что такое специфическая налоговая ставка
Налоговая ставка, согласно ст. 53 НК РФ, представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
К.Т.ф. Эеберг полагал, что с облагаемой единицы взимается так называемая единица налогообложения, называемая налоговой ставкой, если облагаемая единица выражается в денежной сумме, часть которой и составляет налог [3, с. 167.].
Налоговые ставки могут быть твердыми (выраженными в твердой сумме на каждую единицу налога); процентными (выраженными в виде процента от единицы налога в денежной форме). Процентные ставки иначе называют адвалорными. В случае, когда налоговая ставка выражена в процентах к доходу налогоплательщика, ее обычно называют налоговой квотой [2, с. 111].
Твердые налоговые ставки применяются в юридических конструкциях многих налогов, таких как акцизы, налог на добычу полезных ископаемых, налог на игорный бизнес и транспортный налог. Процентные налоговые ставки установлены для большинства налогов, например, для земельного налога, налогов на имущество физических лиц и организаций и др.
Если ставка налога не зависит от величины налоговой базы, ставка является пропорциональной (например, установленные Налоговым кодексом РФ налоговые ставки по НДФЛ и НДС). Но по некоторым налогам ставки могут меняться в зависимости от величины налоговой базы.
Если ставка возрастает при увеличении базы, ставка является прогрессивной. Прогрессия является простой, если при ее применении установлены четкие пороговые величины налоговой базы, с преодолением которых связано увеличение налоговой ставки, применяемой ко всей налоговой базе. При этом возможны существенные отличия суммы налога при незначительном отличии стоимости имущества. Сложная прогрессия предполагает применение увеличенной налоговой ставки не ко всей налоговой базе, а только к той ее части, что превышает пороговую величину.
В Российской Федерации в настоящее время не установлено налогов, предусматривающих прогрессивную ставку со сложной прогрессией. В качестве исторического примера можно привести подоходный налог с физических лиц (утратил силу). Современная налоговая система России нашла применение данной ставки только при установлении государственной пошлины за обращение в суды. Налоговая ставка со сложной прогрессией, как правило, устанавливается в твердой денежной сумме плюс процент от налоговой базы, превышающей определенный размер. В данном случае при незначительном отличии дохода сумма налога существенно не изменится.
Если ставка снижается при увеличении базы, она является регрессивной. Налогов с регрессивной ставкой налоговая система России также не содержит. В качестве примера можно привести разве что отмененный единый социальный налог.
Иногда налоговые ставки устанавливаются в комбинированном или смешанном виде, т.е. ставка в виде твердой денежной суммы сочетается с процентом от налоговой базы (например, акцизы) [5].
Таким образом, вид налоговой ставки в значительной степени зависит от вида налоговой базы. Если законодателем используется исключительно количественная или иная физическая характеристика предмета (объекта) налогообложения, то применяется твердая налоговая ставка. Процентная налоговая ставка, в свою очередь, сочетается только со стоимостной характеристикой. Применение же пропорциональной, прогрессивной и регрессивной налоговых ставок всецело зависит от реализуемой государством налоговой политики.
Как совершенно верно отмечено в литературе, размер налоговой ставки определяет такую категорию, как налоговое бремя. Согласно теории Лэффера рост налогового бремени может приводить к увеличению государственных доходов только до какого-то предела, пока не начнет сокращаться облагаемая налогом часть национального производства. Когда этот предел будет превышен, рост налоговых ставок приведет не к увеличению, а к сокращению доходов в бюджет. Предельной ставкой для налогового изъятия в бюджет Лэффер считал 30% от суммы доходов частного лица [1, с. 206].
Также следует учесть, что в научной (учебной) литературе иногда выделяется так называемая эффективная налоговая ставка, которая представляет собой процентное отношение суммы налога к налоговой базе. В частности, эффективная налоговая ставка будет отличаться от собственно налоговой ставки в тех налогах, в которых предусмотрена сложная прогрессивная (регрессивная) ставка [5]. Международный налоговый глоссарий указывает, что при расчете эффективной налоговой ставки учитывается не только установленная налоговая ставка, но и иные аспекты налоговой системы, которые определяют сумму налога, подлежащую уплате, а эффективная налоговая ставка, в свою очередь, определяет реальное, экономическое налоговое бремя [6, с. 152-153].
В связи с тем, что установление ставок по региональным и местным налогам отнесено как к компетенции федерального, так и регионального (местного) законодателя, это привело к появлению рамочных и базовых налоговых ставок.
Рамочная налоговая ставка определяет верхнюю и нижнюю границы, в пределах которых законодатель вправе установить действующую налоговую ставку. Например, данная конструкция применяется по налогу на игорный бизнес. При этом, если региональный законодатель не воспользуется своим правомочием по установлению налоговой ставки, применению подлежит минимальная рамочная ставка. Базовая налоговая ставка имеет то же предназначение, что и рамочная, но реализуется путем увеличения или уменьшения законодателем установленной базовой ставки в определенное количество раз. При этом допускается уменьшение налоговой ставки до нуля. Применяется в рамках транспортного налога. Отличием базовой налоговой ставки от рамочной является то, что она не имеет прямого действия в случае ее неустановления региональным законом.
4. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М, 2006.
Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Авторы материалов сборника
государственного аграрного университета имени Императора Петра I.
Статья 193. Налоговые ставки
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 107-ФЗ в статью 193 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2006 г.
Статья 193. Налоговые ставки
ГАРАНТ:
См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 193 НК РФ
Информация об изменениях:
ГАРАНТ:
Положения пункта 1 статьи 193 настоящего Кодекса (в редакции Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 199-ФЗ) в части ставок акцизов на автомобильный бензин класса 5, дизельное топливо и средние дистилляты, установленных на период с 1 июня 2018 г. по 31 декабря 2018 г. включительно, применяются к операциям с указанными подакцизными товарами, совершенным с 1 июня 2018 г.
1. Налогообложение подакцизных товаров осуществляется по следующим налоговым ставкам:
Информация об изменениях:
4) этиловый спирт, произведенный из пищевого или непищевого сырья (в том числе денатурированный этиловый спирт, спирт-сырец, дистилляты), реализуемый организациям, не исполнившим обязанность по уплате авансового платежа акциза (не представившим банковскую гарантию и извещение об освобождении от уплаты авансового платежа акциза) и (или) не имеющим свидетельств, предусмотренных пунктом 1 статьи 179.2 настоящего Кодекса:
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
6) этиловый спирт, произведенный из пищевого или непищевого сырья (в том числе денатурированный этиловый спирт, спирт-сырец, дистилляты), передаваемый в структуре одной организации при совершении налогоплательщиком операций, признаваемых объектом налогообложения акцизами, за исключением операций, предусмотренных подпунктом 22 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса:
Информация об изменениях:
7) этиловый спирт, произведенный из пищевого или непищевого сырья (в том числе денатурированный этиловый спирт, спирт-сырец, дистилляты), полученный (оприходованный) организациями, имеющими свидетельства, предусмотренные пунктом 1 статьи 179.2 настоящего Кодекса:
Информация об изменениях:
8) спиртосодержащая продукция:
Информация об изменениях:
9) виноград, использованный для производства вина, игристого вина (шампанского), ликерного вина с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специального вина), виноматериалов, виноградного сусла, спиртных напитков, произведенных по технологии полного цикла, реализованных в налоговом периоде:
Информация об изменениях:
10) виноматериалы, виноградное сусло, фруктовое сусло:
Информация об изменениях:
11) алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов (за исключением пива, вин, фруктовых вин, игристых вин (шампанских), винных напитков, изготавливаемых без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) дистиллятов):
Информация об изменениях:
12) алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта до 9 процентов включительно (за исключением пива, напитков, изготавливаемых на основе пива, вин, фруктовых вин, игристых вин (шампанских), сидра, пуаре, медовухи, винных напитков, изготавливаемых без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) дистиллятов):
Информация об изменениях:
13) вина, фруктовые вина (за исключением игристых вин (шампанских), ликерных вин):
Информация об изменениях:
14) винные напитки, изготавливаемые без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) дистиллятов:
Информация об изменениях:
15) сидр, пуаре, медовуха:
Информация об изменениях:
16) игристые вина (шампанские):
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
18) пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли этилового спирта свыше 0,5 процента и до 8,6 процента включительно, напитки, изготавливаемые на основе пива:
Информация об изменениях:
19) пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли этилового спирта свыше 8,6 процента:
Информация об изменениях:
20) табак трубочный, курительный, жевательный, сосательный, нюхательный, кальянный (за исключением табака, используемого в качестве сырья для производства табачной продукции):
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
22) сигариллы (сигариты), биди, кретек:
Информация об изменениях:
23) сигареты, папиросы:
Информация об изменениях:
24) табак (табачные изделия), предназначенный для потребления путем нагревания:
Информация об изменениях:
25) электронные системы доставки никотина, устройства для нагревания табака:
Информация об изменениях:
26) жидкости для электронных систем доставки никотина:
Информация об изменениях:
28) автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 67,5 кВт (90 л.с.) и до 112,5 кВт (150 л.с.) включительно:
Информация об изменениях:
29) автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.) и до 150 кВт (200 л.с.) включительно:
Информация об изменениях:
30) автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 150 кВт (200 л.с.) и до 225 кВт (300 л.с.) включительно:
Информация об изменениях:
31) автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 225 кВт (300 л.с.) и до 300 кВт (400 л.с.) включительно:
Информация об изменениях:
32) автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 300 кВт (400 л.с.) и до 375 кВт (500 л.с.) включительно:
Информация об изменениях:
33) автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 375 кВт (500 л.с.):
Информация об изменениях:
34) мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.):
Информация об изменениях:
35) автомобильный бензин, не соответствующий классу 5:
Информация об изменениях:
36) автомобильный бензин класса 5:
Информация об изменениях:
37) дизельное топливо:
Информация об изменениях:
38) моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей:
Информация об изменениях:
2. Утратил силу с 1 января 2006 г.
Информация об изменениях:
3. Утратил силу с 1 января 2006 г.
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
Ставка акциза на этиловый спирт в размере 0 рублей за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре, применяется при совершении операций, предусмотренных подпунктом 22 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса, при представлении налогоплательщиком в налоговый орган по месту учета извещения об уплате авансового платежа акциза по алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции в соответствии с пунктом 7 статьи 204 настоящего Кодекса либо банковской гарантии и извещения об освобождении от уплаты авансового платежа акциза по алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции в соответствии с пунктом 11 статьи 204 настоящего Кодекса.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 24 ноября 2014 г. N 366-ФЗ статья 193 настоящего Кодекса дополнена пунктом 5, вступающим в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по акцизам
5. Если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, налогообложение природного газа осуществляется по налоговой ставке 30 процентов.
Информация об изменениях:
6. Ставка акциза на прямогонный бензин () определяется налогоплательщиком в рублях за 1 тонну по формуле:
,
где — коэффициент, устанавливаемый равным:
Рассчитанная ставка акциза на прямогонный бензин () округляется до целого значения в соответствии с действующим порядком округления и признается для целей настоящей главы твердой (специфической) ставкой.
Информация об изменениях:
7. Ставка акциза на бензол, параксилол, ортоксилол () определяется налогоплательщиком в рублях за 1 тонну по формуле:
,
где — коэффициент, определяемый в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.
Рассчитанная ставка акциза на бензол, параксилол, ортоксилол () округляется до целого значения в соответствии с действующим порядком округления и признается для целей настоящей главы твердой (специфической) ставкой.
Информация об изменениях:
ГАРАНТ:
Действие положений пункта 8 статьи 193 настоящего Кодекса (в редакции Федерального закона от 30 июля 2019 г. N 255-ФЗ) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 июля 2019 г.
8. Если иное не установлено в настоящем пункте, ставка акциза на нефтяное сырье () определяется налогоплательщиком в рублях за 1 тонну по формуле:
,
где — средний за календарный месяц налогового периода уровень цен нефти «Юралс» на мировых рынках, выраженный в долларах США за баррель, определяемый в соответствии с пунктом 3 статьи 342 настоящего Кодекса;
— удельный коэффициент, характеризующий корзину продуктов переработки нефтяного сырья. Рассчитанный в порядке, определенном настоящим пунктом, коэффициент
округляется до четвертого знака в соответствии с действующим порядком округления;
— коэффициент, определяемый в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи;
— коэффициент, характеризующий региональные особенности рынков продуктов переработки нефтяного сырья.
определяется в отношении нефтяного сырья, направленного на переработку на производственных мощностях по переработке нефтяного сырья, указанных в свидетельстве о регистрации лица, совершающего операции по переработке нефтяного сырья, выданном налогоплательщику либо организации, непосредственно оказывающей налогоплательщику услуги по переработке нефтяного сырья, и принимается равным:
определяется по формуле:
,
где — количество нефтяного сырья, принадлежащего налогоплательщику на праве собственности и направленного налогоплательщиком либо организацией, непосредственно оказывающей налогоплательщику услуги по переработке нефтяного сырья, на переработку по данным средств измерений, размещенных в местах, указанных в свидетельстве о регистрации лица, совершающего операции по переработке нефтяного сырья, выданном налогоплательщику либо организации, непосредственно оказывающей налогоплательщику услуги по переработке нефтяного сырья, за налоговый период, выраженное в тоннах;
Если величина , рассчитанная для налогового периода, оказалась меньше или равна 25 долларам за баррель, ставка акциза на нефтяное сырье (
) для такого налогового периода принимается равной произведению 20 долларов США, среднего значения за календарный месяц налогового периода курса доллара США к рублю Российской Федерации (Р) и коэффициента
.
Вне зависимости от выполнения других условий, установленных настоящим пунктом, ставка акциза на нефтяное сырье () для налогового периода принимается равной 0 в случае, если в таком налоговом периоде выполнено хотя бы одно из следующих условий:
за налоговый период соотношение суммы величин ,
,
,
к величине
оказалось менее 0,75;
объем автомобильного бензина класса 5 и (или) дизельного топлива класса 5, произведенных, в том числе по договору об оказании налогоплательщику услуг по переработке нефтяного сырья, и реализованных налогоплательщиком, имеющим свидетельство о регистрации лица, совершающего операции по переработке нефтяного сырья, и (или) иным лицом, входящим в одну группу лиц с таким налогоплательщиком в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, в налоговом периоде на биржевых торгах, проводимых биржей (биржами), оказался менее минимальной величины реализации на биржевых торгах автомобильного бензина класса 5 и (или) дизельного топлива класса 5 соответственно, определяемой налогоплательщиком самостоятельно в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Для целей настоящего абзаца реализацией признается заключение договора купли-продажи на биржевых торгах, проводимых биржей (биржами) в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 325-ФЗ «Об организованных торгах». При этом факт заключения указанного договора подтверждается со стороны соответствующей биржи (бирж) сводными выписками из реестра договоров купли-продажи, заключенных налогоплательщиком (по поручению налогоплательщика) или иным лицом, указанным в настоящем абзаце. Требования, установленные настоящим абзацем, не распространяются на налогоплательщиков, не осуществляющих производство автомобильного бензина класса 5 и дизельного топлива класса 5 в налоговом периоде, в том числе на основании договора об оказании налогоплательщику услуг по переработке нефтяного сырья. Также требования настоящего абзаца не применяются при определении ставки акциза в отношении нефтяного сырья, направленного на переработку на расположенные в Хабаровском крае производственные мощности, указанные в свидетельстве о регистрации лица, совершающего операции по переработке нефтяного сырья, выданном налогоплательщику либо организации, непосредственно оказывающей налогоплательщику услуги по переработке нефтяного сырья.
Рассчитанная ставка акциза на нефтяное сырье () округляется до целого значения в соответствии с действующим порядком округления и признается для целей настоящей главы твердой (специфической) ставкой.
Организация, оказывающая налогоплательщику, имеющему свидетельство о регистрации лица, совершающего операции по переработке нефтяного сырья, услуги по переработке нефтяного сырья, обязана передать указанному налогоплательщику документы и сведения, необходимые для определения ставки акциза на нефтяное сырье (), в течение 15 календарных дней, считая с первого числа месяца, следующего за месяцем налогового периода.
В случае, если организация, непосредственно осуществляющая переработку нефтяного сырья и имеющая свидетельство о регистрации лица, совершающего операции по переработке нефтяного сырья, в течение налогового периода осуществляет переработку собственного нефтяного сырья и (или) нефтяного сырья третьих лиц, такая организация обязана вести раздельный учет нефтяного сырья, направленного на переработку, и всех продуктов его переработки в отношении каждого собственника сырья.
В случае, если организация, имеющая свидетельство о регистрации лица, совершающего операции по переработке нефтяного сырья, осуществляет переработку собственного нефтяного сырья на основе нескольких договоров о переработке нефтяного сырья, такая организация определяет ставку акциза на нефтяное сырье () по каждому такому договору в отдельности.
В случае, если организация, имеющая свидетельство о регистрации лица, совершающего операции по переработке нефтяного сырья, осуществляет переработку собственного нефтяного сырья на производственных мощностях по переработке нефтяного сырья, указанных в ее свидетельстве и (или) в свидетельстве организации, непосредственно оказывающей такой организации услуги по переработке нефтяного сырья, и расположенных в разных субъектах Российской Федерации, такая организация определяет отдельно ставку акциза на нефтяное сырье () в отношении нефтяного сырья, направленного на переработку на производственных мощностях, расположенных в каждом из указанных субъектов Российской Федерации.