что такое станковая композиция в художественной школе
Урок по предмету «Станковая композиция» в 1-м классе ДХШ
Разделы: МХК и ИЗО
Цель урока: Ознакомить учащихся с предметом «композиция». Дать элементарные понятия ритма.
Задача урока: Создание ритма. Организация плоскости листа путем чередования различных элементов.
Основой любого произведения искусства является композиция, придающая ему единство и цельность. Композиция в изобразительном искусстве связана с необходимостью передать основной замысел, идею произведения наиболее ясно и убедительно. Картины, написанные в разные эпохи, в совершенно различных стилях, поражают наше воображение и надолго запоминаются во многом благодаря четкому композиционному построению.
Отсутствие возможности внести изменения в законченную картину подтверждают силу действия законов и правил композиции.
Композиция ставит перед художником сложные вопросы, ответы на которые должны быть точными, оригинальными, неповторимыми.
Построение картины можно рассчитать заранее. Постоянные упражнения в композиционном искусстве развивают композиционные навыки, можно научиться приемам построения композиции.
У композиции есть свои законы, складывающиеся в пароцессе художественной практики и развития теории. Этот вопрос очень сложный и обширный, поэтому здесь пойдет речь о правилах, приемах и средствах, которые помогают построить сложную композицию, воплотить идею в форму художественного произведения.
Средства композиции включают: формат, пространство, композиционный центр, равновесие, ритм, контраст, светотень, цвет, декоративность, динамику и статику, симметрию и асимметрию, открытость и замкнутость, целостность.
Ритм всегда подразумевает движение.
В произведения изобразительного искусства, как и в музыке, можно различать активный, порывистый, дробный ритм или плавный, спокойный, замедленный.
Ритм может быть задан линиями, пятнами света и тени, пятнами цвета.
Произведения искусства, в которых присутствует движение, характеризуются как динамичные.
Почему же ритм передает движение? Это связано с особенностью нашего зрения. Взгляд переходя от одного изобразительного элемента к другому, ему подобному, сам как бы участвует в движении.
Динамичность композиционной схеме придает сочетание резких вертикальных, угловатых или округлых линий.
Если композиция формируется прямыми, горизонатльными или слегка наклонными линиями, создается впечатление покоя, либо размеренного, легкого движения.
Так можно сделать заключение, что преобладание горизонталей придает картине покой, наличие вертикалей вносит в нее напряженность, диагонали поддерживают движение.
3. Самостоятельная работа учащихся.
Далее учащиеся приступают к выполнению самостоятельной работы.
Преподаватель выдает листы формата А3, трафареты с элементами фигуры птицы (туловище, крылья) губки, тряпки.
Затем на высохшей поверхности листа при помощи трафарета наносятся изображения птиц в различных позах. Учащиеся могут варьировать изображение крыльев, направление движения птиц и т. д. Создается ритм. Цередуются расположение птиц в листе (выше, ниже и т. д.), расположение крыльев, цвет и тон.
В дальнейшем изображение птиц дополняется деталями (глаза, перья и т. д.).
Композиция станковая
Композиция в данной программе понимается широко: не только как выполнение сюжетно – тематического произведения, но и как сознательная деятельность по организации всех элементов изображения для реализации определённого замысла.
Занятия строятся с учётом возрастных особенностей детей и, в первую очередь, с учётом особенностей их пространственного мышления. Учебный предмет станковая композиция тесно взаимосвязан с программами по рисунку, живописи и по летней учебной практике (пленэру). В каждой из этих программ присутствует взаимопроникающие элементы; в заданиях по академическому рисунку и живописи обязательны требования к осознанному композиционному решению листа, а в программе по станковой композиции ставятся задачи перспективного построения, выявления объёмов, грамотного владения тоном и цветом.
Образовательные задачи учебного предмета:
усвоение профессиональной терминологии и представление о таких понятиях, как:
Развивающие задачи:
Воспитательные задачи заключаются в формировании гражданской позиции, товарищества, личной ответственности, в гуманном отношении к окружающим, в развитии художественного вкуса и уважения к литературе и чтению.
Основным видом аудиторных учебных занятий является смешанный вид. Теоретическая часть предполагает знакомство с теорией композиции, включает в себя раздел аналитической работы с иллюстративным материалом и последующее закрепление на практике полученных знаний. Практические занятия состоят из работы непосредственно над композицией и упражнений, которые рассчитаны на изучение и применение основных законов композиции, на исследование возможностей тона и цвета, на знакомство с материалами и способами работы с ними.
Данная программа должна послужить базой и крепкой основой для дальнейшего творческого развития учащихся, дать возможность успешно перейти к следующему этапу художественного обучения в средних и высших профессиональных учебных заведениях.
Для реализации творческого замысла существует ряд способов, которым нужно научить будущего художника. Начиная с раннего этапа обучения, ученики должны выполнять большое количество композиционных заданий и работ.
1.1 Вводная беседа об основных законах и правилах композиции станковой
Тема: «Вводная беседа об основных законах и правилах композиции станковой»
Время занятия: 2 урока
Преподаватель: Шевчук Виктория Леонидовна
Предмет: Композиция станковая.
Цель: знакомство с понятиями «композиция», «жанры в композиции».
Задача: знакомство с программой по станковой композиции, материалами и техниками, применяемыми при создании композиций.
Композиция в переводе с латинского composition обозначает сочинение, составление, расположение (компонере – сочинять, располагать, составлять). Композиция присуща всем видам искусства как сочетание отдельных частей, сложение элементов в определенном, обдуманном порядке, их взаимосвязь, переходящая в гармонию целого, какой-либо идеи, сюжета.
Композиция – это составление, соединение частей в единое целое. В изобразительном искусстве – это построение художественного произведения.
Художник на картине так располагает детали, линии, пятна цвета и света, чтобы произведение в целом было максимально выразительным, а вместе с тем обладало прекрасным качеством целостности — ни убавить, ни прибавить. Все закончено, все «работает», ничего лишнего, и каждая деталь на своем месте.
В картине И. Е. Репина «Не ждали»
слева у двери на веранду мы видим темную ножку стула. Попробуйте прикрыть ее пальцем и вообразить, что там пустое место. И сразу почувствуете — эта пустота раздражает, комната превращается в длинный коридор, масса темных пятен в правой части картины начинает «перевешивать», тянуть картину вправо, вниз. Тот, которого «не ждали», не останавливается постепенно, кажется, продолжает двигаться дальше, он словно проходит мимо смотрящих на него людей. Вот, оказывается, какова композиционная роль небольшой, как будто малозначительной детали — ножки стула!
В композиции важно все — массы предметов и их силуэты, их зрительный «вес», ритм, с которым они размещены на полотне, перспектива, воображаемая линия горизонта и точка зрения на изображаемое — прямо на уровне глаз, сверху (с «птичьего полета») или снизу (так называемая «лягушачья перспектива»), цвет и колорит картины, группировка действующих лиц, направление их взглядов, направление линий перспективного сокращения предметов, распределение светотени, интенсивность цвета, позы и жесты и т. д.
В той же картине Репина взгляды всех присутствующих устремлены на вошедшего мужчину в одежде ссыльного, и почти все перспективные линии ведут к его фигуре. Она дана на относительно свободном пространстве и силуэтно представлена на более светлом фоне. Цвет его арестантской одежды сгармонирован с цветом всех остальных предметов в комнате, но вместе с тем он нигде более не повторен (в отличие, например, от черных тонов) и поэтому тоже помогает выделить фигуру вошедшего, сосредоточив на ней внимание.
Основные законы композиции.
1) закон целостности;
2) закон контрастности;
4) закон подчиненности всех средств композиции идейному замыслу.
Композиция помогает передать содержание картины. Главное в композиции – выразительность и раскрытие художественного образа.
В изобразительном искусстве художественный образ трактуется как воспроизведение человеческого характера, события, которые ценны неповторимостью, индивидуальностью и в то же время характерны для своего времени. При этом Образом может становиться не только конкретная личность или предмет, ‘но и картины природы, пейзажи, в которых также отражаются чувства, мысли, настроения, переживания как самого художника, так и его воспринимающего.
Форма и содержание, их взаимосвязь.
Создавая картину, художник опирается на натуру, исходит из нее как в общем замысле, так и в отдельных деталях. Но в этом процессе большую роль играют воображение, фантазия, вымысел. В картине художник изображает типическое событие, которое не берется прямо из жизни, но концентрированно выражает ее суть и смысл. Создание картины венчает поиск, дает законченное выражение творческой мысли, содержит обобщение наблюдений и размышлений. Поэтому содержание хорошей, подлинной картины является продуманным, несет в себе определенную идейно-образную концепцию, а форма — выстроенной, логичной, завершенной. Здесь не должно быть ничего случайного, лишнего, все закономерно и необходимо, любая деталь направлена на реализацию замысла, каждая часть соотнесена с целым, каждый элемент выражает образ.
Пётр Петрович Кончаловский. «Натюрморт с зеленой рюмкой».
Иван Трофимович Хруцкий. «Натюрморт с грибами».
Владимир Михайлович Конашевич. «Колокольчики на окне».
Валентин Александрович Серов. «Яблоки на листьях».
Линия. Пропорции. Равновесие.
Федор Петрович Толстой. «Букет цветов, бабочка и птичка».
Пропорции – соотношение величины отдельных частей композиции друг с другом.
Заполнение листа должно быть оправданным (размеры элементов композиции взяты необходимых размеров: не мелко, не крупно).
Равновесие. Точка зрения.
Давид Петрович Штеренберг. «Натюрморт с лампой».
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин «Натюрморт Селедка»
Положение источника света. Освещение. Падающая тень.
(Показать на картинах художников которые расположены выше)
Формат композиции может быть квадратным, прямоугольным по вертикали или горизонтали, овальным, круглым.
Игорь Эммануилович Грабарь. «На озере».
Иван Константинович Айвазовский. «Девятый вал».
Исаак Ильич Левитан. «Сумерки. Луна».
Иван Иванович Шишкин. «Зима».
Перспектива. Горизонт. Точка зрения.
Линейная перспектива. Точка схода. Деревья, столбы, улица.
Горизонт. Точка зрения. И.Левитан. «Март».
Воздушная перспектива. Деревья, горы.
Контраст цвета. Ньюанс. Колорит.
Владимир Евграфович Татлин. «Матрос.Автопортрет».
Виктор Михайлович Васнецов. «Автопортрет».
Иван Николаевич Крамской. «Автопортрет».
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. «Автопортрет».
Жанры в композиции.
В изобразительном искусстве существуют различные жанры: исторический, бытовой, батальный жанры, портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер. Наибольшее разнообразие жанров наблюдается в станковой живописи.
Термин «жанр» произошел от французского genre – вид, род.
В большинстве видов искусства исторически сложилось разделение на большие области, характеризующиеся общими признаками. Они и называются жанрами. Принципы их разделения также различны для каждой из областей художественной культуры.
В изобразительном искусстве жанры определяются по предмету изображения, в других областях культуры — по особенностям применяемых в них приемов.
Например, мы выделяем различные жанры живописи — портрет, пейзаж, анималистику, батальный жанр, натюрморт. Можно провести и более дробное деление внутри жанров. Так, в зависимости от назначения портрет может быть парадным, камерным, интимным. Существует и деление внутри пейзажного жанра: морской вид (марина) — особый вид жанра пейзажа, «галантный жанр» — один из видов бытового жанра. При этом каждому жанру присущи определенные, характерные только для него средства художественной выразительности.
В отдельных видах искусства — архитектуре, прикладном искусстве, дизайне — жанры вообще не выделяются, вместо них говорят о группах построек или изделий, объединенных назначением или материалом, — жилая, церковная архитектура, керамика или ткачество.
Практически не существует подразделения на жанры и в скульптуре. Здесь в основу классификации кладется скорее целевое назначение скульптурного произведения, чем тематический принцип. Правда, сохраняются устойчивые границы жанра портрета.
Первые самостоятельные жанры появились в Нидерландах в 16 веке.
Методическое пособие по станковой композиции
Этапы работы на композицией:
Предмет композиции
«Композиция» в переводе с латинского compositio обозначает сочинение, составление, расположение.
Сочетание отдельных частей, сложение элементов в определенном порядке, их взаимосвязь, переходящую в гармонию целого, мы наблюдаем в растительном и животном мире. Например, каждое растение состоит из частей, вместе они образуют форму, которая представляет собой некое гармоническое целое.
В природе наиболее характерными и часто встречающимися композиционными закономерностями являются целостность, симметрия и ритм. Целостность проявляется в гармоничности, законченности строения или конструкции предмета, симметрия — в равновесии, похожести левой и правой частей объекта, ритм — в повторяемости одного или нескольких элементов через определенные интервалы. Для симметрии характерно относительное спокойствие, уравновешенность частей, ритму свойственна большая или меньшая степень движения.
Братья Ткачевы «Детвора»
Композиционные начала (целостность, симметрия, ритм), присущие миру природы, в искусстве присутствуют в особом, специфическом виде.
Человек, создавая различные предметы и образы предметов, явлений, опирается на формы, созданные природой, учится у природы и в какой-то степени подражает ей. При этом он изучает природу, познает сущность предметов и явлений, их закономерности.
Композиция присуща всем видам искусства. Композиционные начала лежат в основе архитектурных построек, музыкальных и литературных произведений, скульптур и картин, театральных постановок и кинофильмов. Принципы единства или членения, симметрии и ритма проявляются в различных видах искусства по-разному. Но наличие одних и тех же общих закономерностей позволяет достигать синтеза искусств, их органического сочетания, скажем, в архитектурно-скульптурном ансамбле, в театральной постановке, в оформлении интерьера и т. д. Яркий пример композиционного синтеза являет собой театр, где сочетаются драматургия, мастерство актеров и режиссера, декорационная живопись, музыка. От взаимодействия всех слагаемых спектакля зависит сила его эмоционального воздействия на зрителя.
Говоря об определении понятия «композиция», следует отметить, что в различных видах искусства оно имеет свое специфическое содержание и различную степень разработанности. В музыке это понятие вполне определено. Однако, как считают некоторые специалисты, определение композиции как общего плана музыкального произведения, как его деления на крупные части слишком формально, и его необходимо дополнить формами, строящими связи между частями.
В теории литературы в термин «композиция» также вкладывают вполне определенное содержание. Композиция означает размещение в тексте конкретного материала, например, сюжета в последовательности повествовани, или смену «точек зрения».
Что касается определения понятия «композиция» в изобразительном искусстве, то здесь еще немало неясностей. Существуют различные варианты определения. Связано это с тем, что теория композиции в изобразительном искусстве находится лишь в стадии становления. Причем многие к этой проблеме в изобразительном искусстве относятся скептически. Как справедливо писал известный искусствовед, психолог и художник Н. Н. Волков, «к сожалению, еще необходимо защищать идею такой теории от софизмов ее недоброжелателей». А теория такая нужна, так как специально и глубоко проблемами композиции в изобразительном искусстве не занимается ни общая эстетика, ни история искусства, ни теоретическое искусствоведение.
Братья Ткачевы «Летом»
Только теория композиции как часть теоретического искусствоведения может непосредственно исследовать проблемы композиции в изобразительном искусстве, только она, глубоко занимаясь предметом композиции, через анализ способна установить четкие термины и определения.
Определения понятия «композиция» в изобразительном искусстве мы можем найти в энциклопедических словарях и искусствоведческой литературе. Например, в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона композиция определяется как перенесение в картину или рисунок тех линий, форм и образов, которые еще смутно рисуются в воображении художника, и составление из них при помощи различных средств и технических приемов, свойственных той или иной отрасли искусства, органического целого, определенно выражающего задуманное художником содержание. Далее говорится о невозможности установить точные правила композиции, так как представление о характере композиции изменяется исторически, зависит от социального строя, от задач, стоящих перед искусством. В словаре Брокгауза и Ефрона указываются лишь некоторые правила, которые выведены на основе анализа лучших произведений искусства. В этом определении уже отмечается главный признак, присущий композиции, — признак целого. Кроме того, здесь указывается, что это «целое» в композиции определенно выражает задуманное художником содержание. Это очень важно для определения композиции, как будет видно ниже.
То, что композиция отмечается как важнейший компонент художественной формы, в принципе, правильно, хотя и не совсем точно, так как, во-первых, композиция не компонент формы, а сама форма, и даже главная форма, и, во-вторых, композиция не придает единство и целостность произведению, а она закладывает своей сущностью эту целостность.
Законы построения композиции
Первый этап творческого процесса — период первоначального накопления — может начаться еще до выбора темы. В таком случае накопление материала бывает менее целенаправленным, но небесполезным, ибо в этот период память художника обогащается жизненными впечатлениями от бесед с людьми, прочитанных книг и т. п. Все это воспринимается им сознательно или стихийно как материал эстетически значимый, который, возможно, когда-то пригодится в творчестве.
Период первоначального накопления должен сопровождаться композиционными упражнениями. Даже когда нет еще четко обозначенной темы, они помогут глубже познать многообразие окружающего мира, смысловые связи между предметами и средой. Всестороннее изучение жизни позволяет художнику создавать оригинальные, правдивые композиции, а также способствует накоплению жизненно важного материала. Рекомендуется выполнять наброски людей и животных, рисовать по памяти и воображению с ориентацией на закономерности композиции, делать зарисовки характерного или типического, компоновать на свободные темы, тренироваться в составлении натюрмортов, в постановке живой модели в интерьере и т. д.
Чем интенсивнее протекает период первоначального накопления, тем успешнее переход от приблизительной наметки содержания к более четкому абрису замысла.
Студенческий эскиз — набросок с натуры.
Замысел рождается из разрозненных, часто хаотических впечатлений, но он никогда не возникает из ничего. Этому предшествует большая, иногда длительная работа художника, который прилагает немало сил, ума, воли, собирая материал, наблюдая, изучая жизнь. Все это незаметно ведет к появлению замысла. Постепенность или неожиданность его рождения можно объяснить и индивидуальными особенностями творческой личности, в частности степенью одаренности, а также недостаточностью или изобилием имеющихся материалов.
В период возникновения замысла художник обнаруживает пластический мотив, в котором он сумеет затем показать новые грани и свойства изображаемого явления, раскрыть его с неожиданной стороны. Иначе говоря, в это время определяется метод решения найденного мотива с точки зрения его новизны как эстетического открытия мира, увиденного прозорливым взглядом художника.
В первоначальном замысле многие элементы композиции бывают намечены только приблизительно, но уже определившаяся сюжетная или идейная направленность композиции в целом будет тем компасом, который укажет верный путь доработки этих элементов, метод обрастания задуманного произведения необходимыми дополнительными деталями. Нередко художник, чувствуя ценность пластического мотива, сразу приступает к его непосредственному осуществлению.
Разработка композиции произведения включает решение технических и чисто творческих задач на основе профессиональных умений и знаний теории искусства, в частности законов композиции.
При создании самых первых, довольно схематичных эскизов не следует забывать о действии композиционных законов целостности и контрастов. Именно учет этих законов имеет принципиально важное значение, ибо, разрабатывая первые эскизы, художник ведет поиски такой композиции, которая позволит уже в своем черновом, схематичном наброске увидеть целостность, жизненность и выразительность, т. е. те основные качества, которые являются определяющими для подлинного произведения искусства.
Действие закона целостности требует выявления конструктивной идеи, заложенной в мотиве самой природой, схемы его гармонии, объединяющей в единое целое все детали будущего полотна. Каждый мастер прокладывает свои пути к нахождению конструктивной идеи композиции, использует свои методы достижения наилучшего результата. Одни сперва стихийно рисуют все, что подсказывает воображение на данную тему, и лишь позже в собранном материале отыскивают путеводную конструктивную идею. Другие компонуют непосредственно под впечатлением наблюдения натуры. В любом случае в основе композиции должна лежать конструктивная идея — каркас развития сюжета. Конструктивная идея целостности композиции служит базой для действия закона контрастов, как сочетания противоположного в зрительном восприятии произведения. Как известно, человек воспринимает предметы прежде всего по контрасту их силуэтов и окружающей среды. Форму мы видим благодаря контрасту света и тени. И живопись в ее современном понимании также строится на борьбе противоположностей — теплых и холодных цветов. Сила цвета также увеличивается от соседства с дополнительным цветом — красного с зеленым, синего с оранжевым, белого с черным и т. п. Издавна художники пользовались контрастом светлого на темном фоне.
В «Бурлаках на Волге» И. Е. Репина существует контраст между компактной темной группой бурлаков, воспринимаемой целостным силуэтом, и серебрящейся рекой. Подобные контрасты придают декоративную выразительность композиции.
И.Репин «Бурлаки на Волге»
Композиционные контрасты нерасторжимо связаны с характером художественного образа. Например, в картине И. Е. Репина «Крестный ход в Курской губернии» главный социальный контраст олицетворяют барыня, несущая икону в религиозной процессии, и взлетевшая над толпой бедняков полицейская нагайка. Именно этот идейный контраст строит картину. И совершенно очевидно, что нахождение места расположения сюжетного узла было отправным пунктом в разработке Репиным композиции и ее живописного решения. Во всяком случае, это прослеживается почти во всех эскизах и предварительных наметках.
Во многих произведениях бытового жанра показываются конфликтные ситуации как столкновение добра со злом, старого с новым, реакционного с прогрессивным. Основной контраст здесь лежит в борьбе противоположностей, и, если художник не уловит, не поймет самой сути, истоков этой борьбы, его произведение будет характеризоваться простым бытовизмом. В качестве примера можно привести картину А. И. Лактионова «Переезд на новую квартиру».
А.И. Лактионов «Переезд на новую квартиру»
Ю.И. Пименов «Свадьба на завтрашней улице»
Совсем по-другому подходит к решению темы борьбы «старого и нового» Ю. И. Пименов. В «Свадьбе на завтрашней улице» мы видим, как преображается жизнь города и людей, как новое стремительно шагает на смену старому. Лактионова и Пименова разделяют не столько индивидуальный живописный почерк, сколько метод эстетического освоения действительности и, разумеется, разность мировосприятия, мышления. Один в основном скользит по поверхности факта, другой докапывается до сути нового явления.
Таким образом, в метод работы над композицией должен быть включен еще один важнейший момент, контролируемый идейным замыслом и образным началом. Закладка основ образности в конструктивной идее и главном контрасте указывает на взаимодействие законов целостности, контрастов с законом жизненности. Этот закон предполагает раскрытие сторон изображаемого явления, в которых общее отражается через индивидуальное, особенное, присущее именно данному характеру.
Основными законами композиции следует назвать такие: закон целостности, закон контрастов, закон новизны, закон подчиненности всех средств композиции идейному замыслу.
Закон жизненности должен особо учитываться в период разработки композиции, когда художник путем обобщения данных непосредственных чувственных восприятий действительности стремится показать типическое через индивидуально-характерное.
Закон целостности имеет отношение и к построению декоративного силуэта композиции, и к использованию контрастов темного и светлого. Стоит появиться равнозначными пятнам, как композиция запестрит, потеряет целостность.
Студенческий эскиз. Тема: 1.«Трамвай», 2.«Пробка»
Закон контраста. Само слово контраст – французское (резкое различие,противоположность). В специальном значении- противопоставление и взаимное усиление двух соотносящихся свойств, качеств. Контрасты в композиции помогают выявлению композиционного центра, образному решению сюжета, решению пространства,передаче объема предметов.
Графические эскизы к сюжетной композиции. Материал — сепия
Цветовой эскиз к сюжетной композиции. Материал — гуашь
Контрасты делятся на:
Цветовой эскиз. Тема: «Остановка»
Правила композиции
Если законы носят объективный, всеобщий характер, устойчиво действуют на протяжении длительного отрезка времени в истории развития изобразительного искусства, то композиционные правила и приемы, помогающие строить композицию, относятся к менее постоянным категориям. Они имеют важное значение в разработке пластического мотива, изобразительного «зерна» сюжета. Правила и приемы, по словам Е. А. Кибрика, являются лишь композиционной техникой (вместе со средствами). Но следует иметь в виду, что, несмотря на «технический» во многом характер правил и приемов, они в основе своей, как и все искусство, вытекают из закономерностей природы.
Основными правилами композиции являются ритм, выделение сюжетно-композиционного центра, симметрия или асимметрия, расположение главного на втором пространственном плане.
Образ в станковой композиции
Художественный образ — это такой сплав эмоционального и рационального в познании и отражении объективной реальности, который призван воздействовать и на чувства, и на умы людей.
«Образ — это конкретная и в то же время обобщенная картина человеческой жизни, созданная при помощи вымысла и имеющая эстетическое значение» — так определяет Л. И. Тимофеев образ в литературном творчестве. Но такое определение вполне подходит и для других искусств, в том числе и для изобразительного искусства. Если проанализировать это определение, то можно увидеть, что художественный образ характеризуется несколькими важными чертами или свойствами. Ими являются:
Очевидно, к этим важнейшим, основным чертам художественного образа следует добавить еще такие, обязательно присущие каждому настоящему художественному образу черты, как новизна, объективность и субъективность.
Студенческая работа. Эскиз. Материал: Сепия, пастель.