что такое совбак вшэ
О программе
Цель совместной программы по экономике НИУ ВШЭ и Российской экономической школы – создать, опираясь на опыт и традиции лучших экономических вузов, бакалавриат нового типа, соответствующий современным мировым стандартам экономического образования. Студенты не только получают глубокие знания в области экономики, современных методов экономического анализа, овладевают математическим инструментарием, в том числе методами математического анализа и линейной алгебры, теории вероятностей и математической статистики, но и расширяют свой кругозор за счет курсов по выбору. Это позволяет формировать индивидуальную программу обучения, ориентированную на интересы студента.
Преподают в рамках совместной программы как постоянные преподаватели Высшей школы экономики и Российской экономической школы, так и специально приглашенные профессора (как правило, получившие докторские степени или имеющие опыт работы в ведущих университетах мира). Преподаватели совместной программы отбираются независимыми экспертами из ведущих университетов мира, входящими в Академический совет программы.
Что я буду изучать?
Основа совместной образовательной программы по экономике НИУ ВШЭ И РЭШ – экономические и математические курсы:
Студентам предлагаются специальные экономические курсы: экономика развития, теория экономического роста, международная экономика, экономика труда, теория контрактов, экономика общественного сектора, финансовые рынки и инструменты, монетарная политика, финансовая отчетность и корпоративные финансы, политическая экономика, институциональная экономика, теория отраслевой организации, эконометрика (продвинутый уровень), экономическая история, экономическая география, история экономической мысли.
Более половины учебной программы состоит из общих курсов по выбору. Студенты могут формировать индивидуальный план обучения, ориентированный на собственные интересы и цели. Так как современная экономическая наука и практика соприкасаются с любой сферой деятельности, студенты получают представление о дисциплинах за рамками экономико-математического профиля, таких как история, философия, психология, политология и др.
Ключевые дисциплины
Академическая программа состоит из «ядра» обязательных экономических и математических курсов и курсов английского языка, а также набора специальных экономических курсов и набора курсов по выбору из самых разных дисциплин. Ядро по экономике и математике плюс специальные курсы составляют примерно половину курсовой нагрузки за четыре года, а вторую половину составляют курсы английского языка и общие курсы по выбору.
Математика является частью ядра, поскольку современная экономическая наука представляет собой довольно сильно математизированную дисциплину. Особый упор делается на изучение методов оптимизации, необходимых для изучения экономической теории, а также теории вероятностей и математической статистики, используемых интенсивно в эконометрических курсах.
Английский язык является частью ядра, так как современный экономист не может обойтись без знания английского, независимо от того, какую сферу деятельности он выберет. Свободное владение английским — обязательное требование к выпускнику нашей программы.
Ядро программы обеспечивает базовые знания студента в профильном направлении, дает ему необходимые навыки по экономике, математике и английскому языку, достаточные, чтобы слушать продвинутые специальные курсы, предлагаемые на третьем и четвертом годах обучения, в том числе по-английски.
Экономика:
Математика:
Специальные экономические курсы
Обеспечивают глубину знаний по экономике, достаточную для того, чтобы студент мог продолжать обучение на магистерском уровне или приступить к аналитической работе в сфере экономики сразу после бакалавриата. Студент обязан прослушать минимум семь курсов из следующего ориентировочного списка (по 6 зачетных единиц каждый):
Общие курсы по выбору
Предназначены для того, чтобы студент получил широкое образование и имел хорошее понимание о дисциплинах за пределом экономико-математического профиля, таких как история, философия, психология, политология и другие. Такая широта необходима как для общего развития студента, так и для его профессионального развития — современная экономическая наука и практика соприкасаются практически с любой сферой деятельности.
Конкретный выбор курсов и время их прослушивания определяется студентом в процессе обучения при одобрении профессора-наставника. Студент обязан прослушать как минимум один курс по истории, один курс по праву и один по философии. При этом может быть предложено по несколько курсов в рамках этих дисциплин. Студент имеет право заменить остальные общие курсы по выбору дополнительными специальными курсами по экономике и математике, при одобрении профессора-наставника.
Список общих курсов по выбору будет определяться по мере развития программы и, во многом, будет зависеть от исследовательских интересов профессоров, читающих эти курсы, в том числе приглашенных. Эти курсы будут представлять собой общественно- научные дисциплины (история, право, социология, политология, психология, демография), естественнонаучные и математические дисциплины (логика, информационные компьютерные системы, дифференциальные уравнения, оптимальное управление, теория игр, теория риска), гуманитарные дисциплины (литература, история религий, история искусств).
