что такое специализированное издание
Что такое специализированное издание
Статья 2. Средства массовой информации. Основные понятия
Для целей настоящего Закона:
под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы;
под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием);
(в ред. Федерального закона от 14.06.2011 N 142-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное наименование (название), текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год;
(в ред. Федерального закона от 14.06.2011 N 142-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
под радио-, теле-, видео-, кинохроникальной программой понимается совокупность периодических аудио-, аудиовизуальных сообщений и материалов (передач), имеющая постоянное наименование (название) и выходящая в свет (в эфир) не реже одного раза в год;
(в ред. Федерального закона от 14.06.2011 N 142-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
под продукцией средства массовой информации понимается тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания, отдельный выпуск телеканала, радиоканала, радиопрограммы, телепрограммы, кинохроникальной программы, тираж или часть тиража аудио- или видеозаписи программы, отдельный выпуск либо обновление сетевого издания, отдельный выпуск иного средства массовой информации;
(в ред. Федерального закона от 14.06.2011 N 142-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
под распространением продукции средства массовой информации понимаются продажа, подписка, доставка, раздача периодического печатного издания, аудио- или видеозаписи программы, вещание телеканала, радиоканала (телевизионное вещание, радиовещание), вещание телепрограммы, радиопрограммы в составе соответственно телеканала, радиоканала, демонстрация кинохроникальной программы, предоставление доступа к сетевому изданию, иные способы распространения;
(в ред. Федерального закона от 14.06.2011 N 142-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
под специализированным средством массовой информации понимается такое средство массовой информации, для регистрации или распространения продукции которого настоящим Законом установлены специальные правила;
под редакцией средства массовой информации понимается организация, учреждение, предприятие либо гражданин, объединение граждан, осуществляющие производство и выпуск средства массовой информации;
под главным редактором понимается лицо, возглавляющее редакцию (независимо от наименования должности) и принимающее окончательные решения в отношении производства и выпуска средства массовой информации;
под журналистом понимается лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного средства массовой информации, связанное с ней трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по ее уполномочию;
под издателем понимается издательство, иное учреждение, предприятие (предприниматель), осуществляющее материально-техническое обеспечение производства продукции средства массовой информации, а также приравненное к издателю юридическое лицо или гражданин, для которого эта деятельность не является основной либо не служит главным источником дохода;
под распространителем понимается лицо, осуществляющее распространение продукции средства массовой информации по договору с редакцией, издателем или на иных законных основаниях;
под телеканалом, радиоканалом понимается сформированная в соответствии с сеткой вещания (программой передач) и выходящая в свет (эфир) под постоянным наименованием (названием) и с установленной периодичностью совокупность теле-, радиопрограмм и (или) соответственно иных аудиовизуальных, звуковых сообщений и материалов. Правила, установленные настоящим Законом и другими законодательными актами Российской Федерации для телепрограммы, радиопрограммы, применяются в отношении телеканала, радиоканала, если иное не установлено настоящим Законом;
(абзац введен Федеральным законом от 14.06.2011 N 142-ФЗ)
под вещателем понимается российское юридическое лицо, осуществляющее формирование телеканала или радиоканала и его распространение в установленном порядке на основании лицензии на телевизионное вещание, радиовещание;
(абзац введен Федеральным законом от 14.06.2011 N 142-ФЗ)
под сетевым изданием понимается сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», зарегистрированный в качестве средства массовой информации в соответствии с настоящим Законом;
(абзац введен Федеральным законом от 14.06.2011 N 142-ФЗ)
под обязательными общедоступными телеканалами и (или) радиоканалами понимаются телеканалы и (или) радиоканалы, которые определяются в соответствии с настоящим Федеральным законом и подлежат распространению во всех средах вещания без взимания платы с потребителей (телезрителей, радиослушателей) за право просмотра, прослушивания;
(абзац введен Федеральным законом от 13.07.2015 N 257-ФЗ)
под исследованием объема аудитории понимаются систематический сбор, запись, систематизация и анализ данных, относящихся к объему и предпочтениям аудитории телеканалов (телепрограмм, телепередач), сетевых изданий, а также передача (предоставление, распространение, доступ) полученных результатов исследований;
(в ред. Федерального закона от 01.07.2021 N 266-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
под регистрирующим органом понимается федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации осуществлять регистрацию средств массовой информации, или его территориальный орган.
