что такое стаффаж во флористике
Изучаем зелень или что такое стаффаж?
Изучаем зелень или что такое стаффаж?
Содержание
Иногда композиция выглядит безупречно: грамотно собрана, оптимально подобраны растения и упаковка, но. что-то не так. Не хватает чего-то неуловимого взгляду, но дополняющего общую картину до идеала. Поговорим о массовке в букете. Зелень или на флористическом языке стаффаж. Что это и для чего нужно?
Виды зелени во флористике
Во флористике зелень делиться на 2 типа:
Зачем нужен стаффаж
Где еще пригодится стаффаж?
Если не хотите скрыть флористическую губку с помощью упаковки для цветов, воспользуйтесь зеленью. Также способна создать роскошное и естественное обрамление для букета.
Соцветия должны “дышать”. Тесное соприкосновение цветочных головок создает ощущения нехватки воздуха, да и для поддержания свежести растений необходим простор. Если хотите добавить объема и воздушности, легкости и расставить ударения в композиции, воспользуйтесь стаффажем.
Также зелень делает работу завершенной и более гармоничной, подчеркивает прелесть каждого бутона.
Зеленый наполнитель несет и практичность. Правильно расставив стаффаж, будете уверены в стойкости всех элементов композиции. Надежно фиксирует цветы и не дает им смещаться, нарушая задуманную форму букета.
Разновидности стаффажа
Исходя из внешнего облика изумрудных растений, выделяют такие типы:
Об авторе
Ирина Квитка
Здравствуйте! Меня зовут Ирина.
Живу и работаю в городе Киев.
Научилась всему сама и готова делится с Вами опытом, вдохновляясь Вас делать красивые декорации и букеты. Делюсь опытом бесплатно только для Вас
Здесь я публикую свои работы и обучающие уроки для тех кто тоже хочет научиться делать волшебство своими руками.
Что такое стаффаж во флористике
Геральдон, хамелауциум, дарвиния, ваксфлауэр (Chamelaucium, Darwinia)
Семейство: Миртовые
Форма декоративности : декоративнолиственное
Высота : высокое (от 50 до 70 см), среднее (от 30 до 50 см)
Значимость в композиции : средняя (способен составить основу букета), малая (используется как дополнение к другим цветам)
Устойчивость в срезке : средняя (5-10 дней)
Окраска цветков : от белой до фиолетовой и красной.
Используется в декоративных композициях и букетах в качестве дополнения к крупным цветам. Хорошо сочетается с розами и лилиями.
Плохо переносит сухость воздуха, при перепадах температур может осыпаться. Ставится в воду комнатной температуры, перед постановкой подрезается секатором. На ветках, срезанных в стадии бутона, цветки не всегда распускаются.
Происхождение названия, история и символика
Это растение имеет множество альтернативных названий, полученных в разных частях света — геральдон, дарвиния, ваксфлауэр, хамелациум. Цветущие побеги символизируют расцвет чувств существует множество сортов геральдона с белыми, розовыми, пурпурными, фиолетовыми цветами. Каждый цвет привносит в символику растения свои оттенки: белый — нежность, красный — преклонение перед красотой, фиолетовый — понимание.
Флористика для начинающих
Флористика, или флористический дизайн – это искусство составления букетов и других композиций из различных природных материалов – цветов, листьев, трав, фруктов и т. д. Некоторые ухитряются, создать букеты из сухофруктов, мягких игрушек, конфет и даже носков. Чтобы стать профессиональным флористом, необходимо пройти специальное обучение. Но изучив эту статью, вы уже сегодня сможете самостоятельно составить изумительно красивый букет.
Содержание
Материалы и инструменты
Для создания флористических композиций необходимо приготовить следующие материалы.
Что касается инструментов, то в первую очередь вам потребуются:
Эти инструменты желательно иметь по паре: один – для бытовых целей (нарезать ленты, бумагу и т.д.), другой – строго для срезки и обработки цветов. Держите инструменты всегда острозаточенными. Тупые лезвия портят растения, и это негативно сказывается на общем качестве композиции.
Инструменты для флористики должны быть хорошего качества, чтобы ими было удобно и легко работать. Дешевые модели, как правило, очень быстро выходят из строя.
Принципы составления флористических композиций
Во флористике, как и в любом другом искусстве, существуют свои правила и принципы, которым необходимо строго следовать, чтобы создать красивую композицию, радующую глаз. На авось не составляют букеты даже очень опытные флористы.
В идеале флористическая композиция должна отвечать следующим требованиям:
Разберем подробнее каждое качество, чтобы вы свободно ориентировались в теории флористики.
Стили флористики
Декоративный стиль применяют в основном для составления букетов. Остальные чаще всего встречаются в оформлении интерьера.
Динамичность и точки фокуса
Если правильно расположить элементы, то композиция получится динамичной. Рассматривая ее, человек будет перемещать взгляд от одного растения к другому, и это доставит не только эстетическое удовольствие, но и расслабит и снимет стресс.
Точка фокуса – самый главный элемент, который привлекает внимание в первую очередь, от него строится вся композиция. Допускается наличие нескольких точек фокуса. Это может быть крупный цветок, листья необычной формы, различная степень раскрытия бутонов, разное по высоте положение цветов.
Как сочетать фактуры в композиции?
Каждый цветок имеет свою поверхность листьев и лепестков. Это и называется растительной фактурой. Ее очень важно учитывать при составлении букета. Фактуры делят на несколько групп.
При составлении композиции принято соединять цветы либо максимально близкие по фактуре, либо строго противоположные. Например, блестящие цветы отлично смотрятся на фоне матовых бархатистых листьев.
Как сочетать растения в зависимости от структуры?
Если вы хотите, чтобы букет смотрелся гармонично, крайне важно учитывать структуру используемых цветов. В зависимости от величины и формы листьев, бутонов и соцветий, растения принято делить на три группы.
Большие – пионы, лилии, гладиолусы, дельфиниум, крупные хризантемы. Эти цветы всегда доминируют в букете, поэтому их лучше не смешивать друг с другом. Наиболее выигрышно они смотрятся с менее крупными цветами. В этом случае букет получится пышным и выразительным.
Средние – гвоздики, розы, хризантемы, герберы – подходят абсолютно для любых композиций. Их располагают либо ниже больших цветов, либо выше малых растений.
Малые – к этой группе относятся кустовые астры, кустовые мелкие розы, маргаритки, тюльпаны. Из них получаются замечательные небольшие букеты.
При составлении букета важно учитывать и особенности роста растений, ведь их стебли могут расти прямо вверх, ниспадать или причудливо извиваться.
Сочетая растения, разные по фактуре и структуре, старайтесь, чтобы каждый цветок сохранил индивидуальность и в то же время органично вписался в композицию.
Правило золотого сечения
Золотое сечение – это основа основ, которую обязан знать и строго соблюдать каждый флорист. Оно означает, что гармоничность композиции достигается путем соблюдения при ее сборке определенных пропорций. Благодаря этому композиция выглядит как единое целое.
Во флористике используются соотношения 2:3 и 3:5:8. Рассмотрим подробнее, как они применяются на практике.
Начинающим флористам полезно копировать композиции, составленные опытными мастерами, и внимательно следить за соблюдением соотношений. Так, профессиональное чувство пропорциональности придет само собой
Симметрия или асимметрия?
Мысленно проведите геометрическую ось ровно посередине композиции. Если материал находится на равном расстоянии от нее, то это говорит о симметрии. Если все части выглядят по-разному, то это асимметрия.
При симметрии в центр композиции помещают основные элементы. Остальные элементы менее значительны, они дополняют главные, подчеркивают их цвет и форму. Симметричные композиции обычно используются в торжественных случаях, а также при оформлении официальных мероприятий, офисных пространств.
При асимметрии главные элементы размещаются не строго по оси, а в отклонении от нее, но при этом важновыдерживатьсоотношение 3:5:8, о котором мы писали выше.
Асимметричные композиции обычно составляют для украшения праздничных мероприятий и пространств, предназначенных для отдыха и досуга.
Что еще важно знать?
Во-первых, не лишним будет изучить язык цветов. Несмотря на то, что эта традиция немного устарела, многие люди находят ее очень красивой и романтичной. Выучить основные «фразы» и «слова» помогут специальные справочники.
Во-вторых, обязательно учитывайте повод, по которому составляете букет. Одни цветы традиционно сопровождают похороны, другие – свадьбы, свидания, дни рождения, третьи – уместны только в деловых композициях. Палитры и оформление во всех случаях совершенно разные.
В-третьих, многие растения являются заклятыми врагами, а некоторые, наоборот, дружат между собой и даже лечат друг друга. Сочетаемость цветов обязательно уточняйте по справочнику цветовода.
Как видите, составление букета из живых растений – это кропотливый труд, требующий от флориста вдумчивости, знания основ геометрии и биологических особенностей каждого цветка.
Флористические техники
Давайте рассмотрим несколько основных техник для составления красивой гармоничной флористической композиции.
Как составить композицию, посмотрите в этом видео
Составить букет можно даже из одного цветка, главное – красиво и необычно его оформить, соблюдая правила флористики, как это показано, в этом видео
Что важно знать о букетах из искусственных цветов?
Основное преимущество искусственных цветов перед живыми – то, что они долговечны и могут находиться там, где настоящие растения не выживут. Если вы решили составить композицию из искусственных цветов, выбирайте качественные изделия. Они очень красивы и выглядят естественно, а также дольше радуют насыщенным цветом и идеальной формой.
Букеты из искусственных цветов собираются по тем же принципам, что и из живых. Но здесь важно учитывать место размещения композиции. Подскажем вам несколько интересных идей.
Также с искусственными растениями можно создать интересные настенные панно, коллажи и другие композиции, которые станут главным украшением интерьера.
Как сделать букет из конфет?
Знание флористики пригодится, если вы захотите оригинально поздравить близкого человека сладким подарком. Для этого вам понадобится:
Мастер-класс: делаем цветочную композицию в коробке
Палитру подберите по цветовому кругу. Схему расположения цветов нарисуйте заранее, чтобы случайно не повредить растения при выкладывании.
Полезные советы новичкам
Еще несколько полезных советов вы найдете в этом видео
Готовые работы и идеи для творчества
Если вы только начали осваивать искусство флористики, и не уверены в своих силах, то советуем сначала посмотреть готовые букеты от опытных мастеров и попробовать повторить их этюды.
Не бойтесь экспериментировать и вскоре вы обязательно всему научитесь!
Термины и определения во флористике
Во все времена флористика букеты и композиции рассматривала как высшее произведение искусства. Чтобы они получались современными, изысканными и оригинальными, стоит знать рад профессиональных терминов. Их расшифровка пригодится даже опытному флористу в процессе его креативной деятельности, и уж, конечно, не помешает тем, кто только планирует флористом стать.
Ассиметричную расстановку нужно оптически уравновесить. В том случае, когда главная группа располагается от геометрического центра слева, то противоположная группа должна стоять от него дальше. То есть, работает принцип рычага. Чем противоположная группа по сравнению с главной меньше, тем дальше её нужно ставить. Соседнюю группу нужно располагать слева от главной. 3 части гармонировать и соотноситься друг с другом. Точных расчётов флорист не производит, а действует интуитивно, стараясь придать композиции максимальную естественность.
Ассиметрия является вполне естественной для природных материалов. В итоге такая композиция выглядит подвижно и легко. Ассиметричную расстановку выполняю, желая подчеркнуть позитив момента. Она зачатую уместна при работе в вегетативном и форма-линейном стилях. Выразительность ассиметричных работ усиливается при помощи светлых и светящихся красок.
Это наиважнейшие понятия, которыми пользуется современная флористика, букеты которой должны отвечать всем требованиям. Поэтому в элементарных вещах столь необходимо разбираться.
Страх и ненависть в цветочной вазе: чему учат на курсах флористики
Мы склоняемся над тетрадями и строчим. Главное — не столкнуться с Марианной Павловной глазами.
Когда я записывалась на курсы флористики, я ожидала совсем другого. Думала, что буду, как Элиза Дулиттл, кружиться по классу в обнимку с охапкой цветов, пока мои соученицы закидывают друг друга лепестками роз.
— Не отвлекаться! Что за каракули? Вы сами-то поймете, что написали? Ладно. Пишем дальше. У флориста нет друзей!
Да, я ожидала совсем другого.
«Зачем вообще было идти на курсы флористики?» — спросите вы. (По крайней мере, я льщу себя надежной, что вы спросите именно это, а не: «Зачем я вообще это читаю?»)
Все просто: я пошла на курсы флористики в сложный период жизни, когда даже час свободного времени грозил обернуться состоянием подавленности и уныния. Самым простым решением было записаться на курсы.
Языковые? Не хотелось разрушать моногамные отношения с английским.
Танцы? Нет уж, спасибо. С детства ненавижу, когда у меня прилюдно не получается взмахнуть левой рукой и одновременно подрыгать правой ногой под противоестественно жизнерадостную латинскую музыку.
Курсы сомелье? Ммм, а это вариант. Сколько-сколько за 10 занятий?! Да они хоть знают, сколько бутылок вина можно купить на эту сумму в «Ашане»?
Тогда я подумала: что доставляет мне радость? Помимо вина. Цветы. Так появилась идея курсов флористики. Реализовать ее оказалось сложнее.
Дело в том, что российская флористика стоит на распутье. В прошлое уходят покрытые блестками гигантские розы, одинокие герберы, обернутые для надежности проволокой, цветочные композиции в виде котенка с сердечком.
Постепенно нас окружает европейская и американская флористика. И это тот вариант, когда для нашего же блага лучше побыстрее сдаться. В моду вошли по-настоящему свежие цветы, в упаковке кислотно-зеленую сетку потеснила бумага крафт. На смену гигантским розам пришли изящные пионовидные и пушистые кустовые. Букеты заполонили неведомые доселе ранункулюсы (главный флористический хит последних 5 лет), стали популярны анемоны.
Вот оно — лицо флористики будущего.
Вот то, чему мне следовало учиться.
Но я записалась на курсы к Марианне Павловне.
Причина проста: курсы, на которых тебе дают на растерзание те самые ранункулюсы и анемоны, стоят так же, как курсы сомелье. А вот курсы «Флористика для начинающих» НОУ «Городской центр дополнительного профессионального образования» стоят вполне демократично.
В нашей группе из десяти человек все ожидаемо оказались женщинами. Причем женщиной с праздным интересом была одна я: остальные на полном серьезе собирались открывать каждая свой магазин флористики (надеюсь, боги бизнеса были к ним снисходительны).
Подозреваю, что в голове у каждой, как и у меня, жил свой светлый образ Элизы Дулиттл, который вот-вот должен был воплотиться. Но вместо Элизы Дулиттл в класс зашла Марианна Павловна.
Марианна Павловна относилась к типу женщин, которых не сломала жизнь. О том, как именно жизнь пыталась ее сломать и потерпела неудача, мы регулярно узнавали от самой Марианны Павловны. Короткая стрижка, энергичная походка, очки в строгой оправе и бескомпромиссность в суждениях («Все мужчины козлы — и восклицательный знак! Особенно мой бывший муж. И муж до бывшего мужа!») — все это делало Марианну Павловну незаменимым представителем племени героических женщин. Мы боялись Марианну Павловну до трепета. Стоило ей войти в класс, как наши головы вжимались в шею, шея в плечи, а плечи опускались на пару сантиметров вниз.
Марианна Павловна была не только героической женщиной, но и флористом старой закалки. Она не считала несвежесть цветка его недостатком, имела привычку вытаскивать розы из загробного мира путем насаживания пожухлой головки на булавку и затем на стебель. Но (самое страшное!) Марианна Павловна считала, что у нее есть вкус.
Вообще-то, каждая женщина считает, что вкус есть именно у нее, а у других женщин в лучшем случае так, вкусик. Вкусишко. Но Марианна Павловна, помимо убежденности в своем вкусе, обладала и властью. Она говорила нам: «У вас нет вкуса, смиритесь». И мы делали вид, что смирялись. Говорю же, боялись ее до чертиков.
Надо отдать должное деловой хватке Марианны Павловны: она собрала с нас дополнительную плату за цветы. При этом собственно цветы мы увидели лишь на пятом занятии. Это были тюльпаны настолько печальные и хлипкие, что про них хотелось писать эпитафии.
Нам не позволялось составлять букетов самим, мы должны были делать то, что показывает Марианна Павловна. Мы не имели над собой власти и не понимали, что делаем. В какой-то момент я очнулась посреди дикого процесса: я клеевым молотком приклеивала тюльпан к коробке — это называлось «оформление упаковки цветами». Думаю, если бы я подарила кому-то эту коробку, человек немедля решил бы, что я увлекаюсь серийными убийствами.
На последнем занятии — «оформление одного цветка» — я старательно заворачивала потрепанную (и, кажется, сильно пьющую) розу в два вида декоративной сетки. Кислотно-зеленую и кислотно-лиловую. Я чувствовала себя продавщицей ночного цветочного ларька в 1990-х, куда за подарком для любимой заехал бизнесмен на тонированной «девятке».
Но я не хочу совсем обесценивать Марианну Павловну. В конце концов, именно благодаря ей я узнала, что цветы, которые мы наивно называет «живыми», надо называть «обрезанными». Что стаффаж в букете — это травяное и веточное наполнение между цветами. Не говоря уже о том, что Марианна Павловна дала мне свой «Пиносол», когда у меня был жутко заложен нос.
На последнем занятии Марианна Павловна торжественно вручила нам свидетельства о том, что мы прошли курс «Флористика для начинающих». Добавив, что мы по-прежнему ничего не знаем и что у нас все еще нет вкуса. (И ближайшие годы не появится, даже не рассчитывайте.)
Как бы то ни было, теперь у меня есть диплом флориста. И я вздрагиваю, едва завидев вывеску «Цветы».