что такое спецкупе в поезде
Проезд инвалидов на РЖД
В согласии с регламентом № 622р от 2014 г. закреплены правила для бронирования пассажиромест и трансфера людей с ограничениями в мобильности железнодорожным транспортом.
Для трансфера нуждающихся в вагонах поездов дальних маршрутов созданы особые места с оборудованными площадками для инвалидных кресел. Чтобы получить право проезда на описываемых местах, можно обратиться:
Подать прошение на бронь специальных мест в поездах можно со старта продаж – за 90-45 суток до выдвижения состава по маршруту.
Если в составе поезда нет вагона с выделенными площадками для трансфера инвалидов, он может быть подцеплен при условии подачи просьбы через пассажирскую кассу или центр мобильности. Рассмотрение прошений от заявителей осуществляется в регламентированном порядке. Комиссионного сбора за бронь таких мест не предусмотрено.
Рекомендуется обращаться с заявками на перевозку заранее, то есть до начала официальных продаж на интересующую дату. Обращения после старта продаж тоже рассматриваются в индивидуальном порядке. По итогам рассмотрения обращения специалисты «ФПК» связываются с заявителем для уточнения времени и места для заполнения проездных бланков.
Чтобы оформить специальное место для трансфера инвалида, необходимо обратиться в пассажирскую кассу с паспортом и такими свидетельствами:
За 3 суток до выдвижения поезда по маршруту продажа билетов осуществляется всем категориям инвалидов. В эти же сроки начинается продажа бланков для граждан, которые следуют в лечебные заведения или покидают их, при этом медицинским персоналом установлено требование об исключении контактов с лицами, больными инфекционными заболеваниями. Истребование билетов для указанных категорий граждан осуществляется на основе паспорта и таких бумаг:
Перевозка в специализированных вагонах
Компания РЖД стремится к обеспечению качества и комфорта для пассажиров-инвалидов. На текущий момент по отечественным магистралям ходит 444 вагона с купе, которые особо подготовлены для трансфера инвалидов.
Для посадки в такой вагон и высадки из него используется специальный подъемник. Это позволяет пассажиру сесть вагон и сойти с поезда при наличии высокой или низкой платформы.
Купе, подготовленное для транспортировки пассажиров-инвалидов, является двухместным, его габариты больше типичного купе. В вагоне имеются фиксирующие ремни, которые позволяют пересесть в кресло и на спальную полку. Выделенная полка в купе может быть поставлена на нужную высоту. Дверные проемы в выделенном купе шире, чем в типичном. Это позволяет свободно передвигаться на коляске.
Все необходимые выключатели и розетки специально расположены на низкой высоте. Имеется кнопка связи с проводником, на каждом устройстве в купе есть табличка с рельефной надписью. Также предусмотрено звуковое оповещение при пользовании выключателями и розетками.
Санитарная комната в вагоне, подготовленном для трансфера человека-инвалида, имеет большие габариты. В комнате предусмотрены поручни, система звукового и светового информирования для граждан, имеющих проблемы с органами зрения и слуха.
Для перевозки заявителя по вагону готовятся коляски «Старт», при условии, что в вагоне находится больше одного пассажира-инвалида.
Помощь на вокзалах
Получить помощь для ограниченных в мобильности групп граждан можно на вокзалах и платформах. Рекомендуется обратиться в центр содействия РЖД за 3 дня до выдвижения поезда по маршруту, но не позднее, чем за сутки до выезда.
Помощь для ограниченных в мобильности граждан по большей части оказывается на крупных узлах и станциях. Точные сведения о перечне услуг в интересующем городе можно получить в том же центре мобильности РЖД, позвонив на телефон бесплатной горячей линии.
Для ограниченных в мобильности граждан на вокзалах предлагаются следующие услуги:
При неимении свидетельств, удостоверяющих статус инвалидности, явных физических увечий для свободного передвижения, сотрудник РЖД вправе отказать в предоставлении поддержки на бесплатной основе и предложить помощь в соответствии с утвержденными тарифами.
