что такое спонсорская помощь
Спонсорская помощь физическому лицу или бюджетному учреждению
В силу каких признаков между активностями указанных типов определяется разница? Какие критерии важны с точки зрения налогообложения? Почему многим бизнесменам заниматься спонсорством выгодно? Каких принципов в исчислении сборов со спонсоров и получателей помощи придерживается ФНС?
Кто такой спонсор?
Человек, который помогает денежными средствами в рамках спонсирования, обычно рассчитывает на последующую окупаемость вложений.
К примеру, допустим, что оказана спонсорская помощь школе.
Сотрудники этого учебного заведения, оказывается, обязаны после этого разместить данные о субъекте, который помог, в доступных каналах СМИ, буклетах, рассказать о нем на публичных мероприятиях.
Предмет спонсорской помощи
Какого рода помощь, с точки зрения российского законодательства, может признаваться спонсорской? В пункте 9 статьи 3-й ФЗ «О рекламе» говорится, что это может быть предоставление денежных средств с целью проведения мероприятия спортивного характера, культурного или в иных сферах, создания продукта для трансляции по ТВ, радио либо иного предмета творчества.
Отличия спонсорской рекламы от обычной
Как мы уже сказали выше, спонсорская помощь предполагает последующий ответный жест со стороны спонсируемого объекта в виде содействия размещению информации о том, кто помог, в СМИ и иных каналах. Подобного рода действия классифицируются законом как «спонсорская реклама». Вместе с тем она, согласно ряду подзаконных правовых актов, отличается от традиционной, как таковой коммерческой.
Во-первых, согласно одному из писем ФАС, реклама не может считаться спонсорской, если она предполагает публикацию информации о бренде, товарном знаке без привязки к финансируемому мероприятию или проекту.
Во-вторых, если человек, который помог денежными средствами, контролирует кампанию по продвижению своего имени в СМИ, то он, согласно позиции ФАС, использует все же канал коммерческой рекламы. Критерии здесь могут быть разные. Например, факт принадлежности газеты, где печатается объявление о спонсоре, ему же.
Таким образом, сообщение вида «Покупайте товары ОАО «Свежий ананас» в рамках брендированной торговой сети в центральных районах нашего города» носит характер коммерческой рекламы. В свою очередь, фраза «Благодарим компанию ОАО «Свежий ананас», представленную торговой сетью в центральной части нашего города за помощь в организации спортивного слета учащихся 9-11 классов средних школ» вполне может классифицироваться как типично спонсорская реклама. Разница вполне ощущается.
Документальное сопровождение спонсорства
Спонсорская помощь, как правило, имеет официальные процедуры оформления. Взаимоотношения между объектом предоставления помощи и финансирующим субъектом попадают под нормы, изложенные в 39-й главе Гражданского Кодекса. То есть, здесь речь идет об оказании услуг, имеющих признак возмездности. Составляется договор спонсорской помощи. Образец его может содержать следующие пункты.
1. Определяется предмет: спонсор финансирует мероприятия (создание творческого продукта), а получатель помощи обязуется разместить посредством доступных механизмов информацию о том, кто помог.
2. Указываются условия договора:
Налогообложение спонсорства
Он получает компенсацию за свои услуги со стороны спонсора, то есть рекламодателя. И потому обязан уплачивать за оказываемые услуги НДС. В ряде случаев можно производить взаимозачет НДС, начисленного на спонсорскую помощь, и аналогичного налога на расходы, связанные, к примеру, со взаимодействием с подрядчиками в ходе рекламной кампании. Это что касается аспектов, связанных с объектом перечисления помощи.
Как обстоят дела с налогами у той стороны, которая оказывает поддержку? Самое примечательное, что оказание спонсорской помощи можно причислить к расходам организации.
То есть денежные суммы, перечисляемые объекту поддержки (или стоимостный эквивалент для имущества) допустимо использовать для уменьшения налоговой базы в случае, если, скажем, организация-спонсор работает по УСН.
Правда, это будет легитимно только в том случае, если будет доказано целевое использование денежных средств. Как следует из некоторых Писем Минфина, ФНС признает следующие статьи расходов для уменьшения налоговой базы:
На правах рекламы?
Спонсорская помощь, как мы уже определили, возмездна. Она подразумевает содействие со стороны объекта ее оказания размещению рекламной информации о том, кто помог. Есть здесь один нюанс. Публикация соответствующих материалов в СМИ и иных каналах, доступных объекту спонсирования, должна сопровождаться прямым указанием того, что информация публикуется на правах рекламы.
Этого требует тот же ФЗ №38. Если же этого сделано не будет, то спонсор не сможет отразить в своей налоговой документации соответствующие расходы. И в то же время обязательства по уплате НДС для получателя помощи сохранятся. Получается, если забыть о том, что информация распространяется на правах рекламы, проиграют обе стороны.
Безвозмездное спонсорство и благотворительность
Будут ли считаться спонсорскими те активности, которые не подразумевают возмездности в виде рекламного продвижения? Закон №38 содержит нормы, которые позволяют это допускать. Главное, чтобы предметом финансовой поддержки были именно те виды мероприятий, а также создание конкретно тех продуктов, что перечислены в 9-м пункте 3-й главы указанного ФЗ.
Между тем такой статус оказания помощи, как благотворительность, может не устраивать некоторых спонсоров. Дело в том, что такого рода поддержка, согласно общепринятым трактовкам закона, не направлена на последующее извлечение дохода.
Субъект оказания помощи передает денежные средства и имущество, не предполагая последующей окупаемости такого рода «инвестиций», в отличие от возмездного формата взаимодействия с получателем поддержки. В свою очередь, благотворительная помощь не облагается НДС. Это может быть плюсом для субъектов ее оказания. Но по каким критериям ФНС спонсорская помощь физическому лицу или бюджетной организации однозначно квалифицируется как благотворительность?
Благотворительность с точки зрения ФНС
Поэтому очень важно, чтобы статус поддержки, оказываемой спонсором, был гарантированно представлен как благотворительность. Иначе помощь будет трактована ФНС как предпринимательская деятельность, и придется платить законный НДС. В ряде случаев ФНС недостаточно того факта, что объектом оказания помощи является не политическая партия и не коммерческая структура. Могут потребоваться дополнительные доказательства того, что сделка не подразумевает бизнес-интереса со стороны спонсора.
Эксперты рекомендуют использовать следующие механизмы доказательства того факта, что помощь благотворительная. Они применимы, если осуществляется спонсорская помощь школе, НКО и иным некоммерческим организациям. Первый механизм подразумевает, что взаимоотношения объекта и субъекта оказания помощи начались за некоторое время до фактических расчетов между ними. В этом случае может помочь документ, в котором отражается просьба о спонсорской помощи на безвозмездной основе. Как правило, это составленное определенным образом письмо. Если оказывается спонсорская помощь бюджетному учреждению, то от лица его руководителя.
Договор безвозмездной помощи
В документе, о котором идет речь, налоговики настоятельно рекомендуют отражать следующие моменты:
Но даже в этом случае не помешает документально оформить взаимоотношения между сторонами договора (в виде акта, накладной и т.д.). К слову, любого вида спонсорская помощь в адрес физлиц в обязательном порядке облагается НДФЛ. Те граждане, которые получают помощь, с которой вовремя не был исчислен соответствующий сбор самим субъектом поддержки (выступающим в качестве налогового агента), должны сами уплатить необходимую сумму в казну.
Стоит также отметить, что налоговый учет спонсорской помощи безвозмездного типа не предполагает начисления НДС, если поддержка оказывается в денежной форме. В этом случае речь не идет о реализации товаров или оказании услуг. Передача денежных средств в наличной или безналичной форме, разумеется, должна соответствовать требованиям соответствующих видов законодательства.
В случае если спонсорским договором предусмотрено, что спонсируемый обязан распространять информацию (рекламу) о спонсоре или его продукции, то такая помощь признается возмездной спонсорской помощью, а расходы на оказание такой помощи представляют собой расходы на рекламу для спонсора.
3.1. НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ
Следует обратить внимание, что ныне действующий Закон о рекламе не говорит прямо о том, что спонсорский вклад является платой за рекламу, в связи с чем, у налогоплательщика существует риск того, что такой вклад не будет отнесен к расходам в целях налогообложения прибыли. Поэтому, в заключаемом договоре целесообразно не делать акцент на формулировках, позволяющих квалифицировать его как спонсорский, а лучше сделать договор на оказание чисто рекламных услуг.
Налогоплательщик при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль вправе учесть затраты, связанные с оказанием спонсорской помощи на условиях распространения рекламы о нем, при условии, что эти расходы будут являться экономически обоснованными, документально подтвержденными и направленными на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ).
Согласно п.п. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ расходы на рекламу приобретенных и реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.
При этом, в соответствии с п. 4 ст. 264 НК РФ расходы на рекламу делятся на две категории: нормируемые и ненормируемые.
В полном объеме при налогообложении прибыли могут быть учтены следующие расходы (ненормируемые расходы):
— на рекламные мероприятия через СМИ (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети;
— на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;
— на участие в выставках, ярмарках, экспозициях,
— оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов,
— изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания, и (или) о самой организации,
— на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.
3.2. НДС
Как и в случае оказания спонсором безвозмездной спонсорской помощи, возмездная спонсорская помощь в виде передачи товаров (работ, услуг) признается объектом налогообложения по НДС согласно ст. 146 НК РФ.
Однако у данного вида спонсорской помощи есть некоторые особенности, связанные с возможностью применения спонсором вычета по НДС.
Поскольку возмездная спонсорская помощь оказывается спонсором в обмен на оказание ему спонсируемым услуг рекламного характера, такой договор с гражданско-правовой точки зрения следует квалифицировать как договор возмездного оказания рекламных услуг.
В соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения по НДС является реализация товаров, работ и услуг на территории РФ. Под реализацией услуг при этом Налоговый кодекс РФ понимает возмездное оказание услуг одним лицом другом лицу.
Таким образом, у спонсируемого возникает объект налогообложения по НДС, т.е. он обязан начислить налог на стоимость оказываемых рекламных услуг и предъявить его к оплате спонсору. Следовательно, денежные средства спонсора, направленные на оказание спонсорской помощи должны включать в себя и НДС.
НДС, уплаченный при приобретении услуг и выполнении работ по размещению рекламы, спонсор может принять к вычету при выполнении требований, установленных ст. ст. 171 и 172 НК РФ.
В частности, в соответствии с п.2 ст.171 Налогового кодекса РФ вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, при условии использования этих товаров (работ, услуг) при осуществлении операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость. Кроме того, для осуществления права на вычет у спонсора должен быть счет-фактура, выставленный спонсируемым в течение 5 дней с момента оказания услуг (то есть, с момента подписания акта об оказанных услугах). Также, сумма НДС должна быть выделена отдельной строкой в платежных документах, подтверждающих перечисление спонсором денежной помощи.
В случае, если спонсорский договор будет содержать общий перечень оказываемых спонсору рекламных услуг без выделения сумм НДС по ним, спонсору будет очень сложно доказать правомерность применения вычета по НДС.
Кроме того, согласно п. 7 ст. 171 НК РФ спонсор вправе произвести вычет по НДС лишь по нормируемым видам рекламных расходов и только в доле, соответствующей норме 1% от выручки за соответствующий налоговый период.
Сумма НДС, пропорциональная величине сверхнормативных рекламных расходов, не может быть принята к вычету, а также учтена в расходах по налогу на прибыль (п. 1 ст. 170 НК РФ).
Юридическое лицо, применяющее УСН с объектом налогообложения «доходы минус расходы» заключило спонсорский договор со спортивной городской школой, согласно которому во время спортивных соревнований данная школа будет распространять рекламу о спонсоре в виде ношения спортивной формы в логотипом товарного знака спонсора и надписи на одежде с указанием в словесном выражении имени спонсора.
В соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 346.16 НК РФ, налогоплательщик, применяющий УСН, в данном случае уменьшает полученные доходы на расходы, связанные с рекламой своего товарного знака. При этом согласно п. 2 ст. 346.16. такие расходы учитываются в порядке, предусмотренном для учета расходов для налога на прибыль в ст. 264 НК РФ.
Данное правило означает, что затраты спонсора на размещение своего логотипа на форме спортсменов будут учитываться при расчете налога не полностью, а лишь в строго ограниченном размере, не превышающем 1 процент выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ.
Спонсору необходимо учитывать, что распространяемые спонсируемым лицом сведения о нем должны позволить определить действительного спонсора мероприятия, в противном случае он не сможет сформировать рекламные расходы. В связи с этим, спонсору в данном случае необходимо иметь грамотно составленный договор, чтобы его расходы на рекламу в дальнейшем были признанным налоговыми.
Б) НДС
Как и в примере 2, организация не будет подпадать под уплату НДС на основании п. 2 ст. 346.11 НК РФ, как лицо, применяющее упрощенную систему налогообложения.
ПРИМЕР 8.
Общество с ограниченной ответственностью, находящееся на общей системе налогообложения выступило спонсором конкурса-выставки рисунков одаренных детей, перечислив на счет организатора выставки денежные средства. Организатором является некоммерческая организация, которая, в свою очередь предоставила право спонсору открыть от своего имени выставку, а также участвовать в церемонии поздравления победителей, представивших лучшие рисунки.
Налогоплательщики при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль вправе учесть затраты, связанные с оказанием спонсорской помощи на условиях распространения рекламы, при условии, что эти расходы экономически обоснованны, документально подтверждены и направлены на получение дохода.
В рассматриваемом примере затраты спонсора на проведение конкурса-выставки являются его расходами на рекламу, поскольку имя спонсора широко афишировалось во время церемонии открытия выставки и поздравления победителей.
В соответствии с п.п. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ расходы на рекламу приобретенных и реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, относятся к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией.
При этом, согласно абз.4 п. 4 ст. 264 НК РФ при налогообложении прибыли могут быть учтены в полном размере расходы на участие в выставках, содержащих информацию о рекламируемых товарах, работах и услугах, выполняемых и оказываемых организацией, и (или) о самой организации. То есть, данные расходы спонсора являются ненормируемыми и учитываются при уменьшении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль в полном объеме.
2) НДС
Согласно п.п. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ реализация товаров (работ, услуг) является объектом обложения НДС.
В нашем примере в адрес спонсируемого передаются денежные средства, что не подпадает под перечень операций, облагаемых НДС согласно ст. 146 НК РФ, поскольку объекта налогообложения в данном случае не возникает (см. ранее описанные примеры № 1,4).
Права на вычет по НДС в данном случае у спонсора также не возникнет, поскольку данные рекламные расходы являются ненормируемыми (согласно п. 7 ст. 171 НК РФ, если в соответствии с гл. 25 НК РФ расходы принимаются для целей налогообложения прибыли по нормативам, то суммы налога по таким расходам подлежат вычету в размере, соответствующем размеру норматива, следовательно, если расходы ненормируемые, то права на вычет не возникает).
Основной вывод, который может сделать для себя налогоплательщик из вышеприведенных примеров, при возникновении спорной ситуации в квалификации тех или иных расходов в целях исчисления налога на прибыль и НДС состоит в грамотной аргументации цели заключения договора (но не цели, в соответствии с которой будет использоваться передаваемое имущество, что не имеет значения для налоговых органов), а также правильном документальном оформлении договорных отношений.
1) Договор оказания благотворительной помощи (или пожертвования) – должен иметь направленность на одну из целей, установленных в п. 1 ст. 2 Закона №135-ФЗ, иначе это будет считаться обычным дарением, а не благотворительной помощью.
В случае, если передается имущество, благотворитель вправе указать в договоре назначение использования имущества благополучателем.
Кроме того, обязательным является указание на то, что одна сторона предоставляет что-либо другой стороне без получения от нее платы или иного встречного предоставления.
Такой договор должен быть в обязательном порядке составлен в письменной форме, если:
— жертвователем является юридическое лицо, и стоимость дара превышает 5 МРОТ;
— предметом пожертвования является объект недвижимости (для такого договора обязательна государственная регистрация);
— договор содержит обещание дарения в будущем.
Передачу имущества и денежных средств также необходимо обязательно документально подтвердить. Если благотворительная помощь оказывается путем передачи денежных средств, то, оформляется, либо приходный кассовый ордер и квитанция к нему (наличные расчеты), либо платежные поручения и соответствующие банковские выписки (безналичный расчет).
Имущество передается по акту приемки-передачи, либо накладной. Кроме того, необходимо правильно оформить счет-фактуру. Согласно п. 5 ст. 168 НК РФ при реализации товаров, операции по реализации которых не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), расчетные документы, а также документы первичного учета и счета-фактуры выставляются без выделения соответствующих сумм налога. При этом на указанных документах делается соответствующая надпись и ставится штамп «Без налога (НДС)».
Что касается налогообложения расходов, возникающих при оказании благотворительной помощи, то к расходам в целях исчисления налога на прибыль данные расходы не относятся, а от обложения НДС благотворитель освобождается.
2) Договор оказания безвозмездной спонсорской помощи— по своей правовой конструкции, как и договор на оказание благотворительной помощи, должен соответствовать договору дарения. В обязательном порядке в договоре должна быть указана его цель – на проведение какого-либо мероприятия, создание или трансляцию какой-либо передачи и т.д. При этом из договора должно быть ясно, что целью спонсора не является реклама своей продукции, имени или марки.
Налоговые последствия данного договора: отсутствие расходной части прибыли, и наличие обязанности по уплате НДС в бюджет на общих основаниях.
3) Договор оказания возмездной спонсорской помощи заключается в целях распространения рекламы о спонсоре, что обязательно должно быть отражено в его условиях. По правовой конструкции данный договор представляет собой договор на оказание услуг рекламного характера (гл. 39 ГК РФ). В обязательства спонсора должно входить финансирование мероприятия или оказание иного вида поддержки, а в обязательства спонсируемого – распространение в ходе мероприятия или передачи информации о спонсоре путем размещения логотипа, упоминания имени спонсора, предоставления ему права выступления на данном мероприятии и т.п.
К данному договору, помимо документов, подтверждающих передачу имущества или денег, должны в обязательном порядке прилагаться акт приемки-передачи оказанных рекламных услуг, счет-фактура с выделенной суммой НДС, а также текст рекламного объявления, экземпляр печатного издания и иные подобные носители, подтверждающие факт рекламы спонсора.
Данный договор не обязательно должен быть составлен в форме единого документа. Он может быть заключен в форме обмена письмами между спонсором и спонсируемым с обязательным указанием цели оказания помощи.
Расходы на рекламу по такому договору признаются в качестве расходов в целях налогообложения прибыли. НДС при общей системе налогообложения уплачивается спонсором на общих основаниях.
Как видим, каждая из вышеприведенных форм оказания помощи имеет свои плюсы и минусы с точки зрения налогообложения налогом на доходы (прибыль) и НДС.
Таким образом, в условиях российской действительности руководителю предприятия (или его собственнику), прежде чем решить, в какой форме оказывать ту или иную финансовую или материальную поддержку или спонсировать проведение какого-либо мероприятия, лучше изначально решить, что для организации будет предпочтительнее с точки зрения налогообложения возникающих расходов.
Данный постулат применим, если только речь не идет о достижении высоконравственных целей, связанных со стремлением некоторых бизнесменов, порой, вопреки собственной выгоде, создать базу для развития таких отраслей Российской экономики как здравоохранение, образование, культура, искусство. Без соответствующей благотворительной поддержки, данные отрасли, скорее всего, еще долго не выйдут на тот уровень своего развития, который существовал во времена Морозовых, Демидовых, Боткиных и других меценатов.
Хочется верить, что директора предприятий и их собственники, разобравшись в вопросах благотворительности и спонсорства, и ответив для себя на вопрос: «что есть что?», найдут ответ и на такой риторический вопрос: «как извлечь из пользы личной – пользу общественную?».
ВНИМАНИЕ!
15 декабря на «Клерке» стартует обучение на онлайн-курсе повышения квалификации для получения удостоверения, которое попадет в госреестр. Тема курса: управленческий учет.
Повышайте свою ценность как специалиста прямо на «Клерке». Подробнее
Как вести бухгалтерский учёт спонсорской помощи
Есть ли различия между благотворительной и спонсорской помощью? Как отразить спонсорскую помощь в учете и как ее оформить? Давайте разбираться.
Вопрос: В соответствии с заключенным договором спонсор предоставляет денежные средства на условиях размещения рекламной информации о спонсоре театрального представления путем указания названия и логотипа организации как спонсора на сайте организатора мероприятия и на афишах. Организация-спонсор применяет метод начисления. Какие документы нужны спонсору для учета расходов по налогу на прибыль, связанных с оказанием спонсорской помощи в проведении театрального представления организатору мероприятия?
Посмотреть ответ
Спонсорство и порядок его оформления
Для начала разберемся, в чем разница между благотворительной и спонсорской помощью, поскольку это прямо влияет на отражение сумм в учете и оформление документов при получении соответствующих сумм. Обратимся к федеральным законам.
ФЗ-135 от 11/08/95 г. определяет благотворительность как безвозмездную или на условиях льготы передачу гражданам и организациям денег, имущества, выполнения для них работ, услуг на тех же условиях. Регламентируются законом и цели благотворительности. В ст. 2 ФЗ зафиксирован список целей, он достаточно обширен и является закрытым: поддержка малообеспеченных, преодоление последствий стихий, ЧП, защита семьи и семейных ценностей, содействие физкультурным и спортивным организациям и др.
Благотворительностью не признается помощь политическим партиям и коммерческим фирмам, даже в целях, обозначенных выше. К примеру, бескорыстная помощь в организации конкурса детского рисунка, проводимого некоммерческой организацией «Дом детского творчества», — это благотворительность. Если конкурс проводит коммерческая фирма, о благотворительности говорить нельзя.
ФЗ-38 от 13/03/06 г. «О рекламе» дается в ст. 3 понятие спонсорства.
Спонсорская помощь не ограничена целями, как благотворительная. Уже само наименование ФЗ говорит о том, что речь идет о рекламе.
Отличительные черты спонсорской помощи следующие:
Таким образом, спонсорские средства не что иное, как плата за рекламу спонсора, спонсорские средства «оплачиваются» рекламой, имеют коммерческую основу. Спонсор здесь выступает как рекламодатель, а получатель помощи – как распространитель рекламы.
Формы спонсорского договора в законодательстве нет. Получатель помощи и спонсор заключают договор оказания рекламных услуг (ГК РФ гл. 39).
В некоторых случаях спонсорская помощь имеет признаки благотворительности: если спонсор не ставит условие рекламы своей деятельности или торговой марки (в то же время помощь противоречит в каких-то моментах ст. 2 ФЗ-135, например, оказывается политической партии или коммерческой организации). На наш взгляд, здесь целесообразно заключить договор, идентичный по смыслу договору дарения (ГК РФ гл. 32).
В спонсорском договоре указывается:
Кроме этого, сторонами оформляются:
На заметку! Если спонсорский договор отсутствует, спонсору и получателю целесообразно обменяться деловыми письмами, содержащими информацию, аналогичную договору. В них обязательно должна быть указана четкая цель оказания спонсорской помощи.
Бухгалтерский учет у спонсора
Спонсорские взносы, не имеющие целью распространения рекламы, относят к прочим расходам, не относящимся к реализации (ПБУ 10/99 п. 11). Они относятся на Дт 91/2.
Если помощь спонсора предполагает его рекламу, речь, по сути, об оплате за рекламу. Она отражается в рекламных расходах, связанных с продажей продукции (ПБУ 10/99 п. 5). Их можно включить в общую сумму затрат на дату подписания акта об оказании услуг, в то время как спонсорская помощь осуществляется, как правило, в форме предоплаты.
Пример. ООО «Лидер» оказал спонсорскую помощь на условиях рекламы спортивной школе на сумму 180000 рублей, в т.ч. НДС. 180000/1,2 = 150000. 180000-150000 = 30000 — НДС.
Эта проводка делается на дату получения счета-фактуры за оказанные рекламные услуги.
Дт 60-1 Кт 60-2 180000 руб. – это контрольная проводка, она делается для того, чтобы сумма не отразилась на счете дважды.
Бухгалтерский учет у получателя
Получатель для учета пришедшей ему спонсорской помощи использует стандартные счета и проводки, согласно плану счетов.
Пример. Детский спортклуб «Звездочка» получил спонсорскую помощь от ООО «Лидер» в сумме 80000 рублей на проведение спортивного праздника. Средства внесены в кассу спортклуба наличными. Затраты спортклуба на рекламу — 7000 рублей. Спортклуб работает на упрощенной системе налогообложения.
В проводках также используются субсчета, с целью выделить авансовый платеж:
Налог на прибыль и НДС
У спонсора такие суммы – это оплаченные рекламные услуги, которые относят к прочим при расчете налоговой базы по налогу на прибыль.
Рекламные расходы разделяют на нормируемые и ненормируемые. Фактические затраты на рекламу можно включать в полном объеме в расчет базы, если они указаны в ст. 264-4 НК РФ. К примеру, это реклама в СМИ, наружная реклама, расходы на участие в выставках и др.
Если виды рекламы в этой статье не поименованы, их можно включать в расчеты только в объеме 1% от выручки за период (ст. 249 НК РФ). В качестве примера можно привести расходы на покупку призов спортсменам.
Рекламные услуги облагаются НДС и могут быть приняты к вычету на основании полученного счета-фактуры. При этом учитывается и получение счета-фактуры на авансовый платеж.
У получателя спонсорские суммы от налогообложения не освобождаются и включаются в базу (см. ст. 251 НК РФ, 346.15 НК РФ).
Расходы на проведение мероприятий, инициированных спонсором (расходы на рекламирование спонсора), можно включать в базу по налогу на прибыль (ст. 264-4). Что касается УСН, то здесь ситуация может оказаться спорной, т.к. в ст. 346.16 подобные расходы поименованы лишь в целом (п. 20).