что такое спортивное воспитание
Спортивное воспитание
Содержание
Спортивное воспитание [ править | править код ]
С.Ю. Баринов Московский государственный университет международных отношений, Россия
В качестве важной задачи спортивной работы с детьми и молодежью наряду с физическим воспитанием общепринято рассматривать также спортивное воспитание.
При характеристике задач этой педагогической деятельности все чаще в качестве основной указывается задача формирования спортивной культуры личности.
Эффективная реализация такого подхода к спортивному воспитанию требует решения комплекса сложных педагогических задач. Для этого в первую очередь необходима разработка теоретической концепции спортивной культуры.
В данной статье излагаются основные результаты, полученные за последние годы в ходе разработки данной теории.
Понятие спортивного воспитания [ править | править код ]
Под спортивным воспитанием, как об этом свидетельствует само его название, следует понимать воспитание, связанное со спортом.
Воспитание [ править | править код ]
В научной литературе обосновано положение о том, что педагогическая деятельность как сознательное целенаправленное воздействие на личность может иметь своей целью формирование и совершенствование у индивида:
На основе этого можно выделить соответствующие взаимосвязанные элементы педагогической деятельности:
В данной системе понятий (на основе указанного использования терминов «образование», «воспитание» и «обучение») образование понимается как педагогическая деятельность по формированию (коррекции) знаний, которые могут выступать в различных формах, в том числе как ощущения, восприятия, представления, понятия, суждения, мнения, гипотезы, концепции, теории и т.д. Система знаний определяет информационную культуру личности и характеризует ее информационную готовность к деятельности. Образование призвано решить две главные задачи: обеспечить высокий теоретический уровень культуры личности и сформировать систему (а не разрозненную совокупность) знаний.
Обучение выступает как педагогическая деятельность по формированию (коррекции) системы умений, навыков, способов, методов действия, т.е. операциональной (методологической) культуры личности, которая характеризует ее операциональную готовность к деятельности, а также ее реальное поведение, различные формы деятельности, образ жизни (поведенческий блок этой культуры).
Спорт [ править | править код ]
При всех разногласиях в понимании спорта большинство исследователей к числу наиболее существенных признаков спорта относят соревнование. Спортивное соревнование в отличие от других разновидностей соревновательной деятельности проходит не в обычных жизненных ситуациях, а в особых, искусственно созданных, условных ситуациях, которые предусматривают равные условия для соперников, соблюдение определенных правил, в том числе правил-запретов, разработку других мер, призванных обезопасить здоровье и достоинство личности участников соревнования, обеспечить возможность унифицированного сравнения, объективной оценки их качеств и способностей, наличие людей (судей), способных осуществить такую оценку.
В большинстве научных публикаций принято различать понятие «спорт» в узком и широком смыслах.
Понятие спорт в широком смысле охватывает весь комплекс явлений, который возникает и функционирует на базе спортивных соревнований: подготовка для успешного выступления в этих соревнованиях; специальные социальные институты (спортивные союзы, клубы, школы и т.д.) и движения (спортивное движение, олимпийское движение и т.п.), занимающиеся пропагандой спортивного соперничества, его организацией и подготовкой к нему; социальные отношения, а также нормы поведения, традиции и т.п., которые складываются в ходе спортивных соревнований, подготовки к ним и деятельности соответствующих институтов.
Спортивное воспитание [ править | править код ]
Эти два истолкования спортивного воспитания различаются по своим целевым установкам. Вместе с тем они тесно связаны между собой, дополняют друг друга и в определенной степени даже пересекаются друг с другом.
Для более краткой характеристики целей и задач этой педагогической деятельности вводится понятие «спортивная культура личности».
Спортивное воспитание
Содержание
Спортивное воспитание [ править | править код ]
С.Ю. Баринов Московский государственный университет международных отношений, Россия
В качестве важной задачи спортивной работы с детьми и молодежью наряду с физическим воспитанием общепринято рассматривать также спортивное воспитание.
