что такое стаффаж в живописи
Стаффаж
(нем. Staffage, от staffieren – украшать картины фигурами), фигуры людей и животных, изображаемые в произведениях пейзажной живописи для оживления вида и имеющие второстепенное значение. Получил распространение в 16–17 вв., когда пейзажисты часто включали в свои произведения религиозные и мифологические сцены. Фигурки людей, часто изображённых со спины, помогают зрителю мысленно «войти в картину», промерить её своими шагами, ощутить масштаб пространства (картины «малых голландцев»). Нередко стаффажные фигуры вписываются в картины не автором пейзажа, а другим художником (медведица и медвежата в картине И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу» (1889) написаны К. А. Савицким; женская фигурка в пейзаже И. И. Левитана «Осенний день. Сокольники» (1879) создана Н. П. Чеховым, братом знаменитого писателя).
И. И. Левитан. «Осенний день. Сокольники». 1879 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва
Полезное
Смотреть что такое «Стаффаж» в других словарях:
СТАФФАЖ — (фр.). В живописи: группы лиц, оживляющие передний план ландшафта. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. СТАФФАЖ [нем. Staffage] иск. второстепенные элементы живописной композиции (напр., человеческие… … Словарь иностранных слов русского языка
стаффаж — оживление, изображение Словарь русских синонимов. стаффаж сущ., кол во синонимов: 2 • изображение (98) • … Словарь синонимов
СТАФФАЖ — (немецкое Staffage), в пейзажной живописи небольшие фигурки людей и животных, служащие для оживления вида … Современная энциклопедия
СТАФФАЖ — (нем. Staffage от staffieren украшать картины фигурами), в живописи небольшие фигуры людей и животных, включенные в пейзажную композицию … Большой Энциклопедический словарь
СТАФФАЖ — СТАФФАЖ, стаффажа, муж. (от англ. staff персонал, штат) (живоп.). Не имеющая сюжетного значения группа людей или животных в пейзаже. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
Стаффаж — (немецкое Staffage), в пейзажной живописи небольшие фигурки людей и животных, служащие для оживления вида. … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Стаффаж — (нем. Staffage, от staffieren украшать картины фигурами) в пейзажной живописи,небольшие фигуры людей и животных изображаемые для оживления вида и имеющие второстепенное значение. Стаффаж получил распространение в 16 17 вв., когда пейзажисты… … Википедия
стаффаж — а; м. [нем. Staffage] Иск. Второстепенные элементы в живописной композиции. С. в пейзаже, в портрете. ◁ Стаффажный, ая, ое. С ые элементы. * * * стаффаж (нем. Staffage, от staffieren украшать картины фигурами), в живописи небольшие фигуры людей… … Энциклопедический словарь
Стаффаж — (нем. Staffage, от staffieren украшать картины фигурами) фигуры людей и животных, изображаемые в произведениях пейзажной живописи для оживления вида и имеющие второстепенное значение. С. получил распространение в 16 17 вв., когда… … Большая советская энциклопедия
Стаффаж — м. Второстепенные элементы живописной композиции. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Стаффаж в картине
Стаффаж… а Вы знаете, кто это или, может быть, что? Недавно посоветовав одному из начинающих художников поместить стаффаж в картину, услышал вопрос, что это и как именно выполнить мою просьбу.
Пользуясь профессиональным жаргоном, порой забываешь, что тебя не понимают. По этому поводу решил написать статью, в которой расскажу о чудо-приёме — как оживить скучный пейзаж. Хочу сразу добавить, что не только пейзаж, но и всё разнообразие реалистической живописи может быть спасено от пресных композиционных решений с помощью грамотно написанного стаффажа.
Википедия. Стаффа́ж — в пейзажной живописи небольшие фигуры людей и животных, изображаемые для оживления вида и имеющие второстепенное значение.
Простыми словами, речь идёт о небольших вписанных в картину фигурах людей или животных для того, чтобы, например, пустынный пейзаж заиграл иными смыслами и стал привлекательней для зрителя.
Думаю, Вы сами замечали за собой интерес к сюжетам, содержащим человека, тем более занятого каким-либо делом. Обычно рассматривая картину в первый раз, мы ищем на ней фигуру человека, его лицо, взгляд, а уже затем оцениваем среду, в которую он помещён.
Питер Брейгель Старший
Человеку интересен прежде всего человек — от этой истины никуда не деться, так мы устроены, впрочем, советую принять как факт, копаться в данном постулате мы не будем, наша тема — стаффаж.
Наблюдая за работой начинающих художников, я заметил, что они идут одним из двух привычных путей, изображая человеческую фигуру в картине. Первый путь — тщательно изобразив главного героя, они как бы подрисовывают к нему внешнюю среду, причем, совсем неважно, есть логика в том, что они изображают или нет. (Я имею в виду линию горизонта, перспективные сокращения архитектуры, композицию и т.д.)
Второй путь — написав пейзаж или городской сюжет, начинающий художник мучительно ищет, где бы ему поместить в картину фигурку человека, чтобы наполнить свою работу содержанием.
И первый и второй вариант ошибочны, потому что собирать картину как пазл — неверно.
Картина — не пазл, и вот почему. С какой бы стороны Вы не начали собирать пазлы, трудность состоит лишь в том, что нужно перебрать множество вариантов и найти единственный верный в каждом случае, затем следующий, и так, пока картина не предстанет перед Вашим взором во всей красе.
Что интересно, можно вообще не знать, что должно получиться, всё равно получится, если следовать рисунку, напечатанному на каждом из пазлов.
Если идти путём, близким к собиранию пазлов в написании картины, то результат всегда будет случайным. Начав работу от куска и придумывая следующий элемент картины, мы не представляем, что будет в итоге. Именно поэтому в работах начинающих часто все объекты изображены без взаимодействия друг с другом.
Существует третий способ, с помощью которого профессиональные художники решают вышеописанные задачи. Суть его в том, чтобы заранее представить, где будут расположены все основные элементы композиции, в том числе и стаффажи.
Чтобы облегчить процесс четкого видения будущей работы, следует приступать прежде к наброскам, которые помогут представить, как будет выглядеть картина.
Не ленитесь сделать предварительную работу, выполнив ряд набросков. Для неопытного художника это лучший способ совершить все ошибки до того, как он приступит к картине.
Когда Вы определились с местом в работе, которое будет занимать фигура человека или группа фигур, будет не лишним отдельно отрисовать будущие стаффажи. Степень проработки фигур зависит от размера картины.
Если Ваша работа небольшая, например, 20х35 см, подробно прописывать фигуры не придется, нужно лишь верно уловить силуэты и, поиграв цветом, обозначить, во что они одеты.
Если же размер значительный, то без элементарных знаний пропорций человеческого тела и анатомического строения не обойтись.
Фигура человека в картине, как и все остальные объекты, подчинена логике пропорций, перспективе, цветовой гармонии и, конечно, общему замыслу — всё это обеспечивает единство целого.
Бывает, помещенная Вами на плоскость холста фигурка или группа людей кажется неестественной. Не удивляйтесь, если Вы изначально не предполагали такого решения. В то же время не исключено, что некоторые работы можно оживить стаффажем уже после того, как картина создана. Подходите к изображению деталей не отдельно, а согласно логике всей плоскости.
Самый простой способ научиться изображать стаффажи — представить их в виде простых форм. Голова — шар, туловище — прямоугольник, ноги и руки — вытянутые прямоугольники. Согласитесь, с обобщенными пятнами работать проще, и шансы на то, что персонажи будут смотреться органично, сильно увеличатся.
Лука Камбьязо, середина XVI века.
Научите себя мыслить конструктивно, манипулировать простой конструкцией легче, чем сложной. Собственно, велосипед давно придуман. Опытные художники успешно используют этот приём, почему бы и Вам не взять его на вооружение?
Соглашусь, не всем понятно, что значит — мыслить конструктивно. Намного проще срисовывать как прежде, но именно разница в способе мышления отличает любителя от профессионала.
Мне периодически приходят просьбы об оценке произведений начинающих художников. Суть всегда одна — подскажите, что хорошо, а что плохо. Если Вы внимательно читали мою статью, то должны были услышать главное. Критерии художника, мыслящего конструктивно, и того, кто копирует видимый мир — две параллельные прямые, которые нигде не пересекаются.
Если мой совет будет вроде: передвиньте берёзку в картине чуть левее, а небо нарисуйте голубым, то никакой пользы он не принесёт. Учиться изобразительной грамоте — значит сделать выбор между способами мышления. Для профессионала берёзка — одно из пятен на плоскости, и все его характеристики подчинены замыслу автора.
Если Вы дочитали до этого места, то сможете услышать главное. А именно, как превратить скучную берёзку в шелест листвы, как оживить замученный, затёртый до дыр букет весенних цветов, чтобы зритель чувствовал их аромат, как написать морской пейзаж, чтобы крики чаек и шум волны звучали в ушах всех, кто его увидел.
Согласитесь, “Давид” Микеланджело, в первую очередь, великолепен не тем, что его рост более пяти метров и высечен он из единого куска мрамора, что иллюстрирует титанический труд одного человека, а, прежде всего, художественным образом, воплощенным в камне.
Главным достоинством скульптора является не трудолюбие, впрочем, его я под сомнение не ставлю, а хочу обратить Ваше внимание на то, как автор манипулирует пропорциями в угоду смыслу.
Верхняя часть фигуры непропорционально большая, особенно голова, правая рука гигантская. Но если мы будем смотреть на статую с высоты человеческого роста, в данном ракурсе фигура будет смотреться гармонично, чего не произошло бы, если бы “Давид” соответствовал естественным пропорциям.
Посмотрите на Ваш пейзаж глазами Микеланджело. Возможно, берёзка, за которую Вы так радеете, вообще не нужна, постарайтесь увидеть картину как целый организм, если ради общего замысла будет нужно, увеличьте голову или отрежьте ноги.
Скульптура Давида — это воплощение художественной мысли, а не бездумного копирования!
Хотите, чтобы написанные Вами букеты пахли, а море шумело — научитесь мыслить конструктивно, подчиняя каждое пятно в работе единому замыслу.
Я не случайно расширил тему, говоря о стаффаже. Перестав цепляться за детали, Вы скорее научитесь видеть целое.
Этот блог читают 3875 начинающих (и не только) художников, пока пьют кофе у мольберта. Читай и ты.
Что такое стаффаж в живописи
Стаффаж (нем. staffage от staff – «устанавливать» и staffieren – «украшать пейзаж фигурами») – второстепенные элементы композиции – фигуры людей, животных, транспортных средств и других дополняющих элементов предметной среды – создающие фон, окружение, среду в картине и подчеркивающие ее смысл, обогащающие сюжет дополнительными нюансами, сценами, эпизодами [2]. Появление термина связано с искусством живописи и получило распространение главным образом в XVII веке, когда пейзажисты стали включать в свои произведения мелкоформатные религиозные и мифологические сцены. Иногда стаффаж выполнялся не автором пейзажа, а другим художником. Ныне значение стаффажа продолжает особенно проявляться в пейзажном жанре и изображении интерьеров. Включение живых существ: людей и животных, — оживляют, одушевляют их.
И действительно, в изоискусстве часто написанный пейзаж, особенно деревенских и городских местностей, без изображений человека создает впечатление апокалипсической картины вымершего города. Вместе с тем, стаффаж используется и на заднем плане многофигурных композиций или портретов.
Его появление в картине всегда обусловлено художественным замыслом и может работать на взаимосвязь изображенного с окружающей жизнью: поддержать состояние природы или создаваемый образ исторической эпохи через одежду и аксессуары фигурок, а также подчеркнуть деятельность, выявить социальное окружение главного героя (героев). Вместе с тем можно усилить или дополнить определенное эмоциональное состояние в картине спокойствием или динамикой фоновых фигур.
