что такое спиральная динамика

Спиральная динамика Грейвза: пути развития человека

что такое спиральная динамика. Смотреть фото что такое спиральная динамика. Смотреть картинку что такое спиральная динамика. Картинка про что такое спиральная динамика. Фото что такое спиральная динамика

Человеческое недопонимание – это глобальная проблема, которую пытаются решить ученые из разных областей науки и философии. Один из вариантов объяснения, почему люди не находят между собой общего языка, – это разные типы мышления, которые основаны на разных ценностных ориентирах каждого из нас.

Как понять, что творится в голове собеседника? Каковы его цели и намерения? Может ли этот человек быть надёжным партнёром?

Ответы на эти вопросы можно найти в теории спиральной динамики развития – очень эффективном инструменте для улучшения понимания механизмов и принципов взаимодействия любого человека с обществом.

В этой статье мы поговорим о разных стратегиях мышления, которые зависят от стадии развития человека и его пребывания на том или ином этапе жизненного пути.

Обоснование теории Грейвза

Создателем системы спиральной динамики развития был американский психолог Клер Грейвз (1914-1986), который большую часть жизни занимался изучением биопсихосоциальных систем, совмещая методы анализа разных гуманитарных дисциплин.

Грейвз на протяжении почти 30 лет следил за социокультурными условиями, ценностями и моральными ориентирами людей из разных стран и культурных традиций. На основании исследования поведения и мотивов более чем 50 тыс. человек он пришел к заключению, что любая живая система (человек, общество, компания или страна) проходит примерно одни и те же уровни развития. Эта теория эмерджентных циклических уровней существования (The Emergent Cyclical Levels of Existence Theory, ECLET), согласно Грейвзу дает важные ключи к пониманию жизненных целей и приоритетов каждого человека на протяжении его жизни, объясняет ради чего человек живет.

Это исследование разных типов человеческого мышления Грейвз обосновал на предпосылках всем известной пирамиды потребностей Маслоу. Грейвз проводил исследование и наблюдал, какие факторы (ценностные, культурные и психологические) влияют на развитие человека помимо удовлетворения его биологических потребностей.

Исходные допущения этой теории основываются на следующих предпосылках:

Самим Клером Грейвзом было сформулировано 8 уровней развития динамики в этой системе, а его взгляды дополнили его приемники – Дон Бек и Крис Кован, поэтому сегодня принято выделять 9 уровней развития спиральной динамики, из которых чаще всего используются на практике только семь (о них мы скажем чуть позже).

Главные условия развития системы

Сами уровни Грейвз назвал «мемами». Каждый уровень или мем характерен набором своих четких ценностных качеств, убеждений и приоритетов, которые преобладают в группе на данном уровне. Они обозначают способ мышления, важные жизненные цели на данный момент, правила поведения в обществе. На формирование каждой системы влияет несколько решающих факторов:

Поэтому, понимая, какие черты характера и ценности проявляются в поведении личности, можно определить, как нужно с человеком разговаривать, на чем делать акцент и какие аргументы его смогут переубедить.

Переход на следующий уровень осуществляется после насыщения определенными качествами конкретного уровня и возникновением конфликта собственных эмоций и убеждений на данном этапе, желанием новых достижений. Поэтому человек не столько проходит от одного уровня ко второму, сколько накапливает свойства и опыт каждого уровня (поэтому система и имеет эмерджентный характер, то есть, поглощающий). Так, например, каждый из нас может не замечать, но проявлять четкие свойства третьего или пятого уровня. Они не будут являться главными приоритетами в жизни, но часто бессознательно могут влиять на формирование жизненных целей.

Из всех присущих уровней динамики Грейвза лидерство может проявляться на каждом из этих уровней, и это будут лидеры с разным набором качеств. Поэтому и тип мышления каждого лидера будет колоссально отличаться от других.

Еще одна важная внутренняя особенность развития самой динамики Грейвза – это ее спиральность. На протяжении своего развития, от первого уровня к последнему, которого человек может достичь, развитие происходит по принципу, что сначала нужно наполнить себя, и только потом появляется желание отдавать и помогать другим. И это чередование внутреннего и внешнего развития человека можно четко отследить сквозь всю динамику Грейвза.

Свойства уровней системы Грейвза

Система развития Грейвза может применяться для анализа развития как личности, так и коллективных общностей – культурных, политических (и даже бизнес-процессов).

Каждый этап очень важен, более того, если попытаться проскочить или не усвоить суть каждого уровня, согласно теории развития динамики, есть высокая вероятность скатиться, деградировать до пропущенного уровня.

Нормальное, природное развитие перехода на новый уровень обосновано внутренним психологическим состоянием человека и желанием развиваться. Но, несмотря на возможное развитие, большинство жителей планеты обычно проходят только первые 3-4 уровня.

Каждая ступень показывает, как мы мыслим и что нами движет. Переход происходит в том случае, когда мозг созревает, и человек хочет проявлять себя в чем-то другом.

Уровни развития в системе Грейвза (для их различения используют специальные цвета) таковы:

Несмотря на то, что желание проявлять индивидуальность очень сильно, на этом уровне самооценка очень шаткая, остается очень важной потребность утвердиться в глазах общества. Поэтому важнее всего не потерять лицо перед обществом. Мотивы, которые движут человеком на этом уровне, – это выгода здесь и сейчас, ощущение причинно-следственных связей еще не выработано.

Главное убеждение данного уровня – только силой можно получить желаемое. На этом этапе человек, стремясь к цели, не испытывает ощущения совести, желает достичь цели любой ценой. Когда состояние хаоса перенасыщает человека, он начинает осознавать, что силой нельзя удержать доминирование, и происходит переход на следующий уровень.