Приобретение билетов на поезда для инвалидов
Бронирование и покупка посадочных талонов на поезда дальних маршрутов через интернет осуществляется при содействии РЖД и ВОИ. Чтобы получить возможность истребования посадочных талонов онлайн, необходимо пройти идентификацию в центре содействия РЖД, подготовив в электронном формате комплект документов. Это можно сделать и через пассажирскую кассу.
Для идентификации заявитель заполняет анкету, ее можно получить в железнодорожной кассе или получить на электронную почту от центра мобильности РЖД. Регистрация заявителя с ограниченными мобильными возможностями, который желает пользоваться железнодорожным транспортом и покупать билеты онлайн, занимает несколько дней. После этого сотрудники центра поддержки подтверждают статус пассажира. После этого пассажиру доступно электронное резервирование билетов.
О местах для инвалидов в поезде: как покупать, может ли купить не инвалид
Большинство людей с инвалидностью, вынужденные передвигаться с помощью специальной инвалидной коляски, не могут путешествовать самостоятельно без сопровождения. Для обеспечения свободного путешествия по территории РФ компания РЖД оборудовала в большинстве поездов дальнего следования специальные вагоны, полностью адаптированные к потребностям инвалидов. Места для инвалидов в поезде: кто их может купить? Этот вопрос волнует многих в особенности людей со статусом инвалидности, поэтому в нем следует детально разобраться.
Все ли вагоны оборудованы местами для инвалидов
С недавних пор государственный монополист железнодорожных перевозок, компания «Российские железные дороги», начала предлагать инвалидам возможность путешествия в специальных вагонах, которые полностью адаптированы под потребности пассажиров, имеющих ограниченные физические возможности.
На данный момент по территории РФ курсируют почти 700 вагонов, имеющих специальные места для маломобильных граждан. Подобные вагоны оборудованы всем необходимым оснащением для обеспечения высокого уровня безопасности и комфорта путешествий людей с инвалидностью.
Вход в подобные вагоны для пассажиров на инвалидных колясках обеспечен, благодаря наличию специальных платформ-подъемников.
Внутри салона вагон разделен на две секции: в одной из них размещено шесть обычных купе, а в другой – располагается купе с дополнительной туалетной комнатой, адаптированной под потребности маломобильных граждан. В такой туалет без проблем помещается инвалидная коляска.
Также спецкупе имеет более широкую сдвижную дверь, через которую спокойно проезжает инвалидное кресло. Специально для пассажиров с проблемами зрения и слуха туалет оборудован дополнительными световыми и звуковыми датчиками, которые облегчают ориентирование таких пассажиров в пространстве.
Документы для покупки билета инвалиду
Чтобы оформить заявку на покупку билета в спецвагон компании РЖД, нужно, помимо паспорта гражданина РФ, прикрепить к заявке следующие документы:
Подобные места могут быть предоставлены людям без инвалидности, которые также нуждаются в коляске, например, в случае перелома. При этом нужно предоставить справку от лечащего врача.
В спецвагонах поездов дальнего следования купе для инвалидов могут иметь разную планировку, поэтому в некоторых из них, помимо спальных мест и мест для инвалидных колясок, есть отдельный туалет. Вместо обычной лестницы, вход инвалидов на колясках в салон вагона осуществляется с помощью специальных подъемников.
Важно! В том случае если сотрудник РЖД усомнится в наличии у пассажира инвалидности при наличии явных фактов обмана со стороны пассажира, ему может быть отказано в посадке в спецвагон, или же работник РЖД может предложить ему приобрести билет на поезд по обычным тарифам. Подобная ситуация может возникнуть в том случае, если человек, предоставивший справку о том, что он является инвалидом-колясочником с парализованными нижними конечностями, приходит на перрон или подходит к кассе на вокзале на своих ногах.
Способы купить билет
На сегодняшний день купить билет на поезд маломобильные граждане могут через телефон или же интернет с помощью специальных онлайн-сервисов или мобильного приложения РЖД. Также человек может лично посетить вокзал и приобрести билет в кассе.
Существует определенная схема покупки билета на поезд для инвалидов. Для того чтобы приобрести маломобильным гражданам билет в спецвагон через интернет, нужно:
Реализация билетов завершается за 48 часов до отправления поезда, поэтому рекомендуется покупать билеты в спецкупе заранее.
Будет ли билет дешевле обычного
Стоимость билетов на поезда компании РЖД устанавливается исходя из рыночной ситуации, а также перечня льготных категорий граждан. Поэтому на получение скидки могут рассчитывать только те пассажира с инвалидностью, которые причислены к категориям граждан РФ, на кого распространяются льготы при покупке железнодорожных билетов.
При этом в большинстве случаев маломобильные граждане получают достаточно солидные скидки как на обычные, так и на электронные билеты.
В том случае, если сотрудники РЖД отказываются предоставлять человеку скидку, несмотря на то, что, по закону, он имеет на нее право, пассажир может пожаловаться на их действия в канцелярию РЖД или же обратиться непосредственно с жалобой в транспортную прокуратуру Российской Федерации для инициирования разбирательства.
Получится ли не инвалиду приобрести билет на место для инвалида
С учетом того, что спецкупе для инвалидов отличаются повышенным уровнем комфорта, а также наличием отдельного санузла, некоторые люди, которые не имеют статуса инвалида, желают приобрести билеты для путешествия на таких местах.
При этом нужно понимать, что купить места не инвалидам в специальных вагонах не получится без предоставления документов, подтверждающих инвалидность человека.
Единственным исключением является покупка специального билета опекуном человека с инвалидностью или лицом, которое будет сопровождать маломобильного гражданина в связи с тем, что ввиду плохого состояния здоровья пассажир не может самостоятельно купить специальный билет через кассу.
Человек с ограниченными возможностями в поезде: 10 советов
Вариантов всего два: самостоятельно, с сопровождением.
Что же касается технической стороны вопроса, здесь тоже существует выбор вариантов. Людям с ограниченными возможностями доступны:
специализированные купе в фирменных вагонах государственного перевозчика
купе и СВ частных железнодорожных перевозчиков
Рассмотрим каждый вариант путешествия более подробно.
Что такое спецкупе?
Всего по железным дорогам нашей страны курсирует немногим больше сотни вагонов со спецкупе для инвалидов I, II, III группы. Они представляют собой пространство, полностью оборудованное для людей с ограниченными возможностями, особыми потребностями. Пользуются спецтранспортом преимущественно инвалиды-колясочники. Большая часть технических и технологических решений в таких купе реализовано с учетом их потребностей.
В спецкупе удобно размещается коляска. Оно оборудовано поручнями для удобства перемещения человека с ограниченными возможностями. В сам вагон колясочника поднимает специальный подъемник.
Как попасть в спецкупе
Главная проблема спецтранспорта – в ограниченной доступности. Заказывать купе для человека с ограниченными возможностями необходимо заранее. Причем сроки впечатляют. Как правило, речь идет о 50-60 днях до даты предполагаемого выезда. Еще один важный момент: потребность человека в спецкупе должна быть подтверждена документально (официально оформленная инвалидность, заключение о травмах и т.п.).
Большое значение имеет, едет инвалид с сопровождением или без. Услуги сопровождения может предоставить перевозчик. Но опять же по специальному запросу.
Что делать, если ехать нужно срочно и времени на формальности нет? Выбирайте купе в фирменных вагонах повышенной комфортности перевозчика ТКС!
10 фишек для комфортного путешествия
Мы рекомендуем для повышения уровня комфорта человека с ограниченными возможностями во время путешествия в поезде:
Брать билеты в СВ. В купе на 4 человека инвалиду вряд ли будет комфортно. СВ же отличаются увеличенной площадью, высококлассным сервисом.
Выкупать купе по тарифу компании ТКС «Сингл», если вы едете без сопровождения. Одноместное размещение – это максимум комфорта при адекватных финансовых затратах.
Пользоваться включенными в стоимость билета и дополнительными сервисными опциями. При возникновении любых вопросов смело обращайтесь к проводнику. Вызвать его в купе можно одним нажатием на специальную кнопку.
Заранее продумывать досуг. Если игры и прессу вы в дорогу не взяли, можно развлечься просмотром ТВ-программ или фильмов. СВ в фирменных вагонах ТКС оборудованы телемониторами.
Уменьшить багаж. Путешествуя с нашей компанией, вам не придется брать лишние вещи в дорогу (по крайней мере, продукты и дорожный набор).
Брать с собой аптечку. Особое внимание уделите ей, если человек с ограниченными возможностями принимает какие-либо препараты регулярно.
Правильно подготовиться к путешествию (в том числе и морально).
Приезжать на вокзал заранее. Это позволит без спешки добраться до перрона и платформы.
Не оставлять надолго человека с ограниченными возможностями в одиночестве. Это актуально для сопровождающих лиц (особенно в случаях, когда инвалид не владеет навыками самообслуживания).
Расслабиться. В вагонах ТКС созданы все условия для комфортного путешествия гостей с разными возможностями и потребностями. Мы позаботились о том, чтобы вам было комфортно!
Центр содействия мобильности
Контакты центра содействия мобильности
ВНИМАНИЕ!
Пассажиры с инвалидностью могут оформить билеты на специализированные места на сайте, указав СНИЛС в личном кабинете пользователя. Проверка наличия у пассажира инвалидности и необходимости использования кресла-коляски, для предоставления приоритетного права при оформлении билетов, осуществляется автоматически на основании сведений Федерального реестра инвалидов.
Условия оформления проездных документов на СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ места для инвалидов в поездах дальнего следования и скоростных поездах
Категории пассажиров
Сроки оформления билетов
Процедура оформления билетов
Необходимые документы
Пассажирам, передвигающимся в креслах-колясках (на носилках)
с даты открытия продаж
на сайте rzd.ru – пассажиры с инвалидностью
в билетной кассе – все пассажиры данной категории
документ, удостоверяющий личность;
ИПРА или иной документ (в том числе лечебного учреждения) с отметкой о необходимости использования кресла-коляски (носилок)*
дистанционно с отложенной оплатой**– пассажиры, не имеющие инвалидности, и иностранные граждане
документ (в том числе лечебного учреждения) с отметкой о необходимости использования кресла-коляски (носилок)*
Пассажирам из числа инвалидов всех категорий
за 10 суток (240 часов) до отправления поездов дальнего следования и с даты открытия продаж в поезда «Сапсан»
документ, удостоверяющий личность, и любой из указанных ниже документов:
Пассажирам, следующим при неотложных поездах в/из лечебных учреждений, когда по медицинским показаниям требуется исключение контактов с возможными носителями инфекционных заболеваний
документ, удостоверяющий личность;
документ лечебного учреждения, подтверждающего необходимость исключения контактов с возможными носителями инфекционных заболеваний*
*Перечисленные документы предоставляются на русском языке, иностранные – с переводом на русский язык.
На специализированные места для инвалидов доступно оформление проездных документов (билетов) по талонам ФСС и МИНСОЦ. С подробной информацией можно ознакомиться здесь.
Доступно резервирование специализированных мест для инвалидов в поездах дальнего следования и скоростных поездах по заявке, оформленной в Центре содействия мобильности ОАО «РЖД». С условиями оформления заявки можно ознакомиться здесь.
Сбор за резервирование специализированных мест для инвалидов в поездах дальнего следования не взимается.
В случае резервирования мест из общей продажи может взиматься сбор в соответствии с пунктом 12 Правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Минтранса России от 19 декабря 2013 г. № 473.
**Для оформления заявки на приобретение электронного билета на места для инвалидов дистанционно с отложенной оплатой необходимо заполнить электронную форму, проставив отметку «Требуется оформление электронного билета на места для инвалидов дистанционно с отложенной оплатой».
Срок подачи заявки не менее чем за 2 суток до отправления поезда с начальной станции маршрута следования. Время действия отложенной оплаты – 24 часа.
звонок бесплатный для всех регионов РФ
по всему миру, оплата в соответствии с тарифами вашего оператора связи
для вопросов, связанных с электронными билетами
Купе для инвалидов: как путешествовать на поезде с комфортом
Высокая платформа, узкие двери и коридоры – раньше забраться в вагон поезда колясочнику было нереально. Единственный выход – занести на руках. А потом двое-трое суток провести в тесном купе или плацкарте с необорудованными туалетами. Поездка на поезде для человека с инвалидностью была испытанием.
Но всё изменилось. Сегодня РЖД предлагает клиентам специализированные купе, оборудованные подъемником, с расширенными проходами и отдельным туалетом. В этой статье я расскажу вам следующее:
Вагон №9
На российских железных дорогах курсируют порядка 300 вагонов с купе для инвалидов. Как правило, такие вагоны имеют порядковый номер 9. Также встречаются № 7, 10, 15 и другие.
Раньше эти вагоны включались в составы фирменных поездов. С 2011 года признак «фирменности» с местами, предназначенными для пассажиров с ограниченными возможностями, т.е. использующих для передвижения коляски, убрали.
С перечнем поездов, в состав которых включаются спецвагоны, можно ознакомиться здесь. Как видите, список довольно большой, а география обширная.
В своё время РЖД презентовала специализированные купе как «купе, где есть всё, чтобы облегчить путешествие для людей, имеющих проблемы со здоровьем». Обещали подъемники, широкие проходы, поручни и удобный туалет.
По задумке РЖД купе должно выглядеть так
Обещание частично сдержали. Занавесок, конечно, нет. Полки и кресла бывают весьма потрёпанными – зависит от того, насколько новый вагон. Но в остальном не обманули.
Подъёмник позволяет попасть в вагон, не вставая с коляски, что особенно удобно на станциях с низкой платформой.
Из тамбура вы попадаете в небольшой коридор: по правую руку от вас будет туалет, а чуть дальше – само купе.
Двери в оба помещения намного шире стандартных. Затем коридор сужается и начинается «обычный вагон» с ещё 6 купе.
Само спецкупе чем-то напоминает СВ, только вместо двух нижних полок – нижняя и верхняя. Внимание! Это неудобно, если ваш сопровождающий не может забраться на верхнюю полку. В этом случае рациональнее взять нижнюю полку в соседнем, «обычном», купе.
Спальная полка имеет регулируемые подголовники, то есть может трансформироваться в любое удобное для инвалида положение (сидя, полулежа, лёжа). На стене прикручены поручни, чтобы переворачиваться. Также полка имеет специальный бортик, который можно поднять, дабы ненароком не свалиться, если поезд сильно качнёт.
Можно сидеть прямо на коляске — места хватит
Напротив спальных мест стоит кресло. С виду весьма комфортабельное, с подлокотниками. Чтобы пересесть на него, на стене также есть поручень. Но можно обойтись и без кресла. Лично я предпочитаю оставаться в коляске. Купе действительно широкое, коляску необязательно складывать и убирать – место для прохода остаётся.
В купе есть розетка, кнопка вызова проводника и табло, информирующее о времени, температуре и свободен ли туалет.
Выключатели, радио, кнопка вызова проводника
Туалет действительно удобный. Такая же широкая дверь, как и в купе. Унитаз с поручнем, к раковине можно подъехать на коляске, есть горячая вода. А вот гигиена в нём полностью зависит от проводников.
Мне встречался вагон, где проводники закрывали туалет для колясочников не только во время санитарных зон, но и по всему пути следования, и открывали его только по моей просьбе. С одной стороны – хлопотно. Но с другой – в туалете чисто, есть жидкое мыло и освежитель воздуха.
Раковина удобная, если смеситель обычный, а не «поездной»
В вагоне, где проводники не следили за туалетом для пассажиров с инвалидностью, в него ходили ВСЕ, часто используя как курилку (сами понимаете – в тамбуре нельзя, а до станции дотерпеть ну никак нельзя). Соответственно, уровень брезгливости при посещении такого туалета зашкаливает.
В целом, купе для инвалидов – это огромный шаг вперед для российской железной дороги. Да, не номер-люкс, но всё же гораздо комфортнее обычного купе и тем более плацкарта.
Кто может ездить в спецкупе?
Согласно информации с сайта РЖД, «проезд пассажиров с ограничением способности к самостоятельному передвижению в поездах дальнего следования осуществляется в специализированные купе».
Ограниченные способности к самостоятельному передвижению имеют не только колясочники, но и, к примеру, инвалиды по зрению. В купе, кстати, есть таблички с текстом на языке Брайля.
Напрашивается вывод, что в спецкупе могут ездить и слепые, но на практике ходячему незрячему человеку практически нереально приобрести билет в такое купе. РЖД придерживается позиции, что данные купе служат для перевозки ТОЛЬКО инвалидов-колясочников.
Вагоны со спецкупе железнодорожники иногда называют «штабными»
Как купить билет?
Шаг 1. Смотрим перечень поездов, приведённый выше. Выясняем, ходит ли поезд до нужного города.
Шаг 2. Прокладываем маршрут, выбираем дату поездки. На мой взгляд, удобнее всего это делать через «Яндекс.Расписания».
Помочь с маршрутом и проконсультировать по датам отправления/прибытия поездов могут также специалисты единого информационно-сервисного центра РЖД – 8 (800) 775-00-00.
Шаг 3. Покупаем билеты.
Билеты в спецкупе начинают продаваться, как и в обычные, за 45 суток до отправления поезда с пункта формирования состава. Лучше забронировать или приобрести проездные документы в тот же день, когда они поступили в продажу (если вы планируете поездку заранее). Помните: купе для инвалидов в каждом поезде только одно. Билеты можно приобрести в ж/д кассе вашего города или забронировать на сайте РЖД. Сторонние электронные системы бронирования зачастую не показывают места для инвалидов.
Внимание! При отсутствии в поезде вагона со специализированными местами, такой вагон может быть включен в состав поезда по заявке пассажира. Заявки рассматриваются индивидуально исходя из технических возможностей. Такую заявку рекомендуется подавать ДО начала продажи билетов на поезд.
Какие нужны документы?
«Для оформления проездного документа в специализированное купе, пассажир должен предъявить в билетную кассу документы, подтверждающие его инвалидность и ограничение способности к самостоятельному передвижению – индивидуальную программу реабилитации инвалида, выдаваемую федеральным учреждением медико-социальной экспертизы или иной документ с отметкой о необходимости обеспечения техническими средствами медицинской реабилитации».
Переводя на русский, чтобы купить билет, вам потребуются:
Последнюю обычно спрашивают, если билеты приобретает сопровождающее лицо. Если приехать в кассу лично, ИПР, как правило, не смотрят.
Путешествие на поезде с комфортом
Центр содействия мобильности
Центр содействия мобильности – это служба, помогающая пассажирам с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, слуха и зрения. Реально крутая и реально работающая услуга!
Сотрудники этой службы:
8-800-510-11-11 – запомните этот телефон. Это номер Центра содействия РЖД. По нему вы можете:
Для этого нужно позвонить по указанному номеру не менее, чем за 3 суток, и предупредить, что такого-то числа в такое-то время на такой-то станции вам нужна будет помощь. Прибыв на вокзал, вам нужно подойти к дежурному по вокзалу. Он вызовет нужных сотрудников и будет сопровождать вас, пока вы не сядете в поезд.
Мне не трудно, а им денежка 🙂
Связанные записи
1 Комментарий
Спасибо за статью. Данное купе, действительно, преимущественно для инвалидов-колясочников, Но за 10 дней (240 часов) до отправления его может купить и сопровождающий с ребёнком — инвалидом. Мы завтра так поедем. Ребёнок грудной после операции, имеет инвалидность. Про взрослых (совершеннолетних) инвалидов я не знаю, но информацию можно уточнить в контакт — центре. Молодцы. Очень хорошо сделали!