С появлением и развитием специализированной проектной графики для архитектурно-дизайнерских специальностей стаффаж гармонично переходит в нее из изоискусства. Наиболее похожие на сегодняшние проекты чертежи появляются с середины XVIII в.
Рис. 3. Примеры включения стаффажа в городской пейзаж с архитектурой.
Умение рисовать стаффаж является одним из необходимых элементов графической подготовки архитекторов и дизайнеров, т. к. именно детали, сопровождающие специализированный чертеж, помогают наиболее полно раскрыть идею проекта. Можно описать следующие цели включения стаффажа в проект.
Во-первых, стаффаж как дополнение к архитектурно-дизайнерскому чертежу может осуществить взаимосвязь проектируемого объекта с природным и предметным окружением, т.е. придать жизненной правдоподобности проекту.
Во-вторых, в проектной графике стаффаж позволяет судить о масштабах проектируемых объектов. Так как в памяти каждого человека из опыта сформировано представление о среднестатистических габаритах человека, то зритель, видя вблизи проектируемых объектов стаффаж, сразу приблизительно определяет их масштаб в сравнении с фигурой. Стаффаж на фоне интерьера, архитектуры, ландшафта или садово-парковой скульптуры помогает легко определять функциональную целесообразность объемов пространств, гармоничные формы композиции в планировочном и объемно-пространственном решении максимально приспособленные для деятельности человека, эргономичность предметного наполнения.
В-третьих, стаффаж может усиливать художественно-образное и содержательное содержание проекта. Как и в изобразительном искусстве при умелом рисовании стаффажа можно создать различные состояния природы, подбирая одежду и аксессуары. Может отразить характер исторической эпохи, стиль и моду или особый колорит той или иной страны. От исторически сложившегося стиля в искусстве может зависеть не только одежда и транспортные средства, но и техника исполнения рисунка. Стаффаж способен указывать на функциональность объекта: стаффаж с книгой, или стаффаж со спасательным кругом и т.д. Стаффаж может усиливать образность проектируемых объектов, например, монументальность, воздушность, динамичность, статичность и пр.
Рис. 4. Стаффаж в различных проектных разработках.
Стаффаж в обоих видах искусств может использоваться также в качестве средства достижения композиционной цельности и выразительности. Он позволяет уравновесить основные массы в визуализации, связать отдельные элементы воедино, создать определенное ритмическое построение, усилить выразительность. Для проектного чертежа не рекомендуется располагать элементы стаффажа на осях объектов, перекрывать изображения проектных акцентов. По значимости и по степени графической проработки он не должен быть визуально приоритетным в общей графической композиции архитектурно-дизайнерского чертежа.
Роль стаффажа дополняющая. Основное требование к его изображению – условность и лаконичность. Также необходимо учитывать степень удаленности стаффажа. На дальних планах люди, как правило, изображаются предельно просто и геометризированно. Визуальные характеристики здесь ограничиваются пропорциями и силуэтом. Средний план требует более подробного рисования. Здесь изображения дополняются крупными деталями, особенностями одежды, тоновыми и цветовыми характеристиками. На ближнем плане более тщательно моделируется фигура, черты лица, могут быть проработаны аксессуары одежды. Для архитектурной графики важно вообще не реалистичное изображение элементов окружающей среды, а их обобщенная художественная проекция. При изображении используют особые приемы рисования, отличные от приемов книжной и станковой графики или живописной композиции. Выбор характера изображения стаффажа зависит от уровня коммуникативной сложности рисунка. Различают «иконические» и «символические» изображения стаффажа.
«Иконические» изображения – это копии, изображения реальной окружающей среды, тождественные естественной среде. Практически вся реалистическая живопись – это собрание иконических изображений.
«Символические» изображения среды – это наглядно-образная форма передачи наиболее существенных сторон представления человека об этой среде. В отличие от иконических, символические изображения стаффажа выходят за рамки внешнего сходства с действительным объектом.
Рис. 5. Различные изобразительные подходы к изображению стаффажа. Студенты каф. ИД ФГАОУ ВПО «РГППУ». Рук. ст. преп. А. С. Чувашов.
Чтобы гармонично включить стаффаж в изображение перед автором ставятся следующие задачи.
Выявить характерные особенности фигуры, доводя практически до знака и избегая ненужных деталей, отвлекающих внимание от более значимых элементов чертежа. Улучшает эстетические качества чертежа включение в композицию не только отдельных фигур, но и групп людей, различных по возрасту и полу.
Найти интересные движения, которые на чертеже подчеркнут функциональное назначение пространства или объекта. Выбрать наиболее выразительные ракурсы.
Воссоздать достоверные пропорциональные и анатомические закономерности фигуры. Примерный средний рост мужской фигуры 176–182 см (исходя из роста «модулора» Ле Корбюзье). В соответствии с принятым размером мужской фигуры изображаются женские – высотой 160–165 см; фигуры подростков высотой 140–150 см; детей – высотой 100–120 см. Размеры животных также должны быть достоверны.
Подчинить стаффаж общему художественному решению проектной графики (стилизовать под общее графическое решение, стиль определенной исторической эпохи или под особый колорит страны). Графическая интерпретация стаффажа подчиняется изобразительной морфологии самого проекта, например, линейной ручной или чертежной графике, тональной графике, цветной отмывке или компьютерной графике и иным интегрированным приемам изображения.
Часто для точного стаффажа проще переработать заранее подготовленный набросок. Особенно в учебном процессе к стаффажу подходят через рисование набросков и их схематичную переработку.
Рис. 6. Примеры художественной переработки наброска в стаффаж. А. Горшкова. гр. ЗИД-211С под руководство м ст.преп. каф. ИД ФГАОУ ВПО «РГППУ» А.С. Чувашова.
Для наглядного примера изображения стаффажа полезно ознакомиться с классической книгой по архитектурному черчению Я. Антала [1].
1. Антал Я., Кушнир Л., Сламень И., Гавранкова Б. Архитектурное черчение. Перевод со словацкого. Киев: Издательство «Будiвельник». (Редакция литературы по строительным конструкциям, деталям и изделиям), 1980. — 127 с.
2. Власов В.Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: в 10 т. Т. IX : Ск – У. – СПб.: Азбука-классика, 2008. – 768 с.: илл. + вкл. С. 236.
Стаффаж в живописи: как оживить скучную картину
В ы устроились поудобнее и набросали на холсте речку, добавили деревьев, небрежно раскидали по земле желтеющие листья. И, кажется, всё хорошо и правильно, только пейзаж почему-то не оживает. Или принялись за архитектурную живопись, но изображённые дома производят впечатление стоящих в вымершем городе. Уже догадались, в чём проблема? Главные «герои» – это полдела, но не менее важны и второстепенные элементы!
И вот вы добавляете парочку, идущую вдалеке, силуэт ребёнка, играющего с кошкой, или обогащаете банальный пейзаж изображением благородных оленей на заднем плане. И рисунок на глазах преображается! Называется эта «хитрость» в живописи стаффажем. Мелочи, а какую огромную роль они играют!
Что такое стаффаж в рисунке
Это фигуры людей, животных, автомобилей и других дополняющих объектов природной среды, имеющих второстепенное значение. Термин появился в 17-м столетии, когда пейзажисты обогащали свои работы религиозными и мифологическими сценами мелкого формата. Иногда стаффаж выполнял не основной автор, а другой художник. Цели, которые преследуют изображением второстепенных элементов:
Виды стаффажа: как выбрать подходящий
Вы консерватор и предпочитаете реализм? Значит, вам нужны иконические изображения, которые будут тождественны окружающей среде. А если вы, например, авангардист, то второстепенные элементы картины будут символическими. Они не копируют реальные объекты, а визуально передают самые значимые черты нашего представления об окружающей действительности.
И в том, и в другом случае важно учитывать степень удалённости деталей. Как правило, на дальнем плане фигуры изображают геометризированно: голова-шар, руки-палочки (вернитесь в беззаботное детство). Более подробной прорисовки требует средний план. Здесь уже не просто некое обозначение цвета и формы, а добавление аксессуаров, особенностей одежды.
Вдохновляемся: примеры стаффажей известных художников
Взгляните на картину итальянского живописца Каналетто, нарисовавшего венецианскую площадь. Здесь не застывшая архитектура, в городе кипит жизнь: мы видим торговые лотки с товаром, разговаривающих дворян в ярких одеждах и судей и париках, по воде скользят корабли и гондолы. Фигуры создают настроение самого обычного дня в Венеции, воспроизводят ритм жизни, обозначают историческую эпоху.
А вот работа Питера Брейгеля старшего. Только внимательно рассмотрев картину, мы обнаруживаем в небе крылатого персонажа древнегреческой мифологии Икара – и удивляемся, что именно он дал название работе. Художник показывает тем самым, насколько важны все части произведения: «главные» на первый взгляд элементы всего лишь работают на «второстепенные».
Более того, великий мастер способен изобразить не только то, что можно видеть, но и то, чего видеть нельзя. Благодаря взгляду пастуха, смотрящего в небо, мы можем представить себе траекторию падения Икара. А ещё искушённый зритель дорисует в своём воображении вечного «спутника» персонажа – Дедала.
Итак, вы уже знаете, что делать! Доставайте свою «неудачную» работу и украшайте её значимыми мелочами, обогащайте, вдыхайте в неё жизнь!
Читайте также:
*Картины известных художников взяты из свободного доступа в интернете и используются на сайте в учебно-образовательных целях.
Стаффаж
Ссылки
Смотреть что такое «Стаффаж» в других словарях:
СТАФФАЖ — (фр.). В живописи: группы лиц, оживляющие передний план ландшафта. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. СТАФФАЖ [нем. Staffage] иск. второстепенные элементы живописной композиции (напр., человеческие… … Словарь иностранных слов русского языка
Стаффаж — (нем. Staffage, от staffieren украшать картины фигурами), фигуры людей и животных, изображаемые в пейзажной живописи для оживления вида и имеющие второстепенное значение. Стаффаж получил распространение главным образом в XVII в., когда… … Художественная энциклопедия
стаффаж — оживление, изображение Словарь русских синонимов. стаффаж сущ., кол во синонимов: 2 • изображение (98) • … Словарь синонимов
СТАФФАЖ — (немецкое Staffage), в пейзажной живописи небольшие фигурки людей и животных, служащие для оживления вида … Современная энциклопедия
СТАФФАЖ — (нем. Staffage от staffieren украшать картины фигурами), в живописи небольшие фигуры людей и животных, включенные в пейзажную композицию … Большой Энциклопедический словарь
СТАФФАЖ — СТАФФАЖ, стаффажа, муж. (от англ. staff персонал, штат) (живоп.). Не имеющая сюжетного значения группа людей или животных в пейзаже. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
Стаффаж — (немецкое Staffage), в пейзажной живописи небольшие фигурки людей и животных, служащие для оживления вида. … Иллюстрированный энциклопедический словарь
стаффаж — а; м. [нем. Staffage] Иск. Второстепенные элементы в живописной композиции. С. в пейзаже, в портрете. ◁ Стаффажный, ая, ое. С ые элементы. * * * стаффаж (нем. Staffage, от staffieren украшать картины фигурами), в живописи небольшие фигуры людей… … Энциклопедический словарь
Стаффаж — (нем. Staffage, от staffieren украшать картины фигурами) фигуры людей и животных, изображаемые в произведениях пейзажной живописи для оживления вида и имеющие второстепенное значение. С. получил распространение в 16 17 вв., когда… … Большая советская энциклопедия
Стаффаж — м. Второстепенные элементы живописной композиции. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой