что такое социальный опыт
Социальный опыт: понятие, механизм становления
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
«Тольяттинский государственный университет»
«Дошкольная педагогика и психология»
по учебному курсу «Теории и технологии социализации детей»
Вариант ____ (при наличии)
Социальный опыт: понятие, механизм становления
«Диагностика социального развития ребенка» (раздел «Я–другие» и «Я сам»), направленные на исследование сформированности компонентов социального развития. Уровни социального развития детей старшего дошкольного возраста представлены в таблице.
Характеристика уровней социального развития детей старшего дошкольного возраста
Ребенок знает о себе и своей семье необходимую информацию в полной мере в соответствии с
требованиями, которые выдвигаются к данной возрастной группе. У ребенка полностью
сформировано представление о
нравственно- этических нормах (применяет на практике), применяемых в процессе общения и взаимодействия с другими членами общества (сверстниками и взрослыми). Ребенок имеет представления о гендерных особенностях людей, о народе, представлением которого он является, о
некоторых других культурах
Ребенок знает о себе и своей семье всю необходимую для данного возраста
информацию. Имеет некоторые представления о нравственно- этических нормах (применяет на практике). У
ребенка несколько размыты
представления о гендерных особенностях людей, о народе, представителем которого он
является, о некоторых других культурах
Ребенок знает недостаточно
информации о себе и своей семье.
Практически не имеет
представлений о народе, гендерных особенностях
людей, о народе, представителем которого он
является, о некоторых других культурах
Ребенок проявляет интерес к социальному взаимодействию, у него отмечается потребность в общении и высокий уровень эмпатии
Ребенок проявляет интерес к социальному взаимодействию не в полной мере. При этом у него наблюдается стремление к социальному взаимодействию, потребности в общении, средний уровень эмпатии
Ребенок практически не проявляет интерес к социальному взаимодействию.
При этом у него отсутствует стремление к социальному взаимодействию, потребности в общении, низкий уровень эмпатии
Ребенок имеет хорошую базу знаний о различных видах социальной культуры в общении с людьми (взрослыми и сверстниками), реализует эти знания на практике
Ребенок имеет хорошую базу знаний о различных видах социальной культуры в общении с людьми (взрослыми и сверстниками), частично реализует эти знания на практике
недостаточную для данной возрастной группы базу знаний о различных видах социальной культуры в общении с людьми (взрослыми и сверстниками), практически не реализует имеющиеся знания
В соответствии с показателями компонентов социального развития детей дошкольного возраста был подобран диагностический инструментарий.
Беседа «Я и моя семья» (выявление знаний о себе и о своей семье) Методика «Закончи историю» автор И.Б. Дерманова (выявление сформированности представления о нравственно-этических нормах(применяемых в процессе общения и взаимодействия с другими членами общества) и применения их на практике.
Беседа «Мы живем в России» (выявление уровня знаний о собственном народе и о некоторых других культурах).
Опросник по половой идентификации для дошкольников (А.М. Щетинина, О.И. Иванова) (выявление особенности представлений детей о половых ролях, о себе как будущем представителе
определенного пола и своих настоящих и будущих половых ролях). Описание методик представлено в приложении 1 (см. Приложение 1)
Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?»
(Р.С. Немов) (оценивание коммуникативных качеств личности ребенка дошкольного возраста и эмпатии) (см. Приложение 2)
Наблюдение за культурой поведения детей в группе осуществлялось по программе предложенной А.М. Щетининой (определение наличия знаний о различных видах социальной культуры в общении с
людьми (взрослыми и сверстниками), реализации их на практике) (см. Приложение 3)
Диагностический инструментарий для определения уровня развития когнитивного компонента социокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста.
Беседа «Я и моя семья».
Когда у тебя день рожденье?
Сколько человек в твоей семье (перечисли)?
Расскажи, кто самый старший в семье и чем он занимается?
Что делают в семье все ее члены?
Где работает папа, мама и т.д.?
Какие праздники отмечаются в твоей семье?
Расскажи о самых старших в вашей семье: бабушке и дедушке. Чем они занимаются?
Кем они работали, работают?
Что знаешь о их работе?
Обработка результатов беседы:
Высокий уровень (3 балла) – ребенок знает информацию о себе и своей семье в большем объеме, чем требуется для данной возрастной группы.
Средний уровень (2 балла) – ребенок не в полной мере знает информацию о себе и своей семье в соответствии с требованиями, которые выдвигаются к данной возрастной группы.
Низкий уровень (1 балла) – ребенок недостаточно владеет информацией о себе и своей семье в соответствии с требованиями, которые выдвигаются к данной возрастной группы.
Методика «Закончи историю» (автор И.Б. Дерманова)
Назначение теста: Методика предназначена для изучения осознания детьми нравственных норм. Исследование проводят индивидуально.
Инструкция к тесту: «Я буду тебе рассказывать истории, а ты их закончи». Тестовый материал
История 1. Дети строили город. Оля стояла и смотрела, как играют другие. К ребятам подошла воспитательница и сказала: «Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в коробки. Попросите Олю помочь вам». Тогда Оля ответила…
Что ответила Оля? Почему? Как она поступила? Почему?
История 2. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть. Тут подошла к ней ее младшая сестра Вера и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Тогда Катя ответила…
Что ответила Катя? Почему? Как поступила Катя? Почему?
История 3. Люба и Саша рисовали. Люба рисовала красным карандашом, а Саша зеленым. Вдруг Любин карандаш сломался. «Саша, – сказала Люба, – можно мне дорисовать картинку твоим карандашом?» Саша ответил…
Что ответил Саша? Почему? Как поступил Саша? Почему?
История 4. Петя и Вова играли вместе и сломали дорогую красивую игрушку. Пришел папа и спросил: «Кто сломал игрушку?» Тогда Петя ответил… Что ответил Петя?
Почему? Как поступил Петя? Почему? Все ответы ребенка, по возможности дословно, фиксируются в протоколе.
Обработка результатов теста
Низкий уровень (1 балл) – ребенок оценивает поведение детей как положительное или отрицательное (правильное или неправильное, хорошее или плохое), но оценку не мотивирует и нравственную норму не формулирует.
Средний уровень (2 балла) – ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку.
Высокий уровень (3 балла) – ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку.
Беседа «Мы живем в России»
В какой стране ты живешь?
Как называется твой город?
На какой улице ты живешь?
Назови достопримечательности своего города?
Какие у тебя любимые традиционные блюда?
Расскажи, как их готовить?
Назови русские народные сказки. Сможешь рассказать одну из них?
Какие знаешь пословицы, поговорки, загадки? Как ты их понимаешь?
Какой у тебя любимый писатель России? Какие
ты знаешь его произведения? Расскажи.
Любишь музыку? Музыку каких композиторов России ты знаешь?
Назови русские музыкальные инструменты?
Картины каких художников тебе особенно запомнились?
Кто автор картин?
Какие любимые русские народные игры ты знаешь? Сможешь объяснить правила игры?
Назови предметы декоративно–прикладного искусства русского народа. Какими элементами украшают эти предметы?
Назови традиционные русские праздники.
Знаешь ли ты государственные символы России? Назови их.
Какие национальности ты знаешь?
Что ты можешь рассказать об особенностях и традициях народов, которые ты перечислил?
Обработка результатов беседы:
Высокий уровень (3 балла) – ребенок знает о своем народе, о некоторых других культурах в большем объеме, чем требуется для данной возрастной группы.
Средний уровень (2 балла) – ребенок не в полной мере знает о своем народе, о некоторых других культурах в соответствии с требованиями, которые выдвигаются к данной возрастной группы.
Низкий уровень (1 балла) – ребенок недостаточно знает о своем народе, о некоторых других культурах (согласно требованиям, которые выдвигаются к данной возрастной группы).
Опросник по половой идентификации для дошкольников (А. М. Щетинина, О. И. Иванова)
Цель: выявить особенности представлений детей о половых ролях, о себе как о представителе определенного пола и своих настоящих и будущих половых ролях.
Инструкция к проведению интервью. Беседа проводится индивидуально с каждым ребенком и состоит их 13 вопросов.
Скажи, кто ты: мальчик или девочка?
Откуда ты это знаешь?
Чем мальчики отличаются от девочек (девочки от мальчиков)?
По каким внешним признакам можно узнать, что это мальчик (девочка)?
Может ли быть так, что ты ляжешь вечером спать мальчиком (девочкой), а утром проснешься девочкой (мальчиком)?
А если бы это было возможно, ты хотел (а) бы заснуть мальчиком (девочкой), а проснуться девочкой (мальчиком)?
Ты бы очень огорчился (огорчилась), если бы стал девочкой (мальчиком)? Почему?
Знаешь ли ты, чем отличаются мальчики от девочек? (если вопрос непонятен, задаются уточняющие вопросы: (Как ты узнаешь, кто мальчик, а кто девочка?)
Мама, папа (бабушка, дедушка) считают тебя хорошим сыном (дочкой), внуком (внучкой)? Почему ты так думаешь?
Каким бы ты хотел стать сыном (дочкой), внуком (внучкой)? Почему?
Когда ты вырастешь, кем ты будешь:
мужем или женой, папой или мамой?
Кем ты хочешь быть, когда вырастешь: дядей или тетей, мужем или женой, папой или мамой?
Каким бы ты хотел(а) стать мужчиной (женщиной)?
Каким бы ты хотел(а) стать папой (мамой)?
Низкий уровень (1 балл) – неустойчивость пола, его обратимость, т.е. ребенок допускает возможность превращения в мальчика или девочку; наличие эмоционально нестабильного отношения к себе, оценка себя как не очень хорошего (хорошей) или же ссылка на негативные оценки его качеств взрослыми; отсутствие представлений о своих будущих полоролевых функциях в обществе и семье; неопределенные представления об особенностях поведения мальчиков и девочек в среде сверстников и семье.
Средний уровень (2 балла) – ребенок: знает, что пол необратим, т.е. нельзя из мальчика превратиться в девочку и наоборот; оценивает себя положительно и лишь отдельные качества считает в себе плохими, если таковыми их считают другие; имеет знания о том, как ведут себя мальчики и девочки и называет некоторые их отличительные признаки (одежда, рост, некоторые качества, поведение); называет некоторые функции мальчика и девочки в семье в настоящее время и в будущем.
Высокий уровень (3 балла) – знание необратимости пола; эмоционально положительное отношение к себе в целом и выполнению своих полоролевых функций в семье; представления об отличиях мальчиков и девочек и особенностях их полоролевого поведения; знание ряда своих полоролевых функций в будущем и позитивное их принятие.
Диагностический инструментарий для определения уровня развития эмоционально–чувственного компонента социокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста
«Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?» (Р.С. Немов) (Коммуникативно – личностный опросник для родителей, воспитателей и родственников ребенка)
Добрый ли ваш ребенок?
а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю.
Внимательный ли ваш ребенок?
а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю.
Правдивый ли ваш ребенок?
а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю.
Вежливый ли ваш ребенок?
а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю.
Общительный ли ваш ребенок?
а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю.
Щедрый ли ваш ребенок?
а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю.
Отзывчивый ли ваш ребенок? Всегда ли он готов прийти на помощь другим?
а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю.
Справедливый ли ваш ребенок?
а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю.
Жизнерадостный ли ваш ребенок?
а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю.
Ответственный ли ваш ребенок?
а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю.
Оценка результатов.
За каждый ответ типа «да» ребенок получает 1 балл. За каждый ответ типа «нет» ему приписывается 0 баллов. Каждый ответ типа «когда как» или «не знаю» расценивается в 0,5 балла. В итоге подсчитывается общая сумма баллов, набранных ребенком по всем десяти коммуникативным качествам личности.
Выводы об уровне развития
Высокий уровень (10–8 баллов) – детям на высоком уровне свойственна доброта, внимательность к людям, общительность, вежливость, правдивость, щедрость, жизнерадостность, ответственность.
Средний уровень (7–4 баллов) – детям среднем уровне свойственна доброта, внимательность к людям, общительность, вежливость, правдивость, щедрость, жизнерадостность, ответственность.
Низкий уровень (3–0 баллов) – детям на низком уровне свойственна доброта, внимательность к людям, общительность, вежливость, правдивость, щедрость, жизнерадостность, ответственность.
Диагностический инструментарий для определения уровня развития поведенческого компонента социокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста
Наблюдение за культурой поведения детей в группе осуществлялось по программе, предложенной А.М. Щетининой:
а) здоровается громко:
обращается только к воспитателю (1 балл); обращается ко всем (3 балла);
б) здоровается тихо:
обращается только к воспитателю (1 балл); ни с кем конкретно (1 балл);
в) не здоровается (0 баллов).
а) прощается громко:
обращается только к воспитателю (1 балл); обращается ко всем (3 балла);
обращается только к воспитателю (1 балл); ни с кем конкретно (1 балл);
в) не прощается (0 баллов).
Особенности и характер обращений:
а) часто обращается к воспитателю и детям с просьбами, предложениями, рассказами (3 балла);
б) редко обращается к воспитателю и детям с просьбами, предложениями, рассказами (1 балл);
четко, внятно, громко (3 балла);
тихо, неуверенно, сбивчиво (1 балл);
плаксивый, капризный, вопросительно–неуверенный (1 балл); приказно–повелительный (2 балла);
спокойный, добродушный, доверчивый (3 балла);
благодарит всегда и всех, глядя в глаза и с готовностью(сам) (3 балла); благодарит лишь иногда, но сам (2 балла);
благодарит только воспитателя (сам) (1 балл);
благодарит только взрослых и после напоминания (1 балл); выражает благодарность пантомимой (2 балла);
не благодарит (0 баллов);
не перебивает разговора старших и детей (3 балла); перебивает разговор старших и детей (1 балл);
разговаривает спокойно (3 балла);
разговаривает эмоционально, возбужденно (1балл); умеет слушать другого (3 балла);
не умеет слушать другого, любит говорить только сам (1 балл);
сам не умеет о чем–либо рассказывать другому и не умеет слушать другого (0 баллов);
любит приказывать (1 балл);
легко соглашается с говорящим, не проявляет инициативу (1 балл); с трудом соглашается с говорящим (1 балл);
Если не может убедить собеседника в чем–либо, то: кричит, ругается, дерется и пр. (0 баллов);
спокойно отходит в сторону (3 балла); с обидой отходит в сторону (1 балл);
рассерженный, возмущенный (но молча) отходит в сторону (1 балл);
Умение оказывать помощь:
предлагает помощь часто, доброжелательно и с готовностью (3 балла); помогает, но оскорбляет при этом другого (поведением, словами) (0 баллов); помогает, но по просьбе взрослого с желанием (2 балла);
помогает, но по просьбе взрослого без желания (1 балл); не помогает (0 баллов);
Умение принимать помощь:
с благодарностью принимает помощь от взрослых и детей (3 балла); от помощи детей отказывается спокойно (уходит) (1 балл);
от помощи детей отказывается грубо (0 баллов). Обработка результатов:
Максимальное число баллов Высокий уровень – 20–30 баллов. Средний уровень – 11–19 баллов. Низкий уровень – 0–10 баллов.
Социальный опыт личности как главный источник её формирования
Общее понятие социального опыта
Общественный образ жизни привел к тому, что развитие человека происходит не путем развертывания заложенного видового опыта, а путем присвоения внешнего, социального опыта. Без преемственности, сохранения исторической памяти невозможно целостное развитие человеческого общества. Вся наша жизнь, деятельность, поведение, знания основаны на использовании опыта старших поколений. Только при его усвоении становится возможным дальнейшее развитие и преумножение этого опыта.
Главный источник, формирующий человека, – его социальный опыт. Ребенок, воздействуя на окружающие его предметы и явления, изменяет их, приспосабливая к своим нуждам и потребностям. Одновременно он приобретает знание о них и о самом себе как о преобразующей силе. В свою очередь окружающий мир, воздействуя на ребенка, ограничивает или усиливает его активность, придает ей определенную направленность. Мир раскрывается перед ребенком не только в своем природном виде, но одновременно и как человеческая действительность. В самих предметах, которыми ребенок стремится овладеть, заключена человеческая культура. И осваивая эти предметы, оперируя ими, он тем самым овладевает – сначала эмпирически, а затем во все более обобщенной форме – воплощенными в них знаниями и культурой.
Конечно, ребенок сам, один не в состоянии сделать это, для этого ему бы пришлось повторить весь путь развития человечества. В этом процессе на помощь ему приходят взрослые. Руководя деятельностью детей, они в сокращенной, обобщенной и доступной форме передают опыт человечества, накапливавшийся тысячелетиями. В результате этого детский опыт приобретает новое качество, выражаемое в сложной теоретико-практической форме. В то же время мир предметов все более раскрывается перед ребенком в неразрывном единстве с миром людей, которые выступают перед ним не только как носители знания, но прежде всего как живые личности, вместе живущие, действующие, так или иначе относящиеся друг к другу, к себе, что и проявляется в их поведении. Поведение каждого индивидуально, своеобразно.
Вместе с этим оно несет в себе общие черты, которые по своей направленности выражают определенные общественные отношения, а по своей форме – определенный уровень культуры. Ребенок, вступая в активные отношения с людьми, сам овладевает социальным опытом, утверждает себя как личность.
В зависимости от того, какому социальному субъекту принадлежит опыт, можно выделить следующие его виды:
1) общечеловеческий (или исторический);
2) групповой (макро- и микро-);
В каком же соотношении находятся между собой общечеловеческий и индивидуальный опыт? Здесь представляется продуктивной идея рассмотрения индивидуального опыта не как отдельного фрагмента исторического опыта, а как его части, причем равновеликой этому целому. Другими словами, каждая часть есть целое, но взятое под определенным углом зрения (принцип голограммы). Индивидуальный и исторический социальный опыт, по сути, единая система, где исторический опыт находится в индивидуальном или в уже развернутом, или еще в потенциальном виде.
Социальный опыт можно определить как форму духовно-практического освоения действительности. Он генетически связан с деятельностью человека. Деятельность представляет собой способ, условие и форму выражения социального опыта. Будучи ее результатом, он содержит в себе не только интеллектуальные, эмоциональные составляющие, но и саму схему деятельности. Социальный опыт – это всегда опыт деятельности, взятый со стороны реальных проявлений субъектов. Опыт определяет действия субъектов по достижению поставленной цели, уменьшает вероятность повторения ошибок.
Подлинный опыт всегда влияет на деятельность личности, хотя это влияние может и не осознаваться. Благодаря своей наглядности, реальности он бесспорно достоверен. Обладающий опытом субъект стремится воздерживаться от действий, которые ведут к нежелательным для него последствиям. Многие исследователи указывают, что социальный опыт принадлежит всей личности, а не только ее сознанию.
В сознании опыт отражается лишь в общих чертах, а в полном объеме – в практической деятельности. Другими словами, он проявляется не только в приобретенных знаниях, но и в привычках, навыках и других формах деятельности. Опыт потерял бы свои специфические достоинства, если бы подлежал обязательному редуцированию в форме знания. Он с самого начала есть дело, в котором субъект участвовал и которое пережил. Благодаря такой специфике опыта, знание, выносимое из него, хорошо запоминается, не требует специальной подготовки, оно представляет собой чувственно-воспринимаемую схему деятельности.
Опыт в своем многообразии неповторим в полном объеме, так как связан с особенностью процесса переживания, осмысления происходящего, с индивидуальностью человека. Однако он не является хаотичным набором социальных факторов. В содержание социального опыта входит такое отражение реальности, которое направлено на выявление ведущей тенденции, устойчиво повторяющейся в ней. Поэтому он выступает в качестве типизированной обобщенности социальных явлений. Обобщения, которые возникают в социальном опыте, слиты с действиями субъекта, образуют «ручное знание» о предмете и способах действия с ним.
Представляется наиболее точным определение И.П. Черного: «Социальный опыт – общественно выработанный и унаследованный социальным субъектом способ целостного духовно-практического освоения мира, природы и человеческих отношений…».
Функии социального опыта
Только при теоретическом анализе возможно выделение различных функций социального опыта, однако надо помнить, что это выделение является условным, в реальной жизни все они слитны воедино. Довольно полная классификация функций социального опыта была сделана В.С. Карагодиным (2012). Он выделяет четыре основные функции:
4) социально-регулирующую. Каждая из них включает ряд подфункций. Например, прагматическая представлена такими подфункциями, как:
– практическая (умения, навыки, привычки);
– контролирующая (с подфункцией запрещения).
– эвристическая (получение недостающих знаний);
Степень выполнения этих функций зависит, прежде всего, от уровня развития самого социального субъекта, от уже накопленного им опыта.
Развитие социального опыта личности
Социальный опыт приобретается субъектом в процессе практической деятельности. Этот процесс происходит у ребенка двумя взаимосвязанными путями. Во-первых, стихийно, в повседневной жизни он включается в совместные с другими людьми акты поведения, деятельность, общение, где и происходит присвоение социального опыта; во-вторых, в специально организованном воспитательном процессе, в соответствии с социально-экономической, политической структурой общества, его идеологией и культурой.
С ранних лет ребенок в процессе социализации использует в своем поведении наряду со средствами, представляемыми настоящим моментом, также и свой прошлый опыт. Л.С. Выготский отмечал, что у детей постепенно с возрастом вырабатывается обобщенная схема действий, применяющаяся независимо от определенных условий приспособления. Социальные ценности общества, оформленные в виде правил, норм, традиций, для того чтобы регулировать поведение, должны фиксироваться в сознании. Это происходит не в предметной форме, а идеально, в виде «выкристаллизовавшихся схем социального опыта». На их основе в повседневной жизни у ребенка вырабатываются стереотипы поведения, помогающие ему овладеть принципами деятельности.
На ранних этапах освоения деятельности ребенку необходима помощь взрослого. Однако при взаимодействии со взрослым происходит неизбежное разделение деятельности. Учитель ставит цели, контролирует и оценивает действия ребенка. То есть при участии взрослого ребенок не может полностью освоить социальный опыт, так как часть деятельности остается за взрослым. Чтобы полностью овладеть деятельностью, ребенку необходимо взаимодействие со сверстниками. Еще Ж. Пиаже выделял отношения со сверстниками и противопоставлял их отношениям со взрослыми. Между ребенком и взрослыми отношения всегда будут иерархическими и несимметричными. В группе же сверстников – отношения равноправные и симметричные, только при таких условиях ребенок может преодолеть эгоцентризм; у него развивается терпимость, умение понять точку зрения другого, критичность.
В процессе взаимодействия с другими людьми у младшего школьника начинает формироваться самооценка, создаются существенные предпосылки для нравственного развития личности, формирования её ценностных ориентаций. Другими словами, взрослый передает весь операциональный состав деятельности, но остается держателем смыслов и целей. При кооперации со сверстниками ситуация равноправного общения дает ребенку опыт контрольно-оценочных действий и высказываний. При взаимодействии детей в повседневной жизни у них формируется умение работать сообща: планировать, распределять обязанности, помогать друг другу, работать в общем темпе, быть ответственными за выполнение задания.
Ценностные ориентации, сложившиеся в обществе, являются предпосылками социального опыта ребенка. Социальный опыт обогащает и ориентирует личность на выбор ценностей, а ценности в свою очередь обогащают и формируют социальный опыт. Таким образом, социальный опыт определяет содержательную сторону ценностей личности, а сами ценности окрашивают накапливающийся социальный опыт. Социальный опыт возникает в процессе деятельности, когда ей придается социальное значение и личностный смысл. Он характеризует результаты деятельности как социально значимые, придает им ценностный характер. В процессе накопления социального опыта происходит выбор ценностей, а также их дифференциация, то есть формируются ценностные ориентации личности.