что такое ссуз в образовании после 11 класса
Средне специальные учебные заведения
Любой ссуз (расшифровка – среднее специальное учебное заведение) реализует программы СПО – среднего профессионального образования, а также программы НПО – начальной подготовки квалифицированных специалистов.
Ссузы – объемный сегмент образовательной системы РФ: согласно статистическим данным, приблизительно четвертая часть населения современной России обладает НПО или СПО.
История
Средние специальные учебные заведения на территории России начали формироваться с середины 19-го века. В 1853 году министерством финансов Российской империи, которому были подведомственны добывающие, перерабатывающие и производственные предприятия, было основано Уральское горное училище, подготовка специалистов в котором длилась четыре года. От других учебных заведений этого направления училище отличалось высоким уровнем не только практической, но и теоретической подготовки студентов. До 1917 УГУ выпустило около восьмисот квалифицированных специалистов, успешно применявших свои знания и навыки в промышленности на приисках, заводах и рудниках.
До революции в Российской империи открылось еще 5 ссузов, обучение в которых проходило на бесплатной основе:
С 1920 года все средние специальные учебные заведения назывались техникумами. С началом в 1923 году реализации образовательной реформы наркома Луначарского техникумы окончательно укрепились в советской системе образования в качестве промежуточного звена между средними школами и вузами. Как пример образцового ссуза на базе Томского практического политехнического техникума был создан ПСПТ им. товарища Тимирязева, по модели которого реорганизовывались остальные учебные заведения среднего уровня. Массовый характер основание ссузов приобрело с 1930-го года. Параллельно обновлялась и расширялась система заводских и фабричных училищ. «Бум техникумов» продолжался вплоть до 1941 года.
Образовательные программы в ссузах
Программы СПО обеспечивают средний уровень профессиональной подготовки. По таким учебным планам готовятся специалисты-практики дефицитных профессий, крайне необходимых для обеспечения полноценного функционирования экономики. В рамках программ СПО учащиеся овладевают профессиями сферы сельского хозяйства, здравоохранения, промышленности, транспорта, строительства, культуры, связи.
В колледжах реализуется СПО повышенного уровня, в техникумах – базового с длительностью обучения от 2-х до 3-х лет. Программы углубленной подготовки для колледжей, как правило, рассчитаны на 4 года. Иногда по программам среднего профессионального образования учатся на специальных факультетах вузов.
Начальное профессиональное образование дает выпускникам ссузов стартовый уровень знаний и умений. По сравнению со специалистом с СПО, профессионал с НПО готов к деятельности менее широкого спектра. Например, если выпускник с СПО приобретает компетенции техника-механика, то обладатель НПО по тому же направлению – только автомеханика.
В советский период по программам НПО обучались в профтехучилищах. Сегодня большая часть училищ переименована в ПТЛ (технические лицеи). Программы НПО могут реализовываться и на базе вузов, в случае если учреждение высшего профессионального образования имеет соответствующую лицензию.
Учреждения со статусом ссузов
В техникумы можно поступать после 11 или 9 классов. На смену вступительным экзаменам пришли ЕГЭ и ГИА, на основании результатов которых происходит зачисление абитуриентов. Выпускники 11-х классов не могут рассчитывать на отсрочку службы в армии, а студенты, поступившие после 9-ти классов, имеют такое право на период до конца обучения, но не позднее дня исполнения 20 лет.
Обучение в ссузах этого формата построено по типу вузовского. Студентам выдаются зачетные книжки и студенческие билеты.
Техникум после 11 класса и колледжи
Каждый выпускник имеет право поступить в ссуз после 11-го класса наравне с теми, кто принял такое решение после девятого года школьного обучения. В этой статье мы расскажем тебе, что представляет собой среднее специальное образование, и приведем 5 вопросов, поразмыслив над которыми, ты сможешь выбрать подходящую тебе профессию.
Чем отличаются техникумы и колледжи после 11 класса?
Техникумы и колледжи – это ссузы, поступить в которые можно уже после 9-го класса. Но, возможно, ты остался в школе еще на два года, а потом понял, что 3 года обучения конкретной профессии подходят тебе больше, чем 5 лет учебы в вузе. Либо столкнулся с тем, что твоих баллов по ЕГЭ не хватает для прохождения конкурса в солидные университеты, тогда как твоего аттестата о базовом образовании вполне достаточно для поступления в ссуз. В любом случае, тебе важно понять различия видами таких учебных заведений в нашей стране.
Система учреждений среднего образования периодически менялась и в разное время включала в себя разные их типы: колледжи, техникумы, училища (в том числе, ПТУ). С 2013-го года все эти разновидности ссузов были упразднены, и теперь любые из них официально называются профессиональными образовательными организациями, хотя чаще их называют просто колледжами. Но, несмотря на ликвидацию существенных различий в правилах поступления, образовательных программах, типах дипломов и т.п., многие ссузы сохранили свои прежние названия. Ты вполне можешь найти на просторах своего города, как минимум, колледжи и техникумы: они просто решили сохранить исторические наименования.
Какие реальные различия существуют между разными ссузами?
Настоящая разница между ссузами связана не с их формальными названиями, а с тем, по каким программам они обучают студентов. Таких программ две:
Разряд и квалификация по профессии – это, например, автомеханик, а квалификация по специальности – к примеру, техник-технолог. Другими словами, первый вариант более частный, второй – более общий. Свои нюансы при трудоустройстве есть после получения любого из этих дипломов. Так, наличие разряда и квалификации по профессии предполагает большую подготовленность к выполнению определенного рода деятельности. Тогда как наличие квалификации по специальности – больший спектр потенциальных мест для работы, хотя и с необходимостью обучаться конкретной специализации.
Подготовка квалифицированных рабочих часто длится на полгода-год меньше, чем подготовка специалистов среднего звена. При получении диплома с разрядом и квалификацией по профессии ты можешь бесплатно доучиться до получения диплома с квалификацией по специальности. Чтобы понять, по какой именно программе ведется обучение по заинтересовавшей тебя специальности, обрати внимание на ее числовой код. Он может выглядеть как:
Как выбрать, куда поступить после 11 класса?
Если ты твердо решил, что пойдешь в колледж или техникум после 11 класса, то тебе нужно определиться со специализацией. Помимо тех нюансов, о которых было рассказано выше, тебе придется сделать выбор о том, чем бы ты хотел заниматься. Чтобы сделать этот выбор правильно, мы рекомендуем учесть следующее:
Как поступить в техникум (колледж) после 11 класса на бюджет?
Теоретически ответ прост: собрать соответствующий пакет документов и, что самое важное, продемонстрировать аттестат с неплохими оценками. Однако стоит учесть, что некоторые ссузы требуют от своих абитуриентов прохождения дополнительных вступительных испытаний. Это могут быть тесты по каким-либо профильным предметам, творческий экзамен или даже психологическая проверка – все зависит от специальности. Перечень таких испытаний каждый колледж определяет самостоятельно, найти их можно на его официальном сайте. Поскольку порядок проведения подобных экзаменов ссуз устанавливает сам, они, как правило, проводятся на его базе.
Подавать документы можно сразу в несколько техникумов. Воспользуйся этим правом, если не уверен в своем выборе, или в том, что гарантированно получишь бюджетное место в одном конкретном ссузе.
Существует несколько вариантов льготного поступления в колледжи:
Поскольку ты отучился в школе уже 11 лет, часть программы первого курса колледжа может быть тобой уже изучена. Теоретически нет правила, которое обязывало бы все ссузы принимать таких абитуриентов сразу на второй курс, но на практике некоторые колледжи предусматривают такую возможность. Если же ее нет, то ты можешь хотя бы договориться с преподавателями о перезачете изученных предметов и сэкономить время на посещении уроков по ним.
Можно ли после 11 класса поступить в колледж и как это сделать
Наверное, ты не раз слышал, что в техникумы и колледжи уходят после 9 класса, и если уж ты отучился в школе 11 лет, то у тебя только одна дорога – в вуз (ну или в неквалифицированный труд). Это далеко не так: в колледжи и техникумы можно поступить и после 11 классов. Больше того, на некоторые специальности, например, «Лечебное дело» 31.02.01 (фельдшеры) или «Стоматология ортопедическая» 31.02.05 (зубные техники) можно поступать только с общим средним образованием – то есть после 11 классов.
Как поступить в колледж после 11 класса
Для поступления в колледж результаты ЕГЭ не нужны, поэтому можно не переживать, что баллы будут низкими, главное – сдать экзамены, требующиеся для получения аттестата – и всё, на этом роль «единого» в поступлении в ссузы (средние специальные учебные заведения) заканчивается.
Прием в колледжи ведется на основании среднего балла аттестата. Ты можешь даже после 11 класса поступить в колледж с аттестатом за 9 классов, если вышло так, что не удалось сдать обязательные для получения документа об общем среднем образовании экзамены. Конечно, в этом случае учиться придется на программах для поступающих на базе 9 классов, тем не менее такой вариант есть.
Ссузы могут проводить внутренние вступительные испытания для поступающих на творческие, педагогические и медицинские специальности.
По закону абитуриент может подавать документы сразу в несколько колледжей. Если ты выбрал один конкретный ссуз и уверен, что пройдешь в него, то можешь этим правом не пользоваться. В других случаях не помешает подать заявления в несколько «подстраховочных» колледжей, чтобы не потерять один год.
Прием документов колледжи заканчивают позже, чем вузы, поэтому, если ссуз рассматривается как запасной вариант, можно тянуть до последнего, дожидаясь опубликования списков поступивших в университетах и институтах. Даты подачи документов в средние профессиональные учебные заведения:
После 11 классов учиться в колледже в среднем 3 года (точнее, 2 года 8–10 месяцев), есть и более короткие, и наоборот, продолжительные (с углубленной подготовкой) программы.
Разновидности колледжей
Самая явная типология ссузов связана с их профилем. Есть колледжи педагогические, юридические, экономические, строительные, музыкальные и так далее. Кроме того, все их можно разделить на две большие группы:
Это два основных типа ссузов в современной России, а то, как они называются – колледжи, техникумы, училища – не имеет особого значения. Формально каждое такое учреждение имеет статус «профессиональной образовательной организации», а разновидности названий сохранились лишь из-за того, что раньше классификация ссузов была другой. Вид учебного заведения не влияет на то, как поступать в колледж после 11 класса.
Трехлетнее обучение предусмотрено при подготовке специалистов среднего звена. Если речь идет о подготовке квалифицированных служащих или рабочих, то срок получения образования может сокращаться до двух лет.
Чтобы понять, кого именно готовят в понравившемся тебе ссузе, просто посмотри на числовой код выбранной специальности. Если он имеет вид «XX.01.XX», где «X» – любая цифра, то это программа обучения квалифицированных рабочих и служащих. Код «XX.02.XX», где «X» – любая цифра, говорит о подготовке специалистов среднего звена.
Льготы при поступлении в колледж
В ссузах, как и в вузах, есть возможность обучаться на бюджетной основе (с получением стипендии) и платно. Чем выше средний балл аттестата, тем больше шансов пройти на бюджет. В колледжах с большим конкурсом (есть и такие) средний балл вычисляется до пятого знака после запятой.
При равенстве баллов учитываются индивидуальные достижения абитуриентов:
Порядок учета индивидуальных достижений колледжи устанавливают самостоятельно в своих правилах приема. Если есть договор о целевом обучении, он учитывается в первую очередь.
При учебе на бюджетном отделении ты можешь рассчитывать на выплату небольшой, но все же стипендии. Она бывает двух видов. Первая – академическая, которая начисляется при хорошей успеваемости. Вторая – социальная, если у тебя есть социальные льготы (например, если твоя семья считается малообеспеченной). Размер стипендий варьируется в разных регионах и разных ссузах.
В целом поступить в колледж после 11 класса несложно: бюджетных мест намного больше, чем в высших учебных заведениях, а требований к абитуриентам меньше. У учебы в ссузах есть важное достоинство: если захочется продолжить образование в вузе, подавать документы можно без результатов ЕГЭ, достаточно будет сдать внутренние экзамены университета или института.
ОБРАЗОВАНИЕ В МОСКВЕ
Средние специальные учебные заведения.
С 2013 года новый закон «Об образовании» отменил разделение учреждений СПО по типам, и все организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования стали называться профессиональными образовательными организациями (ст. 23 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Что такое средние специальные учебные заведения (ССУЗы)?
Cовременные ССУЗы очень сильно отличаются от того, что было когда-то. Прежде всего, это современные учебные заведения с полным комплектом необходимого учебного оборудования и квалифицированным преподавательским составом.
Во таких учебных учреждениях есть современные научные лаборатории и техническое оборудование, которое обеспечивает учебный процесс на самом высоком уровне.
Плюс к этому, ССУЗа может рассчитывать на прохождение практики на предприятии, где показав себя с лучшей стороны, есть все шансы устроиться на дальнейшую работу.
Большинство образовательных программ длятся 3 учебных года. То есть, студенты учатся вместо десятого и одиннадцатого класса школы и первого курса института. После чего выпускники ССУЗа могут поступить в институт на второй курс. В ССУЗе школьная программа изучается за один год обучения, а значит на ВУЗовскую программу остаётся два года.
И немаловажная особенность, что поступить в среднее специальное учреждение гораздо проще, чем в вуз.
А многие вузы с большим желанием принимают студентов после окончания ССУЗа, да еще и сразу на второй курс (такой практикой пользуются вузы, на базе которых и созданы эти средние учебные заведения).
Для того чтобы привлечь студентов, ССУЗы обязаны идти в ногу со временем. Поэтому во многих из них открываются такие востребованные и популярные факультеты как: дизайнер, стилист, ювелир, бухгалтер.
Основные преимущества колледжей перед ВУЗами это:
Как я получил среднее профессиональное образование
И почему не хотел учиться в вузе
Я уверен: в колледжах образование не хуже высшего.
Среднее профессиональное образование, или СПО, раньше получали в ПТУ, то есть техникумах. Сейчас большинство переименовали в колледжи и открыли факультеты СПО при некоторых вузах.
Я окончил факультет среднего профессионального образования в ИТМО — Национальном исследовательском университете информационных технологий, механики и оптики в Санкт-Петербурге. Расскажу подробнее, что такое СПО, почему после девятого класса я ушел из школы, как поступал и как учился на факультете СПО. И объясню, почему потом не хотел оканчивать вуз.
Что такое среднее профессиональное образование
Если сильно упрощать, то среднее профессиональное образование — что-то промежуточное между школьным и высшим. Школа не дает никакую специальность, а в вузах учат сложным профессиям: врача, инженера, биолога, лингвиста, адвоката, учителя математики в старших классах. А СПО получают будущие специалисты-практики и работники среднего звена:
Многим из этих профессий можно учиться и в вузах, но более углубленно. А СПО дает минимум навыков, чтобы работать по специальности.
Среднее профессиональное образование получают в колледжах, техникумах или на факультетах СПО при вузах. При поступлении можно выбрать любую специальность. Это не вуз, где от будущего юриста требуют ЕГЭ по обществознанию, а от филолога — по русскому языку. Я выбрал специальность «Программирование в компьютерных системах».
После 9 классов СПО получают четыре года, а после 11 классов — три. По итогу выдается диплом и присваивается квалификация. Например, моя квалификация — «техник-программист».
После СПО можно поступить в вуз и углубленно изучать свою специальность.
Почему я решил получить СПО
Я поступил на СПО после 9 класса, в 2012 году. Рассказываю, что меня к этому подтолкнуло.
Надоела школа. К 9 классу я возненавидел некоторые предметы: рисование казалось лишним, а физика и химия — неинтересными. Мне надоело ими заниматься: я хорошо разбирался в компьютерах и вообще-то мечтал стать программистом.
Посмотрел фильм «Социальная сеть» о том, как студент Марк Цукерберг придумал «Фейсбук». Меня впечатлило, что он сделал это без высшего образования, а просто с помощью современных технологий. И заработал на этом большие деньги.
Поговорил с другом-студентом — он как раз учился на факультете СПО на программиста. Друг рассказал про дух студенчества и убедил: чтобы стать программистом, не обязательно учиться в школе до 11 класса.
Средняя заработная плата по занятиям, полу и уровню образования в 2017 году, РосстатDOC, 91 КБ
Решил, что диплом при трудоустройстве не важен. Из статей в интернете я понял: в 2012 году многим работодателям было все равно, окончили вы колледж или вуз. Знакомый из «Хедхантера» говорит, что так происходит до сих пор: в мае 2020 года только 25% работодателей искали специалистов с высшим образованием, 9% — со средним профессиональным, а 64% вообще было все равно.
Хотел сэкономить на обучении. Как и в вузах, на программах СПО есть бюджетные и платные места. Если бы в 2012 году я не поступил на бюджет, учился бы программированию за 55 000 Р в год. Похожая вузовская программа в ИТМО называлась «Прикладная математика и информатика». Обучение там стоило 150 000 Р в год. Сейчас, в 2020 году, СПО в ИТМО стоит 84 000 Р в год, а высшее образование — 200 000 Р в год.
Сходил на день открытых дверей в ИТМО, где учился мой друг. Узнал, что программа СПО в нем охватит порядочно айти-областей : веб- и мобильную разработку, игры и много чего еще. В вузе же узкую специализацию выбирают при поступлении, а потом изучают только ее. Еще мне рассказали, что с дипломом СПО можно поступить без ЕГЭ сразу на второй курс университета.
Моя мотивация выросла до потолка, и я стал готовиться к поступлению на факультет СПО.
Как я поступал на СПО
Чтобы поступить на факультет СПО, я показал приемной комиссии аттестат за 9 класс, написал диктант по русскому языку и сдал экзамен по математике. Сейчас достаточно аттестата: у кого выше средний балл по математике, русскому языку и информатике, те и проходят на бюджет. Остальные учатся за деньги.
Я готовился к диктанту и экзамену три месяца: занимался 1—2 часа в день. Каждый вечер мама сама устраивала мне диктант, и мы анализировали ошибки. А с математикой помогала школьная учительница: давала дополнительные задачи на уроках, потом разбирала их со мной и спрашивала теорию.
В итоге я написал диктант на 95 баллов из 100: немного подвела пунктуация. А на экзамене по математике я не был уверен, что правильно ответил на устные вопросы. Думал уже, что на бюджет не пройду: конкурс был пять человек на место. Но в итоге все-таки прошел.
Как я учился
Я учился четыре года. Расскажу, что такое непрерывная система образования, почему я ее выбрал, какие изучал предметы и как строилось обучение.
Непрерывная система образования. Студенты на бюджете могли учиться по стандартной программе или по расширенной, она называлась непрерывной системой образования. После нее можно было поступить сразу на второй курс в ИТМО.
Предметы и там и там были одинаковые, но в расширенной — больше пар. Можно было освоить цифровую обработку информации, дискретную математику, работу с пакетами «Майкрософт офис». Еще после расширенной программы на втором курсе вуза ставили «автоматы» за некоторые экзамены и зачеты. Например, по физике или численным методам. Это тоже был плюс.
В общем, я выбрал расширенную программу. Обучение по стандартной для меня было бы бесплатным, а расширенная стоила 45 000 Р в год. Но нам с мамой она так понравилась, что мама согласилась платить.
Я учился по этой программе три года из четырех. Потом надеялся сразу поступить в вуз, но узнал, что мне не дадут отсрочку от армии. Армия бы все равно прервала мое обучение, и на четвертом курсе мы перестали платить за непрерывную систему.
заплатила моя мама за три года моей учебы
Предметы я условно делил на общеобразовательные, профессиональные и прикладные. Общеобразовательные были просто для эрудиции. Это дискретная математика, физика, биология, химия, английский и история. Я особенно любил математику, но она тяжело мне давалась.
На профессиональных предметах мы изучали то, что могло пригодиться в работе. Например, программное обеспечение компьютерных сетей, микропрограммирование, компьютерную графику и много чего еще.
Микропрограммирование я ненавидел — это про написание программ на уровне «железа» компьютера. Экзамен сдавал два семестра ценой бессонных ночей. Зато любил «Компьютерные сети»: мы моделировали сети с нуля или исправляли готовые. По этой дисциплине я не прогулял ни одной пары и сдал все лабораторные работы на пятерки.
Прикладные предметы тоже должны были помогать в работе. На «Документировании и сертификации программного обеспечения» нас учили описывать свои проекты и составлять техзадания. На «Технологиях и разработке» — эффективно писать код без привязки к конкретному языку программирования.
Мне часто казалось, что я не переварю столько информации, но одногруппники всегда помогали.
Как строилось обучение. Занятия шли с 09:00 до 16:50. Но от дома до факультета я добирался полтора часа, поэтому вставал в 07:00, а возвращался в 18:30. Потом два с половиной часа делал домашние задания. Кроме учебы, ни на что не было времени.
Сессий было две: летняя и зимняя. Для допуска на экзамен или зачет мы сдавали определенное количество работ. Например, по «Основам программирования» — 12 лабораторных.
Были и контрольные работы. Как правило, я готовился основательно: перечитывал конспекты и решал задания. Но иногда ленился, пересдавал по несколько недель и допуска к экзамену добивался измором.
На четвертом курсе занятия шли два раза в неделю и только по узким темам. А по «Информационной безопасности» мы вообще прошли онлайн-курс на английском языке. Курс был бесплатный и проходил на базе Университета Джорджии в США. Можно было учиться самостоятельно или приходить на занятия — там читали переведенные лекции.
Каждую неделю и в конце курса мы сдавали тесты и писали эссе на английском. В итоге я получил сертификат, а за него — зачет по предмету на факультете. Сертификат мне нигде не пригодился, но на всякий случай я всегда пишу о нем в резюме.
Мои доходы во время учебы
Стипендию я получал первые полтора года — 487 Р в месяц. Помню, как ждал дня икс и бежал к банкомату. Потом появились долги по учебе, и стипендию я потерял.
моя стипендия в 2012 и 2013 годах
Я откликнулся, и меня пригласили на собеседование. Его проводил технический директор — выпускник ИТМО. Он был хорошо ко мне настроен, и я просто рассказал, что разбираюсь в верстке и хочу развиваться. Директор взял меня на стажировку, а потом много помогал в процессе.
Стажировка мне нравилась. Я верстал небольшие статьи для блога компании, изучал язык JavaScript и разрабатывал калькулятор для сотрудников маркетингового отдела. Когда его внедрили, не мог поверить, что мою работу кто-то использует.
Но несмотря на все проблемы, стажировка была полезной. Все, с чем я там столкнулся, было и на других работах, а я уже оказался к этому готов.
Подработка преподавателем. Когда я учился на четвертом курсе, заболел преподаватель по введению в веб-технологии. Он вел занятия для 7—9 классов на подготовительных курсах. А мой дипломный проект как раз был связан с вебом. В итоге мне предложили подменить преподавателя: рассказать ребятам, как устроен интернет, что такое сайты и серверы. Я согласился.
На подготовку первых лекций у меня ушла неделя. На первом занятии я очень волновался, но меня внимательно слушали, и я успокоился. Еще было приятно, что ребята хорошо делают практические задания, потому что я понятно объяснил теорию.
Занятия были по вечерам после моих пар, так что учебе они не мешали. А опыт публичных выступлений потом помог на защите диплома.
Как я писал и защищал диплом
Весь четвертый курс я делал дипломный проект — новый сайт моего факультета. Старый был полезен только абитуриентам и их родителям, но не студентам — я решил это исправить.
К концу сентября я утвердил тему, в декабре — презентовал ее и набросал техзадание. А сам сайт разрабатывал всю весну. Я верил, что им будут пользоваться люди, и сосредоточился на дизайне: смотрел лекции, осваивал «Фотошоп» и «Скетч».
Дипломный проект оказался самым ценным с точки зрения образования: я наконец-то применял знания на практике. Но мне много помогали руководитель и одногруппники: консультировали по вопросам, в которых я не был силен. Часть моего кода ими и написана, а взамен я помогал им с дизайном и версткой.
В конце я представил свой проект преподавателям и одногруппникам и обосновал затраты на него и возможную прибыль. Очень волновался, но в итоге получил «отлично». Только жаль, что мою разработку так и не внедрили, и сайт факультета по-прежнему кажется мне безликим.
Р » loading=»lazy» data-bordered=»true»>
Почему я не стал учиться в вузе
Летом 2017 года я вернулся из армии и стал готовиться к поступлению в вуз. Мне понравилось преподавать, и я хотел стать учителем математики. Выбрал математический факультет Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена в Санкт-Петербурге.
Абитуриенты с дипломом об СПО могут не сдавать ЕГЭ, чтобы поступить в вуз. Для них проводят устные экзамены, тесты и контрольные работы. Я сдавал математику, русский язык и обществознание. Готовился две недели по 3—4 часа в день, в основном решал задания из ЕГЭ. Но вступительные тесты оказались гораздо проще — я набрал 237 баллов из 300 и поступил на бюджет.
Я отучился год и решил, что вузовские знания можно получить и самому, на бесплатных образовательных курсах в интернете. К тому же я продолжал преподавать на подготовительных курсах, и совмещать работу с учебой оказалось сложно. Я не успевал делать домашние задания. Говорил преподавателям, что это из-за работы, но поблажек мне все равно не делали. А уйти с работы я не мог: хотелось зарабатывать деньги, а не сидеть на маминой шее.
Еще мне было тяжело общаться со вчерашними школьниками, которые учились на моем курсе. Я уже работал, а они еще были детьми. В общем, я ушел из университета и стал искать работу по специальности на полную ставку.
Кем я работал
Первую работу по специальности я нашел за две недели. Мой знакомый открыл свою компанию по верстке и взял меня младшим тестировщиком на зарплату 30 000 Р в месяц. За год я вырос до руководителя отдела и стал зарабатывать 45 000 Р в месяц. Но тестировать мне надоело, а зарплата оказалась ниже средней по рынку, и я уволился.
я получал на первой работе в месяц
Еще два месяца я помогал другому знакомому с дизайном и получал 30 000 Р в месяц. Но при этом я мечтал работать в Т—Ж. Вакансий здесь не было — я просто написал управляющему редактору и рассказал, что умею делать. И меня взяли верстальщиком.
Минусы СПО
Я не жалею, что выбрал среднее профессиональное образование, но у него есть и минусы. Например, в 9 классе трудно выбрать специальность на всю жизнь, а тесты по профориентации никто не проводит. А еще после СПО нет отсрочки от армии в вузе, трудно найти работу за границей и занимать руководящие должности в России.
Нет отсрочки от армии в вузе. Отсрочку от армии можно получить один раз: или в колледже, или в вузе. Исключение — если после вуза вы пошли в магистратуру или аспирантуру. Моя отсрочка «включилась» на втором курсе, когда мне исполнилось 18 лет. Потом перед поступлением в вуз мне пришлось сначала отслужить.
Трудности с переездом за рубеж. Не везде российский диплом об СПО ценится, как европейский или американский. Например, во Франции он приравнивается только к диплому о краткосрочном высшем образовании техника или к вузовскому технологическому диплому. То есть стать там поваром или дизайнером с российским СПО трудно.
Чтобы получить «голубую карту» для переезда в Европу, нужно именно высшее образование.
Трудно стать руководителем. Я слышал, что сотрудникам с СПО не всегда предлагают повышение и редко берут их на руководящие должности. Хотя на первой работе мне все же удалось стать руководителем отдела.
Знания из колледжа помогли мне начать свое дело
В 2016 году я окончила художественно-графическое отделение колледжа и одновременно — факультет психологии в вузе. Колледж дал много практики, а университет — только красивый диплом. Психологом я так и не стала, а знания из колледжа помогли мне начать свое дело.
В 2017 году мы с молодым человеком открыли бизнес по росписи стен. Он приносит 100 000—400 000 Р в месяц. Я управляю художниками, рисую эскизы, выбираю технику исполнения и материалы. Еще обучаю новых сотрудников скоростной росписи: наш принцип — делать роспись за один день.
СПО дало мне уверенность в себе и помогло развить талант, чтобы он приносил деньги.
За СПО — будущее
В 11 классе я провалился на ЕГЭ по физике и не поступил в вуз, в который хотел. Решил получить хоть какое-то образование и выбрал первый попавшийся техникум недалеко от дома. Места оставались только на направлении «Монтаж и эксплуатация промышленного оборудования». Меня взяли сразу на второй курс, потому что поступал после 11, а не 9 класса.
Я учился три года. На третьем-четвертом курсах практиковался в такелажно-монтажной службе: работа мне нравилась и приносила 30 000 Р в месяц. Для студента-очника это было много, и я понял, что хочу развиваться в этом направлении.
Сейчас я монтажник лифтов в крупной финской компании. Зарабатываю в среднем 80 000 Р в месяц. Считаю, что за СПО — будущее. А если что, после него можно получить и высшее образование, но уже имея рабочую профессию.
Никто из моих работодателей не спрашивал диплом вуза
Я считал, что учиться в 10—11 классах — бесполезная трата времени. Поэтому после 9-го решил получать рабочую специальность. Ходил на подготовительные курсы и поступил на факультет СПО в ИТМО.
Я учился на программиста и за четыре года понял: главное — делать все вовремя. На четвертом курсе я начал работать программистом за 15 000 Р в месяц. И за семь лет дорос до технического директора и получаю в разы больше. СПО дало мне базовое понимание сферы айти, а диплом вуза никто из работодателей не спрашивал: везде нужны были только знания и опыт.