что такое срок реализации проекта в бизнес плане

Разработка бизнес плана

С чистого листа: как написать бизнес‑план

что такое срок реализации проекта в бизнес плане. Смотреть фото что такое срок реализации проекта в бизнес плане. Смотреть картинку что такое срок реализации проекта в бизнес плане. Картинка про что такое срок реализации проекта в бизнес плане. Фото что такое срок реализации проекта в бизнес плане

что такое срок реализации проекта в бизнес плане. Смотреть фото что такое срок реализации проекта в бизнес плане. Смотреть картинку что такое срок реализации проекта в бизнес плане. Картинка про что такое срок реализации проекта в бизнес плане. Фото что такое срок реализации проекта в бизнес плане

Многие предприниматели признаются, что именно эта бумага, которая на первый взгляд кажется чистой формальностью, впоследствии может сыграть добрую службу. Написать бизнес-план, оказывается, не так уж и сложно, если понимаешь его структуру и задачи.

Для чего нужен бизнес-план

Начиная любое дело, мы, как правило, имеем общее представление о его результате. Но реальность всегда отличается и часто — довольно сильно — от наших представлений о ней. «Когда начинаешь заниматься бизнесом, оказывается, что, помимо своей основной деятельности, приходится решать огромное количество других, менее важных вопросов, — признается Анвар Туйкин, генеральный директор компании Headmade. – А наличие бизнес-плана всегда напоминает об основных показателях, которые ты должен достичь, и не дает расплыться».

В целом этот документ призван решить четыре основные задачи:

Полезно фиксировать гипотезы о своем бизнесе, чтобы как можно скорее тестировать и пересматривать их», — говорит Василий Петреченко, заместитель генерального директора Научного Парка МГУ. Чем быстрее вы выведете пилотный продукт или сервис на рынок, тем быстрее вы поймете, есть ли на него спрос. Запомните: старт любого бизнеса — это теория о том, что продукт будет продаваться. И чем раньше вы это поймете, тем лучше.

Структура бизнес-плана

Специалисты рекомендуют составлять документ, включающий следующие разделы:

При этом объем бизнес-плана не должен превышать 30-40 страниц вместе со всеми необходимыми приложениями.

Писать резюме проекта рекомендуется в последнюю очередь. После того, как вы детально проработаете все составляющие бизнес-плана, у вас появится более глубокое понимание наиболее важных и привлекательных аспектов бизнеса.

В резюме должны быть отражены:

В случае если компания только начинает развиваться и не обладает необходимой информацией, стоит сделать акцент на том, почему проект будет востребован, какие факторы могут способствовать успешному выходу проекта на рынок, чем проект отличается от конкурентов.

Экономьте время на поиске потенциальных клиентов. Повышайте эффективность продаж за счет сегментации и анализа B2B-рынка.

Бизнес-консультанты рекомендуют преподносить информацию максимально простым для восприятия способом — с помощью таблиц, схем, инфографики. А вот детальные описания тех или иных аспектов, взаимозаменяемые однообразные фразы в резюме лучше избегать.

Описание

В этом разделе необходимо:

В этой же главе нужно максимально конкретно и в деталях расписать продукт или услугу. А также рассказать, каковы его конкурентные преимущества, какие ресурсы необходимы для производства, каковы возможные пути дальнейшего развития продукта.

Маркетинговый анализ

Это еще одна важная и, пожалуй, самая сложная часть бизнес-плана. По сути, маркетинговый анализ представляет собой информацию о стратегии выхода и развития компании на рынке.

В данном разделе нужно рассказать, как проект захватит долю рынка, необходимую для поддержания деятельности, и продемонстрировать, как будет поддержан интерес к проекту и его продукту со стороны потребителей.

Частью бизнес-плана являются маркетинговые исследования. Тут очень важно не углубляться в проведение вторичных исследований и не тратить слишком много времени на поиск информации в интернете, — советует Василий Петреченко (Научный Парк МГУ). – Там много надуманного. Куда важнее информация о воронке продаж у данной конкретной компании, потенциальных партнерах, предварительных соглашениях и т д. Именно эти гипотезы должны тестироваться и корректироваться ежемесячно».

Финансовые показатели и прогнозы

Если у вас действующее предприятие, приложите отчет о прибылях и убытках, балансовый отчет и отчет о движении денежных средств за год. Затем составьте прогноз по всем трем параметрам как минимум на три года вперед. Предоставьте анализ, который показывает, как скоро окупятся стартовые вложения.

Анализ рисков

Любой новый проект — это в любом случае риск. Цель данного раздела — трезво оценить связанные с проектом риски, а также рассмотреть варианты противостояния этим рискам. То есть в данном разделе необходимо выявить потенциальные проблемы, которые могут существенно повлиять на результаты проекта, а также предложить программу мер по снижению рисков.

