что такое современная цивилизация
Тема 1.3 Культура и цивилизация
Тема 1.3 Культура и цивилизация
Норматив по теме
Термины: цивилизация, интровертность, техногенная, глобализация
Культура и цивилизация
Понятие «цивилизация» одно из самых сложных в современной науке: предложено множество его определений.
В широком смысле под цивилизацией понимают уровень, ступень развития общества, материальной и духовной культуры, следующий за варварством, дикостью.
Используют это понятие и для обозначения совокупности уникальных проявлений общественных порядков, присущих определенной исторической общности.
В этом смысле цивилизация характеризуется как качественная специфика (своеобразие материальной, духовной, социальной жизни) той или иной группы стран, народов на определенном этапе развития.
Известный российский историк М. А. Барг так определил цивилизацию: «…Это способ, которым данное общество разрешает свои материальные, социально-политические и духовно-этические проблемы».
Различные цивилизации коренным образом отличаются друг от друга, так как основываются не на схожей производственной технике и технологии (как общества одной формации), а на несовместимых системах социальных и духовных ценностей. Любая цивилизация характеризуется не столько производственным базисом, сколько специфическим для нее образом жизни, системой ценностей, видением и способами взаимосвязи с окружающим миром.
Освальд Шпенглер (1880-1936), немецкий историк, философ
Культура — э то качественное своеобразие, особенность каждого народа, а цивилизация — это унифицирование, приведение к единым стандартам посредством распространения продуктов НТП.
Шпенглер О. считал, что если пришла цивилизация, то культура умирает.
Типы цивилизаций
В современной теории цивилизаций распространены как
Восточный тип цивилизации (восточная цивилизация) — исторически первый тип цивилизации, сформировавшийся к 3-му тысячелетию до н. э. на Древнем Востоке: в Древней Индии, Китае, Вавилоне, Древнем Египте. Характерными чертами восточной цивилизации являются:
1. Традиционализм — ориентация на воспроизводство сложившихся форм образа жизни и социальных структур.
2. Низкая подвижность и слабое разнообразие всех форм человеческой жизнедеятельности.
7. Экономической основой жизни в восточных цивилизациях является корпоративная и государственная форма собственности, а основным методом управления выступает принуждение.
Макс Вебер (1864-1920),немецкий социолог
Западный тип цивилизации (западная цивилизация) — систематическая
Современные цивилизации
Техногенная цивилизация — исторический этап в развитии западной цивилизации, особый тип цивилизационного развития, сформировавшийся в Европе в XV—XVII вв. и распространившийся по всему земному шару, вплоть до конца XX столетия.
Главную роль в культуре данного типа цивилизации занимает научная рациональность, подчеркивается особая ценность разума и основанный на нем прогресс науки и техники.
Характерные черты:
1) быстрое изменение техники и технологии благодаря систематическому применению в производстве научных знаний;
2) как результатом слияния науки и производства произошла и научно-техническая революция, существенным образом изменившие взаимоотношения человека и природы, место человека в системе производства;
3) ускоряющееся обновление той искусственно созданной человеком предметной среды, в которой непосредственно протекает его жизнедеятельность. Это сопровождается возрастающей динамикой социальных связей, их относительно быстрой трансформацией. Иногда на протяжении одного-двух поколений происходит изменение образа жизни и формирование нового типа личности. На базе техногенной цивилизации сформировалось два типа общества— индустриальное общество и постиндустриальное общество.
Глобальная цивилизация — современный этап цивилизационного развития, характеризующийся возрастающей целостностью мирового сообщества, становлением единой общепланетарной цивилизации. Глобализация связана прежде всего с интернационализацией всей общественной деятельности на Земле. Эта интернационализация означает, что в современную эпоху все человечество входит в единую систему социально-экономических, политических, культурных и иных связей и отношений.
Современная цивилизация. Будущее человечества
Понятие «цивилизация» в философии имеет разные трактовки, наиболее распространенными из которых являются следующие. Цивилизация представляет собой:
– совокупность специфических экономических, социальных, политических, духовных структур, отличающих одни исторические и национальные общности людей от других;
– стадия исторического развития, следующая за дикостью и варварством, то есть наступающая при переходе к классовому обществу;
– высшая ступень эволюции человечества, общество, характеризующееся высоким уровнем социально-экономического развития, разумной и справедливой организацией жизни;
– в наши дни с помощью понятия «цивилизация» чаще всего фиксируются определенные стадии развития общества, человечества. При этом, как правило, считается, что сменяющие друг друга цивилизации – это во все большей степени разумно организованные и развитые общества.
В таком контексте широкое распространение получила концепция, в соответствии с которой переход от одного типа цивилизации к другому связан с изменениями в сфере производства, то есть «производственными революциями» (У. Ростоу, О. Тоффлер и др.).
Аграрная цивилизация формируется в результате аграрной революции, то есть перехода от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству. Ведущей формой экономической жизни в этот период (продолжавшийся до XVII-XVIII вв.) было сельское хозяйство, орудия труда являлись примитивными, развитие общества осуществлялось медленно.
Становление индустриальной цивилизации (XVIII-XX вв.) было связано с промышленной революцией, то есть переходом к крупному машинному производству. На этой стадии основой экономического развития, темпы которого постоянно ускоряются, становится промышленная деятельность; осуществляется стандартизация управления и всей жизни людей.
Научно-техническая революция XX в. приводит к становлению современной, или, как ее иногда называют, постиндустриальной или информационной цивилизации.
Особенностями современной цивилизации являются: высокий уровень экономического производства, основанного на научно-технических достижениях; преобладание рыночной экономики; демократические политические режимы; правовое государство; реализация широкого круга прав и свобод человека, автономия личности; интернационализация общественной жизни, усиление взаимодействия между странами и народами.
Последнее обстоятельство позволяет ряду авторов выдвигать тезис о формировании единой общечеловеческой цивилизации. Ее развитие, однако, отнюдь не свободно от противоречий: социальные изменения имеют неравномерный характер, сохраняется и даже увеличивается разрыв между т.н. развитыми и развивающимися странами. В различных регионах Земли происходят локальные экономические кризисы, военные конфликты, которые могут оказать самое серьезное влияние на судьбу всего человечества.
Существенно изменяется само бытие человека. Научно-техническая революция приводит к тому, что человек оказывается в новом для себя, компьютеризированном, информационно-техническом мире. В этом мире царит научно-техническая рациональность, то есть убежденность в том, что абсолютно все может быть познано и объяснено с научных позиций, что возможности науки и техники ничем не ограничены, что с их помощью могут быть решены все человеческие проблемы. Такая ситуация ведет к неоднозначным последствиям.
С одной стороны, в этом новом мире изменяется характер человеческого труда – он становится более квалифицированным, более творческим; улучшаются условия жизни; выше становится степень социальной защищенности человека, шире – возможности здравоохранения и образования; увеличивается доступность высших достижений духовной культуры. С другой стороны, однако, возникают новые проблемы, связанные, прежде всего, с сохранением подлинно человеческого в человеке: ведь никакие научно-технические решения не помогут ему решить проблемы смысла и предназначения его существования в мире, не примирят с неизбежностью смерти, не приведут к утверждению высоких нравственных принципов, гуманности в отношениях между людьми.
Таким образом, в современной философии общество предстает как самоуправляющаяся система, включающая в себя экономическую, социальную, политическую, духовную подсистемы, которые взаимодействуют между собой. При этом законы функционирования и развития общества рассматриваются как законы человеческой деятельности – тенденции, предполагающие наличие социальных альтернатив.
Особое значение для анализа мирового исторического процесса приобретают формационный и цивилизационный подходы, позволяющие, с одной стороны, выявить общие закономерности исторического развития, а с другой – раскрыть особенности развития отдельных стран и национальных культур.
Существенное внимание уделяется анализу современной цивилизации, перспектив ее развития и встающих перед нею глобальных проблем. Решение последних предполагает как реализацию научно-технического потенциала современного общества, так и гуманистическую переориентацию социального развития, усиление взаимодействия и сотрудничества всех народов с целью выживания и создания условий жизни, достойных человека. Именно в этом усматривает сегодня большинство философов и ученых будущее человечества.
Будущее нашей цивилизации: гибель или бессмертие?
Наблюдая за тем, как развивается технический прогресс, наука и медицина, все чаще приходишь к мысли, что к концу XXI века человечество обретет силу древних богов, о которых когда-то слагались мифы. Но к чему все это приведет и что ждет нас на пути к Олимпу?
Все технические революции, которые мы наблюдаем, можно считать этапами большого пути к одной великой цели: созданию планетарной цивилизации. Переход к ней должен стать, вероятно, величайшим событием в истории человечества. Мало того, поколение живущих сегодня людей можно смело считать самым значительным из всех, что когда-либо жили на нашей планете. Именно они должны определить, достигнет ли человечество этой великой цели или будет ввергнуто в пучину хаоса. С того момента, когда наши предки впервые вышли из Африки около 100 000 лет назад, миновало около 5000 поколений, но лишь одно поколение — сегодняшнее — определит судьбу нашего мира.
В отличие от профессиональных историков, которые рассматривают историю через социальные движения, войны, деяния королей, распространение идей и прочее, физики рассматривают историю через призму потребления энергии.
На протяжении бессчетных тысяч лет человек был ограничен одной пятой лошадиной силы, т.е. силой своих рук. Целые эпохи человека, по существу, сложно отличить от жизни диких животных: маленькие племена, добыча пропитания в суровом и враждебном мире. Не существовало никаких записей, вся информация передавалась из уст в уста у одиноких степных костров. Средняя ожидаемая продолжительность жизни составляла 18–20 лет. Все имущество человека ограничивалось тем, что он мог унести на плечах. Большую часть жизни человек страдал от голода, а после смерти пропадал бесследно, ничего после себя не оставив.
Но вот завершился последний ледниковый период и люди сумели одомашнить лошадей и быков, тем самым увеличив энергию, которой могли распоряжаться до 1 л.с.
Излишки, возникшие в результате сельскохозяйственной революции, породили новые нетривиальные способы сохранения и приумножения богатства. Возникли математика и письменность, позволившие организовать учет благосостояния. Потребовались календари, чтобы определять сроки сева и сбора урожая; потребовались писцы и счетоводы, способные следить за капиталом и облагать его налогом. За счет излишков были созданы большие армии, королевства, империи, возникли рабство и древние цивилизации.
Промышленная революция показала, что капитал могут создавать машины, а массовое производство может приносить сказочное богатство. Крестьяне, изголодавшиеся в очередной неурожайный год и измотанные тяжким трудом на полях, бежали в города и превращались в промышленных рабочих. Затем тележников и кузнецов сменили автослесари, а двигатель внутреннего сгорания дал человечеству сотни лошадиных сил.
И вот, наконец, сегодня мы наблюдаем очередную волну: сейчас источником капитала стала информация. Богатство стран теперь измеряется электронами, бегающими по всему миру по проводам. Уже сейчас вокруг нас повсюду используются и развиваются интернет-платежи, электронные валюты (в т.ч. и игровые валюты, криптовалюты, такие как, например, нашумевший Bitcoin), различные системы оплаты. Наука, коммерция и развлечения сегодня путешествуют со скоростью света. Человек, где бы он ни находился, в любое время может получить всю необходимую информацию.
Цивилизации типа I, II и III
Живущим сегодня людям довелось жить в период,
который можно рассматривать как три или четыре
самых необычайных столетия в истории человечества.
Джулиан Саймон
Но к чему приведет человечество экспоненциальный рост потребления энергии? Можем ли мы ответить на вопрос: что случится с человечеством через сотню или даже тысячу лет такого развития?
Физики для классификации цивилизаций оценивают их на основе законов термодинамики, а также все по тому же критерию: потребляемой энергии. Сканируя небо в поисках внеземных цивилизаций, они ищут вовсе не биологические формы жизни, а объекты с выработкой энергии, соответствующей цивилизациям типа I, II и III. Впервые такую иерархию предложил русский астрофизик Николай Кардашев в 1960-е для классификации радиосигналов от возможных цивилизаций в открытом космосе.
Он прекрасно понимал, что цивилизации могут кардинально различаться по культуре, общественному устройству, принципу управления и т. п., но законы природы неумолимы и поэтому даже самые высокоразвитые цивилизации вынуждены им подчиняться. Благодаря этому, ясно, что с Земли мы можем зарегистрировать и измерить лишь одно — потребление энергии, и классифицировать цивилизации следует именно по этому критерию. Кроме того, согласно Второму закону термодинамики, любая высокоразвитая цивилизация создаст энтропию в виде использованного тепла, которое неизбежно уйдет в космос. Поэтому даже если эта цивилизация попытается замаскировать свое присутствие, будет невозможно скрыть слабое свечение, создаваемое их энтропией.
Цивилизация I типа – это цивилизация, которая использует всю энергию, приходящуюся от звезды на планету, или точнее 10 16 Вт. При помощи этой энергии такая цивилизация может управлять ураганами, корректировать погоду, строить города даже в океанах. Их ракеты бороздят космос, но их источники энергии в основном ограничены родной планетой. Такие цивилизации – настоящие хозяева своей планеты и поэтому называются планетарными.
Цивилизация II типа использует энергию всей звезды, или приблизительно 10 26 Вт. Такие цивилизации, вероятно, могли бы даже контролировать солнечные вспышки. Кроме глупости обитателей планеты, ничто известное науке не сможет уничтожить такую цивилизацию. Кометы и метеоры можно будет направлять в другую сторону, ледниковые периоды можно будет предотвратить, изменяя климатические условия, даже угрозы взрыва близлежащей сверхновой можно избежать, просто-напросто покинув родную планету и транспортировав цивилизацию подальше от опасности.
Цивилизация III типа уже исчерпали энергию одной солнечной системы и колонизировали обширные участки родной галактики. Мощность потребления таких цивилизаций оценивается величиной порядка 10 36 Вт – такую энергию дают 10 миллиардов звезд. Цивилизацией III типа можно, пожалуй, назвать Империю из саги «Звездные войны» или, может быть, боргов из «Звездного пути». Те и другие колонизировали значительную часть своей галактики, захватив миллионы звездных систем. Они могут путешествовать по галактике как угодно.
Таким образом, типы различаются между собой в 10 миллиардов раз, т.е. энергопотребление цивилизаций III типа в 10 миллиардов раз больше, чем у цивилизаций II типа.
где K – рейтинг цивилизации, а W – энергопотребление в ваттах.
По состоянию на 2007 год значение по шкале Кардашева составляет примерно 0,72. Важно отметить, что по формуле Сагана, значение 0,72 означает, что человечество использует около 0,16 % от общего объема энергетического бюджета планеты. Так что нам еще идти и идти до планетарной цивилизации I типа, ведь в отношении выработки энергии цивилизация первого типа все же в тысячу раз превосходит цивилизацию типа 0,7.
Чтобы понять, сколько нам потребуется времени на этот переход, можно произвести нехитрые вычисления. Чем грандиознее экономика, тем больше энергии ей требуется, а поскольку ВВП многих стран находится в пределах 1-2% в год, можно ожидать роста потребления энергии примерно с такой же скоростью. При таких скромных показателях нам понадобится 100-200 лет для достижения статуса планетарной цивилизации. Для достижения уровня цивилизации II типа потребуется от 1000 до 5000 лет. И, наконец, для III типа нужно от 100 000 до невероятного по людским меркам 1 000 000 лет.
Переход к первому типу
Прекратить стремиться к будущему, где технология и биология сливаются в единое целое и ведут к сингулярности, — это все равно, что отказаться от своей сущности.
Deus Ex: Human Revolution
Читая статьи на любимом Хабре, статьи в газете, видя новости по зомбоящику, мы постоянно видим все новые свидетельства того, что человечество стоит на пороге перехода от условного типа 0 к типу I. Цивилизация I типа рождается на наших глазах.
Переломный момент в истории
Итак, теперь вы убедились, что человечество находится на переломном моменте в истории развития нашей цивилизации – переходу к первому типу. Но что таит в себе этот переход?
Возможно, именно по этой причине мы не наблюдаем другие цивилизации в нашей галактике. Их погубили внутренние противоречия или собственное загрязнение, в то время как они стремились достичь статуса цивилизации первого типа.
Так что, этот переход станет испытанием огнем для всей нашей цивилизации и главная роль – роль кузнеца принадлежит нашему поколению. Если мы выживем, мы станем сильнее – подобно тому, как закаляется сталь.
Классификация по информации
Мы создали такую сложную, быстро меняющуюся и информационно перегруженную окружающую среду, что должны все чаще справляться с избытком информации таким же образом, как животные, которых мы давно превзошли.
Роберт Чалдини. «Психология влияния»
Информационная революция заставила ученых обратить внимание на то, что не только энерговооруженность может показать уровень развития цивилизации, но также количество информации, которое цивилизация способна перерабатывать.
Условия развития для разных цивилизаций во Вселенной не могут быть одинаковы. Можно вообразить планету, где атмосфера хорошо проводит электричество. В таких условиях любой компьютер быстро сгорит, так что жители этой планеты могут использовать только самые примитивные электрические приборы. Будет трудно создать интернет, что будет сильно тормозить развитие науки и экономики. В конечном счете, такая цивилизация сможет подняться по шкале Кардашева, но этот подъем будет очень долгим и болезненным.
Саган предложил применить информационный критерий для еще одной классификации. Он выделил типы от A до Z, где к типу A относятся примитивные цивилизации, в которых еще нет письменности, но уже существует разговорный язык. Чтобы понять, сколько информации может содержать такая цивилизация, Карл Саган предложил использовать игру «20 вопросов», когда нужно отгадать загаданный предмет, при этом задав не более 20 вопросов, ответ на которые лишь «да» или «нет» (например вопрос: «Это съедобное?»). В итоге мы поделим мир на 2 20 частей (или приблизительно 10 6 ). То есть информационное содержание цивилизации типа A равняется 10 6 бит информации.
Древняя Греция была цивилизацией с развитой письменностью, богатой литературой и содержала около миллиарда единиц (10 9 ) информации, что соответствует типу С.
Приблизительно оценив современное количество книг в библиотеках, приблизительное количество страниц в каждой книге, количество фотографий, видеозаписей, Саган пришел к цифре 10 15 бит. Так что нас можно классифицировать как тип H. Учитывая наше энергопотребление мы – цивилизация типа 0,7H.
Когда земная цивилизация разовьется до типа 1,5J или 1,8K, овладеет технологиями межзвездных полетов – возможно, именно тогда произойдет наш первый контакт с внеземными цивилизациями. Но до этого момента у нас впереди еще как минимум несколько столетий или даже тысячелетий. Информационная оценка галактической цивилизации III типа возможна, если умножить количество планет в нашей галактике, благоприятных для жизни, на информационное содержание каждой планеты. Саган оценивает такие цивилизации как тип Q. В то время как тип Z соответствует цивилизации, способной использовать информационное содержание миллиарда галактик, то есть практически всей видимой вселенной.
Классификация по энтропии
Дорога цивилизации вымощена консервными банками.
Альберто Моравиа
Чтобы всесторонне оценить развитие цивилизации, одной энергии и информации не достаточно. Чем больше энергии потребляет цивилизация и чем больше производит информации, тем больше страдает окружающая среда. И это не просто мусор. Отходы цивилизаций I и II типа могут попросту их погубить.
Если представить себе цивилизацию II типа, которая потребляет всю энергию, излучаемую звездой, можно предположить, что КПД двигателей, которыми пользуется эта цивилизация, составляет 50%, тогда половина потребляемой энергии уходит в атмосферу в виде паразитного тепла. Температура на планете будет расти, пока жизнь на ней станет попросту невозможна.
Нечто похожее было изображено в мультфильме «ВАЛЛ-И», где человечество так сильно загадило Землю, что в итоге оставило все как есть и переселилось на космические корабли.
Выходит, что бесконтрольный рост энергопотребления означает самоубийство. Нужна новая шкала, которая бы принимала в расчет эффективность, загрязнение среды, выброс паразитного тепла. Можно выделить два типа:
Шаги к будущему
Невозможно представить, на какие высоты может подняться через тысячу лет власть человека над материей. Может быть, мы научимся лишать вес тяжести и придавать ему абсолютную легкость, чтобы легче было перевозить. Сельское хозяйство, возможно, будет требовать меньше труда и давать удвоенный продукт. Все болезни можно будет предотвратить или вылечить, не исключая даже и старость, а жизнь продлить на сколько угодно, до допотопных мерок и даже более.
Бенджамин Франклин
Что касается нашей земной цивилизации, то поскольку космические полеты будут еще в течение нескольких столетий безумно дороги, а терраформирование близлежащих планет и лун будет представлять собой гигантскую научную и экономическую проблему, то наша развивающаяся цивилизация потенциально может задохнуться в собственном лишнем тепле, если не сумеет миниатюризировать и рационализировать обработку информации.
Человеческий мозг содержит около ста миллиардов нейронов (число галактик в видимой вселенной) и практически не выделяет тепла. Сейчас ученые пытаются симулировать работу нейронной сети головного мозга с помощью суперкомпьютера (Симуляция 1-й секунды активности 1% мозга заняла 40 минут на кластере из 82 944 процессоров), но по-видимому, если бы стояла задача создать компьютер, способный производить вычисления со скоростью в квадриллионы байт в секунду — задача, которую мозг выполняет без всякого напряжения, — то такой компьютер, вероятно, занимал бы несколько кварталов, а для его охлаждения потребовалась бы целое водохранилище. Мы можем размышлять над тонкими материями и при этом совсем не потеем.
Конечно же, мозг это вовсе не компьютер, тут нет центрального процессора или операционной системы. Мозг – это нейронная сеть, в которой модели памяти и мышления распространены по всему мозгу, а не сосредоточены в центральном процессоре. И электрические сигналы между нейронами являются по сути химическими, так что мозг не может совершать быстрых сложных вычислений, но зато компенсирует свою медленную работу возможностью параллельной обработки данных и может фантастически быстро принимать новые задачи.
Сейчас ученые пытаются применять идеи, заимствованные у природы. Идут работы над развитием ДНК-компьютеров и квантовых компьютеров. Вместе с развитием нанотехнологий мы сможем находить более эффективные пути развития, нежели создание огромных количеств лишнего тепла, угрожающего нашему существованию.
Хотя космические полеты в большей части XXI века останутся уделом самых богатых людей и государств, создание «космического лифта» может все изменить. Углеродные нанотрубки достаточно прочные и легкие, чтобы выполнять функцию троса такого лифта. Создание лифта оценивается в 7—12 млрд долларов США. НАСА уже финансирует соответствующие разработки американского Института научных исследований, включая разработку подъёмника, способного самостоятельно двигаться по тросу.
Но даже если такая технология станет реальностью, лифт будет способен доставлять грузы или астронавтов на околоземную орбиту, а не к другим планетам. Все проблемы космических колоний упираются в тот факт, что полет на Луну (не говоря уже о полетах к другим планетам) во много раз превышает стоимость полета на околоземное пространство. Размещение человеческой колонии на Луне или Марсе обанкротит любое государство, не принося никакого дохода.
Кроме экономических проблем, необходимо учитывать опасность людям на борту, космическая радиация, длительное нахождение в невесомости, возможность катастрофы (мы все еще используем ракеты на жидком топливе, и вероятность катастроф составляет один к семидесяти) – все эти проблемы еще долго будут мешать нам осваивать Солнечную систему.
Конечно, через пару столетий все изменится: стоимость полетов снизится достаточно чтобы активно поддерживать и развивать колонии на Марсе которые мы сможем создать, возможно, уже через пару десятков лет. Высадка первых людей на Марсе, согласно проекту Mars One, состоится уже в 2023 году.
Создание солнечно-ионного двигателя может стать толчком для межзвездных полетов. Такие двигатели будут обладать малой тягой, зато они могут поддерживать эту тягу годами. Они будут концентрировать солнечную энергию, разогревать газ, например цезий, а затем выпускать его через сопло, что обеспечит умеренную тягу, которую можно будет поддерживать почти до бесконечности.
Хотя держа курс на цивилизацию I типа, мы вряд ли потянемся к звездам, скорее всего мы еще в течение многих столетий будем оставаться на Земле, преодолевая националистические, фундаменталистские, расистские и сектантские проблемы, борясь с повышением температуры на планете, парниковым эффектом и бесчисленным множеством других проблем.
Наука позволила человечеству поднять разрушенные города и страны из руин войны, обеспечить мир и процветание миллиардам людей. Истинное могущество науки в том, что она увеличивает наши возможности и придает силы, предоставляя нам выбор. С одной стороны, наука способствует изобретательности, творчеству и терпению, присущим человечеству, но с другой — усиливает и наши явные недостатки. Человечеству очень важно обрести мудрость и направить меч науки в нужную сторону.
В нашем обществе трудно обрести мудрость. Айзек Азимов однажды сказал: «Самое печальное в нынешнем обществе то, что наука аккумулирует знания быстрее, чем общество обретает мудрость». Мартин Рис предостерегает: «Если мы друг друга поубиваем, то уничтожим поистине космические возможности. Так что если кто-то верит, что жизнь на Земле — это явление уникальное, то это не означает, что жизни всегда предстоит быть незаметной деталью этой вселенной».
Что ж, мы живем в интереснейшее время. Наука и техника открывают перед человечеством новые миры, о которых прежде мы могли только мечтать. Именно наше поколение решит, погибнет ли человечество или обретет бессмертие, сделав шаг к цивилизации I типа.