что такое средства художественной выразительности в изо
Статьи по теме
Выразительные средства в живописи или основы языка изображения
Язык изобразительного искусства является языком выразительной формы. Он имеет свои свойства наглядности и осязательности.
Главные изобразительные средства – это линия, пятно, цвет и тон.
Все элементы этого языка представляют собой средства выразительности.
Линия подсказывает нам характер и смысл изображения.
Самое главное в создании произведения искусства – это формирование верного замысла. То, как ярко будет выражена идея художника, зависит от его мастерства.
Основными выразительными средствами в изобразительном искусстве являются рисунок, композиция и колорит.
Язык изобразительного искусства должен знать не только мастер, но и зритель. Ведь для того, чтобы понять, проанализировать то или иное произведение искусства, необходимо иметь соответствующие знания.
Лукас Кранах Старший Мадонна с младенцем Эрмитаж
И. К. Айвазовский Христос, идущий по воде
К художественно – выразительным средствам живописи относятся цвет, мазок, линия, пятно, цветовой и световой контраст,колорит, форма, композиция, фактура.
Леонид Афремов Сирень
Цветовой и световой контраст в живописи, примером может служить резко выделяющие светлые и темные отношения пятен, участков картины.
Колорит — система цветовых тонов, их сочетаний и взаимоотношений в произведении искусства.
Фактура — поверхность красочного слоя произведения живописи: глянцевитая или матовая, слитная или прерывистая, гладкая или неровная.
Композиция – расположение всех предметов, элементов и частей произведения в определенной системе и последовательности для лучшего раскрытия художественного образа.
Здесь же мы рассмотрим форму и конструкцию (строение) предмета, увидим художественно-выразительные средства – тон, штрих, линия.
Форма предметов определяется очертаниями, контуром, силуэтом. В упрощенном виде – квадрат, треугольник, круг, прямоугольник. Каждый предмет в упрощенном виде похож на геометрическую фигуру. Например, мяч – круглую форму, телевизор – прямоугольник, карнавальная шапочка клоуна – треугольник.
Силуэт в изобразительном искусстве (графическая техника) – это вид графического изображения предмета. Это однотонное, плоскостное изображение предмета. Обычно силуэты рисуют тушью на светлом фоне, ил на черном фоне белилами, либо вырезают из темной или светлой бумаге фигуру, и приклеивают на лист другого тона.
Композиция в изобразительной графике – расположение всех предметов, элементов и частей произведения в определенной системе и последовательности для лучшего раскрытия художественного образа. Композицию представляют в круге, в квадрате, овале, в прямоугольнике.
Выразительные средства живописи, последовательность выполнения тематической композиции, художник, предварительно делает эскизы, этюды, рисунки, наброски, создает тем самым картину.
Презентация-урок по ИЗО «Средства художественной выразительности» 5 класс
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Что является целью любого искусства?
Описание слайда:
информацию,
наблюдения,
впечатления,
настроение
Описание слайда:
Что является основой (смыслом) любого произведения искусства?
Описание слайда:
Основой(смыслом) любого произведения искусства является создание художественного образа.
Описание слайда:
Описание слайда:
Изобразительное искусство- пространственное (пластическое ) искусство
в отличие от временного
(музыки, литературы)
Описание слайда:
Какие виды изобразительного искусства вам известны?
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Что же может быть нашей целью на уроке?
Описание слайда:
Создание художественного образа в творческой композиции
Описание слайда:
Описание слайда:
Создание художественного образа в творческой композиции
средствами художественной выразительности.
Описание слайда:
Описание слайда:
ЛИНИЯ
ШТРИХ
ЦВЕТ
ТОН
ОБЪЁМ
ФАКТУРА
Изобразительные средства
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Средства изобразительного искусства
Описание слайда:
Законы художественной композиции
Равновесие (симметрия \асимметрия)
Контраст \ нюанс
Динамика\ статика
Ритм (повторение \ чередование)
Описание слайда:
Правила
Выбор материала и инструментов
Описание слайда:
Правила художественной композиции
Можно использовать
Линейку для ДПИ, иногда графики
Фломастеры для ДПИ, иногда для графики
Нельзя использовать
Линейку для живописи
Фломастеры для живописи
Описание слайда:
Описание слайда:
Художественный образ отражается в теме(названии)
Описание слайда:
Взаимопроверка домашних композиций
Используются все средства-5
Используются частично-4
Не используются-3
Описание слайда:
Практическая работа
Теоретикам:
Отберите из предложенных творческих композиций те, в которых используются большинство из художественных средств.
Практикам:
Используя художественные средства выполните творческие композиции
Описание слайда:
— В чём смысл(основа) каждой творческой композиции?
Описание слайда:
— В чём смысл(основа) каждой творческой композиции?
Создание художественного образа средствами художественной выразительности.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Современные методы арт-терапии: базовые техники
Курс повышения квалификации
Изобразительное искусство как творческая составляющая развития обучающихся в системе образования в условиях реализации ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
Данный урок может использоваться при любой программе и любом учебнике по ИЗО,так как излагает главные понятия и знания о композиции художественного произведения, необходимые юному художнику в 5 классе.
Общая информация
Похожие материалы
Рабочая программа по ИЗО 4 класс
Презентация по ИЗО на тему «Человек на фотографии» (8 класс)
Презентация по ИЗО на тему «Украшение и реальность» (2 класс)
Мастер – класс по созданию открытки Из отходов оберточной бумаги магазина, а также из отходов оберточного гофрокартона (открытка на 8 Марта, День Птиц, Светлое Христово Воскресение) «И пусть щебечет звонко птаха в весеннем воздухе весны…»
Презентаия по архитектуре «Деревянная архитектура»
Презентация по ИЗО на тему «Дымковская игрушка» (5 класс)
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5357115 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Создана Ассоциация руководителей школ России и Беларуси
Время чтения: 1 минута
К 2024 году в каждой российской школе должен появиться спортивный клуб
Время чтения: 2 минуты
В Ленобласти педагоги призеров и победителей олимпиады получат денежные поощрения
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В России отцы охотнее дают деньги детям на карманные расходы, чем матери
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Создание живописной картины – сложная творческая работа. Процесс, часто длительный, требует от художника приложения всех его физических и духовных возможностей.
Точной инструкции по написанию картин не существует. Не поддается искусство регулированию. Мастер выражает индивидуальность, мироощущение, эмоции художественными средствами живописи. Каждое произведение – сочетание творческого подхода и особых приемов.
Окружающий мир красками
Красивейшие картины мира через века сохранили притягательную силу. Художники писали шедевры, используя характерные методы. К ним относят:
Живописец с помощью этих средств передает настроение, чувство радости или грусти, красоту окружающего мира.
Цвет и колорит
Свой цвет имеет любой живой и неживой объект. Цвет – в живописи главное выразительное средство. С его помощью творец создает художественное изображение, моделирует пространство, задает ритм, воздействует на зрителя.
Необходимый цвет получает на палитре, смешивая краски. Затем создает единственный для каждой картины колорит – гармоничное соотношение цветов, воплощая образную идею. В природе цвета делятся на 2 гаммы – холодную, спокойную и умиротворяющую, и теплую, активную и веселящую. Вместе они ведут себя контрастно, теплый цвет кажется ближе, а холодный отступает вглубь.
Мазок
Мазок – технический прием, «кирпичик» для построения целой работы. С его помощью автор на плоской поверхности «лепит» объемную фигуру. Это маленькая часть произведения, их последовательность определяет конечный результат.
Мазок формирует новые стили и оказывает влияние на живописцев. Транслирует их чувства и мысли. Умение применять технику мазка свидетельствует о мастерстве художника. Вид мазка наполняет смыслом изображение:
Пятно и линия
Линия и пятно – совокупность мазков, очерчивающих краской предмет на холсте. Пятно – силуэт объекта, выделяется от остальной плоскости по цвету. Художник подбирает для образа набор пятен, мягких или резких, скупых или живописных. Нужные ассоциации легко возникают у зрителя.
Световой и цветовой контраст
Контраст в живописи – разница в цвете, тональности, насыщенности. Сочетание противоположных параметров – пятен и линий, яркого и мрачного. Контраст может быть легкий или напряженный. Это зависит от цветов спектра. Теплые – цвета огня, холодные – неба и воды. Светлые и темные цветовые пятна помогают рассмотреть строение и форму предмета.
Фактура
Репродукции произведений живописи не оказывают должного впечатления, не передают в полной мере эмоции автора. В раскрытии образа оригинала фактура играет значимую роль. Поверхность красочного слоя усиливает психологическое воздействие. Матовая или глянцевая, гладкая или шероховатая, она вызывает определенные ассоциации, воспоминания.
Композиция
Композиция – расположение на картине элементов, точно показывающих замысел художника. Это искусство сочетать фигуры, пятна, усилить цвет, или ослабить, добавить свет, или приглушить. Продуманная композиция красноречиво выражает художественный образ.
Картина имеет главный объект. Вокруг него строится композиция. Каждая часть на своем месте, ни одна не лишняя или незаконченная.
Важная составляющая композиции – перспектива. Изображение глубины пространства усиливает эффективность восприятия картины. Перспективу различают как линейную и тональную (воздушную).
Композиция подчиняется законам:
Художник предварительно вынашивает идею. Пишет этюды, работает над композицией. Использует выразительные средства живописи и передает зрителю настроение, открывает свой внутренний мир.
Презентация по ИЗО на тему «Основные художественные средства выразительности» (8 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
ОСНОВНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
СТАТИЧНЫЙ ФОРМАТ ДИНАМИЧНЫЙ ФОРМАТ
СВЕТ ТЕНЬ БЛИК ПОЛУТЕНЬ СОБСТВЕННАЯ ПАДАЮЩАЯ ТЕНЬ РЕФЛЕКС
Основные характеристики цвета цветовой тон (оттенок цвета) светлота насыщенность
Цвета разделяют на : Хроматические- все цвета радуги Ахроматические- белый и черный
В. Г. Перов «Проводы покойника»
И. Е. Репин «Запорожцы»
И. Е. Репин «Иван Грозный и сын его Иван»
В. И. Суриков «Боярыня Морозова»
И. И. Шишкин «Лесные дали»
К. Ф. Юон «Утро индустриальной Москвы»
ЗАДАНИЕ: Выполните композицию с передачей общего настроения (одну на выбор): «Печаль» «Страх» «Радость» «Праздник» «Беспокойство».
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Современные методы арт-терапии: базовые техники
Курс повышения квалификации
Изобразительное искусство как творческая составляющая развития обучающихся в системе образования в условиях реализации ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
В изобразительном искусстве есть один закон – закон красоты, гармонии, который достигается созданием образа через форму. Главным выразительным средством в искусстве является композиция. Она присуща всем видам искусств. Композиция – это гармоничное расположение изображаемой какой-либо формы в формате листа.
Так же к основным средствам художественной выразительности относятся: линия, светотень, фон, цвет, перспектива.
Линия в рисунке — основное изобразительное средство, причем имеет значение не каждая линия отдельно, а их совокупность. Линия и задают настой в формате листа: подъём (вертикаль и диагональ вверх), падение (вертикаль и диагональ вниз), беспокойство (пунктир), покой (горизонтальная прямая), неуверенность (линия из точек), нервозность, жёсткость, гротесковость (ломанная, угловая линия), приближение (толстая линия). Пятно поддерживает линию в листе, организует плоскость листа.
Объемное изображение связано с передачей светотеней и перспективных сокращений. Светотень – свойство, характеризуемое распределением светлых и темных участков. Художник, изображая на рисунке соотношение света и тени, может лучше передать объем и особенности формы.
В понятие светотени входят: свет — наиболее освещенная часть предмета; блик — самое светлое пятно на освещенной части; тень — самая затемненная часть; полутень — место перехода от света к тени, падающая тень — тень от предмета на той поверхности, где он расположен; рефлекс — оттенки в теневой части предмета.
Фон. Рисунок может не заполнять всей плоскости листа, его окружает тот фон, который присущ данной бумаге. Но фон не всегда безразличен для рисунка. Он является одним из средств, помогающим придать рисунку выразительность.
Чаще всего рисунок наносится на белую бумагу, но может быть использована и цветная бумага спокойных тонов: серая, зеленоватая, желтоватая и т. п.
Для рисунка акварелью может быть взята только белая бумага, так как краска прозрачна. Для кроющих материалов (гуашь, пастель, сангина, мел) можно использовать цветной фон. Чаще всего он применяется при выполнении декоративных рисунков.
Фон создает дополнительные возможности, которые делают рисунок рельефным, выпуклым, выразительным. Благодаря фону можно получить большой эффект в создании определенного колорита: на темном фоне хорошо выделяются светлые цветы, ярко освещенные части предмета.
Цвет – является важным выразительным средством, передающим многообразие окружающего мира в его цветовом звучании. Основные характеристики цвета: цветовой тон (различные оттенки цвета), насыщенность (степень яркости цвета), светлота (отражающая способность цветовой поверхности), ахроматические цвета (белый, серый, чёрный), хроматические цвета (цвета спектра: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый), тёплая гамма (жёлтый, оранжевый, красный и их промежуточные состояния), холодная гамма (зелёный, синий, фиолетовый и их промежуточные состояния).
Художник использует цвет для передачи своего замысла. В картинах, где показано человеческое страдание, чаще всего используются цвета неяркие, приглушенные, более темные (например, в картинах В. Г. Перова «Тройка», «Проводы покойника»)
В картинах с радостным, оптимистическим настроением цвета подбираются яркие, сочные (например, к картине И. Е. Репина «Запорожцы»).
Красный цвет возбуждает у человека радостные чувства, но этот же цвет в другой его картине, «Иван Грозный и сын его Иван», создает у зрителя чувство страха перед пролитой кровью. Такое различное воздействие цвета объясняется тем, что цвет воспринимается и осознается человеком не сам по себе, а в связи с тем событием, которое изображено. Цвет используется художником и с целью вычленения главного. Например, в картине В. И. Сурикова «Боярыня Морозова» фигура боярыни выделяется черным пятном на белом снегу.
Правильно изобразить предмет помогает перспектива. Это вспомогательная наука, изучающая изменения формы и цвета предмета при изображении с определенной точки зрения.
Перспективное изображение включает два понятия: линейную перспективу и воздушную. Линейная перспектива — построение кажущихся изменений предмета в связи с его положением (фас, сбоку, три четверти поворота и т. п.) и уменьшение размеров с удалением предмета. Воздушная перспектива — изменение в связи с удалением четкости очертаний, видимости деталей, яркости цвета. Это хорошо можно понять по картине И. И. Шишкина «Лесные дали». Протяженность пространства хорошо передана К. Ф. Юоном в картине «Утро индустриальной Москвы».
ЗАДАНИЕ: Выполните композицию с передачей общего настроения: «Печаль», «Страх», «Радость», «Праздник», «Беспокойство»