— бесплатно. До 5% на остаток.

Приложения

Хороший бизнес-план лишь бегло описывает основы предприятия, поэтому в конце нужно приложить все необходимые документы. Все остальное — документы по регистрации, детальные данные маркетингового исследования, сложные технологические моменты — выносите в приложения.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Источник

Сроки реализации проекта и этапы выполнения

что такое срок реализации проекта в бизнес плане. Смотреть фото что такое срок реализации проекта в бизнес плане. Смотреть картинку что такое срок реализации проекта в бизнес плане. Картинка про что такое срок реализации проекта в бизнес плане. Фото что такое срок реализации проекта в бизнес плане

Основная цель вложения денежных средств в разные виды проектов – это увеличение капитала. До того как получить прибыль, необходимо изначально полностью окупить вложенные инвестиции.

Именно окупаемость является той отправной точкой, при которой проект будет генерировать прибыль для инвестора. Проанализируем специфику его срока окупаемости. Реализация проекта – это важный момент, который предполагает детальные пояснения.

что такое срок реализации проекта в бизнес плане. Смотреть фото что такое срок реализации проекта в бизнес плане. Смотреть картинку что такое срок реализации проекта в бизнес плане. Картинка про что такое срок реализации проекта в бизнес плане. Фото что такое срок реализации проекта в бизнес плане

Особенности понятия

Окупаемость инвестиций является тем периодом времени, что потребуется для полного перекрытия доходами изначальных инвестиционных расходов, вложенных в него. К примеру, если инвестиции составили порядка 500 тысяч долларов, а ожидается денежный поток по готовому проекту в сумме 100 тысяч рублей ежегодно, то срок реализации проекта (его окупаемости) составит пять лет.

Этот параметр является одним из основных показателей, которые используются при оценке инвестиционной привлекательности проекта. Часто специалисты осуществляют также расчет следующих показателей:

Сроки и этапы реализации проекта обозначают РР.

что такое срок реализации проекта в бизнес плане. Смотреть фото что такое срок реализации проекта в бизнес плане. Смотреть картинку что такое срок реализации проекта в бизнес плане. Картинка про что такое срок реализации проекта в бизнес плане. Фото что такое срок реализации проекта в бизнес плане

Классификация по срокам

В том случае, когда предполагаются равномерные поступления по внедряемой идее, используется несложная формула определения его окупаемости. В этой формуле начальные инвестиционные затраты на проект делят на ежегодный приток денежных средств, который им генерируется.

Срок реализации инвестиционного проекта – это показатель его результативности и эффективности. Любой проект имеет ограничения по времени, за которые он должен быть выполнен.

Принято выделять следующие виды проектов, в зависимости от срока реализации:

Расчеты при неравномерных денежных потоках

В таком случае используется другая математическая формула, в которой за минимальный временной промежуток кумулятивные денежные потоки должны превышать вложенные инвестиции.

Допустим, что в идею вложили 500 тысяч долларов, а рост денежных потоков указан в таблице.

Денежный поток по проекту

Денежный кумулятивный поток

Расчет срока реализации проекта показывает, что идея окупается за четыре года. Следовательно, денежный кумулятивный поток в сумме, которая превышает вложенные средства в идею в размере 500 000 долларов, можно достигнуть к концу четвертого года его реализации.

Метод расчета времени окупаемости считается в настоящее время востребованным. Профессионалы признают его удобным инструментом в осуществлении инвестиционного анализа, так как он прост в расчетах.

Среди недостатков, присущих ему, выделяют невозможность учета изменения во времени стоимости денег. Это приводит к существенному изменению расчетных данных.

что такое срок реализации проекта в бизнес плане. Смотреть фото что такое срок реализации проекта в бизнес плане. Смотреть картинку что такое срок реализации проекта в бизнес плане. Картинка про что такое срок реализации проекта в бизнес плане. Фото что такое срок реализации проекта в бизнес плане

Расчет дисконтированного срока окупаемости вложений

Такие вычисления проводят для того, чтобы оценить сроки реализации проекта. ДРР определяется как отношение денежного потока, генерируемого инвестиционным проектом к размеру начальных вложений.

При правильных вычислениях можно избежать многочисленных дополнительных затрат. Это особенно актуально на этапе монтажных и строительных работ, когда важно понимать, не сорвется ли срок реализации проекта строительства.

Важность управления сроками проекта

В законодательстве нашей страны под периодом реализации идеи понимают некоторое время, в течение которого осуществляется финансирование и сооружение объектов капитального строительства, предусмотренных замыслом.

Под плановым периодом инвестиционного проекта понимают пятилетний период, на протяжении которого государственная поддержка способствует реализации инициативы.

Так как основной срок реализации идеи состоит из суммы затраченного времени для осуществления работ на каждом этапе, нужно максимально точно выяснить бюджет (распределение затрат) времени на всех стадиях.

что такое срок реализации проекта в бизнес плане. Смотреть фото что такое срок реализации проекта в бизнес плане. Смотреть картинку что такое срок реализации проекта в бизнес плане. Картинка про что такое срок реализации проекта в бизнес плане. Фото что такое срок реализации проекта в бизнес плане

Важные детали

Сроки реализации проекта связаны и с уровнем ответственности подрядных организаций, которые выполняют определенные работы. Если необходимо реализовать масштабный замысел, в таком случае за каждый этап отвечает конкретный подрядчик. В случае сбоя работы одного из них существенно тормозится деятельность иной организации. В конечном итоге подобный процесс завершается существенными убытками инвестора.

На сроки реализации проекта влияет несколько факторов:

что такое срок реализации проекта в бизнес плане. Смотреть фото что такое срок реализации проекта в бизнес плане. Смотреть картинку что такое срок реализации проекта в бизнес плане. Картинка про что такое срок реализации проекта в бизнес плане. Фото что такое срок реализации проекта в бизнес плане

Современность

В настоящее время управленческая наука касается различных видов менеджмента, которые подразумевают существенные риски, изменение стоимости. Для того чтобы их избежать, специалисты-практики и различные исследователи применяют разные варианты решения проблемы. К примеру, предлагается продумывать планирование горизонта событий.

что такое срок реализации проекта в бизнес плане. Смотреть фото что такое срок реализации проекта в бизнес плане. Смотреть картинку что такое срок реализации проекта в бизнес плане. Картинка про что такое срок реализации проекта в бизнес плане. Фото что такое срок реализации проекта в бизнес плане

Методика календарно-сетевого планирования

Данный прием подходит для начинаний, которые связаны с капитальным строительством. Это модель, которая иллюстрирует, как будет проходить реализация идеи по процессорному и временному параметрам. Подобный график – это инструмент анализа, согласования, описания сторонами (заказчиком, инвестором, генеральным подрядчиком) технологического процесса осуществления строительных работ.

Также сюда включается возможность корректировки намеченного алгоритма действий, продумывание рисков и потенциальных проблем, сведение к минимуму негативных последствий.

Нельзя выпускать из внимания тот факт, что составлением подобных графиков занимаются обычные люди. Именно поэтому часто появляются разнообразные проблемы, наблюдается отклонение по срокам от намеченных временных рамок.

К примеру, если составляется схема, согласно которой осваиваются капитальные вложения, при проведении нескольких параллельных операций систематически появляются накладки отрицательного характера.

В подобных ситуациях критический путь часто выводят вручную, поэтому его трудно назвать экономически целесообразным расчетным показателем. Чаще всего величину просто «рисуют» к требуемой дате, периодически ее нарушая. Подобный график ставит только временные ограничения назначенным исполнителям, он не зависит от иных факторов: логистики, готовности коммуникаций, квалификации кадров.

У руководителя проекта в подобном случае нет возможности прогнозировать с высокой вероятностью сроки и качество реализации идеи, влиять на ход событий. В связи с этим процесс затягивания сроков завершения конкретных этапов всех строительных работ в наши дни является весьма распространенным явлением. Приходится искать дополнительные материальные ресурсы для того, чтобы завершить начатый проект, сдать объект в эксплуатацию.

что такое срок реализации проекта в бизнес плане. Смотреть фото что такое срок реализации проекта в бизнес плане. Смотреть картинку что такое срок реализации проекта в бизнес плане. Картинка про что такое срок реализации проекта в бизнес плане. Фото что такое срок реализации проекта в бизнес плане

Важные аспекты

Для того чтобы избежать существенных разногласий с выбранным для проекта подрядчиком относительно продолжительности осуществления определенных операций, часто заказчики вынуждены обращаться за дополнительными консультациями по плану в инжиниринговые компании.

Их специалисты анализируют работу, связанную с составлением определенных баз данных или справочников, в которых определяется продолжительность проведения стандартных либо типовых строительных работ. Подобные материалы дают заказчику возможность избегать существенного затягивания сроков работ со стороны подрядчиков.

В некоторых случаях заказчику приходится делать выбор: воспользоваться быстрым, но дорогим вариантом или подобрать подрядчика за меньшую стоимость, но настроиться на длительные строительные работы.

В тех ситуациях, когда конечным результатом внедряемой идеи становится получение материальной прибыли, инвестор выбирает первый вариант, что способствует существенному сокращению времени предварительной и инвестиционной фаз, позволяет ему в минимальные сроки окупить вложенные ресурсы.

Заключение

При реализации социального проекта его стоимость становится ключевым моментом. Именно поэтому заказчик использует календарно-сетевое планирование, которое базируется на технологии осуществления необходимых действий.

При правильном и подробном описании технологии, ее согласовании с инвестором и подрядными организациями вполне можно распределить и сроки проведения конкретных действий. Подобное планирование способствует избежанию затягивания строительных работ, поэтому не потребуются дополнительные расходы на содержание персонала, выплату процентов, обслуживание и ремонт техники, оплату дополнительной аренды. Оно позволяет выявлять те организации, которые виновны в затягивании сроков строительства, применять к ним меры воздействия.

Источник

Расчет сроков и стоимости проектов: как это делается и можно ли упростить процесс?

что такое срок реализации проекта в бизнес плане. Смотреть фото что такое срок реализации проекта в бизнес плане. Смотреть картинку что такое срок реализации проекта в бизнес плане. Картинка про что такое срок реализации проекта в бизнес плане. Фото что такое срок реализации проекта в бизнес плане

Если вы когда-либо занимались разработкой приложений на заказ, то наверняка знакомы с довольно рутинным процессом расчета стоимости и сроков реализации проекта. И ладно бы, если расчет проекта выполнялся лишь единожды, но зачастую потенциальные заказчики не могут уложиться в бюджет, и начинают на ходу менять требования к продукту:

— Это слишком дорого, что если сделаем без функции Х?
*делаем расчет* Столько.
— Все равно дорого, а сколько будет стоить разработка только под платформу Y?
*делаем перерасчет* Столько.
— Ух ты, то есть, если мы откажемся от платформы Y, то сможем сделать не только Х, но и Z?
*очередной перерасчет* Увы, нет.
— Жаль, тогда давайте сделаем без Z, во сколько нам обойдется?

Стандартные пути упрощения расчетов, такие как установка фиксированной стоимости дня работы сотрудника или компании, как правило ведут к потере точности результатов и все равно не избавляют нас от ручных вычислений.

Но, как и любой другой процесс, характеризующийся словами “рутина”, “точность” и “вычисления”, подобные расчеты скорее всего могут быть автоматизированы. Давайте проверим, действительно ли это так.

Процесс расчетов

Прежде всего нам следует определиться с тем, как в общем случае формируются конечные сроки и стоимость проектов.

Шаг 1: Оценка задач

Первое, что необходимо сделать после изучения требований заказчика, это разделить проект на независимые друг от друга функциональные части (задачи). К примеру, если мы выполняем оценку мобильного приложения для стандартного интернет-магазина, то деление может выглядеть примерно следующим образом:

Шаг 2: Расчет сроков разработки проекта

Как бы ни старалась разработчики, но их оценка сроков крайне редко соответствует действительности. Так что, первым делом, отталкиваясь от сложности проекта и опыта команды, мы определяем страховку: количество дополнительного времени, необходимого для разрешения различных непредвиденных обстоятельств. Обычно страховка выглядит как некоторый множитель (процент), на который увеличивается общий срок разработки.

Далее нам следует определить очередность этапов выполнения работ (workflow). Вне зависимости от используемой методологии (agile или waterfall) нам нужно знать в каком порядке нашей командой выполняются различные виды работ. В рассматриваемом нами примере с мобильным приложением порядок мог бы выглядеть следующим образом:

что такое срок реализации проекта в бизнес плане. Смотреть фото что такое срок реализации проекта в бизнес плане. Смотреть картинку что такое срок реализации проекта в бизнес плане. Картинка про что такое срок реализации проекта в бизнес плане. Фото что такое срок реализации проекта в бизнес плане

То есть, сначала независимо друг от друга выполняется разработка бэк-энда и пользовательского интерфейса, и при их завершении начинается параллельное программирование приложения под разные платформы. После того, как все этапы будут завершены, проект будет считается выполненным.

Теперь мы располагаем всей необходимой информацией и можем приступить к расчету сроков:

В случае с Waterfall: суммируем количество времени для каждого вида работ (UI/UX, Back-end, etc.), добавляем к ним страховку, и, учитывая их очередность, находим самую длительную последовательность работ, которая, собственно, и представляет общее количество времени, необходимое для реализации проекта.

В случае с Agile: учитывая очередность работ, мы определяем время на реализацию каждой из задач (каталог товаров, новости, etc.), после чего, путем их суммирования и добавления страховки, получаем конечный срок реализации проекта.

Шаг 3: Расчет стоимости разработки проекта

Следующее, что нам следует получить — это себестоимость проекта, которая обычно формируется из двух типов затрат: общих ежемесячных расходов (аренда офиса, оплата серверов, лицензий на ПО, etc.) и зарплат непосредственных исполнителей проекта. Что касается зарплат менеджмента, то они больше подходят к первой категории, так как являются более “пассивной” статьей расходов, и в некоторых случаях они могут быть опциональными (к примеру, если речь идет о небольшой команде фрилансеров).

“Общие ежемесячные расходы” рассчитываются предельно просто: делим их сумму на среднее количество дней в месяце и умножаем на количество календарных дней, необходимых для реализации проекта.

Расчет расходов на зарплаты исполнителей зависит от используемой методологии разработки:

В случае с Waterfall: для каждого сотрудника делим ежемесячную зарплату на среднее количество рабочих дней в месяце и умножаем результат на количество рабочих дней, необходимых для реализации этапа работ, за который он ответственен; в конце суммируем все выплаты.

В случае с Agile: для каждого сотрудника делим зарплату на среднее количество рабочих дней в месяце и умножаем на количество рабочих дней, необходимых для реализации всего проекта, в конце суммируем результаты.

Теперь, зная себестоимость проекта (выплаты исполнителям + общие расходы), мы можем получить конечную стоимость, добавив к ней ещё пару вещей:

1. Прибыль: здесь все довольно просто, мы либо прибавляем желаемый процент от себестоимости проекта, либо добавляем соответствующий пункт к “общим расходам” (если желаем получать фиксированный ежемесячный доход).

2. Налоги: каждый считает их немного по-своему в связи с разнообразием систем налогообложения и способов уклонениях от них. В некоторых случаях можно считать налоги как некоторый усредненный процент от себестоимости проекта с включенной прибылью.

3. Комиссия менеджера по продажам: зависит от ваших условий сотрудничества, если вы выплачиваете процент от сделки, то это процент от суммы себестоимости, прибыли и налогов, и если вы выплачиваете процент от прибыли, то, очевидно, считаете ее как процент от заложенной прибыли, полученной в первом пункте.

Итак, теперь мы располагаем итоговой стоимостью проекта. Но что делать, если клиент, услышав результат, спросит нас: “А что если сделаем без X?”.

Автоматизация вычислений

Можно ли разработать приложение, которое бы производило подобные расчеты автоматически? Ознакомившись с процессом вычислений, теперь мы можем сказать, что да, это возможно, но не без пары нюансов. И первый из них — это расчет налоговой части.

Учет всех возможных вариантов налогообложения при расчетах требует не только значительных трудозатрат на разработку, но и на постоянную поддержку формул в актуальном состоянии. Вариантов решения проблемы здесь несколько: либо жертвуем точностью расчетов и считаем налоги как некоторый процент от стоимости проекта, либо же значительно усложняем систему расчетов, добавляя возможность ее ручной модификации.

Следующий нюанс — это способ безопасного хранения информации о всех расходах, зарплатах и проектах компании. Здесь тоже есть несколько возможных вариантов:

— Жизнь сотрудника, занимающимся расчетами, станет немного легче
— Клиенты смогут получать перерасчеты в считанные секунды
— Стоимость разработки станет чуть более справедливой и конкурентной

На сегодняшний день существует очень небольшое количество решений для подобного вида расчетов, и все они имеют достаточно высокий порог вхождения из-за своей монструозности. В связи с этим хотелось бы задать вопрос аудитории Хабра: а каким способом выполняются расчеты в вашей компании?

Источник

Как составить бизнес-план

Инструкция и образец документа

Я эксперт по бизнес-планированию.

Вот о чем расскажу в статье:

Что такое бизнес-план

Это документ, в котором раскрывается перспектива развития предприятия или проекта с отражением основных этапов и всех существенных рисков.

В бизнес-плане содержатся:

Зачем нужен бизнес-план

На мой взгляд, это ошибка. Если действовать без плана, предварительной проработки ниши и проекта, то возрастает риск потерять деньги и даже прогореть.

Основные виды бизнес-планов

Есть 5 основных видов бизнес-планов: внутренние, или для себя, для инвесторов, для получения банковского кредита или господдержки и антикризисные.

Составление бизнес-плана для себя. Такие планы предназначены исключительно для внутреннего применения, поэтому обычно их оформляют в произвольной форме. Основная цель работы — понять и оценить перспективы и риски реализации проекта.

Составление бизнес-плана для инвесторов. Цель составления — привлечь внешнее финансирование на реализацию проекта.

Иностранные инвесторы, как правило, требуют, чтобы бизнес-план был оформлен по международным стандартам UNIDO — про них еще расскажу. Отечественные инвесторы редко просят использовать какие-то конкретные стандарты. Главное для них — понять и оценить:

Бизнес-планы для кредитования в банках. Форму документа и требования к бизнес-плану лучше уточнить у кредитного консультанта: в разных банках методические рекомендации отличаются.

Если готовите бизнес-план, чтобы обратиться сразу к нескольким кредиторам, то ориентируйтесь на международные стандарты UNIDO. Большинство банковских требований основаны именно на этих стандартах, так что получится более или менее универсальный документ. А при необходимости вы относительно легко адаптируете его к требованиям конкретного кредитора.

Советую заранее настроиться на длительную работу: скорее всего, бизнес-план придется корректировать — и не один раз. Рассмотрение кредитных сделок часто затягивается, а условия меняются на ходу. Приходится корректировать сроки реализации проекта, стоимость оборудования и сырья, отпускные цены, параметры кредита и другие показатели.

Бизнес-планы для получения господдержки. Есть множество государственных программ поддержки малого бизнеса. Например, для сельскохозяйственных товаропроизводителей, начинающих предпринимателей и безработных граждан, которые хотят открыть свое дело.

Антикризисные бизнес-планы разрабатываются для предприятий в тяжелом финансовом состоянии — предбанкротном или банкротном. Основная цель — объяснить кредиторам, как компания собирается выходить из кризиса, предложить варианты решения споров в судебном и досудебном порядке.

Самые известные стандарты бизнес-планирования

Подразделение ООН по промышленному развитию UNIDO разработало свои стандарты бизнес-планирования — они наиболее популярны в России. Но есть и другие стандарты, например от Европейского банка реконструкции и развития, международной аудиторской компании KPMG. Я подробно расскажу о стандартах UNIDO и кратко — про остальные.

Бизнес-план по стандартам UNIDO включает следующие разделы:

Резюме нужно, чтобы кратко донести самую важную информацию о проекте. Например, вы приносите бизнес-план очень занятому инвестору. Он открывает документ в самом начале, за несколько минут прочитывает резюме и уже примерно понимает суть и перспективы бизнеса, источники финансирования, необходимый размер инвестиций и сроки запуска. Последующие разделы просто более подробно раскрывают информацию из резюме.

Далее необходимо подробно описать компанию, которая организует проект. В это описание входит информация об отрасли, активах компании, системе управления и количестве сотрудников.

В следующем разделе надо рассказать о продукции и услугах, которые предлагает или будет предлагать компания. Если предприятие выпускает разные товары, то опишите каждый вид. Здесь же для наглядности стоит показать фотографии продукции.

Затем следует раздел про продажи и маркетинг, который содержит:

В разделе с планом производства нужно сделать анализ производственного процесса с описанием:

Дополнительно план производства может содержать полный расчет себестоимости продукции с указанием постоянных и переменных издержек, а также информацию о потребности в работниках и их квалификации.

В разделе с организационным планом прописываются сроки реализации проекта, структура управления, состав и квалификация руководства.

Следующий раздел — финансовый план. Он содержит финансовые расчеты, прогноз выручки и себестоимости реализации продукции. Здесь необходимо привести:

Далее нужно оценить эффективность проекта. Вот что следует указать в этом разделе:

Важный раздел — гарантии и риски компании. Здесь указывается информация, как и чем компания гарантирует возврат привлеченного финансирования. Также стоит подробно описать риски и форс-мажорные ситуации, которые способны повлиять на реализацию проекта.

И последний раздел — приложения, где размещают информацию, которая не вошла в другие разделы. Например, это могут быть громоздкие графики, таблицы, схемы, эскизы, диаграммы, рисунки и фотографии.

Бизнес-план по стандарту BFM Group. Стандарт разработала компания BFM Group, которая занимается бизнес-планированием и инвестиционным консалтингом. Фактически это просто расширенная версия требований UNIDO с акцентом на текущем анализе рыночного и финансового положения компании и внедряемого продукта.

Требования BFM Group к бизнес-планам делают упор на:

Бизнес-план по стандарту KPMG. KPMG входит в четверку крупнейших аудиторских компаний в мире. Помимо аудита компания занимается консалтингом, в том числе и бизнес-планированием.

В KPMG разработали стандарты планирования, которые популярны в мире, но не в России. Отличительная черта — акцент на подробном описании различных маркетинговых показателей с раскрытием финансовой информации о реализации проекта. А вот производственные и технические моменты раскрываются не так глубоко, как в других стандартах.

Как научиться составлять свою схему бизнес-плана

Разработку бизнес-плана можно разделить на 4 этапа: анализ рынка, сбор исходных данных, формирование финансовой модели и написание плана.

На этом этапе нужно изучить рынок, на котором собираетесь работать. Начинать проект без детальной аналитики — прямой путь к провалу. Вы вложите деньги, а потом может выясниться, что продукт никому не интересен. Например, у конкурентов он лучше или дешевле или под него нет покупателей — емкость рынка очень маленькая.

Изучение ситуации на рынке. Если вы планируете заходить на крупные рынки, то можете приобрести готовое маркетинговое исследование.

Если же вы собираетесь работать на локальном рынке или в какой-то узкой сфере, то найти готовое исследование вряд ли получится. Тогда стоит самостоятельно проанализировать рынок:

Недостающую информацию советую брать из экспертных оценок в СМИ, данных Росстата и других госорганов.

Если нет желания заниматься этим самостоятельно, закажите анализ в специализированной компании. Маркетинговое исследование, как правило, содержит следующую информацию:

Использование SWOT-анализа в бизнес-планировании

SWOT-анализ помогает понять, какие факторы внешней и внутренней среды влияют на компанию и что с этим делать.

SWOT — это аббревиатура, которая расшифровывается так:

Суть анализа в том, что все факторы, которые могут воздействовать на компанию, оцениваются и разбиваются по четырем группам: S, W, O и T. SWOT-анализ универсален, гибок и прост. Но есть и недостатки — субъективность оценок и отсутствие числовых показателей.

Определение сильных и слабых сторон своего проекта. Допустим, мы открываем фитнес-центр в небольшом городе с населением в 100 тысяч человек.

Вот мы провели исследования и выяснили, что наши сильные стороны:

Слабые стороны будут такими:

Определение возможностей и угроз. Допустим, к основным возможностям проекта мы отнесли:

Прежде чем садиться писать бизнес-план, нужно:

Это минимальный и неполный перечень информации, которая нужна для планирования. У каждого проекта свои нюансы и особенности, поэтому могут потребоваться дополнительные сведения. Например, если вы собираетесь заниматься импортом или экспортом, то стоит изучить таможенные ставки и условия работы с партнерами из разных стран.

Всегда есть соблазн действовать быстро и решительно, дескать, начнем, а там по ходу дела разберемся. Такой подход ведет к провалу — лучше не спешить. Запросите коммерческие предложения от поставщиков, пообщайтесь с инженерами, технологами, бухгалтерами, юристами и другими специалистами. На одном лишь выборе системы налогообложения можно сэкономить миллионы либо понести огромные убытки.

Для расчетов подойдет и обычный «Эксель», но это долго, муторно и легко ошибиться. Поэтому я пользуюсь специальными программами и сервисами, которые помогают детально просчитать весь проект.

Плюсы: просто и удобно пользоваться, есть даже бесплатные сервисы.

Минусы: вы берете кота в мешке — сложно предугадать, насколько точно будет считать купленная таблица. Например, мы нашли в ней несколько ошибок, написали разработчику, но он исправил только часть из них.

«Альт-Инвест Сумм» — программа, которая безошибочно считает финансовую модель. Она позволяет разрабатывать бизнес-планы по стандартам UNIDO, ведущих российских банков, институтов развития, например ФРП, ТОСЭР, ОЭЗ.

Минусы: цена и ориентированность разработчика на крупных корпоративных клиентов.

Если нужен бизнес-план под один конкретный проект, то приобретать такую программу невыгодно.

Project Expert создает практически любые отчеты с графиками и диаграммами и идеально подходит для построения финансовой модели проектов в сфере производства, торговли и услуг. А вот для сложных цикличных ниш вроде сельского хозяйства его функций не хватает. Тогда приходится дополнительно использовать «Эксель».

Общие требования к документу. В бизнес-план обязательно следует включить описание идеи, а также маркетинговый, организационный и финансовый разделы. В приложениях стоит разместить наглядный вспомогательный материал: графики, таблицы, диаграммы, фотографии объектов. Визуальные элементы привлекут внимание человека, который будет это читать, и помогут ему быстро вникнуть в суть проекта. Все остальные требования зависят от стандартов оформления документа.

Готовый пример бизнес-плана. Для примера я разработал бизнес-план условного фитнес-центра в небольшом городе. Все расчеты делал в Project Expert, а сам документ оформлял по стандартам UNIDO.

Этот образец можно использовать
как шаблон бизнес-плана
PDF, 689 КБ

Типичные ошибки при составлении бизнес-плана

Неправильное оформление. Если вы пишете план не для себя, а для банка, внешнего инвестора или государственных органов, то уточните требования к оформлению документа, составу и содержанию разделов. Иначе вам вернут его и попросят переделать.

Бизнес-план слишком громоздкий. Нормальный документ — это 25—40 страниц. Старайтесь писать лаконично и без воды, особенно когда план предназначен для внешнего инвестора. Иначе читатель устанет, пока доберется до сути.

Непроверенные или очень приблизительные данные в плане. Не стоит брать цифры с потолка, писать примерно и на глаз. Если документ предназначен для внешнего использования, то будьте готовы, что информацию проверят. Предприниматель может слегка приукрасить цифры, чтобы точно получить финансирование. Однако это опасно: если уличат в обмане, то добиться положительного решения по проекту будет куда сложнее.

Обещание резкого роста выручки или прибыли без четкого обоснования. Даже когда вы чувствуйте и верите, что бизнес взлетит, не стоит обещать сказочный рост. Исключение — если есть достоверные сведения, которые подтверждают оптимистичные прогнозы. Иначе человек, который будет изучать план, усомнится и решит, что проект не учитывает жизненных реалий.

Длинное описание всем известных и понятных услуг или продукции. Такие описания делают план водянистым, похожим на студенческий реферат, портят общее впечатление от него. Если оказываете стандартные услуги, сосредоточьтесь на раскрытии преимуществ, за счет которых планируете обойти конкурентов.

План не уделяет внимание конкурентам. Не стоит самонадеянно писать, что у проекта не будет конкурентов. Со стороны такой план покажется недостаточно проработанным или оторванным от реальности. Исключения из этого правила бывают редко — только если вы предлагаете рынку кардинально новый продукт или услугу.

Где взять готовый бизнес-план и стоит ли это делать

Вряд ли получится скачать чужой план из интернета и построить по нему бизнес: любой проект уникален — в каждом случае своя финансовая модель и нюансы, которые не учтены в готовых вариантах.

Но не скажу, что готовые планы совсем бесполезны. Их можно использовать:

Вот где можно скачать готовые бизнес-планы.

Агрегатор бизнес-планов. На этом сайте в открытом доступе представлены около 1000 готовых бизнес-планов. Проекты собраны с разных ресурсов и структурированы по рубрикам. Скачивать бизнес-планы можно бесплатно.

Использовать их для запуска реального бизнеса не стоит, но можно взять за основу и переработать под свой проект.

Я видел несколько бизнес-планов от РБК — они были детально проработаны, содержали развернутое маркетинговое исследование и финансовую модель в «Экселе».

Составлять бизнес-план самому или заказать у профессионалов

На рынке бизнес-планирования много исполнителей разной квалификации. Поэтому стоимость работ сильно варьируется: студент-фрилансер напишет план за три тысячи, а ведущая аудиторская компания может запросить даже несколько миллионов рублей. Выбирайте исполнителя в зависимости от ваших задач и бюджета. Для некоторых задач лучший исполнитель — это собственник или руководитель организации.

Когда стоит составлять бизнес-план самостоятельно. Если вы разрабатываете документ для себя или внешнего инвестора, то основу этой работы необходимо делать самостоятельно.

Бывает, что заказчик надеется только на внешних экспертов и ставит им задачу «нарисовать» план под привлечение финансирования. И практически всегда это снижает шансы на успех проекта — я лично сталкивался с подобными ситуациями, когда работал инвестиционным консультантом.

Инвесторам важно, чтобы их деньгами распоряжался тот, кто полностью погружен в свой проект. Если же бизнес-план приносит человек, который не просчитал каждую цифру, не оценил риски, не спрогнозировал денежные потоки, не изучил рынок, это чувствуется. Никакой эксперт не сможет так глубоко понять специфику проекта и все нюансы, как тот, кто его реализует.

Привлекать консалтинговые компании стоит только на финальном этапе, когда вы уже собрали всю информацию и осталось ее правильно упаковать и красиво подать.

Если же бизнес-план предназначен для внутренних целей, то тем более важно разработать его своими силами — хотя бы ради того, чтобы разобраться в собственном бизнесе.

Когда лучше заказать бизнес-план. Если план нужен для банков и институтов развития, советую обратиться в консалтинговую компанию, которая уже решала подобные задачи.

Требования к документу устанавливаются инструкциями банков и институтов развития. Разобраться в этих требованиях и регламентах сложно, а если сделать что-то не так, то бизнес-план отклонят по формальным причинам. Поэтому доверяйте эту работу только опытным разработчикам — иначе рискуете впустую потратить время.

Учитывайте, что специалист по бизнес-планированию не владеет всеми аспектами вашего бизнеса и вряд ли разберется сам. Поэтому наилучший результат дает совместная работа внешних консультантов и представителей заказчика.

Но в любом случае данные по инвестиционным вложениям и расходованиям государственного финансирования всегда предоставляет заказчик. Причем сведения должны быть реальными, ведь по расходам предстоит отчитываться.

При заказе обязательно обсудите с исполнителем вопрос доработок и сопровождения бизнес-плана до момента принятия. Допустим, вы покажете документ чиновникам, а они найдут там ошибки. Важно, чтобы исполнитель оставался с вами в постоянном контакте и оперативно вносил правки в документ.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *