку узлов интерцептора в полученном состоянии в течение 48 часов, необходимых для отверждения монтажной пасты. После отверждения монтажной пасты, не расфиксируя кронштейны, размечают центры отверстий и совместно разделывают отверстия, через которые осуществляется крепление кронштейнов и корпуса. Устанавливают в полученные отверстия болты крепления кронштейнов к корпусу в соответствии со сборочным чертежом. По окончании сборки расфиксируют интерцептор и извлекают его из сборочного приспособления.
1. Стапель для сборки аэродинамического органа управления летательного аппарата, содержащий монтажную раму и систему базирования и фиксации собираемых частей органа управления, отличающийся тем, что система базирования и фиксации включает узел базирования малого кронштейна навески указанного органа управления, узел базирования большого кронштейна навески органа управления и средства для базирования и фиксации аэродинамического корпуса органа управления, включающие обеспеченные поверхностями базирования: фиксаторы проксимального, по отношению к кронштейнам навески, продольного края корпуса, два фиксатора корпуса по его поперечным боковым краям со стороны проксимального, по отношению к кронштейнам навески, участка корпуса, и два фиксатора корпуса по его поперечным боковым краям со стороны дистального, по отношению к кронштейнам навески, участка корпуса, причем монтажная рама имеет прямоугольную форму, узлы базирования малого и большого кронштейнов навески и фиксаторы проксимального продольного края корпуса расположены на одной из сторон прямоугольной монтажной рамы, именуемой базовой стороной, и каждый из них содержит смонтированную в держателях установочную ось, расположенную соосно установочной оси другого узла, каждый из указанных выше фиксаторов включает опору базирования и средство для прижатия корпуса к этой опоре, при этом фиксаторы корпуса по его поперечным боковым краям со стороны проксимального участка корпуса расположены противоположно друг другу на тех участках противолежащих боковых сторон опорной рамы, которые примыкают к базовой стороне рамы, а фиксаторы корпуса по его поперечным боковым краям со стороны дистального участка корпуса расположены противоположно друг другу на тех участках противолежащих боковых сторон монтажной рамы, которые примыкают к установочной стороне рамы, противоположной базовой стороне рамы.
2. Стапель по п.1, отличающийся тем, что в каждом фиксаторе проксимального продольного края корпуса опора базирования выполнена ступенчатой с горизонтальной и вертикальной базирующими поверхностями, а средство для прижатия корпуса к опоре базирования включает Г-образный прижим, установленный на вертикальной оси с возможностью поворота в горизонтальной плоскости и подпружиненный в вертикальном направлении.
5. Стапель по п.4, отличающийся тем, что для второго фиксатора корпуса по его поперечным боковым краям со стороны дистального, по отношению к кронштейнам навески, участка корпуса опора базирования выполнена ступенчатой с горизонтальной и вертикальной базирующими поверхностями, а средство для прижатия корпуса к опоре базирования включает двуплечий прихват, установленный с возможностью поворота на горизонтальной оси, параллельной боковой стороне опорной рамы стапеля, причем одно плечо прихвата служит для обеспечения прижатия корпуса к горизонтальной базирующей поверхности опоры базирования, а на другом плече установлен прижимной винт.
6. Стапель по п.1, отличающийся тем, что для дополнительного поддержания корпуса со стороны его проксимального участка предусмотрены регулируемые по высоте опоры, смонтированные на базовой стороне опорной рамы.