При характеристике задач этой педагогической деятельности все чаще в качестве основной указывается задача формирования спортивной культуры личности.
Эффективная реализация такого подхода к спортивному воспитанию требует решения комплекса сложных педагогических задач. Для этого в первую очередь необходима разработка теоретической концепции спортивной культуры.
В данной статье излагаются основные результаты, полученные за последние годы в ходе разработки данной теории.
Понятие спортивного воспитания [ править | править код ]
Под спортивным воспитанием, как об этом свидетельствует само его название, следует понимать воспитание, связанное со спортом.
Воспитание [ править | править код ]
В научной литературе обосновано положение о том, что педагогическая деятельность как сознательное целенаправленное воздействие на личность может иметь своей целью формирование и совершенствование у индивида:
На основе этого можно выделить соответствующие взаимосвязанные элементы педагогической деятельности:
В данной системе понятий (на основе указанного использования терминов «образование», «воспитание» и «обучение») образование понимается как педагогическая деятельность по формированию (коррекции) знаний, которые могут выступать в различных формах, в том числе как ощущения, восприятия, представления, понятия, суждения, мнения, гипотезы, концепции, теории и т.д. Система знаний определяет информационную культуру личности и характеризует ее информационную готовность к деятельности. Образование призвано решить две главные задачи: обеспечить высокий теоретический уровень культуры личности и сформировать систему (а не разрозненную совокупность) знаний.
Обучение выступает как педагогическая деятельность по формированию (коррекции) системы умений, навыков, способов, методов действия, т.е. операциональной (методологической) культуры личности, которая характеризует ее операциональную готовность к деятельности, а также ее реальное поведение, различные формы деятельности, образ жизни (поведенческий блок этой культуры).
Спорт [ править | править код ]
При всех разногласиях в понимании спорта большинство исследователей к числу наиболее существенных признаков спорта относят соревнование. Спортивное соревнование в отличие от других разновидностей соревновательной деятельности проходит не в обычных жизненных ситуациях, а в особых, искусственно созданных, условных ситуациях, которые предусматривают равные условия для соперников, соблюдение определенных правил, в том числе правил-запретов, разработку других мер, призванных обезопасить здоровье и достоинство личности участников соревнования, обеспечить возможность унифицированного сравнения, объективной оценки их качеств и способностей, наличие людей (судей), способных осуществить такую оценку.
В большинстве научных публикаций принято различать понятие «спорт» в узком и широком смыслах.
Понятие спорт в широком смысле охватывает весь комплекс явлений, который возникает и функционирует на базе спортивных соревнований: подготовка для успешного выступления в этих соревнованиях; специальные социальные институты (спортивные союзы, клубы, школы и т.д.) и движения (спортивное движение, олимпийское движение и т.п.), занимающиеся пропагандой спортивного соперничества, его организацией и подготовкой к нему; социальные отношения, а также нормы поведения, традиции и т.п., которые складываются в ходе спортивных соревнований, подготовки к ним и деятельности соответствующих институтов.
Спортивное воспитание [ править | править код ]
Эти два истолкования спортивного воспитания различаются по своим целевым установкам. Вместе с тем они тесно связаны между собой, дополняют друг друга и в определенной степени даже пересекаются друг с другом.
Для более краткой характеристики целей и задач этой педагогической деятельности вводится понятие «спортивная культура личности».
Понятие спортивного воспитания
Понятие спортивного воспитания основывается на следующих обоснованных выше основных положениях.
1. Спортивное воспитание – определенная педагогическая деятельность, под которой понимается сознательно организуемый механизм передачи и усвоения социального опыта, предполагающий активное участие самого воспитуемого, создание соответствующих условий (воспитательной среды), использование педагогических средств (информирование, убеждение, пример и т. д.), посредством которых стараются приобщить индивида к миру ценностей культуры, содействовать формированию у него желаемых социальных качеств (знаний, умений интересов, ценностных ориентаций, норм поведения и т. д.).
