что такое социальный капитал организации

Зачем нужен социальный капитал и как его заработать

что такое социальный капитал организации. Смотреть фото что такое социальный капитал организации. Смотреть картинку что такое социальный капитал организации. Картинка про что такое социальный капитал организации. Фото что такое социальный капитал организации

Задолго до появления термина «нетворкинг» наши предки поняли, что сотня друзей лучше ста рублей. Что благодаря взаимовыручке, доверию, советам и связям горизонт возможностей расширяется сильнее, чем только за деньги. Разбираемся, как устроен социальный капитал, как не растерять его и даже приумножить на удаленке.

Что лежит в основе социального капитала

Это богатство формируют люди и связи между ними. Чем больше людей и чем надежнее связи, тем больше выгоды могут получить все участники таких сетей. У каждого из нас есть свой социальный капитал. Это ближайший круг общения, хорошие знакомые, коллеги, друзья и подписчики в соцсетях, знакомые с конференций или из баров.

Осознанно или нет, но мы монетизируем эти связи. И это нормально: раз капитал есть, значит, он должен работать. В детстве мы обменивались игрушками в песочнице, а сейчас — визитками и услугами. Конечно, рассматривать нового знакомого только как потенциальный источник выгоды пошло. Но и не видеть плюсов в знакомствах глупо, потому что в здоровом обществе принято помогать друг другу.

Доверие, взаимопомощь и обмен благами выходят далеко за пределы личного круга знакомств или коллектива компании. Феномен «шеринговой экономики» (экономики совместного потребления) и новые инфраструктурные сообщества во многом стали возможны благодаря социальным связям.

Краудфандинговые площадки помогают людям собрать деньги на реализацию своих бизнес- или социальных проектов. Авторов кампаний поддерживают незнакомые люди в обмен на продукт, нематериальное вознаграждение или просто за идею. Только на Kickstarter за 10,5 лет почти 190 тысяч проектов собрали 364 миллиарда в рублевом эквиваленте!

что такое социальный капитал организации. Смотреть фото что такое социальный капитал организации. Смотреть картинку что такое социальный капитал организации. Картинка про что такое социальный капитал организации. Фото что такое социальный капитал организации

Независимые блогеры зарабатывают на подписке, донатах и рекламе на площадках вроде Patreon. Чем больше у автора подписчиков (читай «социальный капитал»), тем больше может быть капитал финансовый. Никогда раньше не было так просто монетизировать свою аудиторию!

В основе денежного капитала лежит труд, в основе долгосрочного повышения благосостояния — рост производительности. Фундамент же социального капитала закладывают связи между людьми, а его дальнейший рост зависит от того, насколько эффективно мы используем эти связи.

Как это работает

Принципы социальных отношений похожи на законы экономики — проведем несколько параллелей с миром финансов.

Заработок, прибыль. Честное обогащение подразумевает, что мы создали некую пользу, в обмен на которую получили деньги — от клиентов, работодателей, подписчиков. Социальный капитал тоже прирастает, когда мы предлагаем людям что-то полезное: совет, ссылку, идею, контакты, ободрение, конструктивную критику. Друг в соцсетях, добавленный за компанию, не прокачает ваш капитал.

Инфляция. Раньше за 30 тысяч рублей можно было отдохнуть семьей на море в Италии, а теперь — только в Сочи, и то не в высокий сезон. Кризис съедает покупательскую способность и. социальный капитал. Например, вы долго не общались со старыми знакомыми, кого-то подвели, не сдержали обещание. И ваш капитал постепенно обесценился: монет столько же, но они уже не те, что раньше.

Девальвация. Курс всех валют «плавает» по отношению друг к другу и определяется множеством экономических, политических и социальных факторов. Один уважаемый эксперт говорил в 2014 году: «Мне очень жалко людей, которые покупают доллар за 35 рублей, потому что вероятность, что они потеряют свои деньги, — большая». Но с тех пор рубль девальвировался к «вечнозеленому» более чем в два раза.

Вывод: эксперты не всегда правы. Наш социальный капитал может девальвироваться по отношению к какой-то другой «валюте», если он не подкрепляется ценностью и развитием. А гарантировать это невозможно, поэтому нельзя надеяться, что старые знакомства будут так же полезны, как и десять лет назад. Люди уезжают, меняют род занятий, забывают и «забивают» на старых приятелей.

Инвестиции. Чтобы деньги приносили новые деньги, их нужно грамотно вкладывать. Глупо ожидать, что тысяча под матрасом за год превратится в полторы. Самая ценная валюта, которая во многом формирует наш социальный капитал, — время. Вот почему успешные люди находят время, чтобы пообедать, поиграть в шахматы или посидеть в баре с друзьями и партнерами. В любые отношения нужно вкладывать.

В отличие от финансов, в случае социального капитала количество совсем не равно качеству. Ограниченное время, объем нашей памяти, внимания и способности к эмпатии ставит лимит, за которым поддерживать постоянные социальные связи очень сложно, и их качество страдает. Этот лимит называется числом Данбара.

Британский антрополог и эволюционный психолог Робин Данбар выяснил, что без потери для качества общения человек может поддерживать отношения со 150 другими людьми (разные теории варьируют это число от 80 до 300). Это «стая» из знакомых широкого круга. К приятелям можно отнести 50 из них, к друзьям — 15. И только 5-7 человек составляют самый близкий круг.

Это деление с незначительными оговорками справедливо и для общения, и для управления коллективом. Если постоянно увеличивать коллектив одного отдела или команды, однажды им станет сложно управлять, а между участниками начнут возникать конфликты. Число Данбара сознательно или нет ограничивает количество сотрудников в отделах, солдат в ротах, учеников в классах. Хотя с последним часто бывает перебор и качество обучения снижается — наглядное подтверждение того, что ограничение нужно.

Как ранжировать социальные связи

Теория шести рукопожатий утверждает, что любые два человека на Земле — от бродяги до миллиардера — разделены максимум пятью общими знакомыми, а значит, между ними не больше шести рукопожатий. Вероятно, в большинстве случаев это так. Но само по себе наличие промежуточных знакомств не гарантирует, что коммуникация между первым и шестым уровнем будет успешной с первого раза. Что может помочь выстроить её? Теория игр.

К сожалению, не все люди одинаково искренние и порядочные. Чтобы не тратить ресурсы на двуличных и подлых граждан, важно уметь вовремя замечать их. Сыграйте в «Эволюцию доверия» — этот тренажер отлично показывает, как выстраивать границы и лимиты доверия.

В игре вы и соперник бросаете монеты в автомат. Если бросите вы и он, то каждый получит назад по две монеты. Если же вы бросите, а соперник нет, то он получит три монеты, а вы — ничего. Как вести себя с персонажами, придерживающимися разных стратегий поведения? С тем, кто отвечает зеркально, кто всегда обманывает, кто сначала втирается в доверие, а потом подводит?

Спойлер: теория игр подтверждает золотое правило нравственности: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой». В долгосрочной перспективе обманщики и злодеи обманут сами себя, а порядочные люди победят. Будьте доброжелательны, но ни в коем случае не наивны. Но всё не так просто.

Когда мы решаем обычные рабочие вопросы, а тем более сложные и спорные ситуации, то часто склонны воспринимать их как «или пан, или пропал». Но выигрыш одного оппонента совсем не означает проигрыш другого. Более того, именно взаимовыгодное сотрудничество сулит долгосрочную выгоду всем сторонам.

Как приобрести и приумножить социальный капитал

Краткий ответ звучит так: «Кто хочет иметь друзей, тот и сам должен быть дружелюбным». Вот семь развернутых советов, как создать свое «социальное сокровище» в офлайне.

1. Будьте приветливы

Это совет из разряда «Пейте воду», но порой мы игнорируем очевидные вещи. Здороваемся и убегаем, не интересуемся делами собеседника и не умеем его слушать, а просто ждем своей очереди заговорить. Попробуйте во время разговора акцентировать внимание на том, что говорит другой человек. Не перебивайте, задавайте вопросы. Людям нравится, когда им не навязывают чужую повестку.

2. Учитесь вести small talks

Это «разговоры у кулера», когда ситуация не располагает к задушевным беседам, но и дежурным «как дела» не ограничишься. Что можно обсудить? Последние важные события вашей отрасли, выступления спикеров, громкие интервью, идеи из книг.

что такое социальный капитал организации. Смотреть фото что такое социальный капитал организации. Смотреть картинку что такое социальный капитал организации. Картинка про что такое социальный капитал организации. Фото что такое социальный капитал организации

3. Спрашивайте, чем можете быть полезны

Не нужно расспрашивать малознакомого человека о его проблемах и пытаться тут же их решить. Просто расскажите, чем занимаетесь, и обозначьте готовность помочь по этому профилю. Подразумевается взаимность и такт: если собеседник жадно набросился на ваше предложение и сходу просит оценить, прочитать, съездить, замолвить словечко — держите дистанцию.

4. Посещайте мероприятия

Это хорошая возможность расширить свой круг общения. Отлично, если вы можете выступить спикером: сразу представитесь всему залу и подтвердите свою экспертность. Этим же полезно менторство.

5. Выберите удобный способ обмена контактами

Если пользуетесь визитками, напечатайте на них QR-код, в котором будут зашифрованы ваши контакты с нужными ссылками. Все популярные соцсети также позволяют обмениваться QR-кодами для быстрого поиска знакомых.

6. Никогда не ешьте в одиночку

В одноименной книге автор дает советы по нетворкингу для тех, кто хочет научиться общаться и выстраивать взаимовыгодные отношения. Один из таких — обедать вместе с новыми или старыми знакомыми.

7. Тусуйтесь вместе

Здорово, когда у людей есть что-то общее помимо офиса и когда это «общее» вырастает снизу, не по указке директора. Катаетесь на велике? Предложите коллегам субботний велотур. Фанат пейнтбола? Бросьте клич в Фейсбуке и соберите команды.

Как заработать социальный капитал на удаленке

В эру COVID-удаленки у многих работа и общение переехали в онлайн. Как быть, если с людьми вы чаще всего видитесь только в магазине?

Теперь стоит чаще проверять мессенджеры и почту, ведь вопросов для обсуждения не стало меньше, а точки контакта сократились. Настройте уведомления, чтобы не отвлекаться на всё подряд.

2. Заполните и актуализируйте свои профили

Они должны быть вашей визиткой и в обычное время, а сейчас тем более. Страница должна работать на ваш личный бренд и не вызывать сомнений «А тот ли это архитектор Петров? Тут только скрины из «Танков» и репосты анекдотов». Думайте, что пишете на странице и в комментариях. Онлайн-репутацию очень просто подмочить.

3. Подготовьтесь к онлайн-созвонам

Купите нормальную веб-камеру и наушники с микрофоном. Выберите место с хорошим освещением и нейтральным фоном. Но если за вашей спиной сушилка с носками, и других вариантов нет, используйте фоновые картинки. Это умеет делать и Zoom, и Skype.

4. Начните вести свой блог

Или просто регулярно писать на личной странице. Это поможет не выпадать из инфополя, делиться мнениями и наращивать свой круг знакомств. Создавайте контент, не ограничивайтесь репостами со сторонних ресурсов. А если репостите, добавляйте свое мнение.

5. Выступайте экспертом в СМИ

За вашим комментарием не выстраивается очередь? Начните сами с публикаций в профильных медиа. Подумайте, чем ваш опыт будет полезен другим. Поделитесь кейсом, сделайте подборку, развейте мифы вокруг вашей профессии, дайте советы по выбору подрядчика.

6. Используйте стикеры и эмодзи

На удаленке не хватает живых эмоций, так что стоит разбавлять текстовые сообщения смайлами, когда это уместно. Если дружите с графикой, можете сделать свой стикерпак, который уйдет в народ.

7. Тусуйтесь онлайн

Вечеринка за компьютером не заменит настоящую, но это лучше, чем ничего. Можно нагуглить онлайн-бары с опцией «drink with strangers» и заниматься случайным нетворкингом за бокалом любимого напитка.

что такое социальный капитал организации. Смотреть фото что такое социальный капитал организации. Смотреть картинку что такое социальный капитал организации. Картинка про что такое социальный капитал организации. Фото что такое социальный капитал организации

С пандемией нетворкинг не умер, он просто переехал в сеть. Есть боты и приложения, которые сводят случайных людей из одной сфер или разных, готовых познакомиться и поболтать. Вот подборка таких сервисов для деловых знакомств.

Мы в Мегаплане создали телеграм-канал для пользователей «Клуб Мегаплана», где можно быстро получить ответ от разработчиков или спросить совета у других участников. Если вы еще не там, присоединяйтесь!

Выводы

На острове Сардиния живет 1,63 млн человек. В Северной Америке — более 600 млн человек. Но при этом в Сардинии в десять раз больше столетних долгожителей, чем на американском континенте. И дело не столько в экологии и диете, сколько в тесных связях и постоянном общении. Дружеские беседы, прикосновения, объятия стимулируют выработку позитивных гормонов — окситоцина и дофамина. Нетворкинг помогает жить дольше!

Мы в социальной экономике обмениваемся не только материальными благами, но и услугами, информацией, статусом, вниманием, временем. Все устойчивые отношения, и особенно длительные, подчинены принципу справедливости. Не нужно торопиться сразу отдать «социальный долг». Но всегда стоит быть открытыми, готовыми бескорыстно помочь и без «бухгалтерии добрых дел».

Социальный капитал качественный и полезный только тогда, когда к нему не относятся с хищной корыстью. Хороший продавец знает: нужно думать о пользе для клиента, а не втюхивать ему как можно больше и дороже. И тогда клиент обратится снова и порекомендует друзьям. С нетворкингом то же самое. Будьте искренни и не относитесь к знакомствам исключительно как к источнику выгоды.

А что делаете вы, чтобы увеличить свой социальный капитал? Поделитесь в комментариях.

Текст: Александр Литвин. Иллюстрации: Константин Амелин

Источник

Социальный капитал

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие социального капитала

Социальный капитал – это основной компонент, дополняющий человеческий капитал, при этом он представляет собой связи между людьми, зависящие от норм поведения и доверия.

Социальный капитал формирует не только количественное, но и качественное взаимодействие в обществе. Но при этом социальным капиталом не считается большое число общественных институтов.

Социальный капитал носит общественную, а не индивидуальную природу, относясь при этом к системе человеческих отношений.

Формы социального капитала

Социальный капитал может существовать в двух формах:

Данные формы не зависимы друг от друга.

Уровни и субъекты социального капитала

Каждый вид социального капитала может находиться на каком-либо уровне:

Все уровни социального капитала тесно связаны между собой, дополняя друг друга.

Социальный капитал при нахождении в форме социальных структур значительно облегчает существование субъектов, находящихся в данных структурах.

Готовые работы на аналогичную тему

Субъекты социального капитала:

Социальный капитал похож на физический капитал, поскольку может быть предоставлен в виде запаса. Главным отличием является то, что в процессе использования он не теряет в величине, но теряя при этом свою ценность. Социальный капитал, как и физический, нуждается во вложениях, выражаемых в социальном взаимодействии и действии, поддерживающем доверие.

Преимущества и недостатки социального капитала

Социальный капитал обладает множеством преимуществ:

Существуют и факторы, являющиеся деструктивными для социального капитала на предприятии. Среди них можно назвать следующие:

Для преумножения социального капитала, недостаточным будет избегание некоторых факторов. Все уровни развития социального капитала характеризует доверие. Именно на доверии основан социальный капитал, при этом различается несколько его признаков:

Источник

Что такое социальный капитал

что такое социальный капитал организации. Смотреть фото что такое социальный капитал организации. Смотреть картинку что такое социальный капитал организации. Картинка про что такое социальный капитал организации. Фото что такое социальный капитал организации

что такое социальный капитал организации. Смотреть фото что такое социальный капитал организации. Смотреть картинку что такое социальный капитал организации. Картинка про что такое социальный капитал организации. Фото что такое социальный капитал организации

Не имей сто рублей, а имей сто друзей – старая русская пословица лучше всего передает суть понятия «социальный капитал». Идея его в том, что наши связи – дружеские, родственные, добрососедские – являются ценностью не просто моральной, неосязаемой, но и вполне себе экономической, от которой получают выгоду все, кто этими связями связан.

Вы, наверное, слышали о капитале. XIX век, Карл Маркс, все дела, фабрики, станки, орудия производства. Слова «капитал», «капитализм» перестали быть исключительно экономическими терминами и попали, кажется, в большую часть языков мира. Определений физического капитала много, но по сути это означает «ресурсы, которые могут быть использованы в производстве товаров или оказании услуг».

Социальный же капитал не про физические объекты, а про взаимоотношения. Это групповой ресурс, то есть такой, которым обладает вся группа, объединенная во взаимоотношениях.

Социальный капитал – это ресурс невидимый. Ну, почти невидимый – до появления социальных сетей в Интернете ученым-социологам приходилось тратить очень большие ресурсы на то, чтобы понять суть характеристик взаимоотношений между людьми и тем более просчитать какую-то экономическую составляющую в них. Все люди разные, и взаимоотношения между ними разные – поди разбери, кто тут социальный капиталист, а кто нет.

С появлением же социальных сетей, вроде Facebook или ВКонтакте, социальный капитал стал немного более очевидным. Мы не только можем увидеть, сколько у кого друзей, но и качество этих связей: сколько люди друг другу комментируют записи и фотографии, сколько лайкают. Не идеальный, простецкий пример, но уже лучше, чем ничего.

Как же проявляется социальный капитал в настоящей жизни? Наверняка вы когда-то сталкивались с красивыми ухоженными подъездами: в них чисто, тепло, иногда даже цветы в кадках стоят. А другие подъезды грязные, пахнет в них не очень приятно, надписи на стенах.

Разница как раз в том, что в первом подъезде жильцы объединились, стали принимать решения вместе, вместе заботиться о деньгах, времени и внимании, чтобы подъезд хорошо выглядел, а им всем было приятно. Кроме как коллективно, такие вопросы эффективно никак не решить. Выигрывают тут все, даже те, кто поначалу не хотел ничего делать. Это проявление более высокого социального капитала. Сам по себе он невидим, но последствия его видны даже в самых простых вещах.

Социальный капитал может проявляться не только в управлении собственными подъездами, но и в других ситуациях. Французский социолог и автор термина Пьер Бурдьё, например, указывал на то, что чем больше социальный капитал, тем меньше необходимость в формальностях, за счет чего снижаются временные и другие транзакционные издержки.

Все основные авторы теории социального капитала (Бурдьё, Коулман и Патнем) считают, что ключевыми характеристиками социального капитала является не столько их наличие, сколько сила этих связей, т.е. уровень доверия между участниками взаимоотношений. Например, социальный капитал людей просто знакомых ниже социального капитала доверяющих друг другу. Доверие – важный фактор роста социального капитала.

Не стоит, правда, доводить свое усердие в налаживании социальных связей до кумовства, клановости или непотизма.

Непотизм, или кумовство, – это когда вы делаете поблажки или отдаете предпочтение людям, с которыми у вас или у ваших друзей, или друзей ваших родственников есть какие-то связи в ущерб всем остальным. То есть в отличие от использования доверия для экономии времени и ресурсов, как в примере выше, непотизм создает неравные условия вашим друзьям и всем остальным. А в случае, например, найма на работу непотизм и вовсе вреден, когда ваш друг или родственник, которого вы взяли на работу, оказался некомпетентен. Кроме того, непотизм признан ООН формой коррупции.

Говоря о социальном капитале, важно разделить два типа социального капитала, которые на русский язык переведены как связующий и вспомогательный социальные капиталы.

Связующий социальный капитал показывает, насколько сильны доверительные связи внутри сообщества. Высокий уровень доверия внутри группы может помочь противостоять внешним угрозам. В группах, где связующий социальный капитал слишком высок, могут наблюдаться такие эффекты:

Но это, разумеется, исключительные, патологические примеры.

Вспомогательный социальный капитал характеризует взаимоотношения вовне, с другими группами. Высокий вспомогательный социальный капитал упрощает и ускоряет совместные проекты между разными группами. Например, сотрудничество между городами или странами ведет к появлению ассоциаций и международных союзов. Там, где выработано доверие, многие процедуры становятся проще и быстрее.

Источник

Структура организации и социальный капитал

Профессиональные взаимодействия между членами педагогического коллектива отражают реальную структуру организации, анализ которой показывает, в какой степени используются групповые усилия сотрудников для улучшения качества уроков и внутришкольного повышения квалификации учителей, кто в коллективе реально исполняет функцию профессиональной поддержки педагогов, как в действительности осуществляется методическая работа в школе.

В рамках темы помогаем понять, что такое социальный капитал, как он отражается в структуре профессиональных взаимодействий педагогов, описываем стратегии развития профессионального сотрудничества учителей, приводим примеры самых простых вариантов «правильного сотрудничества», с которых можно начать, чтобы обеспечить улучшения качества уроков.

что такое социальный капитал организации. Смотреть фото что такое социальный капитал организации. Смотреть картинку что такое социальный капитал организации. Картинка про что такое социальный капитал организации. Фото что такое социальный капитал организации

Социальный капитал и качество образования

Социальный капитал – это способность людей объединяться в устойчивые группы для решения общих профессиональных задач. Интенсивное профессиональное сотрудничество влияет на выравнивание квалификации внутри коллектива, обеспечивает распространение и закрепление новых профессиональных навыков, повышает шансы детей на доступ к качественному образованию.

Основы сетевого анализа для руководителя

Рассматриваем основные элементы сетевой структуры организации: диады, триады, звезды, мосты и изоляты. На кейсах разбираемся, как определить скрытых лидеров, и почему их влияние бывает сильнее, чем у членов школьной администрации.

Стратегии повышения социального капитала

В разделе представляем несколько способов развития профессионального сотрудничества: от простых форм взаимопосещений уроков и информационных десантов, до системных и культурных преобразований.

Создание и укрепление доверия

Профессиональные связи образуются там, где есть доверие. Доверительные отношения в коллективе – это скорость принятия решений, хорошая управляемость и ключевой фактор результативности. В этом разделе мы рассмотрим управленческие принципы и техники создания доверия.

Опыт школ по диагностике и развитию социального капитала

Более двух тысяч школ провели диагностику и получили индивидуальные «слепки» своих коллективов. Некоторые из них поделились опытом проведения исследования социального капитала, осмысления результатов и принятия управленческих решений на основании полученных данных.

Источник

Что такое социальный капитал организации

что такое социальный капитал организации. Смотреть фото что такое социальный капитал организации. Смотреть картинку что такое социальный капитал организации. Картинка про что такое социальный капитал организации. Фото что такое социальный капитал организациичто такое социальный капитал организации. Смотреть фото что такое социальный капитал организации. Смотреть картинку что такое социальный капитал организации. Картинка про что такое социальный капитал организации. Фото что такое социальный капитал организациичто такое социальный капитал организации. Смотреть фото что такое социальный капитал организации. Смотреть картинку что такое социальный капитал организации. Картинка про что такое социальный капитал организации. Фото что такое социальный капитал организациичто такое социальный капитал организации. Смотреть фото что такое социальный капитал организации. Смотреть картинку что такое социальный капитал организации. Картинка про что такое социальный капитал организации. Фото что такое социальный капитал организациичто такое социальный капитал организации. Смотреть фото что такое социальный капитал организации. Смотреть картинку что такое социальный капитал организации. Картинка про что такое социальный капитал организации. Фото что такое социальный капитал организациичто такое социальный капитал организации. Смотреть фото что такое социальный капитал организации. Смотреть картинку что такое социальный капитал организации. Картинка про что такое социальный капитал организации. Фото что такое социальный капитал организациичто такое социальный капитал организации. Смотреть фото что такое социальный капитал организации. Смотреть картинку что такое социальный капитал организации. Картинка про что такое социальный капитал организации. Фото что такое социальный капитал организации

Социальный капитал организации и социальная политика российского предприятия

Т.Ю. Сидорина
(Опубликовано в «Журнале исследований социальной политики», 2007, №3, с. 319-334)

Достаточно важным представляется выделение индивидуального и общественного социального капиталов (группы, организации) в рамках социального капитала вообще. Полагаю, что теория социального капитала все еще не сформировала завершенное понимание каждого из этих типов. Хотя, безусловно, в работах зарубежных исследователей явно присутствует указанное разделение. Так, Дж. Коулман пишет, что в отличие от других форм капитала, социальный капитал

В материалах известного проекта Всемирного банка социальный капитал рассматривается как ресурс, необходимый для экономического развития не просто отдельных социальных групп, организаций, но даже и стран:

В свою очередь российский исследователь Н.Е. Тихонова стремится развести понятия «социальные сети» и «социальный капитал» как нетождественные, поскольку в отличие от социального ресурса вообще (в том числе неформальных социальных сетей в России 1990-2000-х годов) социальный капитал обладает свойственным всем видам капитала качеством самовозрастания:

Однако окончательно от применения концепции социальных сетей при исследовании социального капитала как фактора социального неравенства автор все-таки не отказывается:

В обоих случаях речь идет о социальном капитале индивида в его социальном окружении, и авторы, в принципе, не касаются вопроса о социальном капитале как общественном продукте. Это еще раз говорит о том, что это достаточно разные темы и области исследования, и сам термин социальный капитал не вполне пригоден для обозначения этих нетождественных проблемных областей.

В отечественных изданиях можно встретить трактовку социального капитала и как ресурса организации. Обращаясь к вопросу формирования социального капитала экономической организации, П.Н. Шихирев выделяет его основные характеристики:

Несмотря на то, что авторы этих статей рассматривают понятие социального капитала в разных ракурсах, они оба уходят от ограниченности социального капитала как индивидуального ресурса, что важно для понимания предложенной нами темы.

В данной статье мы обращаемся к проблеме формирования и роли социального капитала фирмы, предприятия в России в 2000-2005 годах, поэтому прежде всего для нас важен подход к исследованию социального капитала как общественного блага. Предприятие выступает в роли коллективного актора, носителя определенного социального капитала. Социальный капитал в этом случае может выполнять все известные и свойственные данному виду капитала функции.

Мы рассматриваем социальную политику как один из многих факторов, влияющих на формирование социального капитала организации. В нынешних социально-экономических условиях в России все более актуальным становится то, включают ли экономические стратегии предприятия решение социальных вопросов, участвуют ли предприятия в проведении социальной политики как внутри предприятия, так и вне его.

Немного истории: социальные обязательства предприятия в СССР и их трансформация в постсоветский период

Советское предприятие и проблема корпоративности

Предприятие предоставляло жилье, направляло на учебу, отдых, лечение. На подобном предприятии рабочий дорожил рабочим местом и особой атмосферой в трудовом коллективе. Все это способствовало воспроизводству стабильных трудовых отношений и кадрового потенциала. Внешне приобщение к системе «социальных благ» выступало как забота о рабочих. Внутри же предприятия социальные блага были важным рычагом управления и составной частью системы трудовых отношений, которая известна как патернализм.

Обладающее широкими социальными возможностями предприятие становилось центром городской жизни, формируя вокруг себя особый социум, особое социальное поле. Типичное советское предприятие с развитой социальной сферой удовлетворяло социальные потребности не только собственных работников, но и местного сообщества. Во-первых, сообществу была доступна мощная сеть объектов соцкультбыта. Во-вторых, практически все предприятия осуществляли «шефство» над городской инфраструктурой. С учетом этой практики можно утверждать, что социальная ответственность директора предприятия не ограничивалась ответственностью за работников самого предприятия, это была еще и ответственность перед местным сообществом. Конечно, в первую очередь это касалось градообразующих предприятий.

Следует также учитывать, что увлечение патерналистской опекой, предполагавшей довольно широкий спектр прав руководителя-отца, зачастую оборачивалось просчетами в экономической политике предприятия. Известны ситуации, когда руководители предприятий тратили большие суммы на закупку ширпотреба, содержание убыточного соцкультбыта, покупку элитного коровьего стада для подсобного хозяйства предприятия, что оказывается нерациональным с точки зрения развития производства. Романов рассматривает такое поведение как проявление популизма руководителя. Полагаю, что здесь сказываются негативные тенденции в развитии экономической политики советского государства в целом, последствия десятилетиями насаждавшегося планового хозяйствования со всеми его недостатками, в том числе как с преувеличенными амбициями руководителя предприятия относительно собственных прав, так и нехваткой знаний в области управления производством.

С началом экономической реформы промышленный социальный корпоративизм советского типа постепенно стал утрачивать свои системообразующие черты. Одной из причин постепенного разрушения традиций советского социального корпоративизма (хотя не основной и не единственной) явилась передача социальной инфраструктуры муниципальным властям.

Муниципализация социальной сферы предприятий

Основные аргументы в поддержку муниципализации строились, прежде всего, исходя из необходимости реструктурирования предприятий.

Назывались следующие: во-первых, содержание предприятием социальной сферы отвлекает большие ресурсы, необходимые для развития основной производственной деятельности предприятия, и мешает его превращению в конкурентоспособную организацию; во-вторых, льготы, предоставляемые предприятием своим работникам, снижают мотивацию к смене места работы и надежно «прикрепляют» рабочую силу к предприятию. Таким образом, социальная сфера является препятствием для развития динамичного рынка труда; в-третьих, сохранение социальной сферы на бывших государственных предприятиях крупного и среднего размера мешает развитию частного предпринимательства, не способного в современных условиях обеспечить социальное обслуживание работников этого сектора производства; в-четвертых, предоставление социальных льгот только работающим на предприятии ограничивает доступ к социальным благам другим категориям населения. Наконец, отмечалось, что предприятие с солидной социальной сферой является трудным случаем для осуществления процедуры банкротства, в особенности, если речь идет о градообразующем предприятии, несущем основное бремя ответственности за обеспечение населения целого города социальными благами.

Развал социальной сферы предприятий в результате кризисных процессов в экономике и попытки передачи объектов соцкультбыта предприятий муниципальным властям в целом ослабил систему социального обеспечения на предприятии и на территории, к нему прилегающей, практически не решив его финансовых проблем.

Социальная политика предприятия: к вопросу о формировании социального капитала

Какова роль социальной политики на современном предприятии? Можно ли говорить о том, что проведение социальной политики выгодно предприятию? Проведение социальной политики в любом случае требует ресурсных затрат, при этом она способствует повышению качества управления предприятием, осуществление социальных программ повышает инвестиционную привлекательность предприятия, вследствие улучшения финансовых показателей его деятельности, укрепляет репутацию и имидж, что повышает рейтинг предприятия как работодателя и т.д.

Однако авторы монографии не оставляют надежды, что со временем соотношение между внутренней и внешней социальной политикой бизнеса в России будет меняться в сторону увеличения расходов на внешнюю политику.

Социальная политика предприятий в России. Проблема социальной ответственности

Обращаясь к вопросу о том, какие социальные интересы преследует крупный бизнес в регионах России, Н.В. Зубаревич, отмечает, что концепция социально-ответственного бизнеса проникает и в Россию, причем в разных трактовках. Ближайшая к западной и крайне слабо распространенная у нас в стране трактовка представляет собой, согласно Зубаревич, переход от либеральной концепции корпоративного поведения, провозглашающей основной задачей компании увеличение прибыли, к концепции новых отношений между бизнесом и местными сообществами.

По мнению автора книги «Крупный бизнес в регионах России» (2005), ни проблемы формирования социального капитала, ни запрос властей не являются подлинным обоснованием проведения социальной политики предприятиями крупного бизнеса в России. В настоящее время эта социальная политика определяется рациональными потребностями бизнеса на уровне региона, стратегиями пространственного развития компаний, «укорененностью» в отдельных регионах.

Некоторую дискуссионность привносит в рассмотрение данного вопроса работа коллектива авторов «Бизнес как субъект социальной политики». Так, в главе «Социальная ответственность бизнеса и причины его социальной деятельности» на примере Свердловской области авторы выявляют основные побудительные интересы и стимулы бизнеса в проведении внешней социальной политики, в числе которых называют:

Социальная политика и социальный капитал современного российского предприятия (опыт эмпирического исследования) 30

Исследование проводилось в два этапа. Во время первого (весной 2004 года) было выбрано два крупных предприятия, конкурирующих за разделение сфер влияния на муниципальное управление, различающихся по типу управления и по профилю деятельности: рязанская нефтеперерабатывающая компания (ЗАО РНПК), входящая в состав корпорации ТНК-ВР как дочернее региональное предприятие, и ОАО завод «Красное знамя», входящий в ассоциацию предприятий союза космической промышленности. Была собрана предварительная информация о специфике внутрифирменной социальной политики предприятий разного типа и особенностях формирования социального капитала компании.

Результаты показали, что на сегодняшний день роль фирмы в проведении социальной политики возрастает в условиях формирования концепции социально-ответственного бизнеса. Понятия корпоративной культуры и социального капитала определяют основные направления внутреннего и внешнего функционирования организации, стратегию развития и процесса реализации существующих программ. Способствуя формированию имиджа компании, социальная политика выводится на первый план при оценке общей полезности компании для общества не только сторонними наблюдателями, но и самими членами организации.

Весной 2006 года был проведен второй этап исследования на предприятиях г. Рязани. Результаты неоднозначны, но позволяют сформировать определенное представление о роли социальной политики и ее восприятии в отношении формирования социального капитала компании.

В большинстве случаев руководство предприятий рассматривает проводимую внутрифирменную социальную политику как элемент экономической стратегии предприятия с позиции теории социального капитала. Довольно часто респонденты (директора предприятий, представители менеджмента компаний) говорили, что внутрифирменные социальные программы влияют на экономическую ситуацию как внутри, так и вокруг предприятия (хотя и косвенно):

Прямое влияние проследить сложно, разве что можно отказаться от ка­ких-то социальных программ, сократить выплаты, тогда остаточная прибыль будет больше. С другой стороны, косвенное влияние, конечно же, существует. Даже не в одном, а в двух аспектах: во-первых, сотрудники и их отношение к выполняемой работе. Если о людях заботятся, то они работают лучше, не халтурят. Значит, качество продукции растет, производительность повышается. Следовательно, прибыль фирмы тоже растет. Второе. сама организация солиднее выглядит в глазах общественности и партнеров, если осуществляет какие-то социальные программы (представитель менеджмента предприятия).

Социальную политику можно рассматривать как фактор привлечения высококвалифицированных сотрудников на предприятие, реальный инструмент в конкурентной борьбе за рабочую силу:

Люди к нам идут и знают, что мы помогаем своим сотрудникам, значит, ценим их. Или вот когда контракт заключаем, все документы просматриваются, сразу видно, что мы — честная компания, люди у нас работают, дают нам прибыль, а мы их ценим (директор предприятия).

Директорат предприятий, участвовавших в исследовании, отмечает, что социальные программы поддерживают высокий уровень производительности труда, а также качества выпускаемой продукции. Особенно подчеркивалось, что «если работник знает, что руководство заботится о нем, думает о его проблемах, то вероятность того, что сотрудник будет проявлять халатность на рабочем месте снижается». Более того, забота о физическом здоровье сотрудников, различные медицинские программы, проводимые по указанию дирекции предприятия, способствуют повышению и поддержанию трудоспособности (учитывая вредность производства и повышение риска получения травмы на производстве в условиях снижения внимания к условиям охраны труда):

Здоровый работник продуктивнее трудится. Согласитесь, что если человек сорвал здоровье на предприятии, а директор завода смотрит на это сквозь пальцы, не лечит, не оказывает помощь, то скоро человек начнет хуже работать, раз за разом. А если он не один такой, а таких работников много, то скоро начнет страдать качество выпускаемых нами станков. А это плохо. Значит, надо заботиться о здоровье наших людей, это каждому ясно! (представитель менеджмента предприятия).

Респонденты говорили и том, что репутация компании в бизнес-кругах поддерживается не только за счет высокого качества производимой продукции, точности и честности при ведении совместных проектов, соблюдения партнерских обязательств, но вследствие осу­ществляемых социальных программ. Особенно данный факт учитывается при выходе фирмы на рынок:

Об уровне репутации компания вынуждена заботиться, выходя на международный рынок, при заключений партнерских отношений с иностранными компаниями, для которых социальная ответственность бизнеса представляется важным аспектом деятельности (с учетом существенного различия в понимании этого понятия в России и за рубежом):

Давайте мыслить логически: наш британский партнер ведет довольно широкие социальные компании, более того, именно этого он ожидает и от нас. По его мнению, если мы заботимся о сотрудниках, значит, мы делаем долгосрочные инвестиции в свой человеческий капитал — так? А раз инвестиции долгосрочные, значит, мы надежны, с нами можно иметь дело (директор предприятия).

Интересно, что при весьма критическом отношении к вопросу о заинтересованности российского бизнеса в формировании социального капитала, автор книги отмечает, что «помимо расширения социальной базы поддержки, столь необходимой бизнесу в данный период, в более долгосрочной перспективе активизация социальной политики позволит наращивать человеческий и социальный капитал (выделено мной. — Т.С.)» 32 . Таким образом, базовые регионы наиболее приемлемы для бизнеса как объекты реализации разных форм социальной политики, поскольку это дает и репутационный выигрыш, и улучшает ситуацию там, где это наиболее важно бизнесу.

Вместе с тем я не могу не согласиться с Н.В. Зубаревич, что российские предприятия российского бизнеса еще далеки от полномасштабной реализации концепции социального капитала. Те начинания, которые обнаруживают исследования социальной политики предприятий, конечно, в первую очередь характерны для крупного бизнеса и его базовых регионов (в терминологии Зубаревич). Это же подтверждает и монография «Бизнес как субъект социальной политики».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

что такое социальный капитал организации. Смотреть фото что такое социальный капитал организации. Смотреть картинку что такое социальный капитал организации. Картинка про что такое социальный капитал организации. Фото что такое социальный капитал организации
что такое социальный капитал организации. Смотреть фото что такое социальный капитал организации. Смотреть картинку что такое социальный капитал организации. Картинка про что такое социальный капитал организации. Фото что такое социальный капитал организации
что такое социальный капитал организации. Смотреть фото что такое социальный капитал организации. Смотреть картинку что такое социальный капитал организации. Картинка про что такое социальный капитал организации. Фото что такое социальный капитал организации
что такое социальный капитал организации. Смотреть фото что такое социальный капитал организации. Смотреть картинку что такое социальный капитал организации. Картинка про что такое социальный капитал организации. Фото что такое социальный капитал организации
что такое социальный капитал организации. Смотреть фото что такое социальный капитал организации. Смотреть картинку что такое социальный капитал организации. Картинка про что такое социальный капитал организации. Фото что такое социальный капитал организации