что такое социальный шопинг
О социальной коммерции: почему на нее стоит обратить внимание?
Что из себя представляет социальная коммерция, каковы ее тенденции и как вы можете ее использовать?
Один из ключевых принципов продаж гласит, что общение с потребителем следует строить так, чтобы он внутренне или явно соглашался с озвучиваемыми доводами. Могут ли лайки стать аналогом одобрения, а социальная коммерция трансформировать их в продажи? Да. Ведь, ещё до того, как бизнес обратил внимание на соцсети как на торговый канал, массовые объявления о продажах появились в их лентах и группах от самих пользователей.
В 2018 году компания Data Insight провела исследование и оценила российский рынок торговли товарами и услугами в социальных сетях, мессенджерах, на сайтах частных объявлений и других P2P платформах. Оказалось, что на тот момент в социальной коммерции участвовали 39 млн российских покупателей, а также 22 млн продавцов. Последняя цифра включает как компании, так и частных лиц. Совокупно они совершили за год 394 млн сделок на сумму 591 млрд рублей. Уже в 2020 году объем глобального рынка торговли в социальных сетях составил 90 млрд долларов США. А к 2027 году ожидается рост продаж через данный канал почти в семь раз — до 605 млрд долларов США.
Похоже, что социальные сети располагают пользователей не только щедро поддерживать лайками своих друзей, но и активно покупать. Это не удивительно, так как на данных цифровых платформах люди проводят больше всего времени, чем где-либо ещё. А простота и развлекательная форма продаж привлекает их внимание и увеличивает конверсию. Ведь в отличии от обычной рекламы товаров и услуг пользователю не нужно для совершения покупки переходить на сайт компании или интернет-магазин.
Что из себя представляет социальная коммерция? Что ждёт потребителей в ближайшей перспективе и стоит ли бизнесу приглядеться повнимательнее к данному виду торговли? Читайте об этом в данном материале.
Что такое S-commerce?
Несмотря на впечатляющие данные статистики, social commerce — пока еще новое слово в технологиях продаж. Investopedia.com — онлайн-СМИ для инвесторов, владельцев бизнеса и руководителей компаний даёт такое определение: «Social commerce uses networking websites such as Facebook, Instagram and Twitter as vehicles to promote and sell commercial products and services» (Перевод: «Социальная коммерция использует сетевые сайты, такие как Facebook, Instagram и Twitter, в качестве средств продвижения и продажи коммерческих продуктов и услуг»). Контекст данного определения предполагает, что это одно из решений в сфере SMM, используемое как средство для целей электронной торговли. Однако, это не совсем так.
В отличие от функции social media marketing, которая перенаправляет трафик на сайт компании или интернет-магазин, концепция s-commerce не просто эксплуатирует популярность у пользователей социальных медиа, но и их функционал. Весь процесс покупки, начиная от знакомства с продуктом, изучения его свойств, выбора происходит исключительно на платформе соцсетей. Можно сказать, что социальная коммерция является подвидом e-commerce.
При всём удобстве онлайн-покупок в интернет-магазине или мобильном приложении, их отличает низкая эмоциональность процесса. В тоже время офлайн-шопинг обладает мощнейшим преимуществом, которое проявляется в наличии социального опыта. Ведь нередко покупатели превращают покупки в форму времяпрепровождения с друзьями и близкими, которое сопровождается общением, обменом мнений и т.п. И даже если кто-то отправлялся в традиционный магазин в одиночестве, то всё равно с помощью социальных сетей и мессенджеров покупка превращалась во взаимодействие нескольких людей — будь то супруг, друзья, родители или дети.
С другой стороны, социальные сети очень часто являются местом, где потребители ищут отзывы, квалифицированную рекомендацию о рассматриваемых ими брендах или просто одобрение покупки от окружения. Причём доверие к таким мнениям гораздо выше, чем к любой рекламной коммуникации. Свою лепту в развитие подобного поведения у потребителей вносит участие большого количества блогеров в маркетинге брендов в социальных сетях, которые выступают в роли рекомендателей или образцов для подражания.
Невольно возникает вопрос, если люди так охотно используют соцсети в качестве источника информации, то почему не совершать покупку прямо там же без перехода на сторонние интернет ресурсы? По сути, эта идея удобства легла в основу концепции s-commerce. Магазины социальной торговли устраняют лишние телодвижения, а точнее — клики, каждый из которых — возможный повод для человека отложить покупку или передумать. Алгоритм приобретений в рамках одной платформы выглядит просто: «Увидел, нажал, купил».
На данный момент механизмы социальной коммерции развивают Instagram, Facebook, Pinterest и Snapchat. Справедливости ради, стоит отметить, что оказание сервисов для магазинов на указанных платформах социальных медиа пока территориально ограничено, имеет шероховатости и в целом оставляет желать лучшего. В России аналогичные разработки ведёт ВКонтакте, который в рамках развития экосреды мини-приложений предлагает функционал социальной коммерции пока для своих партнерских сервисов AliExpress, Delivery Club и Ситимобил.
Тенденции развития и актуальность
Даже в зачаточном состоянии социальная коммерция оказывает огромное влияние на мир электронной торговли и маркетинга в социальных сетях. Пионером в s-commerce является Китай. Это не удивительно, так как Поднебесная давно уже является трендсеттером во многих социальных технологических инновациях. Китайские онлайн-магазины стали первыми интегрироваться в локальные соцсети и использовать формат живых стримингов с известными персонами для совершения коллективных покупок. Теперь эти новшества перенимают компании во всём мире, в т.ч. в России.
Блогеры — герои нашего времени. Их желание монетизировать свою деятельность по созданию контента невольно является драйвером развития социальной коммерции. Когда-то они скромно и завуалировано рекламировали товары и услуги в своих аккаунтах, маскируя коммерческую заинтересованность в транслируемых рекомендациях своим подписчикам. Сегодня блогеры уже не стесняются своей ангажированности, а прямо предлагают промокоды и скидки тем, кто по их совету оформит заказ в онлайн-магазине.
В результате между компаниями и агентами влияния начинает преобладать иная форма коммерческих соглашений. Оплата за публикацию с упоминанием бренда становится менее актуальной и сменяется расчетами на основе цены за целевое действие (cost per action) или покупку (cost per purchase). Блогер становится заинтересованным в высоком уровне конверсий рекламной кампании, которую он проводит в своём аккаунте для того или иного бренда. Причём пользователи соцсети относятся значительно лояльнее к подобной форме рекламы, воспринимая её за вполне честную рекомендацию от их любимого блогера.
Новая и продвинутая форма продвижения — это живые стриминги. На них блогер в режиме реального времени знакомит аудиторию с товарами, даёт рекомендации по использованию, проводит обсуждение и, конечно, мотивирует коллективные покупки через предложение эксклюзивных условий для приобретения в ограниченный период времени. Особенность таких трансляций в том, что они по уровню эмоциональности не уступают офлайн- шопингу, так как сопровождаются новым социальным опытом для его участников.
В форматах живых стримингов компании также ведут эксперименты в поисках эффективных решений. Например, проводят эксклюзивные продажи под руководством звезды для узкого круга постоянных лояльных клиентов. Те получают возможность приобрести новинки раньше других и на особых условиях. Тем самым компания подогревает их мотивацию к увеличению лояльности и одновременно использует данный инструмент в качестве ресурса для дополнительного распространения вирусной волны о новинках на более широкую аудиторию. Поскольку получив на эксклюзивных условиях вещь и пребывая на высоком эмоциональном заряде, они начинают хвастаться и создавать своё рекомендательное поле в социальных сетях уже для своих подписчиков.
Техническое преимущество s-commerce заключается в том, что для реализации продаж нет необходимости в создании собственного онлайн-магазина или его интеграции с соцсетями. Всё работает в рамках платформ соцмедиа. Таким образом социальная коммерция является самостоятельным каналом распространения в дополнение к другим видам. Одновременно это прекрасный способ сделать предложение доступным для аудитории виртуальных обитателей из числа тяжелых пользователей соцсетей.
Будущее розничных продаж находится там, где обитают покупатели. Предприятия, которые будут сочетать различные каналы: веб, мобильные приложения, социальные сети, маркетплейсы и т.д.; смогут лучше поддерживать транзакции с целевым сегментом потребителей и эффективнее проводить сделки, чем компании с менее диверсифицированной стратегией распространения. Это значит, что данное перспективное и новое направление деятельности должно также быть интегрировано в систему SMM компаний. Если для вас пока понятие социальной коммерции остается неясным, то приходите учиться на программу-интенсив « SMM-стратегия 2021 » Центра развития компетенций в маркетинге НИУ ВШЭ. Это отличный шанс получить навыки эффективно коммуницировать и продавать в социальных сетях в современных условиях.
Миллиарды на доверии: почему social e-commerce растет во всем мире
Что такое social e-commerce
Более 149 млн человек за сутки посмотрело продающие лайвстримы, которые проводила китайская певица Вия на День Холостяка в 2020 году (отмечается в Китае 11 ноября). «Если бы аудитория Вии была страной, это была бы девятая по численности населения страна мира. Больше, чем Россия», — отмечает управляющий директор Accenture Мэтью Куинлан.
Такие лайвстримы с рекламой товаров — самый заметный и яркий пример так называемой социальной онлайн-коммерции (social e-commerce). Но далеко не единственный.
Помимо продающих эфиров и рекламы у блогеров, в этом сегменте есть множество форматов и инструментов — пользовательские обзоры товаров и услуг, совместные покупки, онлайн-шопинг в мессенджерах, различные виды продвижения в соцсетях. Все они стимулируют потребителей к покупкам и помогают брендам увеличивать продажи.
Само понятие social e-commerce подразумевает продажи, которые опираются на взаимодействие пользователей и происходят в соцсетях или на других платформах, поддерживающих социальные механики. Это не просто реклама товаров и услуг у блогеров. В такой системе сами покупатели помогают рассказывать о продуктах в соцсетях.
Модель покупок здесь, по сути, перевернута, отмечает Колин Хуан, основатель приложения для групповых покупок Pinduoduo. В классическом e-commerce покупатели ищут товары: заходя на маркетплейс, они хотя бы примерно представляют, что собираются приобрести. В социальной коммерции все наоборот. Рекомендательные системы, контент и другие пользователи подсказывают потребителю, что ему нужно купить. То есть тут не люди ищут товары, а товары находят своего покупателя.
Китай лидирует и задает тренды
Рост происходит в основном за счет двух технологических компаний — Alibaba и Tencent, которая владеет приложением WeChat и инвестирует в приложение Pinduoduo, недавно вышедшее на IPO. Вместе они занимают около 90% на рынке социальной коммерции в стране.
В свою очередь, Alibaba уже продвигает китайскую модель social e-commerce в других странах, развивая кроссбордерную платформу AliExpress. Компания планирует создать целую армию инфлюенсеров численностью более 1 млн человек. Предполагается, что это поможет увеличить число обслуживаемых потребителей до 2 млрд к началу следующего десятилетия.
При этом ситуация здесь отличается от соседей, отмечает Bloomberg со ссылкой на доклад Bain&Co. Если в Китае большинство потребителей совершают покупки на платформах для интернет-коммерции, то в Таиланде почти половина всех онлайн-продаж происходит через соцсети или мессенджеры. Например, в Facebook, WhatsApp или Line.
США повторяет и ускоряется
Китайская модель социальной коммерции станет образцом для американских компаний, ожидают в Accenture. Amazon уже внедряет инструменты, копирующие китайский опыт. Так, в 2019 году компания позволила инфлюенсерам продвигать товары с помощью лайвстримов. Примерно тогда же она выпустила приложение для создания, записи и управления рекламными эфирами.
Американские соцсети тоже активно экспериментируют с форматами. Facebook в прошлом году выпустил сервис Facebook Shops, благодаря которому малый и средний бизнес может создавать онлайн-магазины. А принадлежащая компании соцсеть Instagram реализовала целый набор функций, помогающих организовать продажи, — Instagram Shopping. Правда, опции оформления и оплаты заказа доступны не во всех странах. Но соцсеть заверяет, что будет расширять список государств, где можно ими воспользоваться.
Эксперты ожидают, что американский рынок social e-commerce в 2021 году вырастет на 34,8%. Однако доля этого сегмента в общем объеме онлайн-ретейла пока невелика — всего 4,3%.
Как продают в social e-commerce
В социальной коммерции существует два основных типа механик.
Очень популярны в азиатском регионе. Их основная цель — заставить пользователей самостоятельно привести на платформу новых покупателей. Как правило, нужно набрать достаточное количество людей, чтобы получить товар по более выгодной цене. Например, в рамках групповых покупок, мини-игр или акций «сбей цену».
Включает в себя контент, описывающий товар и интегрированный непосредственно в ленту пользователя на стороне соцсети. Для юзеров предусмотрена возможность оформления покупки либо внутри платформы, либо на стороннем ресурсе. Последнюю модель использует Instagram.shop в России. Сюда же относится продающий лайвстриминг с участием инфлюенсеров.
Российские пользователи хотят скидок и игр
У российского рынка social e-commerce — свои особенности, и китайские модели здесь не всегда подходят. «В Китае основа социальной коммерции опирается на паттерны поведения, сформированные в социальной сети WeChat: изначально она была мессенджером, в котором люди общаются в приватных сообщениях или групповых чатах. Поэтому пользователи привыкли доверять информации оттуда. У нас же все крупные соцсети изначально развивались в сторону потребления и просмотра контента. Разница в поведении объясняет разницу в восприятии информации: в Китае больше воспринимается на веру и чаще мотивирует к действию, в России требуются особые подходы и механики», — объясняет вице-президент направления социальной коммерции «AliExpress Россия» Надежда Егорова.
Большинство российских пользователей не готовы делиться коммерческим контентом ради дополнительных скидок. Их лента предназначена для друзей, коллег или развития личного бренда. Поэтому призывы что-то купить часто воспринимаются негативно.
В то же время бренды активно сотрудничают с блогерами, чтобы знакомить аудиторию с продуктом, формировать насмотренность. Но блогеры — это тоже в первую очередь лайфстайл, а не реклама. И здесь еще предстоит найти баланс между продающим и обычным контентом.
При этом аудитория в России с удовольствием смотрит стримы, следит за скидками, пишет обзоры, играет в игры. Это позволяет использовать различные социальные механики для привлечения потенциальных покупателей. В частности, AliExpress запустил для российских пользователей лайвстримы, блоги и игры внутри своего приложения. Компания была первой на российском рынке среди тех, кто стал делать в приложении собственные стримы.
Одновременно компания сотрудничает с российскими соцсетями и другими площадками. Осенью 2020 года «Одноклассники» совместно с «AliExpress Россия» перезапустили собственный маркетплейс товаров. Пользователи могут совершать покупки прямо из своей ленты новостей или видеороликов с карточками товаров.
Во «ВКонтакте» запущена рассрочка и игровые механики, позволяющие пользователям снижать цену на товар совместно с друзьями. В свою очередь, в рекомендательной системе «Пульс» от Mail.ru Group создана специальная форма обзоров с возможностью монетизации. Доход авторов зависит от того, какие конкретно товары от AliExpress участвуют в обзоре.
Остальные участники рынка пока только начинают осваивать новое направление, предлагая отдельные инструменты для social e-commerce. К примеру, в феврале 2021 года на «Озон» появилась услуга стриминга. Продавцы или сотрудничающие с ними инфлюенсеры показывают и обсуждают товар в режиме реального времени, общаясь с покупателями в приложении площадки.
На собственной площадке стримы также проводит «Яндекс.Маркет». Lamoda запустила регулярное шоу о моде и стиле в «ВК». Кроме того, в России есть отдельные небольшие платформы для социальной коммерции, такие как лайвстриминговая 24TTL.
Крупные бренды пока воспринимают соцсети в первую очередь как источник трафика и только начинают тестировать возможности более интегрированных покупок на этих платформах, признают в «AliExpress Россия». Но здесь ожидают, что вскоре ситуация изменится. Молодое поколение привыкло жить внутри соцсетей. Там они общаются, ищут информацию, совершают покупки. Это значит, что брендам, маркетплейсам и магазинам все-таки придется адаптироваться к новой реальности. Иначе они рискуют потерять очень большой сегмент аудитории.
У социальной коммерции есть важное техническое преимущество, отмечают в Центре развития компетенций в маркетинге Высшей школы экономики. Для запуска продаж с помощью social e-comm не нужно создавать собственный онлайн-магазин или интегрировать его с соцсетями: все работает в рамках платформ соцмедиа.
«Будущее розничных продаж находится там, где обитают покупатели, — подчеркивают в ВШЭ — Предприятия, которые будут сочетать различные каналы — веб, мобильные приложения, социальные сети, маркетплейсы — смогут лучше поддерживать транзакции с целевым сегментом потребителей и эффективнее проводить сделки, чем компании с менее диверсифицированной стратегией распространения».
Social commerce & social shopping
Что это за диковинные термины, и что за ними стоит? Очередная вебдванольная надуманная конструкция, или реальный тренд?
Рискну предложить на ваш суд свою трактовку, т.к. давно изучаю эти явления.
Содержание статей Википедии на эту тему несколько далеко от жизни (Social_commerce, Social_shopping), поэтому расскажу о своем видении. Мне кажется важным обсудить эти явления, т.к. они, на мой взгляд, являются не выдуманными сущностями, а интересными начинаниями, которые меняют мир к лучшему.
Для начала попытаемся понять основу social commerce и social shopping, как, для чего и для кого они появились.
Не буду утомлять пересказом всем известных различий между веб 1.0 и веб 2.0, но именно переход интернета из одной эпохи в другую сильно повлиял на электронную коммерцию.
Благодаря этим изменениям появились не просто социальные сети и сообщества, о которых мы много говорим, и которые активно обсуждаем, – появилась потребность и возможность влиять на бизнес.
Вспомним основных участников любого рынка: продавцы и покупатели. И, соответственно, два явления: социальные сети и электронную коммерцию.
Так вот, движение бизнеса к людям (к соц. сетям, к сообществу) — это социальная коммерция. В этом случае бизнес публично отвечает на вопросы и реагирует на пожелания; выстраивает на своем сайте конструкции, делающие покупки удобнее и комфортнее – например, позволяет оставлять отзывы и рекомендации. В качество примеров в Рунете могу привести Озон с его вишлистами, метками и подпиской на отзывы, Доставка.ру с ее обитателями, ну и конечно же ЯндексМаркет с отзывыми и оценками магазинов и товаров.
А когда люди (социальные сети, сообщества) сами движутся к бизнесу — это социальный шопинг. Главная особенность которого — возможность спросить у такого же потребителя, как ты сам. Узнать именно потребительские, а не технические характеристики товара.
По сути, social shopping – это смесь списков желаний (вишлистов), социальных сетей, сервисов закладок и магазинов.
Пользователи объединяются для совершения покупок или для формирования сообщества, для того, чтобы делиться с друг другом информацией. Самые известные: Kaboodle, StyleHive, ThisNext, CrowdStorm, Wists. В Рунете это — Владелия, Brandz.ru, Вещизм и Ягудза. В следующей статье я подробно опишу основных игроков в данном сегменте.
Благодаря развитию популярности подобных ресурсов принцип циничного продавца “не ты, так другой” перестает работать. Каждым покупателем начинают дорожить, т.к. при помощи интернета довольный покупатель приведет десять новых, а недовольный — расскажет тысячам! И если ты ведешь бизнес нечестно, то об этом узнают все. Если твой продукт или услуга далека от совершенства, это уже непросто закамуфлировать агрессивной рекламой.
Поэтому сегодняшний основной тренд таков: наиболее достоверный источник информации о продукте — это «люди, как я». И это не просто модное поветрие. Люди перестают верить рекламе, экспертам и «звездам». Все больше и больше людей ищут информацию от таких же, как они. Ведь это самый непредвзятый и надежный источник информации.
Современным покупателям все больше нужны независимые площадки для общения. Сервисы, где можно посмотреть рейтинг товара, рекомендации от других покупателей, задать вопрос напрямую владельцам товара или создать вишлист. Найти людей с похожими вкусами и обратиться к ним. Найти лучшие предложения и сравнить с другими.
Приведенные примеры и определения, конечно, очень упрощены. Но для общего представления достаточны.
В следующем топике я хочу более подробно рассказать про social shopping.
Введение в социальную коммерцию. Часть 1: Что такое социальная коммерция? Многообразие взглядов
Интро
Мы начинаем публикацию цикла статей, посвященных основам социальной коммерции. Надеемся, что материал, который любезно предоставил Николай Пашолок будет интересен нашим читателям. Цикл статей основан в основном на зарубежных источниках, он поможет разобраться в этой горячей теме специалистам по маркетингу, SMM, рекламе, PR и вообще всем тем, кто интересуется современными веяниями и трендами в интернет-маркетинге и бизнесе в целом.
Первая наша статья посвящена самому понятию “социальная коммерция”. Мы рассмотрим несколько точек зрения и определений и, тем самым, надеемся вызвать обсуждение и комментарии со стороны наших читателей. Удастся ли нам прийти к однозначному пониманию и трактовке термина?
Происхождение концепции социальной коммерции
Давайте попробуем разобраться с происхождением этого трендового и многообещающего явления под названием “социальная коммерция”.
Концепция социальной коммерции была разработана Дэвидом Бейзелом (David Beisel) для обозначения пользовательского рекламного контента на страницах интернет-магазинов, и Стивом Рубелем (Steve Rubel). Последний включил в концепцию социально-коммерческие инструменты, которые позволяют покупателям «получить совет от доверенных лиц, найти товары и услуги, а затем приобрести их”. Социальные сети, через которые распространяются эти рекомендации, позволяют повысить доверие клиента к онлайн-ритейлеру, бренду и отдельно взятому продукту.
Сегодня концепция социальной коммерции расширена за счет включения ряда инструментов социальных медиа и генерации контента, используемых в контексте электронной коммерции, особенно в индустрии моды. Примерами действенных инструментов социальной коммерции являются:
Технология дополненной реальности также используется в социальной коммерции, позволяя покупателям увидеть элементы одежды на себе и получить обратную связь с помощью социальных медиа.
Многообразие определений термина “социальная коммерция”
Несмотря на растущую популярность концепции социальной коммерции и ее стремительное распространение, среди специалистов до сих пор нет согласия относительно определения термина. В данной статье мы представим несколько наиболее популярных определений.
1) Социальная коммерция — вид электронной коммерции, которая включает в себя использования социальных медиа, онлайн меда для поддержки социальных взаимодействий и участия пользователя, для содействия онлайн-покупкам и продажам товаров и услуг (Wikipedia).
Социальная коммерция — использование социальных сетей в контексте e-commerce транзакций (Wikipedia).
2) Социальная коммерция — канал “из уст в уста”, применимый к электронной коммерции (IBM).
3) Социальная коммерция — создание площадок, где люди могут объединяться онлайн, получать советы от пользователей, которым доверяют, находить товары и услуги, а затем покупать их (Yahoo!).
4) Социальная коммерция — конвертация разговоров и общения в коммерцию…использование экономики рекомендаций для стимулирования продаж (James Poulter, идейный вдохновитель и digital-консультант, Lexis PR).
6) Социальная коммерция — продажи с помощью социальных медиа; социальная коммерция является подмножеством электронной коммерции, которая включает в себя использование социальных медиа, интернет-СМИ и поддерживает социальное взаимодействие и пользовательское участие, для того чтобы содействовать онлайн-покупкам и продажам товаров и услуг (Mark Ellis,Syzygy).
7) Социальная коммерция — сочетание электронной коммерции и социальных медиа.Социальная коммерция — предоставление своим клиентам платформы для обсуждения, критики и продвижения продукции в Интернете (Rick Backus, CPC Strategy).
Социальная коммерция vs. Социальный шоппинг
Нам удалось выявить несколько точек зрения на взаимосвязь этих двух терминов:
Превалирующей является первая точка зрения, признающая Социальный шопппинг важным элементом в концепции Социальной коммерции.
С этой точки зрения Социальный шоппинг – это один из методов электронной коммерции, в котором друзья покупателей включаются в процесс покупки. Социальный шоппинг пробует использовать технологии, имитирующие социальные взаимодействия, возникающие у индивидуума в процессе выбора товара, его покупки в реальности.
Социальная коммерция или социальная реклама?
CEO сервиса Chiprify (платформа социальной коммерции и платежей для Твиттера и Инстаграма) Крис Тесо (Chris Teso) поделился своим мнением относительно определения термина “социальная коммерция”.
В своем посте на сайте сервиса Тесо пишет о том, что в последнее время определение термина “социальная коммерция” изменяется — от рекомендаций товара друзьями, ведущих к продаже этого товара к публикуемым компаниями ссылкам в социальных медиа. Тесо полагает, что с таким пониманием, социальная коммерция представляет собой не более чем социальную рекламу.
Chris Teso, Chiprify
“Проблема с этим и предыдущими определениями состоит в том, что, фактически, это не является коммерцией. Это всего лишь канал, который пытается отвлечь внимание пользователя от социальной активности и переправить его в традиционную коммерческую активность”, считает Тесо. “Если пользователь не может оплатить покупку прямо из социальной сети, то это не социальная коммерция, это просто реклама”.
Тесо дает следующее определение: для того чтобы коммерция была действительно “социальной”, она должна быть встроена в социальную сеть, требовать несколько кликов и очень мало раздумий со стороны покупателя. «Мгновенное удовлетворение» приводит к увеличению продаж.
Когда социальная платформа отделена от коммерческой платформы, существует большая пропасть, которую данные не могут преодолеть.
Тесо проводит довольно любопытную аналогию, чтобы проиллюстрировать свою точку зрения:
“Вы присутствуете на вечеринке и общаетесь с другом. В этот момент к Вам подходит незнакомец, внезапно прерывает ваш разговор и предлагает вам перейти дорогу, чтобы купить кекс после того, как оставите некоторую информацию о себе. Даже если вы страстный любитель домашних кексов и они потрясающе вкусные, шансы, что вы согласитесь на это, минимальны… Слишком много действий вовлечено в эту транзакцию. Тем не менее, если бы этот незнакомец стоял бы рядом с вами и вам необходимо было бы только сказать “дай мне”, вы бы не только взяли бы кекс, вы бы прямо на месте его и съели”.
Аргумент Тесо четко сформулирован и вполне убедителен, однако мы в SocialMart соглашаемся с коллегами из Social Commerce Today, которые определяют социальную коммерцию несколько шире — “помощь людям в покупках там, где они общаются и общение там, где они покупают”. Это означает, что коммерция может быть социальной, возникая либо на сайте интернет-магазина и выливаясь при этом в то, что люди делятся своими покупками на страницах социальных сетей, либо внутри социальных сетей, выливаясь при этом в покупку в интернет-магазине (или, возвращаясь к точки зрения Тесо, возникает внутри социальных сетей, остается там и никуда оттуда не выходит).
Для того чтобы коммерция считалась социальной, она не обязательно должна основываться на ценности транзакции. Применяется и другая мотивация. Возьмем, к примеру, магазины внутри Facebook. Вот несколько кейсов:
Adidas — цель состояла в том, чтобы поклонники первыми получили новый продукт (эксклюзивность) и инициировали общение вокруг него.
BMW Key2Joy — этот магазин в popup-е продал всего один продукт, автомобильный ключ “Key2Joy” для владельцев BMW и тех, кто мечтает стать владельцем. Производитель автомобилей использовали магазин внутри Facebook, чтобы проверить, может ли f-коммерция служить средством повышения лояльности покупателей.
Имеют ли данные кейсы отношение к социальной коммерции? Если вы спросите нас, то мы ответим “да”, все это примеры социальной коммерции. Если вы спросите Тесо, то, скорее всего, он с этим не согласится.
С точки зрения Тесо, лучше, когда сделка происходят внутри соцсети без необходимости для клиента покидать священный интерфейс какой-либо из социальных сетей, с которой он взаимодействует в данный момент, однако мы не думаем, что транзакция является единственной метрикой, которая требуется, для того чтобы считать что-то “социальным”. Просто так гораздо проще зафиксировать факт продажи, если она есть. Вдобавок ко всему, на наш взгляд, социальная сеть — не слишком удачное место для транзакций.
Мы надеемся, что этот пост открывает пространство для дискуссии вокруг того, что же такое социальная коммерция и что ею не является.
А как понимаете социальную коммерцию Вы? Чья точка зрения Вам наиболее близка?
Источники
“Introduction to the Special Issue: Social Commerce: A Research Framework for Social Commerce“, Ting-Peng Liang and Efraim Turban, Guest Editors, International Journal of Electronic Commerce, Volume 16, Number 2 (Winter 2011–12)
“Social Commerce vs Social Advertising”, ChrisTeso, chiprify.com, December 19, 2012
“Social Commerce by Definition, a Cupcake or a Bouncing Ball?”, Paul Chaney, Social Commerce Today, December 21, 2012
“Nothing So Practical as Good Theory | Syzygy’s Mark Ellis on Social Commerce”, Social Commerce Today, Paul Marsden, March 1, 2011
“Nothing So Practical as Good Theory 2 | Altimeter’s Lora Cecere on Social Commerce”, Social Commerce Today, Paul Marsden, March 2, 2011
Nothing So Practical as Good Theory 3 | James Poulter on Social Commerce, Paul Marsden, March 3, 2011
Автор: Николай Пашолок, SocialMart CEOСледите за публикациями в удобном для вас формате, в Facebook, Вконтакте и Twitter.