что такое стадный инстинкт

Стадный инстинкт — стоит ли становиться частью толпы

Стадный инстинкт есть у каждого человека, только проявляется в разной степени. Задумайтесь, как часто вы идете на поводу у толпы? Легко ли вас убедить купить разрекламированный товар, проголосовать за кого-то на выборах? Или у вас есть собственное мнение по любому поводу? Если выбрали последний вариант, хорошо. Но как быть, если сильно развито чувство стадности? Как стать индивидуальностью?

Что такое стадный инстинкт

что такое стадный инстинкт. Смотреть фото что такое стадный инстинкт. Смотреть картинку что такое стадный инстинкт. Картинка про что такое стадный инстинкт. Фото что такое стадный инстинкт

Стадный инстинкт — это состояние, когда человек подчиняется тому, что есть в обществе или группе людей, теряя при этом индивидуальность и безоговорочно принимая общие правила. Если сказать простыми словами, это когда вы следуете за большинством, отказываясь от своего мнения, желаний и потребностей.

Желание быть такими же, как и все, изучается уже много десятилетий. Вот что говорят о нем ученые, мыслители и философы:

В одном из университетов Великобритании была выдвинута теория 5%. Согласно ей, именно такое количество людей сможет управлять остальными 95%. Толпа автоматически делает то, что и 5% лидеров. Представьте себе концерт. Допустим, вам не очень понравилось выступление артиста. Но вы, как и все присутствующие, будете ему аплодировать. Разве не так?

Виды стадного инстинкта

Стадный инстинкт затрагивает практически все сферы человеческой жизни. Среди них особо выделяются 5. Именно в этих областях толпой манипулировать проще всего.

Религиозный

Ни для кого не секрет, что поведение многих людей определяется церковными правилами или постулатами выбранной ими организации. С одной стороны, это неплохо, потому что человек учится правильно вести себя, следовать каким-то моральным нормам и т.д. Но с другой — религиозный стадный инстинкт не так уж и безобиден.

На первый взгляд казалось, что в сектах все правильно. И действительно, ведь они учат тому, что написано в Библии. Однако на самом деле эти учения о лучшей жизни не спасали, не давали прозрение, а разрушали, превращая человека в легко контролируемое существо, лишенное здравого смысла.

Некоторые «духовные» лидеры зашли еще дальше — создали поселения людей, объединенных общими религиозными взглядами. Некоторые из них живут в монастырях. И это не вызывает удивления или опасения. Верующие люди никого не трогают, посвящают время своим делам и молитвам.

Но есть и такие, которые представляют угрозу для общества. Одно время на слуху была община «Семья Мэнсона». Нет, она прославилась не своими религиозными взглядами. Это одна из самых жестоких и странных банд-сект на территории США. Чувство стадности побуждало людей становиться убийцами. Не удивительно, что им вынесли смертный приговор. Правда, потом его заменили пожизненным заключением.

Сексуальный

что такое стадный инстинкт. Смотреть фото что такое стадный инстинкт. Смотреть картинку что такое стадный инстинкт. Картинка про что такое стадный инстинкт. Фото что такое стадный инстинкт

Сексуальный стадный инстинкт затрагивает такие вопросы, как рождение ребенка, ревность в отношениях и моногамность.

Итак, деторождение. Вы наверняка знаете женщин, которые отчаянно хотят стать мамами, но у них это не получается. Как относятся к ним в обществе? Настороженно. Большинство людей считает, что человек просто обязан оставить после себя потомство. И боится, если сделать это не получается.

По словам психологов, причина этого страха кроется в том, что человек ассоциирует себя с животными. Среди них самка, которая не может воспроизвести потомство, автоматически становится изгоем. Так и среди людей. Всех тех, кто по каким-то причинам не может родить детей, лиц с нетрадиционной сексуальной ориентацией в том числе, считают отбросами.

Далее идет ревность. По мнению многих, она является проявлением любви к партнеру. Однако специалисты говорят, что это чувство никак не относится к стремлению всегда быть рядом с любимым человеком. Это боязнь понизить ранг в стадной иерархии.

И, наконец, моногамность. Есть исследователи, которые утверждают, что она появилась в результате боязни конкуренции со стороны других мужчин и женщин, имеющих более высокий ранг. Сексопатологи считают, что в моногамности совсем нет смысла, поскольку некоторые люди все равно создают гаремы.

По словам некоторых специалистов, в обществе, где господствует стадный инстинкт, нет места сексуальной свободе. Поэтому ответственность за решение быть или не быть моногамным, ложится на человека.

Политический

Различают 4 вида политического стадного инстинкта:

Если патриотизм проявляется исключительно в любви к Родине, в нем нет ничего плохого. Все остальные формы приводили к кровопролитным войнам и гибели тысяч человек.

Рекламный

Маркетологи давно поняли, что стадный инстинкт — возможность увеличивать продажи любых товаров. Вы и сами, наверное, замечали, как сильно рекламные ролики влияют на нашу психику. Особенного активно они действуют на детей. Вспомните, сколько раз ребенок просил купить разрекламированную игрушку, которая уже есть у друзей и одноклассников. То же касается и сладостей. Конечно, он предпочтет то, что увидел по телевизору, полезным и вкусным, но менее популярным продуктам.

С детьми понятно, у них неокрепшая психика. Но реклама сильно влияет и на взрослых. Проявляется это в желании стать обладателем брендовых вещей, гаджетов, косметических средств. Люди считают, что вещь хорошая, раз ее покупают другие.

Рекламным стадным инстинктом пользуются и политики. Например, они рекламируют свои партии накануне выборов. Себя они выставляют лидером, за которым идет масса людей. Естественно, что к ним хотят присоединиться единомышленники.

В искусстве

что такое стадный инстинкт. Смотреть фото что такое стадный инстинкт. Смотреть картинку что такое стадный инстинкт. Картинка про что такое стадный инстинкт. Фото что такое стадный инстинкт

Существует мнение, что люди просто обязаны ходить в театр, замирать в восхищении перед картинами Леонардо да Винчи и слушать классическую музыку. Того, кто так не делает, эстетом не назовут. Более того, в обществе бытует мнение, что такой человек совсем не разбирается в прекрасном. Так работает стадный инстинкт в искусстве. Толпа не осознает или не хочет принимать тот факт, что любые предпочтения — это личное дело каждого.

Стадный инстинкт — это хорошо или плохо

С одной стороны, стадный инстинкт помогает сохранять в обществе порядок. Ведь именно благодаря ему мы подчиняемся законам, следуем нормам морали и имеем жизненные ценности. Он есть у каждого из нас. Вопрос в том, как мы будем им пользоваться.

С другой стороны — выключать мышление и следовать за большинством опасно. Задумайтесь, сколько конфликтов и войн произошло из-за стадного инстинкта. И чаще всего у лидеров не благие намерения. Они умело манипулируют людьми, преследуя какие-то корыстные цели. Хотя говорят они красиво о равенстве, о лучшей жизни, о патриотизме и вере в бога. И этими своими словами побуждают толпу к бесчинствам.

Как бороться со стадным инстинктом — советы психологов

что такое стадный инстинкт. Смотреть фото что такое стадный инстинкт. Смотреть картинку что такое стадный инстинкт. Картинка про что такое стадный инстинкт. Фото что такое стадный инстинкт

Не поддаться влиянию толпы сложно. Но возможность такая все же есть. Психологи дают несколько рекомендаций:

Заключение

Стадный инстинкт — это не плохо. Однако проявлять его нужно в разумных пределах. Будьте личностью, не сливайтесь с толпой, будьте индивидуальны. Не ведитесь на громкие заявления псевдо-лидеров. Прежде чем согласиться на что-то, включите мозг и подумайте, какими будут последствия решения лично для вас и ваших близких.

Источник

Как работает стадный инстинкт и почему ему сложно сопротивляться

Стадный инстинкт — это гениальное изобретение природы, которым она наделила множество живых организмов. Не исключение и человек — на нас он действует иногда сильнее, чем на менее организованных существ и при этом не всегда уместно. С этим ничего не поделать, ведь этот механизм заложен в нас для важнейшей цели — выживания. Как работает эта естественная система безопасности с точки зрения психологии?

что такое стадный инстинкт. Смотреть фото что такое стадный инстинкт. Смотреть картинку что такое стадный инстинкт. Картинка про что такое стадный инстинкт. Фото что такое стадный инстинкт

В доисторическую эпоху стадное чувство великолепно дополняло инстинкт самосохранения человека. Без него было не выжить — в неприветливом первобытном мире одиночка был обречен на уничтожение. Группа людей могла эффективнее обнаруживать опасность и отражать ее, а кроме этого сообща было проще добывать пищу.

что такое стадный инстинкт. Смотреть фото что такое стадный инстинкт. Смотреть картинку что такое стадный инстинкт. Картинка про что такое стадный инстинкт. Фото что такое стадный инстинкт

Именно по этому принципу объединены в стада и стаи животные — у представителя сообщества всегда больше шансов сохранить жизнь себе и потомству. Сейчас, когда человеку не нужно добывать огонь и прятаться от хищников, вполне логично было бы избавиться от стадного инстинкта, но он по-прежнему прочно сидит в нас и мы, как и десятки тысяч лет назад, нуждаемся в обществе себе подобных. Почему так происходит рассказала журналистам психолог Ольга Романив.

Процесс эволюции не мог не затронуть базовые инстинкты и человек постепенно уходил от стада в сторону индивидуальности. Отпала необходимость обороняться от саблезубых тигров и человеку все меньше и меньше хотелось считать себя частью стаи. Мы превратились в личности, а кто-то считает себя даже «волком-одиночкой», но полностью вытравить из себя стадное чувство все равно не удается.

что такое стадный инстинкт. Смотреть фото что такое стадный инстинкт. Смотреть картинку что такое стадный инстинкт. Картинка про что такое стадный инстинкт. Фото что такое стадный инстинкт

Стадное чувство основано на двух составляющих — страхе остаться одному и желанию получать чье-то одобрение. Большинство современных людей испытывают необходимость состоять в каком-то сообществе или группе. Отстаивать свою точку зрения и идти против общества стремятся немногие — проще принять общественное мнение, часто просто на веру. При этом чем больше у точки зрения сторонников, тем легче к ней примкнуть без весомых аргументов.

Часто можно слышать, что стадное чувство называют «законом пяти процентов». Все дело в том, что есть железное правило — если пять процентов какого-то сообщества вместе выполняют некое действие, остальные к ним примкнут. Хороший пример этого закона — табун лошадей. Если несколько животных чего-то испугались и побежали, остальные не раздумывая бросятся за ними, даже если сами ничего не почуяли.

что такое стадный инстинкт. Смотреть фото что такое стадный инстинкт. Смотреть картинку что такое стадный инстинкт. Картинка про что такое стадный инстинкт. Фото что такое стадный инстинкт

Стадное чувство развито у все по-разному. Одни нуждаются в одобрении сообщества сильнее, а другие слабее. Зависит это от таких факторов, как присутствие у индивидуума критического мышления и эмоционального интеллекта. Они дают нам возможность критически воспринимать чужие суждения, подвергать сомнению чужие мнения, анализировать ситуацию и делать свои собственные выводы.

Но всегда ли это помогает в жизни? Если рассматривать такие ситуации, как стихийное бедствие, митинг или толпу людей в метро в час пик, то избежать влияния толпы вам не поможет даже самое развитое критическое мышление. Более того, в таких случаях шанс выжить значительно повышается именно для примкнувших к общей массе.

Человек, сопротивляющийся толпе, может быть просто сметен, раздавлен и растоптан. В случае опасности в большой массе у людей отключаются внутренние сдерживающие механизмы, логическое мышление и четкое осознание происходящего. Толпа превращается в единый живой организм, причем почти неуправляемый.

что такое стадный инстинкт. Смотреть фото что такое стадный инстинкт. Смотреть картинку что такое стадный инстинкт. Картинка про что такое стадный инстинкт. Фото что такое стадный инстинкт

Чтобы вырваться из этой массы нужно иметь железную силу воли, высокий уровень интеллекта или особо хорошо развитый инстинкт самосохранения. Таких людей в толпе единицы, а остальные будут двигаться вместе с толпой, следуя ее дикой воле. Это происходит потому, что в экстремальной ситуации человек просто не успевает оценить риски и проанализировать степень опасности и окружающую обстановку.

Люди следуют примеру большинства, снимая с себя таким образом львиную долю ответственности за свою безопасность. Чтобы совладать с собой в таких ситуациях, психологи рекомендуют учиться бороться со стрессом и овладевать своими эмоциями. Только, имея такую подготовку, можно сохранить в критической ситуации способность к ясной мысли и действовать отдельно от толпы.

А вы знали, что у нас есть Instagram и Telegram?

Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!

Источник

Стадный инстинкт и его преодоление

Стадный инстинкт и его преодоление

I. Стадный инстинкт у животных

Всем животным в природе свойственен стадный образ жизни. Стадо — иерархическая система, в которой каждой особи отведена своя роль. Иногда (обычно в применении к хищникам) это называется не стадом, а стаей, но сущность стада не меняется от того, что его назвали по-другому.
Структура стада поддерживается стадным инстинктом, называемым также инстинктом стадной иерархии. Этот инстинкт в основе своей генетический. Он указывает каждой особи ее место в стаде, и очень мало существует факторов, которые могли бы это место изменить.
Для примера рассмотрим стадо крыс. В нем существует строгая иерархия: каждая крыса имеет свой ранг, и особи с более низким рангом полностью подчиняются особям с более высоким. Это сильнее выражено среди самцов, но и у самок тоже есть своя иерархия. В биологии особей самого высокого ранга называют альфа, следующих по рангу — бета и т.д., а самый низкий ранг — омега.
Особям высокого ранга все достается в большем количестве: и пища, и возможность спариваться с особями противоположного пола. Причем, это заложено в инстинктах: все самцы-альфы безоговорочно нравятся самкам, и наоборот. А у омег шансов добиться успеха в отношениях с противоположным полом практически никаких.
Чем определяется более высокий или низкий ранг? В первую очередь — физической силой, но не только ей. Большую роль играет еще такое качество, как наглость. Это именно наглость, а не уверенность в себе, потому что при встрече с особью более высокого ранга она тотчас же пропадает и сменяется безоговорочным подчинением и заискиванием. Все в соответствии с заложенным инстинктом иерархии стада: бета должна подчиняться альфе.
Также для определения ранга особи в стаде имеют значение некоторые внешние признаки, никак не связанные с физическими и волевыми качествами: например, у петухов — величина гребня. Но это именно индикаторы ранга, а не базовые качества, на основе которых иерархия строится. Просто гены, задающие эти индикационные признаки, наследуются вместе с генами, определяющими собственно ранговые характеристики.
Эта система нужна для осуществления естественного отбора по физическим параметрам. Одной лишь гибели неприспособленных для выживания в данных условиях особей было бы недостаточно. Нужно еще и более широкое распространение в потомстве генов от особей наиболее приспособленных.
Впрочем, омеги тоже нужны. Нужны для того, чтобы имелся в наличии разнообразный генетический материал, который мог бы пригодиться в случае, если условия обитания вида резко изменятся, и потребуется изменить направление естественного отбора. Кроме того, омеги выполняют в стаде всевозможную черную работу: прислуживают высокоранговым особям, первыми жертвуют своей жизнью на охоте (высокоранговые особи всегда трусливы и не склонны рисковать).
Помимо этого, с помощью стадного инстинкта у омег реализуется групповой инстинкт самосохранения стада. Если высокоранговые особи обладают сильным инстинктом личного самосохранения, то уделом низкоранговых становится жертвовать собой ради других. Например, в голодные времена омеги безропотно отдают весь корм высокоранговым особям, а сами умирают от голода.
Стадная иерархия уменьшает число конфликтов внутри стада, поскольку их результат почти всегда известен заранее: особь с более высоким рангом победит. За счет этого стадо является устойчивым образованием.
В животном мире инстинкт стадной иерархии — полезное свойство. Благодаря ему происходит естественный отбор, благодаря ему популяция выживает в трудных условиях, причем выживают именно высокоранговые особи, несущие наиболее ценные на данный момент гены.
Но стадный инстинкт, как и все остальные инстинкты — вещь весьма инертная. Он практически одинаков у всех классов животных, и даже те небольшие отличия, которые имеются в проявлениях этого инстинкта у разных видов, потребовали для своего возникновения миллионов лет.
Естественный отбор, обеспечивающий выживание и более широкое распространение генов от особей, наиболее приспособленных к среде обитания, — процесс очень медленный. В природе это не является проблемой, потому что естественная среда обитания меняется также очень медленно. Совсем другое дело — человек, который сам изменяет свою среду обитания намного быстрее, чем это могли бы сделать природные процессы.
Поэтому стадный инстинкт неприемлем как механизм отбора для вида Homo Sapiens. Стадный инстинкт способствует сохранению и передаче потомству признаков, которые были необходимы для наилучшего выживания вида десятки тысяч лет назад, но зачастую являются ненужными и даже вредными в современных условиях. Те же признаки, которые нужны для жизни вида сейчас, закрепятся в инстинкте стадной иерархии только через десятки тысяч лет, когда, возможно, они уже перестанут быть необходимыми.
II. Стадный инстинкт у людей

Человеческое общество как стадо

Большинство догматических религий диктуют людям стереотип поведения низкоранговой особи. Не убий высокоранговую особь; не укради у высокоранговой особи; если высокоранговая особь ударила тебя по щеке — подставь другую щеку; и т.д. Поведение человека, строго исполняющего все заповеди христианства таково, как будто он имеет самый низкий ранг среди всех людей. Низкоранговость стала в глазах проповедников добродетелью, что особенно ярко проявляется в превозношении юродивых.
Зададимся вопросом: на кого рассчитаны все подобные религиозные догмы? Низкоранговые особи и так низкоранговые, безотносительно к религии; они подставят другую щеку безо всяких заповедей. Высокоранговых же никакая религия не заставит вести себя как низкоранговые — они слишком дорожат своим рангом (хотя и далеко не всегда это осознают). Отсюда вывод: догматические религии рассчитаны прежде всего на тех, у кого стадный инстинкт выражен слабо и не является ключевым фактором, определяющим их поведение. Вернуть нестадных личностей в стадо — вот цель всех догматических религий.
С другой стороны, бог провозглашается единственным и всемогущим, то есть особью самого высшего ранга. Именно на этом основании религия предписывает подчиняться его заповедям. Поэтому самые стадные люди (например, уголовники) — наиболее религиозны: бог для них есть самый высший «пахан».
Но всякая низкоранговая особь мечтает повысить свой ранг, встав над другими такими же низкоранговыми особями. И религия приманивает низкоранговых особей обещаниями воплощения этой мечты. Рай привлекателен для верующих не столько вечным кайфом, сколько близостью к богу, т.е. к особи высшего ранга — что всегда подразумевает ранговое превосходство над теми, кто к этой особи доступа не имеет.
«Я приближен к богу [т.е. к вожаку стада], а вы — нет [следовательно, у вас более низкий ранг и вы должны мне подчиняться]», — вот лейтмотив заявлений верующих в спорах с атеистами. Аналогичная картина наблюдается в спорах христиан с язычниками: упорные стремления доказать, что христианский бог «круче» [выше рангом], а следовательно, поклоняющиеся ему тоже «круче».
Может показаться, что стремление последователей тоталитарных монотеистических религий обратить в свою веру максимальное количество людей идет в разрез со стадным инстинктом: ведь тем самым они увеличивают число конкурентов, претендующих на их более высокий ранг. Но противоречия здесь нет. С точки зрения стадных человеческих особей, ранг бога их религии тем выше, чем больше у нее последователей, поэтому с привлечением неофитов ранг старых верующих также повышается. Ну, а чем выше ранг — тем интенсивнее борьба за него; это верно и для животных, и для людей.
Именно стадным инстинктом объясняется успех у народных масс преимущественно тоталитарных монотеистических религий: абсолютная уверенность в своей правоте есть признак высокого ранга. По той же причине массы гораздо менее склонны доверять науке: наука всегда не уверена в правильности своих положений, всегда старается подтвердить их фактами из внешнего мира, что свойственно особям с низким рангом в стаде.
Стадность в политике

Все прогрессивные изменения в обществе инициируются личностями со слабо выраженным инстинктом стадной иерархии — этому способствует как отсутствие у них преклонения перед занимающими лидирующее положение в обществе высокоранговыми людьми, так и не зашоренное стадным инстинктом видение неразумности стадно-патриархальных общественных порядков.
По той же причине высокоранговые стадные люди всегда консерваторы. Их положение в обществе в значительной степени обусловлено высокой ролью стадного инстинкта в отношениях между людьми, поэтому любые изменения ставят их лидерство под угрозу.
Стадные люди со средним рангом обычно относятся к центристской части политического спектра. Их установка — «занимать в обществе свое место». На какие-то решительные действия они пойдут только в том случае, если их место в обществе окажется под угрозой.
Низкоранговые стадные люди четкой общественной позиции не имеют, и готовы пойти за каждым, в чьих обещаниях они увидят перспективу повысить свой стадный ранг. Этим пользуются низкоранговые политические и общественные деятели, привлекающие под свои знамена людей еще более низкоранговых. «И последние станут первыми» — вот их девиз, причем сами они также относятся к числу «последних». Такие деятели могут выступать за, а если придут к власти — то и осуществлять, весьма радикальные преобразования, но, в отличие от прогрессистов, их цель — не создать новый порядок, а разрушить старый, при котором они были никем.
Мужчины с сильным стадным инстинктом всегда поддержат любую войну. При этом высокоранговые надеются отсидеться за чужими спинами и получить б;льшую часть трофеев, среднеранговые — одержать победу и повысить тем самым свой ранг, а низкоранговые — что в этой неразберихе и им что-нибудь достанется. То, что современная война не оправдывает ничьих ожиданий — стадный инстинкт не учитывает; он все еще «настроен» на условия жизни первобытных людей.
Помимо этого, стадность в политике принимает вид патриотизма, национализма, расизма или религиозной вражды. Формы апелляции политиков к стадному инстинкту людей проявляют полную аналогию с животным миром: человеческому стаду внушают, что другое стадо отбирает у него корм и вообще пасется не на своей территории. К этому обычно добавляют, что враждебное стадо стоит на более низкой ступени эволюции и всеми своими достижениями обязано связям с нашим стадом. Иногда также упоминают, что у другого стада есть коварный хитрый план по уничтожению, подчинению или ассимиляции нашего стада.
Как в людском, так и в животном мире, стадо сохраняет свою стадную самоидентификацию именно в борьбе с другими стадами. Поэтому риторику борьбы стад чаще всего используют политики консервативного, реакционного толка. А прогрессивные (или хотя бы пытающиеся быть прогрессивными) деятели обычно склонны к космополитизму и нивелированию различий между людьми разной культуры. Это отражает глобальную тенденцию к постепенному ослаблению стадного инстинкта у человека.
Почему невозможны анархия и равноправие

В любом стаде высокоранговые особи имеют власть над низкоранговыми. Поэтому издавна у людей, не желающих подчиняться власти высокоранговых человеческих особей, возникали идеи об уничтожении власти как таковой, как элемента жизни общества. Они сочиняли красивые утопии о том, как все люди станут братьями и никто никого ни к чему не будет принуждать.
Однако, реальные исторические события, при которых общество на некоторое время оказывалось без власти, опровергают идиллические картины утопистов. Реальная анархия представляла собой повальный разгул преступности и полное свертывание какой бы то ни было производительной деятельности. Ни о каком «всеобщем братстве» и речи быть не могло. Очень скоро вместо старой власти возникала новая — неофициальная, но от этого гораздо более жесткая и, с точки зрения рядовых людей, несправедливая. Но если иметь представление о стадной природе человека — то ничего удивительного в этом нет.
До тех пор, пока среди людей есть высокоранговые — инстинктивно желающие повелевать, и низкоранговые — инстинктивно желающие подчиняться, — будет и власть в той или иной форме. Нет официальной власти — будет неофициальная; и исторический опыт показывает, что официальная власть, руководящая по законам, а не «по понятиям», с точки зрения развития науки, техники и культуры все-таки предпочтительнее.
«Хорошо», — соглашаются утописты, — «пусть будет власть, раз уж без нее не обойтись, но власть законная. Напишем справедливые законы, по которым все люди будут иметь равные права и в равной степени участвовать во власти, выбирая всеобщим голосованием наиболее достойных кандидатов». Все это выглядит красиво и кажется легко осуществимым. но опять же — только если забыть о стадном инстинкте у людей.
До тех пор, пока стадный инстинкт влияет на взаимоотношения людей, — они будут выбирать в президенты и депутаты не самого умного или опытного, а самого высокорангового кандидата. Тот же принцип будет действовать при устройстве на работу. Средний покупатель на базаре скорее купит гнилые овощи у высокорангового торговца, чем свежие у низкорангового. Пример с контролером и безбилетником уже разбирался: высокоранговый человек может смело ехать «зайцем», и вряд ли ему что-то за это будет; низкорангового же оштрафуют почти наверняка. О каком равноправии тут может идти речь?
По сути, все учения о необходимости равноправия имеют целью уравнять низкоранговых человеческих особей с высокоранговыми. Но, поскольку они не могут избавить человека от стадного инстинкта, — да и не ставят целью ликвидировать стадо как образ жизни, а стремятся лишь изменить его структуру, то результатом оказывается только перетряска иерархии. Как только где-то устанавливается «равноправие» — сразу появляются те, кто «равнее других», и прежняя иерархия, в полном соответствии со стадным инстинктом, восстанавливается вновь.
Это видно хотя бы на примере борьбы за равноправие женщин, расовых, национальных и сексуальных меньшинств. В тех странах, где эта борьба привела к успеху, произошла только перестановка рангов: женщины стали «равнее» мужчин; негры получили фактически большие права, чем белые; и т.д. Такой же результат имело и коммунистическое движение: от борьбы за права рабочих — к «гегемонии пролетариата», перестановке ранга рабочих выше ранга буржуазии и интеллигенции, что в самом явном виде имело место при советском социализме. В свою очередь, активная неприязнь к представителям тех слоев общества, которые в результате борьбы за «равноправие» повысили свой уровень в иерархии (неграм, гомосексуалистам и т.д.) — это проявление стадного инстинкта тех особей, чей ранг в стаде в результате понизился.
Маскировка стадного ранга

Реальный стадный ранг проявляется только в конфликте с другими членами стада. Жизнь современного общества построена таким образом, что среднему человеку демонстрировать свой настоящий стадный ранг приходится далеко не каждый день. Современные средства связи все больше делают взаимодействие людей бесконтактным. Тем самым одновременно и снижается роль стадного ранга в общении людей между собой, и появляется все больше возможностей этот ранг маскировать.
В результате многие люди обнаруживают, что имитация поведения высокоранговой особи позволяет при контакте с обществом получать часть преимуществ, которые дает высокий ранг. Модели высокорангового поведения в большом количестве представлены в литературе и кино. А низкоранговые люди настолько привыкли уступать другим, что далеко не всегда способны заметить разницу между реальным и наигранным высоким рангом.
Низкоранговые люди чувствуют, что отличаются от общественного стереотипа «нормального человека» в худшую сторону, и считают, что их отличие от других людей заключается только в их неудачливости. Они хотят быть «как все», рабски следуют моде и копируют черты поведения преуспевающих людей.
Популярная психология образовала целую индустрию маскировки стадного ранга. Прилавки завалены книжками про то — как произвести на других впечатление, не соответствующее вашей реальной личности. Бросается в глаза, что результат, к которому стремятся писатели (и читатели) подобной литературы, до скуки однообразен и лишен каких бы то ни было индивидуальных черт. Это образ счастливчиков с рекламных плакатов: все на одно лицо, в яркой одежде без единой складки и пылинки, всегда с улыбкой.
В позерстве главное — не переигрывать, о чем люди все время забывают, и драма масок превращается в пошлый фарс. Анекдоты про «новых русских» — как раз об этом: низкоранговые люди случайно взлетели на вершину общественной иерархии и неумело примеряют на себя повадки высокоранговых.
Впрочем, и в отсутствие столь явных проколов наигранность можно при некоторой сноровке распознать. Характерная черта позеров — акцентирование низкого ранга других, иной раз даже приписывание окружающим более низкого ранга, чем их реальный. Это может проявляться в стремлении продемонстрировать на словах (и только на словах) свое превосходство над другими. Случаются и оговорки по Фрейду: в речи низкоранговых людей, подражающих высокоранговым, проскакивают извинения, оправдания и другие элементы, свойственные низкому стадному рангу.
Взаимоотношения человеческих стад

Между человеческим и животным стадным инстинктом существуют три серьезных отличия:
1. Люди образуют многоуровневые стадные структуры. Стадо высшего порядка состоит из меньших стад, которые в свою очередь состоят из еще меньших, и т.д. Причем эта многоуровневость проявляется в виде двух параллельных иерархических систем: официальной и неофициальной.
Официальную иерархию образуют: союзы государств, государства, регионы, населенные пункты, дворы, дома. Стадный человек готов пойти на конфликт со стадом, только повинуясь зову инстинкта принадлежности к стаду более высокого порядка.
Неофициальная иерархия человеческих стад строится в плоскости мировоззрения и культуры, например: верующие одной религии, поклонники регионального религиозного лидера, прихожане одного храма. Аналогичные и играющие очень большую роль в последнее время стадные структуры образуют поклонники молодежных субкультур и спортивных команд.
Расовые признаки (которые у животных являются единственным критерием различия стад) люди приписывают как официальным, так и неофициальным стадным структурам. Государства оцениваются по расовой принадлежности большинства граждан, религии и стили музыки также классифицируются в зависимости от расы их основателей или наиболее известных пропагандистов (металл — белая, даже «нордическая» музыка; рэп и рэгги — «негритянская»; христианство — «еврейская» религия; и т.д.). Скорее всего, стремление представителей некоторых тусовок подгонять свою внешность под определенный стандарт также есть результат подсознательного желания выглядеть как отдельная раса, отличающаяся от других рас.
2. Разные человеческие стадные структуры могут не только враждовать (как это имеет место в животном мире), но и сосуществовать мирно, но только если чувствуют внешнее сходство друг с другом (которое, видимо, воспринимается аналогично расовому сходству) и общие черты в поведении. Так, металлисты находят общий язык с панками, а рэперы — с рейверами, но металлисты с рэперами враждуют. Белоруссия не против объединиться с Россией, а страны Прибалтики категорически отказываются иметь с Россией что-либо общее, даже несмотря на то, что это идет в ущерб их экономическим интересам.
Если между представителями двух стад есть внешнее сходство, то они автоматически предполагают наличие сходства внутреннего. Когда же не замеченные ранее внутренние различия проявляются явно — это воспринимается как «предательство».
3. Среди людей процент низкоранговых особей значительно выше, чем в животном мире. Поэтому низкоранговые люди готовы терпимо относиться к чужакам, которых они боятся. Это мы видим на примере так называемой политкорректности: стадо не восприняло вдруг идеи толерантности (оно на это не способно в принципе), а просто ранее притеснявшиеся меньшинства получили определенное влияние в обществе, тем самым чуть-чуть повысили свой ранг — и низкоранговое большинство стада начало их бояться.
Таким образом, человеческое стадо отличается от животного большей сложностью структуры и большей долей низкоранговых особей. Все это увеличивает возможности для высокоранговых людей использовать стадный инстинкт низкоранговых.
III. Тенденция к преодолению стадного инстинкта

Разум стал развиваться у человека сравнительно недавно (по меркам эволюции). Поэтому степень развития разума не входит в число признаков, определяющих стадный ранг у людей. Поскольку дальнейшее совершенствование разума является основным направлением эволюции человека в обозримом будущем, то становится очевидным, что стадный инстинкт для вида Homo Sapiens стал тормозом развития.
Как уже говорилось, многие положения догматических религий есть явно сформулированные стереотипы поведения в соответствии со стадным инстинктом. Поэтому, как ни парадоксально это может показаться на первый взгляд, само возникновение таких религий есть признак снижения подверженности человека стадному инстинкту. Инстинкты существуют в подсознании, и их побуждения человек, как правило, не формулирует словесно. И если на определенном этапе возникла надобность сформулировать стадные модели поведения в виде заповедей и догм (т.е. воздействовать уже не на подсознание, а на сознание людей) — это значит, что существенная часть людей на тот момент уже перестала безоговорочно руководствоваться в своей жизни стадным инстинктом.
Особенностью вида Homo Sapiens является наличие особей, у которых инстинкт стадной иерархии выражен слабо или почти отсутствует. Причем имеются данные, что невыраженность стадного инстинкта коррелирует с высоким уровнем интеллекта. Таким образом, среди человечества имеется прослойка личностей, отличающихся высоким уровнем интеллекта и почти отсутствующим стадным инстинктом. Сатанистами осознают себя именно личности такого типа.
Особенностью нестадных интеллектуалов является не только нежелание подчиняться высокоранговым человеческим особям, но и отсутствие стремления как-то выражать принадлежность к какому-то стадному рангу: например, унижать низкоранговых особей, чтобы показать свою «крутость». Помимо этого, у них имеется собственный взгляд на мир и понимание ценности индивидуальности.
Вполне естественно, что представители стада испытывают неприязнь к «шибко умным», к тем, кто держится от стада в стороне. Тот, кто не унижает омег — сам является омегой, говорит стадный инстинкт. А нежелание разумных индивидов подчиняться высокоранговым особям человеческого стада воспринимается как притязание омег на более высокий ранг. То есть стадная особь воспринимает тех, кто не входит в стадо, как угрозу своему рангу, своему положению в стаде. Точно так же стадо животных относится к «чужакам»: к особям из другого стада или выпущенным на волю из зоопарка.
Логично предположить, что дальнейшая эволюция человека в сторону совершенствования разума приведет к постепенному исчезновению стадного инстинкта. Это неизбежно повлечет радикальные изменения всей формы существования цивилизации на Земле, поскольку структура современного человеческого общества в значительной степени определена инстинктом стадной иерархии у людей.
Вообще, роль инстинктов снижается по мере эволюции. Если поведение червей и моллюсков на 100% инстинктивное, то у рыб имеются зачатки разума, а поведение млекопитающих уже в значительной степени разумно. Таким образом, вполне резонным выглядит предположение, что эволюция идет к созданию полностью разумного существа, не имеющего инстинктов ввиду отсутствия необходимости в них.
Естественно, стадное человеческое общество не заинтересовано в каком-либо продвижении человека в сторону полностью разумного существа, так как при этом сразу ярко высветилась бы животная сущность обычного человека. Отсюда все запреты на генетические эксперименты, евгенику, клонирование. Стадо чувствует, что это приведет к появлению более развитого и сильного существа, которое сразу же заявит о своих правах. И в полном соответствии с инстинктом стадной иерархии люди стремятся воспрепятствовать рождению того, кто встанет выше их и, соответственно, понизит стадный ранг всех членов человеческого общества.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *