что такое социальный ресурс
Ресурсы социальных систем
Денежные ресурсы нужны везде, включая соц. обустройство территорий, повышение качества жизни граждан. Нужного количества денег для решения этих проблем у местного муниципалитета нет. Тем не менее, можно говорить об огромных соц. ресурсах, которые постоянно увеличиваются и считаются почти неисчерпаемыми.
По мнению Мальцева, соц. ресурсы частично схожи с экономическими ресурсами и способствуют повышению или снижению социального статуса. Богатство – это денежный ресурс, но он также определяет соц. статус. Стоит отметить, что соц. ресурсы также включают должность, образование, соц. обеспечение и прочее.
Новиков отмечает, что ресурсы могут быть разделяемыми и неделимыми. В первом случае речь идет о ресурсах, которые можно одновременно задействовать в разных процессах. Если же говорить о соц. ресурсах, то они имеют свое определение.
Исследователи отмечают, что запасы энергии – почти неисчерпаемые и их можно сравнить с энергией атомного ядра. Сложность только в том, как открыть этот огромный потенциал, раскрыть способности личности и направить их в правильное русло.
Соц. ресурсы очень отличаются от природных ресурсов и имеют свои характеристики:
Соц. ресурсы – это не только продукт совместной работы граждан, но и показатель соц. интеллекта местного населения. Чем он выше, тем больше есть возможностей у граждан для решения существующих проблем. При этом запасы тесно связаны с соц. активностью, напряженностью, потенциалом.
Не нашли что искали?
Просто напиши и мы поможем
Соц. активность – это свойство человека, такие личности могут преобразить для своего существования, как природную, так и социальную среду. Под воздействием различных факторов, активность человека может меняться. Внутренние факторы связаны друг с другом – это генетические особенности, характер, сознание, потребности и прочее. Внешние факторы – это соц. и природная среда, в которой проживает человек.
Соц. ресурсы страны
Государство, как организация всего общества, в своей работе использует различные ресурсы. На всех людей, проживающих на территории страны, распространяется его власть, причем вера, политические взгляды и положение в обществе не имеет значение. Ресурс власти распределяется неравномерно, из-за чего одни люди должны подчиняться другим.
Понятие «ресурс власти» имеет несколько смыслов. В более широком смысле речь идет о том, что человек или группа может использовать для влияния на остальных. Это общее понимание, которое не позволяет дифференцировать разные составляющие государства, как власти. Это можно объяснить тем, что ресурсы включают все факторы, которые могут так или иначе повлиять на власть, например, компетентность, организованность, подходящая обстановка.
Более подходящей можно считать узкое понимание термина, где источник власти – это все средства, применение которых обеспечивает влияние субъекта на власть. Использовать такие ресурсы можно для наказания, убеждения или поощрения. Запасы страны, как власти, можно разделить на несколько классов в соответствии с областями жизнедеятельности.
Экономические ресурсы – это денежные ценности, которые нужны для общественного и личного производства. Способность понизить или увеличить место соц. статуса – это соц. ресурс.
Типы социальных ресурсов
К основным типам соц. ресурсов можно отнести – коммуникативные ресурсы, соревновательные, технологические, мотивационные, социально-психологические, демографические и прочие. В коммуникативном источнике лучшее применение связано с соревновательным ресурсом. Учитывая это, применяются приемы гласного сравнения, конкуренции. Применение коммуникации происходит за счет расширения области коммуникативного взаимодействия, увеличения активности.
Сложно разобраться самому?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Технологический запас применяется не очень часто, но он нужен для информационного обеспечения при возникновении проблемы, прогнозирования и анализа ситуации, для выбора подходящих методов взаимодействия, для мотивационного взаимодействия.
Показатель применения нравственного источника – довольно низкий, о чем говорит отсутствие общенациональной идеи. Мотивационные источники применяются на трех уровнях – ценности, соц. установки, мотивация.
Есть некоторые приемы правильного применения психологического запаса – согласование территориальных интересов различных групп, создание благополучных условий, гарантии социальных перспектив.
Применение демографических источников связано с увеличением рождаемости, средней продолжительности жизни, снижением показателей безработицы. Из-за этого создаются специальные центры, в которых все желающие могут получить помощь или консультацию. Также местное самоуправление проводит мероприятия для лучшего использования экологических ресурсов.
Ресурсы социальных систем
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие социальные ресурсы
Финансовые ресурсы необходимы везде, включая социальное обустройство территорий, повышение качества жизни населения. Достаточных средств для решения этих вопросов в муниципальных образованиях просто нет. Но, зато можно говорить о больших социальных ресурсах, которые могут увеличиваться и, практически, являются неисчерпаемыми.
Социальные ресурсы, по мнению В.А. Мальцева, частично совпадают с экономическими ресурсами и предполагают способность повышения или понижения социального статуса, места в социальной стратификации.
Доход и богатство, например, относятся к экономическим ресурсам, но, также характеризуют и социальный статус. Надо сказать, что социальные ресурсы включают ещё должность, престиж, образование, социальное обеспечение и др.
Термин «ресурс» предполагает любой объект, который может распределяться внутри системы.
А.М. Новиков считает, что ресурсы могут быть разделяемыми и неделимыми. Разделяемые ресурсы – это те ресурсы, которые одновременно можно использовать в нескольких процессах.
Социальные ресурсы имеют своё определение, например, З.М. Макашев и И.О. Калиникова дают следующее определение.
Социальный ресурс – это запасы творческой энергии личности, социальной организации и общества в целом.
Ученые предполагают, что запасы энергии человека огромны и вполне сравнимы с энергией атомного ядра. Проблема только заключается в том, как «распаковать» этот огромный потенциал, раскрыть творческие возможности человека и направить их в созидательное русло.
Социальные ресурсы принципиально отличаются от природных ресурсов и имеют ряд особенностей:
Готовые работы на аналогичную тему
Социальные ресурсы являются не только продуктом совместной деятельности населения, но ещё и показателем социального интеллекта местного сообщества. Чем он выше, тем большими возможностями располагает население для решения местных проблем.
Социальные ресурсы логически связаны с такими понятиями, как «социальная активность», «социальная напряженность», «человеческий потенциал» и др.
Социальная активность – это свойство личности. Социально активные люди способны преобразовать для своего существования как природную, так и социальную среду.
Под воздействием внешних и внутренних факторов активность личности может измениться. Внутренние факторы связаны между собой – это генетические особенности личности, характер, культура, сознание, потребности и др. Внешние факторы – это та социальная и природная среда, в которой личность находится.
Говоря другими словами, социальная активность – это показатель участия личности во всех видах общественной деятельности.
Социальные ресурсы государства
Являясь организацией всего общества, государство в своей деятельности использует самые разные ресурсы. На всех людей, проживающих на территории государства, распространяется его власть независимо от социального положения, политических взглядов, вероисповедания.
Ресурс власти распределяется неравномерно, поэтому одни люди подчиняются другим.
Термин «ресурс власти» имеет широкий и узкий смысл. В широком смысле это все то, что индивид или группа могут использовать, чтобы оказывать свое влияние на других. Это общее понимание ресурсов и не дает возможности дифференцировать различные элементы государства как власти. Это объясняется тем, что в этом случае ресурсы включают все факторы, которые каким-либо образом способны оказать на власть влияние.
Среди этих факторов можно назвать следующие:
Более предпочтительна узкая трактовка термина, понимание их как всех средств, использование которых обеспечивает влияние субъекта на объект власти. Применяться ресурсы могут с целью наказания, убеждения, поощрения.
Иногда происходит отождествление ресурсов с основаниями власти. Ресурсы государства как власти классифицируются в соответствии со сферами жизнедеятельности – это экономические, социальные, культурно-информационные, принудительные.
Экономические ресурсы представляют собой материальные ценности, которые необходимы и для общественного и для личного производства и потребления. Способность повысить или понизить место социального статуса в социальной стратификации, называется социальным ресурсом.
К культурно-информационным ресурсам помимо знаний и информации, относятся средства их получения и распространения – это, прежде всего, институты, средства массовой информации и др. Истинная власть находится в руках тех, кто приобретает знания и обладает информацией.
Виды социальных ресурсов
К основным видам социальных ресурсов относятся: ресурсы коммуникативные; соревновательные ресурсы; ресурсы технологические; духовно-нравственные ресурсы; мотивационные ресурсы; ресурсы социально-психологические; демографические ресурсы; социально-экологические ресурсы.
В коммуникативном ресурсе лучшее использование связано с соревновательным ресурсом. Пространство соревновательности охватывает все сферы жизнедеятельности человека. Учитывая этот момент используются методы гласного сравнения вызова, конкуренции, конкурсный и альтернативный подходы.
Оптимальное использование коммуникативного ресурса происходит за счет расширения круга коммуникативного взаимодействия, роста активности коммуникативного взаимодействия, содействия эмоциональной и положительной направленности коммуникативного взаимодействия.
Технологический ресурс, к сожалению, используется недостаточно, но, тем не менее, он необходим:
Степень использования духовно-нравственного ресурса низкая, о чем свидетельствует отсутствие общенациональной идеи, перспектив улучшения качества жизни, смена ценностей.
Существуют наработки способов и методов оптимального использования социально-психологического ресурса. Среди них такие, как согласование территориальных межгрупповых и внутригрупповых интересов, причем оперативное и стратегическое, гарантирование социальных перспектив и содействие ритмичности жизнедеятельности местного сообщества, согласование личных и групповых интересов, создание благоприятных условий для жизни.
Использование демографических ресурсов связано с повышением рождаемости, средней продолжительности жизни, количеством разводов, снижением уровня безработицы, совершенствованием структуры занятости. В связи с этим в муниципальных образованиях создаются Центры планирования семьи, где нуждающиеся могут получить медико-консультативную помощь.
На уровне местного самоуправления проводится комплекс мер по оптимальному использованию социально-экологического ресурса. К этим мерам относится облагораживание не только природной, но и архитектурной, культурной, социальной среды.
Понятие, сущность и виды социальных ресурсов
Содержание
1. Теоретико-методологические аспекты изучения социальных ресурсов местного сообщества
1.1 Понятие, сущность и виды социальных ресурсов
1.2 Особенности управления социальными ресурсами на муниципальном уровне
2. Анализ технологий управления социальными ресурсами в практике муниципального управления
2.1 Проблемы реализации потенциала местного сообщества
2.2 Исследование технологий управления социальными ресурсами в Нижнекамском муниципальном районе
3. Эффективные технологии управления социальными ресурсами местного самоуправления
3.1 Отечественный и зарубежный опыт реализации технологий управления социальными ресурсами
3.2 Проект по совершенствованию технологий управления социальными ресурсами «Молодежная администрация города Нижнекамск»
4. Программа мер по обеспечению выпускной квалификационной работы
4.1 Социальная значимость внедрения разработанных мероприятий
4.2 Правовое обеспечение выпускной квалификационной работы
4.3 Социологическое обеспечение выпускной квалификационной работы
4.4 Математические и статистическое обеспечение выпускной квалификационной работы
4.5 Компьютерное обеспечение выпускной квалификационной работы
Ссылки на использованные источники
Список использованных источников
Приложение А. Проект молодежной администрации г.Нижнекамска
Приложение Б. Анкета
Превращение муниципальных образований из объектов региональной политики в их активные субъекты возможно при более полном раскрытии их внутренних ресурсов, использовании имеющегося потенциала.
Особое значение имеет рациональное использование и развитие социальных ресурсов, социального потенциала муниципальных образований. В силу сложившихся стереотипов мышления считается, что экономические и природные ресурсы являются приоритетными, их использование может обеспечить прорыв, постоянное накопление потенциала стабилизации и последующего развития. Мировой и отечественный опыт показывает, что это утверждение ошибочно и вредно. Развитие экономических структур не осуществляется спонтанно, это результат влияния целого комплекса факторов, прежде всего целесообразной деятельности субъектов управления, которая становится движущей силой экономических, социальных, политических, экологических и других преобразований.
Помимо недооценки социальных ресурсов муниципальных образований, распространено их одностороннее понимание, сведение всего их многообразия к 3-4 разновидностям – демографическим, трудовым, кадровым, образовательным. Такое понимание сдерживает эффективное использование и развитие ресурсного потенциала муниципальных образований.
В общественной практике доминирует до сих пор статическая концепция ресурсов, в частности, социальных ресурсов, которая исходит, с одной стороны, из положения об их неизменности и статичности, с другой стороны, из положения, о созерцательно-потребительском отношении человека к ресурсам. Тогда как использование ресурсов не сводится к их «проеданию». Оно предполагает целый комплекс функций и действий, включающих формирование ресурсов, их регулирование, развитие и т.д.
В современных условиях управление социальными ресурсами приобретает особую значимость, ведь именно они обеспечивают устойчивое функционирование и развитие муниципального образования как цельной социально-экономической системы.
Поэтому актуальность темы представленной дипломной работы обусловлена необходимостью более полного и рационального раскрытия и использования социальных ресурсов муниципальных образований и обеспечение на этой основе их устойчивого развития.
Степень изученности и разработанности темы исследования. Анализ имеющихся источников свидетельствует, что вопросы применения технологий управления социальными ресурсами на муниципальном уровне рассмотрены в недостаточной степени. Тем не менее, имеется ряд публикаций по данной тематике.
Следует выделить публикации, в которых освещаются статус и функции муниципальных образований в современном российском обществе (Н.И. Лапин), особенности управления муниципальным образованием (О.М. Барбаков), социальные аспекты и проблемы управления муниципальным образованием (Г.А. Аванесова, О.Н. Астафьева, О.В. Байдалова, А.А. Дрегало, Н.В. Зубаревич, А.Г. Кахаров, И.П. Рязанцев, И.И. Ульяновский).
В комплексных исследованиях по ресурсам муниципальных образований (работы В.Н. Иванова, В.А. Мальцева, В.И. Патрушева) и по социальным ресурсам местного самоуправления (А.Н. Ершов, П.А. Юдин), достаточно полно исследованы отдельные виды социальных ресурсов:
— демографические (И.М. Бадыштова, Галин Р.В., И.А. Гундаров, Е.А. Кваша, И.Б. Назарова, Н. Римашевская, И.А. Романович, Л.Л. Рыбаковский, Т.Н. Юдина и др.);
— трудовые (Бояркин Г., З.Т. Голенкова и Е.Д. Игитханян, М. Малышев, Л. Задорожная, И. Рюмина, Р. Моськин, А. Починок, С. Рощин и др.);
— образовательные (А.Б. Вифлеемский, Д.Е. Зборовский, М.П. Карпенко, А.С. Макарян, Э.Г. Миримович и А.А. Озеров, В.П. Макаров, Л. Миндели, А.М. Новиков и др.).
Имеется ряд публикаций, в которых обоснованы теоретические подходы к исследованию других, нетрадиционных видов социальных ресурсов:
— информационных (А.С. Алексеев, К. Колин, А. Нариньяни, А.Е. Чирикова и др.);
— компаративно-состязательных (Н.С. Данакин и С.Н. Питка, Е.И. Зиборова, С.В. Хашаева и др.);
— инновационных (И.В. Конев, А.И. Николаев, С.П. Быстрицкий, В.К. Заусаев, Н.Ю. Криворучко, С.В. Казанцев, Т.Г. Ратьковская);
— социально-политических (В.Г. Азнагулов, В. Мау и К. Яновский, В.В. Петухов В.П. Римский и др.);
— социокультурных (О. Богомолов, А.Н. Олейник, В.В. Радаев, И.И. Шурыгина и др.);
— социально-организационных (Н.М. Давыдова, О.В. Лытова, Ю.Н. Тазьмин, С.А. Шеденков и др.);
— социально-экономических (С.В. Кугаев, М.Ю. С. Можеева, Г.А. Резник, С.Г. Спирина, Д.Б. Иванова, Н.Ф. Павлова, С. Рощин и др.);
— социально-технологических (Н.С. Данакин, В.Н. Иванов и др.).
Имеются исследования, в которых ставятся и рассматриваются вопросы управления отдельными видами социальных ресурсов (Л. Забирова, А. Лапин, С. Радько), обосновываются принципы управления ресурсами (М. Байгереев, В.А. Борисов, Н. Володин, В.Г. Смольников, А. Шаронов и И. Ильин, С.А. Шеденков).
Отдельно хочется выделить работы Матвеева Д.Ю. и Вукович Г.Г., посвященные использованию манипулятивных технологий местными органами власти
Становится все более острым и очевидным противоречие между общественной потребностью в более полном и эффективном использовании социальных ресурсов муниципального образования, с одной стороны, и недостаточной научной разработанностью теории и технологии управления этими ресурсами, с другой стороны.
Цель выпускной квалификационной работы – проанализировать технологии управления социальными ресурсами на муниципальном уровне и разработать предложения по их совершенствованию.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— рассмотреть теоретико-методологические аспекты изучения социальных ресурсов местного сообщества;
— выявить особенности управления социальными ресурсами на муниципальном уровне;
— провести анализ технологий управления социальными ресурсами в практике муниципального управления;
— исследовать проблемы реализации потенциала местного сообщества;
— проанализировать отечественный и зарубежный опыт реализации технологий управления социальными ресурсами;
— разработать предложения по совершенствованию технологий управления социальными ресурсами;
Объект выпускной квалификационной работы – технологии управления социальными ресурсами муниципального образования.
Предмет выпускной квалификационной работы – особенности управления социальными ресурсами на муниципальном уровне; формы и методы использования потенциала местного сообщества; проблемы управления социальными ресурсами на муниципальном уровне и меры по их разрешению.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: фундаментальные положения классической и современной социологии, социологии управления. Особое значение для данной работы имеют следующие концепции, идеи и положения:
— концепция человеческих ресурсов, нацеленная на повышение
эффективности организации за счет использования и развития ее человеческих ресурсов (К. Арджирис, Ф. Герцберг, Ю. Забродин, Дж. Иванцевич, Р. Лайкерт, А. Лобанов, В.В. Щербина);
— концепция человеческого потенциала, как совокупности реальных материальных и духовных предпосылок инновационных преобразований общества (С. Валентей, В.И. Жуков, Т.И. Заславская, Н.М. Римашевская);
— концепция человеческого капитала в форме знаний, умений, навыков, полученных человеком в процессе образования и позволяющих ему
успешно выполнить свою профессиональную деятельность (Г.А. Аширова, Г. Беккер, Т. Шульц, П. Бурдье, А.Ю. Давыдов, А.Т. Морев, Л. Нестеров);
— концепция социального капитала, как особых взаимоотношений людей, связанных определенными ожиданиями и взаимными обещаниями (С.Ю. Барсукова, Дж. Коулман, В.В. Радаев, А.Н. Чураков, П.Н. Шихирев);
— концепция нетрадиционных ресурсов муниципального образования (информационно-аналитических, интеллектуальных, социальных и т.д.) и инновационных технологий их реализации (В.Н. Иванов, В.А. Мальцев, В.Н. Патрушев);
— теоретические положения о технологиях социального управления, их проектировании и практическом применении, оптимизации управления социальными системами посредством его технологизации (Н.С. Данакин, Л.Я. Дятченко, А.К. Зайцев, В.Н. Иванов, Г. Марков, В.И. Патрушев, Н. Стефанов, В.М. Шепель).
В работе были использованы следующие теоретические методы исследования: системный, комплексный, структурно-функциональный, терминологический, оптимизационный, сравнительно-сопоставимый, ситуационный, структурно-функциональный.
Научная новизна работы состоит в постановке самой проблемы исследования и в ее анализе ее на примере конкретного муниципального образования – Нижнекасмкий муниципальный район. Кроме того, новизна также заключается и в том, что в ходе проведенного социологического исследования было установлено, что студенческая молодежь на сегодняшний день заинтересована в решении социально-экономических проблем города и с этой целью в работе автором был разработан проект «Молодежь – опора Нижнекамского муниципального района».
Практическая значимость заключается в возможности использования результатов анализа, выводов и заключений в дальнейших исследованиях и разработках. Результаты работы могут послужить основой для уточнения и разработки муниципальных нормативно-правовых актов, обеспечивающих эффективное функционирование системы управления социальными ресурсами муниципального образования. Предлагаемый нами проект «Молодежь – опора Нижнекамского муниципального района» может быть использован для оптимизации деятельности органов местного самоуправления Нижнекамского муниципального района.
Источниковая и эмпирическая база дипломного исследования:
— законодательные акты Российской Федерации и Республики Татарстан, а также нормативные акты органов местного самоуправления;
— материалы общероссийских и республиканских социологических исследований и социологических опросов;
— результаты анкетного опроса, проведенного автором данной работы.
Для выполнения поставленных задач автором был использован большой объем специальной литературы по теме исследования.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, четырех разделов, заключения, списка использованных источников и ссылок на использованные источники.
В первом разделе автором рассмотрены теоретико-методологические аспекты изучения социальных ресурсов местного сообщества, в частности, определены понятие, сущность и функции социальных ресурсов, а также представлены особенности управления социальными ресурсами на муниципальном уровне.
Во втором разделе проведен анализ технологий управления социальными ресурсами в практике муниципального управления, в частности, освещены проблемы реализации потенциала местного сообщества и проведено исследование технологий управления социальными ресурсами на муниципальном уровне
В третьем разделе рассмотрены эффективные технологии управления социальными ресурсами местного самоуправления. В данном разделе представлен отечественный и зарубежный опыт использования технологий управления социальными ресурсами, а также осуществлена разработка предложений по совершенствованию технологий управления социальными ресурсами. В частности, автором разработан проект «Студенческая молодежь – основа Нижнекамского муниципального района».
В четвертом разделе представлена программа мер по обеспечению выпускной квалификационной работы.
1. Теоретико-методологические аспекты изучения социальных ресурсов местного сообщества
Понятие, сущность и виды социальных ресурсов
В современных условиях для социального обустройства территорий, повышения качества жизни населения необходимы значительные средства. Во многих муниципальных образованиях нет для этого достаточных материальных и финансовых ресурсов. Однако имеются огромные социальные ресурсы, которые, в отличие от материальных, неисчерпаемы, и имеют свойство увеличиваться по мере инновационного развития местных сообществ, совершенствования форм самоуправления, изменения самих людей в процессе социализации, самообразования и самовоспитания, самореализации своих сущностных сил, формирования гражданского самосознания [1].
Одной из основных задач местного самоуправления является не только развитие демократического процесса, подготовки принятия решений, но и снятие напряжения в отношениях власти и общества. Отсюда одним из политических критериев местного самоуправления является возможность сохранения политического равновесия внутри самоуправляющейся общности, достигаемого, прежде всего, через открытый и равный диалог местной власти и граждан.
Термин «ресурс» обычно применяется по отношению к неоднократно используемым, относительно стабильным и «дефицитным» объектам, которые запрашиваются, используются и освобождаются процессами в период их активности. Другими словами, ресурсомявляется любой объект, который может распределяться внутри системы [2, с. 54].
Как полагает А.М. Новиков, ресурсы могут быть разделяемыми, когда несколько процессов могут их использовать одновременно (в один и тот же момент времени) или параллельно (в течение некоторого интервала времени процессы используют ресурс попеременно), а могут быть и неделимыми. Классификация ресурсов представлена на рисунке 1.
| Ресурсы | | |
| Делимые | | Неделимые |
используемые одновременно | используемые параллельно |
Рисунок 1 – Классификация ресурсов
В современной отечественной и зарубежной литературе сложилось несколько концепций понимания и исследования ресурсов в контексте целей и задач теории управления. Это концепции человеческого фактора, человеческих ресурсов, человеческого потенциала, человеческого капитала, социального капитала.
Данные концепции взаимодействуют и дополняют друг друга. Они выражают различные структурные и функциональные стороны социальных ресурсов, используемых на всех уровнях управления, включая муниципальный уровень. Концепция человеческого фактора и концепция человеческих ресурсов различаются, прежде всего, целевой ориентацией. Первая ориентирована на улучшение производственно-экономических показателей организации за счет человеческого фактора, вторая на синхронное улучшение производственно-экономических и социальных показателей [3, с. 68].
Концепция человеческого фактора ограничивается рассмотрением уже имеющегося, наличного ресурса, концепция человеческих ресурсов претендует на выделение и рассмотрение, как имеющихся, так и потенциальных ресурсов, которые необходимо актуализировать и использовать. Рассматриваемые концепции социальных ресурсов различаются целевой и временной ориентацией, функциональной направленностью, предметной масштабностью и стратегической/тактической направленностью.
В целом, концепция человеческого фактора ориентирована на эффективное использование социальных ресурсов для достижения экономических целей, концепция человеческих ресурсов на их развитие и рациональное использование. Концепция человеческого потенциала направлена на обеспечение достойных условий для развития и реализации способностей человека, концепция человеческого капитала на инвестиции в развитие человеческих способностей, повышение их экономического и социального эффекта, концепция социального капитала на важной роли социальных взаимоотношений людей в достижении ими жизненного успеха. Все эти методологические установки имеют принципиально важное значение при анализе социальных ресурсов муниципального образования [4, с. 39].
Ориентация на развитие человеческого потенциала означает, что основной формой организации жизни поселения должна быть не традиционная форма производственного поселения (социальный цех градообразующих предприятий), а поселение как самоценность для человека, как среда обитания и общения, как место, где формируется человеческое сообщество, как составная часть гражданского общества, где каждый имеет возможность реализовать свои потребности, интересы, способности в рамках цивилизованных отношений [5, с. 56].
Как полагает А.А. Озеров, превращение человеческого потенциала в главный фактор развития муниципального образования, использование его в качестве ресурса в муниципального управлении составляют стратегическую задачу муниципальной деятельности. Решение задачи участия граждан в местном самоуправлении осложняется отечественными традициями, для которых характерна сильная ориентация человека не на самого себя, а органы власти всех уровней. Забота власти о рядовом жителе воспринимается и как должное. Вследствие этого слаба ориентация жителей, особенно городских, в меньшей степени сельских, на экономическое и иное самообеспечение. Это явление принято называть социальным иждивенчеством, его преодоление потребует длительного времени [6, с. 32].
Использование человеческого ресурса в муниципальном управлении основано на принципе субсидиарности. Согласно этому принципу, решение каждого вопроса должно передаваться на возможно более близкий к гражданину уровень [7].
Социальные ресурсы имеют ряд особенностей, принципиально отличающих их, скажем, от природных ресурсов. Во-первых, природные ресурсы исчерпаемы как, например, месторождения полезных ископаемых, тогда как социальные ресурсы в известном смысле неисчерпаемы. Их использование не означает их исчерпания, а, напротив, способствует прогрессирующему изменению, переходу общества на новый, более высокий уровень его развития.
В-четвертых, природные ресурсы поддаются количественному измерению и оценке. Можно подсчитать величину энергетических ресурсов и наметить пути их рационального использования. Точно так же можно определить и оценить земельные, водные, лесные и другие ресурсы. Но труднее это сделать применительно к социальному интеллекту.
В-пятых, они обладают не только большим многообразием, но и взаимозаменяемостью. На сегодняшний день нет ответа на вопрос, как измерить этот ресурс и определить его достаточность или недостаточность.
Все это в определенной мере затрудняет технологическое освоение социальных ресурсов. На сегодняшний день никто их не считает и не планирует, что вызывает сложности при использовании социальных ресурсов [8, с. 43].
С термином «социальные ресурсы» логически связаны такие категории, как «социальная активность», «социальное самочувствие», «социальная напряженность», «человеческий потенциал» и «человеческий ресурс».
К примеру, важно выделить понятие «социальная активность», которое традиционно присуще тем социологическим школам и направлениям, которые ориентированы на деятельное, волюнтаристское преодоление наличных диспропорций и социальных напряженностей в границах того или иного общества. Социологи рассматривают социальную активность как осознанную деятельность, результатом которой является преобразование объективных социальных условий. Предполагается, что посредством социальной активности определенных индивидуальных и коллективных субъектов является возможным и осуществимым социальный прогресс социума [9, с. 67].
Социальную активность можно рассматривать и как свойство личности, ее способность к преобразованию как природной, так и социальной среды для своего существования. На социальную активность личности и ее изменение влияют внутренние и внешние факторы.
К внутренним факторам относятся природные и генетические особенности личности, ее характер, уровень социализированности, культуры, сознание, потребности и т.д. Все это тесно связано между собой. К внешним факторам относятся факторы окружающей социальной и природной среды, в которых личность функционирует.
Таким образом, «социальная активность – это степень, мера включенности личности в систему общественных отношений, показатель ее участия во все видах общественной деятельности
Для определения социально-психологического феномена, отражающего в интегрированном виде особенности социальной позиции социальных ресурсов, их места в структуре общества, характера включенности в социальные процессы, а также активности, направленной на обеспечение оптимальной самореализации и существования в социуме, используется понятие [10, с. 76].
Важной характеристикой социальных ресурсов, определяющей их социальную активность, является категория «социальная напряженность», под которой понимается некоторая тенденция или прессинг, обусловливающий возникновение дисбаланса в отношениях между структурными элементами социальной системы. В случае большого напряжения контрольные механизмы социальной системы могут не справиться с задачей поддержания сложившегося баланса отношений, что приводит к разрушению структуры. Такой же эффект имеет слишком низкое напряжение [11, с. 63].
Термин “социальные ресурсы” можно охарактеризовать посредством такой категории, как «человеческий потенциал» (иногда говорят «человеческий капитал») и «человеческий ресурс».
Человеческий потенциал — это совокупность физических, духовных, культурных и иных качеств человека и населения в целом. Развитие человеческого потенциала, приращение человеческого капитала и есть повышение качества жизни, которое является целью муниципальной деятельности.
Человеческий ресурс — это совокупность свойств людей, необходимых для воспроизводства жизни на территории муниципального образования и для обеспечения самоуправления населения, т. е. для реализации роли человека как субъекта управления. Иначе говоря, человеческий потенциал — то, что вкладывается в человека, а человеческий ресурс — то, что можно получить от него [12, с. 65].
Как считает С. Рощин, понятия человеческого потенциала и человеческого ресурса тесно взаимосвязаны. Развивая и наращивая человеческий потенциал, вкладывая средства в укрепление физического здоровья, образование, культурное развитие населения, социальную поддержку отдельных категорий граждан, мы одновременно наращиваем и человеческий ресурс муниципального образования.
К основным направлениям развития человеческого потенциала на местном уровне относятся такие, как обеспечение здоровья человека, образование, культура, социальная защита отдельных групп населения и работа с молодежью.
Реализация этих задач требует скоординированных действий органов местного самоуправления, органов государственной власти (с учетом разграничения полномочий между ними) и общественности.
Ориентация на развитие человеческого потенциала означает, что основной формой организации жизни поселения должна быть не традиционная форма производственного поселения (социальный цех градообразующих предприятий), а поселение как самоценность для человека, как среда обитания и общения, как место, где формируется человеческое сообщество, как составная часть гражданского общества, где каждый имеет возможность реализовать свои потребности, интересы, способности в рамках цивилизованных отношений.
Превращение человеческого потенциала в главный фактор развития муниципального образования, использование его в качестве ресурса в муниципального управлении, составляют стратегическую задачу муниципальной деятельности [13, с. 10].
Структурный анализ муниципальных социальных ресурсов позволяет выделить и проанализировать 13 разновидностей социальных ресурсов муниципального образования: демографические, трудовые, кадровые, образовательные, информационные, компаративно-состязательные, инновационные, социально-психологические, социально-политические, социокультурные, социально-организационные, социально-экономические, социально-технологические, силовые.
Демографические ресурсы муниципального образования характеризуются общей численностью населения, его половозрастным составом, численностью трудоспособного населения, естественным движением населения (рождаемостью и смертностью), количеством, а также соотношением браков и разводов, миграцией.
Кадровые ресурсы выражают более дифференцированную характеристику трудового потенциала муниципального образования с учетом его профессионально-квалификационных признаков и реальной востребованности на рынке труда.
Образовательные ресурсы характеризуются уровнем общего и профессионального образования граждан, численностью обучающихся.
Важную и значительную часть ресурсов муниципального образования образуют информационные ресурсы. Информационное взаимодействие в регионе создает основу для формирования и развития компаративных и состязательных отношений.
Компаративно-состязательные ресурсы связаны с многочисленными социальными, в частности, регулятивными функциями компаративных (т.е. сравнительных) и состязательных отношений.
Общественное развитие в современном мире, экономический рост характеризуются ведущей ролью научно-технического прогресса и интеллектуализацией основных факторов производства. Важное значение приобретают в этой связи инновационные ресурсы муниципального образования, их рациональное использование и развитие.
Социально-психологические ресурсы связаны непосредственно с социальным состоянием граждан, уровнем социальной защищенности, социальным самочувствием. Социально-политические ресурсы выражаются в социально-политической активности населения, в частности, в его участии в местном самоуправлении.
Социокультурные ресурсы включают традиции, обычаи, культурные ценности и культурный обмен населения, они влияют на направление и темпы реформирования социального уклада жизни региона. Множество форм самоорганизации местного населения, направленных на содействие в решении региональных и местных проблем, образуют содержание социально-организационных ресурсов.
Многообразие форм экономической активности населения (предпринимательство, инновационная активность и т.д.) характеризуют социально-экономические ресурсы. Социально-технологическая культура управления на уровне муниципального образования образует суть социально-технологических ресурсов
Кроме представленной типологии, можно выделить еще один вид – управленческие ресурсы местного сообщества. Решение вопроса участия граждан в местном самоуправлении осложняется отечественными традициями, для которых характерна сильная ориентация человека не на самого себя, а на органы власти всех уровней. Забота власти о рядовом жителе воспринимается и как должное. Вследствие этого слаба ориентация жителей, особенно городских в меньшей степени сельских, на экономическое и иное самообеспечение. Это явление принято называть социальным иждивенчеством, его преодоление потребует длительного времени.
Использование человеческого ресурса в муниципальном управлении основано на принципе субсидиарности. Согласно этому принципу, решение каждого вопроса должно передаваться на возможно более близкий к гражданину уровень [14, с. 54].
Потенциал социальных ресурсов модернизации муниципального управления практически раскрывается через реализацию возможностей, которыми обладает государство-нация. Важность данного вопроса объясняется также и тем, что повседневная реальность свидетельствует о большой роли муниципального управления, которая не ослабевает, а даже, напротив, усиливается в условиях усложнения и интенсификации общественных процессов, причем, особенно это ощутимо в периоды реформ и кризисов.
Актуальность, характерные черты, цели и структура процесса модернизации муниципального управления определяются не только возрастанием его роли в жизнедеятельности общества, но всей совокупностью действующих в нем тенденций и закономерностей, в первую очередь социально-политических, диктующих тот или иной тип системы управления обществом, ее преобразований.
В силу этого процесс модернизации муниципального управления должен быть комплексным, охватывать как его составные части, так и организационные формы и функциональные проявления управляемых объектов и систем управления обществом.
Способность муниципальных органов при демократической системе управления обеспечивать в условиях жестко ограниченных ресурсов удовлетворение насущных потребностей общества в целом и отдельных граждан служит критерием их эффективности. Поэтому повышение эффективности системы муниципального управления находится в поле напряженности между дефицитом качества управленческих услуг, оказываемых обществу органами местного самоуправления, и необходимостью отвечать все возраста