что такое сталинский ампир
Сталинский ампир
Сталинский ампир (от фр. empire — «империя» и по аналогии с ампиром) — одно из лидирующих направлений в архитектуре, монументальном и декоративном искусстве СССР с середины 1940-х до середины 1950-х годов. В средствах массовой информации используется как неформальное обозначение всего многообразия сталинской эклектики.
Сталинский ампир в декоре помещений — это, в частности, массивная деревянная мебель, лепнина под высокими потолками, резные шкафы, бронзовые светильники и статуэтки.
Характерные черты
Стиль соединил в себе элементы барокко, ампира эпохи Наполеона, позднего классицизма и ар-деко, сочетание помпезности, роскоши, величественность и монументальность.
Один из примеров интерьеров, оформленных в стиле сталинского ампира, — банкетный зал в здании Центрального Московского ипподрома.
В декоре мебели, используемой в оформлении интерьеров в стиле сталинского ампира, — резьба, включающая в себя изображения лавровых венков, колосьев и пятиконечных звезд.
Деталь сталинского ампира — люстры, освещающие помещение, имеющие парадный вид, часто изготовлены из бронзы и украшены хрустальными подвесками. Для декора помещений часто используются натуральные материалы — дерево, мрамор, бронза, керамика и хрусталь.
См. также
Полезное
Смотреть что такое «Сталинский ампир» в других словарях:
сталинский ампир — см.: ампир … Словарь русского арго
Сталинский Ампир — … Википедия
Сталинский период — Сталинский период период в истории СССР, когда его руководителем фактически являлся И. В. Сталин. Начало этого периода обычно датируется интервалом между XIV съездом ВКП(б) и разгромом «правой оппозиции» в ВКП(б) (1926 1929);… … Википедия
ампир — АМПИР, а, м. Что л. помпезное, вычурное, напыщенное, претенциозное. Не баба ампир. Сталинский ампир архитектура времен И. В. Сталина. Советский ампир типичная советская архитектура … Словарь русского арго
Ампир — У этого термина существуют и другие значения, см. Ампир (значения). Ампир (от фр. empire style «имперский стиль») стиль позднего (высокого) классицизма в архитектуре и прикладном искусстве. Возник во Франции в период правления… … Википедия
Ампир (значения) — Ампир: Ампир архитектурный стиль и стиль декоративно прикладного искусства начала XIX века Сталинский ампир архитектурный стиль середины XX века Ампир (фильм) художественный фильм А. Н. Сокурова … Википедия
Архитектура Коломны — Церковь Иоанна Предтечи древнейшее сооружение Коломны … Википедия
Великие стройки коммунизма — Великие стройки коммунизма выражение, которое использовалось для обозначения наиболее крупных и значимых для народного хозяйства строительных проектов в СССР, выражение, часто использовавшееся как пропагандистское клише. Содержание 1… … Википедия
Поляков, Леонид Михайлович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Поляков. Леонид Михайлович Поляков … Википедия
Сталинский ампир. Красота в величие.
«. прокатимся по центру?», спросил меня муж в субботу вечером.
В Москве я живу давно, и когда была пешеходом,меня мало интересовали красоты этого прекрасного города, потому что то снег, то зной, то дождик проливной, то на ногу наступили, то лужа.
Потом я стала водителем, и теперь меня занимают только три вещи : боковые зеркала, указатели улиц и дорожные знаки. Здесь уж сами понимаете, опять не до красот.
А вот покататься в машине в качестве пассажира. чем я впрочем и занялась в суботный морозный вечер.
Почему хорошо выезжать на дорогу ночью? Ну первое, что нам надоело, это бесконечные пробки, которые ночью отсутсвуют в принципе. За час мы успели проехать со скоростью 50 км/ч по Садовому, развернуться и рвануть на Воробьевы попить чать.
Одним из самых известных сооружений в стиле сталинского ампира стало здание МГУ, расположенное на Ленинских горах. В архитектуре этого здания драгоценные породы камней соседствуют с папье-маше и искусственным мрамором.
Еще одно монументальное здание, построенное в эту эпоху, это здание МГУ на Воробиевых горах, возведенное в 1949—1953 гг., было одним из самых больших строек послевоенного СССР. До появления «Триумф-Паласа» здание являлось самым высоким административно-жилым зданием в Москве, а до постройки в 1990 г. Мессетурма во Франкфурте — также самым высоким зданием в Европе. Высота — 182 м, со шпилем — 240 м, этажность центрального корпуса — 36. Учащиеся школы рабочей молодежи на фоне строящегося главного здания МГУ (1951 г). Как и другие «высотки» административно-жилого характера, оно было задумано как дом с замкнутой коммунально-бытовой инфраструктурой ( почта, кинтеатр, предприятия бытового обслуживания).
. На самом деле в 1947 году Совет Министром СССР принял Постановление «О строительстве в Москве многоэтажных зданий»
Одним из самых известных сооружений в стиле сталинского ампира стало здание МГУ, расположенное на Ленинских горах. В архитектуре этого здания драгоценные породы камней соседствуют с папье-маше и искусственным мрамором.
В данном Постановлении были описаны планы по строительству 8 высотных зданий. Предполагалось, что количество зданий должно было символизировать 800-летие Москвы. К сожалению, зданий было построено только 7. Чареда была прервана смертью вождя.
28 апреля 2010 года гостиница «Украина» после завершения масштабной реставрации начала работать под новым названием Рэдиссон Ройал (Рэдиссон-Московская).
Следующее здание в списке это здание Министерсва Иностранных Дел
Высотка (Смоленская-Сенная пл., 32/34) построена в1948-1953 (архитекторы профессор В. Гельфрейх, М. Минкус). Центральный объём включает 27 этажей, высота здания — 172 м. Здание завершает панораму с Бородинского моста, образуя площадь.
Характерной особенностью высотки является огромный герб СССРна её фасаде. Герб, смонтированный из железобетона, расположен на высоте 114 м и занимает площадь в 144 кв. м.
Первоначальный проект здания не имел шпиля, но впоследствии план был доработан. Причина изменений точно неизвестна, но, согласно распространённой легенде, речь идет о личном указании Сталина. Расчёты показали, что здание не выдержит каменную надстройку, поэтому шпиль был сооружён из листовой стали и окрашен охрой (поэтому заметно было, что цвет шпиля отличается от цвета отделки здания). В настоящее время шпиль перекрашен и практически не отличается по цвету от основного объёма здания. Распространена также история, что после смерти Сталина архитектор Минкус написал письмо Хрущёву с просьбой демонтировать шпиль, на что якобы Хрущёв ответил: «пусть шпиль останется памятником глупости Сталина».
Здание МИД является единственной из семи высоток, чей шпиль не увенчан пятиконечной звездой. Вероятной причиной этого является то, что шпиль здания оказался очень хрупким и не мог выдержать веса звезды.
Жилой дом на Кудринской площади
Дом на Кудринской площади (с 1925 по 1992 года — площадь Восстания) построен в 1948—1954 гг. по проекту архитекторов М. В. Посохина, А. А. Мндоянца и конструктора М. Н. Вохомского.
Здание состоит из центрального (24 этажа, высота с башней и шпилем — 156 метров) и боковых корпусов (по 18 жилых этажей), составляющих единый структурный массив, опирающийся на общий цокольный этаж. Всего в здании свыше 450 квартир.
На первом и цокольном этажах здания изначально находились магазины и кинотеатр «Пламя» (в настоящее время не работающий), в подвальном помещении — подземные гаражи. Часть цоколя была переоборудована под казино, прекратившее работу в 2004 г. В настоящее время на его месте размещается боулинг-клуб.
Подвалы здания стыкуются с системой подземных сооружений, в частности — с бомбоубежищем, выходящим далеко за пределы надземной части здания.
Построено в 1952г. по проекту А.Душкина, Б.Мезенцева, В.М.Абрамов. Здание возле красных Ворот имеет высоту 138м. В одном из корпусов располагалось Министерство транспортного машиностроения (МинТрансСтрой). Поэтому в вестибюле здания установлен обелиск строителям транспорта, участникам Великой Отечественной Войны.
Так же в высотке на Красных Воротах размещаются различные магазины, учреждения, и один из выходов метро. К сожалению, декор здания сохранился не полностью. Так, были утрачены скульптуры над главным входом.
Известно, что высотка строилась под наклоном из-за замораживания грунтов. После стройки грунт оттаял, и здание встало ровно.
Гостиница Ленинградская ( первая в череде постороек)
Гостиница расположена в одном из семи знаменитых высотных зданий, построенных в Москве в 1940—50-х годах прошлого века. В семействе сталинских высоток гостиница «Ленинградская» самая маленькая — всего 17 этажей и 136 метров высоты. Внушительная башня «Ленинградской» возвышается на Комсомолской площади, рядом с тремя вокзалами — Ленинградским, Ярославским и Казанским. Несколько лет назад гостиница была приобретена владельцем самой известной в мире сети отелей Хилтон, после чего её здание было подвергнуто серьёзному капитальному ремонту. Так вместо гостиницы Ленинградской появился роскошный отель.
Еще хотелось бы упомянуть о непостроенном здании Дворца советов
Сталинский ампир в архитектуре Москвы
Жилой дом на Котельнической набережной. Арх-ры Чечулин, А. К. Ростковский. Курировал строительство Лаврентий Берия. 1937-1952 гг. Высота здания 176 м., 32 этажа.
Сталинский ампир – – лидирующее направление в архитектуре советской России с 1936 по 1955 гг. Этот стиль отражает советскую идеологию, культ личности руководителя государства.
Здания в стиле ампир в Москве помпезны и величественны. Для сталинского ампира в архитектуре характерно использование архитектурных ордеров, барельефы с советской символикой, композиции из скульптурных фигур трудящихся, спортсменов, военных. В оформлении фасадов домов используется мрамор, гранит, бронза.
Ампир в сталинском варианте представлял архитектуру как искусство на основе классики Древнего Рима. Основой стала ордерная архитектура с ее четкими пропорциями и торжественным декором. Добавление советской символики в архитектурный ордер придавало идеологический окрас и подчеркивало оптимистический характер архитектурного подхода, что соответствовало общей направленности социалистического реализма.
Так же как социалистический реализм в живописи и литературе новые формы архитектурного проектирования были внедрены в сознание архитекторов и конструкторов. Сталинский ампир в архитектуре возник не в ходе преобразования модных направлений в зодчестве, а путем планомерного и направленного воздействия со стороны государственных структур на деятельность творческой интеллигенции. Власть включила архитекторов, как и других представителей искусства в общегосударственную систему, прославляющую и возвеличивающую Страну Советов.
Элементы ампира особенно ярко проявились в послевоенный период на волне всеобщего ликования. Этот вид ампира отличается от наполеоновского стиля внешним отсутствием единовластного начала. В декоре сооружений московского ампира преобладают символы Советского Союза: серп и молот, пятиконечная звезда, фигуры тружеников села и предприятий.
По предложению Сталина в 1947 г. было принято постановление «О строительстве в Москве многоэтажных зданий». Предполагалось создать восемь высоток, которые должны были определить образ столицы и отразить общую идеологическую направленность, включив определенный декор в ордерную систему в архитектуре. Выбранное количество сооружений было связано с 800-летием Москвы (восьмое здание так и не было построено – после смерти Сталина его строительство было прекращено).
После 1945 года архитектура стала средством внушения оптимизма, победных идей, уверенности в будущем, и монументальные строения служили наглядной пропагандой. Ярусы и башни высотных зданий на основе классического ордера в архитектуре должны были стать продолжением архитектурных принципов Кремлевского ансамбля.
Крупные скульптурные композиции, высокие шпили, колонны, гранит, мрамор, бронза, позолота, светлая отделочная плитка делают здания в стиле сталинского ампира узнаваемыми и запоминающимися. Они стали доминантой московского ампира. Эти сооружения сталинского ампира рассматривались идеологами советского периода как естественное дополнение к русской природе и характеру народа. Даже то, что сами высотные здания в стиле ампир в Москве очень напоминали аналоги, построенные за несколько десятилетий до этого в США, не смущали архитекторов, которые утверждали, что сходство это только внешнее и поверхностное, и американские строения не несут той идеологической и эмоциональной нагрузки, которые дают московские здания.
Манхеттен Мьюнисипэл Билдинг. Нью Йорк. 1909-1912гг. Арх. У. Кендалл.
Завершение периода сталинского ампира в Москве приходится на 1955 г.
В Постановлении ЦК КПСС «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» сталинский стиль был назван «украшательством» и запрещен.
Широко известное выражение «ампир во время чумы» Б.М.Эйхенбаума* точно отражает соотношение помпезности и величественности зданий и состояние гражданского общества, трагедии эпохи, унесшей миллионы жизней.
Примеры сооружений и зданий в стиле сталинский ампир
Арка Главного входа ВСХВ в Москве. Построена в 1939 году по проекту архитектора Л. Полякова. До наших дней не сохранились барельефы на пилонах и на внутренней части.
Арка Главного входа ВСХВ, Москва. 1939 г. Арх. Поляков.
Министерство иностранных дел – здание, типичное для ампира в Москве. (1948-1953гг.) Архитекторы В. Г. Гельфрейх и М. А. Минкус, конструкторы С. Д. Гомберг и Г. М. Лимановский.
Министерство иностранных дел.
Здание имеет 27 этажей. Высота здания 172 м. Фасадом здание в стиле ампир выходит на Бородинский мост. Смоленскую улицу.
Устремленность вверх подчеркивается шатровым навершием крыши, которые стали общей чертой для московских высоток. Фасад облицован керамическими блоками, цоколь отделан красным гранитом.
На основном фасаде – герб СССР. Портал сооружения декорирован лепниной (скульптор Г.Мотовилов). По сторонам портала построены обелиски из темного гранита.
Главное здание МГУ. Москва.1949-1953 гг. Архитекторы: Л. Руднев, П. Абросимов, С. Чернышёв, А. Хряков, инженер-конструктор В. Насонов (архитектор Б. Иофан был смещен с должности главного архитектора). Скульптуры создавались в мастерской В. Мухиной.
Главное здание МГУ. Москва. 1949-1953 гг. Архитекторы: Л. Руднев, П. Абросимов, С. Чернышёв, А. Хряков.
За сталинским ампиром стояла твердая позиция руководства страны: сформировать у населения оптимистическое восприятие жизни. Ордерная архитектура являлась необходимым элементом идеологического режима и мифологии. Сталинский ампир, воплощенный в зодчестве, нельзя оценить, не обращая внимания на его утопический характер, который выражался в идеях коммунизма, связывающих идеологию Древнего Рима и советской страны.
Сталинский ампир – стиль во славу строителей
В то время по всей стране специалисты из Америки возводили заводы, инженеры открывали тракторные, автомобильные, авиастроительные и другие предприятия.
Осенью 1936 года Сталин направил в США Анастаса Микояна – наркома пищевой промышленности, чтобы тот позаимствовал иностранный опыт в сфере пищевого производства. Как результат, в СССР начали строиться мясокомбинаты, появились невиданные для советских потребителей товары – докторская колбаса, сухое молоко, сгущенка, а также типично американские продукты – газированные напитки, чипсы, кетчупы и др. Позже Микоян писал: «Вряд ли за два месяца можно было сделать больше, чем это удалось нашей группе. Но каждый из нас впоследствии, а порою даже и сейчас – сорок лет спустя! – находит в жизни родной страны какие-то приметы, отзвуки, следы той работы, которая была нами проделана в результате командировки в Соединенные Штаты осенью 1936 года».
Не отставали от промышленников и советские архитекторы. По личному указанию Сталина они принялись осваивать американский неоклассицизм. Но при этом перед ними поставили задачу создать такие здания, которые бы затмили великолепие шедевров западной архитектуры – 103-этажного небоскреба Эмпайр-стейт-билдинг и одного из самых больших правительственных зданий – Манхеттен Мьюнисипэл Билдинг. Однако, взаимодействуя с зарубежными проектировщиками, советские специалисты сконцентрировались только на архитектуре и проигнорировали прогрессивные технологии построения жилых и производственных помещений. Как следствие, они не сразу обратили внимание на популярный в те годы в Америке материал – гипсокартон.
Великие архитектурные проекты, которые позже стали образцами сталинского ампира, были реализованы только после войны. Тогда в первую очередь начали строиться высотки. Параллельно экспериментировали и с массовым строительством. В 1948 году в Москве появились первые каркасно-панельные дома из бетона. Тогда же отказались от влажной штукатурки, что намного сократило сроки сдачи жилья, а впоследствии переросло в технологию сухого строительства. И в тот же период впервые начали использовать гипсокартон. Первым зданием, построенным с его помощью, был дом скульптора Розенфельда на Песчаной площади.
В 1949 году по распоряжению Мосгорисполкома был запущен Павшинский завод, оснащенный американской техникой, по программе лендлиз. Как раз здесь начали выпускать первый отечественный гипсокартон: плоские листы на основе гипса и крахмала. За год там производилось около 5 млн. кв. метров этого материала.
История же оригинального гипсокартона началась в СССР в 1960-е годы, когда была куплена лицензия на производство ГКЛ у братьев Альфонса и Карла Кнауф, они с конца 50-х сконцентрировались на выпуске гипсокартона в Германии. Именно немецкие производители привили Павшинскому заводу немецкий стандарт качества. В наши дни это подмосковное предприятие в Красногорске возглавляет остальные 78 заводов КНАУФ, построенных на территории России.
С более подробной информацией об эволюции гипсокартона можно ознакомиться, пройдя по этой ссылке.
Архитектура партии: как сталинский ампир вел страну к светлому
Сталинский ампир был главным архитектурным
стилем с момента создания Союза архитекторов
в 1932 году и до 1954-го, когда Никита Хрущев
объявил всю сталинскую архитектуру
«преступным излишеством».
Свобода творчества просуществовала в СССР недолго и закончилась в один день: 23 апреля 1932 года было объявлено о создании союзов творческих работников и обозначена их главная цель — борьба за коммунизм. Этим власть положила конец художественным экспериментам 1920-х и получила возможность управлять всем культурным производством в стране, в том числе архитектурным. Официальным стилем тогда стал сталинский ампир, или, как его еще называют, советский монументальный классицизм. Каждое его здание всем своим видом должно было четко говорить об образе нового мира, мобилизовать население на перестройку страны и формировать истинно советское сознание.
Культурная миссия СССР
Искусство должно было служить самопрезентации Советского Союза, который отныне объявлялся наследником и хранителем всей мировой культуры, а значит, мог свободно использовать любые ее элементы. Это был поворот на 180 градусов: авангард, главенствующий в 1920-х, отрицал всю историю, музеи предлагал сжечь, а все, что не горело, скидывал с корабля современности. Но Сталин считал, что конец межклассовой борьбы, а значит, и истории произошел во время победы революции. С мертвой историей бороться было не надо, зато можно было взять из нее все необходимое и использовать для построения нового мира.
«Мы, большевики, не отказываемся от
культурного наследства. Наоборот,
мы критически осваиваем культурное
наследство всех народов, всех эпох,
для того чтобы отобрать из него все то,
что может вдохновлять трудящихся советского
общества на великие дела в труде,
науке и культуре».
Член Политбюро ЦК ВКП(б)
Андрей Жданов
Историческое наследие архитектура начала заново осваивать с классической триады Греция — Рим — Ренессанс. Особенно востребован был второй ее элемент, ведь Советский Союз объявлялся преемником самой могущественной в истории империи. Именно из римской архитектуры в сталинский ампир пришли колонны, портики, пилястры и ордеры. Следом было освоено ар-деко, у которого советские архитекторы переняли современные конструктивные решения и стремление использовать дорогие отделочные материалы.
Влияние этого стиля заметно в здании Библиотеки им. Ленина,
на станциях московского метро «Сокол», «Кропоткинская» и «Маяковская»
и в довоенных постройках на ВСХВ (ВДНХ).
Последним крупным объектом, полностью совпадающим
с основными принципами стиля, стала первая очередь
Ленинградского метрополитена.
Потом стали использоваться и другие стили: восточная архитектура и свойственные ей богатые орнаменты, готика, барокко, а также традиции традиционного русского строительства. Современная западная архитектура тоже была востребованна. Вдохновением для советских зодчих стали американские небоскребы, особенно построенное в Нью-Йорке Manhattan municipal building.
Силуэт Manhattan municipal building
прослеживается в московских
сестрах-высотках.
Все это множество архитектурных направлений, однако, нужно было осваивать только вместе — примеры строительства в каком-то одном встречали откровенное непонимание. Так, дом на Моховой, выполненный в стиле неоклассицизма, партийные чиновники осуждали. Они говорили, что его классическая форма противоречит содержанию и вызывает недоумение, ведь представление о классике мало вяжется с новой эпохой, имеющей электричество, автомобили, радио, троллейбусы.
Признаки
сталинской архитектуры
➊ синтез архитектуры, скульптуры и живописи
➋ использование элементов классических архитектурных стилей
➌ использование архитектурных ордеров
➍ использование дорогих отделочных материалов — мрамора, бронзы,
ценных пород дерева
➎ обильный декор зданий
➏ парадная фасадная композиция
Советские архитекторы не просто перенимали детали исторических стилей, но и идеологически правильно их трактовали. Так, вместо традиционных декоративных орнаментов использовалась советская символика, а классические скульптуры и рельефы заменили изображения рабочих и трудящихся. Иногда такие подмены выглядели довольно курьезно — так, на крыше Брянского областного театра драмы, который традиционно должна была венчать квадрига Апполона, оказались трое красноармейцев, классический фасад Дворца культуры профсоюзов в Минске вместо античных богов украсили скульптурные группы советских граждан, а на ВСХВ (ВДНХ) характерных для неоклассицизма древнегреческих героев заменили толпы гипсовых колхозников.
Столичное руководство мыслило глобально и не ограничивалось отдельно стоящими зданиями. В 1935 году был принят Генеральный план реконструкции Москвы. Старая застройка в центре сносилась, а на месте кривых купеческих переулков появлялись проспекты и площади. Новые улицы составляли единые архитектурные ансамбли: витриной сталинского ампира в Москве стала сильно перестроенная ул. Горького (Тверская), в Ленинграде — Московский проспект, а в Киеве — Крещатик. Они застраивались монументальными зданиями с элементами неоклассицизма, который делал их похожими на римские храмовые постройки. Сходство усиливалось 7 ноября и 1 мая, когда по улицам проходили ритуальные процессии демонстрантов.
Главным проектом стиля стал так никогда и не построенный Дворец Советов. Он планировался как самое высокое в мире сооружение, увенчанное 100-метровой статуей Ленина. Его перепридумывали и пытались возвести больше десяти лет, постоянно дорабатывая и включая новые стилистические элементы. Согласно Генплану Москвы дворец должен был находиться в окружении восьми высоток, семь из которых все-таки были построены. Вместе с сотнями других зданий своего поколения они до сих пор говорят о большой коммунистической утопии и о пути, который к ней не привел.