что такое совесть кратко обществознание
Что такое совесть
Эта небольшая работа представляет собой попытку рассмотрения понятия совести под ярким светом святоотеческого учения с привлечением этимологии русского языка.
Начнем с самого понятия слова «совесть». Чтобы это понятие стало ясным для нас, рассмотрим его с точки зрения тех наук, которые нам хорошо знакомы.
Итак, чем нам может помочь в нашем вопросе русский язык? Разложим слово «совесть» на его составляющие: приставка «со» и корень «весть». Что означает корень «весть»? Это какая-то особенная информация, прибавляющая нам дополнительное знание ( весть- ведать-знать).
Что означает приставка «со»? Эта приставка привносит значение «соединения нового с чем-то уже существующим, или соединения чего-то разрозненного в единое целое». Можно предположить, что совесть дословно означает: вновь поступившее знание, соединяемое с уже имеющимся.
Проверим свои измышления с помощью современного словаря русского языка С.И.Ожегова:
«Совесть – чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом». 1
Краткое понятие, делающее смысловой упор на ответственности человека перед людьми, ближними и дальними. Однако, значение, которое получилось при нашем первом анализе, не совпадает с толкованием этого слова современным русским словарем. Почему?
Нам известно, что в результате длительного существования слова в языке, оно может обрастать дополнительными значениями и нередко утрачивает связь со своим первоначальным смыслом.
1.С.И.Ожегов.ловарь русского языка. М., Рус. Яз., 1987,18 изд., стр.605
Долг и совесть
Всего получено оценок: 65.
Всего получено оценок: 65.
Каждый из нас ежедневно взаимодействует с окружающими. Для того, чтобы отношения с другими людьми не приносили вред, были направлены в позитивное русло, общество выработало правила поведения. В их основе лежит выполнение объективных обязанностей. Говоря просто, мы должны выполнять действия, которые не зависят от нашего желания. Узнаем, что такое долг и совесть, как они влияют на жизнь человека.
Во время взаимодействия с другими людьми мы руководствуемся моральными нормами, то есть правилами поведения, выработанными в обществе. Они прививаются нам в процессе жизни. Каждый человек имеет представление о том, какие поступки правильные, а какие — нет.
Когда человек понимает, что существующие в обществе правила поведения необходимо строго выполнять, речь идёт о долге. В обществознании выделяется два вида долга: общественный и моральный.
Волонтёрами называют людей, которые занимаются полезной для окружающих работой на безвозмездной основе. В сферу их деятельности входит помощь людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, бездомным животным, облагораживание окружающей среды (посадка цветов, уборка мусора), организация благотворительных концертов, пропаганда здорового образа жизни.
Совесть
Существует два вида контроля поведения человека: внешний и внутренний. Кратко охарактеризуем их.
Совесть — это способность человека анализировать своё поведение, определять собственные недостатки, работать над их устранением. Многие поступки человек оценивает именно с позиции этого строгого критика. Иначе говоря, совесть — это осознание ответственности перед собой и окружающими, превращение общественного долга в личную задачу.
Совесть помогает человеку не совершать поступки, которые он считает плохими. Тот, кто постоянно прислушивается к внутреннему голосу, проживает нравственную жизнь. Объяснить, почему совесть заставляет нас совершать те или иные действия, иногда невозможно. Чтобы пребывать в состоянии гармонии с собой, не стоит игнорировать моральный самоконтроль.
Голос совести слышал каждый человек. Практически любое наше действие подвергается строгой внутренней критике. Согласно статистике, многие преступники сознаются в совершённых правонарушениях, так как испытывают муки совести. Глубоко верующие люди время от времени ходят на исповедь, чтобы получить отпущение грехов.
Что мы узнали?
Под долгом, понятие которого изучается в 8 классе, понимается осознание человеком собственной ответственности. Долг может быть общественным и моральным. Совесть — это проявление внутреннего контроля человека, способность критически оценивать своё поведение.
СОВЕСТЬ
СОВЕСТЬ – способность человека, критически оценивая себя, осознавать и переживать свое несоответствие должному – неисполненность долга. Феноменологическими проявлениями совести являются внутренний эмоциональный дискомфорт («укоры, муки совести»), чувство вины и раскаяние. С культурно-исторической точки зрения, идея и понятие совести складываются в процессе осмысления различных механизмов самоконтроля. В отличие от страха (перед авторитетом, наказанием) и стыда (в котором также отражается осознание человеком своего несоответствия некоторым принятым нормам), совесть воспринимается как автономная. Исторически совесть коренится в стыде и родственна ему; однако уже ранние попытки осознания опыта, который впоследствии получит название «совестного», свидетельствуют о стремлении дифференцировать сам стыд и выделить как нечто особенное «стыд перед самим собой» (Демокрит, Сократ) – своеобразный экстериоризированный вариант того контрольного механизма, который получит название совести. В древнегреческой мифологии эту функцию выполняли Эринии; в «Оресте» Еврипида она была осмыслена как «сознание совершенного ужаса». Соответствующее греч. слово – sineidesis [συνειδησιζ] – восходит к глаголу συνείδηνατ, использовавшемуся в выражениях, указывавших на ответственность человека перед самим собой за совершенные им нечестивые поступки. Так же и латинское слово conscientia (представляющее собой своеобразную кальку с греч.) употреблялось для обозначения не только сознания вообще, но и сознания или воспоминания о совершенных дурных поступках или сознания, оценивающего собственные поступки как достойные или недостойные.
В христианстве совесть трактуется как «Божия сила», как показатель нравственной обязанности (Рим. 2:15) – в первую очередь, обязанности перед Богом (1 Петр. 2:19). Вместе с тем, апостол Павел говорит о совести как ценностном сознании вообще и тем самым признает, что у придерживающихся разной веры и совесть различна (1 Кор. 8:7, 10), а потому совесть нуждается в христианском очищении (Евр. 9:14), достигаемом благодаря вере и любви. В средневековой литературе углубление анализа феномена совести было опосредствовано появлением особого термина – sinderesis – и формулированием дополнительного по отношению к традиционному лат. conscientia понятия. В схоластической философии посредством этого понятия обозначается повелевающая сила души, внутреннее знание принципов, которое, в отличие от «закона разума» (lex rationis), внушено человеку Богом. Совесть-synderesis в отличие от совести-conscientia, т.е. способности человека оценивать конкретные поступки как добрые (хорошие) или злые (плохие), трактовалась как: а) способность (или привычка) суждения о правильности действий с точки зрения «изначальной правильности», чувство которой сохранено в душе человека несмотря на грехопадение, и б) способность воли к совершению правильных действий. При этом гносеологический статус этих способностей трактовался различно (Фомой Аквинским, Св.Бонавентурой, Дунсом Скотом). Полемика вокруг этого понятия выявила различные функции совести, шире – морального сознания: осознание ценностей как общих оснований поведения и оценка конкретных действий, в которых принятые ценности утверждаются или попираются, т.е. соотнесение конкретных действий с ценностями. Различие между conscientia и synderesis отчасти сохранилось у ранних протестантских теоретиков-моралистов. Во многих новоевропейских учениях совесть представляется в качестве познавательно-моральной силы (разума, интуиции, чувства), фундаментальной способности человека высказывать оценочные суждения, осознавать себя как морально ответственное существо, намеренно определенное в отношении добра. У Канта совесть обозначает практический разум в смысле средневекового понятия synderesis. Развитие этой линии естественно вело в рамках новоевропейского философствования к формированию более широкого понятия морального сознания (во многих языках слово «совесть» родственно и созвучно словам, обозначающим «сознание», «знание»), выделению его познавательных, императивных и оценочных функций. Наряду с этим предпринимаются попытки спецификации собственно понятия «совесть». В наиболее общем плане она трактуется как «внутренний голос»; различия касаются понимания источника этого «голоса», который воспринимается или как не зависимый от «я» человека, или как голос его сокровенного «я», или как «другое я». С этим сопряжены различные теоретические установки относительно природы совести. 1. Совесть – это обобщенный и интериоризированный голос значимых других или культуры, и ее содержание культурно и исторически изменчиво; в этом ключе совесть может трактоваться как специфическая форма стыда (Т. Гоббс, Ф.Ницше, З.Фрейд); в крайней форме положение о внешней обусловленности совести обнаруживается в выводе о том, что совесть есть функция от политических воззрений или социального положения индивида (К.Маркс). 2. Совесть выражает чувство несогласия человека с самим собой (Дж.Локк) и тем самым выступает одним из удостоверений личностности и самосознательности человека (Дж.Батлер, Г.Лейбниц). К такому толкованию близко понимание совести как голоса беспристрастной рациональной личности (Дж.Ролз). 3. Совесть не только метафорически, но и по существу трактуется как «голос иного»; «устами совести» как бы говорит Всеобщий закон, высшая Истина, это голос («зов») трансцендентных сил: ангела-хранителя (Сократ), Бога (Августин), естественного закона (Локк), присутствия-Desein (М.Хайдеггер).
Эти утверждения не исключают полностью друг друга. В первом акцентируется внимание на механизмах исторического и индивидуального развития совести; в двух других – на феноменологии менее и более зрелой совести. Как форма морального самосознания и самоконтроля совесть выражает осознание человеком неисполненности долга, несвершенности добра; в этом отношении совесть сопряжена с чувствами ответственности и долга, а также в не меньшей степени – со способностями быть ответственным и исполнять свой долг. Укоры совести указывают человеку на его отчужденность от идеала и обусловливают чувство вины. При высшем же своем состоянии совестность означает исчезновение долга в свободной доброй воле.
С этими различиями сопряжены расхождения в понимании содержания совести и той роли, которую она играет в нравственной жизни человека. Совесть может трактоваться негативно и позитивно. Как негативная совесть предстает укоряющей и предостерегающей, даже устрашающе-предостерегающей (Ницше), критичной по отношению к прошлому, судящей (Кант). В позитивной трактовке совесть, вопреки расхожим представлениям о ней, предстает еще и зовущей, побуждающей к заботе и «решимости» (Хайдеггер). Толкованием совести как голоса Бога предопределено понимание ее как призыва к совершенству; соответственно совестность осознается человеком как воля к совершенству и является основным проявлением внутреннего освобождения личности. Перфекционистская доминанта совести в индивидуальном нравственном опыте обнаруживается в таком нравственном само-озадачивании человека, при котором он оказывается определенным именно в отношении нравственно лучшего.
Выражения «спокойная совесть» или «чистая совесть» в обычной речи обозначают осознание человеком исполненности своих обязательств или реализации всех своих возможностей в данной конкретной ситуации. По существу, в таких случаях речь идет о достоинстве. Трактовка же собственно феномена «чистой совести» различна в разных нормативно-ценностных контекстах. Во-первых, «чистая совесть» подтверждает сознанию, сориентированному на внешний авторитет, его соответствие предъявляемым извне требованиям, и поэтому вызывает чувство благополучия и безопасности, как будто гарантированные самим фактом угождения авторитету. В этом отношении «чистая совесть» есть следствие покорности и зависимости и, стало быть, порочности с точки зрения автономной и гуманистической морали (Э.Фромм). Во-вторых, «чистая совесть» может выражать амбицию человека на достигнутость совершенства, на внутреннюю цельность и полноту. Состояние «чистой», «успокоившейся» совести выражает самодовольное (или лицемерное) сознание (Гегель); в конечном счете это – бессовестность, понимаемая не как отсутствие совести, а как склонность не обращать внимание на ее суждения (Кант).
Выражение «свобода совести» обозначает право человека на независимость внутренней духовной жизни и возможность самому определять свои убеждения. В узком и более распространенном смысле «свобода совести» означает свободу вероисповедания и организованного отправления культа. В собственно этическом смысле слова совесть не может быть иной, как свободной, совестный акт есть проявление внутреннего освобождения личности, а свобода в последовательном своем выражении – ничем иным, как жизнью по совести.
Литература:
1. Кант И. Метафизика нравов. – Соч., т. 4 (2). М., 1965, с. 335–36;
2. Гегель Г. Дух христианства и его судьба. Он же. Философия религии, т. 1. М., 1975, с. 114–15;
3. Ницше Ф. Генеалогия морали. – Соч. в 2 т., т. 2. М., 1990, с. 438–70;
4. Фромм Э. Человек для самого себя. – Он же. Психоанализ и этика. М., 1993, с. 113–35;
5. Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997, с. 266–301;
6. Ильин И.А. Путь духовного обновления. – Он же. Путь к очевидности. М., 1993, с. 178–98;
7. Дробницкий О.Г. Понятие морали: Историко-критический очерк. М., 1974, с. 337–40;
8. Butler J. Sermons, XI. – Ethical Theories. Englewood Cliffs. N. J., 1967.
Долг и совесть
Урок 8. Обществознание 8 класс
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Долг и совесть»
Мы часто слышим: «Ты должен хорошо учиться (или трудиться), уважать старших, помогать младшим». Когда человека хвалят за мужественный, достойный поступок, говорят, что он исполнил свой долг. Что же такое долг?
О долгах в материальном понимании этого слова вы будете говорить на уроках, посвященных основам экономических знаний. Со сталкерским «Долгом» разберётесь как-нибудь сами. А вот ещё о двух определениях поговорим поподробнее.
Долг может пониматься, как обязанности, которые есть у человека как члена общества. Как ученики, школьники, вы обязаны соблюдать дисциплину на уроке, не опаздывать, не прогуливать занятий. Как пешеходы, обязаны соблюдать правила дорожного движения. Как пассажиры общественного транспорта – оплачивать проезд. Родители обязаны содержать и надлежащим образом воспитывать своих детей, подросшие дети обязаны оказывать материальную поддержку нетрудоспособным родителям. Существуют профессиональные обязанности, конституционные обязанности граждан.
Такое положение нередко вызывает внутреннее сопротивление личности: долг ограничивает её свободу, превращает жизнь в цепь обязанностей, требует подчинить личный интерес интересам других.
Однако на данную ситуацию можно взглянуть и с другой стороны. Выполняя свои обязанности, мы обеспечиваем соблюдение прав и свобод других. Значит, и наши личные интересы обеспечиваются их должным поведением. Когда мы начинаем это понимать, то совсем по-другому – осознанно – относимся к выполнению своих общественных обязанностей. Тогда долг общественный превращается в долг нравственный.
Нравственный долг – это внутренняя глубокая убеждённость в необходимости того или иного поведения, обязанности, которые человек выполняет добровольно, из уважения к ним. Жить согласно чувству долга, служить добру совсем непросто. Наше нравственное чувство долга далеко не всегда совпадает с нашими желаниями и склонностями. Нам бывает лень заняться полезным для себя делом, не хочется напрягаться. Исполнение долга необходимо, в первую очередь самому человеку.
Подобно тому, как Мюнхгаузен сам себя вытаскивал из болота за волосы, наш долг перед самими собой заставляет нас не потакать своим слабостям, направлять свои желания туда, куда нам нужно. Привыкая исполнять свой долг, мы учимся искусству владеть собой, быть хозяином самому себе. Сформированная личность получает от исполненного долга, от преодоления своих «не хочу» такое удовлетворение, с которым мало какое удовольствие может сравниться. Отступление же от долга влечёт терзания совести.
Ничто не может нас среди мирских печалей успокоить;
Ничто, ничто … едина разве совесть.
Так, здравая, она восторжествует
Над злобою, над тёмной клеветою.
Но если в ней единое пятно,
Единое, случайно завелося,
Тогда – беда, как язвой моровой
Душа сгорит, нальётся сердце ядом,
Как молоток, стучит в ушах упрёк …
И рад бежать, да некуда … ужасно!
Это строки из драмы Александра Сергеевича Пушкина «Борис Годунов». Её часто называют «драмой совести».
Совесть представляет собой способность критически оценивать свои поступки, мысли, желания с точки зрения нравственных норм. Совесть действует сразу в нескольких направлениях.
Когда человек осуществляет выбор, особенно в сложной жизненной ситуации, совесть побуждает его ориентироваться на соблюдение нравственных норм. Какие же ситуации выбора встречаются нам чаще всего? Очень трудно бывает сделать выбор между долгом и сиюминутными желаниями. Об этом мы уже вспоминали сегодня.
Часто приходится выбирать между собственными интересами и интересами других людей. С одной стороны, люди должны помогать друг другу, иногда даже в ущерб собственный интересам и желаниям. Но не все люди окружающие нас, высоконравственные. Бывает, что их интересы противоречат нормам морали. Если кто-то хочет что-то украсть, или кого-то обмануть, и просит вас помочь ему в этом, то нравственным будет не только отказать в помощи, но и всячески противодействовать осуществлению этих интересов.
Совесть может действовать и как запрещающий фактор, заранее осуждая нас за неправильный выбор и заставляя отказаться от него.
Совесть – необычный, в каком-то смысле – лучший контролёр. Потому что он всегда с нами, всегда начеку. Можно обмануть других людей, умолчать о чём-либо нежелательном, но обмануть собственную совесть невозможно.
Правда, её можно «уговорить», «усыпить» рассуждениями о том, что «ничего нельзя было поделать», «от моей принципиальности ничего бы не изменилось», «все так делают», «другие поступают ещё хуже». Совесть из строгого контролёра может превратиться в снисходительного опекуна. На первый взгляд, жизнь тогда станет легче и удобнее. Но человек перестанет быть личностью с твёрдыми нравственными убеждениями. Его поведение станет непредсказуемым. Как он поведёт себя в сложной ситуации выбора, не будет знать никто, даже он сам.
· Общественный долг – это обязанности, которые есть у человека, как члена общества.
· Нравственный долг – это внутренняя глубокая убеждённость в необходимости того или иного поведения, обязанности, которые человек выполняет добровольно, из уважения к ним.
· Свой нравственный долг человек выполняет добровольно, его единственным контролёром является совесть.
· Совесть – это способность критически оценивать свои поступки, мысли, желания с точки зрения нравственных норм.
«Что слава? Счастье нам прямое –
Жить с нашей совестью в покое», –
писал русский поэт Гавриил Романович Державин.
Значение слова «совесть»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
СО’ВЕСТЬ, и, мн. нет, ж. Внутренняя оценка, внутреннее сознание моральности своих поступков, чувство нравственной ответственности за свое поведение. Ничто не может нас среди мирских печалей успокоить; ничто, ничто. едина разве совесть. Пушкин. Меня и совесть никогда не грызла. Пушкин. Жгучие упреки совести язвили его, как иглы. Гончаров. Забыли робость и печали, а совесть отогнали прочь. Пушкин. Спокойная с. С. не позволяет. Угрызения совести. Усыпить с. Поступить по совести. Есть ли в тебе с.? (не совестно ли тебе). Ни стыда, ни совести нет. Без зазрения совести (см. зазрение). ◊
разг.) — говоря откровенно, чистосердечно. Никем, по совести, она не дорожит. Грибоедов. Кроме свежевымытой сорочки, скажу по совести, мне ничего не надо. Маяковский.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
со́весть
1. чувство и сознание моральной ответственности за своё поведение и моральности своих поступков перед самим собой и перед другими ◆ ― Жена и муж едина плоть. Погрешили, говорю, мы с тобой и будет, надо совесть иметь и бога бояться. А. П. Чехов, «Бабы», 1891 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Совесть есть тот высший закон всего живущего, который каждый сознает в себе не только признанием прав этого всего живущего, но любовью к нему. Требования совести суть то, что на христианском языке называется волей бога, и потому смысл жизни и ответ на оба вопроса: для чего жить и как сделать, чтобы иметь право жить? состоит в том, чтобы исполнять волю бога, сознаваемую вами в нашей совести. Л. Н. Толстой, «Письма», 1894 г. (цитата из НКРЯ) ◆ ― Это очень трудно, это почти невыносимо, но мы должны идти и идти и делать то, что велит нам наша совесть! Юрий Герман, «Дорогой мой человек», 1961 г. (цитата из НКРЯ)
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова своз (существительное):