Переход на следующий уровень начинается в том случае, если человек задумывается об истинности и нужности установленных норм, понимает ограничение своих возможностей и желает выйти из шаблонности.

Для оранжевого уровня свойственно проявление здоровой конкуренции, соперничества и желания утвердить собственное превосходство. Поэтому ценится здесь превыше всего прагматизм и рационализация. Уровень нацелен на наполнение себя самого, удовлетворение своих потребностей. Когда человек насыщается на этом уровне преимущественно материальными благами, он продвигается далее и опять готов отдавать.

Убеждения желтого уровня – холистическое восприятие всех уровней, ощущение собственной самодостаточности и свободы выбора. Люди на этом уровне обладают сильной внутренней мотивацией, не зависят от окружающих взглядов.

Несмотря на, казалось бы, органический переход человека из уровня на уровень, главный парадокс спиральной динамики Грейвза состоит в том, что общее понимание представители разных уровней найти не могут. Обычно психоэмоциональная трансформация личности во время перехода осуществляется настолько глубоко, что она отказывается принимать правду и ценности предыдущего уровня, доказывая истинность и важность текущего. Поэтому получается, что у каждого своя правда. Понимание и гибкость в общении появляется только на седьмом уровне, когда человек перестает быть детерминирован иерархией.

Динамика Грейвза: применение в жизни

Сейчас спиральная теория Грейвза с ее описанием динамики развития общества несомненно пожинает свои плоды: эксперты из разных областей управления, консультирования и образования активно внедряют знания и допущения Грейвза и его учеников в жизнь на разных общественных уровнях. Система динамики особенно популярна среди НЛП-консультантов, которые помогают бизнесу выйти на новый уровень развития, сформулировать основополагающие ценности, образ жизни и миссию нового образца.

Как показывает многолетний опыт – каждый человек проходит те же стадии развития и самореализации в обществе, поэтому, понимая принципы работы функционирования спиральной динамики Грейвза, можно находить способы построения диалога с человеком, определять векторы его развития, а также его роль и место в обществе в целом. И, естественно, понимание системы Грейвза помогает человеку лучше понять самого себя, так что это знание полезно в любом случае.

Если вам интересно узнать об идеях этого человека больше, можете почитать его статью Levels of Existence: An Open System Theory of Values и книгу его последователей Дона Бека и Криса Кована «Спиральная динамика на практике», а если вам хочется лучше узнать себя, советуем обратить внимание на наш курс «Самопознание», с помощью которого за 4 недели вы узнаете свои сильные и слабые стороны, как достичь внутренней гармонии, как строить отношения с окружающими и чего действительно хотите в жизни.

Источник

Краткое Введение в Спиральную Динамику

Модель Спиральной Динамики построена на оригинальных идеях доктора Грейвза (Dr. Clare W. Graves). Вкратце, его идеи сводятся к следующему:

Человеческая природа поступательно развивается от одного сбалансированного состояния к другому. Эти состояния могут быть названы стадиями развития, при том, что каждая последующая стадия добавляет к предыдущей новые элементы. Каждая предыдущая, в свою очередь, является основой для последующей, которая может произойти, а может и не произойти.

Каждый такой уровень существования определяет определенный способ восприятия мира, так как создает определенные фильтры в человеческом сознании, влияющие на процесс восприятия. Отсюда – особенности в процессе принятия решений, принципы организации и управления бизнесом и политическими структурами, идеи и способы приспособления к реальности.

После многолетних исследований доктор Грейвз создал «растущую, цикличную двух-спиральную модель развития био-психо-социальных систем взрослых людей».[1] Он использовал пары букв латинского алфавита для того, чтобы обозначить взаимодействие внешних условий и внутренних систем. Он назвали их Memes, и они выглядят следующим образом: A-N, B-O, C-P, D-Q, E-R, F-S, A-N, B-O и т.д. Но между каждой парой также существуют два переходных состояния. Система довольно-таки сложна, особенно пока вы не привыкли к буквенным обозначениям.

Надо заметить, что модель не имеет никакого отношения к оценочным суждениям и сравнениям одного уровня с другим по типу «лучше-хуже». Она просто определяет, какая система мышления преобладает.

По мере того, как Спираль развивается, каждое предыдущее состояние реальности переходит в последующее, со всеми сопутствующими изменениями в приоритетах, ценностях и взглядах. Поскольку последующая реальность может оказаться где угодно на Спирали, вопрос, который важно задать, может звучать так: «Каково будущее этого человека или группы людей (компании), если в данный момент он(а) ощущает мир таким образом и проходит через такой процесс изменений?». Согласно подходу Грейвза, вопрос «Что это за человек?» лучше заменить вопросом «Как он думает об определенных вещах в определенных обстоятельствах?» Таким образом, модель не является типологией, а описывает процесс развития систем, вырастающих одна из другой.

Еще одним «родственным» для Спиральной Динамики подходом является меметика, наука о мемах – пакетах идей или информации, которые подобно вирусам передаются от одного ума к другому, от одного сообщества к другому. Спиральная Динамика связывает мемы с более глубинными силами человеческой природы, которые «притягивают» или «распыляют» мемы. [2] Более привычные термины, описывающие то же явление – «системы ценностей», «уровни психологического существования». Связь с меметикой возникла в книге «Спиральная Динамика» 1966 года и не была частью первоначальных работ доктора Грейвза.

Состояния и движения по Спирали возникают как результат взаимодействия между Условиями Жизни (исторические условия, физическое расположение, психо-социальные проблемы, социально-экономические обстоятельства) и Наборами Мемов, доступными индивидуальному или коллективному уму (внутренние системы).

Как правило, эволюционное движение происходит в направлении к более сложным, включающим в себя, «высшим» уровням, хотя в жизни нет никаких гарантий, и иногда наблюдаются регрессии к более низким и менее комплексным структурам. [3] Для простоты, в конце 1970-х годов были введены цветовые коды. У этих цветов нет какого-либо особого скрытого смысла, кроме попытки облегчить запоминание разных уровней.

Восемь систем ценностей, которые уже возникли и сосуществуют друг с другом на Земле:

1 БЕЖЕВЫЙ A состояние природных и биологических нужд; физические ощущения диктуют состояние бытия

2 ФИОЛЕТОВЫЙ B угрожающий мир, полный мистических сил и духов, которым нужно поклоняться и угождать или усмирять.

3 КРАСНЫЙ C как в джунглях, где сильный побеждает слабого; природа это нечто, что должно быть завоевано

4 СИНИЙ D все контролируется Высшей Силой, которая наказывает зло и в конце концов награждает добро и добродетельную жизнь.

5 ОРАНЖЕВЫЙ E мир, полный ресурсов и возможностей сделать все лучше и достичь процветания.

6 ЗЕЛЕНЫЙ F окружение, в котором человечество может найти любовь и исполнить свои цели взаимодействуя и делясь.

7 ЖЕЛТЫЙ G хаотический организм, где изменение является нормой, а неопределенность – приемлемым состоянием бытия.

8 ГОЛУБОЙ H тонко сбалансированная система взаимосвязанных сил, где управление рисками находится в руках человечества

9 КОРАЛЛОВЫЙ I слишком рано говорить, но тенденция должна быть по направлению к я-ориентированности, управлению, консолидации, если принцип развития сохранится)

Что представители каждого мира ищут в жизни: (Цели «успешного» существования)

1 БЕЖЕВЫЙ (A-N) выживание; удовлетворение биогенетических нужд; продолжение рода; удовлетворение инстинктивных желаний

2 ФИОЛЕТОВЫЙ (B-O) область природных духов; почитание предков; защита от вреда; семейные связи

3 КРАСНЫЙ (C-P) сила/власть/действие; желание доминировать над другими; контроль; чувственные удовольствия

4 СИНИЙ (D-Q) стабильность/порядок; послушание во имя будущей награды; значение; цель; определенность

5 ОРАНЖЕВЫЙ (E-R) возможность/успех; соревнование ради результата; влияние; независимость

6 ЗЕЛЕНЫЙ (F-S) гармония/любовь; союз ради взаимного развития; сознание; чувство принадлежности

7 ЖЕЛТЫЙ (G-T) независимость/достоинство; быть частью живой системы; знание; хорошие вопросы

8 ГОЛУБОЙ (H-U) мировое сообщество/жизненная сила; сохранение жизни на Земле; приспособление к реальности

Уровни способов приспособления, активизируемые определенной реальностью:

БЕЖЕВЫЙ N инстинктивный: управляется природными инстинктами и рефлексами; автоматическое существование

ФИОЛЕТОВЫЙ O анимистический: согласно традициям или ритуалам группы; племенной; анимистичный

КРАСНЫЙ P эгоцентричный: самоутверждение, доминирование, захват, власть; эксплуатация; эгоцентризм

СИНИЙ Q абсолютистский: послушный верховному руководству; конформизм; чувство вины

ОРАНЖЕВЫЙ E многогранный: прагматично добивающийся результатов и двигающийся вперед; проверяет возможности; способность к маневру

ЗЕЛЕНЫЙ S реалистичный: отвечающий на человеческие нужды; готовый к сотрудничеству; спонтанный; ищущий согласия; текучий

ЖЕЛТЫЙ T системный: функциональный; интегральный; независимый; экзистенциальный; гибкий; вопрошающий; принимающий

ГОЛУБОЙ U целостный: опирающийся на опыт; трансперсональный; коллективное сознание; способный к сотрудничеству; взаимосвязанный

Модель доктора Грейвза является открытой, что означает, что новые буквы, цифры и цвета могут быть добавлены по мере того, как будут возникать и становиться очевидными новые уровни психологического существования человеческой природы. Его использование серий из шести букв предполагает, что развитие циклично и седьмой уровень перекликается с первым, восьмой со вторым и так далее. В связи с этим появились понятия Первого Слоя, Второго Слоя и т.д., каждый из которых состоит из шести уровней систем мышления.

Подробнее о работе доктора Грейвза можно узнать здесь.

Спиральная Динамика и коучинг

Какова же роль Спиральной Динамики в коучинге? Роль может быть поистине огромной. Каждый человек, согласно теории Грейвза, представляет из себя (с точки зрения способов мышления) некий континуум, в котором присутствуют мемы самых разных уровней и в разных пропорциях. Чаще всего есть определенный «центр гравитации», то есть конденсация мемов определенного типа, которые во многом определяют, как данный человек будет думать, интерпретировать реальность и принимать решения в определенных обстоятельствах. Проблемы часто возникают тогда, когда внешние обстоятельства имеют «другой цвет» по сравнению с внутренней системой мышления клиента.

Хороший коуч всегда будет пытаться обнаружить для себя и для клиента, как тот интерпретирует реальность и принимает решения. Спиральная Динамика в данном случае помогает понять, где искать несоответствия и в чем могут быть корни проблемы.

Спиральная Динамика – это о том, как найти правильного человека для правильной работы с правильными материалами в правильное время и внутри правильной системы и структуры.

Отсюда становится понятно, что Спиральная Динамика имеет огромные возможности, в частности, в области корпоративного коучинга, потому что каждая компания имеет определенную культуру, стиль руководства, образ мышления, способы и процессы принятия и исполнения решений. Если ценный для компании сотрудник имеет отличную от данной внутреннюю систему приспособления к реальности, именно коучинг может помочь ликвидировать конфликт. Климат в компаниях часто определяется первыми лицами – им, зачастую, коучинг наиболее необходим. Задача приведения в соответствие своего стиля руководства с уровнем работающих в компании людей является одной из наиболее важных. Нечего и говорить о важности понимания трудностей, который ждут компании «оранжевого» типа в государстве, где «синий» цвет все еще является преобладающим.

Здесь нельзя не заметить, что коучинг как таковой во многом является продуктом «оранжевой» системы мышления и потому может быть очень ограниченно применим в компаниях с авторитарным стилем руководства. То же касается и подготовленности клиентов – человек с «синей» системой мышления будет ждать от коуча советов, распоряжений и указаний, а если коуч будет настаивать на том, чтобы такой клиент постоянно брал управление процессом в свои руки, он рискует очень скоро потерять уважение со стороны клиента, потому что в «синей» системе мышления практически нет партнерства – если один является руководителем, другой – подчиненным, а коуч, подчиненный клиенту безвозвратно теряет рычаг влияния.

Спиральная Динамика может пролить свет еще на один очень интересный феномен, часто встречающийся в Российском бизнесе. В нашей стране до сих пор очень сильной является конденсация мемов фиолетового уровня, связанных с отношением к миру, как к мистическому и пугающему. Достаточно вспомнить количество доморощенных колдунов, экстрасенсов и магов, словно пена плававших у всех на виду на мутных волнах перестроечных событий. Дело в том, что если привычные процессы мышления и принятия решения дают сбой, то зачастую, вместо того, чтобы оценить соответствие внешних условий и внутренних систем, человек неосознанно скатывается на более низкий уровень, где конденсация мемов тоже достаточно сильная. Так очень успешные и волевые руководители могут внезапно оказаться в учениках у малограмотных, но обладающих определенной харизмой шарлатанов (конечно, далеко не все люди, чья деятельность так или иначе связана с мистикой, являются шарлатанами, но, поскольку именно шарлатаны представляют опасность, мы их здесь и упоминаем).

Таким образом, коуч может оказать своему клиенту неоценимую помощь, содействуя развитию осознанности и адаптивности, помогая избежать неосознанного перехода на другой уровень интерпретации реальности, который, возможно, соответствует ситуации еще менее, чем тот, с которым возникли проблемы.

[1] Когда на одной из конференции его спросили, почему он дал своей модели такое громкое и пафосное название, он ответил: «Потому что, черт его побери, это оно и есть!».

[2] Мы думаем, что здесь очень большой простор для исследований условий, когда новые идеи распространяются, словно лесной пожар, захватывая даже вполне «здравомыслящих» людей, что действительно делает процесс похожим на эпидемию. Достаточно вспомнить распространение большевистских идей в России или фашизма в Европе. Похожим, хоть и гораздо более безобидным процессом является мода – в какой-то момент все начинают думать, что в этом сезоне нужно носить розовое или читать Акунина (при всем уважении к Б. Акунину).

[3] Хорошим, хотя и печальным примером может служить Россия. В начале ХХ века страна, по всей видимости, представляла из себя очень пеструю картину с точки зрения Спиральной Динамики – в промышленных центрах совершался переход от иерархической системы (синий) к системе свободного предпринимательства (оранжевый), тогда как на основном пространстве страны большей частью присутствовали системы, связанные с уровнем выживания (бежевый), полуязыческим сознанием (фиолетовый), борьбой за власть и доминирование (красный) и стремлением к строгой иерархии, поддерживаемым монархией и церковью (синий). И когда, под возникшим давлением, структура начала рассыпаться, движения «вверх» не произошло, вместо оранжевого страна упала на красный уровень, что послужило причиной гибели огромного количества людей. И единственным способом продолжать развитие оказалось построение очень жесткой иерархической системы, что и произошло.

Еще один похожий процесс произошел совсем недавно и получил название «перестройка». Иерархическая система начала разрушаться и страна снова, до определенной степени, погрузилась в красный уровень с жесткой борьбой за власть, бандитскими войнами, переделами собственности и т.д. Попытки лидеров того времени применить модели капиталистических стран естественным образом окончились провалом по той простой причине, что это были попытки искусственно привить структуре с определенным типом мышления систему совершенно другого уровня. Нечего и говорить, что в настоящее время мы видим очень сложное переплетение тенденций, которые кого хочешь могут ввести в заблуждение – война и передел собственности (красный) продолжается, происходит попытка воссоздать иерархическую структуру достаточной жесткости (синий), при этом существует серьезная тенденция к движению в сторону демократических свобод и предпринимательства (оранжевый).

Дополнительным доказательством бессмысленности и вредности насильственного внешнего изменения структур может быть как феномен бывших республик Советского Союза, многие из которых немедленно вернулись к доминирующим системам мышления, как только исчезло давление извне, так и хаос, возникающий при попытке Соединенных Штатов сменить жестко-иерархичные системы (синий) на демократические (оранжевый) чисто силовыми методами (красный).
[4] В период перестройки в России были случаи, когда люди буквальным образом сходили с ума от невозможности сопоставить свою систему мышления с изменившейся реальностью.

Изначально статья опубликована здесь. Перевод статьи: Самольянов Олег.

Источник

Что такое Интегральная спиральная динамика?

Дон Эдвард Бек, доктор наук, соучредитель Национального центра ценностей (The National Values Center) в г. Дентон (Техас), президент и главный исполнительный директор международной организации «Спайрал Дайнэмикс Груп» (The Spiral Dynamics Group, Inc.), член Американской ассоциации психологов, общества «Мир будущего», Международного проекта по палеопсихологии и Сообщества экспертов по вопросам этнополитического насилия Американской и Канадской ассоциаций психологов. Доктор Бек также является научным сотрудником Института Джорджа Геллапа в Принстоне. Он соавтор книги «Тигель: Ковка будущего Южной Африки» (совместно с Грэхемом Линскоттом в 1991 году) и «Спиральная динамика: Управление ценностями, лидерством и изменениями» (совместно с Кристофером Коэном в l996 году). Он также ведет колонку «Спортивные ценности» в газете «Dallas Morning News» и часто выступает в средствах массовой информации по вопросам ценностей, спорта и расовых различий. Бек является редактором новостей спортивной психологии в журнале «Baseball’s Inside Pitch».

Что такое Интегральная спиральная динамика?

Модель спиральной динамики основана на оригинальной работе Клэра Грейвза, который в течение нескольких лет работал преподавателем в Юнион Колледж. Он был несколько огорчен преподаванием психологии, потому что студенты, прослушав курс его лекций, который охватывал разные теории, начиная от Фрейда и бихевиоризма Уотсона и Скиннера и заканчивая гуманистическим подходом Маслоу и Карла Роджерса, всегда задавали один и тот же вопрос: «Ну а все-таки, доктор Грейвз, какая из этих теорий правильная?» Это выводило его из себя, потому что ответа на этот вопрос он не знал.

Этот опыт заставил его начать длительное исследование, призванное попытаться ответить на вопрос, почему люди думают по-разному об одних и тех же явлениях практически во всех сферах человеческой деятельности – в политике, религии, спорте, архитектуре, экономике, сексе, браке и множестве других. В результате он пришел к выводу, что все эти теории скорее не противоречат друг другу, а являются лишь разными стадиями психологического развития.

В результате исследования, которое велось на протяжении почти 30 лет, он, наконец, смог описать то, что мы сегодня называем Спиральной Динамикой. Основные положения этой теории строятся на понятии спирали: по мере того как спираль разворачивается она становится более сложной. Хотя по сути своей это одна линия (в вытянутом состоянии спираль представляет из себя прямую), каждый виток этой спирали соответствует особому мировоззрению и способу восприятия реальности — то, что мы сегодня называем мемом, мемом системы ценностей. Сегодня мы можем продемонстрировать, что под поверхностью во взаимоотношениях, в спорных вопросах и даже в военных действиях лежат в корне различные, сложные контекстуальные образы мышления.

Давайте вкратце рассмотрим природу этих образов мышления. Прежде всего, необходимо понять три основных компонента. Первый компонент – это условия жизни, проблемы существования, с которыми сталкиваются люди. Они, безусловно, различны в зависимости от культуры, исторического времени и множества других факторов.

Итак, условия жизни для большинства людей могут усложняться, либо в условиях кризиса становиться более примитивными. Но, во-первых, необходимо признать тот факт, что все те системы, которые мы пытаемся описать, не являются чем-то присущим самим людям, как, например, коэффициент IQ или EQ (эмоционального интеллекта). Скорее, это адаптивные способности для определенных условий жизни. Итак, первое, что мы имеем — это условия жизни.

Во-вторых, у нас есть мем-код, то есть, то, как мы справляемся с этими условиями жизни.

Вместе с тем, нет единого, однозначного соответствия между условиями жизни и кодом. Человек может быть подавлен определенными жизненными обстоятельствами, как глубоководный ныряльщик испытывает кессонную болезнь, но механизм приспособления для преодоления этих специфических условий жизни может пробудиться, а может и нет. Нет гарантии этого. Человек в измененных условиях существования начинает перебирать разные мем-коды, прежде чем они достигают порога самовоспроизведения и в определенном смысле от более простых систем переходят к более сложным способам мышления, не достигая, однако, того уровня, когда они становятся частью повседневной жизни человека и частью конкретной реальности, потому что условия жизни, в которых они функционируют, просто их не поддерживают.

Итак, у нас есть условия жизни и пробужденные системы. Затем у нас есть способы выражения этих кодов во множестве проявлений реальной жизни: в религии, политике, в стиле жизни и так далее. И вновь, нет прямой системной взаимосвязи между пробужденным кодом и его конкретным проявлением; поэтому когда мы смотрим на эти системы в определенный момент времени, оранжевый код ( достижения и современность) не всегда производит капитализм. Это просто исторические проявления кода.

Итак, вот эти три компонента – условия жизни, пробужденные системы для освоения этих условий жизни и специфический способ, которым выражается этот системный код в арсенале приемов адаптаций конкретного человека к данным условиям жизни. Если мы быстро посмотрим на эти коды, мы сможем понять, почему они именно такие, какие есть. Каждый из них предназначен для взаимодействия с определенными условиями среды и затем, когда новый код получает свое выражение, как вы можете увидеть на графике, старые коды не исчезают. Они продолжают существовать, потому что те условия жизни, которые их породили, могут снова возникнуть у этого человека.

Бежевый уровень – это система выживания на уровне инстинктов, действующая днем и ночью. Мы наблюдаем этот уровень у новорожденных, стариков, а также в период острого кризиса, наподобие 11 сентября, когда происходит временный возврат на бежевый уровень. Итак, самое главное на этом уровне – выживание.

От бежевой системы происходит переход к фиолетовой. Во времена Ледникового периода, когда кланы начали сталкиваться с другими кланами, необходимость сформировать более сложную систему на фоне тех процессов, которые происходили в мозге, создала новые причинно-следственные связи, и таким образом произошел переход на фиолетовый уровень. Вы можете наблюдать это даже в маленьких детях, когда они вдруг начинают верить в существование души у своей собаки или куклы или привязаны к своему одеялу как к чему-то живому. Или, если вы смотрели современные фильмы, вы наверняка видели, как развивается фиолетовая система в ответ на кризис.

После фиолетового происходит переход на красный уровень, который характеризуется первыми сильными, эгоцентричными импульсами «Я – это я», «Я – самый великий», «Я – всё, что есть», утверждение власти и эгоцентризма. У ребенка этот переход происходит в двухлетнем возрасте. У взрослых это можно наблюдать в различных выражениях мужественности (крутой парень, настоящий самец), и даже у целых народов, которыми движет исключительно утверждение власти. Это хищническая система, которая вместе с тем является очень позитивной стадией в развитии человека, на которой проявляется первая, еще сырая Я-концепция.

Исторически, после синего идет оранжевый уровень автономного самосознания. Если на синей стадии мы мыслим фаталистически: «Я здесь просто странник, и будь что будет», то на оранжевом уровне мы рассуждаем так: «Возможно, я могу что-то изменить. Может быть, я могу влиять на ход событий в моей жизни. Может быть, нам не следует принимать неизбежность. Возможно, мы можем изменить мир к лучшему».

В эпоху Просвещения зародилось целое понятие индивидуальной свободы и независимости, и когда Мартин Лютер прибил 95 Тезисов к дверям церкви в германском городе Виттенберг, это стало утверждением того, что каждый волен интерпретировать Библию по-своему, а его друг Гуттенберг вложил Библию в руки каждого человека благодаря новейшей технологии и печатному станку. Таким образом, зародилась оранжевая стадия, позволившая людям стремиться к хорошей жизни здесь и сейчас, а не ждать вознаграждения на небесах после смерти.

Оранжевый ценностный мем является доминирующим в современном обществе, чему поспособствовали наши потрясающие технологические открытия, а также возможность современного человека попасть в любую точку мира, вглубь океанов или даже на другие планеты. Поэтому оранжевый уровень — это экспансивная система ценностей и поскольку он, так же как и красный, относится к теплым цветам, этот уровень фокусируется на индивидуальном, на Я, в противоположность коллективному.

Как вы, возможно, уже догадываетесь, после оранжевого идет зеленый, сдвиг от «я/меня/моё» в сторону «мы/нас/наше», переход к более тонким гуманистическим принципам, что наблюдается только в странах с достаточными денежными запасами в банках. Поэтому вы не увидите зеленого в Афганистане или в Мексике, где недавно высшие правительственные чины заявили, что в стране очень мало денег, за исключением поселений американцев и туристов, приезжающих в страну на период отпуска.

Итак, к зеленой стадии приводит понимание того, что в погоне за успехом и материальными удовольствиями мы потеряли свою душу и утратили то, что делает нас людьми. В каком-то смысле, мы стали настолько автоматизированы современной технологией и поглощены материальными ценностями и стремлением к достатку, что наверно пора спросить себя «А стоило ли?». И вот тут-то и происходит переход с оранжевого уровня на зеленый.

В некоторых случаях опыт зеленого будет скорее концептуальным, нежели реалистичным в смысле того обширного диапазона эмоций, которые часто овладевают человеком на зеленом уровне. В организациях это может приводить к разнообразным формам социальной заботы без углубления в сложный зеленый опыт эмоциональных переживаний. Этот уровень может принимать различные формы.

Зеленый смотрит вниз по спирали на оранжевый и синий уровни и видит в них элементы, которые разделяют людей и причиняют им зло. Поэтому одна из первоочередных задач, по его мнению, — разрушить то, что было создано на оранжевом уровне, потому что он создает победителей и проигравших, а также на синем уровне, который разделяет святых и грешников на отдельные категории.

Поэтому цель зеленого уровня – очистить спираль от того, что сделали другие системы, потому что он это расценивает как пагубное и опасное для самого человечества. Таким образом, он оказывает своеобразное очищающее влияние на людей.

Но зеленая система по своей природе кратковременна и крайне дорога, поскольку, несмотря на все свои благие намерения, ее эгалитарные мотивы сделать так, чтобы каждому досталась равная часть общего богатства, ей не хватает кодов, которые смогли бы все это осуществить. Следовательно, вслед за зеленым идет то, что мы называем системами второго порядка.

Клэр Грейвз в своем исследовании сделал важное открытие. В людях, которые стали участниками его исследования, он обнаружил то, что он называет G-T или желтым: способность принимать решения на гораздо более высоком уровне по сравнению с другими субъектами его исследования. Он не знал почему. Он понятия не имел, почему оказалось так, что эта очередная система не была следующей в серии изменений предыдущих систем, а чем-то совершенно другим.

Именно поэтому в своем исследовании он указал на то, что первые шесть систем соответствуют попыткам отойти от нашей анималистической природы, а зеленый уровень стал кульминационным пунктом в этом поиске. Он сказал, что на втором порядке мы, впервые после удовлетворения большинства человеческих потребностей — когда нет уже хищников и можно приобрести себе еду в местном супермаркете и когда у нас есть мгновенный доступ к тому, что происходит в мире — мы как вид Homo Sapiens снова встаем во весь рост и говорим: «Кто мы есть в этом мире и куда идем?». И задаем эти вопросы с полным набором умений, которые мы приобрели благодаря разным мем-кодам. Таким образом, переход через великий Рубикон от зеленого к желтому, или от первого порядка ко второму описывает передовой край современного общества.

На желтом уровне, который является теплым цветом и фокусируется на понятиях «я/мне/моё», мы дадим определение совершенно нового типа человека, которым управляют не одержимости, но у которого есть точный внутренний компас, что позволяет ему более уверенно чувствовать себя внутри; который понимает реальность в контексте естественных потоков; способен воспринимать человеческую природу не как фиксированной тип (как склонны делать мем-коды первого уровня, принимая это за конечный ответ), но распознавать неизбежность движения, изменений.

Следовательно, первая вещь, которую необходимо сделать желтому – это оглянуться назад на системы первого порядка и увидеть где там проблема. Он делает это от своего имени. Он хочет жить в мире, где он может преследовать свои собственные интересы; но когда ему угрожает стрельба из движущегося автомобиля красного уровня; когда коварные и злобные »измы» могут вылиться в джехад синего, подвергая опасности его существование; когда оранжевый настолько загрязнил окружающую среду, что она не может дышать, и когда наивность зеленого отказывается установить дисциплину, которая необходима для того, чтобы другие смогли взобраться по этой экзистенциальной лестнице — все это затрудняет способность желтого быть свободным и жить такой жизнью, которую он выбирает сам.

Поэтому первоочередная задача желтого уровня – вооружиться набором инструментов и спускаться и подниматься по спирали с тем, чтобы отремонтировать каждую из систем и обеспечить продолжение жизни. И когда этот уровень соединяется со своим в определенном смысле соотечественником, бирюзовым уровнем (информационным интеллектом), он превращается в чувствующий ум. Тогда мы получаем систему «я/мне/моё» в желтом цвете, соединенную с системой «мы/нам/наш» в бирюзовом. И точно так же как задачей желтого становится ремонт систем первого уровня и «сшивание» раненого мира, бирюзовый, поскольку он является коллективной системой «мы/нам/наш», созвучной с энергетическими полями и самой жизнью – не только человеческой, а жизнью вообще – охватывает спираль теплой, исцеляющей связью, которая впервые позволяет людям освободиться от гравитационного притяжения более примитивных систем и двигаться вперед.

Итак, мы рассмотрели первые восемь систем мемов, которые появились к настоящему времени. И поскольку учение Клэра Грейвза о спиральной динамике еще не достигло своей окончательной стадии, это означает, что будет еще коралловый уровень. И по мере того, как все эти условия жизни будут воплощаться, мы увидим появление более сложных систем, многие из которых люди уже пережили в измененных состояниях. Однако пока эти системы не достигли того порога, когда они начинают самовоспроизводиться и решать проблемы человечества, они все еще должны достичь стадии мема ценностной системы.

Завершая этот краткий экскурс, мы хотим, чтобы вы увидели, что описанные системы — это системы в людях, а не типы людей. Мы хотим, чтобы вы понимали, что каждый из нас в определенный период жизни, даже если мы продвинулись к более сложному мировоззрению, может при ухудшении условий жизни регрессировать вниз к базовым системам, чтобы справиться с этими условиями жизни. И то, что существует внутри человека, также существует в сердце компании, внутри ее священного ковчега Завета, который определяет, по каким принципам компания ведет бизнес. Подобным образом эти самые коды существуют во внутренней сущности культур и целых народов.

Один из важнейших аспектов того, что мы называем вторым порядком, — это признание факта, что спиральная динамика сегодня является интегральной. Это основное развитие всей грейвзовской парадигмы и источник моего вдохновения (последний раз, когда я разговаривал с ним незадолго до его смерти в 1986 году, он сказал: «Дон, ты должен продолжать эту работу. Исследование, которое я провел, оказалось важным, но вся моя теория говорит, что она еще должна явить себя миру».)

И поэтому я пообещал Клэру Грейвзу, что моей ролью станет продолжение его исследования и добавление к нему новых элементов, которые он не мог видеть, когда собирал данные в 1960-е и 70-е. Безусловно, влияние Кена Уилбера здесь оказалось настолько сильным, что оно открыло совершенно новые горизонты тем из нас, кто работал с теорией Грейвза на протяжении многих лет. Поэтому мы добавили термин «интегральная», имея в виду, что сама концепция спиральной динамики во всей ее полноте постоянно проявляется, она развивается. На практике это означает, что то, что мы называем вторым порядком, будет развиваться в направлении как вертикальной, так и горизонтальной интеграции.

Касательно интегральной вертикали: на втором порядке приходит понимание того, что все мем-коды и системы первого порядка должны быть здоровыми. Поэтому задача интегрального подхода – показать людям как они могут интегрировать, пробуждать, обновлять и, конечно же, придавать силу каждой из этих систем внутри них.

Вместо того, чтобы спорить о разных мем-кодах или слушать людей, которые говорят, что одни мем-коды лучше других, наш подход к интеграции состоит в убеждении, что каждый из этих кодов представляет способы быть человеком; и поскольку спираль находится внутри самого человека, важно, чтобы каждая из этих систем перекликалась с другими, использовалась таким образом, чтобы в своей совокупности они способствовали дальнейшей эволюции самой спирали. И поэтому желтый и бирюзовый оба отвечают на вопрос «Как сохранить весь первый порядок систем в здоровом состоянии и как сделать так, чтобы целая спираль была открыта для движения, когда условия жизни спровоцируют это движение?»

Вместо того, чтобы спорить о качестве каждого из мем-кодов, разумнее будет сказать, что каждый из них является неотъемлемой частью человеческой сущности и благодаря нашему вертикальному чутью мы можем определить на каком уровне функционирует тот или иной человек, компания или целое общество. Затем мы можем показать, что для них будет следующим этапом.

В каждом из нас есть центр притяжения; есть мемы и в нашем «подвале» — те системы, которые мы однажды использовали, но которые сегодня уже неактуальны; и есть мемы в нашем «чердаке» — то есть те системы, которые еще только появляются на горизонте. И живем мы в зоне «натяжения» между мемами, используемыми раньше, и мемами, которые еще только появятся. Поэтому основная идея здесь – не дискредитировать какой-либо из этих мем-кодов, а показать их значимость в общем процессе развития спирали. Именно это отличает интегральный подход от других подходов, используемых при изучении теории Грейвза.

Во-вторых, он становится интегральным по горизонтали в том смысле, что мы можем показать во втором порядке, как каждый из этих кодов работает в полном измерении человеческого бытия. И снова, используя концепцию Уилбера «все квадранты, все уровни, все линии», мы можем графически изобразить то, как эти коды себя выражают.

Если вы знакомы с подходом «все квадранты, все уровни», у вас есть две интерпретации понятия самости, или человека, основанные на различных аспектах. Есть аспекты человека, которые видимы: внешние, такие как мозг и организм и то, что Грейвз называл «степени активации» центральной нервной системы, явные биологические характеристики. И есть те аспекты, которые невидимы, неосязаемы — состояния ума. И здесь мы видим уровни психологического существования.

Если подход к человеческому развитию фокусируется только на одном из этих вариантов, он является фрагментарным. Это актуальная тема обсуждения специалистов в области психиатрии, которая сейчас должна быть двунаправленной: с одной стороны, прозак для вмешательства в физическое состояние человека, или то, что мы называет верхне-правой, внешней индивидуальной системой; а с другой стороны — психотерапевтические беседы или другие средства, которые относятся к так называемой верхне-левой внутренней индивидуальной системе. Важно увидеть синергию между этими двумя системами.

Далее, две нижние системы, которые называются коллективными: то есть внутренняя коллективная система, которая невидима, является сплетением культуры, отношений, норм, связей и обычаев; и нижне-правая система, которая представляет видимые общественные структуры – экономические, политические, законодательные и среду обитания. Это то, что мы относим к области коллективного.

Эта модель сильна тем, что человек может продиагностировать конкретную ситуацию и понять, какое вмешательство необходимо, а затем воплотить это во всех четырех квадрантах. В противном случае мы предпринимаем попытки, которые направлены только на один квадрант и отрицают важность других: например, мы предоставляем экономическую помощь стране, не обращая внимания на ее внутреннюю способность разумно распорядиться этими деньгами. Или если, например, мы записываем детей на модные обучающие программы, чтобы оградить их от дурной компании, что мы затем делаем? Мы посылаем их обратно в ту же нижне-левую культуру с дурными компаниями.

Чрезвычайно важно в интегральном подходе то, что мы можем полностью сосредоточиться на любой конкретной ситуации; продиагностировать, что происходит во всех четырех квадрантах; прочесть коды с тем, чтобы определить, для какого уровня предназначены вмешательства и затем сделать то, что мы называем «большой настройкой», чтобы все усилия во всех четырех квадрантах и, в конечном итоге, на всех линиях развития – социальной, эмоциональной, физической и этической – были сонастроены. Таким образом, у нас есть подход полного спектра, который способен совершить сдвиг критической массы.

И хотя звучит это несколько сложно, на самом деле эта теория довольно простая. Мы даже используем метафору «Шалтай-Болтай сидел на стене», чтобы проиллюстрировать ее. Вы помните, что он свалился со стены, и вся королевская конница и вся королевская рать не могла его собрать. Причина этого в том, что все их попытки разрознены, распылены. Они все хотят как лучше, но различные стороны – дом, церковь, школа, правоохранительная система, бизнес, правительство – все эти структуры делают лучшее, что могут; однако, ситуация становится только хуже, потому что им не хватает способности интегрировать свои усилия и объединить их в один лазерный луч, направленный на мем-коды.

В Южной Африке нам удалось продемонстрировать как на практике использовать эту информацию в контексте интегрального подхода для решения сложнейших проблем, с которыми сталкивается сегодня человечество. На самом деле это очень увлекательное занятие, поскольку мы точно знаем, что пытаемся делать на мемическом уровне; и можем показать, как попытки разных субъектов и заинтересованных сторон могут быть, к сожалению, разрозненными и противоречивыми. Поэтому мы можем предложить (на уровне организаций, сообществ и целого общества) пути изменения фокуса и перенаправления усилий таким образом, чтобы повлиять на человеческое развитие

Будучи интегральными, мы можем взглянуть на других участников, которые путешествуют с нами по одной территории, и начать определенную регуляцию наших отношений. Мы что-то приобретаем от них, они что-то приобретают от нас. Это очень интересное и полезное приложение спиральной динамики, ведь наша задача (если, конечно, мы принимаем ее) – делать то, что способствует усовершенствованию этой человеческой Спирали. Так я стал «спиралократом». Я верю в «спиралократию». Я думаю, мы можем дать определение тому, что я называю силой третьей победы. И если мы можем держать Спираль здоровой, если сфокусируемся на глубинных течениях меметики, то сможем способствовать продвижению человечества вверх по спирали, основанием чего выступят новые условия жизни.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *