что такое социальные лифты
Социальные лифты: понятие, примеры, виды, значение
В этой статье мы разберемся с тем, что такое социальный лифт и откуда появилось это понятие. Узнаем, как работают социальные лифты. Рассмотрим классификацию социальных лифтов и их примеры. Начнём.
Что такое социальный лифт?
Социальный лифт — это отдельный механизм общества, с помощью которого человек может существенно изменить свой социальный статус. В большинстве случаев практическая реализация данного механизма связана с повышением общественного статуса человека, но нередко складывается и обратная тенденция, когда индивид теряет свои позиции в социуме.
Основная цель социальных лифтов — перераспределение социального статуса людей в соответствии с их внутренними качествами, личными достижениями и профессиональными успехами.
Термин был введен в научный оборот американским социологом Российского происхождения Питиримом Сорокиным в 1927 году. Исследователь получил уникальную возможность стать свидетелем одного из крупнейших социальных перемещений прошлого столетия – Октябрьской революции 1917 года. Результатом стала ликвидация богатых слоев населения, их позиции заняли представители среднего класса. В этом контексте революция стала тем механизмом, с помощью которого одни люди потеряли свое положение, а другие поднялись по социальной лестнице.
Социальная мобильность
С понятием «социальный лифт» тесно связано понятие «социальная мобильность». Согласно теории социальной мобильности общество делится на определенные слои, в рамках которых происходят постоянные перемещения (т.е. изменения социального статуса). Механизмом подобного перемещения служат социальные лифты. Основоположником теории о социальной мобильности так же является П. Сорокин.
В своих трудах Сорокин два вида социальной мобильности: горизонтальная и вертикальная мобильность.
Разновидности и примеры социальных лифтов
По мнению Питирима Сорокина, существует три социальных лифта: армия, семья и церковь. Однако на современном этапе развития цивилизации на первый план стали выдвигаться другие социальные лифты. Рассмотрим всё по порядку.
Виды социальных лифтов по теории Сорокина:
Армия
Во все времена армия выступала в качестве одного из важнейших социальных лифтов, особенно это актуально для России. В любую эпоху находились представители низших классов, которые с помощью армии получали возможность занять высокие посты и присоединиться к высшему сословию. На данный момент времени данная ситуация не теряет своей актуальности, это проявляется в том, что на ведущие посты часто назначают людей, которые имеют много военных заслуг или в прошлом являлись представителями силовых структур.
Семья
Практическая реализация социального лифта возможно только тогда, когда у супругов разный социальный статус. В качестве примера можно рассмотреть браки между богатыми невестами и бедными представителями аристократии. В результате невеста становится обладательницей статуса, а жених получает возможность стабилизировать свое финансовое положение, обе стороны остаются в плюсе.
Церковь
Этот социальный лифт был актуален в средние века, когда решения Папы Римского оказывали большое влияние на жизнь всей Европы. Он решал вопросы с назначением первых лиц страны, организовывал походы против отступников, даровал простым людям прощение за совершенные грехи, его влияние не было ограничено никакими рамками. Важно отметить, что согласно религиозным канонам, католические священники не могли создавать семьи и заводить детей, что исключало вероятность формирования потомственной олигархии, в таких условиях ускорялась вертикальная мобильность.
Социальные лифты в современном мире
В современном мире набирают актуальность совершенно другие социальные лифты, обусловленных развитием технического процесса и усилением глобализации. Давайте рассмотрим наиболее распространенные социальные лифты на сегодняшний день:
Интернет
Развитие современных технологий, появление интернета, популяризация социальных сетей, переход бизнеса в дистанционный формат – эти факторы оказали большое влияние на становление нового социального лифта – цифрового. Для отдельных категорий пользователей интернет стал площадкой, с помощью которого они получили возможность продвинуть себя или свои услуги без привлечения третьих сторон. Решающим фактором в формировании успешного контента является талант и харизма автора. На данный момент времени пользователи, получающие больше всего лайков, являются представителями «цифровой элиты».
Средства массовой информации
Эта категория в основном представлена интернетом, который является площадкой с большими возможностями, их грамотное использование позволяет человеку продвигать себя или свои товары. Существует множество платформ, с помощью которых можно продвигать свой бренд.
Отдельного внимания заслуживают традиционные СМИ, к ним можно отнести прессу, телевидение и радио. Практика показывает, что опубликованные в них сюжеты могут принести героям этих сюжетов популярность и повысить степень их влияние в социуме.
Образование
В прошлом образовательные учреждения различного уровня выступали в качестве основного социального лифта, данная тенденция была актуальна для многих стран. Высшее образование позволяло человеку трудоустроиться на государственную службу или стать членом политических кругов, при этом фактор наследственной аристократии постепенно отодвигался на второй план. И хотя на современном этапе образование продолжает играть роль достаточно эффективного социального лифта, но всё же наличие у человека диплома о получении высшего образования не является гарантом дальнейшего продвижения по социальной лестнице.
Карьера
В данном случае речь идет не только о продвижении по карьерной лестнице, но и получении известности, что актуально для представителей творческих профессий или получении признания со стороны пользовательской аудитории.
Политические партии
В стандартном понимании социальные лифты политических партиях ориентированы на продвижение перспективных специалистов, что позволяет обеспечить сменяемость кадров и поддерживать конкуренцию между политическими деятелями. Исходя из этого, политическая партия как социальный институт может продвинуть человека от политического деятеля местного уровня до федерального руководителя, обязательным условием является наличие у него необходимых навыков и личностных качеств.
Экономические организации
Богатство выступает в качестве гарантии высокого социального положения, эта тенденция распространяется на времена без войн и революций, во время которых богатство может быть отобрано, что приведет к потере статуса в обществе. Основные инструменты повышение социального статуса в данном контексте – это создание крупного и успешного бизнеса, благотворительность и меценатство, развитие инновационных технологий.
Функции социальных лифтов
К числу основных функций социальных лифтов относится:
Заключение
Социальные лифты оказывают большое влияние на минимизацию вероятности проявления стагнации в обществе. Широкий спектр механизмов социальной мобильности дает возможность представителям низших слоев изменить свое положение, также с их помощью предотвращается консервация элит. Это обеспечивает стабильное функционирование социальных институтов, сменяемость власти и нахождение человека на том месте, которое он заслужил.
Социальная мобильность: виды и примеры. Вертикальная и горизонтальная мобильность
Что такое социальная мобильность
Вертикальная социальная мобильность. Примеры
Горизонтальная социальная мобильность. Примеры
Типы социальной мобильности
Помимо вертикальной и горизонтальной, социальную мобильность можно делить на виды по другим критериям:
Структурная социальная мобильность вызывается изменениями в структуре экономики, происходит помимо воли отдельных индивидов. Например, автоматизация производства приводит к тому, что неквалифицированные заводские рабочие становятся безработными, вынуждены менять профессию.
Каналы социальной мобильности: социальные лифты и их виды
Питирим Сорокин выделял восемь лифтов вертикальной мобильности:
Церковь, религиозные организации
Школа, образование и наука
Политика: правительственные группы, политические партии
Искусство, шоу-бизнес, спорт
СМИ: пресса, телевидение, радио
Экономические организации: собственность, бизнес
Выберите верные суждения о социальной мобильности
Чтобы успешно сдать ЕГЭ по обществознанию, необходимо понимать суть социальной мобильности, отличать вертикальную мобильность от горизонтальной, уметь привести примеры. Разберем ряд заданий из тестов ЕГЭ прошлых лет.
Задание 1. Выберите верные суждения о видах социальной мобильности и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Внутрипоколенная мобильность предполагает изменение социального статуса от одного поколения к другому.
2) Наряду с индивидуальной мобильностью существует и групповая мобильность.
3) Повышение человека в должности служит примером горизонтальной восходящей мобильности.
4) С переходом к индустриальному обществу социальная мобильность возрастает.
5) Неоднократное изменение человеком на протяжении жизни своего социального статуса служит проявлением межпоколенной мобильности.
Ответ: 24
Задание 2. Выберите верные суждения о видах и особенностях социальной мобильности и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Перемещение человека из одной социальной группы в другую без изменения статуса служит проявлением горизонтальной социальной мобильности.
2) Социальная мобильность выражается в изменении индивидом своего общественного положения.
3) Вертикальная социальная мобильность всегда ведет к повышению социального статуса личности.
4) Различают два вида социальной мобильности: горизонтальную и восходящую.
5) Средневековому обществу была присуща низкая социальная мобильность.
Ответ: 125
Задание 3. Аналитик коммерческого банка А. уехал из Москвы в Париж на двухлетнюю стажировку в известной французской финансовой компании. А. будет во Франции работать в той же должности, что и в Москве, получать примерно такую же зарплату. Выберите в приведённом ниже списке характеристики социальной мобильности, относящиеся к данному примеру, и запишите эти цифры, под которыми они указаны.
1) индивидуальная
2) восходящая
3) миграция
4) горизонтальная
5) нисходящая
6) межпоколенная
Ответ: 134
Задание 4. Студент работает над рефератом о вертикальной социальной мобильности. Какие примеры из перечисленных ниже он может рассмотреть в своей работе? Запишите цифры, под которыми эти примеры указаны.
1) переход человека с должности рядового школьного учителя на должность директора школы
2) переход человека из квалифицированных рабочих («синих воротничков») в представители среднего класса («белые воротнички»)
3) смена профессии отца на другую профессию, без улучшения или ухудшения его социально-экономического статуса
4) отток рабочей силы из производства в сферу обслуживания
5) рост числа людей, работающих в нескольких местах
6) достижение человеком высокого положения в обществе благодаря службе в армии
Ответ: 126
Задание 5. Выберите верные суждения о каналах вертикальной социальной мобильности и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Каналы вертикальной социальной мобильности стабильны и не зависят от развития общества.
2) Основным каналом вертикальной социальной мобильности в современном обществе является образование.
3) В качестве каналов вертикальной социальной мобильности могут выступать политические партии.
4) Каналы вертикальной социальной мобильности позволяют людям достигать более высокого социального статуса независимо от личных усилий.
5) Функционирование каналов социальной мобильности снижает чувство социальной несправедливости и обеспечивает стабильность общества.
Ответ: 235
Задание 6. Назовите любые три «лифта» вертикальной социальной мобильности и проиллюстрируйте примером каждый из них. (Каждый пример должен быть сформулирован развернуто).
Ответ:
1) Брак с представителем более высокой социальной страты. Например, бедный студент женится на богатой вдове, его социальный статус повышается.
2) Профессиональный лифт (карьера). Например, успешный сотрудник банка становится главой отделения.
3) Армия. Например, рядовой после года службы получил звание сержанта, назначен командиром отделения.
Что такое социальный лифт в обществознании? Основные социальные лифты
Содержание:
Социальный лифт — это в обществознании распространенный термин, который впервые был введен знаменитым российско-американским ученым Сорокиным. Согласно его исследованиям, каждый член общества самостоятельно может изменить свой социальный статус. Для этого ему необходимо правильно подобрать сферу трансформации. Социальный лифт – это и есть данная сфера. Направления для реализации человеческих способностей:
Что такое социальный лифт, какие бывают социальные лифты
Социальный лифт – это общественная или социальная структура, позволяющая гражданину добиться изменения своего социального статуса. Существует несколько трактовок данного термина:
Основной функционал понятия лифтов в социуме:
Социальные лифты необходимы в любом обществе. Они помогают перераспределить общественное положение индивидов, опираясь на их личные достижения, профессиональные успехи и навыки. Только при наличии системы лифтов возможно гармоничное, постоянное развитие общественной жизни и страны в целом.
Граждане получают возможность самостоятельно добиваться повышения своего статуса или допускать его снижение. Это формирует конечные цели, связанные с достижением успеха, самореализацией, получением финансовой выгоды. Таким образом, социальный лифт – это механизм, повышающий уровень представителей высшего класса. На вершину попадают граждане, которые самостоятельно добились успеха, а не получили свое место благодаря происхождению, связям или материальным благам.
Теория социальных лифтов – это основа, которая характеризует общую социальную мобильность населения. Мобильностью принято называть динамичные изменения в финансовом, социальном, карьерном положении граждан или групп индивидов. На базе мобильности оценивается здоровье, образование, квалификация общества.
Что такое социальный лифт в обществознании, виды социальных лифтов
Основные социальные лифты также называют каналами. Они используются людьми для коррекции, повышения собственного положения в обществе. Благодаря правильно подобранному лифту человек получает более высокое звание на службе, прибавку к зарплате, новую должность и прочее. Нисходящее движение социального канала приводит к негативным последствиям. Личность теряет уверенность в себе, веру в себя. Причиной может стать увольнение, финансовые проблемы, трудности в семье и прочее. Рассмотрим основные виды соц. лифтов. Каждый социальный лифт, примеры которого представлены ниже, это выбранный человеком путь. В его рамках он планирует достигнуть успеха.
Численность и разнообразие социальных лифтов в современное время постоянно увеличивается. Это объясняется появлением новых направлений деятельности, инновационных и технологических открытий. Некоторые лифты потеряли свою значимость ввиду происходящих изменений.
Социальный лифт – определение, соц. лифты примеры
Социальная мобильность позволяет справедливо и эффективно моделировать общество. Ее основной предмет – статус индивида. За счет его изменения происходит формирование классовых различий, иерархии в социуме. Среди примеров социальных лифтов можно рассмотреть следующие ситуации:
Что такое социальная мобильность: понятие, примеры, виды
Социальная мобильность является неотъемлемым элементом любого общества, выступая в качестве важнейшего фактора его развития и процветания. В наше время тенденция к социальной мобильности стабильно растет, а в дальнейшем эти процессы будут лишь ускоряться. В этой статье мы разберемся с тем, что такое социальная мобильность, в чём её значение, определим разновидности социальной мобильности и ее роль в жизни общества.
Что такое социальная мобильность?
Социальная мобильность — это индивидуальное либо групповое перемещение людей внутри того или иного общества, приводящее к изменению их статуса. Социальная мобильность бывает горизонтальной и вертикальной. Под горизонтальной мобильностью понимается смена конкретным индивидуумом одной определенной социальной группы на другую, однако, обе эти группы должны находиться на одном уровне. Вертикальная мобильность связана с перемещениями индивидуума по карьерной лестнице, эта разновидность мобильности может приводить как к улучшению, так и к ухудшению его социального статуса.
Понятие социальная мобильность было введено в научный обиход в 1927 году американским социологом русского происхождения Питиримом Сорокиным, описавшим данное явление в своей работе о социальной стратификации и мобильности. Изначально этот термин был признан американскими социологами, а затем приобрел уже мировое распространение.
Именно социальной мобильности принадлежит основополагающая роль по предотвращению стагнации общественных процессов. Разнообразие ее механизмов помогает людям из низших слоев общества повысить уровень собственного благополучия, параллельно предотвращая излишнюю консервацию общественных элит, тем самым обеспечивая смену власти и слаженное функционирование всех общественных институтов.
Разновидности социальной мобильности
Как отмечалось выше, социальная мобильность бывает горизонтальной и вертикальной.
Под горизонтальной мобильностью подразумевается изменение внутри определенной группы с сохранением ее прежнего статуса, к примеру, изменения внутри религиозной общины, трудового или учебного коллектива и т.д. Горизонтальная мобильность бывает:
Вертикальная мобильность представляется более широким и объемным понятием, но на практике она может привести как к положительным, так и к отрицательным последствиям. Это связано с тем, что в отличие от горизонтальной мобильности, не влекущей за собой изменения социального статуса конкретного человека, вертикальная мобильность всегда связана с изменением социального статуса индивидуума, как в плане его повышения, так и касательно понижения.
По этой причине социологи различают восходящую и нисходящую социальную мобильность.
Восходящая мобильность влечет за собой повышение уже имеющегося у человека социального статуса.
В противовес ей нисходящая мобильность приводит к понижению, нередко весьма чувствительному и значительному, либо к полной потере человеком его прежнего социального статуса.
Механизм изменения статуса человека в обществе называют социальным лифтом, о данном понятии мы поговорим ниже.
Социальные лифты: понятие и примеры
Социальный лифт — это механизм по повышению или понижению социального статуса, т.е. то, благодаря чему индивидуумы могут изменить свой статус, переместившись в какую-либо иную общественную прослойку. Таким образом, социальный лифт выступает способом изменения социального статуса, как в пользу его повышения, (например, получения престижной и хорошо оплачиваемой работы), так и в сторону его понижения (к примеру, перевод на менее престижную должность с более скромной зарплатой). Согласно П.Сорокину, основными социальными лифтами являются:
Социальная мобильность в современном мире
Социальную мобильность относят к одному из главнейших и важнейших факторов, характеризующих любое общество и раскрывающих степень его открытости. В обществе с открытыми отношениями высоко ценится достигнутый индивидом социальный статус, помимо этого, в таком обществе имеется ряд возможностей для перехода людей из одной социальной группы в другую. В закрытом обществе, наоборот, подобные переходы крайне затруднительны, а иногда и вовсе не возможны.
Современные общественные отношения предполагают подвижность имеющейся системы стратификации, для которой характерен довольно высокий уровень социальной мобильности. Данный аспект тесно связан с потребностями в социально-экономическом развитии современного общества и научно-техническом прогрессе, а также с потребностью обеспечивать постоянный приток хорошо подготовленных и образованных специалистов в различные сферы человеческой деятельности.
Социальная мобильность, а также ее характеристики и возможности, тесно связаны и прямо зависимы от экономики определенного общества и его социально-политического уклада, при этом важную роль играют личные качества и способности того или иного человека. Способы, позволяющие преодолевать барьеры в ходе социальных перемещений, называются каналами социальной мобильности. К таковым относят возможности получить образование, повысить квалификацию, сделать политическую карьеру, поступить на армейскую службу и др.
Факторы социальной мобильности классифицируют по двум уровня: микроуровень и макроуровень.
Заключение
Из вышесказанного можно сделать следующие выводы – социальная мобильность не только предотвращает общественную стагнацию, помогая как различным слоям населения, так и отдельным индивидуумам повысить свой статус в обществе, но и помогает преодолеть чрезмерную консервацию общественных элит. Таким образом, она выступает в качестве инструмента по обеспечению нормального функционирования общественных институтов и сменяемости элит.
Социальные лифты: понятие и основные виды
Несомненный плюс современного общества заключается в том, что и отдельно взятый индивид и целые группы людей могут свободно менять свои социальные статусы, вне зависимости от их стартового положения (образование, карьера, родственные связи). Такого рода «перемещения» в социальной иерархии — это социальная мобильность. Впервые этот термин был сформирован американским социологом российского происхождения Питиримом Сорокиным в 1927 году. Кстати, на его глазах разворачивалось одно из крупнейших социальных перемещений прошлого века – революционные события 1917 года, происходящие в России, привели к практически полной ликвидации богатых слоев населения, а их место было занято представителями более низких классов. Главным механизмом (лифтом) социального подъема одних и спуска других стала революция. Однако, на практике в открытых обществах для социальной мобильности не требуются столь радикальные меры. Какие же социальные лифты используются сегодня и где они наиболее эффективны?
Социальная мобильность и социальный лифт: что это
Чаще всего под социальной мобильностью понимается изменение благосостояния и должности отдельных лиц или семей. Но она может использоваться и для оценки изменения состояния здоровья, уровня образования или других критериев между группами (классы, этнические группы, страны).
По теории, предложенной Сорокиным, в открытых обществах, где не затруднено перемещение между классами, возможны два вида социальной мобильности: горизонтальная и вертикальная. Горизонтальная предусматривает переход между группами без изменения социального статуса. Например, преподаватель уходит работать в другую школу, но остается на аналогичной должности. Вертикальная же мобильность предусматривает повышение или понижение социального статуса. Например, тот же учитель может занять должность директора, повысив свой статус. И для этого как раз и используются социальные лифты.
Социальный лифт (канал) – механизм или способ изменения социального статуса. Проще говоря, это способ, который поможет занять более престижную должность или статус (повышение на работе); или причина, по которой хорошие позиции будут утеряны — перевод на более низкую должность.
Следует также понимать, что социальный лифт может использоваться не только как средство продвижения отдельно взятых личностей, но и идей – по какой-то причине этот момент часто упускается. Так, целые государства могут перенимать модели поведения или идеи управления, улучшая или ухудшая свои экономические показатели. Самый распространенный пример – переход стран к демократии.
Виды социальных лифтов
Выделяют три основных социальных лифта: образование, брак, религия.
Хотя в современном мире критерии оценки образования были пересмотрены — «корочка» о получении ВО не обязательна, гораздо важнее актуальность имеющихся знаний — оно по-прежнему является самым мощным социальным лифтом.
Одна из важнейших задач школы – компенсация социального неравенства. Т.е. родители школьников могут занимать разный социальный статус, однако образование будет одинаковым. Это повышает уровень образованности граждан, и является примером использования социального лифта. Отличная учеба в школе позволит продолжить дальнейшее обучение на льготной основе (за счет бюджета государства, получение гранта).
Везде ли этот лифт работоспособен? Нет. Во многих странах мира более привилегированные классы предпочитают отдавать детей в частные школы, где работают лучшие преподаватели и созданы оптимальные условия для развития способностей. В то время, как в бедных районах качество образования остается на низком уровне. Выходцам из таких районов необходимо искать другие социальные лифты или оставаться на уровне своего окружения.
Примером социального лифта считается удачный брак. Под «удачным» следует понимать любые привилегии (не только финансовое состояние второй половины), которые будут доступны впоследствии: протекции, приобретение нужных связей, получение титула или звания. Существует и нисходящая мобильность: в Древнем Риме, если свободная девушка вступала в брак с рабом, она автоматически получала статус рабыни.
Церковь считается влиятельной организацией, поэтому используется как канал социального продвижения. Большинство глав церквей не имели знатного происхождения, но это не помешало им занимать высокие должности.
Но это далеко не все виды социальных лифтов, в современном обществе их больше. Еще, как минимум, 3 социальных лифта можно использовать для повышения собственного статуса:
Функции социальных лифтов
Сегодня социальный лифт – это один из критериев гармонично развивающегося общества. Наличие возможностей повысить и понизить свой уровень заставляет людей постоянно стремиться к высоким целям и развивать свои лучшие качества. Это в свою очередь создает условия, при которых вершина социальной лестницы будет занята достойными и успешными представителями своих отраслей, а не обладателями «правильного» происхождения.
Социальные каналы – эффективный способ решения проблем социального неравенства, которое сегодня остро ощущается в разных странах. Например, в Китае, где ввели рейтинг граждан, у одного из студентов ВУЗа были проблемы из-за того, что его отец испытывал финансовые сложности (заем не был своевременно погашен). Хотя огласка в СМИ и позволила избежать исключения, эта ситуация демонстрирует насколько несовершенной бывает та модель, к которой склоняется современное общество.
Развитие интернета, социальных сетей, переход бизнеса в online – эти факторы повлияли на то, что появился новый социальный лифт — цифровой. Для блогеров, влогеров, интервьюеров интернет стал тем каналом, который помог им продвинуть себя или свои услуги в современном мире, не прибегая к чьей-то помощи (брендов, компаний, партий). Большая часть успешного контента строиться на таланте и харизме автора: «self made». Сегодня, пользователи, собирающие наибольшее число лайков, считаются «цифровой элитой».
Развитие социальных лифтов
Организация экономического содружества и развития (ОЭСР), в которую входят 34 страны, в 2018 году опубликовала отчет: гражданам из бедных семей потребуется около 150 лет (или 5 поколений) для повышения своего социального статуса — это больше напоминает крутую лестницу, а не скоростной лифт. Особенно остро ситуация ощущается в странах Латинской Америки, Северной Европе, странах СНГ, России.
Лучше ситуация обстоит в Скандинавских странах – требуется смена 2-3 поколений для повышения своего статуса и благосостояния. Один из самых высоких уровней социальной мобильности ОЭСР зафиксировали в Дании: там происхождение оказывает наименьшее влияние на последующий уровень жизни, а образование – находится примерно на одном уровне для всех граждан.
Для моделирования более справедливого и эффективного общества необходимо уделять большее влияние социальной мобильности. Чтобы сократить региональные классовые различия, социальные преимущества поколений не должны рассматриваться как основополагающие. Необходимо уделять внимание (в том числе и с финансовой точки зрения) системе образования, здравоохранению и социальной политике. Это поможет молодым людям на собственном примере увидеть, что все возможно.