что такое сознательный возраст
В каком возрасте дети начинают осознавать последствия своих поступков?
«Ты что, не понимаешь, к чему это приведет?!» – как часто родители произносят эту фразу, обращаясь к своим детям. Обычно она носит риторический характер, и лишь немногие родители задумываются: а действительно, понимает ли. Сегодня мы ответим на этот вопрос и расскажем, в каком возрасте ребенок начинает осознавать последствия собственных действий.
Безусловно, продумывание последствий своих поступков будет сильно отличаться у ребенка трех лет и у подростка. Поэтому мы рассмотрим этот вопрос с точки зрения психологии развития. Как известно, выделяют несколько возрастных периодов, а переходными моментами являются так называемые возрастные кризисы – этапы, во время которых родители часто не узнают своих детей и совершенно не понимают, что происходит с их горячо любимым чадом. А происходит формирование важнейших новообразований, без которых невозможен переход от одного возрастного этапа к другому.
Дошкольники (дети до 7 лет)
Психика малышей раннего и дошкольного возраста устроена таким образом, что они пока не способны осознавать последствия своих действий даже для самих себя, что уж тут говорить о последствиях для других людей. Наиболее распространенные ситуации, в которых родители требуют от малышей продумывать, что произойдет после их поступков, связаны с детской безопасностью: детки часто выбегают на проезжую часть, едят красивые красные ягодки с неизвестных им кустов, играют со спичками и другими потенциально опасными предметами.
Дети в этом возрасте действительно не осознают последствий своих поступков! Тем не менее, если вы доступным им языком расскажете, почему нельзя играть на проезжей части и терпеливо будете объяснять это раз за разом, это закрепится в памяти у малыша. Еще один хороший вариант: придумайте игру, по правилам которой нельзя совершать те или иные поступки. Наиболее актуален этот способ при воспитании детей дошкольного возраста (4-7 лет), когда ведущей деятельностью является сюжетно-ролевая игра. Именно посредством игры дети учатся установлению правил и следуют им.
Рассказывайте своим детям о последствиях, объясняйте, по каким причинам вы требуете от них тех или иных поступков и демонстрируйте эту способность на собственном примере. Хорошей иллюстрацией также могут служить детские сказки, например о Колобке, который не подумал о последствиях и был съеден Лисой.
По мнению специалистов, дети не должны постоянно слышать от родителей «нельзя», особенно в дошкольном возрасте. Им обязательно нужно объяснять, почему не стоит делать то или иное действие.
Младший школьный возраст (дети от 7 до 12 лет)
Главным новообразованием кризиса семи лет является формирование произвольности – способности регулировать собственное поведение. Именно по этой причине рекомендуется отдавать детей в школу не ранее семи лет. В этом возрасте ребенок способен следовать правилам, соблюдать их, руководить своими действиями: например, не вставать с места во время урока. Ко всем этим умениям добавляется еще одно – способность осознавать последствия своих действий для самого себя. Младший школьник уже понимает, что нельзя играть с огнем, потому что можно обжечься. Восьмилетний ребенок уже не станет есть непонятные красные ягодки, потому что сможет продумать последствия: «Если этот куст окажется ядовитым, я отравлюсь». Тем не менее, нередко взрослые, ругая своих отпрысков за какие-то поступки, взывают подумать и о них, родителях: «Не подумал о себе – подумай обо мне: ведь я нервничаю из-за тебя!» Этот способ не только не принесет каких-либо позитивных плодов, но и разрушительно подействует на психику ребенка.
В младшем школьном возрасте ребенок уже может осознавать последствия своих действий для самого себя, но пока еще не может предугадать, как его действия отразятся на других людях. Именно поэтому возраст уголовной ответственности наступает значительно позже.
e_super
Здесь куется оружие
Считается, что у человека есть некий бессознательный возраст, во время которого он не понимает в должной степени ни себя, ни окружающий мир. И это правда. Человек взрослеет, вступает в пору полового созревания, бреет усы, выпивает первую полторашку пива и становится сознательным. Как бы ни так. Когда-то у меня был друг Костян. Он, не смотря на молодость, имел два выдающиеся способности – носить шапку-пидорку на самом кончике шышкообразной макушки, так что было не понятно, как она вообще там держится и, стоя на остановке в тридцатиградусный мороз, в летних кедах и трико, мелко-мелко трясти коленями. И вы знаете, он считал себя в высшей степени сознательным индивидуумом.
Бессознательный возраст заканчивается там, где личность начинает принимать на себя всю ответственность за свою жизнь. Формально это делают многие, а в действительности – единицы. Большинство продолжают жить, перекладывая груз ответственности на чужие плечи: на плечи Бога (значит, Он так решил); на плечи Судьбы (от нее не уйдешь); на Дьявола (черт попутал); на обстоятельства (куда деваться); на правительство (ничего святого); на начальника (придурок и вор, ненавижу!); на маму с папой (это они решили сделать меня библиотекарем) и т.д. Человеческий разум горазд на изобретение отмазок. Все для того, чтобы в случае чего быть «не при делах». Система учит нас этому с детства. Самая распространенная отговорка у детей: «Это не я! Это он!» и обязательно ткнуть пальцем в нехорошего. Все от того что страшно. Очень страшно быть в ответе за все, что не только ты делаешь, но и за все, что с тобой происходит и как бы «случается».
Возраст сознательный
Смотреть что такое «Возраст сознательный» в других словарях:
сознательный — прил., употр. сравн. часто Морфология: сознателен, сознательна, сознательно, сознательны; сознательнее; нар. сознательно 1. Сознательным называют то, что происходит, имеет место при участии сознания. Сознательный возраст. | Всю свою сознательную… … Толковый словарь Дмитриева
сознательный — ая, ое; лен, льна, льно. 1. Обладающий сознанием (2 зн.). Человек существо с ое. // Связанный с участием сознания, разума; осмысленный, разумный. С. возраст. Всю свою сознательную жизнь он прожил в этом городе. 2. Обладающий сознательностью (2 зн … Энциклопедический словарь
сознательный — ая, ое; лен, льна, льно. см. тж. сознательно 1) а) обладающий сознанием 2) Человек существо с ое. б) отт. Связанный с участием сознания, разума; осмысленный, разумный. Созна/тельный возраст. Всю свою сознательную жизнь он прожил в этом городе. 2) … Словарь многих выражений
age of reason — Возраст сознательный … Вестминстерский словарь теологических терминов
созна́тельный — ая, ое; лен, льна, льно. 1. Обладающий сознанием (в 1 и 2 знач.). Философы доказали, что эгоизм один из необходимых элементов всего живого, сознательного. Герцен, Письма об изучении природы. 2. Связанный с развитием сознания (в 1 знач.), с… … Малый академический словарь
Подростковая сексуальность — Подростковая сексуальность это аспект сексуального развития подростков в процессе познания окружающего мира и становления как личности, рассматривающий, помимо всего прочего, проблемы психологического, культурного, правового… … Википедия
ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ — выделение границ временных периодов жизни, характеризующихся определенными анатомо физиологическими и социально психологическими признаками развития. В России принята следующая В. п.: младенчество (от рождения до 1 года); преддошкольное детство… … Психомоторика: cловарь-справочник
Военная обязанность — Британцы! Вы нужны (Лорду Китченеру)! Вступайте в армию своей Родины! Боже храни короля. (Плакат 1 ой мировой войны) Ты мне нужен для Армии США! Пора записаться! Воинская обязанность (воинская повинность) обязательство, налагаемое на граждан… … Википедия
Воинская повинность — Британцы! Вы нужны (Лорду Китченеру)! Вступайте в армию своей Родины! Боже храни короля. (Плакат 1 ой мировой войны) Ты мне нужен для Армии США! Пора записаться! Воинская обязанность (воинская повинность) обязательство, налагаемое на граждан… … Википедия
Медицина — I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… … Медицинская энциклопедия
Когда начинается сознательная жизнь
Содержание статьи
Возраст ранней юности является для человека переходным этапом от детства к взрослости. Он возникает на рубеже привычной школьной жизни и новых неизведанных путей. Характерными для данного периода являются такие чувства, как ответственность перед собой и близкими людьми, страх за возможность выбора и ошибки.
Аспект самоопределения
Одним из важнейших аспектов самосознания является самоопределение. Оно подразделяется на личностное и профессиональное. Первое ставит перед старшеклассником вопрос: «Каким быть?». Этот аспект определяет характер, способности и личностные качества учащегося как индивида. Второе ставит перед человеком вопрос: «Кем быть?». Школьник пытается определить собственные интересы, старается почувствовать, какой род деятельности его больше всего привлекает.
Личностный аспект
К личностному аспекту самосознания относится три составляющих. Во-первых, это самоуважение. Степень принятия человеком себя как личности может быть как высокой, так и низкой. При удачном раскладе событий новое общество принимает человека так, как он себя подает. В ином случае ранимой личностью могут воспользоваться как студенты, так и коллеги по работе.
Во-вторых, важную роль в самосознании играет саморефлексия. Человек не может осознавать мир вокруг, не понимая своего внутреннего мира. Возможно, что в период ранней юности интерес к себе и своей уникальности будет повышен.
В-третьих, особое значение имеет саморегуляция. Человек, выходя в общество, должен понимать и принимать нормы поведения. Контроль над эмоциями и собственным состоянием в критической ситуации говорит о том, насколько сознателен человек.
Нравственный аспект
Нравственный аспект самосознания включает в себя две категории. Моральная устойчивость – способность ориентироваться в поведении на собственные взгляды и убеждения. Формирование мировоззрения – появление более или менее четкой картины мира, систематизация собственных убеждений по тем или иным вопросам.
Осознанный возраст у детей. Возраст сознательный. Смотреть что такое «Возраст сознательный» в других словарях
«Ты что, не понимаешь, к чему это приведет?!» – как часто родители произносят эту фразу, обращаясь к своим детям. Обычно она носит риторический характер, и лишь немногие родители задумываются: а действительно, понимает ли. Сегодня мы ответим на этот вопрос и расскажем, в каком возрасте ребенок начинает осознавать последствия собственных действий.
Безусловно, продумывание последствий своих поступков будет сильно отличаться у ребенка трех лет и у подростка. Поэтому мы рассмотрим этот вопрос с точки зрения психологии развития. Как известно, выделяют несколько возрастных периодов, а переходными моментами являются так называемые возрастные кризисы – этапы, во время которых родители часто не узнают своих детей и совершенно не понимают, что происходит с их горячо любимым чадом. А происходит формирование важнейших новообразований, без которых невозможен переход от одного возрастного этапа к другому.
Дошкольники (дети до 7 лет)
Психика малышей раннего и дошкольного возраста устроена таким образом, что они пока не способны осознавать последствия своих действий даже для самих себя, что уж тут говорить о последствиях для других людей. Наиболее распространенные ситуации, в которых родители требуют от малышей продумывать, что произойдет после их поступков, связаны с детской безопасностью: детки часто выбегают на проезжую часть, едят красивые красные ягодки с неизвестных им кустов, играют со спичками и другими потенциально опасными предметами.
Дети в этом возрасте действительно не осознают последствий своих поступков! Тем не менее, если вы доступным им языком расскажете, почему нельзя играть на проезжей части и терпеливо будете объяснять это раз за разом, это закрепится в памяти у малыша. Еще один хороший вариант: придумайте игру, по правилам которой нельзя совершать те или иные поступки. Наиболее актуален этот способ при воспитании детей дошкольного возраста (4-7 лет), когда ведущей деятельностью является сюжетно-ролевая игра. Именно посредством игры дети учатся установлению правил и следуют им.
Рассказывайте своим детям о последствиях, объясняйте, по каким причинам вы требуете от них тех или иных поступков и демонстрируйте эту способность на собственном примере. Хорошей иллюстрацией также могут служить детские сказки, например о Колобке, который не подумал о последствиях и был съеден Лисой.
По мнению специалистов, дети не должны постоянно слышать от родителей «нельзя», особенно в дошкольном возрасте. Им обязательно нужно объяснять, почему не стоит делать то или иное действие.
Рост и развитие ребенка. Критерии развития.
Онлайн школа английского языка нового поколения. Более 7 лет предоставляет обучение английскому языку по Skype (Скайп) и является лидером данного направления! Основные преимущества:
Узнать детали
Рост — это количественное изменение данного объекта, в том числе и психического процесса. Рост протекает во времени и измеряется в координатах времени. Главная характеристика роста — это процесс количественных изменений внутренней структуры и состава, входящих в него отдельных элементов, без существенных изменений в структуре отдельных процессов. Л.С. Выготский подчеркивал, что имеются явления роста и в психических процессах. Например, рост запаса слов без изменения функций речи.
Но за этими процессами количественного роста могут происходить другие явления и процессы. Тогда процессы роста становятся лишь симптомами, за которыми скрываются существенные изменения в системе и структуре процессов. В такие периоды наблюдаются скачки в линии роста, которые свидетельствуют о существенных изменениях в самом организме. Например, созревают железы внутренней секреции. В подобных случаях, когда происходят существенные изменения в структуре и свойствах явления, мы имеем дело с развитием.
Развитие, прежде всего, характеризуется качественными изменениями, появлением новообразований, новых механизмов, новых процессов, новых структур.
X. Вернер, Л.С. Выготский и другие психологи описали основные признаки, или критерии, развития. Наиболее важные среди них: дифференциация, расчленение ранее бывшего единым элемента; появление новых сторон, новых элементов в самом развитии; перестройка связей между различными сторонами объекта.
В качестве психологических примеров можно упомянуть дифференциацию натурального условного рефлекса на положение под грудью и комплекса оживления; появление знаковой функции в младенческом возрасте; изменение на протяжении детства системного и смыслового строения сознания. Каждый из этих процессов соответствует перечисленным критериям развития.
Понятие «развитие» включает в себя: прогрессивное развитие, регрессивное развитие и аномальное развитие:
1) Прогрессивное развитие характеризуется возрастающей дифференциацией и организацией психических процессов, сопровождающейся совершенствованием функционирования и формирования. 2) Регрессивное развитие характеризуется процессами дезорганизации, сопровождающимися замедлением и прекращением роста и накопления психических способностей.
3) Аномальное развитие характеризуется частичными или сплошными нарушениями процесса роста, дифференциации и организации психических функций, что сопровождается уменьшением способности к формированию и функционированию.
Существуют различные типы развития. Поэтому важно правильно найти то место, которое среди них занимает психическое развитие ребенка, то есть определить специфику психического развития ребенка среди других процессов развития. Л.С. Выготский различал преформированный и непреформированный типы развития.
Преформированный тип — это такой тип, когда в самом начале заданы, закреплены, зафиксированы как те стадии, которые явление (организм) пройдет, так и тот конечный результат, который будет им достигнут. Здесь все дано с самого начала. Примеры — эмбриональное развитие, физическое развитие (от рождения к старению). Несмотря на то, что эмбриогенез имеет свою историю (наблюдается тенденция к сокращению нижележащих стадий, самая новая стадия оказывает влияние на предшествующие стадии), это не меняет типа развития.
В психологии была попытка представить психическое развитие по принципу эмбрионального развития. Это концепция Ст. Холла. В ее основе лежит биогенетический закон Геккеля: онтогенез есть краткое повторение филогенеза. Психическое развитие рассматривалось Ст. Холлом как краткое повторение стадий психического развития предков современного человека.
Непреформированный тип развития наиболее распространен на нашей планете. К нему же относится развитие галактики, развитие Земли, процесс биологической эволюции, развитие общества. Непреформированный путь развития не предопределен заранее, с самого начала не известны все стадии развития и не известен его конечный результат.
Процесс психического развития ребенка также относится к этому типу процессов. Дети разных эпох развиваются по-разному и достигают разных уровней развития. С самого начала, с момента рождения ребенка не даны ни те стадии, через которые он должен пройти, ни тот итог, которого он должен достигнуть. Детское развитие — это непреформированный тип развития, но это совершенно особый процесс — процесс, который детерминирован не снизу, а сверху, той формой практической и теоретической деятельности, которая существует на данном уровне развития общества. В этом особенность детского развития. Его конечные формы не даны, а заданы. «В развитии ребенка, — пишет Л.С. Выготский, — то, что должно получиться в конце развития, в результате развития, уже дано в среде с самого начала. И не просто дано в среде с самого начала, но влияет на самые первые шаги развития ребенка». Ни один процесс развития, кроме онтогенетического, не осуществляется по уже готовому образцу. Человеческое развитие происходит по образцу, который существует в обществе. Л.С. Выготский предложил называть «эту развитую форму, которая должна появиться в конце детского развития… конечной, или идеальной, формой — идеальной в том смысле, что является образцом того, что должно появиться в конце развития, или конечной — в смысле того, что должно в конце развития у него получиться». Согласно Л.С. Выготскому, процесс психического развития ребенка — это процесс взаимодействия реальных и идеальных форм. Если в среде, замечает Л.С. Выготский, нет соответствующей идеальной формы и развитие ребенка протекает вне этих специфических условий, т.е. вне взаимодействия с конечной формой, то у ребенка соответствующая форма и недоразовьется.
Задача детского психолога — проследить логику освоения идеальных форм. Ребенок не сразу осваивает духовное и материальное богатство человечества. Но вне процесса освоения идеальных форм вообще невозможно развитие. Поэтому внутри непреформированного типа развития психическое развитие ребенка — это особый процесс. Процесс онтогенетического развития — процесс ни на что не похожий, процесс чрезвычайно своеобразный, который проходит в форме освоения материальной и духовной культуры общества.
Младший школьный возраст (дети от 7 до 12 лет)
Главным новообразованием кризиса семи лет является формирование произвольности – способности регулировать собственное поведение. Именно по этой причине рекомендуется отдавать детей в школу не ранее семи лет. В этом возрасте ребенок способен следовать правилам, соблюдать их, руководить своими действиями: например, не вставать с места во время урока. Ко всем этим умениям добавляется еще одно – способность осознавать последствия своих действий для самого себя. Младший школьник уже понимает, что нельзя играть с огнем, потому что можно обжечься. Восьмилетний ребенок уже не станет есть непонятные красные ягодки, потому что сможет продумать последствия: «Если этот куст окажется ядовитым, я отравлюсь». Тем не менее, нередко взрослые, ругая своих отпрысков за какие-то поступки, взывают подумать и о них, родителях: «Не подумал о себе – подумай обо мне: ведь я нервничаю из-за тебя!» Этот способ не только не принесет каких-либо позитивных плодов, но и разрушительно подействует на психику ребенка.
В младшем школьном возрасте ребенок уже может осознавать последствия своих действий для самого себя, но пока еще не может предугадать, как его действия отразятся на других людях. Именно поэтому возраст уголовной ответственности наступает значительно позже.
Возрастная психология. Шпаргалка (Н. А. Лощенкова)
11 ВНУТРИУТРОБНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА И ЕГО ОСОБЕННОСТИ
Периоды эмбрионального развития ребенка:
1) начальный (первые 7 дней развития);
2) зародышевый (со 2-й до 8-й недели беременности);
3) плодный (с 9-й недели и до родов).
К 8-й неделе зародыш начинает приобретать черты, свойственные человеку. В процессе эмбрионального развития человек проходит несколько кризисных стадий, связанных с формированием его отдельных систем.
В стабильный период проходят стадии принятия (с 8-й по 16-ю неделю беременности) и стадия внутриутробного младенца (с 20-й по 28-ю неделю беременности). Кризисными являются стадии инобытия (эта стадия протекает от начала беременности до 13-й недели) и фетально-сти (с15-й по 22-ю неделю беременности).
Рассмотрим эти стадии подробнее. Первой стадией по времени протекания является кризис инобытия. Это момент зачатия ребенка и его принятия организмом матери, т. е. начальный этап формирования плода.
Второй стадией является стадия принятия. На этой стадии происходит принятие плода организмом матери, ее осознание собственной беременности. Третьей стадией является кризис фетальности.
В этот период плод начинает активно проявлять себя, т. е. двигаться. Мать, ощущая своего ребенка, может отвечать на его движения (к примеру, поглаживанием), развивать его сенсорные способности. Четвертой и последней является стадия освоения (или стадия внутриутробного младенца). В этот период продолжается активное формирование плода. Он увеличивается в размере, все больше приобретает черты человека. В этот период у матери и плода эмоциональная связь становится более устойчивой.
К началу 3-го месяца уже можно говорить о развитии органов чувств и соответствующих им мозговых центров. Уже в шесть недель можно зафиксировать работу мозга, в семь – начинают свою деятельность синапсы. Это период возникновения первых рефлексов.
Трехмесячный плод уже может ощутить прикосновение, сам начинает активно двигаться. Слуховая система начинает формироваться с 8-й недели. Первым начинается формирование внутреннего уха, за ним – наружного, а уже к 5-му месяцу завершается процесс формирования всей слуховой системы.
Зрение и обоняние также формируются во внутриутробный период, но в отличие от тактильных ощущений и слуха никак не проявляют себя до момента рождения.
В этом состоит их отличие от вкуса, который ребенок начинает демонстрировать достаточно рано, что сказывается на потребностях матери.
Второе полугодие, процесс развития ребенка
6-9 месяц | 9-12 месяц | |
Что умеет? | Ползает | Переползает через предметы, ходит вокруг опоры |
Физическое развитие | Наклоняется вперед за игрушкой, стоит, опершись о мебель, сидит без поддержки | Переходит из положения на четвереньках в положение сидя, ходит с поддержкой |
Моторика рук | Хватает игрушки на лету, роняет их, чтобы посмотреть, как они падают, пьет из чашки | Показывает указательным пальцем, ставит кубики один на другой, проявляется доминантная рука |
Речевое и коммуникативное развитие | Реагирует на свое имя, лепечет хаотичные сочетания согласных и гласных | Понимает слово «нельзя», соединяет простые слоги в слова («ма-ма», «да-да»), машет рукой на прощание |
Интеллектуальное развитие | Боится незнакомых людей | Помнит, где игрушка, если ее спрятать, демонстрирует боязнь разлуки |
Что любит | Игры-рифмовки, катать мяч, следить за мыльными пузырями и хватать их | Игры с емкостями: любит выливать, наполнять, опорожнять; разглядывать себя в зеркале |
Юношеский возраст (после 16 лет)
Юношеский возраст завершает эволюцию осознания последствий своих поступков. К наступлению совершеннолетия юноши и девушки уже осознают последствия, которые наступят как для него и окружающих, так и для всего общества в целом.
В этом возрасте человек уже может продумывать свои действия наперед, строить планы и понимать, что именно будет зависеть от его поступков.
Как мы видим, нередко родители требуют от своих детей невозможного: полностью осознавать, что повлечет за собой то или иное действие, человек начинает только к наступлению совершеннолетия. Конечно, это не значит, что нужно полностью контролировать поведение своего ребенка, но обязательно нужно учитывать возрастные особенности.
Разговаривая с юношей или девушкой, проявляйте уважение. Слушайте их, интересуйтесь их мнением и отношением к событиям, старайтесь обсуждать вместе важные жизненные моменты, предусматривая возможные варианты развития событий. Объясняйте, что выгоднее и проще подумать заранее, к чему могут привести те или иные действия, чем впоследствии исправлять уже совершенные ошибки. Выражение «Я лучше знаю – жизнь прожил» без аргументов и личного примера не подействует.
Подростки (от 12 до 16 лет)
Подростковый возраст «славится» наибольшим количеством конфликтов между родителями и детьми, которые не слушают советов и предостережений взрослых. Многие родители боятся наступления этого возраста у своих детей, опасаясь, что подросток свяжется с плохой компанией, и повлиять на него будет очень сложно. Кризис подросткового возраста у всех наступает в разное время в зависимости от индивидуально-личностных особенностей: это может произойти и в 12, и в 15 лет. К тому же девочки, как известно, развиваются быстрее мальчиков.
Именно в подростковом возрасте формируется способность осознавать последствия своих действий не только для себя, но и для окружающих. 14 лет – возраст наступления частичной уголовной ответственности, когда тинейджер уже понимает, что его действия могут нанести вред другим людям. Тем не менее, не стоит забывать и о таком феномене подросткового возраста, как вера в персональный миф – характерное для подростка сознание того, что он является исключением из законов природы и будет жить вечно. Именно вера в персональный миф иногда толкает подростка к совершению суицида или к экстремальным увлечениям, потенциально несущим опасность для его жизни. Персональный миф пошатывает способность подростка к осознанию последствий своих действий для самого себя, но сохраняет возможность продумывать их для окружающих.
Постарайтесь не говорить подростку фраз типа: «Ты не понимаешь элементарных вещей – не знаю, что из тебя вырастет» или «Молодой еще – многого не понимаешь». Родителям необходимо аргументировать свою точку зрения, объясняя что-то подростку.
Мама в 30. Плюсы и минусы нового тренда
Из отчета Росстата следует, что в 2020 году пять россиянок старше 60 лет родили первенцев, еще 14 — вторых и последующих детей. Сдвиг в сторону более поздних рождений — это глобальный тренд, который наблюдается уже последние лет 40, рассказал заместитель заведующего Международной лабораторией демографии и человеческого капитала Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) РАНХиГС Сергей Шульгин. Его слова приводит РИА «Новости».
По его словам, в России средний возраст рождения для женщины — около 27 лет. Как отметил Шульгин, тренд является очень медленным, но устойчивым.
Акушер-гинеколог Центра акушерства, гинекологии и перинатологии имени Кулакова Юлия Кубицкая в беседе с «360» отметила, что в этом тренде нет ничего плохого, однако и затягивать с рождением детей она все же не рекомендует.
Осознанное решение
«Ничего страшного в этом нет, на самом деле, потому что женщина более взрослая, более понимающая, сможет обеспечивать своих детей. Ну, конечно, и затягивать с этим не надо», — заметила Кубицкая. По ее словам, оптимальный возраст для рождения ребенка — это до 40 лет в нынешнее время.
Источник фото: Pixabay
При этом с точки зрения биологии возраст с 18 лет был бы идеальным. По данным Кубицкой, средний возраст рождения ребенка сейчас 32 года. Даже 25-летних женщин мало бывает, отметила акушер-гинеколог. По ее словам, сейчас возраст рожениц бывает и выше 40 лет.
Как объяснила Кубицкая, с точки зрения биологии это плохо, а с точки зрения социализации это может быть и лучше.
«То есть дети имеют благополучных родителей, которые их сознательно рожают, которые ими занимаются. Они уже знают, что хотят. Они уже пользуются контрацепцией. Они рожают детей не тогда, когда получается, а тогда, когда хотят», — рассказала Кубицкая. Запланированные дети — это, как правило, после 30 лет, либо молодые восточные женщины.
Источник фото: Pixabay
Говоря о женщинах, которые рожают после 30 лет, акушер-гинеколог отметила, что, наверное, они планируют детей после реализации предыдущих планов, таких как получить высшее образование, найти работу.
С медицинской точки зрения оптимальный возраст для рождения ребенка для женщины — это +/- 25 лет. При этом все зависит от биологического возраста и здоровья женщины, четко сказать, что в определенном возрасте нужно рожать, нельзя.
Свобода в общественной оценке
Семейный психолог, психотерапевт в Центре системной семейной терапии Марина Слинькова также считает, что это связано с тем, что есть более достойная медицинская поддержка, вообще, в обществе поменялось отношение к более поздним детям, а также люди сначала хотят добиться социальной реализации.
«Это тоже удобно в целом, когда ты реализовался, обеспечил себе уже какое-то жилье, положение более-менее», — отметила психотерапевт. Также Слинькова считает, что сейчас люди начали более осознанно относиться к своим желаниям, меньше стали работать некоторые шаблоны.
Источник фото: Pixabay
«Есть больше мнений, и они, в общем-то, все в обществе себя реализуют и вполне нормально воспринимаются», — добавила Слинькова.
По ее словам, люди больше прислушиваются к себе: хотят они или не хотят, имеют они возможность или нет. Иногда это более ответственное отношение к родительству, а иногда у людей фокус больше на себе, и это тоже вполне имеет место.
Раньше было больше принято иметь поддержку со стороны бабушек, прабабушек, сейчас они меньше включаются, а значит, нужно рассчитывать на себя, нужно заработать на няню. При этом Слинькова считает, что тенденция более позднего рождения продолжится.
Психотерапевт отметила, что хорошо, что возраст рожениц увеличивается, но у всего должен быть предел. Она поделилась историей из личной практики, когда у 50-летних супругов после рождения ребенка начинаются проблемы из-за того, что у них нет энергетического тонуса на то, чтобы играть и общаться.