(абзац введен Федеральным законом от 29.07.2017 N 239-ФЗ)
Основные понятия публикационной активности¶
В данном разделе описываются основные понятия и терминология применяемые в издательской сфере, библиотечном деле и наукометрии, а также структура ввода данных о публикациях в ИАС ИСТИНА.
Основные определения¶
Классификация изданий по доступности восприятия¶
Классификация изданий по регулярности выхода¶
Классификация изданий по составу основного текста¶
Классификация изданий по целевому назначению¶
Классификация изданий по целевой аудитории¶
Классификация изданий по характеру информации¶
комплекс признаков, отражающих жанровые и иные особенности произведения, содержащегося в издании.
Классификация изданий по характеру аналитико-синтетической переработки информации¶
Классификация изданий по оригинальности содержания¶
Классификация изданий по способу организации произведений¶
Классификация изданий по объёму¶
Классификация изданий по повторности выпуска¶
Классификация изданий по материальной конструкции¶
Классификация изданий по характеру обращения¶
Классификация изданий по территориальному признаку¶
существует два основных вида международных изданий
Чёткого критерия однозначно определяющего статус как международный не существует. Можно только говорить об общих принципах: цели издания — международного значения, распространение издания осуществляется как минимум в двух государствах и пр. Подразумевается также, что международное издание имеет самый высокий уровень.
Иностранное издание выпускаемое на территории иностранного государства. Федеральное российское издание, выпускаемое для распространения на всей территории РФ. Региональное российское издание, выпускаемое для распространения в основном на территории какого-то одного региона. Местное российское издание, выпускаемое для распространения в одном населённом пункте или организации.
Некоторые характеристики электронных изданий¶
Особенности классификации электронных изданий¶
помимо общей классификации относящейся ко всем видам изданий, ЭИ дополнительно классифицируются
Важным отличительным признаком ЭИ является обновляемость. В отличие от печатных изданий, которые являются не обновляемыми (для обновления информации выпускается переиздание), ЭИ могут быть как не обновляемыми, так и обновляемыми. Кроме того ЭИ различают
электронное издание, предназначенное для использования в режиме локального доступа и распространяемое в виде:
Состав электронных изданий¶
Структура издания: статьи и главы¶
существует несколько определений данного термина в различных областях деятельности. В рамках научного процесса рассматриваются два из них:
Классификаторы и рубрикаторы¶
Индексирование научной литературы¶
Наукометрические показатели¶
метод определения кратчайшего пути соавторства по совместным научным публикациям от какого-либо учёного до венгерского математика Пала Эрдёша (1913—1996). Эрдёш написал за свою жизнь как минимум 1525 статей, что не имеет аналогов среди современных ему математиков и сопоставимо только с числом работ Эйлера (более 850). Поскольку большинство из этих работ были созданы в соавторстве, а в математике совместная статья традиционно является скорее исключением, чем правилом, наличие такого большого числа соавторов породило в фольклоре математиков понятие «число Эрдёша». Это число определяется следующим образом:
Ряд исследований показал, что ведущие математики имеют особенно низкие числа Эрдёша. Согласно «The Erdös Number Project» университета Окленда, числом Эрдёша обладают не менее 260 тысяч математиков, для большинства из них это число не превышает 8. Среднее значение составляет 4,65, а медианное равняется 5. При этом среди лауреатов Филдсовской премии медианное значение равняется трём. Не менее 134 тысяч математиков имеют число Эрдёша ниже шести, тогда как всего для 7097 математиков его значение составляет меньше трёх. Первым человеком с конечным числом Эрдёша предположительно является Лаплас (1749—1827, число Эрдёша равно 14). Хотя изначально понятие числа Эрдёша использовалось среди математиков в шуточных целях, в последующие годы оно также приобрело значение в качестве инструмента оценки уровня совместных работ между математиками, а также специалистами из других научных областей. Поскольку уровень междисциплинарного взаимодействия в современных научных публикациях крайне высок, огромное число не математиков среди различных научных дисциплин имеют конечные числа Эрдёша. Так, среди Нобелевских лауреатов по физике Альберт Эйнштейн и Шелдон Ли Глэшоу имеют число Эрдёша равное двум, а Энрико Ферми, Отто Штерн, Вольфганг Паули, Макс Борн, Уиллис Лэмб, Юджин Вигнер, Ричард Фейнман, Ханс Бете, Марри Гелл-Ман, Абдус Салам, Стивен Вайнберг, Норман Рэмзи, Фрэнк Вильчек и Дэвид Вайнленд имеют числа Эрдёша, равные трём.
Структура ввода данных о публикациях¶
В ИАС ИСТИНА регистрируются следующие виды публикаций:
Они могут издаваться как самостоятельное издание (Книги) или являться частью различных видов изданий. На следующей схеме представлены издания, классифицированные по характеру информации ( Рис. 273 ).
специализированное издание
Смотреть что такое «специализированное издание» в других словарях:
Золотая Саламандра (премия) — Золотая Саламандра … Википедия
ПРАЙМ-ТАСС — ПРАЙМ (до июня 2011 ПРАЙМ ТАСС) Логотип ПРАЙМ ТАСС Дата основания июне 1996 года Свидетельство о регистрации СМИ Эл №77 2402 от 21.02.2000 … Википедия
Средства массовой информации Сургута — Средства массовой информации города Сургута представлены ниже. Содержание 1 Газеты и журналы 1.1 Газета «Сургутская трибуна» … Википедия
NETGEAR — Тип Публичная компания Листинг на бирже NASDAQGM: NTGR … Википедия
Украинский центр политического менеджмента — (укр. Український центр політичного менеджменту) – Всеукраинская благотворительная неприбыльная организация. Создана в 1998 г. Цель деятельности разработка и реализация научно практических проектов и комплексных программ. Основные уставные задачи … Википедия
СМИ Сургута — Средства массовой информации города Сургута представлены ниже. Содержание 1 ГАЗЕТЫ И ЖУРНАЛЫ [1] 1.1 Газета «Сургутская трибуна» 1.2 Газета «Новый Город» … Википедия
ЭРА DVD — Российская компания «DVD Альянс» основана в 1998 году при содействии DVD Software Consortium для продвижения формата DVD в России и объединения производителей техники и дисков. Основное направление работы: выпуск журнала «Эра DVD», дайджеста «DVD … Энциклопедия кино
Часовой Бизнес (журнал) — Часовой Бизнес логотип журнала Специализация: часовой, профессиональный (B2B) Периодичность выхода: 1 раз в 2 месяца С … Википедия
Часовой бизнес (журнал) — Часовой Бизнес логотип журнала Специализация: часовой, профессиональный (B2B) Периодично … Википедия
Беттауэр, Гуго — Гуго Беттауэр. 1910 е годы Гуго Беттауэр (нем. Hugo Bettauer; при рождении Maximilian Hugo Betthauer; 18 августа 1872 … Википедия
На старт! (газета) — … Википедия
Что такое специализированное издание
Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу
ИЗДАНИЯ. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ
Термины и определения
System of standards on information, librarianship and publishing.
Publications. Basic types. Terms and definitions
Дата введения 2004-07-01
1 РАЗРАБОТАН Российской книжной палатой Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций и Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 191 «Научно-техническая информация, библиотечное и издательское дело»
ВНЕСЕН Госстандартом России
2 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 23 от 22 мая 2003 г.)
За принятие проголосовали:
Наименование национального органа
по стандартизации
Госстандарт Республики Беларусь
Госстандарт Республики Казахстан
3 Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 25 ноября 2003 г. N 331-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 7.60-2003 введен в действие непосредственно в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июля 2004 г.
ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС N 2, 2007 год
Поправка внесена изготовителем базы данных
Введение
Установленные в стандарте термины расположены в систематическом порядке, отражающем систему понятий в области книгоиздания.
Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин.
Недопустимые к применению термины-синонимы приведены в круглых скобках после стандартизованного термина и обозначены пометой «Ндп».
В алфавитном указателе приведены термины с указанием номеров статей-индексов, показывающих место каждого термина в логической системе стандарта.
Приведенные в стандарте определения можно при необходимости изменять, вводя в них производные признаки, раскрывая значения используемых в них терминов, указывая объекты, входящие в объем определяемого понятия. Изменения не должны нарушать объем и содержание понятий, определенных в данном стандарте.
В стандарте приведены иноязычные эквиваленты стандартизованных терминов на немецком (de), английском (en), французском (fr) языках.
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает термины и определения понятий, употребляемых в области книгоиздания.
Термины, установленные настоящим стандартом, рекомендуются для применения во всех видах документации и литературы в области книгоиздания, входящих в сферу работ по стандартизации и/или использующих результаты этих работ.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 7.0-99 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения
ГОСТ 7.83-2001 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Электронные издания. Основные виды и выходные сведения
3 Термины и определения
3.1 Общие понятия
издание (Ндп. название; публикация; тираж; экземпляр): Документ, предназначенный для распространения содержащейся в нем информации, прошедший редакционно-издательскую обработку, самостоятельно оформленный, имеющий выходные сведения
г. Магнитогорск, МГТУ им. Носова
ЖАНРОВО-СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УЗКОНАПРАВЛЕННЫХ ИЗДАНИЙ НА ПРИМЕРЕ ЖУРНАЛА «МИР ФАНТАСТИКИ»
GENRE AND STYLISTIC FEATURES OF NARROWLY TARGETED EDITIONS ON THE EXAMPLE OF THE «MIR FANTASTIKI» MAGAZINE
Аннотация: Среди широкого спектра печатной прессы, представленной на рынке СМИ, особую нишу занимает так называемая специализированная журналистика. В данной работе рассматриваются специализированные журналы, их жанрово-стилистические особенности. За основу взят пласт развлекательной журналистики, в частности, журналы, посвященные фантастической тематике.
Ключевые слова: специализированная пресса; жанровые особенности; развлекательная журналистика.
Abstract: Among a wide range of the print media presented in the mass media market, specialized press takes a special place. In this work we consider specialized magazines, their genre and stylistic features. Entertaining journalism, in particular, the magazines about fantasy and fiction is taken as a basis.
Keywords: specialized press; genre features; entertaining journalism; fantasy.
Появление специализированной журналистики можно связать с появлением первых журналов. Так, например, первый журнал в России появился как приложение к правительственной газете «Санкт-Петербургские ведомости» – «Месячные исторические, генеалогические и географические примечания в Ведомостях» Эти примечания носили научно-популярный характер. Позже, в 1702–1759 году происходит становление государственной печати. Однако появление первых специализированных изданий в России датируется второй половиной XIX в. и связывается исследователями прежде всего с развитием капиталистических отношений. В это время наблюдается активный рост всех отраслей техники, промышленности, культуры, досуга, их переход на коммерческую основу и потребность в широкой рекламе, во-вторых, – приобретение коммерческого смысла в издательской деятельности. Понятие «рынок прессы» появилось в нашей стране лишь в 1990 году, когда Закон СССР «О печати и других средствах массовой информации» упразднил все преграды для создания СМИ гражданами и организациями.
Специальная журналистика – это издания, различные по тематическому направлению, целевому назначению, программе, периодичности, тиражу, продолжительности выпуска. Она нацелена на информационное обслуживание специфических интересов аудитории.
У специализированной прессы есть свои так называемые «этажи» проживания. Демографические и социально ориентированные газеты (например, деловая качественная пресса) занимают первые этажи, культурно-оздоровительные (в т. ч. спортивные) газеты – вторые, а далее идут специализированные издания, рассчитанные на более узкие интересы аудитории (автолюбительские, например). Именно последним посвящено данное исследование, в котором мы рассматриваем жанрово-стилистические особенности специализированных журналов с точки зрения их функций, характера информации, целевого назначения, аудитории, контента, жанровой специфики и особенностей оформления.
Функции специализированных изданий, базируются на общих для всех СМИ функциях. М. В. Шкондин выделяет следующие функции специализированной прессы:
— информационно-познавательные или событийно-познавательные функции. Они создают информативное поле для аудитории, держат ее в курсе событий, происходящих в интересующей читателей теме;
— познавательно-аналитические функции. Благодаря им аудитория получает возможность самостоятельно анализировать актуальные процессы действительности, вырабатывать необходимые мировоззренческие ориентиры;
— организационные функции. Они позволяют аудитории формировать в себе такие навыки, как организационные отношения субординации, координации, инициативы, ответственности [16].
Также можно говорить о рекреативной функции, воплощающейся не во всех, но во многих периодических изданиях специализированного типа. Это пресса, направленная на получение удовольствия от чтения газеты или журнала, посвященного любимой теме. Сюда можно отнести всю развлекательную журналистику, ограниченную определенной темой, например, журналы о компьютерных играх, детские журналы, мужской глянец.
Исходя из функций и анализа многочисленных исследований, можно дать следующее определение специализированной прессе:
Специализированная пресса – особая разновидность периодических изданий, выходящая из классификации СМИ по признаку аудитории, сфокусированная на конкретной тематике, ориентированная на специфические запросы своих читателей, а значит, направленная только на определенную часть населения.
Характер информации является важным основанием для формирования различных типологических групп СМИ. Издания, адресуемые определенной аудитории (общероссийские, региональные, женские и др.), могут быть универсальными по тематике, т. е. отражать темы, интересующие данную аудиторную группу.
Особое место занимают специализированные издания. Они в отличие от универсальных имеют ряд структурных особенностей. Специализированные издания могут иметь модели:
— «для всех не обо всем» (тематическая профилизация прессы – «Спорт-Экспресс», «Финансовая Россия»);
— «не для всех не обо всем» (ограничение аудитории и тематики – профессионально-отраслевые, женские, мужские, детские) [14].
К специализированным изданиям относятся в первую очередь отраслевые издания, например, журналы. 1 Изданием журнального типа является издание «Мир фантастики». Оно выходит с сентября 2003 года. «МФ» – ежемесячный журнал фантастики (г. Москва), выпускаемый издательским домом «ТехноМир» («Игромания», «Лучшие компьютерные игры»).
Журнальный формат более предпочтителен для узконаправленной прессы, потому что позволяет вместить в себя то, что не входит в формат газеты. Преимуществами журнала являются переход на более высокий уровень полиграфии, увеличение объема за счет более свободного пространственно-композиционного решения; привлечение большего количества иллюстративного материала; увеличение числа изданий для среднего класса. Журнал в отличие от газеты, теряя в оперативности, выигрывает в масштабности познания и отображения действительности.
Целевое назначение – один из главных признаков деления периодических изданий. Этот признак наиболее универсально характеризует существо издания, его предназначение, определяет читательскую аудиторию, читательский адрес, в нем непосредственно отражается цель издания, его задачи и программа. Целевое назначение конкретизирует характер и тип издания. Так, например, целевое назначение журнала «Мир Фантастики» состоит в предоставлении информации людям, интересующимся фантастикой и фэнтэзи во всех ее направлениях (так звучит слоган издания).
Аудитория. Специализированные издания удовлетворяют интересы аудитории в дополнительной информации, рассчитанной на половозрастные особенности аудитории и ее различные интересы в различных сферах жизнедеятельности. На спрос изданий влияют, прежде всего, социально-демографические характеристики (пол, возраст, образование, уровень доходов, профессия, вероисповедание и др.). Обычно не составляет труда по характеру публикаций определить, что то или иное издание адресовано детям, женщинам, сельским жителям, православным христианам и т. п. Узконаправленная пресса издается для групп потребителей, объединенных по личным интересам.
Для специальных изданий целевое назначение определяется исходя из воздействий на соответствующую аудиторию, рода деятельности и квалификационного уровня читателей, которым они адресованы.
Поэтому количество читателей специализированных изданий значительно меньше, чем у других. Отсюда вытекает такая особенность, как максимальная однонаправленность аудитории. Издатели хорошо знают портрет своего читателя и его процент от общей аудитории. Соответственно, тираж ориентирован именно на это количество человек. У таких изданий всегда был относительно небольшой тираж из-за значительного сужения числа читателей определенной тематикой. Так, примерное число экземпляров журнала «Мир фантастики», который мы будем рассматривать в данной статье, составляет примерно 45800 тыс. Количество страниц колеблется примерно от 150 до 190. Основной аудиторией журнала является молодежь, в возрасте от 16 до 30 лет, однако в действительности для журнала характерно преобладание мужской аудитории в возрасте от 25 до 54 лет.
Контент узконаправленной прессы тоже имеет свою специфику. Она освещает достижения, проблемы, задачи одной отрасли, и ее читают только специалисты или люди, заинтересованные в этой тематике. Кроме того, издатели стараются выдать своему читателю как можно больше информации, включая в издание все аспекты выбранной тематики. К примеру, «Мир фантастики», несмотря на узкую направленность издания, имеет довольно широкий обзор темы. По определению самих создателей журнал включает в себя «различные направления современной культуры, это не только литература, но и кинематография и игры компьютерные и настольные». Слоган издания – «Фэнтези и фантастика во всех проявлениях» – полностью оправдывает содержание каждого номера [15].
Следуя моде на различные вложения, притягивающие читателей, «МФ» стал прикладывать к журналу CD.
«На диск помещалось всё, что не влезло в журнал (в основном дополнительные статьи, обои, иллюстрации, рисунки), и всё, что в него и не могло влезть, но более-менее подходило под темы номера (трейлеры к фильмам и играм)» [15].
С появлением DVD-дисков на вложенном диске стали появляться фильмы (первым был «Дюна» Дэвида Линча в 19 номере 2005 года), видеоинтервью, передача «Модель для сборки», музыка. Все, что можно было встретить на диске, описывалось в журнале. Рубрика «Диск „МФ“» составляет 8 страниц.
Жанровая специфика. Специализированная журналистика не ограничивает себя в выборе жанров. Отсутствие или наличие того или иного жанра зависит непосредственно от концепции и политики самого издания. Это может быть аналитическое издание, базирующееся в основном на статистиках, опросах, комментариях, рецензиях или беседах, а может – модный глянец, основанный на фотоотчетах.
«МФ» уделяет внимание всем областям, в которые проникает фантастика. Это не только художественная литература, но и кино, игры, иллюстрации, аниме, комиксы, Интернет и иные отрасли развлечений – все сферы, которые интересны настоящим поклонникам фэнтези и научной фантастики. Этим уникальна его жанровая структура. Хотя, на наш взгляд, издание имеет серьезный аналитический подход к выбранной тематике. Журнал содержит множество рецензий, рейтингов, бесед, интервью – материалов, дающих поводы к размышлению.
Зорич писал: «Особенность „Мира фантастики“ в том, что орган этот вернул литературу в ситуацию конструктивного синкретизма, в котором она счастливо пребывала в архаические времена (когда литературный перформанс был немыслим без музыкантов и хора, когда вербальное плавно перетекало в невербальное, текст – в театр, а тот – в мистерию)» [1].
Соответственно, формы подачи материала у «МФ» также имеют свои особенности. «МФ», стараясь не превращать материалы в скучные лекции, говорит со своей аудиторией на их языке – просто и остроумно, по крайней мере, пытается – и иногда подобная свобода стиля сбивает с толку.
Издание включает в себя практически все журналистские жанры. Среди них преобладают:
1) аналитические – рецензии, беседа, эксперимент и т. д.;
2) информационные – интервью, репортаж, хроника;
3) шоу-жанр – игры, конкурсы, комиксы.
Особенности оформления
Каждое издание имеет свой неповторимый стиль оформления. Именно по нему читатель узнает свой журнал или газету среди многих других. Оформление специализированной прессы имеет ряд функциональных особенностей:
1) дизайн, позволяющий потенциальному читателю точно определить тематику и примерное содержание данного издания. К примеру, в особенности дизайна «МФ» входит яркая и необычная обложка с использованием образов известных персонажей книг, игр, комиксов и т. д., привлекающих внимание. Цветовая гамма и стиль могут меняться, но название всегда остается на подложке. Также в оформлении используется строго ограниченный набор шрифтов. Уникальным является шрифт в названии журнала;
2) иллюстрации, не выходящие за рамки темы, чтобы не отвлекать внимание читателя. Страницы журнала «Мир Фантастики» пестрят рисунками и фотографиями, иллюстрирующими конкретный материал. Отсутствуют рекламные блоки;
3) более свободный стиль изложения и расположения материалов.
«Мир фантастики» обладает более свободным, даже развязным стилем. В статьях часто попадаются слова из общеупотребительной разговорной лексики. Материалы также характеризуются короткими предложениями, ироничным стилем повествования и большим количеством знаков на страницу.
Специализированная журналистика представляет собой сложное явление. На примере анализа российского издания «Мир Фантастики» мы установили, что она отличается от других печатных изданий рядом жанровых, стилистических и дизайнерских особенностей. Основными признаками специализированной прессы являются целевая однонаправленность аудитории, небольшой тираж, тематическая ограниченность.
1 Журнал – печатное периодическое издание, являющееся одним из основных средств массовой информации и пропаганды, оказывает влияние на общественное мнение, формируя его в соответствии с интересами определённых общественных классов, политических партий, организаций [13].
Библиографический список
1. Зорич, Александр. Пространство воображаемого как земляничная поляна (о журнале «Мир фантастики») / А. Зорич // Знамя. – 2008. – № 2. – http://www.zorich.ru/press/review088.htm.
2. Зорич, Александр. Земляничная поляна как поверхность для скольжения / А. Зорич. – http://magazines.russ.ru/znamia/2009/2/zo29.html.
3. Мир Фантастики. – 2005. – № 28.
4. Мир Фантастики. – 2006. – № 31.
5. Мир Фантастики. – 2006. – № 37.
6. Мир Фантастики. – 2007. – № 42.
7. Мир Фантастики. – 2007. – № 44.
8. Мир Фантастики. – 2007. – № 46.
9. Мир Фантастики. – 2007. – № 47.
10. Мир Фантастики. – 2007. – № 51.
11. Мир Фантастики. – 2008. – № 58.
12. Мир Фантастики. – 2006. – № 7.
13. Журнал // БСЭ. – 1969–1978.
14. Реснянская, Л. Общероссийские газетные издания / Л. Реснянская // Вестник МГУ. Сер. Журналистика. – 2000. – № 4. – С. 3–14.
15. Сергей Серебрянский, Светлана Карачарова. Наша эра. Ретроспектива «МФ». Ч. 3. «Мир фантастики» № 99; ноябрь 2011. – http://mirf.ru/Articles/art4901.htm.
16. Шкондин, М. В. Система СМИ и ее среда / М. В. Шкондин // Типология средств массовой информации. – М., 2001. – С. 15–31.