что такое стандарт babka
Глава 1. Введение в BABOK 3 Guide (перевод)
Руководство BABOK (свод знаний BABOK) — это всемирно признанный стандарт по бизнес-анализу. BABOK описывает области знаний бизнес-анализа, задачи, базовые компетенции, методики и точки зрения на бизнес-анализ.
Цель книги “Свод знаний по бизнес-анализу”
Основная цель руководства BABOK — определить профессию бизнес-анализа и предоставить набор общепринятых практик, которые помогут специалистам-аналитикам договариваться между собой и понимать, какие навыки необходимы им для эффективного выполнения аналитической работы. Также книга поможет людям, которые нанимают бизнес-аналитиков и работают с ними понять, какие навыки и знания можно ожидать от специалистов.
Бизнес-анализ — это емкая профессия, в которой бизнес-аналитики могут выполнять
очень разноплановую работу в рамках компании. Аналитики могут использовать разные компетенции, знания, навыки, терминологию и подходы при выполнении задач бизнес-анализа. Руководство BABOK — это платформа, которая объединяет все точки зрения, описывающие задачи бизнес-анализа, которые позволяют должным образом проанализировать изменения или оценить их необходимость. Задачи могут варьироваться по содержанию, порядку или важности для конкретного аналитика или для различных инициатив.
Шесть областей знаний из руководства BABOK описывают практики бизнес-анализа, которые применяются в пределах проекта или в ходе развития компании и непрерывного ее совершенствования. На рисунке изображено, как все эти области знаний поддерживают внедрение бизнес-ценностей до, во время и после жизненного цикла проекта.
Рисунок «Бизнес-анализ вне проекта»:
Что такое бизнес-анализ?
Бизнес-анализ — это деятельность, которая позволяет внедрять изменения в компании путем определения потребностей и рекомендации решений, которые обеспечивают ценность для заинтересованных лиц.
Бизнес-анализ позволяет компании определить потребности и обосновать изменения, а также разработать и описать решения, которые могут принести пользу.
Бизнес-анализ проводится в разных инициативах в рамках компании.
Это могут быть стратегические, тактические, или оперативные инициативы.
Бизнес-анализ может осуществляется в пределах проекта или в ходе эволюции компании и ее непрерывного развития. Его применяют, чтобы понять текущее состояние, определить будущее состояние, а также определить действия, которые необходимы для перехода от текущего состояния к будущему.
Существуют разные точки зрения на бизнес-анализ. Руководство BABOK описывает некоторые из них: гибкие методологии, интеллектуальный анализ данных, информационные технологии, архитектура бизнеса и управление бизнес-процессами. Любую точку зрения можно рассматривать как призму, через которую бизнес-аналитик рассматривает свою рабочую деятельность, находясь при этом в определенном контексте. Руководство BABOK описывает точки зрения, которые могут использоваться в инициативе (одной или нескольких), но оно не содержит описания всех контекстов и дисциплин.
Кто такой бизнес-аналитик?
Бизнес-аналитик — это любое лицо, которое выполняет задачи бизнес-анализа, описанные в руководстве BABOK, независимо от своей должности или организационной роли. Бизнес-аналитик отвечает за обнаружение, обобщение и анализ информации из разных источников в рамках компании, в том числе: инструментов, процессов, документации, а также заинтересованных лиц.
Бизнес-аналитик отвечает за выявление реальных потребностей заинтересованных лиц (что часто включает в себя разбор и прояснения выражаемых пожеланий) для того, чтобы определить основные задачи и выявить мотивы.
Бизнес-аналитики принимают активное участие в том, чтобы спроектированное и реализованное решение соотносилось с потребностями заинтересованных лиц.
Обычно деятельность бизнес-аналитиков включает в себя:
Бизнес-аналитика также могут называть:
Структура книги
В основе книги лежат задачи бизнес-анализа, сгруппированные по областям знаний. Области знаний являются совокупностью логически (но не последовательно) связанных задач. Эти задачи описывают конкретные действия, которые позволяют достичь цели в связанной с ними области знания.
Главы по ключевым понятиям бизнес-анализа, базовым компетенциям, методам, и точкам зрения формируют основу книги, которая даст бизнес-аналитикам ориентир, чтобы они могли лучше выполнять свои задачи.
Основные понятия
Данная глава закладывает основы понимания центральных идей, необходимых для понимания руководства BABOK.
Глава состоит из разделов:
Области знаний
Области знаний представляют собой конкретную экспертизу по бизнес-анализу, которая охватывает несколько задач.
Существует шесть областей знаний:
● Планирование и контроль бизнес-анализа: описание задач, которые бизнес-аналитики выполняют, чтобы организовать работу и скоординировать усилия бизнес-аналитиков и заинтересованных лиц. Результаты выполнения этих задач используются в качестве ключевых входных данных и руководящих принципов (рекомендации) для всех прочих задач Руководства BABOK®.
● Обследование и взаимодействие: описывает задачи, которые бизнес-аналитики выполняют, чтобы подготовить и провести обследование деятельности и утвердить полученные результаты. В том числе описывается взаимодействие с заинтересованными лицами по всем направлениям деятельности после того, как собрана информация для анализа.
● Управление жизненным циклом требований: описывает задачи, которые бизнес аналитики выполняют для того, чтобы управлять и поддерживать требования и данные, необходимые для проектирования, на всех этапах жизненного цикла. Эти задачи описывают установление конструктивных взаимосвязей между требованиями и дизайном, а также позволяют оценивать, анализировать и приходить к единому мнению по предлагаемым изменениям в требованиях и дизайне.
● Стратегический анализ: описывает аналитическую работу по взаимодействию с заинтересованными лицами, которая должна осуществляться в целях выявления стратегических или тактических бизнес-потребностей, а также привести в соответствие результирующую стратегию с высокоуровневыми и низкоуровневыми стратегиями.
● Анализ требований и определение решений: описывает задачи, которые
бизнес-аналитики выполняют, чтобы
○ структурировать и организовать требования, обнаруженные во время обследования,
○ описать их,
○ построить модель,
○ спроектировать,
○ валидировать (проверить) и верифицировать (утвердить) информацию,
○ определить варианты решений, которые отвечают нуждам бизнеса, и
○ оценить потенциальную ценность, которую может дать каждый вариант решения.
Эта область знаний охватывает инкрементальные и итерационные деятельности: от первоначальной концепции и исследования потребностей до преобразования этих потребностей в частное рекомендуемое решение.
● Оценка решений: описывает задачи, которые бизнес-аналитики выполняют, чтобы оценить эффективность работы и ценность решений, предлагаемых компании-заказчику, а также рекомендовать устранение препятствий или ограничений, которые мешают использованию всех преимуществ решения.
Все области знаний включают в себя визуальное представление входных и выходных данных.
Следующая диаграмма показывает соотношение между этими областями знаний.
Рисунок «Связи между областями знаний»:
Задачи
Задача — это отдельная часть работы, которая может относиться к бизнес-анализу формально или фактически. Руководство BABOK определяет перечень аналитических задач. Термин “задача” универсален и применим в сфере бизнес-анализа независимо от типа инициативы.
Бизнес-аналитик может выполнять другую работу, возложенную на него в данной компании, но эти “дополнительные” задачи не считаются частью профессии бизнес-аналитика.
Задачи сгруппированы по областям знаний. Бизнес-аналитики выполняют задачи из всех областей знаний последовательно, итерационно или параллельно.
BABOK не описывает процесс выполнения задач или порядок, в котором они должны выполняться. Можно выполнять задачи в любом порядке, если есть все необходимые для них входные данные.
Аналитическая работа может начаться с любой задачи, хотя наиболее удачный вариант — это “проанализировать текущее состояние” и “оценить эффективность решения”.
Каждая задача в BABOK описана в следующем формате:
Цель
Раздел “Цель” содержит краткое описание причины для выполнения задач бизнес-
аналитиком, и ценность, которую принесет выполнение задачи.
Описание
Раздел “Описание” более подробно объясняет, в чем суть задачи: что и почему должно быть выполнено.
Входные данные
В разделе “входные данные” перечисляются входные данные для задачи. “Входные данные” — это информация, в результате потребления или преобразования которой формируются выходные данные. Входные данные представляют из себя информацию, которая необходима для начала задачи.
Они могут быть явно созданы за рамками бизнес-анализа или могут быть порождены (сгенерированы) задачами по бизнес-анализу. Входы, которые получены за пределами аналитических работ отмечают признаком “внешние” в списке входных данных.
Существует допущение, что наличие входных данных означает, что связанный с ним результат уже получен или процесс его получения подходит к концу. Входных данных должно быть достаточно только для начала следующих работ. В течение жизненного цикла инициативы может существовать любое количество экземпляров входных данных.
Этот раздел включает в себя визуальное представление входов и выходов, в другие задачи, использующие выходы, а также руководящие принципы и инструменты, перечисленные в задаче.
Элементы
Раздел “Элементы” описывает ключевые понятия, необходимые для понимания того, как выполнить задание. Он не является обязательным в рамках выполнения всех задач. Использование этого раздела может зависеть от подхода к бизнес-анализу.
Принципы и инструменты
Этот раздел содержит список ресурсов, необходимых для преобразования входных данных в выходные. В “принципах” содержатся инструкции и описания о том почему и как выполнить задачу. Инструмент — это то, что используется для реализации задачи.
Руководящие принципы и инструменты могут содержать в себе выходы от других задач.
Методы
В разделе “Методы” перечислены приемы, которые могут быть использованы для выполнения задач бизнес-анализа.
Заинтересованные лица
В разделе “заинтересованные лица” составлен общий перечень заинтересованных сторон, которые, скорее всего, будут участвовать в выполнении этой задачи или которые будут этой задачей затронуты. BABOK не утверждает, что эти роли должны быть указаны для любой инициативы.
Выходные данные
В этом разделе описываются результаты, полученные в результате выполнения задания.
Выходные данные создаются, преобразовываются или меняют свое состояние в результате успешного завершение задачи. Выходные данные может быть конечной ценностью или быть частью более крупной ценности.
Формат выходных данных зависит от типа осуществляемой инициативы, от стандартов, принятые в организации, и наилучшее решение, которое примет аналитик, чтобы соответствующим образом удовлетворить потребностей ключевых заинтересованным лицам.
Как и в случае с входными данными, конкретная задача может быть завершена без получения выходных данных. Не обязательно ждать получения выходных данных, чтобы начать работу над теми задачами, которые используют описываемые выходные данные.
Базовые компетенции
Базовых компетенции отражают знания, умения, навыки, особенности поведения, черты характера, и личностные качества, которые помогают успешно выполнять роль бизнес-аналитика. Эти основополагающие компетенции не являются уникальными для профессии бизнес-аналитика, однако успешное выполнение задач и применение методов часто зависит от знания одного или более базовых компетенций.
Базовых компетенции имеют следующую структуру:
Цель
Раздел “Цель” описывает, почему бизнес-аналитику выгодно наличие базовых компетенций.
Описание
Определением разделе описываются навыки и знания, вовлеченные в применение этой компетентности.
Измерение эффективности
Эффективность мер разделе описывается, как определить, является ли человек демонстрирует навыки в базовых компетенций.
Методы
Методы предоставляют дополнительную информацию о способах, которыми может быть выполнена задача.
Перечень методов, включенных в BABOK не является исчерпывающим. Есть несколько методов, которые могут быть применены вместо или в сочетании с другими
методами. Бизнес-аналитикам рекомендуется менять существующие техники или создавать новые, чтобы наилучшим образом разрешать ситуации, добиваться целей и выполнять задачи.
Раздел имеет следующую структуру:
Цели
Раздел описывает, для чего используется данный метод и обстоятельства, при которых метод, скорее всего, будет применим.
Описание
В этом разделе описывается, что представляет собой этот метод и как он используется.
Элементы
Раздел “Элементы” описывает ключевые понятия, которые необходимы для того, чтобы понять, как использовать метод.
Особенности использования
В разделе «особенности использования” описаны условия, при которых
прием может быть более или менее эффективными.
Точки зрения
Точки зрения используются в бизнес-анализе с целью обратить внимание на задачи и приемы, специфичные в рамках данной инициативы. В большинстве инициатив, вероятно, будут использованы одна или больше разных точек зрения.
В BABOK 3 включены следующие подходы:
Книга не берет на себя обязанность описать все практикующиеся точки зрения. В BABOK описываются только некоторые точки зрения на бизнес-анализ, наиболее распространенные на момент написания книги.
Точки зрения не являются взаимоисключающими: конкретная инициатива может использовать больше одной точки зрения.
Раздел “Точки зрения” имеют следующую структуру:
Границы изменений
Раздел “Границы изменений” описывается на какую часть компании влияет изменение с каждой точки зрения и как сильно оно влияет на цели и текущую деятельность компании. В разделе указывается тип решаемых задач, суть искомых решений, а также подход к реализации этих решений и к оценке их ценности.
Бизнес-анализ границ
В разделе описываются ключевые заинтересованные лица, включая профиль возможных типов спонсоров, цели заинтересованных лиц, и роль бизнес-аналитика в рамках инициативы. Также в этом разделе определяются вероятные результаты, которые можно было бы ожидать от работы бизнес-анализа с рассматриваемой точки зрения.
Методологии, методы и приемы
В состав данного раздела входит описание уникальных особенностей каждой точки зрения. В каждом случае описаны методики, приемы или методы, которые являются общими и специфическими для точки зрения. Методологии и подходы — это особые специфические способы проведения бизнес-анализа.
Методики, включенные в данный раздел, это методики, не включенные в главу “Методики” руководства BABOK, но особенно актуальные в рамках рассматриваемой точки зрения.
В разделе “Архитектура бизнеса” вместо методик или подходов перечислены эталонные модели. В разделе “управление бизнес-процессом” вместо подходов перечислены инструменты и точки зрения на управление процессами.
Базовые компетенции
В разделе базовых компетенций описаны компетенции, которые наиболее распространены в рамках рассматриваемой точки зрения.
Воздействие на области знаний
Воздействие на знания районах разделе описывается областей знаний применяются или изменены. Он также объясняет, каким образом конкретная деятельность сопоставлена с точкой зрения к решению задач.
BABOK v3: бизнес-анализ для управления изменениями
Последние версии всех популярных стандартов, связанных с управлением организациями, включают знания и требования к управлению изменениями. Стандарту BABOK v3 удалось наиболее полно и структурировано изложить материал по теме планируемых организационных преобразований. Во многом это связано со спецификой стандарта, предназначенного для бизнес-аналитиков. И несмотря на то, что стандарт пользуется наибольшей популярностью в среде IT-специалистов, знакомство с последней его версией будет полезно всем, кто хочет эффективно управлять организацией.
Что такое BABOK
BABOK — это свод знаний, вбирающий в себя информацию относительно бизнес-анализа. Под последним понимается разноплановая деятельность в рамках организации, которая помогает анализировать и принимать решения, приносящие пользу заинтересованным лицам. Наряду с осмыслением проблем компании, анализом потребностей, разработкой стратегий и помощью во взаимодействии заинтересованных лиц перед бизнес-аналитиками стоит задача внедрения изменений. Именно с этой точки зрения мы и рассмотрим руководство BABOK третьей версии.
Авторы BABOK стараются объединить существующие точки зрения на задачи, стоящие перед бизнес-аналитиками, к которым относятся:
Уже приведенный перечень задач представляет некий алгоритм действий, которые осуществляются в рамках инициатив на разном уровне:
Изменения и BABOK
Важно отметить, что BABOK, являясь стандартом, динамично меняется с учетом новых знаний и опыта бизнеса-аналитиков. Причем, даже в самых своих основах. Так, в третьей версии дано новое определение бизнес-анализа. Ранее акцент делался на работе по анализу и выработке рекомендаций для достижения целей и установления связей между заинтересованными лицами.
Rick Strempler еще до выхода последней версии стандарта в статье «BABOK version 3: what business analysts can expect», отмечает, что при рассмотрении ключевых концептов бизнес-аналитики много внимания уделяют выявлению проблем, возможностей (Needs) и принятию решений (Solutions), пренебрегая другими концепциями. Теперь акцент сделан на проведении изменений, отражающих динамику происходящих процессов. Само понятие «change» рассматривается как преобразующее действие в ответ на потребность. В третьей версии стандарта бизнес-анализ — это деятельность, позволяющая внедрять изменения в компании путем определения потребностей и рекомендации решений, которые обеспечивают ценность для заинтересованных лиц.
В общем, мы коснулись двух изменений: обновления самого стандарта и акцент на изменениях в работе бизнес-аналитика.
Что учитывает управляющий изменениями (концептуальная модель)
Для того, чтобы достигать поставленных целей, удовлетворять потребности заинтересованных лиц, необходимо проводить изменения. Инициативы в этом направлении рассматриваются как улучшения организации и являются преднамеренными, контролируются через деятельность бизнес-аналитика.
Основой для понимания центральных идей стандарта являются шесть концептов (понятий). Это те направления, которые необходимо учитывать аналитику для достижения желаемого результата.
В руководстве приведена таблица, раскрывающая суть каждого понятия этой концептуальной модели. Опираясь на нее, я опишу концепты и их взаимосвязи (как они указаны в таблице, но без дословного перевода).
Заинтересованные стороны (Stakeholder) — группа или человек с учетом их:
Потребности (Needs) — проблемы и возможности, которые:
Ценность (Value) — потенциальная или реализованная стоимость, значимость или полезность чего-либо:
Решение (Solution) — выбор способа действовать, который:
Контекст (Context) — любые обстоятельства окружающей среды, которые:
Наряду с перечисленными концептами введено понятие «изменения», и, как мы видим, на рисунке ему отводится верхнее место (собственно, все и начинается с «change»).
Под “изменением” понимается акт трансформации деятельности предприятия для повышения производительности. При этом «изменения» рассматриваются в системной взаимосвязи с другими концептами (на рисунке это показано в виде линий между понятиями). Руководство BABOK обращает внимание на то, что зависимости так же важны, как сами концепты.
Собственно для того, чтобы эффективно управлять изменениями необходимо обращать внимание на все элементы и взаимосвязи концептуальной модели (круговую поруку). Например, чтобы достичь ценности, необходимо разработать решение по изменению. Эффективное решение требует понимания контекста, в котором оно будет реализовываться. Ценность существует не сама по себе, а призвана удовлетворять потребности. Чтобы выявить потребности следует разобраться с заинтересованными лицами.
Действия по управлению изменениями
В процессе управления изменениями бизнес-аналитик готовит предприятие и заинтересованные стороны к инициированию изменений для удовлетворения бизнес-потребностей наиболее эффективным способом. Бизнес-анализ относится не только к изменениям, осуществляемым проектным образом, но в том числе и к эволюционной трансформации организации.
BABOK выделяет следующие стадии анализа:
При этом не стоит рассматривать все этапы по переходу из одного состояния в другое, как запланированные. Стандарт предоставляет возможности выбора для бизнес-аналитика исходя из конкретного контекста и задач. Некоторые этапы могут быть структурированы заранее, другие — без предварительной организации.
Деятельность бизнес-аналитика заключается в содействии перехода от потенциальной ценности до ее превращения в реальную. Достигается это путем эффективного применения потенциала предприятия. Для чего и необходимо производить изменения.
Как видно из рисунка, работа разделяется на три части.
I-я: Стратегический анализ представляет собой непрерывный процесс по отслеживанию потребностей и текущей ситуации в их изменении. Познакомившись с этой информацией и возможными решениями, заинтересованные стороны определяются с тем, стоит ли удовлетворять озвученные потребности. Полученная в результате стратегия может представлять собой стратегический план, концепцию, дорожную карту и т.д.
II-я: Чтобы эффективно управлять процессом изменений, необходимо перейти от общих, абстрактных желаний, жалоб, запросов к конкретным показателям и задачам. Для этого вводится понятие «требования», представляющее собой практическое отражение потребностей. Требования помогают понять те виды ценностей, которые будет возможно достичь для заинтересованных сторон. Помощником для бизнес-аналитика станет вопрос «Почему требование необходимо?». Все требования должны быть взаимосвязаны и соответствовать друг другу (стандарт выделяет требования бизнеса, заинтересованных лиц и решения).
Процесс выявления, анализа требований и формулирования возможных решений является итерационным. Таким образом, проводятся мероприятия от исследования потребностей и описания начальной концепции до рекомендаций конкретного решения в следующей потребности: описывается набор требований; требования проверяются на непротиворечивость; они утверждаются, гарантируя ценность для бизнеса; структурируются для поддержания общей бизнес-цели; проводится анализ компромиссных решений и рекомендации по проекту.
III-я: Оценка решения происходит как на этапе обоснования проекта, так и в процессе его реализации или по завершению. Это позволяет рекомендовать действия по устранению ограничений, преодолению трудностей и в работе с рисками.
Широкие возможности и учет особенностей конкретной инициативы
Принятие решения невозможно безотносительно к конкретной ситуации. Одной из составляющих контекста являются особенности, индивидуальность организации и заинтересованных лиц (в т.ч. убеждения, культура, стереотипы, стандарты компании и пр.). Бизнес-аналитик при выборе способов работы, конкретных методик, разработке решений опирается не только на методологии, но и специфику компании и личный опыт. Например, в одних компаниях процесс бизнес-анализа может быть формализован, стандартизирован, подписан ключевыми заинтересованными лицами (повышая обязательства всех сторон), а в других носить менее формальный характер.
Подходы к планированию варьируются от прогнозных (сводящих к минимуму неопределенность и максимизирующими контроль) до адаптивных (рассчитанных на короткие итерации). Выбор того или иного подхода зависит, как от возможности определить будущее заранее, так и отношения заинтересованных лиц к неопределенности и контролю.
BABOK нацелен на то, чтобы предоставить бизнес-аналитику широкие возможности проявлять гибкость в работе. Так, если стандарт ИСО 9001 опирается на процессный подход, то рассматриваемое руководство BABOK считает, что специалист может воспользоваться любой методологией, позволяющей удовлетворить бизнес-потребности с учетом конкретной ситуации. Для достижения лучшего результата бизнес-аналитикам рекомендуется изменять или создавать новые методы.
На практике при реализации проектов, усилиях по определению целей может использоваться больше чем один из взглядов (перспектив). Скорее всего они будут пересекаться и дополнять друг друга в зависимости от сложности инициатив. Например, может потребоваться оптимизация бизнес-процессов, осуществляемая с помощью гибких методик, для автоматизации (ИТ) системы.
Управление изменениями с помощью непрерывного обучения
Стандарт BABOK описывает область знаний по планированию и мониторингу бизнес-анализа. Это призвано координировать и организовывать деятельность бизнес-аналитиков вместе с заинтересованными сторонами, что достигается путем анализа деятельности и внесения изменений. Выявляя возможности повышения производительности бизнес-аналитика, обеспечивается непрерывное обучение, используются возможности совершенствования деятельности всех участников процесса изменений.
С этой целью вводятся показатели эффективности, позволяющие отслеживать улучшения в работе путем определения профилактических, коррекционных или развивающих действий на всех этапах изменений. Важно отметить, что эффективность аналитической деятельности зависит от конкретной ситуации с учетом реализуемой инициативы и особенностей организации. Выбранные показатели эффективности призваны поощрять одни модели поведения и могут мешать другим.
Работа по оценке эффективности может документироваться или быть неформальной, показатели количественные и качественные – главное, чтобы она позволяла бизнес-аналитику определить проблемы и способы повышения эффективности. Выявив потенциальные точки улучшения, бизнес-аналитик руководствуется ими в работе над новыми задачами.
В работе по оценке ценности аналитической работы могут принимать участие все заинтересованные лица, бизнес-аналитик всегда открыт для обратной связи.
Выводы
Деятельность бизнес-аналитика приводит к организационным изменениям, и на нем лежит ответственность за определение того, какие будут предложены изменения и способ, обеспечивающий адекватный анализ этих преобразований. На мой взгляд, в руководство BABOK третьей версии включен ряд важных подходов, повышающих эффективность управления изменениями. Стандарт:
Сделал акцент на роли бизнес-аналитика в управлении изменениями. При реализации инициатив не стоит зацикливаться на технических аспектах проекта.
Предоставляет широкие возможности для поиска результативных и эффективных решений в любой ситуации. Таким образом, бизнес-аналитик имеет разносторонний набор перспектив будущего и инструментов для управления, что дает возможность ему, как субъекту проявить свободу воли.
Рассматривает управление изменениями всесторонне, а не только в границах перехода от «как есть» к «как должно быть». В частности, с учетом тех ценностей, которые призваны привнести изменения (а не изменения ради изменений), разных заинтересованных сторон, сил влияющих на процесс и все это в динамике складывающейся ситуации (а не статической картинки).
Процесс управления рассматривается динамично. Контроль осуществляется через требования (показатели), позволяющие отслеживать действия и результаты по достижению поставленных целей. И наряду со статичными требованиями, которым должно удовлетворять решение и которые описывают потребности, выделяются переходные. Такие требования носят временный характер и позволяют осуществлять планомерный переход из одного состояния в другое, утрачивая свою актуальность после достижения промежуточных целей. Они используются для обеспечения непрерывности бизнеса, обучения, преобразования данных.
Ведет к развитию компании путем организации непрерывного обучения. Бизнес-аналитик с помощью заинтересованных лиц оценивает эффективность бизнес-анализа, выявляет причины отклонения от ожиданий и находит способы улучшить результаты в будущем.