Каждый общий курс по выбору стоит 6 зачетных единиц и, таким образом, имеет такой же вес и такую же важность в течение каждого семестра, что и профильные курсы.
Иностранный язык
В зависимости от степени владения английским языком студенты начинают изучать курс с разных уровней. С третьего курса обучение будет вестись на двух языках (русском и английском), также предусмотрены академические обмены с ведущими зарубежными университетами.
Ключевые навыки, которые приобретают студенты в ходе обучения
Преимущества программы
Где я буду работать?
Студенты программы проходят практику в таких компаниях, как Газпромбанк, Goldman Sachs, JP Morgan, Сбербанк России, ЗАО «КПМГ», Credit Suisse, ЦЭФИР, PwC, Ernst&Young.
Стажировки студентов в ведущих международных вузах:
Гарвард (США), Колумбийский университет (США), Университет Гете (Франкфурт, Германия), Университет Боккони (Милан, Италия), Университет ИТАМ (Мексика).
Число студентов и вакантные места
Контингент студентов образовательной программы на 01.10.2021
Общий контингент студентов | 269 |
из них на местах, финансируемых за счет субсидий из федерального бюджета на выполнение государственного задания | 194 |
из них на местах по договорам об оказании платных образовательных услуг | 75 |
из них на местах, финансируемых в рамках межправительственных соглашений | 0 |
Вакантные бюджетные места для перехода коммерческих студентов образовательной программы с платного обучения на бесплатное на 22.10.2021
Приём заявок на переход на бесплатное обучение от студентов, обучающихся на коммерческой основе, будет осуществляться с 15:00 24 января по 29 января (включительно).
Заявки принимаются только в электронной форме через специальный сервис «Заявка на ВБМ», доступный в личном кабинете студента в системе LMS НИУ ВШЭ
Дата очередной публикации информации о вакантных бюджетных местах: 22 января 2022 года
Вакантные места для перевода студентов других образовательных программ НИУ ВШЭ и других образовательных организаций на 01.12.2021
места, финансируемые за счет субсидий из федерального бюджета на выполнение государственного задания | места по договорам об оказании платных образовательных услуг | |
1 курс | 0 | 0 |
2 курс | 0 | 1 |
3 курс | 0 | 0 |
4 курс | 0 | 0 |
С подробной информацией о процедуре перевода можно ознакомиться на сайте НИУ ВШЭ:
С информацией об особенностях, сроках и условиях перевода на образовательную программу можно ознакомиться на странице «Перевод и восстановление на образовательную программу» в разделе «Студентам».
Студентам НИУ ВШЭ: подача заявок для перевода осуществляется через модуль «Перевод» в личном кабинете в LMS в сроки, указанные выше.
Студентам других ВУЗов: заявки на перевод подаются в электронном сервисе «Единое окно для перевода» в сроки, указанные выше. Студент заполняет электронную форму, содержащую сведения, и прикрепляет копии документов, необходимых для проведения технической экспертизы о принципиальной возможности перевода. К обязательным документам для подачи заявок относятся: сканы паспорта; справки об обучении или о периоде обучения; документа о предыдущем образовании.
Просьбы о переводе без подачи заявки в установленные образовательной программой сроки рассмотрены не будут.
Совместная программа по экономике НИУ ВШЭ и РЭШ
Обучение на Совместной программе по экономике НИУ ВШЭ и РЭШ предполагает не только большой объем самостоятельной работы, но и даёт возможность открывать для себя новые сферы интересов и новые возможности. Свобода дискуссии на лекциях – ключевой принцип программы, одна из ее основополагающих ценностей.
Международный отдел
Будько Оксана Павловна
Покровский б-р. д. 11.
Тел.: +7 (495)772- 95-90 *27601; *27600; *27819
E-mail: npetrova@hse.ru; esantonova@hse.ru; lmedvedeva@nes.ru
Что я буду изучать
Академическая программа состоит из «ядра» обязательных экономических и математических курсов и курсов английского языка, а также набора специальных экономических курсов и набора курсов по выбору из самых разных дисциплин. Ядро академической программы – это обязательные дисциплины:
• Микро- и макроэкономика, эконометрика, статистика
• Математический анализ и линейная алгебра, теория вероятностей и математическая статистика
Роль ядра программы в том, чтобы заложить фундамент для изучения специализированных экономических курсов, в выборе которых у студентов полная свобода. Среди предлагаемых курсов: экономика развития, теория экономического роста, международная экономика, экономика труда, теория контрактов, экономика общественного сектора, финансовые рынки и инструменты, корпоративные финансы, институциональная экономика, теория отраслевой организации, экономическая история, экономика природных ресурсов, прикладная микроэконометрика и многие другие.
Более половины учебной программы состоит из общих курсов по выбору. Студенты могут формировать индивидуальный план обучения, ориентированный на собственные интересы и цели. Так как современная экономическая наука и практика соприкасаются с любой сферой деятельности, программа считает важным дать студентам возможность познакомиться с очень широким набором дисциплин. В этом суть концепции LiberalArts, которая лежит в основе совместной программы. Список курсов по выбору постоянно развивается. Среди особо популярных курсов у студентов за пределами экономико-математического профиля:
• Введение в социальную антропологию
• Шедевры Европейской литературы
• Введение в астрофизику
• Введение в нейронауки
• История Северной и Южной Америки
• Основы программирования и информатики
• Введение в политологию
• Введение в психологию
• Великие русские книги
• Введение в физику ХХ века
• Теоретические основы информатики
В зависимости от степени владения английским языком при поступлении студенты начинают изучать дисциплину с разных уровней. В программу включено много дисциплин, которые читаются на английском языке его носителями. К концу обучения все выпускники программы владеют английским языком на продвинутом уровне.
Преимущества программы
• Дипломы бакалавров двух вузов – лидеров современного экономического образования в России: НИУ ВШЭ и Российской экономической школы
• Образование на уровне мировых стандартов, изучение самых современных экономических моделей и методов
• Лучшие преподаватели – обладатели докторских степеней ведущих университетов и бизнес-школ мира (Гарвард, Массачусетский технологический институт, Колумбийский и Нью-Йоркский университеты, Лондонская бизнес-школа и др.)
• Гибкость программы: более 50% курсов по выбору
• Широкий набор курсов по общественным, гуманитарным дисциплинам и математике
• Индивидуальный подход: обучение в небольших группах и постоянный контакт с профессорами
• Занятия с носителями языка в первом в России Центре письменной и устной коммуникации РЭШ; обучение на двух языках
• Использование ресурсов двух вузов: библиотеки, инфраструктура, студенческая жизнь, гранты и пр.
• Академические обмены с ведущими университетами мира
Во время обучения
Программа уделяет большое внимание профессиональному становлению студентов, для которых доступны все виды мероприятий, связанных с развитием карьеры и лидерских качеств и НИУ ВШЭ, и РЭШ. Не реже одного раза в неделю проходят встречи с представителями ведущих консалтинговых компаний, банков, частного бизнеса и государственных структур, которые рассказывают о карьерных возможностях и помогают определиться будущим выпускникам. Также студенты могут участвовать в проектной деятельности на базе НИУ ВШЭ. Основу проектной работы составляет внеаудиторная деятельность, предусматривающая включение студентов в учебные, исследовательские или профессиональные проекты, выполняемые как в университете, так и за его пределами. Предложить проект может любое подразделение ВШЭ, занимающееся исследовательской, аналитической, консалтинговой, экспертной, административной и другой деятельностью.
Почти половина студентов программы ежегодно участвует в программе международной академической мобильности и проводит семестр в одном из вузов-партнеров за рубежом.
Перспективы после обучения
Благодаря концепции Liberal Arts выпускники имеют разносторонние интересы и находят себе применения в различных сферах деятельности. Наши выпускники работают в российских и международных аудиторских и консалтинговых компаниях, в крупных российских и транснациональных банках, в аналитических и финансово-экономических подразделениях компаний реального и сектора, в органах государственной власти, в исследовательских институтах и аналитических центрах.
Многие продолжают обучение в ведущих магистратурах и аспирантурах (PhD-программах) мира.
Что нужно знать для поступления
В 2022 году на совместный набор по программам «Экономика», «Экономика и анализ данных» и «Совместная программа по экономике НИУ ВШЭ и РЭШ» (г. Москва) предоставлено 205 бюджетных мест. Из них 50 мест в общем конкурсе выделяется на совместный бакалавриат НИУ ВШЭ и РЭШ. Гарантированно попасть на место бюджетной формы обучения могут победители и призёры всероссийских олимпиад по экономике, математике и информатике и, при наличии свободных мест, абитуриенты, чей конкурсный балл равен или выше гарантированного проходного балла на программу (см.раздел Траектория поступления).
160 платных мест (из них 25 по совместному бакалавриату) распределяются на конкурсной основе по результатам ЕГЭ. При этом нужно выполнять минимальные требования по баллам ЕГЭ: математика – 65, русский язык – 65, иностранный язык – 65, обществознание или информатика – 65.
Подробную информацию о правилах приема можно найти на странице Траектория поступления и на странице для абитуриентов бакалавриата.
Программа Совбака дает тебе свободу выбора
Выпускник Совместного бакалавриата НИУ ВШЭ и РЭШ Денис Сай рассказал об учебе, работе в McKinsey, «Яндексе» и поступлении в магистратуру MIT
Расскажи про программу, на которой ты будешь учиться.
Я буду учиться в Школе менеджмента Слоуна Массачусетского технологического института (MIT Sloan) на программе Master of Business Analytics – это годичная программа с уклоном в машинное обучение (Machine Learning) и развитие бизнес-коммуникаций. По окончании программы можно делать довольно много разных вещей – от работы в консалтинге или FANG (Facebook, Amazon, Netflix, Google) до создания собственного бизнеса; успешные примеры выпускников есть в разных направлениях.
В какие университеты ты еще подавался? Какую стратегию поступления выбрал?
Честно говоря, я хотел только в MIT, но зачем-то подался еще в пару мест – NYU и UCLA, в обоих университетах на Master of Data Science. Оффер из MIT пришел первым, и я принял его, так как это был мой приоритет – не только из-за громкого имени, но и по объективным критериям успешности в направлении. Программа совмещает хороший технический анализ и умение донести этот анализ заказчику доступным языком.
По статистике трудоустройства, в течение трех месяцев после выпуска все выпускники программы, искавшие работу в штатах, нашли ее. Кроме того, эта программа подходит под STEM, что означает, что я смогу работать три года после выпуска без особых проблем в плане визы. Наконец, сыграло роль MIT Community – это такое метафоричное словосочетание, которое можно часто услышать на различных вебинарах от MIT. Люди там действительно уникально умны и способны, в таком сообществе хочется жить и работать. В общем, программа – сахар.
Как ты понял, что хочешь в магистратуру и что тебе интересен Data Science?
Я некоторое время работал в McKinsey и иногда сталкивался с задачами, где пригодились бы знания в Machine Learning, эконометрике или алгоритмах, и я чувствовал, что мне не хватает знаний в этих областях. Пока я был на программе обмена в Милане, я решил восполнить эти пробелы, в процессе чего обнаружил, что Data Science – это довольно интересно, ведь в нем соединяются все компоненты, которые я хотел бы использовать в повседневной работе: написание кода, математика, решение проблем и объяснение этих решений другим.
Примерно в то же время я начал обсуждать со знакомыми из Бостона, что можно делать с моими новыми увлечениями дальше – тогда мне и рассказали про MIT, FANG, перспективы, community и все такое. Все вместе звучало как неплохой план. Теперь, если, конечно, эпидемиологическая ситуация как-то разрешится, я смогу полететь претворять этот план в жизнь.
Расскажи о своем опыте в индустрии.
Я начал работать довольно рано, что, я думаю, было главным бонусом в моей заявке. С конца первого курса я начал работать в качестве стажера с гибким графиком в McKinsey – там я занимался аналитической поддержкой на проектах. После перерыва на обучение в Милане я перешел в «Яндекс» и сейчас работаю там продакт-менеджером.
В McKinsey я столкнулся с необходимостью применения аналитических методов (не только Exсel, но и написания кода), а позже в «Яндексе» увидел, насколько продвинутой эта аналитика может быть. Поэтому MIT для меня является закономерным шагом в развитии аналитических компетенций.
Как был устроен процесс поступления? Что оказалось самым сложным?
Процесс поступления был довольно стандартным для американских вузов – сдать GRE и TOEFL, заполнить заявку, написать несколько эссе и получить три рекомендации – две из университета и одну с работы. После отправки всех документов MIT может позвать кандидата на интервью – оно проходит либо в нескольких городах мира на выбор, либо по скайпу; у меня было по скайпу.
Надо сказать, что экзамены требуют серьезной подготовки. Для программ уровня MIT нужны высокие показатели, иначе, подозреваю, до рассмотрения рекомендаций и эссе дело может даже не дойти.
Интереснее (и сложнее) было заниматься научной деятельностью одновременно с работой в «Яндексе». В один день я мог днем решать аналитические проблемы бизнес-юнита Яндекс.Маркета, вечером пытаться переделать time-series модель под панельный случай, а ночью разбираться в потенциальных данных для диплома. Совмещение нескольких дел в одно время – это классно!
В остальном процесс поступления несложный, но стоит оставить достаточно времени на написание всех эссе, а затем их перечитывание, снова написание, снова перечитывание, и так по кругу, ведь чем больше итераций пройдет эссе, тем качественнее окажется результат.
Мне очень помогло общение с текущими студентами и выпускниками программ. Так, Павел Лебедев, выпускник бакалавриата НИУ ВШЭ и РЭШ и магистратуры MIT Master of Finance, дал мне несколько контактов, которые, в свою очередь, подсказали другие контакты. От них я получил много информации о программе – к примеру, узнал, на что стоит делать упор при подготовке к интервью.
Это, кстати, одно из самых важных откровений за прошедший год – классные люди любят помогать другим людям. В большинстве случаев они уже прошли через то, через что сейчас проходишь ты, и попадали в самые непредсказуемые ситуации, из которых теперь знают выход. Поэтому не стесняйтесь писать людям – профессорам, студентам, выпускникам, людям с улицы – кому угодно. Даже если ответит только один из сотни – это будет ценно. И вообще, наша жизнь так коротка – разве есть время на сомнения?
Чего ты ожидаешь от следующего года, какие мечты и планы?
Принципиально нового майндсета! MIT при отборе делает серьезный упор на социальную значимость каждого кандидата – им важно, что он уже успел сделать стоящего. Как итог, в университет попадают самые инициативные люди со всего мира, с разным видением, но похожими намерениями что-то менять, улучшать.
Хочу верить, что в следующем году я окажусь в некой принципиально новой академической среде, где можно будет общаться с умнейшими людьми, ведь, например, многие профессора на программе не только преподают и делают исследования, но и работают консультантами в крупных компаниях или занимали там высокие должности. В общем, хочется, чтобы красивая картинка MIT оказалась реальностью.
Почему после Олимпиады ты выбрал именно Совбак? Не жалеешь ли о своем выборе? Выбрал ли бы его сейчас, в 2020-м?
С Совбаком все было просто – я уже с 10 класса в большинстве своем общался с ребятами с выездных школ, Всероса и других олимпиад, этот круг общения был разбросан по половине России. Я хотел и дальше быть частью этого круга, а он весь был нацелен именно на программу НИУ ВШЭ и РЭШ, поэтому передо мной не стояло сложного выбора. Я пошел на Совбак за людьми и ни разу не пожалел.
Так как все в жизни состоит из деталей, то и плюсы Совбака состоят из них. Возможно, они покажутся незначительными по отдельности, но это как superstar effect – тот, кто чуть лучше всех вокруг, получает значительно больше.
Во-первых, в РЭШ можно говорить с любыми людьми, и это будет воспринято нормально. По мере необходимости я советовался, говорил, спорил с профессорами разных программ РЭШ и ни разу ни от кого из них не услышал, что у них нет времени, чему поражаюсь до сих пор. Они действительно хотят помочь студентам. Так я советовался по поводу поступления на различные программы, спрашивал, с кем мне стоит поработать, отрабатывал мои рассказы для интервью. Придя из тверской школы, я не привык к такой свободе общения, и мне потребовалось много времени, чтобы начать контактировать со всеми, с кем я хочу.
Во-вторых, в РЭШ к большинству профессоров можно обращаться без отчества. Такая маленькая деталь на практике значительно сокращает незримое расстояние между студентом и профессором.
В-третьих, программа Совбака дает тебе свободу выбора. Она предусматривает, что ты можешь брать большинство курсов по выбору и благодаря этому становиться кем угодно, создавать свою специализацию самостоятельно. Сейчас мои однокурсники работают в консалтинге, IB, поступают в магистратуры по политологии, на PhD по экономике, у меня самого получилось поступить на программу по аналитике. Кроме того, люди на программе, даже начиная с первого курса, могут пойти работать, что несомненно является плюсом (главное – не забывать, что учеба все же на первом месте). Стоит отметить, что на программу MIT по аналитике в среднем поступают люди с 1-2 годами опыта работы после выпуска из бакалавриата или другой магистратуры, а мне удалось поступить сразу после окончания бакалавриата в том числе за счет того, что я мог одновременно получать и академический, и бизнес опыт.
Кто тебе особенно помог, кому ты особенно благодарен и почему?
Очень сложный вопрос, так много людей! Оглядываясь сейчас, я вижу целый коллектив, который помогал мне на протяжении всего этого пути.
Конечно же, это в первую очередь профессора Совбака, у которых я учился не только математическим дисциплинам, но и гуманитарным. Во время интервью меня спрашивали не только о технических навыках, но и о том, чем я увлекаюсь, где был, что интересного могу рассказать. MIT заинтересован брать не просто умных, а еще и разносторонне развитых людей. Кроме того, как я уже говорил, я спрашивал советы у разных профессоров, получал от них критику. Без сомнения, каждый из разговоров был очень ценен.
Разумеется, хочу поблагодарить тех, кто писал мне рекомендации, а именно профессора РЭШ Дарью Дзябуру, доцента Школы финансов НИУ ВШЭ Мадину Карамышеву и Валерия Бабушкина (Director of Data Science, X5 Retail Group). Эти люди были моими менторами на протяжении процесса поступления и остаются ими сейчас. Спасибо!
Кстати, есть еще забавная история про поступление, связанная с Пашей Лебедевым. Когда я уже подал все документы, но еще не получил приглашение на собеседование, я встретился с Пашей – он как раз был в России и пришел в ВШЭ рассказать про программу MIT Master of Finance. Он поймал меня в коридоре университета и сказал, что, оказывается, можно было отправить дополнительную рекомендацию от текущего студента MIT, но сроки уже прошли. Я попросил Пашу все-таки попробовать отправить эту мини-рекомендацию на меня в приемную комиссию, что он и сделал, вот только порекомендовал он меня на программу Master of Finance. Все было бы отлично, если бы я туда поступал, но нет! Когда мы это поняли, Паша перекинул письмо нужной комиссии, и в итоге рекомендация была учтена, но эта забавная история останется с нами навсегда.
Что бы ты посоветовал будущим первокурсникам, которые еще в начале пути?
Хочется сказать что-то помимо «учитесь хорошо, работайте много», поэтому выделю три, возможно, нетривиальных момента для первокурсника.
Первое – помните, что экономика – не только про деньги, а ВШЭ и РЭШ – не только про экономику. На программах уровня Совбака можно выбирать курсы абсолютно разных направленностей. Если вам не нравится какой-то конкретный курс, это еще не значит, что вам не нравится экономика – возможно, вам просто нужно открыть другой раздел. А, может быть, стоит посмотреть в аппендикс научных статей, удивиться абстрактной красоте математики и отправиться в увлекательное путешествие по наиболее сложным разделам экономики с точки зрения математики. Может быть, вам понравится условный Operational Research?
Второе – говорите с людьми. Образование в университете – это далеко не только курсы, сессии и домашние задания. Это еще и студенты, которые прошли суровый отбор, чтобы учиться сейчас рядом с вами, это профессора, которые закончили престижные университеты, много лет жили в других странах и могут много классного рассказать.
И, наконец, третье – оставляйте возможности. На первом курсе вас может очаровать какая-то лаборатория, или компания, или возможность поехать на PhD. Это замыливает глаз и мотивирует очень рано начать делать себе специализацию. Но, мне кажется, лучше сначала попробовать разные вещи, а еще лучше вообще по жизни так делать. Вполне возможно, что какая-то из этих случайных активностей вам понравится намного больше и вы захотите углубиться в это. К примеру, если захотите на третьем курсе поехать на PhD, но у вас будет плохой рейтинг – будет грустно. Поэтому, по возможности, будьте высоко в рейтинге, работайте с разными людьми, находите, чем себя занять. Помимо этого, разнообразный опыт делает вас интересным человеком, а, при прочих равных, к этому стоит стремиться.
Интерьвю вязала Елена Томулец (Совместный бакалавриат НИУ ВШЭ и РЭШ, 3 курс)