что такое социальный риск дтп
Погибших не будет
В документе анализируется состояние безопасности на дорогах за прошедшее десятилетие. Из чего уже можно выбрать точки приложения сил.
Так, например, количество погибших в пьяных авариях в 2016 году увеличилось на 78,8 процента по сравнению с показателями 2007 года. Из-за нарушений правил водителями со стажем управления до двух лет в 2016 году произошло каждое 13-е ДТП с пострадавшими. Начиная с 2013 года растет количество аварий, произошедших по вине водителей транспорта, принадлежащего юридическим лицам.
Если смотреть по местам совершения ДТП, то наибольшее их количество, как ни странно, происходит не в городах-миллионниках, а в городах с численностью жителей от 250 тысяч до 999,9 тысячи человек.
Почти в каждом втором ДТП регистрируются недостатки улично-дорожной сети. И это уже точка приложения сил для владельцев дорог.
Перечислять проблемы можно долго. Но как с ними бороться? Стратегия ставит планы по изменению поведения водителей и пешеходов так, чтобы соблюдение правил стало бы безусловной нормой. Также она предусматривает повышение защищенности от ДТП и их последствий прежде всего детей и пешеходов.
Необходимо, с точки зрения Стратегии, совершенствование системы управления безопасностью дорожного движения, а также развитие системы оказания помощи и спасения пострадавших в результате ДТП.
Стратегия учитывает риски и угрозы. Среди них неконтролируемый рост автомобилизации населения и углубляющийся разрыв между темпами автомобилизации и темпами развития улично-дорожной сети. А также значительное количество транспорта, не отвечающего требованиям безопасности. На сегодняшний день половина машин эксплуатируется более 10 лет.
Не последнюю роль в угрозах безопасности играет снижение среднего возраста водителей. Ухудшает положение и отсутствие действенных механизмов контроля технического состояния транспортных средств. Также необходимо совершенствовать систему допуска водителей к участию в дорожном движении, а именно подготовку водителей, экзамены и медицинские критерии.
МВД совместно с заинтересованными органами должно в течение 6 месяцев разработать и внести в правительство проект плана мероприятий по реализации Стратегии.
Методика расчета целевых показателей (индикаторов) муниципальной программы МО Амурской области «Профилактика преступлений и иных правонарушений»
В методике рекомендуется привести сведения о порядке сбора информации и методике расчета показателей (индикаторов) муниципальной программы.
Показатели могут рассчитываться:
по методикам, утвержденным федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти Амурской области, органами местного самоуправления Амурской области;
по методикам, принятым международными организациям.
Если показатель (индикатор) рассчитывается по методикам, принятым международными организациями, то в составе материалов муниципальной программы представляется методика расчета данного показателя (в случае ее наличия в открытом доступе) и ссылка на открытый источник публикации показателя.
Примеры методики расчета ряда показателей, рекомендуемых к использованию в рамках реализации муниципальной программы:
1. Показатель «Уверенность граждан в защищенности своих личных и имущественных интересов (доля положительных оценок в числе опрошенных)» рассчитывается как среднеарифметическое долей положительных ответов респондентов на вопросы анкеты, отражающие общественное мнение о деятельности органов внутренних дел по формуле:
Х – количество положительных ответов на вопрос: «Вы в целом чувствуете себя скорее защищенным или не защищенным от преступников, от посягательств на Вашу жизнь, здоровье, имущество и т.д.?»;
Y – количество положительных ответов на вопрос: «Насколько Вы доверяете органам внутренних дел (полиции) в обеспечении Вашей личной и имущественной безопасности?»;
W – объем многоступенчатой стратифицированной вероятностной выборки в субъекте Российской Федерации (в субъектах с численностью населения менее 400 тыс. чел. в возрасте старше 18 лет объем выборки должен составлять не менее 400 респондентов).
100 – коэффициент перевода в %.
2. Показатель «Социальный риск (число лиц, погибших в дорожно-транспортных происшествиях, на 100 тыс. населения)». Сведения формируются на основании данных, приведенных в Карточке учета дорожно-транспортного происшествия, утвержденной приказом МВД России от 16 февраля 2009 г. № 137. Расчет производится в соответствии с методологическими указаниями по оценке общей численности населения (приказ Росстата от 3 июня 2010 г. № 209).
3. Показатель «Число лиц, погибших в дорожно-транспортных происшествиях». Сведения формируются на основании данных, приведенных в Карточке учета дорожно-транспортного происшествия, утвержденной приказом МВД России от 18 июня 1996 г. № 328.
Показатель рассчитывается как отношение числа погибших в результате дорожно-транспортных происшествий к количеству зарегистрированных транспортных средств.
Результат умножается на 10000, по формуле:
X – число лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий;
Y – количество зарегистрированных транспортных средств.
8. Показатель «Доля преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии, в общем числе оконченных преступлений по отношению к 2014 году». Сведения формируются на основании данных, приведенных в форме «3-ЕГС» (493) «Сведения о зарегистрированных, раскрытых и нераскрытых преступлениях», приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 2 июля 2012 г. № 250
(в ред. приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 15 января 2013 г. № 25, от 23 января 2014 г. № 18).
Что такое социальный риск дтп
МЕТОДИКА
ОЦЕНКИ И РАСЧЕТА НОРМАТИВОВ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО УЩЕРБА
ОТ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ
Срок действия с 01.12.2000
до 01.12.2005
РАЗРАБОТАНА по заказу Министерства транспорта Российской Федерации
УТВЕРЖДЕНА Минтрансом РФ (Насонов А.П)
СОГЛАСОВАНА с МВД РФ (Федоров В.А.) 23.11.2000, с Минфином РФ, N 06-03-35 от 23.03.2000, с Минэкономики РФ, N BK-140/23-61 от 02.02.2000
к.т.н. И.А.Венгеров, к.т.н. А.П.Юров (руководитель разработки), к.т.н. О.Ю.Матанцева (ответственный исполнитель), И.Т.Касьянова, А.М.Рюмочкин, к.т.н. Ю.В.Андрианов, И.Н.Титова, Л.И.Зеленина (ФГУП НИИАТ), к.т.н. И.Ф.Живописцев (ГП «РосДорНИИ»), к.э.н. В.А.Аксенов (МАДИ)
под общей редакцией И.А.Венгерова (ФГУП НИИАТ)
Методика оценки и расчета нормативов социально-экономического ущерба от ДТП содержит методы расчета социально-экономического ущерба от ДТП в результате гибели или ранения человека, повреждения транспортных средств и дорожных сооружений.
Дорожно-транспортные происшествия (ДТП), вызывающие гибель и ранения людей, потери материальных ценностей, приносят значительный социально-экономический ущерб. По оценкам зарубежных специалистов эти потери могут составлять до 5% валового внутреннего продукта государства.
Экономическая оценка ущерба от ДТП необходима для принятия управленческих решений в сфере безопасности дорожного движения. Знание размеров ущерба дает возможность объективно оценивать масштабы и значимость проблемы дорожно-транспортной аварийности, определять объемы финансовых, материальных ресурсов, которые необходимо и целесообразно направлять на ее решение, оценивать эффективность различных мероприятий и целевых программ, направленных на сокращение аварийности. Оценка стоимости потерь от ДТП и доведение этой информации до населения имеют мощный социально-психологический эффект: эта информация предупреждает людей об угрозе их жизни и здоровью, способствует осознанию ими значения мероприятий и формированию общественной поддержки для их внедрения.
Отечественные методики учета потерь народного хозяйства от ДТП (ВСН 3-69, ВСН 3-81) были основаны на принципах плановой экономики и соответствующих закономерностях роста национального дохода. Поэтому заложенные в них закономерности и способы расчета требуют корректировки, соответствующей современным экономическим отношениям.
В условиях рыночной экономики не может быть рассчитан и установлен норматив ущерба от гибели или ранения человека в абсолютном исчислении, который может быть использован в течение длительного периода. Данная методика позволяет произвести точный растет стоимостной оценки ущерба на каждый конкретный год. Это связано с тем, что эта оценка зависит от величины валового внутреннего продукта (ВВП), как основного показателя экономического потенциала страны. В практической деятельности целесообразно использовать упрощенный метод расчета стоимостных оценок ущерба (нормативов) от гибели или ранения человека, принимая за основу точные стоимостные оценки, приведенные в разделе 2.9.
Методика разработана в рамках реализации федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в России». Она может быть использована для оценки эффективности мероприятий, при расчете денежного выражения потерь общества в результате гибели или ранения людей в дорожно-транспортных происшествиях.
РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
— ущерб в результате гибели и ранения людей;
— ущерб в результате повреждения транспортных средств;
— ущерб в результате порчи груза;
— ущерб в результате повреждения дороги.
Ущерб в результате гибели и ранения людей составляет самую значительную часть ущерба от ДТП и включает в себя следующие социально-экономические параметры:
— экономические потери из-за выбытия человека из сферы производства;
— социально-экономические потери государства при выплате пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца, а также при оплате лечения в больницах и временной нетрудоспособности;
— социально-экономические потери из-за гибели детей.
Величина ущерба от ДТП оценивается на основе расчета прямых и косвенных народно-хозяйственных потерь.
К прямым (непосредственным) относятся потери владельцев подвижного состава автомобильного транспорта, службы по эксплуатации дорог и ликвидации последствий ДТП и грузоотправителей, затраты ГИБДД и юридических органов на расследование дорожно-транспортных происшествий, медицинских учреждений на лечение потерпевших, предприятий, сотрудники которых стали жертвами аварий (оплата бюллетеней, выдача пособий), затраты государственных органов социального обеспечения (пенсии) и страховые выплаты.
К косвенным относятся потери народного хозяйства вследствие временного или полного выбытия человека из сферы материального производства, нарушения производственных связей и моральные потери.
Полная оценка ущерба от гибели и ранения людей включает элементы как прямых, так и косвенных потерь.
Для оценки потерь из-за выбытия человека из сферы материального производства используется метод общих доходов. Основой этого метода является выражение в денежной форме экономической пользы, которую общество получит благодаря тому, что предотвратит гибель человека в ДТП. При таком подходе собственное потребление человека рассматривается как составная часть государственной прибыли, полученной от производственной и социально-экономической деятельности отдельных граждан.
РАЗДЕЛ 2. РАСЧЕТ ВЕЛИЧИНЫ УЩЕРБА ОТ ДТП В РЕЗУЛЬТАТЕ ГИБЕЛИ
ИЛИ РАНЕНИЯ ЛЮДЕЙ
2.1. СОСТАВЛЯЮЩИЕ УЩЕРБА В РЕЗУЛЬТАТЕ ГИБЕЛИ И РАНЕНИЯ ЛЮДЕЙ
Общий ущерб ( ) от дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими определяется по формуле:
, (1)
— потери, связанные с гибелью людей без семьи;
— потери, связанные с получением пострадавшими инвалидности, лишившей полностью их трудоспособности;
— потери, связанные с получением пострадавшими инвалидности, частично лишившей их трудоспособности;
— потери, связанные с временной нетрудоспособностью;
— потери, связанные с гибелью детей.
Потери, связанные с гибелью людей, имевших семью ( ) и без семьи ( ) вычисляются по формулам:
;
; (2)
где — количество погибших, имевших семью;
— удельный вес людей из числа погибших, имевших семью;
— количество погибших без семьи;
— общее число погибших в ДТП;
— стоимостная оценка ущерба от гибели человека, имевшего семью;
— стоимостная оценка ущерба от гибели человека, не имевшего семью;
Потери, связанные с получением инвалидности, в результате которой пострадавшие не работают ( ) и работают ( ) устанавливаются по формуле:
;
; (3); (4)
где — количество инвалидов, которые получают пенсию;
— количество инвалидов, которые получают пенсию и одновременно работают;
— удельный вес инвалидов, которые получают пенсию и одновременно работают;
— количество пострадавших, получивших инвалидность;
— удельный вес пострадавших, получивших инвалидность;
— количество пострадавших, получивших временную нетрудоспособность.
— стоимостная оценка ущерба от ранения с получением инвалидности без возможности дальнейшей работы;
— стоимостная оценка ущерба от ранения с получением инвалидности и возможностью дальнейшей работы.
Потери от ранения людей, получивших временную нетрудоспособность, определяются по формуле:
; (5)
— стоимостная оценка ущерба от ранения без получения инвалидности;
— стоимостная оценка ущерба от гибели ребенка.
Потери от гибели детей определяются по формуле:
; (6)
Расчет суммарного ущерба за 1999 год в результате гибели и ранения людей в ДТП по Москве и России приведен в Приложении 1.
2.2. СТОИМОСТНАЯ ОЦЕНКА УЩЕРБА В РЕЗУЛЬТАТЕ ГИБЕЛИ ИЛИ РАНЕНИЯ ЛЮДЕЙ
К основным составляющим ущерба от ДТП с пострадавшими относятся следующие:
а) экономические потери из-за отвлечения из сферы производства людей, погибших или получивших телесные повреждения;
б) затраты на оказание пострадавшим первой медицинской помощи и лечение;
в) выплаты пенсий (инвалидам, семьям погибших);
г) оплата по временной нетрудоспособности.
При подсчете потерь в результате гибели человека определяется ожидаемая продолжительность его трудовой деятельности до пенсионного возраста и оценивается недополученный вклад в ВВП. Средний возраст погибших в ДТП определяется на основе данных государственной статистической отчетности. Для этого используется формула, отражающая удельный вес числа погибших каждой возрастной категории:
; (7)
— удельное число погибших данной возрастной категории;
Доклад о реализации в 2020 году Стратегии безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018 – 2024 годы
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 января 2018 г. № 1-р утверждена Стратегия безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018 – 2024 годы (далее – Стратегия), определившая основу для формирования и реализации государственной политики в области безопасности дорожного движения на федеральном, региональном, муниципальном и межотраслевом уровнях.
Целями Стратегии определены повышение безопасности дорожного движения, а также стремление к нулевой смертности в дорожно-транспортных происшествиях к 2030 году.
В качестве целевого ориентира на 2024 год установлен показатель социального риска[1], составляющий не более четырех погибших на 100 тысяч населения.
По поручению Председателя Правительства Российской Федерации от 11 июля 2018 г. № ДМ-П9-4145 основные направления реализации Стратегии включены в национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги»[2], в структуру которого вошли федеральные проекты «Дорожная сеть», «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства», «Безопасность дорожного движения» и «Автомобильные дороги Минобороны России».
Ключевым по содержанию мероприятий, обеспечивающих безопасность дорожного движения, является федеральный проект «Безопасность дорожного движения»[3], ответственным за его реализацию определено МВД России.
В соответствии с паспортом и планом мероприятий по реализации федерального проекта целевым показателем 2020 года установлен общероссийский уровень социального риска гибели в ДТП, не превышающий 10,9 погибшего на 100 тысяч населения.
По итогам прошедшего года этот показатель составил 10,8.
Указанное достижение обусловлено соблюдением основных принципов комплексного воздействия на решение проблем обеспечения безопасности дорожного движения и максимальной эффективностью мероприятий, направленных на профилактику дорожно-транспортных происшествий, осуществленных МВД России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Так, в рамках деятельности по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма (далее – ДДТТ), во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 17 июля 2019 г. № Пр-1381ГС в 2020 г., в 25 субъектах Российской Федерации открыты центры по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, в которые передано методическое обеспечение, а также оборудование и мобильные автогородки «Лаборатория безопасности».
Во всех регионах страны состоялся масштабный социальный проект «Без вас не получится!», направленный на привлечение внимания взрослых к проблеме обеспечения дорожной безопасности детей: донесение до водителей транспортных средств важности соблюдения ПДД, в том числе скоростного режима, отказа от выполнения опасных маневров на дорогах, обгона, применения ремней безопасности, использования детских удерживающих устройств при перевозках детей.
За отчетный период в субъектах Российской Федерации сотрудниками подразделений Госавтоинспекции на региональном и районном уровнях проведено более 913,7 тыс. просветительских бесед с детьми в образовательных организациях и свыше 100 тыс. информационно-пропагандистских мероприятий по профилактике ДДТТ. В последние несколько лет в стране активно развивается волонтерское движение «Родительский патруль», активисты которого вместе с сотрудниками Госавтоинспекции и педагогами оказывают содействие в обеспечении безопасности детей при участии в дорожном движении.
На данный момент в стране насчитывается более 11 тысяч «Родительских патрулей». По мере развития этого общественного движения его участники не ограничиваются проведением профилактических мероприятий возле образовательных организаций, расширяя поле деятельности, охватывая все больший круг участников дорожного движения.
МВД России совместно с Минпросвещения России в 2020 году разработаны типовые документы, регламентирующие деятельность образовательных организаций по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и организации деятельности отрядов юных инспекторов движения в образовательных организациях.
С 2019 г. по 2020 г. реализован проект по привитию детям навыков безопасного участия в дорожном движения и вовлечению их в деятельность отрядов юных инспекторов движения (далее – ЮИД) в образовательных организациях, которые действуют во всех 85 субъектах Российской Федерации. По данным мониторинга Минпросвещения России, проведенного в декабре 2020 г., общее количество отрядов ЮИД составило 29 743, численность детей, вовлеченных в отряды ЮИД – 443 409 обучающихся.
Разработана Концепция развития отрядов ЮИД для организации единого подхода к их деятельности, методические и информационно-пропагандистские материалы. Созданы и функционируют сайт ЮИД (юидроссии.рф) и мобильное приложение «ЮИД РОССИИ», издавалось печатное издание ЮИД «ПроДвижение». Организовано проведение федеральных мероприятий: Единого дня безопасности дорожного движения в образовательных организациях и Единого тестирования учащихся образовательных организаций, в котором приняли участие более 450 тысяч детей.
В 10 субъектах Российской Федерации реализован проект «ЮИД России». Проведены интерактивные занятия для детей в летних оздоровительных лагерях, детских садах, школах, а также массовые информационно-пропагандистские мероприятия «Территория ЮИД», направленные на профессиональную ориентацию детей в области безопасности дорожного движения, в столицах регионов страны с охватом более 1,1 тысячи взрослых и свыше 50 тысяч детей.
Территориальными органами МВД России по субъектам Российской Федерации в течение 2020 г. организована дополнительная просветительская работа по основам безопасности дорожного движения с учащимися, их родителями и педагогическими работниками (с использованием возможностей социальных сетей и сайтов сети «Интернет» – создание и размещение тематических видеоматериалов, проведение «прямых эфиров», онлайн-занятий, конкурсов, викторин и др.).
В рамках «Недели безопасности», проводимой во всех образовательных организациях после летних каникул, органами управления образованием совместно с подразделениями МВД России на региональном уровне обеспечена реализация 118 межведомственных мероприятий, направленных на совершенствование профилактической работы с детьми, педагогами и родителями по вопросам обеспечения безопасности обучающихся на дорогах,
23 сентября 2020 г. в более 77 тысячах образовательных организаций состоялся «Единый день БДД» для обучающихся, их родителей и педагогических работников с использованием сценариев занятий и мероприятий, разработанных МВД России в рамках реализации федерального проекта и размещенных на сайте юидроссии.рф.
В прошедшем году в рамках федерального проекта реализованы мероприятия, направленные на повышение уровня правосознания и культуры поведения участников дорожного движения.
Так, в целях профилактики отвлечения внимания водителей при участии в дорожном движении, повышения внимания пешеходов при пользовании пешеходными переходами организована и проведена социальная кампания «Внимание на дорогу!». В 15 субъектах Российской Федерации состоялись информационно-пропагандистские мероприятия для участников дорожного движения с охватом более 77,8 тыс. взрослых и более 23 тыс. детей.
В 35 субъектах Российской Федерации на базе родильных домов и перинатальных центров организовано проведение более 3,4 тыс. тренингов по профилактике ДДТТ с участием женщин рожениц. В текущем году планируется организовать проведение таких тренингов во всех субъектах Российской Федерации.
В 2020 году разработан и принят ряд законодательных инициатив, направленных, в том числе, на совершенствование организационно-правовых механизмов допуска транспортных средств и их водителей к участию в дорожном движении, внесены изменения в правила учета дорожно-транспортных происшествий.
Осуществлена работа по приведению ответственности за нарушения ПДД в соответствие с их общественной опасностью, а также по повышению уровня квалификации и профессиональной подготовки лиц, деятельность которых связана с безопасностью дорожного движения.
Одновременно МВД России осуществлен мониторинг реализации региональных проектов по безопасности дорожного движения, по результатам которого подготовлены и направлены аналитические и методические материалы в 49 субъектов Российской Федерации, имевших риски недостижения целевых показателей снижения смертности в 2020 году, для принятия дополнительных мер по совершенствованию этой деятельности.
Продолжено создание системы комплексной автоматизации контрольно-надзорной деятельности («ЕАИСТО», «Оперативная выборка данных», «Надзор ГИБДД»), а также развитие и материально-техническое обеспечение автоматизированных систем сбора, учета, анализа сведений о показателях в области обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе подсистем единой информационно-аналитической системы безопасности дорожного движения МВД России («ЕИАС БДД МВД России»).
Приняты меры по укреплению технической оснащенности подразделений Госавтоинспекции, в рамках которых в территориальные органы МВД России на региональном уровне поставлены патрульные автомобили (4 326 ед.), специальные технические средства контроля за безопасностью эксплуатации автомобильных дорог (2 362 ед.) и транспортных средств (1 501 ед.). Значительные средства выделены на осуществление их ежегодной поверки и ремонта.
В 2020 году завершилась реализация федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 – 2020 годах»[4].
Государственным заказчиком-координатором Программы выступило МВД России. В ее реализации совместно с МВД России участвовали МЧС России, Минздрав России, Минобрнауки России, Минпросвещения России, Минпромторг России, Минтранс России и Росавтодор.
С самого начала реализации Программа стала составной частью государственной программы Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности», ответственным исполнителем которой также является МВД России.
На заключительном этапе, начиная с 2019 года, реализация Программы продолжилась уже в рамках мероприятий федерального проекта.
При этом включение Программы в состав федерального проекта существенно повлияло на первоначально запланированные в ней целевые ориентиры, оценка и расчет по которым осуществлялись на этапе разработки проекта Программы.
В этой связи показатели Программы были приведены в соответствие с показателями федерального проекта и тем самым увеличили задание по числу сохранных жизней участников дорожного движения, повлекшее за собой установление нового планового значения цели Программы – сокращение смертности от ДТП к 2020 году на 11 981 тыс. человек (42,8%) по сравнению с базовым 2012 годом, что на 3 981 человек и на 13,98% выше первоначальных плановых значений соответственно.
Благодаря принятым государственным заказчиком-координатором и государственными заказчиками Программы мерам удалось достичь установленных значений всех показателей и индикаторов Программы по всем годам ее выполнения.
Число сохраненных за период выполнения Программы жизней участников дорожного движения[5] составило 56 447 человек.
Также были достигнуты в полном объеме такие индикаторы Программы, как число детей, погибших в ДТП, показатели социального риска (число лиц, погибших в ДТП, на 100 тыс. населения) и транспортного риска (число лиц, погибших в ДТП, на 10 тыс. транспортных средств).
В процессе выполнения Программы за счет средств консолидированных бюджетов по линии всех государственных заказчиков приобретено 5 714 комплексов фотовидеофиксации нарушений ПДД, созданы интерактивные наглядные пособия, дидактические игры, интерактивный конструктор, программа для диагностики знаний учащихся, анимационные и видеофильмы, обучающая мультимедийная игра, электронный интерактивный курс, набор учебно-методических пособий, рекомендаций и диагностических материалов, электронные интерактивные книги, мини-игры, пособия, методические указания, интерактивная образовательная программа (ИОП) и т.д., проведены информационно-пропагандистские кампании, созданы и размещены телерадиопрограммы по тематике безопасности дорожного движения, проведены публикации в печатных и онлайн СМИ, поставлено 27 мобильных автогородков, приобретено 4 414 единиц оборудования, позволяющего в игровой форме формировать навыки безопасного поведения на дороге, проведены тематические информационно-пропагандистские мероприятия с несовершеннолетними участниками дорожного движения, поставлено 5,6 млн световозвращающих приспособлений, проведено оснащение участков улично-дорожной сети городов и населенных пунктов 821,7 п. км. пешеходных ограждений, модернизировано 8 068 нерегулируемых пешеходных переходов и 5 396 светофорных объектов, проведены специализированные семинары в форме круглых столов по различным аспектам безопасности дорожного движения, выполнены работы по развитию автоматизированных систем сбора, учета и анализа показателей состояния безопасности дорожного движения.
Построен учебно-тренировочный комплекс для подготовки сотрудников МЧС России и отработки действий экстренных служб, участвующих в ликвидации последствий ДТП, в Сибирском федеральном округе (пос. Дивногорск, Красноярский край).
В Московской области (пос. Пионерский, Истринский район) открыт Федеральный учебный центр подготовки и переподготовки сотрудников Госавтоинспекции.
В отчетном периоде продолжилось внедрение современных образцов специальной техники, инструментов, оборудования и технологий, предназначенных для проведения аварийно-спасательных работ, в подразделения МЧС России, привлекаемые к ликвидации последствий ДТП (поставлено 89 единиц современных образцов специальной техники: аварийно-спасательные автомобили, пожарно-спасательные мотоциклы, пожарные автомобили первой помощи, подвижные спасательные посты с прицепом, снегоходы, квадроциклы, мобильные комплексы обеспечения деятельности высокоманевренных пожарно-спасательных средств), 27 единиц мобильных автономных быстроразвертываемых комплексов жизнеобеспечения спасателей, более 680 единиц гидравлического аварийно-спасательного оборудования, вспомогательного оборудования, экипировки, имущества, используемого при ликвидации последствий ДТП (бензорезы, кусачки, тросорез, разжимы-кусачки, дисковые резаки, автономные осветительные установки, мотоциклетные шлемы и пр.).
Закуплено 92 автомобиля скорой медицинской помощи класса «С».
Построено два федеральных центра по подготовке и повышению квалификации специалистов на базе федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Тихоокеанский государственный университет» (г. Хабаровск) и на базе федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (г. Омск).
В федеральные центры по подготовке и повышению квалификации специалистов, занимающихся обучением водителей транспортных средств, специалистов по приему квалификационных экзаменов на право управления транспортными средствами различных категорий и подкатегорий, водителей транспортных средств различных категорий поставлены технические средства обучения и тестирования, оборудование, наглядные, учебные и методические пособия, электронные образовательные ресурсы и т.д.
Осуществлялось материально-техническое, метрологическое и методологическое обеспечение проведения научных исследований, направленных на повышение активной и пассивной безопасности автомототранспортных средств, предоставлялось стендовое оборудование, манекены, измерительно-регистрирующая аппаратура, испытательные участки дорог, методическое обеспечение и сопровождение и т.д.
Организованы и проведены конкурсы «Лучший водитель грузовика», «Лучший водитель троллейбуса», «Лучший водитель автобуса», «Лучший водитель трамвая» и их информационная поддержка, включая размещение информации на интернет-сайте, создание цикла теле- и радиопередач, а также публикаций в печатных и онлайн СМИ.
Курсы повышения квалификации прошли 1 301 сотрудник Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и Госавтоинспекции.
Создан и внедрен программный модуль планирования мероприятий безопасности дорожного движения базового модуля «Ремонт и содержание автодорог» в составе прикладной системы «Управление и контроль выполнения дорожных работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог и искусственных сооружений на них» АСУ «Росавтодора».
Обустроено 81 пересечение на автомобильных дорогах общего пользования федерального значения. Оборудовано искусственным освещением 89 мест концентрации ДТП, 124 таких места на автомобильных дорогах общего пользования федерального значения оборудовано также элементами обустройства и др.
Всего в 2020 году на реализацию мероприятий федерального проекта было предусмотрено 10 752,8 млн рублей, в том числе на завершение федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 – 2020 годах» – 1 353,2 млн рублей.
Отдельного внимания заслуживает комплекс мероприятий, реализованных в 2020 году в рамках федерального проекта «Дорожная сеть», где было обеспечено выполнение дорожных работ на более чем 7 300 объектов (прирост 500 объектов) общей протяженностью более 16,5 тыс. км (прирост 0,5 тыс. км). Общая площадь восстановленного покрытия составила более 144,8 млн.м 2 (прирост 22,8 млн.м 2 ).
В целях повышения безопасности движения устроено более 635 тыс. пог. м. линий искусственного электроосвещения, установлено более 2 650 светофорных объектов, 700 тыс. пог. м. барьерных ограждений, 344 тыс. пог. м. пешеходных ограждений и т.д.
Протяженность автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, соответствующих нормативным требованиям, составила более 236 тыс. км, а в части городской дорожной сети более 63 тыс. км. Значение показателя «Доля автомобильных дорог регионального значения соответствующих нормативным требованиям» на конец 2020 года также оказалось выше планируемого и составило 45%.
Бюджетные ассигнования, доведенные в рамках федерального проекта «Дорожная сеть» за счет всех источников, составили 144 877,5 млн рублей.
По направлению, связанному с изменением поведения участников дорожного движения с целью безусловного соблюдения норм и правил дорожного движения, совершенствованием дорожных условий и дорожной инфраструктуры, осуществлены мероприятия федерального проекта «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства», по результатам реализации которых в 2020 году удалось достичь перевыполнения по большинству показателей.
Доля контрактов с использованием Реестра новых технологий и материалов составила более 54% при плановом показателе – 20%. Доля контрактов на принципах контрактов жизненного цикла составила 22% при плановом значении – 20%.
На автомобильных дорогах регионального и местного значения размещено 156 Автоматических пунктов весового и габаритного контроля (АПВГК), что на 18 единиц выше планового значения.
Достигнут результат по увеличению количества стационарных камер фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения на автомобильных дорогах федерального, регионального или межмуниципального значения до 161% от базового количества 2017 года, при плановом значении 2020 года – 133%.
По показателю «Повышение квалификации для работников дорожного хозяйства» предусмотрено обучение не менее 500 человек, фактически завершено обучение 3 198 человек.
В рамках мероприятий по обновлению подвижного состава наземного общественного пассажирского транспорта в 14 городских агломерациях поставлено 654 единицы транспорта – 547 автобусов, 64 троллейбуса и 43 трамвая.
Выполнялись мероприятия по внедрению интеллектуальных транспортных систем, предусматривающих автоматизацию процессов управления дорожным движением в городских агломерациях, включающих города с населением свыше 300 тысяч человек (64 города, накопленным итогом).
Бюджетные ассигнования, доведенные в рамках федерального проекта «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» за счет всех источников, составили 11 225,3 млн рублей.
2020 год в истории обеспечения безопасности дорожного движения является особым. Этот период совпал с возникновением и распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19 и внес существенные коррективы в повседневную деятельность по обеспечению безопасности дорожного движения и на практике показал влияние экономических и демографических факторов на достижение целевых показателей и результатов национальных проектов.
Введение ограничительных мер и запретительных режимов вызвало необходимость оперативного реагирования на возникающие риски в области обеспечения безопасности дорожного движения и способствовало переосмыслению ключевых показателей и направлений реализации федерального проекта.
Отличительной чертой новой редакции проекта является смена горизонта планирования до 2030 года и ориентир на общественно значимый результат (повышение безопасности участников дорожного движения), достижение которого непосредственно связано с сохранением населения, здоровья и благополучия людей, обеспечением комфортной и безопасной среды для жизни.
В этой связи актуализирован целевой показатель социального риска, введены показатели «удовлетворенность безопасностью дорожного движения» и «транспортный риск[6]». Для поддержания на заданном уровне вектора на устойчивое снижение тяжести последствий ДТП, установленного актами Президента и Правительства Российской Федерации, со всеми руководителями региональных проектов заключены соответствующие дополнительные соглашения, содержащие индивидуальные показатели, рассчитанные с учетом установленного федеральным проектом целевого значения его снижения до 4 погибших к 2030 году, а также обязательства по приведению в нормативное состояние автомобильных дорог и финансированию мероприятий, относящихся к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, за счет средств региональных бюджетов.
С учетом закрепления новых целей национального развития Российской Федерации на период до 2030 года по результатам мониторинга и оценки состояния безопасности дорожного движения Стратегия может быть скорректировна.
[1] Число лиц, погибших в дорожно-транспортных происшествиях, на 100 тысяч населения.