что такое средства федерального бюджета
Что такое средства федерального бюджета
(см. текст в предыдущей редакции)
В целях настоящего Кодекса применяются следующие понятия и термины:
(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 278-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 278-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 278-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 278-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 08.05.2010 N 83-ФЗ, от 27.11.2017 N 345-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 18.07.2017 N 172-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 29.11.2014 N 383-ФЗ, от 01.10.2020 N 311-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Федеральным законом от 27.12.2019 N 479-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 27.12.2019 N 479-ФЗ)
(в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 479-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Федеральным законом от 27.12.2019 N 479-ФЗ)
(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 310-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Федеральным законом от 25.12.2018 N 494-ФЗ)
(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
С 01.01.2022 ст. 6 дополняется абз. 47 (ФЗ от 01.07.2021 N 244-ФЗ). См. будущую редакцию.
(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 104-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Ст. 6 (в ред. ФЗ от 01.07.2021 N 251-ФЗ) применяется к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы РФ начиная с бюджетов на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов (на 2022 год).
(в ред. Федерального закона от 01.07.2021 N 251-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 01.07.2021 N 251-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 479-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Федеральным законом от 02.08.2019 N 278-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 02.08.2019 N 278-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 27.12.2019 N 479-ФЗ)
Обучающий сервис
ЭТАП I
СОСТАВЛЕНИЕ ПРОЕКТА БЮДЖЕТА
Такой метод планирования бюджета называется «скользящая трехлетка»: утвержденные в текущем финансовом году законом о бюджете проектировки первого и второго года планового периода становятся основой для составления проекта закона о бюджете на очередной финансовый год и плановый период с добавлением к ним проектировок нового третьего года.
ЭТАП II
РАССМОТРЕНИЕ И УТВЕРЖДЕНИЕ БЮДЖЕТА
В первом чтении рассматривается проект закона о бюджете города Москвы и принимается решение о принятии проекта бюджета города, либо об отклонении.
Предметом рассмотрения проекта закона о бюджете города в первом чтении являются:
— общий объем доходов бюджета города;
— общий объем расходов бюджета города;
— дефицит бюджета города;
— источники формирования доходов бюджетов муниципальных образований на очередной финансовый год и плановый период;
— программа государственных внутренних и внешних заимствований города Москвы на очередной финансовый год и плановый период;
— программа государственных гарантий города Москвы на очередной финансовый год и плановый период.
В случае отклонения законопроект может быть передан в согласительную комиссию, сформированную из равного числа представителей Московской городской Думы и Правительства Москвы, либо направлен на доработку в Правительство Москвы.
Во втором чтении рассматриваются поправки к проекту бюджета, принятому в первом чтении, а именно:
— текстовые статьи проекта закона о бюджете города;
— перечень главных администраторов доходов бюджета города;
— перечень главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета города;
— распределение бюджетных ассигнований по целевым статьям, сформированным в соответствии с государственными программами города Москвы и непрограммными направлениями деятельности органов государственной власти города Москвы, и группам (группам и подгруппам) видов расходов классификации расходов бюджетов в пределах общего объема расходов бюджета города, утвержденного в первом чтении;
— ведомственную структуру расходов бюджета города по главным распорядителям бюджетных средств, целевым статьям, сформированным в соответствии с государственными программами города Москвы и непрограммными направлениями деятельности органов государственной власти города Москвы, и группам (группам и подгруппам) видов расходов классификации расходов бюджетов в пределах общего объема расходов бюджета города, утвержденного в первом чтении;
— распределение бюджетных ассигнований по государственным программам города Москвы и подпрограммам государственных программ города Москвы;
— объемы межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджетам муниципальных образований из бюджета города;
— источники финансирования дефицита бюджета города;
— нормативы отчислений от доходов бюджета города в бюджеты муниципальных образований;
— нормативы обеспечения расходных обязательств для определения минимальных расходов бюджетов муниципальных округов.
ЭТАП III
ИСПОЛНЕНИЕ БЮДЖЕТА
Все, что следует знать о бюджете страны
Что такое бюджет?
В понятии обывателя бюджет обычно ассоциируется с неким хранилищем денег, находящимся в распоряжении государства, правительство которого периодически берёт оттуда средства, чтобы потратить на пенсии, социальные программы вроде материнского капитала, перечислить зарплаты бюджетникам. По факту бюджет государства – это финансовый документ, включающий комплекс смет всех потребностей страны. Кроме того, в нём указаны все источники поступлений, из которых планируется получить средства. Бюджет консолидирует денежные потоки государства, содержит информацию о планах правительства в сфере экономической деятельности, и в целом задаёт параметры экономической политики, решает вопросы финансового регулирования в масштабах всей экономики государства.
Годовой бюджет страны является законодательным актом и проходит процедуру составления и его утверждения Государственной думой и Советом Федерации, прежде чем подписывается президентом и передаётся на исполнение правительству.
Мобилизация финансовых ресурсов обеспечивает органам власти выполнение возложенных на них функций, а экономическая важность бюджета заключается в формировании конечного спроса, напрямую оказывая влияние на такие экономические показатели, как:
Структура бюджета
В структуру входят две составляющие: доходная и расходная.
К доходной части относятся:
К расходной части относятся:
ВНИМАНИЕ! При сбалансированном бюджете соотношение доходов и расходов является равным.
Профицит и дефицит бюджета
При несбалансированности бюджета возникает его дефицит либо профицит.
Бюджетный дефицит возникает при превышении уровня расходов государства над размером привлечённых в казну финансовых поступлений. Профицит, напротив, предусматривает преобладание суммы доходов над расходной частью.
При бюджетном дефиците государство вынуждено применять меры, направленные на урезание бюджета, а именно, к секвестру — сокращению расходов. Жёсткость принятых мер определяется величиной дефицита.
Причинами дефицита могут послужить:
Чтобы государство могло выполнять перед своими гражданами и кредиторами обязательства, дефицит бюджета должен быть погашен — профинансирован средствами. Откуда их взять? Для устранения дефицита денежных средств государство занимает их у своих же граждан посредством выпуска облигаций государственного займа либо кредитуется у других стран или межгосударственных образований.
Ещё один способ ликвидировать дефицит государственного бюджета – провести эмиссию, то есть запустить денежный печатный станок страны, но это непопулярная мера, так как всегда негативно сказывается на уровне инфляции.
Система доходов госбюджета
Доходы служат финансовой базой для реализации основополагающих задач в сфере экономики, социальной и оборонной политики страны, состоящей из платежей физических и юридических лиц в пользу государства, а также иных неналоговых доходов, поступающих в распоряжение финансовых распорядителей.
Виды государственных доходов
Все поступающие в распоряжение государства средства можно подразделить на налоговые, неналоговые и безвозмездные перечисления.
Разделение налогов по уровню бюджетов
Все налоги подразделяются на федеральные, региональные и местные.
Хотя система налогообложения и имеет трёхуровневый характер, наиболее значимы именно федеральные налоги. К их числу относятся такие налоги, как:
Региональными являются налоги и сборы, обязательные к уплате на уровне субъектов государства. К этой категории относят:
На региональном уровне также устанавливаются налоговые льготы по отдельным видам налога.
Налоги и сборы местного уровня, а также льготы по этим налогам, устанавливаются и принимаются нормативными актами муниципалитетов. Правовое регулирование местных налогов и сборов органы местного самоуправления осуществляют в пределах определённых законодательством полномочий. К системе местных налогов относят:
Прямые и косвенные налоги
По способу изъятия налоговые платежи подразделяются на прямые и косвенные.
Прямые налоги собираются непосредственно, буквально «напрямую» с субъекта налогообложения. Это налог на прибыль, НДФЛ, налог на совокупный доход. Прямые налоги могут взиматься в бюджеты всех уровней в зависимости от географического расположения предприятия и его стратегической важности.
Доля косвенных налогов в системе бюджета России занимает ключевую роль и составляет более 70% от общего числа поступлений. Их значение заключается не только в доходности для государства, но и влиянии на ценообразование и общую структуру потребления.
К косвенным налоговым платежам относится, в первую очередь, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины и сборы, а также акцизы, которые взимаются с групп товаров с высокой доходностью (природные ресурсы, бензин, спирт и алкогольные напитки, табачные изделия).
Ключевое значение в этой группе налогов занимает именно НДС, приносящий почти половину поступлений в бюджет от всех косвенных налогов.
Система расходов Госбюджета
С помощью расходной части бюджета государство исполняет свои функции в сферах экономики, обороны и социальной политики, оказывая влияние на экономическое, социально-культурное развитие и состояние общества в целом.
Расходы и структура их распределения
Под расходами подразумеваются невозвратные платежи, распределение средств по которым происходит из бюджетов всех уровней в размерах и по направлениям, установленным в нормативно-правовых актах.
Из федерального бюджета финансируются расходы на:
К расходам, финансируемым совместно из бюджетов разных уровней, относят:
Ключевой принцип межбюджетного распределения расходов заключается в соответствии фактических полномочий законодательно закреплённым на их уровне власти.
Виды бюджетов
Бюджет — смета доходов и расходов определённых образований (государства, региона, органа местного самоуправления), рассчитываемая на заданный период, обычно на один год. Для каждого из них он имеет свои отличительные характеристики.
Бюджет государства
Бюджет государства является главным инструментом регулирования экономики и перераспределения национального дохода для реализации Правительством намеченного экономического курса и социальной политики. Принимаемый на законодательном уровне, он представляет собой основной финансовый план страны, обязательный для исполнения на всей её территории.
СПРАВКА! В экономически развитых странах через бюджет перераспределяется до 40% ВВП.
В бюджете аккумулируется часть денежных доходов организаций и граждан. За счёт бюджетных средств финансируются оборона, охрана общественного порядка и безопасность государства, экономика, здравоохранение, образование и культура.
Функции госбюджета
К основным функциям государственного бюджета относят перераспределение национального дохода, стимулирование экономики, обеспечение социальной политики, направленной на развитие здравоохранения, образовательных и научных программ, а также финансовую поддержку малоимущих групп населения.
Также средства бюджета страны и внебюджетных государственных фондов используются на общие нужды всей нации, которые невозможно удовлетворить за счёт бизнес-сферы. К ним относятся государственное управление, оборона и безопасность страны, экология.
Источники доходов бюджета
Основными источниками финансовых поступлений в казну государства являются:
Расходы госбюджета
К расходам государства относятся денежные средства, направленные на обеспечение задач и функций государства. По целям распределения расходы государства подразделяются на:
Разница между доходами и расходами страны составляет сальдо бюджета, которое может пребывать в трёх различных состояниях:
Существует понятие «интервал оптимальности» доли бюджета в показателе валового внутреннего продукта, без которого невозможно достичь экономического роста. При завышенной доле государственного бюджета в структуре ВВП экономика несёт излишнее бремя налоговой нагрузки, происходит её стагнация. Следовательно, чем меньше доля бюджета в валовом внутреннем продукте, тем выше темпы экономического роста.
ВАЖНО! Но и тут есть свои исключения. Если доля государственного бюджета в разрезе ВВП будет минимизирована, это не позволит государству эффективно выполнять свои функции, что также окажет отрицательное влияние на развитие экономического сектора.
Источники финансирования бюджетного дефицита
В структуре государственного бюджетного дефицита источники финансирования подразделяются на внутренние и внешние.
К первой группе относится эмиссия ценных бумаг (облигации федерального займа для населения), предоставление денежных ссуд бюджетами других уровней.
Вторая группа подразумевает реализацию ценных бумаг на мировом финансовом рынке, получение банковских кредитов или займов международных наднациональных финансовых корпораций, а также межгосударственное кредитование.
Требования к бюджету
К бюджету государства применяется ряд обязательных требований:
Уровни бюджетной системы
Бюджетной системой предусмотрено подразделение бюджета на три уровня:
Доходы и расходы бюджетов всех уровней
Формирование доходов бюджетов происходит в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством страны. В основу бюджетных расходов всех уровней заложены единые принципы и нормативы минимальной обеспеченности бюджета для реализации госуслуг, установленных исполнительными органами власти. Рассмотрим подробнее.
Формирование доходов бюджетов
Формирование происходит за счёт налоговых и неналоговых видов доходов. В актив бюджета нового финансового года зачисляется также неосвоенный остаток денежных средств, образовавшийся по итогам завершённого бюджетного года.
Налоговые доходы включают в себя все предусмотренные налоговым законодательством федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также штрафы и пени.
ВНИМАНИЕ! Оценки экономической эффективности показывают, что налоговые доходы региональных бюджетов должны составлять не менее половины консолидированных доходов государственного бюджета.
Неналоговыми видами дохода являются средства, поступившие в казну в результате:
Осуществление бюджетных расходов
Расходы бюджетов классифицируются по признакам их экономического содержания на текущие и капитальные.
Из текущих расходов происходит обеспечение бесперебойного функционирования системы органов власти всех уровней, бюджетных организаций и учреждений, оказывается господдержка отдельным отраслям экономики или субъектам в целом в форме дотационных выплат или субсидий.
Инструментами реализации инвестиционного направления государственной деятельности являются капитальные расходы. К ним относят статьи расходов, которые предусматривают:
Распределение средств бюджетов разных уровней
Бюджетная система страны предусматривает формирование расходных статей бюджетов в соответствии с обязательствами, обусловленными действующим законодательством, и разграничением вменённых полномочий органов вертикали власти, являющихся распорядителями бюджетов соответствующих уровней.
При подготовке и формировании бюджета на новый финансовый год акцентируется внимание на основных направлениях бюджетной и налоговой политики государства. В концепции общей финансовой и социально-экономической линий развития страны, субъекта, муниципалитета их разрабатывают и определяют законодательные органы власти.
Расходование городского бюджета
Порядок расходования средств городского бюджета определяется в соответствии с компетенцией органов местного самоуправления. Вопросы, отнесённые к задачам власти на местах, определены ФЗ № 131-ФЗ. Так, основное расходование привлечённых в городской бюджет средств заложено в статьях на образование, социальные программы, ЖКХ, дорожное хозяйство и благоустройство, культуру, проведение массовых развлекательных и спортивных мероприятий, строительство стратегических объектов социальной инфраструктуры (школы и детские дошкольные учреждения, досуговые центры).
Распоряжение городским бюджетом
Муниципалитет самостоятельно с учётом имеющихся полномочий занимается формированием, утверждением и реализацией бюджета, а также осуществляет контроль за соблюдением его исполнения.
Для этого составленный проект решения городского бюджета выносится на публичные слушания на общественное обсуждение с целью дальнейшего учёта мнений населения муниципального образования. После обсуждения указанный бюджетный проект представляется главой муниципального образования на рассмотрение и последующее утверждение Совету депутатов, который вправе утвердить его как без замечаний, так и с учётом своих поправок. После утверждения бюджет вступает в законную силу.
Подводя итог, отметим, что бюджет страны — многоступенчатый отлаженный механизм бюджетной системы страны, подразумевающий безукоснительное исполнение бюджетного закона как по горизонтали власти, так и по её вертикали. Важным моментом является процесс реализации утверждённого бюджета, для эффективности исполнения которого необходимо обеспечивать его прозрачность и строгую подотчётность. В нашей стране, ввиду особенностей географического положения — огромной территории, и сложившейся поколениями коррупционной ментальности, этот принцип бюджетного процесса реализован слабо.
Финансы. Бюджет
ФИНАНСЫ. БЮДЖЕТ
В Бюджетном кодексе РФ закреплены меры, направленные на дальнейшее стимулирование деофшоризации в Российской Федерации
Федеральный закон от 29.11.2021 N 384-ФЗ
В качестве дополнительных ограничений на предоставление юридическим лицам с иностранным участием государственной поддержки в форме субсидий и бюджетных инвестиций сокращена возможность прямого или косвенного (через третьих лиц) офшорного владения в уставном капитале таких юридических лиц с 50% до 25%.
При определении доли, принадлежащей зарегистрированным в офшорах владельцам, не будут учитываться обращающиеся на организованных торгах акции.
Скорректированы нормативы зачисления в бюджеты доходов от налоговых поступлений, в том числе от уплаты акцизов.
Уточнены положения, касающиеся формирования и использования средств Фонда национального благосостояния.
Установлен принцип участия граждан в бюджетном процессе с целью разработки и реализации государственных (муниципальных) программ с учетом мнения граждан.
Также, в частности, приостанавливается действие отдельных положений и закрепляются особенности исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на 2022 год.
Законом предусматриваются также и иные дополнения и уточнения.
До 1 января 2025 года продлено приостановление действия Закона о базовой стоимости необходимого социального набора
Федеральный закон от 29.11.2021 N 386-ФЗ
Базовая стоимость применяется для определения долговой стоимости одного долгового рубля, на основании которой предусматривается восстановление сбережений граждан, помещенных на вклады в Сберегательный банк Российской Федерации до 20 июня 1991 года.
Действие Федерального закона «О базовой стоимости необходимого социального набора» приостановлено с 2003 года в связи с отсутствием источников финансового обеспечения и федеральных законов, предусматривающих перевод гарантированных сбережений граждан в целевые долговые обязательства Российской Федерации.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2022 года.
С 1 января 2022 года вводятся в действие Правила казначейского сопровождения, осуществляемого Федеральным казначейством, а также Правила расширенного казначейского сопровождения
Постановление Правительства РФ от 24.11.2021 N 2024
Правила казначейского сопровождения, осуществляемого Федеральным казначейством, применяются:
Расширенное казначейское сопровождение осуществляется в отношении:
— расчетов по государственным контрактам, начальная (максимальная) цена которых составляет 1 млрд рублей и более, договорам (соглашениям), заключаемым на сумму 1 млрд рублей и более, источником финансового обеспечения которых являются средства федерального бюджета, а также расчетов по контрактам (договорам), заключаемым в целях исполнения указанных государственных контрактов, договоров (соглашений) на сумму более 600 тыс. рублей, предметом которых является строительство (реконструкция, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение) объектов капитального строительства или приобретение объектов недвижимого имущества;
— расчетов по государственным контрактам, заключаемым в целях обеспечения федеральных нужд с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальная (максимальная) цена которых составляет 1 млрд рублей и более, а также расчетов по контрактам (договорам), заключаемым в целях исполнения указанных государственных контрактов на сумму более 600 тыс. рублей;
— расчетов по государственным (муниципальным) контрактам, договорам (соглашениям), контрактам (договорам), источником финансового обеспечения исполнения которых являются средства, предоставляемые из бюджета субъекта РФ (местного бюджета), в случае, если размер цены (суммы) определен законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ (решением о местном бюджете);
— иных средств, определенных правовым актом Правительства РФ.
На 2022 год продлен порядок осуществления компенсационных выплат по вкладам в Сберегательном банке за счет средств федерального бюджета
Постановление Правительства РФ от 25.11.2021 N 2042
Речь идет об осуществлении компенсационных выплат гражданам РФ по вкладам в Сберегательном банке Российской Федерации по состоянию на 20 июня 1991 года, являющимся гарантированными сбережениями в соответствии с Федеральным законом «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации».
Установлены порядок и условия предоставления субсидий субъектам РФ на реализацию мероприятий по добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом
Постановление Правительства РФ от 26.11.2021 N 2053
Определены цели предоставления субсидий, критерии отбора субъектов Российской Федерации для предоставления субсидии, порядок оценки эффективности использования субсидии, а также порядок осуществления контроля за соблюдением субъектами Российской Федерации условий предоставления субсидий.
Обновлены правила предоставления субсидий на создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации
Постановление Правительства РФ от 26.11.2021 N 2063
Субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств субъектов РФ, возникающих при реализации мероприятий, направленных на создание новых субъектов малого предпринимательства в агропромышленном комплексе, развитие сельскохозяйственной кооперации и обеспечение деятельности центров компетенций в сфере сельскохозяйственной кооперации и поддержки фермеров путем предоставления средств из бюджетов субъектов РФ.
Постановление вступает в силу с 1 января 2022 г.
Утверждены Правила предоставления субсидии на поддержку развития цирковой деятельности
Постановление Правительства РФ от 27.11.2021 N 2064
Правила устанавливают цели, условия и порядок предоставления субсидии федеральному казенному предприятию «Российская государственная цирковая компания» в целях финансового обеспечения расходов, связанных с основной деятельностью, включая затраты:
на организацию подготовки и проката произведений циркового и иных жанров искусства, на организацию обменов артистическими группами и исполнителями с зарубежными творческими коллективами;
на организацию и проведение фестивалей, творческих смотров, конкурсов, выставок, семинаров и конференций, иных культурно-развлекательных зрелищных мероприятий и т.д.
Правила привлечения остатков средств на единый счет федерального бюджета распространены на средства на казначейских счетах участников казначейского сопровождения
Постановление Правительства РФ от 27.11.2021 N 2065
Изменения вносятся в Правила привлечения Федеральным казначейством остатков средств на единый счет федерального бюджета и возврата привлеченных средств, утвержденные постановлением Правительства РФ от 30 марта 2020 г. N 368.
Постановление вступает в силу с 1 января 2022 г.
Скорректирован порядок предоставления субсидий в целях осуществления функций по управлению инновационными научно-технологическими центрами
Постановление Правительства РФ от 27.11.2021 N 2069
Вносимыми изменениями, в частности, расширен перечень расходов, финансируемых за счет средств субсидии, уточнены условия возмещения затрат, требования к заключаемому соглашению о предоставлении субсидии, порядок расчета размера предоставляемой субсидии и порядок контроля за использованием средств.
На 2021 год установлены нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание пунктов пропуска через государственную границу РФ
Постановление Правительства РФ от 27.11.2021 N 2072
Одновременно определены правила для расчета размера бюджетных ассигнований федерального бюджета на капитальный ремонт, ремонт и содержание пунктов пропуска в соответствии с их классификацией и специализацией.
Уточнены правила предоставления субсидий на реализацию программ государственной национальной политики
Постановление Правительства РФ от 29.11.2021 N 2095
Изменения внесены в правила предоставления субсидии:
Общероссийской общественно-государственной организации «Ассамблея народов России» (утверждены постановлением Правительства РФ от 9 декабря 2020 г. N 2063);
Всероссийскому казачьему обществу (утверждены постановлением Правительства РФ от 26 января 2021 г. N 47);
на поддержку федеральных национально-культурных автономий и иных НКО, осуществляющих деятельность в сфере реализации государственной национальной политики РФ (утверждены постановлением Правительства РФ от 26 января 2021 г. N 48).
Скорректированы требования к расходованию средств субсидии на разработку, испытание и внедрение инновационной продукции реабилитационной направленности с участием инвалидов
Постановление Правительства РФ от 30.11.2021 N 2134
В соглашении о предоставлении субсидии теперь дополнительно должен предусматриваться план мероприятий по получению результата предоставления субсидии, содержащий контрольные события, отражающие факт завершения соответствующего мероприятия.
Утверждены Правила предоставления субсидий на реализацию мероприятий индивидуальных программ социально-экономического развития субъектов РФ
Постановление Правительства РФ от 30.11.2021 N 2135
Правила устанавливают порядок и условия софинансирования расходных обязательств субъектов РФ, возникающих при реализации мероприятий индивидуальных программ социально-экономического развития Республики Калмыкия, Республики Марий Эл, Чувашской Республики, Алтайского края, Курганской области и Псковской области.
Субсидия предоставляется при условии, в частности:
наличия правового акта субъекта РФ, утверждающего перечень мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляются субсидии;
наличия в бюджете субъекта РФ бюджетных ассигнований на исполнение соответствующего расходного обязательства, софинансирование которого осуществляется из федерального бюджета, в размере, необходимом для его исполнения.
Постановление вступает в силу с 1 января 2024 г.
Скорректирован перечень главных администраторов доходов бюджета ПФР
Постановление Правительства РФ от 30.11.2021 N 2140
В частности, перечень дополнен новыми кодами видами (подвидами) доходов в виде передаваемых межбюджетных трансфертов в бюджет ПФР, в связи с наделением его дополнительными полномочиями по предоставлению отдельных мер социальной поддержки граждан.
Утверждены правила предоставления в 2021 году иных межбюджетных трансфертов субъектам РФ на возмещение производителям, осуществляющим разведение и (или) содержание молочного крупного рогатого скота, части затрат на приобретение кормов
Постановление Правительства РФ от 30.11.2021 N 2142
Критерием отбора субъектов РФ для предоставления иного межбюджетного трансферта является наличие в субъекте РФ производителей, осуществляющих разведение и (или) содержание молочного крупного рогатого скота, на основании данных уполномоченного органа.
Эффективность предоставления иных межбюджетных трансфертов оценивается в соответствии с утвержденной формулой на основании численности поголовья молочных коров в отчетном финансовом году в сельскохозяйственных организациях, КФХ и у индивидуальных предпринимателей.
Приказ Минфина России от 11.11.2021 N 493
Бюджетное законодательство содержит ряд запретов и ограничений для субъектов РФ, являющихся получателями дотаций (ст. 130 БК РФ).
В этих целях Минфин России ежегодно утверждает перечень субъектов РФ, не являющихся получателями дотаций федерального бюджета, а также, в частности, перечни дотационных субъектов РФ (с учетом доли дотаций от объема собственных доходов консолидированного бюджета).
Приказ вступает в силу с 1 января 2022 года.
Казначейством представлен обзор выявленных в 1 полугодии 2021 года нарушений бюджетного законодательства
«Обзор недостатков и нарушений, выявленных Федеральным казначейством в ходе осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере в субъектах Российской Федерации в 1 полугодии 2021 года»
Сообщается о недостатках и нарушениях, в частности:
при доведении бюджетных данных при организации исполнения бюджета субъекта РФ по расходам в части средств, предоставленных из федерального бюджета;
при предоставлении и использовании межбюджетных трансфертов, предоставленных из федерального бюджета бюджету субъекта РФ;
при формировании отчетности о реализации государственных программ Российской Федерации;
при ведении учета и формировании бюджетной (бухгалтерской) отчетности.
Утверждены новые и уточнены действующие коды бюджетной классификации
Приказ Минфина России от 17.11.2021 N 182н
Корректировки в классификацию доходов бюджетов связаны с изменениями в налоговом и бюджетном законодательстве.
В частности, расширен перечень подакцизных товаров и установлены нормативы зачисления в бюджеты субъектов РФ соответствующих доходов, а также отменен норматив зачисления в бюджеты субъектов доходов от акцизов на средние дистилляты.
Установлены новые КБК в отношении невыясненных поступлений, по которым не осуществлен возврат (уточнение), подлежащих отражению по коду классификации доходов бюджетов, предусмотренному для учета прочих неналоговых доходов.
Кроме того, в частности, приказом предусмотрены новые коды классификации источников финансирования дефицитов бюджетов в целях учета операций по предоставлению и возврату бюджетных кредитов, предоставленных бюджетам субъектов РФ.
В настоящее время данный документ находится на регистрации в Минюсте России. Следует учитывать, что при регистрации текст документа может быть изменен.