2. Для обозначения этой педагогической деятельности может использоваться термин «воспитание», также как его синонимы – «образование» и «обучение». В данном случае этим терминам придается широкое значение.
3. Спортивное воспитание предусматривает два основных направления педагогической деятельности:
• воспитание спортивной культуры личности;
• воспитание посредством занятий спортом.
4. В соответствии с изложенным выше, спортивное воспитание предусматривает следующие основные направления и задачи педагогической деятельности (табл. 1).
Основные направления и задачи педагогической деятельности в структуре спортивного воспитания
5. Предметом спортивного воспитания (в широком значении) являются различные личностные качества, способности и аспекты жизнедеятельности индивида:
• знания;
• мотивы, интересы, потребности, установки, ценностные ориентации, эмоции и другие аналогичные образования;
• умения, навыки, проявляемые в реальной деятельности, поведении, образе жизни.
Чтобы не смешивать эти направления педагогической деятельности, для их обозначения вводятся соответствующие термины. Для этой цели могут быть использованы термины «воспитание», «образование» и «обучение», понимаемые в узком значении:
• «спортивное воспитание» (в узком смысле) – педагогическая деятельность, целью которой является приобщение индивида в специально организуемых условиях педагогической среды к миру ценностей (идеалов, образцов поведения и т. д.) спортивной деятельности, формирование у него соответствующих мотивов, интересов, установок, ценностных ориентаций и т. д., т. е. связанной с этой деятельностью мотивационной культуры личности;
• «спортивное образование» (в узком смысле) – педагогическая деятельность, целью которой является приобщение индивида в специально организуемых условиях педагогической среды к миру знаний о спорте, формирование системы такого рода знаний, информационной готовности участвовать в занятиях спортом;
• «спортивное обучение» (в узком смысле) – педагогическая деятельность, ориентированная на формирование (совершенствование) у индивида умений, навыков, операциональной готовности участия в занятиях спортом, а вместе с тем соответствующего реального поведения, реальной спортивной активности для достижения тех или иных личностных целей (поведенческой культуры данной активности).
Спортивное образование, воспитание и обучение (в таком их понимании) – взаимосвязанные, но вместе с тем относительно самостоятельные, элементы единой системы педагогической деятельности, ориентированной на формирование спортивной культуры личности и воспитание посредством спорта. Для обозначения этой педагогической деятельности в целом сохраняется термин «спортивное воспитание», понимаемый в широком смысле.
Если термины «спортивное воспитание», «спортивное образование» и «спортивное обучение» ниже будут использоваться в узком значении, это станет оговариваться отдельно.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Спортивное воспитание
Содержание
Спортивное воспитание [ править | править код ]
С.Ю. Баринов Московский государственный университет международных отношений, Россия
В качестве важной задачи спортивной работы с детьми и молодежью наряду с физическим воспитанием общепринято рассматривать также спортивное воспитание.
При характеристике задач этой педагогической деятельности все чаще в качестве основной указывается задача формирования спортивной культуры личности.
Эффективная реализация такого подхода к спортивному воспитанию требует решения комплекса сложных педагогических задач. Для этого в первую очередь необходима разработка теоретической концепции спортивной культуры.
В данной статье излагаются основные результаты, полученные за последние годы в ходе разработки данной теории.
Понятие спортивного воспитания [ править | править код ]
Под спортивным воспитанием, как об этом свидетельствует само его название, следует понимать воспитание, связанное со спортом.
Воспитание [ править | править код ]
В научной литературе обосновано положение о том, что педагогическая деятельность как сознательное целенаправленное воздействие на личность может иметь своей целью формирование и совершенствование у индивида:
На основе этого можно выделить соответствующие взаимосвязанные элементы педагогической деятельности:
В данной системе понятий (на основе указанного использования терминов «образование», «воспитание» и «обучение») образование понимается как педагогическая деятельность по формированию (коррекции) знаний, которые могут выступать в различных формах, в том числе как ощущения, восприятия, представления, понятия, суждения, мнения, гипотезы, концепции, теории и т.д. Система знаний определяет информационную культуру личности и характеризует ее информационную готовность к деятельности. Образование призвано решить две главные задачи: обеспечить высокий теоретический уровень культуры личности и сформировать систему (а не разрозненную совокупность) знаний.
Обучение выступает как педагогическая деятельность по формированию (коррекции) системы умений, навыков, способов, методов действия, т.е. операциональной (методологической) культуры личности, которая характеризует ее операциональную готовность к деятельности, а также ее реальное поведение, различные формы деятельности, образ жизни (поведенческий блок этой культуры).
Спорт [ править | править код ]
При всех разногласиях в понимании спорта большинство исследователей к числу наиболее существенных признаков спорта относят соревнование. Спортивное соревнование в отличие от других разновидностей соревновательной деятельности проходит не в обычных жизненных ситуациях, а в особых, искусственно созданных, условных ситуациях, которые предусматривают равные условия для соперников, соблюдение определенных правил, в том числе правил-запретов, разработку других мер, призванных обезопасить здоровье и достоинство личности участников соревнования, обеспечить возможность унифицированного сравнения, объективной оценки их качеств и способностей, наличие людей (судей), способных осуществить такую оценку.
В большинстве научных публикаций принято различать понятие «спорт» в узком и широком смыслах.
Понятие спорт в широком смысле охватывает весь комплекс явлений, который возникает и функционирует на базе спортивных соревнований: подготовка для успешного выступления в этих соревнованиях; специальные социальные институты (спортивные союзы, клубы, школы и т.д.) и движения (спортивное движение, олимпийское движение и т.п.), занимающиеся пропагандой спортивного соперничества, его организацией и подготовкой к нему; социальные отношения, а также нормы поведения, традиции и т.п., которые складываются в ходе спортивных соревнований, подготовки к ним и деятельности соответствующих институтов.
Спортивное воспитание [ править | править код ]
Эти два истолкования спортивного воспитания различаются по своим целевым установкам. Вместе с тем они тесно связаны между собой, дополняют друг друга и в определенной степени даже пересекаются друг с другом.
Для более краткой характеристики целей и задач этой педагогической деятельности вводится понятие «спортивная культура личности».
Воспитание детей спортом
Коллективное начало человека создается с детства. Поговорим о его формировании при занятиях спортом. Сразу подчеркну, что речь идет только о любительском уровне занятий, не даются оценки спортсменов-профессионалов, для которых спорт — это работа, за которую платят деньги. Как пел Владимир Высоцкий о профессиональных атлетах: «Им-то что, ведь денежки идут, ух, какие страшные деньжищи».
Средний сын впервые взял в руки ракетку в 5-летнем возрасте. С перерывами занимается теннисом до нынешних 13-ти. В принципе, практически любая детская спортивная секция (кроме шахматной) дает неплохую нагрузку на формирующийся организм ребенка. Есть отличия в характере этой нагрузки. Аэробная или силовая. Или сочетающая аэробные и силовые упражнения и игры. Но, по-любому, здОрово.
Спорт и физкультура — дело важное для взрослых, а еще более важное для детей, их всестороннего развития. Известная истина, что ребенок, регулярно занимающийся физкультурой и спортом, здоровее физически и интеллектуально. Меньше болеет, лучше развит и имеет больший опыт общения со сверстниками. Голова свежее, мысли и эмоции здрАвее.
Все виды занятий физкультурой и спортом, секционные и индивидуальные, тренируют и воспитывают нужные человеку качеств. Это: сила, выносливость, ловкость, точность, воля, целеустремленность и другие. Но в отличие от оздоровительных пробежек, лыжных прогулок, накачивания мышц и прочего, секционные занятия спортом дополнительно воспитывают два важных человеческих качества. Присутствие или отсутствие коих бросается в глаза в первую очередь:
Честолюбие. Стремление быть лучшим в своем направлении, завоевать первое или призовое место на соревнованиях и в жизни, попасть на верхние ступеньки индивидуальных и командных рейтингов. Быть лидером. Без этого никак, ведь цель-то у любых соревнований и чемпионатов — определить победителей.
Коллективизм. Умение подчинить себя интересам команды. Всего себя. Предпочтение интересов группы, коллектива личным интересам. Отодвигание личного в пользу коллективного.
Есть у детских спортивных занятий такой результат помимо получаемого здоровья, тренированности, завоевываемых титулов-медалей. Для любого родителя важно, как формируются, в кого вырастает его ребенок. Какие человеческие качества он приобретает. По этой части можно разделить спорт на три категории:
Коллективные виды спорта. Например, популярные ныне футбол, хоккей, гандбол, баскетбол и другие игровые виды. В которых невозможно стать чемпионом лично. В гордом одиночестве, так сказать. Только вместе, только командой, никак иначе.
Индивидуальные виды спорта с присутствием командного духа. Когда, благодаря существованию команды на уровне секции и в соревнованиях, воспитывается этот самый командный дух. Например, различные виды борьбы.
Индивидуальные виды спорта в чистом виде. Честолюбие без командного начала и всякого учета интересов партнеров (которых обычно и не бывает). Теннис, гольф, например, по большому счету. За исключением нечастых командных соревнований типа Кубка Дэвиса и игр в парах, у теннисистов все — проявление индивидуального блеска, искр и мастерства.
Считаю наиболее подходящей для гармоничного взросления ребенка, формирования полноценного человека 1-ю и 2-ю из перечисленных категорий. Ребенок с первых лет тренируется и воспитывается волевым, физически развитым и устремленным к победе. Но что важно! К победе вместе с партнерами и друзьями. Проколы, которые допускает игрок или член команды всегда на виду у партнеров. Ошибки иногда прощаются, а за некоторые можно и «темную» получить. За те, которые нарушают писанные и неписанные правила поведения в коллективе.
А как воспитывается взаимовыручка и взаимопомощь! В трудное для команды и для конкретного члена команды время помочь должен и готов каждый. А кто не готов — не удерживается в коллективе и уходит сам или выживается командой. То есть, в видах 1-й и 2-й категории сама обстановка, как правило, воспитывает вашего сына и дочку человеком комфортным и нужным команде. Соответственно, и вне спорта в обычной жизни — человеком, востребованным и нужным окружающим его людям. Следовательно, уверен, человеком более счастливым.
Отдаю себе отчет, не все родители так считают. Приходится видеть мам и пап, готовых сделать все, чтобы сынок или доченька выиграли любой ценой. Порой дорого «фирменно» и вызывающе экипирующих ребенка. Победить как угодно, даже путем откровенного обмана соперника. Вот-вот, здесь-то и формируется будущий циник, для которого люди — расходный материал. Считающий людей ступеньками, по которым нужно твердо, уверенно шагать, поднимаясь к цели. Если и говорящий красивые слова, то обычно не от чистого сердца.
НАСТАВНИК. В формировании ребенка важнейшее значение имеет воздействие авторитетного взрослого человека, под влиянием которого он растет и развивается. Этот человек, эти люди — его родители, учителя. В детском спорте такой человек — тренер. Человек, под личным влиянием которого растут ребята. Жизненные установки и ценности которого передаются воспитанникам. При всем индивидуализме, культивируемом в неколлективных видах спорта, тренер способен вырастить не только классных спортсменов, но и прекрасных по своим человеческим качествам людей. И напротив, при коллективизме игровых видов, нерадивый, непорядочный тренер способен через годы тренировок “выдать на гора” группу конченных эгоистов, всегда думающих только о себе и идущих к желаемому по головам.
Приятель, мастер спорта по самбо, приводил пример двух борцовских секций 70-х годов (вид спорта 2-й категории по приведенной классификации). Одна секция Заводского района Минска — прекрасные душевные ребята. Воспитанники по-человечески хорошего тренера. Дружат и встречаются до сих пор, проводят турниры памяти своего наставника. И вторая секция — тренер, мягко говоря, не лучший представитель человеческого общества. И, соответственно, такие же воспитанники, ребята, которых он растил в своей секции с первых шагов. Спортивные результаты, как бы и были, но по-человечески, извините… «Результат — любой ценой». И выросли из пацанов взрослые клоны своего учителя.
ТЕННИС. На детских соревнованиях в теннисе есть одно правило. Непопадание в корт, аут, фиксирует тот игрок, на чьей стороне опустился мяч. Логично, судей ведь не наберешься на ежедневно проводимые многочисленные игры.
Но отсутствие независимых судей приводит к многочисленным ошибкам и инсинуациям со стороны юных игроков. Выиграть уж очень хочется. А когда хочется, то можно, как говорится. Иногда родители прямо советуют: «На все мячи, которые падают близко к линии, говори «аут».
Рассказывал очевидец, что на республиканских соревнованиях мой сын играл с таким будущим «чемпионом». Практически каждый мяч, ложившийся в площадке недалеко от линии, трактовался им как аут. На удивление соперника и возмущенные возгласы немногочисленных зрителей не обращалось внимание. Когда после проигрыша маме мальчика был задан вопрос: «Зачем так обманывать, вы же сами видели?» Она, хитро прищурившись, ответила: «Я ничего не знаю, ничего такого не заметила». Дома возвратившемуся после поражения спортсмену, я сказал: «Петро, прекрасно, ты получил хорошую тренировку невозмутимости. Скажи своему сопернику спасибо».
Еженедельно по субботам Петр с мальчишками из параллельных 7-х классов (уже 8-х, с наступающего сентября) собираются в школе и играют в футбол по 3-4 часа. Пока силы есть. И играет он, надо сказать, неплохо. Мне уже трудно переиграть сына на поляне. Недавно разговорились, что было бы неплохо им, футболистам-любителям, почаще в школе собираться. Да вот нет компании. Я: «Мы в школьном и университетском возрасте гоняли мяч на поляне ежедневно по несколько часов». Он: «Вот здорово, мне бы так!» А вот младший Антон к футболу равнодушен. Зато нравится ему просто бегать в кроссовках по лесу. ЧуднО, разные спортивные предпочтения у сыновей одного отца.
Так уж получилось, что занимается Петр теннисом. Пошел по пути мамы, которая в юности также тренировалась и играла в автозаводской теннисной секции. В те времена теннис был не элитным и не дорогом видом спорта. Я бы, конечно, отдал парня в футбол или другой игровой вид спорта. Но вслед за этим пришлось бы самому регулярно возить на тренировки, чего в силу естественной загруженности, не мог себе позволить. Так что махнул рукой, пусть занимается. Все одно гораздо лучше, чем дома сидеть.
Для компенсации присутствующего в теннисе нарциссизма, да и для нормального взросления парня использовал и использую свой метод. Периодически повторяю ему: «Тренируйся, воспитывай невозмутимость и спокойствие при любом развороте событий на тренировках и в матчах». Также: “Радоваться победе может каждый, дело это нехитрое, естественное. А вот сохранить ровное настроение, проигрывая по ходу игры и проиграв ее, — здесь нужно иметь недюжинные внутренние качества, уметь управлять собой. Тем более, нельзя позволять себе некорректное поведение на корте по отношению к сопернику. Не зависеть от его, иногда вызывающего, поведения”. В некоторой степени помогают параллельные тренировки Петра в секции кун-фу. Борьба, восточные единоборства кроме роста параметров физического здоровья воспитывают и ряд позитивных личных качеств, как то коллективизм, ровное и спокойное отношение к окружающему миру. Антон, ровно на полтора года младший Петра, также ходит в другую секцию восточных единоборств. Оба пацана оценили — полезное и занятное дело.
На днях Петр участвовал в республиканских соревнованиях возрастной категории до 16 лет. Несмотря на свой достаточно юный возраст, уже имеет неплохой рейтинг «до 16-ти». Играл с парнем постарше и погабаритнее. При счете «в нашу пользу» соперник начал беззастенчиво «накалывать», называя все близкие к линии мячи аутами. Пытался получить двойной эффект — прибавить себе незаработанное очко и выбить из колеи противоположную сторону. Что, учитывая существенную разницу в возрасте, начинало давать эффект. Первый сет за нами — 6:3. В ходе второго сета, когда один из зрителей сделал замечание: “Дима, не было аута, это же видно всем”, последовал ответ: «А вы все кто такие? Сидите и не мешайте, не ваше дело». И так до конца — жульничанье, крики, матерные выражения(!), бросание ракетки на корт. Матч не без труда был выигран (6:3, 5:7, 10:6 на тайм-брейке третьего сета). Проиграв, парень подбросил свою ракетку высоко вверх в сторону не видевшего это соперника, и она с грохотом упала в одном-двух метрах от него. Дома я дал традиционную оценку событиям: «Петр, хорошо что матч сложился так. Вот для тебя очередная нужная тренировка и жизненный опыт удержания сложной ситуации. Главная награда, главная медаль — победа над собой, своими слабостями и эмоциями. В жизни очень пригодится».
Сегодня вижу, теннис — нужное, хорошее дело. Если учитывать тонкости этого индивидуального вида спорта. Результат — физуха на уровне, воля — в норме. Есть хорошие друзья, с которыми приходится по-взрослому сражаться на соревнованиях. Которые остаются друзьями за пределами корта, независимо от результата поединка между собой. Тренер, Сергей Павлович, — душевный, всесторонне развитый молодой мужчина. воспитывающий в своих воспитанниках кроме спортивных хорошие человеческие качества. Еще недавно Сергей Павлович сам достойно выступал в теннисных соревнованиях и… был чемпионом республики по тайскому боксу! Такие вот разносторонние спортивные интересы у человека. И вообще, нет хороших и плохих видов спорта, бывает непонимание особенностей того или иного из них. И отсутствие Наставника. Тренера и педагога в одном лице.
Дети в играх обучаются будущей взрослой жизни. Решают задачки, выпутываются из игрушечных конфликтов, развиваются. Победы и поражения в песочнице и в детском кругу помогают ребенку стать самостоятельным взрослым человеком. Перефразируя Олега Митяева, скажу, что спорт — это маленькая жизнь. Правильное разрешение конфликтов на тренировках и соревнованиях, спортивная дружба и благородство делают из ребенка крепкого устойчивого человека, способного пройти через серьезные испытания взрослой жизни. Подтверждение тому — детство моего поколения (многочисленные секции + улично-дворовый футбол и хоккей) и опыт друзей и ровесников, отдавших своих детей в спорт и не стоявших в сторонке от тренировок-соревнований ребят.
ВЫВОД. Вернее, два.
Приводя ребенка в спортивную секцию, стОит присмотреться к личности тренера. Как он относится к детям, к людям. Что ценит и уважает. Какие жизненные установки имеет. Ведь его ценности будут передаваться пацанам и девчонкам.
Имеет смысл отдавать детей в виды спорта 1-й и 2-й категории. Если, конечно, вы хотите вырастить их достойными, комфортными для окружающих людей, востребованными в их взрослой жизни. Если же вы хотите вырастить их просто здоровыми и физически развитыми, отдавайте в любой вид спорта. Но нужно иметь в виду, что, занимаясь в секциях индивидуальных видов спорта, ваш ребенок будет нуждаться в дополнительной опеке со стороны тренера и других взрослых. Ее суть — воспитание конструктивных социальных качеств будущего взрослого человека. Тех, что сделают его нужным своему окружению, родным, близким, друзьям, коллегам и просто незнакомым людям. Потому что коллективизм — важное профессиональное и не только профессиональное качество. Как говорят в народе, не имей сто рублей, а имей сто друзей. А ведь можно и то, и другое.