что такое социологическая служба
Социологическая служба СГМУ
Социологическая служба СГМУ
была организована в университете весной 2000 года с целью изучения общественного мнения студентов, преподавателей, работников СГМУ по различным проблемам и разработке предложений по их решению. Организовал и возглавил социологическую службу кандидат медицинских наук М.В. Кокорин.
В середине 2004 года социологическая служба СГМУ вошла в структуру учебного управления. Сегодня социологическая служба ведет свою деятельность в тесном сотрудничестве с отделом управления качеством подготовки специалистов. Совместный проект «Оценка качества субъектов образовательного процесса в вузе», начатый в 2004-2005 учебном году, включает в себя несколько блоков: это социологические и психологические исследования, связанные с оценкой качества абитуриентов, студентов, выпускников, профессорско-преподавательского состава и др. Он рассчитан на функционирование в режиме мониторинга. Данный масштабный проект требует консолидации усилий большого числа структурных подразделений вуза, как входящих в состав учебного управления (отдел по работе со студентами, отдел организации учебного процесса) так и не входящих в него (приемная комиссия). В 2005 году социологической службой был осуществлен ряд исследований, не связанных с вышеупомянутым проектом: это изучение мнения потребителей о качестве товаров и услуг, предоставляемых студенческой столовой и маркетинговые исследования, выполняемые по заказу отдела маркетинга.
К работе по организации и проведению социологических исследований активно привлекаются студенты факультета клинической психологии и социальной работы, многие из которых проходят в социологической службе свою практику, пишут на основе собираемых совместно данных научные работы, курсовые и дипломные работы.
Социологическая служба – это молодое, активно развивающееся структурное подразделение, которое успешно адаптирует в своей работе разработки российских и зарубежных коллег, постоянно самостоятельно разрабатывает и совершенствует методики, задействует в работе современные информационные технологии.
С 2005 года и по настоящий момент обязанности заведующего социологической службы исполняет ведущий социолог, Минин Алексей Александрович.
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ СЛУЖБЫ
Крупные организации, штаты которых насчитывают не одну тысячу работников, часто имеют в своей структуре социологические службы, которые занимаются проведением внутрифирменных исследований, тестированием и разработкой мероприятий, направленных на совершенствование кадровой политики. На огромном предприятии, где просто физически невозможно обеспечить тесные контакты всех членов коллектива, деятельность таких служб является весьма полезной и способствует созданию благоприятного психологического климата.
Существуют агентства, специализирующиеся на подобных услугах. Чем выше уровень полномочий человека, тем важнее для организации его эмоциональное состояние.
Читайте также
4.3. Статус бухгалтерской службы
4.3. Статус бухгалтерской службы Правовой статус бухгалтерской службы регулируется действующим законодательством, нормативными документами, организационно-правовой формой и общей структурой управления организацией.В соответствии с Федеральным законом «О
4.1. Функциональные обязанности кадровой службы
4.1. Функциональные обязанности кадровой службы Обобщая функции кадровой службы (отдела) можно назвать следующие:1) осуществление прогнозирования, перспективного и текущего планирования потребности в кадрах, их движения, подбора и расстановки;2) осуществление
7.4. Другие службы организации
7.4. Другие службы организации О взаимодействии кадровой службы с другими службами организации было уже немало сказано.Очень тесно кадровая служба взаимодействует с бухгалтерией. Многие кадровые документы согласовываются с главным бухгалтером, например, штатное
II. Увольнение с воинской службы
II. Увольнение с воинской службы С народом происходит то же, что и с отдельным человеком. Когда народ или человек хочет получить удовлетворение, ему самому надлежит определить, какой ценой оно добывается. Для народа, для страны величайшее из благ – безопасность. Если ради
Организация службы сбыта
Организация службы сбыта Службу сбыта можно организовать по-разному — по виду товара, географическим регионам, заказчикам или фазам процесса продаж. Независимо от того, какой подход используется, фирма-продавец должна принять во внимание ряд важных фактов рыночной
Параллельные службы сбыта
Параллельные службы сбыта Несмотря на существование разумных аргументов в пользу единой службы сбыта, организованной по принципу территориального деления и поддерживаемой техническими специалистами, реальность такова, что во многих компаниях работают параллельные
Обучение сотрудников службы сбыта
Обучение сотрудников службы сбыта По мере роста стоимости одного контакта с заказчиком при персональных продажах многие фирмы пытаются повысить отдачу от контакта. Одним из средств достижения этого является обучение, которое повышает эффективность ежедневной работы
Вознаграждение работников службы сбыта
Вознаграждение работников службы сбыта Под мотивацией обычно понимают степень готовности продавца работать для выполнения задачи или достижения поставленной цели. Когда продавец видит перед собой перспективного клиента, он часто не жалеет сил, чтобы заполучить его, но
Подход BSC для ИТ-службы
Подход BSC для ИТ-службы Для определения направлений развития ИТ-инфраструктуры целесообразно использовать подход по формированию сбалансированных счетных карт (BSC, Balance Score Card).Подход заключается в формировании миссии ИТ-службы с ответом на четыре основных вопроса (см.
Трансформация HR-службы
Трансформация HR-службы Очень часто эффективность управления человеческими ресурсами определяют без учета создания ценности. К примеру, многие компании инвестируют средства в создание электронных HR-ресурсов (порталов и он-лайновых сервис-центров для сотрудников),
Ресурсы службы HR (главы 7 и 8)
Ресурсы службы HR (главы 7 и 8) HR-служба должна разрабатывать стратегию и управлять своими ресурсами таким образом, чтобы индивидуальные усилия ее сотрудников вместе создавали ценность для организации. В главе 7 мы обобщили материал первых шести глав, создав единую
Глава 8 Организация HR-службы
Глава 8 Организация HR-службы Насколько наша организация HR-службы (электронная HR, сервисные центры, центры экспертного знания, внутренние и аутсорсинговые HR) соотносятся со стратегией бизнеса?Умелые HR-руководители соотносят работу своего отдела с деятельностью всей
Транзакционные функции HR-службы
Транзакционные функции HR-службы Часто деятельность, которая повышает привлекательность организации для сотрудников, не способствует развитию возможностей, увеличению клиентуры или созданию нематериальных ценностей. В таком случае эту деятельность следует
Координация структуры службы HR
Координация структуры службы HR Ценность появляется тогда, когда HR-структура координируется со структурой компании. Монобизнесу соответствует функциональная HR-служба; холдингу – специализированная HR-служба, а диверсифицированным компаниям – коллективная HR-служба.
Службы управления альянсами
Службы управления альянсами Джон Белл из Philips принял этот вызов, решив наладить информационный обмен между подразделениями. В 2000 г. он открыл отдел по управлению альянсами, а в 2013-м был назначен директором по стратегии и партнерствам подразделения Philips Research. Несмотря на
Что такое социологическая служба
В составлении перспективного и текущих планов социального развития коллектива участвуют работники всех структурных подразделений предприятия. Эту работу координирует социологическая служба предприятия (специальный отдел, социологическая лаборатория, группа г. составе лаборатории ПОТ или отдельный работник). [c.290]
При помощи социологической службы отдел кадров помогает руководителям [c.253]
Г. Форд установил на своих предприятиях 8-часовой рабочий день и минимальный уровень заработной платы, а также создал социологическую службу, что по тем временам было крупным новаторством. Однако он так и не смог преодолеть социальный антагонизм и добиться гармонии интересов в своей фирме. Об этом, в частности, свидетельствует конфликт между Г. Фордом и профсоюзами в 1937-1941 гг. [c.205]
Разработка и выполнение планов социального развития коллективов осуществляется при активном участии руководителей производства. Комплексное планирование— важная составная часть содержания труда начальника цеха, участка, мастера. На многих передовых предприятиях и в объединениях комплексные планы составляются во всех цехах и отделах. В разработке этих планов.участвуют начальники цехов и участков, работники цеховых служб, мастера, творческие бригады, общественные советы НОТ. Большую помощь цеховым руководителям оказывают социологические службы, созданные в некоторых объединениях и на крупных предприятиях, заводские социологи. [c.73]
Уровень неудовлетворенности людей работой организация должна постоянно отслеживать, желательно на всех рабочих местах. Эту работу могут выполнять социологические службы или отделы персонала. [c.392]
В составлении перспективного и текущих планов социального развития коллектива принимают участие работники всех структурных подразделений предприятия. Всю эту работу координирует социологическая служба предприятия. Организационно она может быть представлена специальным отделом, группой в составе лаборатории НОТ или отдельным работником. [c.318]
В связи с возрастающей ролью социологических исследований возникла необходимость организации на предприятиях специальной социологической службы, включающей группы социальных исследований, социального планирования и внедрения социальных мероприятий и рекомендаций. [c.77]
На более крупных предприятиях оправданы самостоятельные социологические лаборатории. При подчиненности отдельных нефтеперерабатывающих заводов объединениям, равно как и на нефтегазодобывающих предприятиях, целесообразно создавать социологические службы в целом по объединению или по группе территориально близких предприятий одной отрасли. [c.77]
В осуществлении социального развития коллектива предприятия наряду с администрацией деятельное участие принимают общественные организации трудящихся партийная, профсоюзная, комсомольская, научно-технические общества и др. Активно участвуют в этой работе общественные органы самоуправления общие собрания трудящихся, постоянно действующие производственные совещания и т. д. Важная роль в осуществлении социального развития принадлежит социологической службе предприятия. [c.164]
СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ПРЕДПРИЯТИЯ, ЕЕ ФУНКЦИИ [c.171]
В организации процессов социального развития коллектива предприятия важная роль принадлежит проведению конкретных социологических исследований по всем сферам этой деятельности с целью разработки научно обоснованных рекомендаций по ее совершенствованию. Осуществление этой работы возлагается на социологическую службу, состоящую из одного или более социологов (а также других специалистов и технических исполнителей), подчиняющихся руководителю предприятия или его заместителю. На отдельных предприятиях социологическая служба функционирует на общественных началах. [c.171]
В обязанности руководителя социологической службы (социолога) входит организация прикладных социальных исследований по программам организационное и методическое руководство интервьюерами, кодировщиками и другими штатными и внештатными сотрудниками социологической службы координация работ по программам социальных исследований на предприятии организационное и методическое руководство обобщением собранных материалов и разработкой рекомендаций участие в реализации разработанных мероприятий и контроле за их осуществлением. [c.171]
В целях лучшей организации социальных исследований на предприятиях создается постоянно действующая комиссия по координации этой работы. В ее состав входят руководитель предприятия или его заместитель, руководитель социологической службы (социолог), руководитель отдела научной организации труда и управления, ведущие специалисты предприятия, представители общественных организаций. В задачи комиссии входит рассмотрение и утверждение программы проведения социологических исследований, утверждение состава работников, привлекаемых к их проведению, утверждение рекомендаций по организации проведения социологических исследований и контроль за их проведением. [c.172]
Руководитель кадровой службы предприятия планирует и организует работу по определению численного и должностного состава резерва, его формированию и подготовке совместно с отделом подготовки кадров, социологической службой, руководителями подразделений и общественными организациями. [c.76]
Социологическая служба предприятия участвует в работе по определению численного и должностного состава резерва и в работе по оценке кадров, выдвигаемых в резерв. [c.76]
Совместно с Госкомиздатом СССР организовать социологическую службу для анализа удовлетворения запросов читателей на литературу, оценки соответствия издательской продукции потребностям трудящихся [c.43]
Осенью 1967 года, в связи с пошатнувшейся репутацией президента Джонсона, его сторонники предприняли опрос общественного мнения в регионе, где позиции Джонсона традиционно были сильны. Результаты были обнародованы как доказательство прочной популярности президента. Социологические службы пришли в негодование, но политики добились своей цели. [c.196]
ЗАДАЧИ, ФУНКЦИИ И ПРАВА СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ОРГАНИЗАЦИИ [c.444]
Организация и проведение социологических исследований осуществляется обычно в рамках социологической службы, или службы социального развития. Для этого перед ней ставят ряд связанных с этим задач [c.444]
Для выполнения данных функций социологическая служба организации должна иметь право [c.446]
Деятельность социологической службы организации целесообразно регламентировать в соответствующем положении, а работников этой службы — в должностных инструкциях. Основные процессы социологических исследований следует также документировать. Наиболее рациональными документами для этого являются процедуры управления. [c.446]
Перечислите задачи, основные функции и права социологической службы организации. [c.450]
В Службе по связям с общественностью комбината «Норильский никель» работают информационно-аналитическая группа, группа маркетинга и рекламы, пресс-служба, группа ярмарок и выставок. Она активно взаимодействует с социологической службой комбината. [c.259]
Источник материалы социологической службы Кассандра (Москва). Бизнес для всех, №22, 2000 г, стр.5. [c.39]
На титульном листе анкеты, которая изготовлена в виде брошюры, указывается вверху — «Социологическая служба предприятия», в центре — «Анкета рабочего (Ваше мнение о состоянии производственной дисциплины)». [c.663]
Форд одним из первых установил на своих предприятиях восьмичасовой рабочий день и организовал социологическую службу в составе нескольких десятков человек. Конечно, Форд был не одинок. Другие предприниматели, и не только в автомобилестроении последовали его примеру. Более того, авторство многих фощовских нововведений принадлежит Уильяму Казенсу, с уходом которого дела на фирме Форда пошли существенно хуже. Напряженные отношения с профсоюзами, [c.221]
Так, в Ленинградском оптико-механическом объединении разработке комплексных пятилетних планов предшествует анализ экономических показателей, направлений технического прогресса, социальной структуры коллектива, эффективности деятельности общественных организаций1. В объединении организована социологическая служба, совместно с учеными Ленинграда проводятся исследования социальной структуры коллектива, текучести кадров, содержания и организации труда инженерно-технических работников и др. [c.77]
Важным объектом деятельности социологической службы является социально-психологическая информация, обращающаяся на предприятии. Для ее получения социологическая служба пользуется наряду с общенаучными методами (математическими, логическими и др.), также специальными методами, присущими социальным наукам. К числу этих методов относятся наблюдение, изучение документов, опрос (интервью и анкетирование), социометрия, экспертные оценки, тестирование, социальный эксперимент, метод комплексного изучения экстремальных групп и др. [c.172]
Численный и должностной с етзв резерва определяется кадровыми службами предприятия совместно с руководителями соответствующих структурных подразделений, социологической службой предприятия и общественными организациями. Практика проведения данной работы на предприятиях показывает, что целесообразно планировать формирование кадрового резерва на пятилетку и по годам. [c.72]
Обозначения ОНОТ — отдел НОТ предприятия ОТБ — отдел охраны труда и техники безопасности ОК — отдел кадров СС — социологическая служба ЗП — заводское подразделение службы, к которой относится исследуемое цеховое подразделение (курирующее данное цеховое подразделение) ЦП — цеховое подразделение управления АЦ — администрация цеха ЮС — юридическая служба ОУК — отдел управления качеством ОС — отдел стандартизации (в случае отсутствия такого подразделения на предприятии функции координации по разработке стандартов предприятия и контролю их соблюдения реализует ОУК). [c.265]
Кандидатуры бригадиров на разных предприятиях подбираются по-разному. На одних предприятиях кандидатуры подбирают мастера, на других — мастера совместно с представителями общественных организаций, на третьих — цеховые комиссии по бригад-ной организации труда совместно с мастерами, на четвертых — члены бригады совместно с мастерами или представителями общественных организаций. При наличии социологической службы на предприятиях кандидатуры бригадиров могут отбираться на основе специальных тестов и социограмм. [c.36]
Государственная социологическая служба ВЦИОМ, обученная специалистами компании Gallup [c.57]
Тростановский Ж.С., Эпштейн А.И., Копылов В.А. Социологическая служба предприятия // Социологические исследования. 1992. № 10. [c.270]
ЗАДАЧИ, ФУНКЦИИ И ПРАВА СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ОРГАНИЗАЦИИ
• выявление и использование социальных резервов повышения результативности труда персонала;
• изучение социологических и психологических проблем организации труда персонала и разработка путей и методов их решения;
• организационно-методическое обеспечение, координация разработки программ и реализации планов по проведению социологических исследований;
• совершенствование форм и методов социологических исследований.
В соответствии с приведенными задачами должны выполняться примерно следующие функции:
• организация и анализ уровня социального развития персонала и подготовка предложений к проектам программ и планов социального развития персонала;
• организация и изучение социальных аспектов научно-технического прогресса и разработка мероприятий по преодолению социально- психологических барьеров использования современных технических средств;
• проведение социологических и социально-психологических исследований;
• анализ и прогнозирование развития социальных процессов;
• подготовка предложений по учету социально-психологических факторов в организации;
• распространение социологических знаний, организация учебы менеджеров и всего персонала основам социологии и психологии;
• обобщение и диффузия прогрессивных социально-психологических методов управления;
• участие в организации и проведении экспериментов и в разработке предложений по социально-психологическим аспектам совершенствования управления;
• участие в экспертизе проектов производственного и непроизводственного назначения в части обеспечения учета в них социальных требований и нормативов;
• прогнозирование социальных процессов в организации;
• анализ изменений и разработка предложений по совершенствованию социальной структуры персонала;
• изучение причин текучести кадров, разработка мер по закреплению и стабилизации персонала;
• социально-психологическое обеспечение профориентации, проф- подбора, профобучения, расстановки, производственной ориентации, профессионального и должностного продвижения персонала с учетом его индивидуально-психологических особенностей;
• участие в формировании резерва менеджеров среднего и низового звеньев управления;
• участие в разработке и внедрении мероприятий по повышению удовлетворенности трудом, обеспечению престижности профессий, усилению творческого характера труда;
• участие в формировании структуры и состава подразделений;
• участие в аттестации и рационализации рабочих мест и приведении их в соответствие с социальными требованиями;
• участие в подготовке мероприятий по оздоровлению и созданию безопасных и благоприятных условий и повышению организационной и общей культуры персонала;
• участие в разработке предложений по повышению мотивации результативности труда персонала;
• разработка и внедрение мероприятий по повышению социальной роли личности, созданию благоприятного социально-психологического климата в подразделениях;
• проведение социально-психологических консультаций для персонала;
• разработка социальных мер по укреплению трудовой и производственной дисциплины и повышению ответственности за результаты труда;
• разработка совместно с соответствующими структурными подразделениями предложений по повышению инновационности труда;
• разработка предложений по совершенствованию и развитию социальной инфраструктуры организации.
Для выполнения данных функций социологическая служба организации должна иметь право:
• запрашивать и получать в установленном порядке от структурных подразделений материалы, необходимые для проведения социологических и социально-психологических исследований и реализации их результатов;
• привлекать по согласованию с руководством работников соответствующих подразделений организации и внешних социологов- исследователей для выполнения совместных социологических исследовательских и других работ.
• контролировать выполнение структурными подразделениями мероприятий социального характера, предусмотренных планами, и вносить на рассмотрение руководства предложения, направленные на устранение недостатков, а также на поощрение лиц, активно содействующих внедрению социальных мероприятий;
• осуществлять контакты по вопросам, относящимся к компетенции социологической службы, с другими организациями;
• представлять свою организацию по социологическим вопросам в других организациях.
Деятельность социологической службы организации целесообразно регламентировать в соответствующем положении, а работников этой службы — в должностных инструкциях. Основные процессы социологических исследований следует также документировать. Наиболее рациональными документами для этого являются процедуры управления.
Социологическая служба организации
Социологическая служба предприятия
В условиях рыночных отношений социологической службы предприятия сохраняет свою значимость. Социологическая служба призвана проводить социологические исследования на предприятии и на основе всестороннего изучения социально-психологических проблем организации труда, быта и отдыха трудящихся разрабатывать и реализовывать мероприятия, обеспечивающие всемерное выявление и использование резервов роста производительности труда и повышения эффективности производства, совершенствование управления социальными процессами, улучшение воспитательной работы и развитие творческой активности трудящихся. Она организует работу по управлению социальным развитием трудовых коллективов, методическое обеспечение, координацию разработки и реализации планов, целевых комплексных программ социального развития. 1
Основные задачи социологической службы:
Основные законы и принципы социального управления
Социальное прогнозирование и планирование
Только на основе точного знания конкретных обстоятельств и общей ситуации как в самой организации, так и в регионе, отрасли и стране в целом можно оценить положение дел в социальной среде, видеть перспективу изменений в ней, выбирать адекватные методы достижения перемен. Прогноз должен быть подвергнут практическому подтверждению, прежде чем стать ориентиром при выработке целевых программ, плановых, проектных и иных управленческих решений, предлагаемых социальной службой.
Планирование, будучи разновидностью рационально-конструктивной деятельности, означает как постановку целей, так и выбор средств и способов их достижения. Оно дает возможность с большей целесообразностью и эффективностью воздействовать на социальные процессы в организации.
Организационно- распорядительные и координирующие функции, Функция мотивации, Контроль реализации запланированных мероприятий
Так же ученые выделяют и следующие функции:
Организация службы психологической помощи на предприятии
В обязанности, Социологическая служба организации имеет право:
1. Знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающимися деятельности службы.
2. Вносить предложения по совершенствованию работы, связанной с выполнением задач службы.
3. В пределах своей компетенции сообщать обо всех выявленных недостатках организации и вносить предложения по их устранению
4. Запрашивать всю необходимую информацию от руководителей подразделений и специалистов, для выполнения задач
5. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений к решению задач, возложенных на службу (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет — то с разрешения руководителя организации).
6. Требовать от руководства предприятия оказания содействия в исполнении своих задач и прав.
Организационная структура социологической службы
Количественный состав социологической службы зависит, конечно, от масштаба предприятия. На небольших предприятиях целесообразно ограничиваться созданием соответствующей группы в составе отдела кадров. На крупных предприятиях и в объединениях имеет смысл создавать социологическую службу в качестве самостоятельного подразделения, которое подчиняется заместителю генерального директора по кадрам и быту. Например, на предприятии с численностью работников 5-10 тысяч человек количественный состав социологической службы должен быть доведен до 20-25 человек разной квалификации. Один из возможных вариантов организационной структуры социологической службы производственного объединения представлен и может включать заместителя директора по социальному развитию и кадрам и социологическую службу, состоящую из трех групп (группы конкретных социологических исследований, группы планирования, проектирования и внедрения, группы профориентации, профотбора и адаптации кадров).
Литература:
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/referat/sotsiologicheskaya-slujba-na-predpriyatii/