что такое социальный инстинкт

Социальный инстинкт и значение индивидуального опыта в инстинкте

Что касается так называемого социального инстинкта, то о нем мы не будем долго распространяться. Достаточно сказать, что мы его встречаем у животных самых различных тиной, от низших до высших, включая и человека. Некоторые насекомые, пчелы, муравьи и др. ведут исключительно социальную жизнь. Последняя хорошо развита у многих рыб, а также у пернатых и у многих млекопитающих.

На чем собственно основан этот так называемый социальный инстинкт, что побуждает животных держаться друг друга и что вызывает потребность сближения, эти вопросы могли бы составить предмет отдельного сочинения, но для нашей цели будет достаточно о граниться несколькими словами.

что такое социальный инстинкт. Смотреть фото что такое социальный инстинкт. Смотреть картинку что такое социальный инстинкт. Картинка про что такое социальный инстинкт. Фото что такое социальный инстинкт

Однако хотя и нельзя отрицать, что в эволюции общественности играла известную роль семья, но нельзя забывать тот биологический факт, что гораздо ранее существования семьи мы встречаем в животном мире социальную жизнь и, во всяком случае, нельзя найти известного параллелизма в животном мире между развитием семейной жизни и жизни социальной. Отсюда ясно, что социальная жизнь возникла из биологической потребности лучшего обеспечения вида в условиях взаимопомощи и лишь нашла как бы особый стимул для своего развития в семейной жизни.

Биология доказывает, что стремление жить сообща во временных или постоянных группах обусловливается требованиями жизни и поддерживается борьбой за существование, а следовательно, инстинктом самосохранения. Биологически социальная жизнь начинается еще с агломерации низших животных и кончается социальными группами в жизни человека.

Вряд ли при этом нужно говорить, что речь идет здесь лишь первично об органической потребности, со временем же социальный инстинкт поддерживается привычкой к установившимся отношениям, в силу чего социальная жизнь не может быть рассматриваема как исключительное следствие одного инстинкта, а является лишь прямым следствием инстинкта и целого ряда иных причин, обусловленных жизненными условиями.

Этим объясняется тот факт что даже родственные между собою виды могут представлять собою различия в проявлениях социального инстинкта, так как одни могут жить группами, другие же не проявляют этой способности. Даже и представители одного и того же вида могут проявлять этот инстинкт при известных условиях; при других же он у них подавляется более или менее совершенно.

Должно иметь в виду, что инстинкт не есть нечто везде и всюду безошибочное. Как и рефлекс, в известных случаях инстинкт вводит в заблуждение и может даже оказаться вредным. Так, известно, что рыбы обманываются удочкой, имеющей вид мелкой рыбы или насекомых. Даже в материнском инстинкте низших животных возможны ошибки, благодаря тому именно, что он, руководясь органическими импульсами, направляется в значительной мере внешними впечатлениями.

Такие факты многочисленны, но мы приведем один факт из жизни пауков: случается иногда, что (вследствие каких-либо патологических причин, разумеется) паук, приготовив часть кокона, которая необходима к моменту кладки яиц, таковые не откладывает, в которой они откладываются, столько времени, сколько согласно инстинкту требуется, продолжает следующую по очереди работу, т. е. завершает, заделывает этот кокон до конца.

Самка относилась к пустому кокону совершенно так же, как к нормальному: носила его, берегла, не расставалась с ним, и сила ее материнской любви текла, развиваясь и повышаясь, как всегда течет период гнездовья». У пчел также отмечаются ошибки, основанные, на обмане воспринимающих органов, как можно читать у Berlepsch’a и других авторов. Пауки принимают иногда нитяной клубочек за яйцевой клубок и за ним ухаживают. Гуси и куры садятся на яйцеподобные камни и т. п.

С другой стороны, нельзя умалять и значения индивидуального опыта и привычек в проявлении инстинктов, о чем уже упоминалось ранее. Значение привычки, между прочим, легко иллюстрировать на том изменении, которое она вносит в половое влечение – этот несомненно наследственный акт.

Птицы одной породы, как известно, охотно спариваются и в неволе, но избегают спаривания с другими породами. Однако в известных случаях удается кенара побудить к спариванию с самкой другой но роды t ему родственной, что+ впрочем, требует много времени и особых мероприятий. Здесь, таким образом, половое влечение направляется необычным образом благодаря привычке двух пород оставаться вместе.
То же наблюдается иногда и с млекопитающими.

Равным образом между представителями отдаленных рас у людей не обнаруживается особых половых симпатий. Но при тесном общении различных рас становятся нередкими смешанные браки, что надо в значительной степени отнести на долю привычки. Известно также, что привычка приводит у людей к приобретенным половым извращениям (онанизм, гомосексуализм и проч.), отличающимся иногда поразительным упорством.

Источник

Социальные инстинкты человека

Социальный инстинкт – это фиксированная в генетическом коде программа приспособления, самосохранения и продолжения рода, отношения к себе и другим.

Инстинкт самосохранения и инстинкт продолжения рода – базовые, они обеспечивают физическое выживание особи и вида. Специфические человеческие инстинкты – исследовательский инстинкт и инстинкт свободы – служат первичной специализации человека, а инстинкт доминирования и сохранения достоинства – самоутверждению и самосохранению человека в обществе. Инстинкт альтруизма социализирует приспособительную сущность остальных инстинктов.

Обычно у человека один или несколько инстинктов доминируют, а остальные выражены слабее. Из доминирования того или иного инстинкта вытекает первичное различие людей. Можно выделить 7 типов людей по доминированию того или иного инстинкта.

Генофильный тип. Доминирует инстинкт продолжения рода. Уже в детстве интересы фиксированны на семье, такой ребёнок спокоен только тогда, когда вся семья в сборе, все здоровы и у всех хорошее настроение. Их кредо – «интересы семьи превыше всего», «мой дом – моя крепость». Ради детей и семьи готовы жертвовать собой.

Доминантный тип. Преобладает инстинкт доминирования. С детства проявляется умение организовать игру, поставить цель и сфокусировать волю для её достижения, разбираться в людях и вести их за собой, деловитость. Позднее специфика проявляется как приоритет статусных потребностей (карьеризм), усиление потребности контроля над другими, склонность учитывать потребности всего коллектива при пренебрежении интересами одного, конкретного человека. Кредо – «дело и порядок – превыше всего», «будет хорошо всем – будет хорошо каждому». Лидеры, руководители, политики, организаторы, но и «тяжёлые характеры» самодуров, тиранов вырастают на основе этого типа.

Либертофильный тип. Доминирует инстинкт свободы. Уже в в колыбели дитя этого типа протестует, когда его пеленают; склонность к протесту против любого ограничения свободы растёт вместе с ним. Преобладающие качества – стремление к самостоятельности, упрямство, терпимость к боли, лишениям, предрасположенность к риску, нетерпимость к рутине, бюрократизму. Подавлены инстинкты самосохранения, продолжения рода, что проявляется в склонности к уходу из семьи. Кредо – «свобода првыше всего». Такие люди естественно ограничивают тенденции доминантного типа. Они – хранители свободы, интересов и индивидуальности каждого, а с этим – и хранители жизни.

Дигнитофильный тип. Доминирует инстинкт сохранения достоинства. Уже с детства такой ребёнок способен уловить иронию, насмешку и абсолютно нетерпим к любым формам унижения. Это тот случай, когда с ребёнком можно договориться, только убедив его, и только с лаской. Такой человек готов во имя сохранения чести и достоинства поступиться своей жизнью, свободой, карьерой, профессиональными интересами, семьёй. Кредо – «в нашем роду не было трусов и подлецов!», «честь превыше всего!». Эволюционная целесообразность такого типа заключается в том, что они – хранители чести и достоинства личности, а с этим – жизни, достойной человека.

Источник

Социальный инстинкт

Все тонкости поведения в стае за миллионы лет сформировалась в программах, которые получили собирательное название «стадного инстинкта» или «общественного инстинкта». Взаимодействие в социальной группе под действием стадного инстинкта осуществляется путём различных способов неосознанного невербального общения. Изучению социальной группы посвящено много работ. Но объективно оценить взаимоотношения лидера и группы, можно только не будучи членом этой группы, со стороны. Для этого нужно постоянно быть в среде этой группы. А это неизбежно сразу приведёт к тому, что наблюдатель станет членом социальной группы и подвергнется её влиянию. УВИДЕТЬ истинное положение вещей может только ВСЕГДА ОСОЗНАННЫЙ человек, не подверженный влиянию группового процесса, и, кроме того, осознающий все виды невербального общения. Именно таким человеком я и являюсь.

ВЫБОР ЛИДЕР И ОБРАЗОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЫ

Организация незнакомых людей в социальную группу происходит очень быстро, и тем быстрее, чем меньше людей. Но и в большой группе, например, более 50 человек, это происходит тоже достаточно быстро. Достаточно лишь чуть внимательнее приглядеться к людям со стороны, и можно увидеть, как это происходит.

2
РАЗВИТИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ СРАЗУ ПОСЛЕ ЕЁ СОЗДАНИЯ

Нечто подобное происходит и в стае обезьян: » + сообщества этих обезьян (макак-резусов)
строятся по принципу иерархии, в которой каждая обезьяна занимает определённое положение, «почтительно» относится к тем, кто находится на более высокой ступени, и проявляет властность к нижестоящим». (Ф. Блум и др., «Мозг, разум и поведение»).

АГРЕССИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ (ритуальные оскорбления)

Очевидно, у людей появились такие инстинктивные программы стадного поведения, КОТОРОЫХ НЕТ У ЖИВОТНЫХ. А конкретные действия по воплощению этих программ мозг людей рассчитывает в соответствии с конкретными условиями.

Периодически для поддержания своего права на высокую ступеньку в стадной иерархии лидер и многие авторитетные члены социальной группы используют и ЯВНЫЕ оскорбления.
Например.
Врач, осмотрев рабочее место фельдшера, говорит ей спокойным тоном, пристально глядя в глаза: «Свинья». В ответ она посмотрела на него серьёзным, понимающим и преданным взглядом. Надо заметить, что её рабочее место было в идеальном порядке. Оба они были авторитетными членами социальной группы. Врача, занимающего низкую ступеньку в инстинктивной иерархии группы, эта же фельдшер не подпускала к своему рабочему месту (по ходу работы) и сама периодически «критиковала» похожим образом.

Несправедливая агрессия лидера не вызывает у членов его группы обиды или возмущения (страдания поражения), а сразу вызывает ВОСТОРГ и РАДОСТНОЕ ПОДЧИНЕНИЕ (как в вышеописанном примере в детском саду). Такая реакция на агрессию лидера объясняется тем, что стадный инстинкт награждает человека, которого лидер только что ПРИЗНАЛ или ПОДТВЕРДИЛ членом своей социальной группы, КОМПЛЕКСОМ ОЩУЩЕНИЙ, КОТОРЫЙ МОЖНО НАЗВАТЬ СЧАСТЬЕМ! Этот комплекс включает максимальную для данного индивидуума энергетику и усиление его психической защиты.
Эту агрессию можно назвать РИТУАЛЬНОЙ, таким путём лидер инстинктивно проверяет преданность членов группы и подтверждает их членство в группе.
Аналогичным образом агрессия авторитетного члена группы вызывает у ниже стоящего чувство преданности или охотного послушания.

Перепечатка без согласования запрещена.

© Copyright: Лариса Светличная, 2009
Свидетельство о публикации №2903020469

А МОЖЕТ БЫТЬ, ОН ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЛУЧШЕ ВСЕХ ОСТАЛЬНЫХ ЧЛЕНОВ ГРУППЫ?

Как бы ни отличались друг от друга люди, ставшие лидерами социальной группы, их ИНСТИНКТИВНОЕ поведение в роли лидера всегда ОДИНАКОВОЕ и отличается только способом и степенью воздействия на группу.

Таким образом, классификация лидеров выглядит следующим образом:

1.Инстинктивно объединяющий лидер.
1,1.Смешанный лидер (инстинктивно объединяющий лидер в роли ведущего лидера).
2.Ведущий лидер.
2,1.Ситуационный лидер (временный ведущий лидер).
2,2.Формальный лидер (ведущий лидер без наличия лидерского таланта).

Рассмотрим подробней каждый их этих видов лидеров.

ИНСТИНКТИВНО ОБЪЕДИНЯЮЩИЙ ЛИДЕР

ИОЛ объединяет людей в социальную группу инстинктивно и неосознанно, и неосознанно же ПРИЗНАЁТ ТОЛЬКО ИНСТИНКТИВНОЕ ПОДЧИНЕНИЕ. ОСОЗНАННОЕ подчинение, т.е. пропущенное через критику осознания, ИОЛ ИНСТИНКТИВНО и НЕОСОЗНАННО НЕ ПРИЕМЛЕТ.

В большой социальной группе (где, как правило, есть и ВЛ, и ИОЛ) инстинктивные лидеры, и объединяющий и ведущий, руководят вместе. При этом ИОЛ, обычно (но не всегда), уступает «трибуну» ведущему лидеру (даже в том случае, если сила инстинкта ВЛ значительно слабее, чем у него), а сам остаётся в тени. Если ВЕДУЩИЙ ЛИДЕР более сильный, чем ИОЛ (или равен ему по силе), он ОГРАНИЧИВАЕТ ВЛАСТЬ ИОЛ в отношении членов группы, его стремление к подавлению их воли и неоправданным санкциям.

Перепечатка без согласования запрещена.

© Copyright: Лариса Светличная, 2009
Свидетельство о публикации №2903140710

Источник

Социальные инстинкты человека

что такое социальный инстинкт. Смотреть фото что такое социальный инстинкт. Смотреть картинку что такое социальный инстинкт. Картинка про что такое социальный инстинкт. Фото что такое социальный инстинкт

Бизнес-тренер Диана Кебас, специально для Forbes Woman Ukraine.

Социальные инстинкты – это заложенная в каждом из нас программа приспособления, самосохранения и продолжения рода, отношения к себе и другим. Обычно у человека один или несколько инстинктов доминируют, остальные выражены слабее. Из доминирования того или иного инстинкта складываются наше поведение и характер – то, кем мы являемся в глазах окружающих.

Ценности и приоритеты в жизни, выбор деятельности, то, во что человек инвестирует время и силы – все это основывается на его доминантных инстинктах. Чем больше мы узнаем, ценим, принимаем и любим сами себя, тем лучше принимаем сходства и различия между людьми. Когда научитесь читать себя и свое ближайшее окружение сквозь фильтр доминирующих инстинктов, станет ясна настоящая природа поведения человека, мотивы его поступков, ценностей и жизненных ориентиров.

Известны семь типов людей с доминированием того или иного социального инстинкта:

1. Эгофильный (самолюбивый) тип. Людьми этого типа движет чувство самосохранения. С раннего детства они склонны к повышенной осторожности, к обостренной связи с матерью, мнительны, нетерпимы к боли. Преобладает тревожность в отношении всего неизвестного, эгоцентричность. Жизненное кредо – «безопасность и здоровье превыше всего». Эволюционная целесообразность такого типа людей заключается в том, что сохраняя себя, они являются и хранителями генофонда рода.

2. Генофильный тип (от лат. genus – род, «Я» замещается понятием «Мы»). Им присуща сверхлюбовь к своим детям, семейственность, сверхзабота о безопасности и здоровье своих детей. Отрицается собственное «Я» в пользу «Мы» (семьи). Доминирует инстинкт продолжения рода. С детства интересы фиксированы на семье. Ради детей и семьи готовы жертвовать собой.

3. Альтруистический тип. Доброта, заботливость к близким, способность отдать другим даже то, что необходимо самому. Самоотверженные люди, посвятившие жизнь общественным интересам, защите слабых, помощи больным, инвалидам, люди-альтруисты. Эволюционное значение такого типа людей очевидно.

4. Исследовательский тип. С детства наблюдается повышенная любознательность, стремление во всем докопаться до сути. Не довольствуются поверхностными ответами, много читают. Люди этого типа великие путешественники, изобретатели, ученые.

5. Доминантный тип. С детства проявляется умение организовать игру, поставить цель и сфокусировать все для ее достижения. Позднее специфика проявляется как приоритет статусных потребностей (карьеризм). Лидеры, руководители, политики, организаторы, но и «тяжелые характеры» самодуров, тиранов вырастают на основе этого типа.

6. Свободолюбивый тип. С колыбели протестует, когда его пеленают; и склонность к протесту против любого ограничения свободы растет вместе с ним. Преобладающие качества – стремление к самостоятельности, упрямство, терпимость к боли, лишениям, предрасположенность к риску, нетерпимость к рутине, бюрократизму. Такие люди естественно ограничивают тенденции доминантного типа. Они – хранители свободы, интересов и индивидуальности каждого, а с этим – и хранители жизни.

7. Дигнитофильный тип (от лат. dignitas – достоинство). Доминирует инстинкт сохранения достоинства. Нетерпимость к любым формам унижения, готовность поступиться благополучием и социальным статусом во имя собственного достоинства, приоритет чести над безопасностью, бескомпромиссность и прямота в отношениях с лидерами, нетерпимость ко всем формам ущемления прав человека. Уже с детства такой ребенок способен уловить иронию, насмешку и абсолютно нетерпим к любым формам унижения. Такой человек готов во имя сохранения чести и достоинства поступиться своей жизнью, свободой, карьерой, профессиональными интересами, семьей. Эволюционная целесообразность такого типа заключается в том, что они – хранители чести и достоинства личности, а с этим – жизни, достойной человека.

Основной социальный инстинкт указывает, какой путь выберет человек в жизни: доминантный тип будет стремиться к власти, престижу и комфорту. Если направить его энергию в нужное русло, он станет сильным лидером, независимо от того, женщина это или мужчина.

Свободолюбивый тип, скорее, будет фрилансером. Работая по найму, свободолюбивые люди могут быть бунтарями и подстрекателями либо нарушать нормы и правила, например, приходить на работу не вовремя, нарушать дресс-код. Женщина с доминирующим генофильным инстинктом будет счастлива заботиться о муже, детях и домашнем хозяйстве и отдаст супругу право зарабатывать и реализовываться в социуме. Мужчина с таким же инстинктом с удовольствием пойдет в декретный отпуск вместо жены, будет много времени проводить с детьми и помогать по дому.

Человек с комбинацией генофильного и доминантного типа будет стремиться усиливать себя, создавая собственное дело, и при этом максимум средств будет инвестировано в семью, дом, образование детей, семейные торжества и совместный отдых.

Комбинация свободолюбивого и эгофильного типа, скорее всего, приведет человека к отказу от семьи в пользу реализации своих амбиций и личных устремлений.

У каждого свой путь к счастью и самореализации – когда человек находит способ удовлетворения своего социального инстинкта или их комбинации, он чувствует радость и удовлетворение.

Диана Кебас, специально для Forbes Woman Ukraine

Источник

Социальный инстинкт

Если мы начнем объяснять устройство и деятельность общества разумом – то окажется, что в устройстве и деятельности общества много глупого. Награды и почести заставляют людей стремиться к ним – и ради того совершать часто подлости и гробить здоровье из-за кусочка металла или бумажки с буквами. Блага и слава обычно достаются не свершителям великих дел, а тем, кто к ним ловко примазался. Почитают не тех, кто добродетелен и благороден, не тех, от кого больше пользы всем, а тех, кто больше нашумел или у кого больше власти. Наверх выходят по законам общества не лучшие, а пронырливые. Общество это организуется в такое государство, которое вечно гробит природу, производит ненужное и недосматривает за нужным, не вознаграждает добро и попустительствует злу. А уж про глупость войн, содержание паразитов, потакание жадности богачей, идиотический масштаб бюрократии, гробящей любое начинание – и говорить не приходится. И в правители-то обычно выходят не самые умные, не самые лучшие, не самые патриотичные и энергичные – а те, кто ловчей договорился со всеми сильными мира сего. И с удивительным тупым упорством все общества раньше или позже сами стремились к своей гибели. Вот ведь что поразительно!

Если мы объясним устройство общества пользой, то почему оно делает так много вредного? Та же экология, те же войны, то же противоестественное сочетание безработицы и гастарбайтеров, непомерное количество начальников и придурков, накачанные дрянью продукты и т. д.

Если ставить в основу общества справедливость – то оно весьма несправедливо к рядовым, к нижним, к большинству, к слабым. Вот вам митинги, бунты и революции. И вообще ни один добрый поступок не остается безнаказанным.

Если говорить об обществе как продукте общественного договора, то мы с этими уродами наверху не договаривались обо всем том, что нам навязали.

Нет, хорошее в обществе есть, кто спорит. Все же не по лесам дикарями сидим и трясемся, что любой сильный гость сожрать может. Но. Если мы все знаем, как надо по уму и справедливости, для пользы и добра, – то почему не получается так сделать? Никогда не получалось.

1. Групповой инстинкт.

Выжили в истории только те, кто группировался в крепкие и скоординированные коллективы, спаянные взаимовыручкой, единством действий и оптимальным распределением функций. Так Селекционер Наверху вывел человека социального.

Групповой инстинкт стал аспектом, или под-инстинктом, инстинкта жизни. Хотеть жить – подразумевало хотеть быть в группе.

2. Что такое инстинкт? Все к биологам! Они это знают давно и отлично. Хотя определение допустимо в вариантах.

Инстинкт – это генетически заданная программа поведения, необходимого для выживания.

Если подробнее, то все равно что:

Инстинкт – это генетически заданная программа совершения цепи целесообразных последовательных действий по получению результата, необходимого для поддержания жизнедеятельности особи и вида, передачи генов и выживанию и развитию вида.

3. Из этого следует вот что первое, и весьма необходимое для дальнейшего понимания:

Если мы, как люди последовательные и добросовестные, начнем определять, что же именно такое эта самая жизнедеятельность. На самом основном, базовом уровне. То получится:

Жизнедеятельность – это поддержание материально-энергетической биологической системы в штатном режиме максимального энергопреобразования.

А инстинкт жизни? На базовом уровне – это что?

Инстинкт жизни – это имманентное стремление материально-энергетической биологической структуры к режиму максимального энергопреобразования.

Инстинкт жизни есть импульс энергоэволюции Вселенной.

Пиковое, игольное острие этой энергоэволюции, идущей в биосфере и ноосфере с бешено нарастающей скоростью.

Субъективное «Я хочу жить» объективно есть «Вселенная стремится наращивать энергопреобразование».

4. Из этого следует вот что второе:

Если инстинкт жизни есть проявление вселенской тенденции к повышению энергопреобразования. Если инстинкт жизни – в широком смысле слова – включает в себя всю программу жизнедеятельности организма, со всеми частностями и деталями. То:

Любой инстинкт – есть под-инстинкт по отношению к инстинкту жизни.

Любой инстинкт – есть аспект и часть общего инстинкта жизни.

Любой инстинкт – это нить в совокупном пучке инстинкта жизни.

Принято выделять инстинкт самосохранения. Под ним принято понимать стремление избегать опасности, грозящей смертью. Тогда трусость, осторожность, предусмотрительность можно считать аспектами, или формами, или под-инстинктами инстинкта самосохранения. Или иначе – инстинкт самосохранения имеет разные формы проявления.

Но. Укрытие от зноя и мороза тоже необходимо для самосохранения. И запас пищи, и одежда. Почти все инстинкты – это инстинкт самосохранения: в широком смысле слова. И вообще – это конкретизированные и опосредованные проявления инстинкта жизни.

Бегство или нападение. Прятанье от опасности или укрывание от непогоды. Делание запасов еды или предание лени, сберегающей силы. И так далее. Все это может быть классифицировано как инстинкты, врожденные программы. А может быть рассмотрено как под-инстинкты единого инстинкта жизни, как подпрограммы общей человеческой программы. То и другое правомерно. Все зависит от удобства и задач конкретного рассмотрения. Это просто масштаб: взял карту покрупнее – и соседние квадраты не попали на этот лист.

Поскольку любой инстинкт не сам по себе, а часть неделимого общего, часть Инстинкта Жизни, это просто надо всегда иметь в виду. Ненавязчиво так, за скобками.

5. И вот что третье следует из понимания инстинкта как генетической программы выживания особи и вида.

Вид состоит из особей. То, что необходимо особи – необходимо виду. Инстинктивное поведение особей складывается в инстинктивное поведение вида. Ноу, сэр.

Природа идет от общего к частному. От Вселенной к виду, от вида к отдельной особи.

Ни одна отдельная особь не является обязательной и незаменимой для вида – но вид является необходимым для существования особи.

Вот теперь логической ошибки нет.

И получается. То, что необходимо для вида – необходимо для особи. А это уже сложнее и неоднозначнее.

Вид, пусть в рамках населяющего ареал стада, есть уже система. Особь по отношению к нему выступает подсистемой. А хоть монадой. Система же не есть арифметическая сумма единиц. Она уже обладает новым качеством и имеет новые законы и задачи. Она сложнее и многообразнее. – Надо выводить детенышей. От лучших самцов. При иерархии самок тоже. Защищать от врагов все стадо в целом. И т.д.

Ради сохранения своего генофонда. Сохранения и развития стада в частности и вида вообще. Особь иногда должна:

Вступать в смертельную битву с врагом, хотя могла бы убежать и спастись. Жестоко конкурировать за место в иерархии стаи, а то генов не передаст, – хотя могла бы жить спокойно и дольше без этих стрессов. Обеспечивать пищей не только лично себя, но и ближайшее окружение, самку с потомством, а то стая вымереть может.

Инстинкт индивидуального самосохранения вступает в конфликт с инстинктом группового самосохранения (видового). И решается в пользу видового. Иначе невозможно. Индивидуалисты сдохли по дороге к нашему времени.

Нет-нет, асоциальные особи случаются всегда. Но это можно считать исключением. Рецессивной мутацией, если можно так эклектически выразиться. (Борьба социума с паразитами – отдельный вопрос.)

Поскольку же инстинкт самосохранения. В расширенном рассмотрении может быть классифицирован как инстинкт жизнеобеспечения. Или вообще инстинкт жизни. Включающий в себя и «проращивающий» из себя все остальные. То мы получаем:

Инстинкт индивидуального самосохранения может противоречить инстинкту видового самосохранения, причем конфликт решается в пользу вида путем действий особи вопреки инстинкту самосохранения – но в соответствии с видовым инстинктом самосохранения.

Короче. Особь жертвует своим интересом ради общества. Или даже жизнью.

Индивидуальный инстинкт подавляется социальным инстинктом.

Вместо «социальный» можно сказать «групповой». Суть от этого не изменится. Можно было бы сказать и «видовой», но если один доисторический род людской истребляет другой такой же, то хотя это в интересах эволюции вида, но драка все-таки исключительно в интересах своей группы. Так что говорить «видовой инстинкт», применительно к человеку особенно, здесь будет некорректно.

Противоречие между индивидуальным и социальным инстинктами человека – это и есть основная проблема человеческого общежития.

7. Да! Вечно что-нибудь забудешь. То, о чем речь. Так:

Социальный инстинкт – это инстинкт жизни на уровне группового выживания.

Это, значит, в противовес индивидуальному выживанию. Социальный – он более опосредованный, значит.

8. Но… Чтобы выжить всем кагалом, драться и жрать мало. Происходит структурирование социума. Аморфная толпа организуется в стройный и эффективный порядок. Иначе хрен выживешь. Оптимальное структурирование – необходимое качество системы, обеспечивающее выживание всем и развитие потомству.

Социальный инстинкт разветвляется и изощряется в сознании каждого таким образом, что он, каждый, хочет совершать определенные действия, чтобы занять определенное место в группе, которая становится определенным образом структурирована.

Социальный инстинкт повелевает каждому стремиться как можно выше в социальной иерархии. Повелевает самореализовываться в социально значимых формах.

9. То есть. То есть. То есть.

Вот есть Мировая Воля. Или Абсолютный Дух. Или Высший Разум. Или Бог. Или Первотолчок Вселенной.

И он закручивает и запускает всю Эту Шарманку Бытия. Которая принимает в самом общем виде форму Энергоэволюции Вселенной. Чистая изначальная бесструктурная энергия – структуризируется во Времени и Пространстве во все более дифференцированные и сложные материально-энергетические системы – от атомов водорода до государств Земли.

Воплощая своей эволюцией Закон Всемирной Структуризации, являясь агрегатным состоянием вселенской энергии, неся в себе импульс имманентного усложнения, материя переходит в своем развитии с уровня неорганического на органический, и далее на социальный, и социальные формы материи продолжают усложняться. Энергопреобразовательный уровень социальной материи растет, она становится геологической силой, а там и космической: звездные взрывы будем делать из мертвой материи.

Это – уровень объективный, физический.

А на уровне человеческом, психологическом, – на кой оно нам все надо? А-а, бабушка, бабушка.

Индивидуальный инстинкт жизни – это импульс энергоэволюции на уровне отдельного человека. Благодаря ему человек есть самообеспечивающаяся, самовоспроизводящаяся, с большим запасом автономии, биосистема. Она, система, что? – она энергопреобразует.

Социальный инстинкт, он же социальный инстинкт жизни, он же инстинкт видового, или группового, или коллективного, выживания, – он что? Он обеспечивает существование социума, группы, коллектива. Которые – что? Которые, во-первых, есть система по отношению к человеку. А во-вторых, энергопреобразуют уже не как арифметическая сумма человеков, из которых состоят: но качественно больше, на своем системном, новом, более высоком уровне.

Социум делается по мере социальной эволюции все более сложным. Чем больше энергии он преобразует – тем сложнее его иерархия. Тем разнообразней социальные роли человеков, из которых он собран. Тем разнообразнее и многограннее социальные отношения.

Как всякая система, социум эволюционирует к усложнению.

В усложняющемся социуме усложняются внутрисоциальные отношения и импульсы.

Инстинкт жизни отдельного человека, существуя в ипостасях индивидуального и социального, дробится и ветвится на ручейки, усложняется и изощряется в сфере социальных целей, ценностей, отношений и форм проявления.

10. Вот два человека в поезде разговорились, заприятельствовали, помогают друг другу чемодан нести или чай. Это самая простая, первичная по простоте форма социального инстинкта.

А вот в любом классе школы, или группе института, или роте в армии, или бараке в лагере, собирается «избранная группа». Эти – поувереннее в себе, поумнее или посильнее, позначительнее: своего рода малая аристократия общего коллектива. Это чуть более сложная форма социального инстинкта. Аморфный класс структурируется, возникает иерархия – пусть только на уровне престижа.

А вот лезут в командиры и начальники… и так далее.

Собраться и – влезть в сообществе повыше. Вот две основные формы проявления социального инстинкта.

11. Самореализация человека – это сделать в жизни побольше того, на что вообще способен. Потребность турбины отработать свой ресурс. Самореализация – это проявление инстинкта жизни через всяческие действия. Ибо жить – означает энергопреобразовывать.

Самоутверждение – это «оценка» за самореализацию. Это представление как самого человека, так и окружающих, о том, насколько он здорово сделал чего-то, т.е. самореализовался. Самоутверждение – это психологическо-социальный регулятор-оценщик уровня самореализации индивида.

Самореализация и самоутверждение – проявления инстинкта жизни.

Самореализация и самоутверждение «человека социального» имеют преимущественно социальные формы. Даже если человек, «чтобы доказать себе», прыгает с парашютом или ночует на кладбище – он утверждает себя в храбрости, каковая в его подсознании давно отложена как социальная ценность.

Человек стремится к максимальным ощущениям субъективно и максимальным действиям объективно. Значимость своих объективных действий он мерит – по своим ощущениям, и по оценкам окружающих. То есть. Критерием максимальности действия может служить социальная оценка.

Существование и функционирование социума есть объективное следствие и отражение стремления человека к максимальным ощущениям и действиям. В составе социума эмоциональная сфера человека функционирует богаче и в общем активнее. В составе социума человек в общем и среднем совершает более максимальные действия – т.е. энергопреобразует окружающую среду на более высоком уровне, что и есть его объективное стремление (оформленное в инстинкт жизни, как в прямых формах, так и косвенных, сложно опосредованных).

Объективная задача социума – энергопреобразовывать больше.

Социум для этого должен быть велик, энергосодержащ повыше, структурирован посложнее, иерархирован поизощреннее: мощен!

Человек для этого должен стремиться не только собираться в группы по 20 – 50 и выживать среди врагов. Он стремится соотнестись и соорганизоваться с себе подобными так, чтоб структура получилась как можно более и еще более мощная! – а для того большая, сложная, многоэтажная.

И в этой структуре он должен стараться занять как можно более высокое положение. Это был еще групповой инстинкт – передать гены, урвать лучший кусок, тем самым помочь группе и виду.

Чем выше место в социальной иерархии – тем выше оценка. Чем выше оценка – тем полнее представляется самореализация. То есть тем полнее реализуется инстинкт жизни.

13. Два противоречия мучат человека социального.

Первое. Противоречие между социальным и индивидуальным. Или можно сказать – между социальным и биологическим. Как член социума – герой, а как биосистема – падаль. Ужас! Но только биологическая самоотверженность гарантирует социальную устойчивость, и тем самым жизнь любому.

Второе. Противоречие между рациональным и инстинктивным. Головой человек думает, что он понимает, что гнаться за почестями, одобрением властных идиотов, престижными предметами, – это бред! – уйти в леса и жить в покое и гармонии с природой! Но инстинкт, который заставляет его жить и делать больше необходимого для выживания, инстинкт, который гонит его энергопреобразовывать Вселенную все активнее, дабы грохнуть ее к концу времен и зажечь Новую Вселенную! – этот инстинкт заставляет его стараться занять как можно более высокое место в иерархии социума, ибо через подобные действия каждого Социум энергопреобразует все больше, а это его сущность.

14. Так шо це таке социальный инстинкт?

Социальный инстинкт – это инстинкт жизни, т.е. биосистемного энергопреобразования, направленный по мере эволюции во все более культурно многообразных и изощренных формах на структуризацию людей в социум. Цель субъективная – психобиологический комфорт, адаптация, повышение самореализации. Цель объективная – повышение уровня энергопреобразования на более высоком системном уровне.

Гм. Чуток громоздко. Но в общем верно. И в основе исчерпывающе.

15. Формы проявления социального инстинкта чрезвычайно многообразны. Строго говоря, все, что человек делает инстинктивно, и что не удовлетворяет базовые потребности первого порядка, но является естественным элементом социальной структуры, работает на конструкцию социума, – все это в широком смысле слова есть проявления социального инстинкта.

Но. Надо избежать адекватизации понятий «социум» и «культура».

Если человек хочет стать ученым, или музыкантом, или офицером, или банкиром, – гм, профессиональное самоутверждение и профессиональная склонность еще не социальный инстинкт, пожалуй; нет смысла смешивать понятия. И стать самым лучшим музыкантом или банкиром – это еще тоже не социальный инстинкт, если мы имеем в виду истинное качество деятельности, явное самому профессионалу и группе знатоков. А вот если борется за премию, или чин, или благодарность Президента, – это уже социальный инстинкт, тяга к месту в иерархии.

Все действия, направленные именно на участие в иерархиях и структурах социума, либо на создание таких иерархий и структур, – есть проявления социального инстинкта.

Социальный инстинкт повелевает не просто собраться в группу и действовать сообща, – но с эволюцией цивилизации заставляет совершать все те действия, которые составляют каркас и структуру социального образования – будь то полк или государство.

Проявление социального инстинкта – ценностная шкала социума. Что важно и не важно, геройски и предательски, достойно и низко, стремление и отталкивание от этих вещей, – все это проявления социального инстинкта.

Сумма желаний, ценностей, отношений и поступков, превращающих аморфную человеческую массу в структурированный социум, – есть совокупность проявлений социального инстинкта.

Сколько слов! Социальный инстинкт – это инстинкт коллективного выживания, который гонит людей соединяться в группы, структурировать эти группы и стремиться занять максимально высокое место в иерархии группы – даже без всякого видимого смысла, и даже в ущерб личным интересам.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Глава двадцать шестая Инстинкт идеологии

Глава двадцать шестая Инстинкт идеологии Если бы миром правила сила, то медведи, львы и слоны не сидели бы в зоопарке. Поэтому и доминирование мужчин над женщинами невозможно объяснить их чисто физическим превосходством. Что касается превосходства интеллектуального, то

Стадный инстинкт

Стадный инстинкт Несколько исследователей, изучив работу и самооценку аналитиков ценных бумаг, получили удивительные результаты, особенно в отношении эпистемической самонадеянности этих деятелей. Сравнивая их с метеорологами, прогнозирующими погоду, Тадеуш Тышка и

Глава 1 Инстинкт сохранения

Глава 1 Инстинкт сохранения Почетная ссылкаКилометрах в двадцати от Москвы с Калужского шоссе направо и петлей под мост уходит узкая, но хорошо заасфальтированная дорога, в начале которой висит знак, запрещающий на эту дорогу въезжать. Мы въезжаем. Утро. Время от времени

Основной инстинкт

Основной инстинкт Русский язык в интернете это, конечно же, черт знает что такое. Но при том это все равно русский язык.Начнем с самого простого – с яростной порчи орфографии. Возникла она не в интернете, но именно в интернете была поставлена на поток. И наиболее ярко

Владислав Сурков: инстинкт самосохранения

Владислав Сурков: инстинкт самосохранения Подробный анализ фигуры заместителя главы Администрации президента России Владислава Суркова. Подготовлен накануне его визита в США в начале 2010 года, видимо, с целью понять, насколько возможно повлиять на его позицию как

Инстинкт размножения в XXI веке

Школа и инстинкт размножения

Основной инстинкт

Основной инстинкт За октябрь население России скупило валюты на 17 миллиардов долларов. Наш ответ кризису. По сравнению с сентябрем эта цифра выросла на 90 %. Скупать предпочитают евро, но не брезгуют и зеленым другом.Согласно прогнозам экспертов, на редкость единодушных в

Стадный инстинкт

Стадный инстинкт В далеком прошлом рассматриваемый «драйв» проявлялся в создании общин, скажем больших семей, включающих одной деревни, соседей или сотрудников одной фирмы, дающей людям постоянную работу. Сегодня люди не имеют корней. Главной отличительной

Г.Сосонко. Инстинкт убийцы

Г.Сосонко. Инстинкт убийцы Старинная китайская мудрость гласит, что не все люди есть в зверях, но все звери есть в людях. Из этого, однако, вовсе не следует, что «зверь в человеке» с самого начала являет собой нечто злое и опасное, по возможности подлежащее искоренению.

Основной инстинкт

Основной инстинкт Стоимость женщиныЛюбой обмен начинается с товара. Прежде чем менять, надо иметь что. Можно сказать и иначе — чтобы любить, надо отдавать. Но для рационального анализа всё же лучше придерживаться конкретики. Поэтому придётся меньше употреблять

Основной инстинкт / Общество и наука / Телеграф

Основной инстинкт / Общество и наука / Телеграф Звук детского плача включает во взрослом человеке, независимо от пола, некий внутренний механизм, делающий его более проворным. Ученые из Оксфорда выяснили это при помощи популярного аттракциона, где

Инстинкт предателя

Инстинкт предателя ТелевЕдение Инстинкт предателя ТЕЛЕИСТОРИЯ 22 июня 1941-го мою бабушку, тогда двадцатилетнюю красавицу, с моей мамой-грудничком на руках мчал поезд в Запорожье, где ждал их мой двадцатишестилетний дед, лётчик, командир эскадрильи лёгких У-2. Вдруг на

Островной инстинкт / Дело / Капитал

Островной инстинкт / Дело / Капитал Островной инстинкт / Дело / Капитал «Для российской экономики главной «кипрской» проблемой может стать длительная заморозка средств юридических лиц» В сентябре в Германии состоятся парламентские выборы. Это

Базовый инстинкт / Автомобили / Новости

Базовый инстинкт / Автомобили / Новости Базовый инстинкт / Автомобили / Новости Чтобы на равных биться с немецкими и японскими авторитетами, Hyundai Equus недоставало двух вещей. Имидж дело наживное (репутацию надо заслужить, это вопрос не двух-трех

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИНКТ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИНКТ Воистину, Валерий Николаевич Ганичев, как и многие его сверстники, зачинавшие в шестидесятые годы XX века возрождать русское национальное самосознание, пробуждать русский дух в нашем чересчур уж доверчивом и иной раз чересчур

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *