что такое средства коммуникации примеры

6 Типы, виды, функции, средства коммуникации

Средства коммуникации в медиасфере

Понятие средств коммуникации, которое принято в медиасфере, имеет довольно много общего с тем, которое используют психологи. Здесь речь идет тоже о передаче информации. Правда, медиасфера охватывает большие группы людей. Обеспечить охват нужных групп помогают технические средства – радио- и телепередатчики, компьютеры, мобильные телефоны и т.д. Поскольку информация передается сразу большим группам, такую коммуникацию называют массовой. Средства массовой коммуникации могут быть вербальными, невербальными и смешанными.
К первым относится, например, радио. Все остальные средства массовой коммуникации можно назвать смешанными, поскольку в них сочетаются вербальный и невербальный метод передачи данных. Например, в телепередаче применяются и речь, и титры, и изображение, газетные материалы часто дополняют фотография или рисунок. В современном мире роль средств массовой коммуникации постоянно растет, а меняются они постепенно, по мере развития технологий. На протяжении довольно длительного периода истории человечества основными средствами массовой коммуникации были гонцы и глашатаи, что позволяло единовременно передать информацию максимум нескольким сотням человек. В современном мире о важном событии за каких-нибудь несколько минут может узнать все население Земли.

Виды и средства общения

Понятие общения является одним из основных терминов в психологии, и на то есть причины. Именно в общении происходит осознание человеком себя как личности, формируются личностные ценности, развивается мышление, самосознание, происходит восприятие себя как полноценного члена единого сообщества.

Обычно человек считает общением только непосредственный словесный диалог между двумя людьми или в группе. Но стоит задуматься, и мы понимаем, что общение – процесс более глубокий и многогранный. Оно подразумевает не только словесный контакт как способ передачи информации. Люди находятся в постоянном взаимодействии друг с другом, оказывают определенное воздействие на личность, изменяя и совершенствуя как общество в целом, так и отдельных индивидов.

Виды общения

Существует несколько классификаций видов общения: по способу передачи информации, по цели, по средствам и т.д.

По способу передачи информации:

В зависимости от средства общения:

Функции общения

Различные психологические школы выделяют разное количество функций, которые процесс общения выполняет. Однако в каждой из существующих классификаций можно выделить три основные:

Коммуникативная функция общения позволяет ему выступать в качестве средства, с помощью которого люди имеют возможность обмениваться различной информацией, собственными представлениями, переживаниями, впечатлениями, знаниями. В процессе общения полученные сведения воспринимаются, принимаются и передаются дальше.

Регулятивная функция общения проявляется в изменении, коррекции поведения людей в процессе взаимодействия, разработке и организации совместной деятельности. В процессе коммуникации человек может осознанно или бессознательно оказывать влияние на поведение и деятельность партнера.

Аффективная функция напрямую связана с чувствами и эмоциями человека, регуляцией процессов, затрагивающих эмоциональную сферу. В процессе эмоционального общения происходит сближение или, напротив, интерес к собеседнику угасает.

Средства общения

Когда мы произносим данный термин, мы имеем в виду любые способы передачи информации, которые позволяют на должном уровне осуществлять процесс коммуникации.

Как и собственно общение, его средства также разделяют на вербальные и невербальные.

Помимо этого, существует еще ряд классификаций, разделяющих средства общения по различным признакам. Так, М. И. Лисина выделяет:

Средства коммуникации в градостроительстве и военном деле

Несколько иной смысл имеет понятие «средства коммуникации» у строителей и военных. В данном случае речь идет о связи между отдельными объектами. Фактически это тоже общение, но передается не только информация. В данном случае чаще употребляется термин «коммуникационные сети». В градостроительстве это водопровод, канализация, теплосети, газовые сети, телефонные и другие. Военные под средствами коммуникации понимают системы жизнеобеспечения, в первую очередь дороги и связь.

Общение чрезвычайно многогранно. Оно может быть представлено в своем разнообразии по видам. Различают межличностное и массовое общение. Межличностное общение связано с непосредственными контактам людей в группах или парах, постоянных по составу участников. Массовое общение – это множество непосредственных контактов незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами средств массовой информации.

Выделяют также межперсоналъное и ролевое общение. В первом случае участниками общения являются конкретные личности, обладающие специфическими индивидуальными качествам, которые раскрываются по ходу общения и организации совместных действий. В случае ролевой коммуникации ее участники выступают как носители определенных ролей (покупатель – продавец, учитель – ученик, начальник – подчиненный). В ролевом общении человек лишается оп­ределенной спонтанности своего поведения, так как те или иные его шаги, действия диктуются исполняемой ролью. В процессе такого об­щения человек проявляет себя уже не как индивидуальность, а как некоторая социальная единица, выполняющая определенные функ­ции.

Общение может быть также доверительным и конфликтным. Первое отличается тем, что в его ходе передается особо значимая информация. Доверительность – существенный признак всех видов общения, без чего нельзя осуществлять переговоры, решать интимные вопросы. Конфликтное общение характеризуется взаимным противостояни­ем людей, выражениями неудовольствия и недоверия.

Общение может быть личным и деловым. Личное общение – это обмен неофициальной информацией. Деловое общение – процесс взаимодействия людей, выполняющих совместные обязанности или включенных в одну и ту же деятельность.

Наконец, общение бывает прямое и опосредованное. Прямое (непосредственное) общение исторически является первой формой общения людей друг с другом. На его основе в более поздние периоды развития цивилизации возникают различные виды опосредованного общения. Опосредованное общение – это взаимодействие при помощи дополнительных средств (письма, аудио- и видеотехники).

Общение возможно лишь при помощи знаковых систем.

Различают следующие средства общения:

— вербальные (когда в качестве знаковых систем используются устная и письменная речь). В вербальном общении обычно применяются два варианта речи: устная и письменная;

— невербальные, которые нужны для того, чтобы: регулировать течение процесса общения, создавать психологический контакт между партнерами; обогащать значения, передаваемые словами, направлять истолкование словесного текста; выражать эмоции и отражать истолкование ситуации.

Они делятся на следующие категории:

а) визуальные средства общения, к которым относятся:

кинесика – движение рук, ног, головы, туловища;

— направление взгляда и визуальный контакт;

— поза (в частности, локализация, смены поз относительно словесного текста; кожные реакции (покраснение, появление пота);

— дистанция (расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство);

— вспомогательные средства общения, в том числе особенности телосложения (половые, возрастные) и средства их преобразования (одежда, косметика, очки, украшения, татуировка, усы, борода, сигарета и т. п.);

б) акустические (звуковые) средства общения, в которые входят:

— паралингвистические, т. е. связанные с речью (интонация, громкость, тембр, тон, ритм, высота звука, речевые паузы и их локализация в тексте);

— экстралингвистические, т. е. не связанные с речью (смех, плач, кашель, вздохи, скрежет зубов, «шмыганье» носом и т. п.);

в) тактильно-кинестезические (связанные с прикосновением) средства общения, включающие:

— физическое воздействие (ведение слепого за руку, контактный танец и др.);

— такесика (пожатие руки, хлопанье по плечу);

г) олъфакторные:

— приятные и неприятные запахи окружающей среды;

— естественный и искусственный запахи человека и др.

Представительское и ролевое общение

В представительском варианте участники выступают как представители определенных социальных групп, обществ, организаций.

И именно это качество важно при контакте (например, при деловых переговорах участники являются представителями организаций, при переговорах издательства и автора каждый выполняет определенную роль).

Представительская беседа нередко включает в себя ролевое общение, т.к. и в том и в другом участники выполняют определенные социальные роли, при которых индивидуальные качества человека практически не должны учитываться. Однако ролевой контакт может выходит за рамки представительского. Так, человек, например, может играть в разговоре с другими определенную психологическую роль ( бунтаря, пессимиста, неудачника, роковой красавицы и т.д.).

Представительское общение всегда официально, протекает в более или менее официальной обстановке.

Игра как средство общения

Игра испокон веков считалась универсальным средством обучения, развития и отдыха. Игра в качестве непродуктивной деятельности индивидов, приносит эмоциональные волнения, удовольствия от процесса свободного выражения физических и душевных сил личности.

Игра – это своеобразная школа социальных взаимоотношений, в которых индивид постигает стандарты общественного и культурного поведения.

Игра как средство общения считается фундаментальной деятельностью не только для малышей, но и в старшем возрасте. Только за счет учета индивидуальных возрастных характеристик личности игра может приобретать немного другую направленность. С ее помощью происходит вырабатывание коммуникативных способностей, их проецирование на имитационно сотворенные обстоятельства имеющегося в реальном мире взаимодействия.

Игры не только способствуют развитию и выражению собственных коммуникативных умений и навыков, но и помогают исправлять возникающие проблемные ситуации и трудности общения. Понимание индивидами друг друга является одной из остро стоящих проблем, которые возникают на протяжении всего периода жизни человека.

Игра как средство общения позволяет подростку выстраивать систему межличностных взаимоотношений, личностных взаимодействий, проявлять свои лидерские качества и способности. Она предоставляет прочный фундамент для дальнейшего развития детей. Игра представляет собой моделирование будущих ситуаций, условий, обстоятельств, с которыми в реальной жизни индивиды могут встретиться.

Способность личности к самостоятельным, независимым решениям, отстаиванию собственной позиции развивается с помощью приобретаемого в играх опыта повиновения и разыгрывания различных социальных ролей, ситуаций. Ведь игра является непрерывной сменой позиций. Умение правильно вести себя в определенных ролях, формирует у индивидов адекватное самооценивание, способность осознавать и воспринимать свое реальное положение в системе коммуникационных взаимодействий, что вырабатывает гибкость восприятий и коммуникаций, эмпатию, быструю переключаемость от одной деятельности к другой. Во время игры, дети как бы вбирают в себя опыт коммуникативного взаимодействия более взрослых товарищей.

Игра как средство общения направляется на выработку собственной точки зрения по различным вопросам. Она помогает ребенку аргументировано донести «справедливость» собственной позиции.

Непосредственное и опосредованное

Непосредственным, или прямым, общением является такое общение, при котором участники коммуникации общаются напрямую, без применения искусственных средств общения.

Автор речи при этом сразу же может отследить результат своих слов.

Отступление от этих условий делает общение опосредованным.

Например, отец и сын разговаривают во время рыбалки. Это непосредственное общение. Разговор между ними по телефону опосредован современными коммуникативными средствами, в частности телефоном. Беседа с тем или иным человеком, если они находятся в одно и то же время в одном месте, непосредственно видят друг друга, — это непосредственный контакт. Беседа с радио- или телезрителями, несмотря на возможную непринужденную атмосферу, — это опосредованный контакт.

При непосредственном контакте огромную роль играют жесты, мимика, рукопожатия и т.д., они позволяют понимать, например, степень заинтересованности собеседника, регулировать длительность разговора и т.д. При опосредованной беседе (например, телефонном разговоре) этих средств нет, поэтому понимание настроения собеседника приходится проверять или подтверждать словесно

(Ты меня слышишь? Что ты молчишь? Понимаешь? Вот это да! Ну и ну…).

Непосредственное общение — основное, первичное, проявляется в основном в диалогической форме (хотя возможен и монолог).

Опосредованное — может быть и монологом и диалогом. Преимущественно опосредованным является общение с текстами художественной литературы. Тексты официально-делового стиля (законы, договоры и т.д.) тоже принадлежат к опосредованному виду.

Источник

Современные средства коммуникации

Урок 30. Информатика 4 класс ФГОС

что такое средства коммуникации примеры. Смотреть фото что такое средства коммуникации примеры. Смотреть картинку что такое средства коммуникации примеры. Картинка про что такое средства коммуникации примеры. Фото что такое средства коммуникации примеры

что такое средства коммуникации примеры. Смотреть фото что такое средства коммуникации примеры. Смотреть картинку что такое средства коммуникации примеры. Картинка про что такое средства коммуникации примеры. Фото что такое средства коммуникации примеры

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

что такое средства коммуникации примеры. Смотреть фото что такое средства коммуникации примеры. Смотреть картинку что такое средства коммуникации примеры. Картинка про что такое средства коммуникации примеры. Фото что такое средства коммуникации примеры

что такое средства коммуникации примеры. Смотреть фото что такое средства коммуникации примеры. Смотреть картинку что такое средства коммуникации примеры. Картинка про что такое средства коммуникации примеры. Фото что такое средства коммуникации примеры

что такое средства коммуникации примеры. Смотреть фото что такое средства коммуникации примеры. Смотреть картинку что такое средства коммуникации примеры. Картинка про что такое средства коммуникации примеры. Фото что такое средства коммуникации примеры

Конспект урока «Современные средства коммуникации»

На прошлых уроках мы с вами говорили об управлении. Изучили много нового и интересного.

Сегодня на уроке мы поговорим о современных средствах коммуникации.

Давайте разберёмся, что это такое.

Коммуникация с латинского языка переводится как «общение».

Значит средства коммуникации – это средства общения, а именно передача информации от одного объекта другому.

Ещё примерно тысячу лет тому назад человек обладал всего четырьмя средствами коммуникации.

что такое средства коммуникации примеры. Смотреть фото что такое средства коммуникации примеры. Смотреть картинку что такое средства коммуникации примеры. Картинка про что такое средства коммуникации примеры. Фото что такое средства коммуникации примеры

Но прогресс не стоит на месте, и уже в XV веке появляются печатные книги, в XVII веке – газеты и журналы. А в XIX веке были изобретены радио, телеграф, телефон и кино.

что такое средства коммуникации примеры. Смотреть фото что такое средства коммуникации примеры. Смотреть картинку что такое средства коммуникации примеры. Картинка про что такое средства коммуникации примеры. Фото что такое средства коммуникации примеры

Технический прогресс внёс значительные изменения в жизнь людей.

Так, например, электронные средства коммуникации сильно потеснили письменные.

С помощью современных коммуникаций можно находиться в разных точках Земли и обмениваться сообщениями. К тому же мы можем получать данные при помощи таких технических средств как видеокамера, спутники и многое другое, которые подключены к интернету.

Как же можно использовать современные средства коммуникации?

Всё очень просто. Современные средства коммуникации помогают нам в принятии решений в целях управления и самоуправления.

Например, турист, чтобы узнать, когда можно вылететь в нужный город и есть

ли билеты, заходит на сайт авиалиний, ищет дату и нужный город, и если есть

билет, то бронирует его или покупает.

Утром на дорогах в больших городах пробки. Водитель может узнать, где нет пробки, чтобы быстрее добраться до работы.

На сайтах аптек можно узнать, есть ли нужное лекарство и в какой аптеке оно дешевле, и тогда решить, в какую аптеку пойти.

Так как огромное количество людей имеет возможность получить доступ к данным в любое время, то результатом массового использования средств коммуникации является распространение любой информации среди людей во всём мире.

Наверное, вы часто слышали такую аббревиатуру, как СМИ. Она расшифровывается как средства массовой информации. Газеты, журналы, радио, телевидение, Интернет – всё это относится к СМИ.

Современные средства коммуникации – это мощное средство управления большими массами людей.

Как вы думаете, возможно ли при помощи современных средств коммуникации управлять техническими устройствами?

Конечно возможно! И даже на расстоянии, то есть дистанционно (по-другому можно сказать «удалённо»).

Например, в новостях вы могли слышать такое слово, как «беспилотники». Это самолёты, которые летят по определённому маршруту, но без пилота. Такими самолётами управляют с земли.

Вы знаете, что вокруг нашей планеты летает много искусственных спутников, предназначенных для исследования космоса, работы сети Интернет, и даже составления прогноза погоды и много другого. Этими спутниками также управляют удалённо, сидя в каком-нибудь офисе.

Давайте рассмотрим такую ситуацию.

Маша гуляла после школы. На одной из афиш она увидела, что в кинотеатре идёт очень интересный фильм и решила пойти сегодня на него с мамой. Но, пройдя чуть дальше, она увидела афишу аквапарка, в котором сегодня будет последнее представление, а Маша так хотела посмотреть его. Исходя из полученной новой информации, Маша передумала идти в кино, а решила пойти в аквапарк.

Из рассмотренного примера можем сделать такой вывод: управление всегда связано с выбором, а выбор возникает на основе полученной информации и уже имеющихся знаний.

Так как с развитием средств коммуникации практически каждый имеет доступ к огромному количеству информации, то важно уметь работать с данными.

Необходимо уметь определять свойства информации.

Управляющий объект должен иметь достаточную информацию об объекте управления, чтобы управлять. Это свойство называется достаточностью или полнотой информации.

Например, вам надо определить, сколько всего помидоров и огурцов лежит в корзине. Зная количество огурцов, но не зная количество помидоров, вы не сможете посчитать сколько всего овощей в корзине. Это неполная информация.

Для управления также имеет большое значение такое свойство, как точность или достоверность. Это степень близости информации к факту.

Например, информация о том, что собаки относятся к рыбам, является недостоверной.

Управляющий объект для достижения цели должен иметь полную и достоверную информацию.

Объекту управления получаемая информация должна быть понятна. Такое свойство информации называется доступностью.

Например, если вы, учась в 4 классе, придёте на урок математики в 11 класс, то как бы хорошо ни объяснял материал учитель, вы мало что поймёте.

Также информация должна поступать не позже, чем она может быть использована. Это свойство называется своевременностью.

Кому будет нужна информация о начале сеанса в кино в 17:00, если на часах уже 18:00.

Немаловажным свойством является устойчивость информации – способность мало изменяться с течением времени.

Например, летом вы ездите с бабушкой на поезде на дачу. Если расписание поезда будет очень часто меняться, то придётся узнавать его каждый раз, когда вы будете ездить на дачу.

От свойств полученной информации зависит и результат управления.

А теперь выполните самостоятельно задание. Сопоставьте информацию и её свойство.

что такое средства коммуникации примеры. Смотреть фото что такое средства коммуникации примеры. Смотреть картинку что такое средства коммуникации примеры. Картинка про что такое средства коммуникации примеры. Фото что такое средства коммуникации примеры

Проверим, правильно ли вы выполнили задание.

что такое средства коммуникации примеры. Смотреть фото что такое средства коммуникации примеры. Смотреть картинку что такое средства коммуникации примеры. Картинка про что такое средства коммуникации примеры. Фото что такое средства коммуникации примеры

Ну что же, а теперь повторим самое главное, что мы сегодня узнали.

Средства коммуникации – это средства общения, а именно передачи информации от одного объекта другому.

Современные средства коммуникации позволяют иметь доступ к огромному количеству информации.

Современные средства коммуникации помогают нам в принятии решений в целях управления и самоуправления.

Управление всегда связано с выбором, а выбор возникает на основе полученной информации и уже имеющихся знаний.

Современные средства коммуникации дают людям возможность обмениваться информацией, управлять другими людьми, а также дистанционно, то есть удалённо, на расстоянии управлять техническими средствами.

Свойства информации влияют на результат управления.

Вот и подошла к концу наша встреча. Но расстаёмся мы, я надеюсь, ненадолго. До свидания, ребята. До новых встреч.

Источник

Средства коммуникации

Нестеров А.К. Средства коммуникации // Энциклопедия Нестеровых

Понятие средств коммуникации

Если термин коммуникация в целом означает общение, обмен мыслями, знаниями, эмоциями, схемами поведения и иной информацией (коммуникация происходит от латинского communico – делаю общим, связываю, общаюсь), то средства коммуникации могут быть как вербальными, так и невербальными. Средства коммуникации позволяют осуществлять собственно процесс коммуникации.

что такое средства коммуникации примеры. Смотреть фото что такое средства коммуникации примеры. Смотреть картинку что такое средства коммуникации примеры. Картинка про что такое средства коммуникации примеры. Фото что такое средства коммуникации примеры

В рамках процесса коммуникации обмен мыслями, знаниями, эмоциями и прочей информацией не происходит непосредственного «обмена», а осуществляется взаимное обогащение двух и более участников коммуникации новыми идеями, мыслями, мировоззрением, знаниями и т.д. В рамках данной статьи понимается, что в процессе коммуникации осуществляется обмен информацией, которой обозначаются мысли, знания, эмоции, чувства, опыт, модели поведения и т.д.

Соответственно, средства коммуникации позволяют разделить с кем-либо свой опыт, знания, мысли, чувства, за счет того, что обеспечивают передачу информации.

Средства коммуникации – это все вербальные и невербальные способы передачи информации между двумя и более участниками коммуникационного процесса.

Вместе с тем, необходимо учитывать и тот факт, что процесс коммуникации не является непрерывным, а может быть разделен на отдельные коммуникационные акты, которые определяются логически по содержанию передаваемой информации. Следовательно, средства коммуникации должны обеспечивать возможность передавать как отдельные сообщения в рамках отдельных коммуникационных актов, так и непрерывный поток информации в рамках целостного процесса коммуникации.

Виды средств коммуникации

Выделяют два вида средств коммуникации:

Вербальные средства коммуникации – это основные для человека, так как они являются универсальными, обеспечивая всеобщий характер использования и возможность перевести в вербальную форму все иные информационные сообщения, которые могут быть переданы по средствам коммуникации.

К вербальным средствам коммуникации относятся устная речь и письменность.

Невербальные средства коммуникации являются производными от вербальных и часто служат целям универсализации и сокращения объема передаваемой информации без утраты содержания. Невербальные средства включают в себя две подгруппы:

В общем плане к невербальным средствам коммуникации относятся те, которые обеспечивают передачу изображений, знаков, символов.

При этом в современном мире вербальные и невербальные средства коммуникации часто взаимно объединяются, обеспечивая передачу информацию в вербальной и невербальной форме. В частности, телевидение, Интернет позволяют передавать речь, текст, звук, изображения, сигналы, знаки одновременно. При этом могут использоваться как первичные, так и вторичные языки невербальных средств коммуникации.

Вербальные средства коммуникации изучаются лингвистикой, а невербальные – паралингвистикой и отдельными разделами семиотики.

На данный момент наиболее детально разработаны, исследованы и изучены вербальные средства коммуникации, к которым применяется структурный исследовательский аппарат, который из лингвистики заимствуется в других общественных науках.

Основными единицами вербальных средств коммуникации являются знаки и составляющие их фигуры, т.е. слова и буквы (или их эквиваленты в ряде языков). Таким образом, изначально коммуникация организована таким образом, что благодаря использованию относительно небольшого количества фигур и бесконечно огромного числа построенных из них знаков может осуществляться передача значительных объемов информации. При этом знаки, т.е. отдельные слова, являются составными элементами более сложных знаков – фраз.

Сущность средств коммуникации

Средства коммуникации могут обеспечивать передачу различных типов информационных сообщений: высказывания, тексты, изображения, физические предметы, поступки, видеофильм, звуковое сообщение, сигналы, знаки.

В зависимости от типа передаваемого сообщения отличается сама сущность средств коммуникации:

Следует отметить, что знаки, сигналы, символы всегда образуют какую-либо систему или код, которые будут понятны только человеку, который знаком с этой системой. В этом кроется проблема универсализации знаков и сигналов.

Свойства средств коммуникации

В основном, свойства средств коммуникации определяются их природой и технологическими особенностями. В зависимости от этого можно указать на следующие свойства:

Вербальные средства коммуникации, включающие устную речь и письменность, имеют дихотомическую природу своих свойств – в рамках речевой коммуникации передача информации ограничивается силой голоса отправителя и слуха реципиента, тогда как печатные материалы обладают большей стойкостью, могут передаваться на дальние расстояния, а также способны храниться долгое время. Дихотомическую природу свойств вербальных средств коммуникации иллюстрируют две поговорки: «Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь» и «Написанное пером – не вырубишь и топором».

Невербальные средства коммуникации обладают в большей степени технологическими свойствами, которые определяют характер передачи информации. Для восприятия информации, передаваемой с помощью первичных языков, требуются базовые навыки и знания, чтобы понимать смысл передаваемых сообщений. Тогда как в случае вторичных языков требуется уже более продвинутый уровень восприятия и знаний. Передачу изображений, знаков, символов с помощью технических средств возможно осуществлять только при наличии у отправителя и реципиента информации технических устройств для передачи и приема соответствующих сообщений.

Ряд средств коммуникации, обладающих устойчивым восприятием в обществе, имеют свойства условного или традиционного восприятия, что накладывает дополнительные оттенки на передаваемую по ним информацию. Например, большинством людей считается, что информация, передаваемая с помощью мультипликации, не имеет серьезного значения, не является высокохудожественной. Хотя это не связано с природой мультипликации. Другой пример, телевидение и радио относят к средствам массовой коммуникации, хотя при соблюдении технических условий данные средства коммуникации могут быть использованы при групповой или межличностной коммуникации. Таким образом, средства коммуникации могут обладать свойствами, не обусловленными их природой, а являющихся следствием их функционирования в обществе, основного предназначения, для которого они были изначально созданы.

Базовым свойством средств коммуникации является функция дополнения и усиления человеческих возможностей общения и передачи информации, в первую очередь, зрения, голоса и слуха (причем в настоящее время активно ведутся разработки средств коммуникации, позволяющих обеспечить передачу тактильных ощущений и запахов). Это выражается в следующих свойствах средств коммуникации: громкоговорители усиливают негромкий голос, книги и накопители информации сокращают расстояние между участниками коммуникации, а также даже позволяют передать информацию через значительное количество лет.

Использование средств коммуникации

Средства коммуникации могут использоваться преднамеренно и непреднамеренно, а также прямо и опосредованно.

Следует также разделять первичное и вторичное использование средств коммуникации:

Языковые преобразования, в частности, означают создание письменности, производных языков (например, азбука Морзе, язык глухонемых), что делает коммуникацию возможной того, когда она затрудняется объективными обстоятельствами. Системы символов активно используются на флоте, в организации дорожного движения, технических сферах, что позволяет переводить вербальное сообщение не по отдельным знакам, как при письменности, а целиком по смыслу. В большинстве случаев это оправдано, когда нужно быстрое восприятие и понимание сообщения, а ожидаемый ответ простой «да» или «нет». В армии, на флоте, в дорожном движении длинные текстовые сообщения не только не нужны, но и вредны. Условия для осуществления коммуникаций включают транспортное сообщение (транспорт доставляет участников коммуникации друг к другу), телеграф, телефон, радио (сообщается и получается информация).

Использование средств коммуникации расширяет и сферу коммуникации, причем можно выделить два аспекта в данном контексте:

Таким образом, использование средств коммуникации позволяют устранить сдерживающие факторы основного процесса в жизнедеятельности человечества в целом – поиск, получение, передача и обмен информацией. Однако, увеличение объемов передаваемой информации снижает ценность содержащихся в сообщениях сведениях.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *